Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / конкурентоспособность региона / региональная конкурентная политика / глобализация / конкурентная среда / монополия / олигополия / competition / regional competitiveness / regional competition policy / globalization / competitive environment / monopoly / oligopoly

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершицкий Андрей Вячеславович, Букин Михаил Валентинович

Представлена характеристика вопросов повышения рентабельности жизнедеятельности региональных рынков посредством установления и генерирования конкурентной среды. Описаны механизмы региональной политики в данном контексте. Дано определение важных для конкурентной политики понятий. Подчеркнута важность процессов глобализации. Выделены и детализированы особенности региональной конкурентной политики в современной России. Представлены рекомендации по совершенствованию с использованием краудсорсинговой платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of the issues of increasing the profitability of the life of regional markets by establishing and generating a competitive environment are presented. The mechanisms of regional policy in this context are described. The definition of concepts important for competition policy is given. The importance of globalization processes is emphasized. The features of regional competition policy in modem Russia are singled out and detailed. Recommendations for improvement using a crowdsourcing platform are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 338

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Вершицкий Андрей Вячеславович,

кандидат экономических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Букин Михаил Валентинович, студент 5 курса кафедры государственного и муниципального управления Институт экономики и управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Представлена характеристика вопросов повышения рентабельности жизнедеятельности региональных рынков посредством установления и генерирования конкурентной среды. Описаны механизмы региональной политики в данном контексте. Дано определение важных для конкурентной политики понятий. Подчеркнута важность процессов глобализации. Выделены и детализированы особенности региональной конкурентной политики в современной России. Представлены рекомендации по совершенствованию с использованием краудсорсинговой платформы.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность региона, региональная конкурентная политика, глобализация, конкурентная среда, монополия, олигополия.

Annotation. The characteristics of the issues of increasing the profitability of the life of regional markets by establishing and generating a competitive environment are presented. The mechanisms of regional policy in this context are described. The definition of concepts important for competition policy is given. The importance of globalization processes is emphasized. The features of regional competition policy in modern Russia are singled out and detailed. Recommendations for improvement using a crowdsourcing platform are presented.

Key words: competition, regional competitiveness, regional competition policy, globalization, competitive environment, monopoly, oligopoly.

Постановка проблемы. Одним из ценностных ориентиров для России в разрезе перехода к цивилизованным рыночным взаимоотношениям обозначается ускорившаяся политика противодействия всем формам проявления монополии и, в частности, протекция экономической конкуренции. На сегодняшний день наличие сформированной конкурентной среды позиционируется одним из ключевых консигнаций развития предприятий, регионов и экономики страны.

Формулировка цели статьи. Целью написания статьи является - исследование особенностей региональной конкурентной политики в современной России и разработка предложений по ее совершенствованию в контексте цифровой экономики.

Изложение основного материала. Природа монополизма и конкуренции, механизм осуществления эффективного антимонопольного регулирования и закладывания конкурентной среды заинтересовывала многих отечественных и заграничных ученых. В целом, серьезного внимания удостоены труды Дж.М. Кейнса, М. Портера, П. Самуэльсона, С. Фишера и других. Среди российских ученых анализ и пути усиления конкурентных позиций региональных рынков, теоретический фундамент реализации государственной антимонопольной политики рассматривали: А.А. Огарков, А.В. Поленов, С.Н. Растворцева, Ю.В. Савельев, С.А. Сергеева, М.В. Шишкин и другие.

Тем не менее, вопросы повышения рентабельности жизнедеятельности региональных рынков посредством установления и генерирования конкурентной среды требуют дальнейшего исследования. Недостаточно освещенный в экономической и литературе по государственному и муниципальному менеджменту вопрос воздействия державного антимонопольного урегулирования на продуктивность региональных товарных рынков, что и обусловило немаловажность данного исследования.

Как справедливо указывает С.Н. Растворцева с соавтором, существующий макроуровень глобализации мировой экономики и популяризация политики фритредерства минимизирует входные барьеры на внутренние рынки и нивелирует значимость абсолютных перевесов национальных систем, обусловленных количественными параметрами наличествующих факторов производства. Это детерминирует поиск возможных путей прироста уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках [4].

Этимологически генезис термина «конкуренция» восходит к латыни (concurrentia), что означает «столкновение» и «соперничество». Но это поведенческий тезаурус.

Предпочтительно он распространен в экономической литературе. Последующее осознание конкуренции раскрывалось в ориентировке более точной атрибуции ее целей и способов конкурирования. Так, в истолковании Ю.В. Таранухи под конкуренцией понимают «характерное товарное производство антагонистическое соперничество между частными производителями за лучшие средства производства и сбыта товаров» [7, С. 48].

С середины 70-х годов прошлого века понятие «конкурентоспособность», как отмечает Ю.В. Савельев, становится одним из центральных в расценке политического и экономическго позиционирования государства [5]. Сегодня же критерии и приоритеты конкурентоспособности государств - это важнейшие ориентиры их развития, как и для Российской Федерации, перед которой сегодня также встала дилемма: превратиться в нефтегазовое государство со слабым внутренним рынком, малоустойчивой политико-социальной ситуацией, предельным уровнем безработицы, сильнейшей дифференциацией населения по доходам и сжатием его численности или, напротив, максимально сконцентрировать все ресурсы, резервы и усилия на повышении конкурентоспособности региональной экономике, резервации собственной экономической индивидуальности, воспользовавшись преимуществами глобализации.

Перейдем к определению дефиниции «региональная конкурентная политика». Достаточно часто некоторые исследователи данную категорию заменяют понятием «антимонопольная политика», как к примеру авторы М.В. Шишкин и A.B. Смирнов [9].

Под данной категорией понимается политика, ориентированная на усиление состязательности регионов и, следовательно, на рост объема производства региональной экономики.

Если политика защиты конкуренции, как указывает М.Р. Шамсутдинова, строится на идеях нейтральности, то есть минимальных потерь эффективности, обусловленных восстановлением экономических процессов по причине прекращения антиконкурентных действий, то политика развития конкуренции основывается на критериях Парето-эффективности [8].

Следует отметить, что державная региональная конкурентная политика (КП) в нашем государстве разворачивается при помощи таких фундаментальных инструментов: правовые нормы протекции экономической конкуренции; правила превенции, локализации и остановка антиконкурентной деятельности; средства купирования недобросовестной конкуренции; регламенты надзора за плотностью субъектов хозяйствования в регионе; каноны координации естественных монополий.

В данном аспекте важную роль имеет ФЗ-569 [1], в котором регламентируются контрактные основы закупок для муниципальных учреждений, что представляется очень важным для региональных антимонопольных конструктов. Также важной составляющей КП, с точки зрения ее влияния на региональную экономику, естьре гулирование гос помощи (поддержки).

A.B. Поленов подчёркивает, что в современных условиях развитие любой страны невозможен без выработки приоритетных направлений деятельности, которые основываются на точно сформулированной стратегии действий государства [2]. Стратегия КП региона должна учитывать объективные закономерности экономического

развития, ресурсный потенциал страны, интенсивность развития глобализационных процессов, а также ограничение социально-экономической системы, в которой она будет реализовываться. В то же время такая стратегия должна быть направлена на создание и развитие эффективной конкурентной среды.

Особенности региональной конкурентной политики в современной России сводятся к тому, что РФ владеет комбинацией конкурентных преимуществ, которые при грамотном подходе способны гарантировать выпережающий экономический рост регионов, а именно:

Во-первых, это географическое положение, а также ее масштабы и удобный транспортный коридор, благодаря чему следует наращивать транзитную ренту.

Во-вторых, это запасы природных ресурсов, необходимо делать акцент не на экспорте природных ресурсов, а на поставку готовой продукции.

В-третьих, это капитал. Речь идет о наличии в России неплохой системы технического образования и научной базы в целом, которые, впрочем, требует дополнительных инвестиций.

В-четвертых, это развитый энергетический комплекс, включающий мощности по добыче, генерации, транспортировке, хранению ресурсов.

В-пятых, это развитый военно-промышленный комплекс. Среди которых в разных регионах Российской Федерации все еще сохраняются авиационные и космические технологии.

Установлено, что для успешного развития экономики в Республике Крым особенно важно найти направления стратегической координации конкурентной и промышленной политики, реализация которых будет способствовать экономическому росту в регионе. По нашему мнению, такими направлениями являются: повышение конкурентоспособности крымских товаров; создание благоприятной конкурентной среды; стимулирование инноваций; устранение административных барьеров.

Особенности конкурентной политики были рассмотрены на основе анализа деятельности Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым. Обнаружено, что в указанном Комитете практически отсутствует как таковое сотрудничество с предпринимателями. Повышение эффективности процесса управления конкурентной политикой и системой госзакупок предлагается реализовать созданием краудсорсинговой платформы «Решаем проблемы конкурентной политики Республики Крым совместно», позволяющей предпринимателям резюмировать свое мнение и свое представление стратегических ориентиров развития региона.

Преимущества от использования краудсорсинговой платформы:

- Возможность выразить свое мнение у предпринимателей - рост удовлетворенности.

- Гарантия справедливости в отборе идей - рост доверия.

- Экономия времени сотрудников Комитета.

- Возможность вовлечь во взаимодействие более широкие слои населения, в том числе «пассивных участников» и «занятых участников».

- Увеличение количества инновационных идей.

- Информирование жителей о вопросах местного самоуправления.

С помощью краудсорсинга можно достигать разных по своей сути целей. В зависимости от поставленных целей можно говорить об определенном наборе преимуществ краудсорсинга для работников Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым. Ниже мы попытались обобщить преимущества, которые дает краудсорсинг:

1) Охват большого количества заинтересованных лиц. Предлагая поиск решения определенной задачи большой группе потенциальных исполнителей, заказчик автоматически добивается широкого охвата.

При этом его расходы меньше, чем при условии объявления тендера на выполнение определенных работ.

2) Привлечение пользователей. Когда человек берется выполнять задачи, обменивается идеями, обсуждает результаты работы, рассказывает о проекте своим друзьям, он становится невероятно мотивированным и политически ценным активом.

3) Получение большого количества вариантов достижения цели. Современные технологии позволяют получать варианты от людей с разных континентов, представляющих разные профессии и обладающие разным опытом.

Выводы. Исследование показало, что научный подход к пониманию сущности региональной КП государства основывается на принципе системности. Большинство проблем в сфере формирования и реализации КП нуждаются в комплексных мерах для их решения. Установлено, что КП государства направлена на развитие конкурентной среды национальной рынка, защиты конкуренции, регулирование конкурентноспособного процесса. На основе системного анализа разработан научный подход к построению трансмиссионного (передающего) механизма влияния КП на экономический развитие в контексте роста олигополии региональных товаропроизводителей, а также обеспечения общего положительного общественного эффекта. Нерешенность проблем реализации КП приводит к снижению конкурентоспособности местных предприятий, а также потери как внешнего, так и внутреннего рынка. Установлено, что для повышения эффективности реализации конкурентной политики и результативности деятельности органов власти в сфере экономической конкуренции государство должно применять не только контролирующие меры, но соответствующие стимулирующие инструменты развития конкуренции.

Список литературы:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 28.12.2022 N 569-ФЗ). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

2. Поленов, A.B. Конкурентная политика как фактор обеспечения конкурентоспособности социально-экономической системы региона / A.B. Поленов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. - №2. - С. 48-60

3. Проблемы и перспективы совершенствования регионального управления: проекты, платформы, процессы: монография / A.A. Огарков, Т.Б. Иванова и др. -Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2021.-232 с.

4. Растворцева, С.Н. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации: учеб. Пособие / С.Н. Растворцева, H.A. Гринева. - Белгород: Константа, 2019. - 187 с.

5. Савельев, Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике / Ю.В. Савельев; Институт экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2020. -516 с.

6. Сергеева, С.А. Методология развития конкурентной среды рынка публичных закупок в Российской Федерации: дисс. доктора экон. наук / С.А. Сергеева. - М.: МГИМО, 2023.-454 с.

7. Тарануха, Ю.В. Конкуренция: система и процесс / Ю.В. Тарануха. - М.: Изд-во Дело и сервис, 2022. - 665 с.

8. Шамсутдинова, М.Р. Управление развитием региона на основе системного подхода: теоретический аспект / М.Р. Шамсутдинова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2023. - Т. 4, № 1(133). - С. 77-82

9. Шишкин, М.В. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для вузов / М.В. Шишкин, A.B. Смирнов. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.