Особенности регулирования социально-трудовых отношений в свободных экономических зонах Республики Беларусь
Многолетний опыт функционирования свободных экономических зон (далее СЭЗ) подтвердил свою целесообразность в решении проблем улучшения социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения инвестиций создаются новые перспективные рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров, увеличиваются налоговые поступления в бюджет и доходы населения (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели деятельности резидентов СЭЗ
Показатели Годы
2000 2005 2007 2008
Количество зарегистрированных резидентов (работающих), единиц 144 260 246 264
Среднесписочная численность работников, человек 7337 27163 41160 46284
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. 67 487 731 902
Объем производства промышленной продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах, млрд. руб. 88,6 1822,6 3623,5 6032,9
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 11,7 318,1 314,0 594,7
Экспорт товаров, млн. долл. США 78,9 580,2 998,7 1539,0
Импорт товаров, млн. долл. США 89,6 618,6 947,5 1511,0
Источник [1].
Наблюдается увеличение значения всех приведенных в таблице показателей.
СЭЗ как новые территориальные формы развития производительных сил, организации производства и управления способствуют решению общеэкономических, научно-технических и других проблем регионов и государства [2].
Одним из условий успешного функционирования СЭЗ является социальное партнерство. Уровень развития отношений в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, работодателями и наемными работниками во многом определяет стабильность развития национальной экономики.
В Республике Беларусь идет активный процесс формирования структур социального партнерства различных уровней (национальный, отраслевой, местный), создания правовой базы его функционирования, накапливается опыт коллективнодоговорного регулирования. Развитие социального партнерства осуществляется на принципах:
- трехсторонности на основе трипартизма;
- учет реальных возможностей, принимаемых обязательств;
- регулярность проведения консультаций партнеров в ходе сотрудничества;
- взаимоувязка принимаемых коллективных договоров (соглашений) разных уровней;
- ответственность за принятые обязательства.
Для реализации обозначенных условий развития социального партнерства в СЭЗ имеются все условия. Организации рабочих и предпринимателей, необходимые для трехсторонних переговоров, формируются и успешно работают на крупных предприятиях со значительной численностью работающих. Достижение соглашений между сторонами трудовых отношений осуществляется через уже имеющиеся институты - профсоюзы, а также представителей администрации предприятий и государственных структур, а в некоторых случаях с участием объединений предпринимателей (работодателей).
В СЭЗ около половины предприятий имеют статус малых предприятий, что ограничивает возможности создания профсоюзной организации. С другой стороны, СЭЗ получают значительные льготы и государственную поддержку, что обязывает нанимателя улучшать условия и оплату работающим: повышения заработной платы, сохранение перспективных рабочих мест, повышение квалификации работающих в зоне и др. Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников СЭЗ Республики Беларусь составила:
Таблица 2
Отношение среднемесячной заработной платы работников СЭЗ Республики Бела-
русь к среднемесячной зарабо- тной плате по Республике Беларусь, %.
СЭЗ Го; ды
2000 2005 2007 2008
Брест 125 104 106,5 104,2
Витебск 154 83 75 86,0
Гомель-Ратон 100 100 95 100,1
Гродноинвест - 93 116 108,0
Минск 132 121 131 126,0
Могилев - 119 108,5 101,4
Данные таблицы свидетельствуют о том, что, имея таможенные, налоговые и другие льготы, резидентами СЭЗ не в полной мере используется стимулирование работников оплатой труда. Среднемесячная заработная плата работников в трех из шести функционирующих СЭЗ допускалась ниже, чем в среднем по республике.
Учитывая, что в Республике Беларусь 60% (2008 год) в доходах населения занимает заработная плата и дополнительные выплаты из фонда оплаты труда, по СЭЗ это показатель еще выше. Основное внимание при анализе экономических возможностей организации, который должен предшествовать заключению трехсторонних соглашений, следует уделять вопросу формирования фонда оплаты труда и уровня заработной платы работающих.
Степень влияния СЭЗ на социально-экономические процессы региона недостаточно оценивать только уровнем оплаты труда [3]. Положительное влияние СЭЗ
оказывает в области инноваций, организации и управления производством, экспорта, маркетинга, активизируются процессы передачи знаний внезональным коллективам региона на уровне экономических связей и личных контактов. Тесные производственные и социальные контакты с зарубежными фирмами генерируют значительные внутрифирменные связи и обогащают таким образом технологический и управленческий опыт национальных предприятий до уровня иностранных компаний.
Положительное влияние на повышение квалификации кадров оказывает процесс внутрифирменной миграции инженеров, мастеров, работников и управляющих среднего звена. Процесс развития СЭЗ формирует алгоритм и механизм включения трудовых коллективов в международное разделение труда, что позволяет им использовать положительный опыт социально-трудовых отношений зарубежных стран.
Развитие социально-трудовых отношений в СЭЗ во многом определяется эффективностью их функционирования. Многообразие целей создания СЭЗ обусловило необходимость оценки различных эффектов: экономического, социального, финансового, инвестиционного и других.
Для объективной оценки условий и возможностей СЭЗ в реализации социальной политики государства наибольшее значение имеет объективная оценка социальной эффективности функционирования СЭЗ, которую предлагается определять следующим образом: фонд потребления СЭЗ, приходящийся на одного работающего, разделить на величину бюджета прожиточного минимума. Формула имеет вид:
сэ = )/БПМ,
ЧСГ
где Сэ - социальная эффективность;
Рп - фонд потребления;
Чсг - среднегодовая численность работников в СЭЗ;
БПМ - бюджет прожиточного минимума.
Наличие такого показателя во многом упростит разработку соглашений и переговорный процесс на стадии обсуждения и заключения договоров партнерства, поможет своевременно устранить причины отставания некоторых зон в оплате труда, целенаправленно использовать средства фонда потребления, изыскивать дополнительные источники его пополнения.
Из проведенного анализа следует сделать вывод, что СЭЗ имеют значительные возможности в совершенствовании коллективно-договорного регулирования, которые будут реализованы в процессе их развития.
Литература
1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, - Мн., 2009. - 432 с.; 2. Зали-вако С.Г., Малиновская Н.Л. Анализ выполнения свободными экономическими зонами задающих параметров развития / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, № 1. - 2010, с. 24-35.; 3. Постановление Совета Мини-
стров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1264 «О критериях оценки эффективности деятельности резидентов свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 27 июля 2009 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 163, 5/23145.