Научная статья на тему 'Региональные проблемы социального партнерства в условиях современных глобальных трансформаций'

Региональные проблемы социального партнерства в условиях современных глобальных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальные трансформации / институциональная среда / ПРОФСОЮЗЫ / региональное социальное партнерство / социально-трудовые отношения / социальный диалог / экономические и социальные права человека

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Александр Викторович, Сунарчина Марина Мунировна

Анализируются региональные проблемы развития системы социального партнерства в условиях современных глобальных трансформаций в сфере социально-трудовых отношений на примере Республики Башкортостан. Рассматриваются институциональные аспекты деятельности республиканских профсоюзных организаций и особенности реализации социального диалога в Башкортостане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров Александр Викторович, Сунарчина Марина Мунировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные проблемы социального партнерства в условиях современных глобальных трансформаций»

феномены социального развития

УДК 316 ББК 60.5

А.В. Петров, М.М. Сунарчина

региональные проблемы социального партнерства в условиях современных глобальных трансформаций

Анализируются региональные проблемы развития системы социального партнерства в условиях современных глобальных трансформаций в сфере социально-трудовых отношений на примере Республики Башкортостан. Рассматриваются институциональные аспекты деятельности республиканских профсоюзных организаций и особенности реализации социального диалога в Башкортостане.

Ключевые слова:

глобальные трансформации, институциональная среда, профсоюзы, региональное социальное партнерство, социально-трудовые отношения, социальный диалог, экономи-

ческие и социальные права человека.

Развитие региональных социально-трудовых отношений в условиях современных глобальных трансформаций во многом определяется условиями для формирования эффективной системы социального партнерства, призванной решать нарастающее число проблем, связанных с защитой экономических и социальных прав трудящихся [6, с. 55-66]. Значение подобной системы существенным образом возрастает особенно в условиях современных циклических изменений в мировой экономике, именуемых глобальным экономическим кризисом и рецессией [7, с. 42-48]. В средствах массовой информации, научных работах в основном акцент делается на описание серьезных последствий циклических изменений, прежде всего, для глобальных финансов и мировой торговли. Значительно меньшее внимание уделяется анализу последствий кризиса для системы производства и социально-трудовых отношений в разных странах. Циклические изменения в современных мирохозяйственных отношениях существенным образом затронули жизнь сотен миллионов наемных работников во всем мире, как в богатых, так и в бедных странах и регионах. По оценкам специалистов МОТ, уровень официально зарегистрированной безработицы в 2010 г., составив 205 млн чел. во всем мире, практически не изменился за год; несмотря на тенденции к восстановлению мировых финансов

и торговли, увеличению инвестиционной и потребительской активности [12, с. 6] уровень безработицы продолжает сохраняться рекордно высоким: 6,3% в 2009 г., 6,2% - в 2010 г. против 5,6% в «докризисном» 2007 г., и по прогнозам МОТ в 2011 г. ситуация с глобальной безработицей не изменится радикально, сохраняясь на уровне 6,1% (особенно остро проблема глобальной безработицы стоит перед молодежью в возрасте от 15 до 24 лет). Причем даже в развитых странах, например, государствах ЕС, проблема безработицы продолжает обостряться. Безработица растет в беспрецедентных после Второй мировой войны масштабах, и именно на долю этих стран приходится до 55% прироста глобальной безработицы 2007-2010 гг., хотя в странах ЕС и иных развитых государствах проживает лишь 15% рабочей силы планеты, ситуация выглядит еще более удручающей при анализе уровня безработицы среди молодежи развитых стран - более 72% глобального прироста безработных (в возрасте от 15 до 24 лет) -при том, что на данный регион приходится лишь 10% трудящийся молодежи в мире [12, с. 12-13, 27]. По мнению исследователей рынков труда развитых стран, «кризис быстро показал призрачность “преимуществ” [также и] американского рынка труда». В течение многих лет уровень безработицы в США был ниже, чем в большинстве стран ОСЭР, однако в 2009 г. уровень безработи-

Общество

Terra Humana

цы превысил в среднем соответствующие показатели по странам ОСЭР и рос быстрее, чем, например, в Германии или Италии. Негативные тенденции в сфере занятости в развитых странах, как отмечают специалисты, наметились еще в «докризисные» годы, когда проявилось заметное отставание роста занятости от динамики ВНП, сопровождавшееся увеличением неравенства в доходах, ослаблением «среднего класса» и снижением уровня социальной защиты работников. На фоне указанных тенденций весьма интересным образом изменился тон глобализаторской риторики в развитых странах, сменившись существенной озабоченностью истинными последствиями глобализации для экономик и обществ развитых стран. Теперь не только представители профсоюзов или редкие эксперты, но и представители политического истеблишмента и научной элиты США, а также иных развитых стран выражают беспокойство по поводу роста нестабильности на рынках труда, увеличения трудовой миграции и сокращения рабочих мест, стагнации и снижения темпов роста заработной платы в ряде отраслей и увеличения социальной дифференциации по уровню доходов [2, с. 18-19]. Процесс существенного снижения темпов роста заработной платы в последние годы наблюдается не только в развитых странах, но и, по данным МОТ, во всем мире: если в 2007 г. они составляли 2,2%, то в 2008 г. - лишь 0,8%, а в 2009 г. - 0,7% (за исключением Китая, данные по которому не включены в статистику из-за их неполноты). Значительно выросла доля работников, получающих низкую заработную плату (причем рост низкооплачиваемого труда фиксировался на протяжении последних 15 лет и, следовательно, связан не только с последствиями современных циклических изменений в мировом хозяйстве) [3, с. 4, 34]. Эксперты обращают также внимание на сохранение тесной связи между темпами роста заработной платы и активизацией деятельности профсоюзов, эффективностью реализации коллективно-договорных отношений в рамках систем социального партнерства, реализующихся в разных регионах и отдельных странах в современной структуре мирохозяйственных отношений [3, с. 56-57].

В описанных далеко не простых условиях современных глобальных трансформаций особое значение приобретает специфическая региональная реакция на «вызовы», связанные с этими изменениями, составной частью которой является наличие развитой системы социального партнерства. Важным является изучение

институциональной специфики региональных систем социального партнерства в России [10, с. 72-76]. Среди регионов Российской Федерации в контексте рассматриваемой проблемы определенную специфику имеет Республика Башкортостан (РБ). Эта институциональная специфика определяется особенностями экономического развития республики, ее общественно-политического устройства, уровнем правового обеспечения регулирования социально-трудовых отношений и системы социального партнерства, особым правовым основанием взаимоотношений республики с федеральным центром и, безусловно, новейшей историей республики.

Началом работы по формированию в республике правового механизма социального партнерства стал Указ Президиума Верховного Совета РБ 1993 года «О создании республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». С принятием Трудового Кодекса (2001 г.) развитие социального партнерства превратилось, по сути дела в государственную идеологию, а значительная часть социально-трудовых отношений стала регулироваться через механизмы двух и трехсторонних договоров и соглашений.

Однако понадобилось семнадцать лет, чтобы обеспечить законодательной базой региональную систему социального партнерства, и это обстоятельство не лучшим образом сказалось на реализации механизма социального партнерства, как в республике, так и стране в целом. Сегодня становится понятным, что в целях модернизации института социального партнерства необходимо принять Закон о социальном партнерстве, а также Закон об участии работников в управлении предприятиями и акционерными обществами, чтобы полнее реализовать не только права партнеров в рамках социального диалога, но и соблюдение взятых на себя сторонами обязательств.

В соответствии с Законом РБ «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан» (6.12.2005) создана постоянно действующая Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. На отраслевом и территориальном уровне есть возможность создания трехсторонних отраслевых комиссий по урегулированию социально-трудовых споров. На уровне организаций образованы комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке и заключению коллективных договоров.

В настоящее время на республиканском уровне действует 20 отраслевых соглашений,

на уровне муниципальных районов и городских округов - 62 территориальных трехсторонних и 134 отраслевых соглашения. На предприятиях и в организациях действуют свыше 6,3 тысяч коллективных договоров, которые охватывают 96% первичных профсоюзных организаций [4, с. 1-2]. Тем не менее, наряду с определенными позитивными сдвигами в этой области складывающаяся система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в республике еще не стала в полной мере эффективным механизмом, позволяющим установить оптимальный баланс интересов различных социальных групп (прежде всего наемных работников и работодателей). Причин здесь много: недостаточность правовой базы; отсутствие четкой соподчинен-ности договоров трех уровней; длительный период функционирования отношений патернализма; неравенство партнеров; низкая социальная ответственность власти и бизнеса; слабость профсоюзов и неэффективность многих их действий в деле защиты экономических и социальных прав наемных работников и др.

В настоящее время в республике заключено девятое Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством РБ на 2010-2013 гг. Документ включает в себя 11 разделов и устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, связанных с ними производственно-экономических отношений, а также совместные действия сторон по их реализации.

В нынешнем соглашении Правительство РБ подчеркивает необходимость формирования социально-ориентированного республиканского бюджета, в частности отмечается, что доля расходов на социальную сферу в структуре консолидированного бюджета РБ будет превышать 55%. Предполагается также, что в этот период ежегодный прирост валового регионального продукта составит 5,6%, а уровень регистрируемых безработных планируется снизить до 1,85%, доля людей с доходами ниже прожиточного минимума не будет превышать 10%, должно увеличится и само число коллективных договоров - удельное число работников организации охваченных коллективными договорами к концу действия соглашения должно составить не менее 79-80% [9, с. 5-12, 18].

Необходимо отметить специфические принципы региональной системы социального партнерства: приоритетность интересов экономического развития региона по отношению к текущим потребностям

каждой из сторон; решения, принятые на основе консенсуса, являются в равной мере обязательными для всех сторон, включая государственную; выдвижение конструктивных программ взаимодействия и решения поставленных проблем.

В системе социального партнерства, реально сложившейся и существующей в РБ, соответствующее место занимают и профессиональные союзы как необходимый элемент, субъект этой системы. В своем современном положении и состоянии республиканские профессиональные союзы, естественно, имеют общие черты, характерные для всех российских профсоюзов, решают проблемы, присущие сегодня российским профсоюзам, но наряду с этим имеют и ряд особенных черт. Особенность формирования профсоюзов республики как субъекта системы социального партнерства вытекает из специфики Башкортостана в отношении темпов и порядка разгосударствления экономики, которые отличаются от федеральных (более низкие темпы разгосударствления, сохранение за государством значительной (а иногда и преобладающей) доли в капитале образованных акционерных обществ). Представляется важным отметить, что башкортостанским профсоюзам в соответствии со ст.118 Конституции РБ (2002 г.) удалось сохранить право законодательной инициативы в Государственном Совете РБ, что сыграло позитивную роль для формирования «профсоюзного лобби» в защите социально-трудовых интересов работников.

Для республиканских профсоюзов работа в рамках Региональной трехсторонней комиссии является хорошей возможностью для участия в регулировании социально-трудовых отношений в регионе. У Федерации профсоюзов РБ сформировались социальные партнеры в лице Правительства РБ (Кабинет министров РБ) и Торгово-промышленной палаты РБ (негосударственная общественная организация, объединяющая предприятия, концерны, ассоциации предпринимателей).

Необходимость скорейшей практической реализации функции защиты экономических и социальных прав трудящихся подтверждается данными анализа уровня жизни работников в республике. Так, например, в Башкортостане по итогам прошлого года среднемесячная заработная плата составляла 15600 рублей, что на 20% ниже средней заработной платы по России, и по официальным данным среди субъектов Российской Федерации Башкортостан в 2008 г. был на 33 месте, в 2009 г. - занимал 39-е место, а в 2010 г. - 40-е место. Что касается уровня безработицы в республике, то

Общество

Terra Humana

численность безработных в четвертом квартале 2010 г. начала расти, увеличившись на 6710 человек, и на конец этого года составляет 39644 человек при выросшем уровне регистрируемой безработицы с 1,6 до 1,9% и снижении числа вакансий на 8741 единицу. Из предприятий, заявивших об увольнениях, под критерии массового высвобождения попадает 56 организаций. В режиме неполного рабочего дня трудятся 9880 человек, 219 работников находятся в состоянии вынужденного простоя, 701 - в отпусках по инициативе администрации [5, с. 4-5].

Несомненным успехом республиканских профсоюзов является подписание в ноябре в Доме правительства трехстороннего Соглашения о минимальной заработной плате в РБ. Стороны договорились об установлении с 1 января 2011 г. минимальной зарплаты в РБ в размере 5500 рублей [11, с. 1]. Это касается всех трудящихся, работающих на территории РБ, за исключением тех, кто трудится в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Однако не все требования профсоюзов были поддержаны другими сторонами социального партнерства. Пока не удалось убедить ни власть, ни работодателей в необходимости исключения из минимальной зарплаты всех надбавок, включая уральский коэффициент. Требования профсоюзов об увеличении заработной платы пока рассматриваются работодателями как необоснованные и как источник инфляционных тенденций.

На данном этапе развития социального партнерства профсоюзы Башкортостана ставят перед собой следующие задачи: законодательно определить МРОТ как величину, не включающую доплаты, надбавки, премии, другие компенсационные и стимулирующие выплаты; увеличить размер МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и вернуть данное понятие в трудовое законодательство. При этом профсоюзы основывают свою позицию на положениях Конституции и нормах Трудового Кодекса России, а для повышения эффективности деятельности ФНПР рекомендует региональным профсоюзам активизировать подачу исковых заявлений в суд членами профсоюзов о взыскании недоначисленной заработной платы в целях формирования положительной судебной практики.

Следует отметить, что ситуация с уровнем оплаты труда пока к лучшему не меняется. В бюджетном секторе экономики заработная плата ниже прожиточного минимума почти у каждого девятого работника. Принятие Федерального закона №83-ФЗ может спровоцировать увеличе-

ние социальной дифференциации и сокращение занятости в бюджетной сфере, а также кардинально сократить государственную поддержку предприятий бюджетной сферы и переложить их финансирование полностью на региональные власти и сами учреждения, что не может не вызывать озабоченности у республиканских профсоюзов.

Одной из важнейших задач республиканских профсоюзов является также преодоление проблемы задолженности предприятий перед работниками. По данным профсоюзного мониторинга сумма долга в республике составляет 170 млн руб. При этом в службе судебных приставов РБ находятся на исполнении решения судов по взысканию задолженности по заработной плате на сумму, превышающую 230 млн руб. Профсоюзы республики вносят свой вклад во взыскание просроченной задолженности по заработной плате. Через комиссии по трудовым спорам в прошлом году взыскано более 700, а за I полугодие 2010 г. - почти 400 млн руб. [11].

Выплата заработной платы через комиссии по трудовым спорам и суды в последнее время на предприятиях республики становится постоянной практикой, поскольку зачастую работодатели отказываются от соблюдения правил социального диалога и даже трудового законодательства. Конечно, в таких условиях полагаться только на механизмы согласования интересов, основанные на принципе социальной ответственности, уже сложно.

Следующая проблема, которая требует вмешательства профсоюзов, это попытки урезать компенсации людям, работающим на вредных и опасных производствах. По данным Управления Роспотребнадзора по РБ уровень вредных факторов на рабочих местах предприятий зачастую превышают предельно допустимые для здоровья в 5-6 раз. За последние пять лет в республике на 33% увеличилось количество занятых тяжелым физическим трудом, на 30% выросло число лиц с впервые установленным профзаболеванием, при этом на 14% снизилась численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций. Позиция собственника предприятия, по высказываниям руководителей профор-ганов, понятна - «выжать» из производств все возможное, причем зачастую за счет жизни и здоровья работников.

В этой связи Федерация профсоюзов РБ направила в адрес Председателя Правительства России письмо о том, что более ста пятидесяти тысяч трудящихся, которые работают на вредных производствах

предприятии основных отраслей экономики РБ при реализации нового постановления Правительства об аттестации рабочих мест могут потерять свои компенсации, но при этом будут продолжать работать на тех же местах и с теми же условиями труда.

Тем более работодатели экономически не заинтересованы в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда [1, с. 3].

Пока ФНПР удалось на уровне Российской трехсторонней комиссии добиться отзыва из Министерства юстиции на доработку уже подписанного постановления.

Также Федерация профсоюзов РБ просит республиканское правительство обратиться в Минздравсоцразвития РФ с просьбой разрешить продолжить работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда непосредственно лабораториям республики, т. к. под угрозой срыва находится реализация мероприятий ст. 212 ТК РФ в части аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 г. Республиканские профсоюзы намерены посредством коллективных писем и действий не допустить вступления в силу намеченных негативных, по их мнению, изменений.

На повестке дня деятельности профсоюзов есть еще одна проблема. Минфин РФ предложил изменение шкалы обеспечения застрахованных граждан пособиями по временной нетрудоспособности, увеличение расчетной базы при определении среднего заработка до 24 месяцев, доведение с

Список литературы:

[1] Газета «Действие» ФП РБ. - 2010, № 46, 25 ноября. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.deistvie. fprb.ru

[2] Глобализация рынков труда: Динамика, проблемы, перспективы / Сб. обзоров. - М.: РАН ИНИОН, 2010.

[3] Доклад «Заработная плата в мире в 2010-2011 гг.: политика в области заработной платы в период кризиса». - Женева: Международная организация труда, 2010.

[4] Информация «О выполнении Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов РБ, объединениями работодателей РБ и Правительством РБ на 2008-2010 гг.» / Мат. пресс-центра ФП РБ. - Уфа, 2010. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.fprb.ru

[5] Из материалов республиканского профактива 7 октября 2010 г. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.fprb.ru

[6] Петров А. В. Профсоюзы - институт гражданского общества // Общество. Среда. Развитие. - 2008, № 3. - С. 55-66.

[7] Петров А. В. Глобализация и профсоюзы: перспективы защиты экономических прав человека в современных условиях / Стратегия и тактика профсоюзов в современных условиях: мат. межд. видеоконференции (25 февраля 2010 года). - Уфа: БИСТ (филиал) АТиСО, 2010. - С. 42-48.

[8] Производственно-экономический отдел ФП РБ. «Информация по рынку труда в РБ по состоянию на 11.01.2011 г.» - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.fprb.ru//news/5223html

[9] Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2011-2013 гг. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.tukaeva.ru/component/blog_calenbis. bashkortostan.ru

[10] Сунарчина М. М. Исторические предпосылки и современные исследования социального партнерства // Общество. Среда. Развитие. - 2010, № 2. - С. 72-76.

[11] Трехстороннее Соглашение «О минимальной заработной плате в Республике Башкортостан». 24 ноября 2010 г. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.tukaeva.ru//тоmponent//cоntest/ar

[12] Global Employment Trends 2011: The Challenge of a Jobs Recovery / International Labour Office. - Geneva: ILO, 2011.

двух до трех дней оплаты пособий по болезни за счет средств работодателя. Это означает, что теперь выплату по больничному листу в размере 100% работающий гражданин сможет получать только к 35-40 годам, а аргументируется эта новация дефицитом Фонда социального страхования.

При этом изменения предлагаются ввести одновременно с повышением тарифов страховых взносов работодателей во внебюджетные фонды. Работодатель должен будет перечислять значительные суммы на цели поддержания социальной справедливости в распределении, а работник, по большому счету, не сможет рассчитывать на полноценные пособия. Таким образом, государство фактически подталкивает как работников, так и работодателей к испытанным годами «серым» схемам выплаты заработной платы.

В Башкирии сегодня проживает около 4 млн человек, из них 1,4 миллиона входят в профсоюзы. Этот факт является свидетельством того, что наемные работники по-прежнему считают профсоюзы и деятельность по развитию региональной системы социального партнерства важной, но запас доверия к профсоюзам без реальных результатов, проявляющихся в улучшении жизни большинства граждан республики, может иссякнуть, особенно на фоне реализации современных глобальных негативных тенденций в развитии социально-трудовых отношений.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.