Научная статья на тему 'Государственная политика по развитию конкуренции в современных социально экономических условиях'

Государственная политика по развитию конкуренции в современных социально экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1526
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погудаева Марина Юрьевна, Орлюк Александр Витальевич

В работе анализируются направления совершенствования государственной политики в области развития конкуренции. В работе проводится анализ эволюции категории конкуренции национальной экономики и ее отражение в нормативных документах. В частности, анализируется отражение категорий теории конкуренции в современной системе государственного регулирования экономики, в том числе и посредством международных соглашений. Автором приводится анализ необходимости отражения положений теории конкуренции в совокупности целей социальноэкономической политики государства. В результате работы показано, что реализуемые в настоящее время проекты развития, которые проводятся частными компаниями при взаимодействии с государством, могут стать эффективным решением в области развитии конкуренции, создать оптимальный подход к работе с развивающейся экономической системой. Все это позволяет дать возможности развития конкуренции на региональных рынках, что в свою очередь приводит к совершенствованию конкурентных отношений в экономике в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика по развитию конкуренции в современных социально экономических условиях»

Государственная политика по развитию конкуренции в современных социально-экономических условиях

I

ей

2 ©

Погудаева Марина Юрьевна,

доктор экономических наук, профессор, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», pogudaevamy@edu.mos.ru

Орлюк Александр Витальевич,

аспирант кафедры УГМЗ, ГАОУ ВО Московский городской университет управления Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

В работе анализируются направления совершенствования государственной политики в области развития конкуренции. В работе проводится анализ эволюции категории конкуренции национальной экономики и ее отражение в нормативных документах. В частности, анализируется отражение категорий теории конкуренции в современной системе государственного регулирования экономики, в том числе и посредством международных соглашений. Автором приводится анализ необходимости отражения положений теории конкуренции в совокупности целей социально-экономической политики государства. В результате работы показано, что реализуемые в настоящее время проекты развития, которые проводятся частными компаниями при взаимодействии с государством, могут стать эффективным решением в области развитии конкуренции, создать оптимальный подход к работе с развивающейся экономической системой. Все это позволяет дать возможности развития конкуренции на региональных рынках, что в свою очередь приводит к совершенствованию конкурентных отношений в экономике в целом. Ключевые слова: конкуренция, государственная политика, развитие, социально - экономические условия

Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» отмечается, что в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности требуется совершенствования государственной политики по развитию конкуренции. Для достижения заявленных целей актуальным является решение следующих задач:

- повышение удовлетворённости потребителей за счёт расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

- повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счёт обеспечения равного доступа к товарам и услугам, субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоёмких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

- стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряжённости в обществе, обеспечение национальной безопасности[].

Конкуренция - это одно из фундаментальных условий существования и эффективного функционирования рыночной системы. Именно конкуренция даёт возможность параметру «стоимость» отвечать за координацию взаимодействия внутри системы, являться индикатором имеющегося дефицита или излишков. Конкуренция играет важнейшую роль в определении уровня эффективности бизнеса - заставляет организации, которые применяют ресурсную базу с низкой степенью эффективности, выходить из системы рыночной экономики. Конкуренция на отдельно взятом сегменте рынка - это конгломерат факторов, которые определяют возможность получения необходимой прибыли. Наиболее важными из этих факторов являются количество административных преград при выходе на рынок и повседневной работы организации, барьеров во внешней торговле, недостаточная доступность и развитость инфраструктурных объектов, привлекательность с точки зрения инвестирования.

Анализ содержания понятия «конкуренция» позволило сделать вывод о том, что оно стало употребляться настолько широко, что превратилось в некую универсальную категорию, во многом утратившую своё изначальное предметное назначение. В современной литературе термин «конкуренция» раскрывает разнообразные формы взаимодействия в самых разных сферах жизнедеятельности.

Первоначально экономисты XVIII века определили идеальный тип конкуренции как совершенную конкуренцию. Под ней они подразумевали модель рынка, при которой отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом в спрос и предложение. Для них совершенная конкуренция была таким типом рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключалось в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Адам Смит выделял следующие условия конкуренции, которые с одной стороны являются обязательными требованиями её присутствия на рынке, с другой - показывают её эффективность:

• Наличие на рынке большого количества продавцов, которое выступает условием интенсивности конкуренции между продавцами и недопущения сговора между ними.

• Отсутствие сговора между агентами рынка как условие действия механизма рыночных цен. Цена является главным объектом конкуренции.

• Знание участниками конкуренции условий использования ресурсов в разных отраслях и получение доходов от этого.

• Возможность свободного доступа к разным сферам деятельности и свободного же изъятия капитала из них как условия достижения рыночного равновесия.

• Наличие времени, достаточного для приспособления агентов к изменениям рыночных условий [3; с.35].

Ценность такого состояния рынка заключается в достижении оптимального распределения ресурсов, а главное преимущество - в формировании низких цен. Целью конкурентной политики государства считается, соответственно, достижение свободной (совершенной) конкуренции, поскольку иные рыночные структуры (в частности, монополия) являются неэффективными. С другой стороны, для действующих хозяйствующих субъектов рынок совершенной конкуренции как правило характеризуется низким уровнем рентабельности. Сегодня экономическая деятельность больших организаций, которые заинтересованы в получении максимальной прибыли, вызывает ряд угроз для конкурентной среды: желание вывести из оборота ресурсы, препятствия на пути технического, научного и экономического роста среди конкурентов, попытки договориться с конкурирующими компаниями, подмять под себя рынок, неоправданно завышать стоимость своих товаров и др. Экономическая система не имеет возможности самостоятельно справиться с этими проблемами, что вызывает необходимость воздействия со стороны государственных образований. Другими словами, существует потребность в политике развития и защиты конкурентной среды.

В теории экономики сформировалось несколько видов воздействия на формирование конкурентной атмосферы. Наиболее важным является раскрытие новых элементов в сфере взаимодействия таких параметров, как конкурентная среда и государство. Важность адаптации государственных образований к меняющимся рыночным условиям появилась в результате изменения международных парадигм, относящихся к сферам научно-технического прогресса, глобализации, конкуренции на международном уровне и т.д.

Современные социально - экономические условия требуют не только определить основные направления активности государства в области воздействия на уровень конкуренции, но и постоянно актуализировать следующие положения:

■ государство, с точки зрения экономического субъекта, имеет ряд полномочий и возможностей устанавливать конкурентные правила в экономике;

■ государство вступает в конкурентную среду на межгосударственном уровне.

Политика государства в сфере конкуренции включает в себя два приоритетных направления. Первое - совершенствование нормативной базы и механиз-

мов защиты конкурентного взаимодействия (доработка законодательства в сфере конкуренции, защита пострадавших организаций и др.). Второе - развитие конкурентной среды на рынке. При этом важно понимать, что конкуренция не является решением всех рыночных проблем.

Таким образом, государственная политика в сфере развития конкуренции является системой мер, направленных на разработку, развитие, поддержку и защиту необходимого уровня конкурентности на рынках.

Основными средствами политики в области конкуренции являются:

■ составление свода правил;

■ нормативная поддержка конкуренции;

■ разработка механизмов, отвечающих за соблюдение этих правил.

Регулирование в области антимонополизма - один из важнейших инструментов защиты конкуренции, которая обеспечивает своевременную реакцию на угрозы в области конкурентности. Закон №135-Ф3 о защите конкуренции разрабатывался с приглашением ведущих исследователей по этой теме, в том числе и из других государств. Основной задачей этого закона является обеспечение единства экономической сферы, свободного движения услуг и товаров, поддержки необходимого уровня конкуренции, свободы экономического взаимодействия, поддержки необходимых условий для работы всех сегментов внутреннего рынка.

Государственный орган, основной функцией которого является принятие правовых актов и контроль за законодательством в области конкурентности, является Федеральная антимонопольная служба. Основными направлениями работы Федеральной антимонопольной службы являются:

■ контроль в сфере государственных закупок;

■ контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства, природных ресурсов и строительства;

■ контроль за деятельностью государственных организаций;

■ контроль финансовых рынков и торговли;

■ контроль социальной сферы;

■ контроль в сфере промышленности;

■ контроль в сфере стратегических инвестиций.

Следует понимать, что излишнее ужесточение в области антимонопольного

взаимодействия, как правило, оказывает негативное воздействие на развитие конкуренции, уменьшая уровень стимуляции в сфере предпринимательства и ограничивая уровень эффективности в развитии рыночных взаимодействий. Анализ нормативных правовых актов антимонопольных органов за период с 1991 г. до административной реформы 2004 г. показал, что из более чем тысячи принятых актов лишь в тридцати документах упоминается одна из функций антимонопольных органов - развитие конкуренции в той или иной форме. Сегодня ситуация развивается по - другому и основными препятствиями в развитии уровня конкуренции являются:

■ отрицательное воздействие со стороны государства на развитие конкуренции (неоправданное количество административных барьеров, слишком сильное присутствие государства на рынке, нарушения в сфере антимонопольных законов);

■ недостаточный уровень энергетической и транспортной инфраструктуры;

■ недостаточный уровень информационного обеспечения работы рынка.

Конкурентные отношения в сфере государственных закупок являются предметом пристального внимания и ученых, и практиков. Федеральным законом N«44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» в статье 8 «Принцип обеспечения конкуренции» определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. При этом отмечается, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии с данным законом конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Законом запрещено совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям 44-ФЗ и приводят к ограничению конкуренции. Помимо этого, статья 20

О £

В

3

№ 2

44-ФЗ содержит параграф об обязательном общественном обсуждении закупок, которое будет выражаться в форме практически прямого общественного контроля за сферой государственных закупок. По закону, общественное обсуждение должно начинаться с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчиваться не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком[].

Можно утверждать, что качественные проекты развития, которые проводятся частными компаниями при взаимодействии с государством, могут стать отличным решением в области развитии конкуренции, создавая оптимальный подход к работе с развивающейся экономической системой. Развитие таких проектов даёт толчок в развитии региональных рынков, что в свою очередь приводит к повышению уровня конкурентности в стране в целом.

Литература

1. Башлаков-Николаев И.В. О Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации // Право и современные государства. 2013. №5.

2. Бест М. Новая конкуренция. Институт промышленного развития. - М., 2002. - 186 с.

3. Гладилина И.П.,Шелоханова Ж.М. Развитие конкурентной политики в сфере госзакупок города Москвы. Учебно-методическое пособие. - М, МГУУ Правительства Москвы. - 2014.- 68 с.

4. Голубева М. А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник КГУ. 2011. №4.

5. Калмычкова Е. Н., Розанова Н. М. Дерегулирование, приватизация и развитие конкуренции // Пространство экономики. 2004. №1.

6. Полусмакова Н. С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2011.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007. / / http//Esperanto - mv.pp/ru

8. Стиглер Дж. Современная конкуренция: исторический ракурс. - СПб., 1995. -198 с.

9. Тарануха Ю.В. Конкуренция: система и процесс. Монография. - М., 2012. -672 с.

10. Храмова И. Ю., Лещева В. Б. Концентрация бизнеса: угрозы и возможности развития конкуренции // Вестник ННГУ. 2014. №3-1.

State policy on the development of competition in modern socioeconomic conditions Pogudayeva M.Yu., Orlyuk A.V.

Moscow city university of management of the

Government of Moscow The article analyzes the directions of improving the state policy in the field of competition development. The work analyzes the evolution of the competition category of the national economy and its reflection in normative documents. The analysis of categories of the theory of competition in the modern system

of state regulation of the economy, including through international agreements, is analyzed. The author analyzes the need to reflect the provisions of the theory of competition in the aggregate of the goals of the state's social and economic policy. It is shown that the development projects currently being implemented by private companies in cooperation with the state can be an effective solution in the field of competition development, creating an optimal approach to work with the developing economic system. All this allows to give opportunities for development of competition in regional markets, which in turn leads to the improvement of competitive relations in the economy.

Keywords: competition, state policy, development,

social and economic conditions References

1. Bashlakov-Nikolaev I.V. About the Strategy of

development of the competition and antimonopoly regulation in the Russian Federation//the Right and the modern states. 2013. No. 5.

2. EecT M. New competition. Institute of industrial

development. - M, 2002. - 186 pages.

3. Gladilina I. P., Shelokhanova Zh.M. Development

of competition policy in the sphere of state procurements of the city of Moscow. Educational and methodical grant. - M, MGUU Governments of Moscow. - 2014.-68 pages.

4. Golubeva M.A. Retrospectives of development

of the theory of the competition//KGU Bulletin. 2011. No. 4.

5. Kalmychkova E. N., Rozanova N. M. Deregulation,

privatization and development of the competition//economy Space. 2004. No. 1.

6. Polusmakova N. S. Development of concepts of

the competition: evolutionary approach// Messenger VOLGA. Series 3: Economy. Ecology. 2011.

7. Smith A. A research about the nature and the

reasons of wealth of the people. M, 2007.// http//Esperanto - mv.pp/ru

8. Stigler J. Modern competition: historical

foreshortening. - SPb., 1995.-198 pages.

9. Taranukh Yu.V. Competition: system and process.

Monograph. - M, 2012.-672 pages.

10. Hramova I. Yu., Leshcheva of V.B. Koncentration of business: threats and possibilities of development of the competition//Bulletin of UNN. 2014. No. 3-1.

5

ей

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.