УДК 347.772
ИРИНА ВЛАДИСЛАВОВНА ГАРКУША
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА В 2023 ГОДУ: КРАТКИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВЕЛЛ
Аннотация. 2022 год ознаменовался внесением в Гражданский кодекс РФ не только точечных изменений, направленных на урегулирование локальных вопросов правоприменения, но и дополнением текста Кодекса двумя новыми главами. Значительные перемены коснулись части 4 ГК РФ (раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»). В общей сложности в этом году было принято девять федеральных законов, вносящих изменения в Кодекс. Природа товарных знаков напрямую связана с коммерческими целями: они служат для индивидуализации товаров, работ и услуг. В данной статье автором на основе методов анализа и обобщения приведен краткий обзор законодательных новелл, касающихся особенностей регистрации товарного знака, а также подробно описана сама процедура регистрации. Автор полагает, что рассмотренные законодательные новеллы логичны и закономерны в контексте стремления законодателя развивать и защищать природную, культурную и историческую уникальность субъектов РФ посредством региональных брендов. Также в статье сделан вывод о том, что регистрация товарного знака дает двустороннюю безопасность владельцу бренда. С одной стороны, она гарантирует, что никто из конкурентов не сможет воспользоваться элементами фирменного стиля и названием, с другой, что он сам не нарушает чужие права. Автор отмечает, что регистрация товарного знака дает возможность получить монополию: запретить всем конкурентам использовать свое обозначение; защититься от судебных исков внезапных правообладателей и от недобросовестных конкурентов; защитить свой домен от других владельцев товарных знаков; ликвидировать из сети Интернет нарушителей и их подделки; безопасно продавать товары на маркетплейсах и в торговых центрах; запустить продажу франшиз; запретить ввоз контрафакта через границу.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, средства индивидуализации, товарный знак, регистрация, законодательные новеллы
Тематический рубрикатор e-Library: 10.27.23
IRINA VL. GARKUSHA
Senior Lecturer, Department of Civil Law and Process Taganrog Institute of Management and Economics
FEATURES OF TRADEMARK REGISTRATION IN 2023: A BRIEF OVERVIEW OF LEGISLATIVE NOVELS
Abstract. The year 2022 was marked by the introduction of not only targeted changes to the Civil Code of the Russian Federation aimed at resolving local issues of law enforcement, but also by supplementing the text of the Code with two new chapters. Significant changes affected part 4 of the Civil Code of the Russian Federation (section VII «Rights to the results of intellectual activity and means of individualization»). In total, nine federal laws amending the Code were passed this year. The nature of trademarks is directly related to commercial purposes: they serve to individualize goods, works and services. In this article, the author, based on methods of analysis and generalization, provides a brief overview of legislative novelties regarding the features of trademark registration, and also describes in detail the registration procedure itself. The author believes that the considered legislative novels are logical and logical in the context of the legislator's desire to develop and protect the natural, cultural and historical uniqueness of the constituent entities of the Russian Federation through regional brands. The article also concluded that trademark registration provides two-way security to the brand owner. On the one hand, it guarantees that none of the competitors will be able to use the corporate identity elements and the name. On the other hand, he himself does not violate the rights of others. The author notes that the registration of a trademark makes it possible: to obtain a monopoly: to prohibit all competitors from using their designation; defend against lawsuits from sudden copyright holders; protect yourself from unscrupulous competitors; protect your domain from other trademark owners; eliminate violators and their fakes from the Internet; safely sell goods on marketplaces and shopping malls; start selling franchises; prohibit the import of counterfeit products across the border.
Keywords: intellectual property, means of individualization, trademark, registration, legislative novelties.
© И.В. Гаркуша, 2023
Ежегодное увеличение числа заявок на регистрацию товарных знаков свидетельствует о росте деловой активности в стране и демонстрирует зрелость сложившейся системы защиты объектов интеллектуальной собственности. В связи с этим Государственной Думой принят ряд изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [1].
В целях стимулирования интереса предпринимателей к использованию средств индивидуализации своих товаров и услуг 28 июня 2022 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» [2]. Новшества коснулись круга субъектов, которые могут быть обладателями исключительного права на товарный знак. С 29 июня 2023 года, помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, регистрировать обозначения смогут также физические лица, в том числе самозанятые и граждане иностранных государств, ведущие бизнес без образования ИП.
Благодаря нововведению у россиян появится дополнительная возможность развития личных брендов. Самозанятые без юридических рисков смогут продвигать свои продукты.
До вступления в действие названного закона наследники правообладателя должны были открыть ИП или передать исключительные права на товарный знак. С 29 июня 2023 года проводить такие манипуляции не потребуется. Предоставление физическим лицам возможности обладать исключительными правами на товарные знаки упрощает регулирование вопроса о наследовании таких прав.
При этом могут возникнуть проблемы, связанные с неиспользованием товарных знаков. Законодательством допускается досрочное прекращение правовой охраны товарного знака в случае, если он не используется три года (п. 1 ст. 1486 ГК РФ) [1]. Значит, если наследник станет обладателем права на товарный знак без намерения его использовать и добровольно от него не откажется, третьим лицам, желающим использовать этот товарный знак, придется три года ждать досрочного прекращения его правовой охраны вследствие неиспользования.
Существует вероятность, что наследование товарных знаков будет вводить потребителей в заблуждение. Качество товаров или услуг наследника может отличаться от того, каким оно было у наследодателя. Аналогичная ситуация возникает при отчуждении исключительного права на товарный знак. Запрет введения потребителя в заблуждение содержится в п. 2 ст. 1488 ГК РФ [1]. В 2023 году данная норма распространится на использование географических указаний.
Еще одним новшеством законодательства в сфере интеллектуальной собственности в 2023 году является запрет на регистрацию, отчуждение и использование товарных знаков в отношении однородных товаров, если такие действия могут ввести потребителя в заблуждение относительно места их производства. Соответствующие изменения внесены в часть четвертую Гражданского кодекса РФ [1] Федеральным
законом от 28.05.2022 № 143-Ф3 [3] и вступают в силу с 29 мая 2023 года.
Нельзя регистрировать обозначения однородных товаров, имитирующие или воспроизводящие географические указания. Исключением являются случаи, когда они включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов и заявитель является правообладателем указания на место происхождения товара. Аналогичные ограничения распространяются на отчуждение и предоставление права использования торговой марки.
Когда товары не являются однородными, запрет действует:
- если обозначение может ассоциироваться потребителями с географическим указанием;
- использование логотипа способно навредить владельцу указания.
Товарный знак (знак обслуживания) - это текстовое, графическое, объемное, комбинированное или иное обозначение товаров (услуг), которое используется для их индивидуализации [4]. По нему потребители находят и отличают продукты конкретного производителя среди аналогичных предложений на рынке.
Российское законодательство не содержит понятий «логотип», «бренд» и «торговая марка». Все они регистрируются и получают правовую защиту на территории России как товарный знак.
Например, бренд - это комплексное средство индивидуализации бизнеса. Он включает в себя множество взаимосвязанных компонентов: название, логотип, фирменную палитру цветов, оригинальные звуки, графику и т.д. [5]. Каждая из составных частей бренда регистрируется в качестве отдельного товарного знака. Только так можно получить полную и всестороннюю правовую защиту.
Не стоит путать понятия «товарный знак» и «фирменное наименование». Последнее включается в единый государственный реестр при создании фирмы. Фирменное наименование используется в гражданском обороте для обозначения конкретного юридического лица.
Свидетельство о регистрации товарного знака -это «официальный документ, подтверждающий наличие у правообладателя исключительного права на использование заявленного им обозначения» [6]. Это значит:
- что без разрешения правообладателя никому нельзя использовать зарегистрированный товарный знак или сходные с ним до степени смешения обозначения в отношении тех же или однородных товаров (услуг);
- владелец торговой марки вправе запрещать третьим лицам ее использование на территории государства, где она была зарегистрирована;
- правообладатель может предоставить право использования товарного знака любому лицу по своему усмотрению на основании лицензионного договора;
- исключительные права на зарегистрированное обозначение могут быть переданы другому лицу по договору об отчуждении;
- товары, упаковка, этикетки, на которых незаконно размещен товарный знак, являются контрафактными;
- правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения контрафакта;
- правообладатель вправе потребовать от нарушителя возмещения убытков или уплаты денежной компенсации в размере до 5 млн рублей. Товарный знак - это нематериальный актив, ценность которого возрастает по мере увеличения его узнаваемости среди потребителей. Рыночная стоимость известного зарегистрированного обозначения может составлять колоссальную сумму.
Зарегистрированное обозначение можно использовать для индивидуализации своей продукции среди конкурентов путем его размещения:
- на упаковках, этикетках или на самих товарах;
- при оказании услуг или выполнении работ;
- на технических и эксплуатационных документах;
- в коммерческих предложениях, рекламных материалах и на вывесках;
- в глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе в доменном имени.
В качестве товарного знака может быть зарегистрировано не каждое обозначение. Законодательством установлен ряд ограничений. Полный перечень причин для отказа в регистрации содержится в статье 1483 ГК РФ [1]. Не могут быть зарегистрированы обозначения, не обладающие различительной способностью, а также состоящие только из элементов, которые:
- являются общепринятыми терминами и символами;
- вошли во всеобщий оборот в качестве обозначения определенного вида товаров;
- указывают на количество, качество, свойство или вид продукта, время, способ и место его производства;
- являются формой товара, которая определяется его основным свойством или назначением.
В состав товарного знака нельзя включать элементы:
- вводящие потребителей в заблуждение или содержащие ложные сведения;
- противоречащие принципам гуманности, морали и общественным интересам;
- тождественные или сходные до степени смешения с официальными изображениями и наименованиями особо ценных объектов природного и культурного наследия без согласия их собственников. Не подлежат правовой охране в качестве товарных знаков:
- государственные символы и знаки (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и т. д.);
- полные или сокращенные наименования международных организаций;
- официальные награды, печати, контрольные, гарантийные или пробирные клейма, а также иные знаки отличия.
Таким образом, полагаем, что рассмотренные законодательные новеллы логичны и закономерны в контексте стремления законодателя развивать и защищать природную, культурную и историческую
уникальность субъектов РФ посредством региональных брендов.
Процедура регистрации товарного знака в 2023 году состоит из следующих этапов.
1. Проверка обозначения на уникальность и соответствие требованиям закона. Для этого нужно выбрать классы по Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ) [7]. Проверить обозначение по каждому из них, выявив схожие товарные знаки. Проанализировать все элементы торговой марки на возможность правовой охраны. Устранить выявленные недостатки обозначения.
2. Подготовка пакета документов. Для государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака потребуются:
- заявка, заполненная по форме, с указанием данных о заявителе;
- изображение заявленного обозначения;
- перечень и описание классов МКТУ [7], в отношении которых запрашивается регистрация товарного знака;
- описание заявленного обозначения;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
3. Оплата госпошлины. Она включает в себя два платежа:
- за регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы - 3500 рублей + 1000 рублей за каждый класс МКТУ [7] свыше пяти;
- за проведение экспертизы обозначения по существу и принятие решения по ее итогам - 11 500 рублей + 2500 рублей за каждый класс МКТУ [7] свыше одного.
Максимальный срок уплаты госпошлины составляет две недели со дня подачи заявки.
4. Подача документов в Роспатент. Заявка и приложения к ней могут быть составлены в электронном виде или на бумажном носителе. Цифровой документ следует подать через сайт Федерального института промышленной собственности (далее - ФИПС) [8] или Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) [9]. Бумажный вариант передается в Роспатент лично или заказным письмом. Есть возможность прислать документы по факсу с последующим представлением оригиналов.
5. Формальная экспертиза - проверка правильности уплаты госпошлины, наличия необходимых документов и соблюдения требований законодательства к их оформлению, а также анализ дополнительных материалов, представленных по запросу Роспатента. Срок проведения формальной экспертизы не должен превышать одного месяца с момента уплаты пошлин.
6. Экспертиза обозначения по существу. После успешного прохождения формальной проверки заявка на регистрацию товарного знака рассматривается детально. Если в ходе экспертизы установлено, что заявленное обозначение не соответствует требованиям статей 1477 и 1483 ГК РФ [1], заявителю направляется уведомление с предложением представить свои доводы и уточнения в течение шести месяцев. Если заявленное обозначение успешно прошло проверку, принимается решение о государственной регистрации товарного знака. Срок экспертизы
по существу не должен превышать 12 месяцев со дня завершения предыдущего этапа.
7. Оплата пошлины за регистрацию товарного знака. Размер платежа составляет 6000 рублей + 1000 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти. За выдачу бумажного свидетельства придется заплатить еще 2000 рублей. Чтобы правильно рассчитать размер госпошлин, можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором на сайте ФИПС [8].
8. Получение свидетельства о регистрации товарного знака. Резюмируя изложенное, необходимо отметить следующее. Сегодня в России охраняется более 800 000 товарных знаков, поэтому найти хорошее свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим - легко. Регистрация товарного знака дает двустороннюю безопасность владельцу бренда. С одной стороны, она гарантирует, что никто из конкурентов не сможет воспользоваться
элементами фирменного стиля и названием, с другой
- что он сам не нарушает чужие права.
Таким образом, регистрация товарного знака дает возможность:
- получить монополию: запретить всем конкурентам использовать свое обозначение;
- защититься от судебных исков внезапных правообладателей;
- защититься от недобросовестных конкурентов;
- защитить свой домен от других владельцев товарных знаков;
- ликвидировать из сети Интернет нарушителей и их подделки;
- безопасно продавать товары на маркетплейсах и в торговых центрах;
- запустить продажу франшиз;
- запретить ввоз контрафакта через границу.
СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации : часть четвертая : Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 05.12.2022). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2023).
2. О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-Ф3. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2023).
3. О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 28.05.2022 № 143-Ф3. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2023).
4. Кротов М.С. Понятие товарного знака / М.С. Кротов. - Текст: непосредственный // Аллея науки. - 2018. - Т. 5. - № 11 (27). - С. 653 - 657.
5. Бахтогареева Э. Соотношение понятий бренд и товарный знак / Э. Бахтогареева. - Текст: непосредственный // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики: сборник материалов VIII Международного юридического форума (IP Форума). - 2020. - С. 218 - 220.
6. Грант С.К. Особенности регистрации товарных знаков, используемых предприятиями сферы ритейла / С.К. Грант. - Текст: непосредственный // ИС. Промышленная собственность. - 2020. - №1. - С. 41-50.
7. Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ-12) (двенадцатая редакция) (принята в г. Ницце 15.06.1957) (с изм. и доп. от 2023 года). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2023).
8. Федеральный институт промышленной собственности: официальный сайт. - 2023. - URL: https://www.fips.ru/ (дата обращения: 25.04.2023).
9. Единый портал государственных и муниципальных услуг: официальный сайт. - 2023. - URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 25.04.2023).
REFERENCES
1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii [The Civil Code of the Russian Federation: Part Four] : chast' chetvertaya : Federal'nyj zakon ot 18.12.2006 № 230-FZ (red. ot 05.12.2022). - Tekst: elektronnyj // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii «Gosudarstvennaya sistema pravovoj informacii». - URL: http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 25.04.2023).
2. O vnesenii izmenenij v chast' chetvertuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii [On Amendments to Part Four of the Civil Code of the Russian Federation: Federal Law No. 193-FZ of 28.06.2022] : Federal'nyj zakon ot 28.06.2022 № 193-FZ. - Tekst: elektronnyj // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii «Gosudarstvennaya sistema pravovoj informacii». - URL: http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 25.04.2023).
3. O vnesenii izmenenij v chast' chetvertuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii [On Amendments to Part Four of the Civil Code of the Russian Federation: Federal Law No. 143-FZ of 28.05.2022] : Federal'nyj zakon ot 28.05.2022 № 143-FZ. - Tekst: elektronnyj // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii «Gosudarstvennaya sistema pravovoj informacii». - URL: http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 25.04.2023).
4. Krotov M.S. Ponyatie tovarnogo znaka [Concept of the trademark] / M.S. Krotov. - Tekst: neposredstvennyj // Alleya nauki. - 2018. - T. 5. - № 11 (27). - S. 653 - 657.
5. Bahtogareeva E. Sootnoshenie ponyatij brend i tovarnyj znak [The relationship between the concepts of brand and trademark] / E. Bahtogareeva. - Tekst: neposredstvennyj // Pravovaya zashchita intellektual'noj sobstvennosti: problemy teorii i praktiki: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnogo yuridicheskogo foruma (IP Foruma). - 2020. - S. 218 - 220.
6. Grant S.K. Osobennosti registracii tovarnyh znakov, ispol'zuemyh predpriyatiyami sfery ritejla [Features of registration of trademarks used by retail enterprises]/ S.K. Grant. - Tekst: neposredstvennyj // IS. Promyshlennaya sobstvennost'. - 2020. - №1. - S. 41-50.
7. Mezhdunarodnaya klassifikaciya tovarov i uslug dlya registracii znakov [International classification of goods and services for registration of marks] (MKTU-12) (dvenadcataya redakciya) (prinyata v g. Nicce 15.06.1957) (s izm. i dop. ot 2023 goda). - Tekst: elektronnyj // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii «Gosudarstvennaya sistema pravovoj informacii». - URL: http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 25.04.2023).
8. Federal'nyj institut promyshlennoj sobstvennosti: oficial'nyj sajt [Federal Institute of Industrial Property: official website]. - 2023. - URL: https://www.fips.ru/ (data obrashcheniya: 25.04.2023).
9. Edinyj portal gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug: oficial'nyj sajt [Unified portal of state and municipal services: official website]. - 2023. - URL: https://www.gosuslugi.ru/ (data obrashcheniya: 25.04.2023).