Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА'

КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТНЫЙ ИММУНИТЕТ / COMPETITION / COMPETITION POLICY / COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITIVE ADVANTAGE / COMPETITIVENESS / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / COMPETITIVE IMMUNITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поленов Артем Владимирович

Своевременность и важность выявления ключевых источников обеспечения конкурентоспособности региональной системы, а также анализа влияния на такую конкурентоспособность инструментов конкурентной политики обусловлено недостаточной заинтересованностью в реализации на уровне субъектов Российской Федерации проконкурентных подходов. В предлагаемой статье рассматривается взаимозависимость и взаимообусловленность механизма конкурентной политики, конкурентоспособности и социально-экономической системы региона. Объектом анализа выступает социально-экономическая система, характеризующаяся совокупностью входящих в нее элементов и соответствующих свойств. Обоснование механизма государственной политики по защите и развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации как одного из факторов обеспечения конкурентоспособности социально-экономической системы региона. На основе структурного подхода инструменты и методы конкурентной политики представлены в виде единого механизма воздействия на элементы и свойства социально-экономической системы региона. Представлен механизм воздействия конкурентной политики на конкурентоспособность социально- экономической системы. В качестве основных самостоятельных частей механизма влияния политики по защите и развитию конкуренции на региональном уровне особое внимание уделено: конкуренции, конкурентной среде, конкурентоспособности, конкурентным преимуществам, а также конкурентному иммунитету. В отношении каждого из представленных элементом определена его сущность, а также его значение для обретения социально-экономической системой свойств конкурентоспособности. Представленный механизм влияния конкурентной политики на конкурентоспособность социально-экономической системы может применяться как федеральными органами исполнительной власти (ФАС России, территориальные органы ФАС России, Министерство экономического развития Российской Федерации и пр.), так и региональными органами государственной власти в целях активизации еще невостребованных источников конкурентоспособности. По результатам исследования установлено, что для обеспечения конкурентоспособности социально- экономической системы в долгосрочной перспективе (обретению системой конкурентного иммунитета) необходима совокупность условий, которая будет способствовать трансформации внутренних потенциалов в конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE POLICY AS A FACTOR OF ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

The timeliness and importance of identifying key sources of ensuring the competitiveness of the regional system, as well as analyzing the impact of competitive policy instruments on such competitiveness, is due to a lack of interest in implementing competitive approaches at the level of the constituent entities of the Russian Federation. This article discusses the interdependence and interdependence of the mechanism of competition policy, competitiveness and the socio-economic system of the region. The object of analysis is the socio-economic system, characterized by a combination of its constituent elements and related properties. Justification of the mechanism of state policy for the protection and development of competition in the constituent entities of the Russian Federation as one of the factors ensuring the competitiveness of the socio-economic system of the region. Based on the structural approach, the tools and methods of competition policy are presented in the form of a single mechanism of influence on the elements and properties of the socio-economic system of the region. The mechanism of the impact of competition policy on the competitiveness of the socio-economic system is presented. As the main independent parts of the mechanism of influence of the policy on the protection and development of competition at the regional level, special attention is paid to: competition, the competitive environment, competitiveness, competitive advantages, as well as competitive immunity. In relation to each of the elements represented, its essence is determined, as well as its importance for acquiring competitiveness properties by the socio-economic system. The presented mechanism of the influence of competition policy on the competitiveness of the socio-economic system can be applied both by federal executive bodies (FAS Russia, territorial bodies of the FAS Russia, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, etc.) and regional government bodies in order to activate more unclaimed sources of competitiveness . According to the results of the study, it was found that to ensure the competitiveness of the socio-economic system in the long term (gaining a system of competitive immunity), a set of conditions is needed that will help transform internal potentials into competitive advantages.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА»

Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intellect. Innovations. Investments • № 2, 2020

УДК: 330.341.2 DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-48

КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ РЕГИОНА

А. В. Поленов

Управление государственной службы ФАС России, Москва, Россия e-mail: a.v.polenov@mail.ru

Аннотация. Своевременность и важность выявления ключевых источников обеспечения конкурентоспособности региональной системы, а также анализа влияния на такую конкурентоспособность инструментов конкурентной политики обусловлено недостаточной заинтересованностью в реализации на уровне субъектов Российской Федерации проконкурентных подходов.

В предлагаемой статье рассматривается взаимозависимость и взаимообусловленность механизма конкурентной политики, конкурентоспособности и социально-экономической системы региона. Объектом анализа выступает социально-экономическая система, характеризующаяся совокупностью входящих в нее элементов и соответствующих свойств.

Обоснование механизма государственной политики по защите и развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации как одного из факторов обеспечения конкурентоспособности социально-экономической системы региона.

На основе структурного подхода инструменты и методы конкурентной политики представлены в виде единого механизма воздействия на элементы и свойства социально-экономической системы региона.

Представлен механизм воздействия конкурентной политики на конкурентоспособность социально-экономической системы. В качестве основных самостоятельных частей механизма влияния политики по защите и развитию конкуренции на региональном уровне особое внимание уделено: конкуренции, конкурентной среде, конкурентоспособности, конкурентным преимуществам, а также конкурентному иммунитету. В отношении каждого из представленных элементом определена его сущность, а также его значение для обретения социально-экономической системой свойств конкурентоспособности. Представленный механизм влияния конкурентной политики на конкурентоспособность социально-экономической системы может применяться как федеральными органами исполнительной власти (ФАС России, территориальные органы ФАС России, Министерство экономического развития Российской Федерации и пр.), так и региональными органами государственной власти в целях активизации еще невостребованных источников конкурентоспособности.

По результатам исследования установлено, что для обеспечения конкурентоспособности социально-экономической системы в долгосрочной перспективе (обретению системой конкурентного иммунитета) необходима совокупность условий, которая будет способствовать трансформации внутренних потенциалов в конкурентные преимущества.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная политика, конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентоспособность, социально-экономическая система, конкурентный иммунитет.

Для цитирования: Поленов А. В. Конкурентная политика как фактор обеспечения конкурентоспособности социально-экономической системы региона // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. - № 2. -С. 48-59. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-48.

COMPETITIVE POLICY AS A FACTOR OF ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

A. V. Polenov

FAS Russia Public Administration, Moscow, Russia e-mail: a.v.polenov@mail.ru

Abstract. The timeliness and importance of identifying key sources of ensuring the competitiveness of the regional system, as well as analyzing the impact of competitive policy instruments on such competitiveness, is due to a lack of interest in implementing competitive approaches at the level of the constituent entities of the Russian Federation.

This article discusses the interdependence and interdependence of the mechanism of competition policy, competitiveness and the socio-economic system of the region. The object of analysis is the socio-economic system, characterized by a combination of its constituent elements and related properties.

Justification of the mechanism of state policy for the protection and development of competition in the constituent entities of the Russian Federation as one of the factors ensuring the competitiveness of the socio-economic system of the region.

Based on the structural approach, the tools and methods of competition policy are presented in the form of a single mechanism of influence on the elements and properties of the socio-economic system of the region.

The mechanism of the impact of competition policy on the competitiveness of the socio-economic system is presented. As the main independent parts of the mechanism of influence of the policy on the protection and development of competition at the regional level, special attention is paid to: competition, the competitive environment, competitiveness, competitive advantages, as well as competitive immunity. In relation to each of the elements represented, its essence is determined, as well as its importance for acquiring competitiveness properties by the socio-economic system. The presented mechanism of the influence of competition policy on the competitiveness of the socio-economic system can be applied both by federal executive bodies (FAS Russia, territorial bodies of the FAS Russia, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, etc.) and regional government bodies in order to activate more unclaimed sources of competitiveness .

According to the results of the study, it was found that to ensure the competitiveness of the socio-economic system in the long term (gaining a system of competitive immunity), a set of conditions is needed that will help transform internal potentials into competitive advantages.

Keywords: competition, competition policy, competitive environment, competitive advantage, competitiveness, socio-economic system, competitive immunity.

Cite as: Polenov, A. V. (2020) [Competitive policy as a factor in ensuring the competitiveness of the socio-economic system of the region]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 2, pp. 48-59. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-48.

Введение

На современном этапе качественного преобразования российской экономики все большее внимание уделяется проблемам защиты и развития конкуренции. Особенно это заметно в проведении государственной конкурентной политики по отношению к субъектам Российской Федерации.

Региональный вектор развития конкуренции, среди основных нормативных актов, закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а также являлся предметом обсуждения на заседании Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию конкуренции в стране (2018 год), по результатам которого был утвержден Перечень поручений Президента Российской Федерации.

Указанная поддержка со стороны руководства страны стала не только импульсом осуществления мер по повышению конкуренции в субъектах Российской Федерации, но и существенным стимулом для формирования и реализации региональной конкурентной политики. Сегодня среди основных инструментов политики по развитию конкуренции

в региональной плоскости можно выделить следующее: утверждение и реализация «дорожных карт»; разработка и внедрение системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; закрепление в положениях органов исполнительной власти приоритета по содействию развития конкуренции на соответствующих товарных рынках; сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти1; оптимизация ГУПов и МУПов на конкурентных рынках2 и пр. Перечисленные направления и инструменты в значительной мере отвечают предложенным приоритетам реализации конкурентной политики до 2030 года [12].

Успешно реализуемые мероприятия по исполнению поставленных перед регионами задач в области конкуренции дополнительно подчеркивают важность развития данного направления при формировании и реализации региональной конкурентной политики.

Однако необходимо учитывать, что развитие конкуренции в субъектах Российской Федерации является особенным (индивидуальным) процессом. Эта особенность тесно связана с воздействи-

1 Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс]. - 2018. - с. 171. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/685806 (дата обращения 13.01.2020).

2 В Волгоградской области оптимизируют деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/29220 (дата обращения 14.01.2020).

ем множества внутренних и внешних факторов. Так, наличие сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала создает дополнительные конкурентные преимущества для развития конкуренции. Напротив, отсутствие стабильного фундамента будет непременным образом препятствовать становлению здоровой конкурентной среды, а, следовательно, и формированию конкурентных преимуществ региона.

В этой связи особое значение приобретает исследование не только осуществляемых органами государственной власти мер по развитию конкуренции на своей территории, но и анализ источников конкурентоспособности внутренних элементов социально-экономической системы, а также влияние на такую конкурентоспособность инструментов конкурентной политики.

Постановка проблемы повышения конкурентоспособности российских регионов вследствие реализации конкурентной политики предполагает изучение взаимозависимости между механизмом конкурентной политики, конкурентоспособностью и социально-экономической системой региона. Частично также будет затронут вопрос влияния конкурентоспособности региона на национальную конкурентоспособность.

Целью данной работы является обоснование механизма конкурентной политики как одного из факторов обеспечения конкурентоспособности социально-экономической системы.

Для решения указанной цели, автором сформулированы следующие задачи:

- выявить объект на который воздействуют инструменты конкурентной политики;

- раскрыть механизм воздействия конкурентной политики на конкурентоспособность региона;

- определить свойство, которое позволит обеспечить устойчивую конкурентоспособность социально-экономической системы.

Социально-экономическая система как объект экономического анализа

Категория «социально-экономическая система» в общем понимании может быть представлена как совокупность элементов и ресурсов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в процессе производства, потребления, обмена и распределения.

Информационно емкое определение в дальнейшем позволит использовать его как универсальный объект исследования вообще, и в случае необходимости конкретизации отдельных элементов, в частности.

С целью всестороннего анализа воздействия механизма конкурентной политики на конкурентоспособность нами предлагается посредством применения базовых категорий иерархической структуры экономики социально-экономическую систему рассмотреть, как: национальную экономику (макроэкономика); региональную / муниципальную экономику (с позиции методологического институ-ционализма3: промежуточный уровень; мезоэконо-мика), и экономику хозяйствующих субъектов (микроэкономика).

Представленная демаркация относительно изучаемого объекта обусловлена тем, что в нашем случае каждая социально-экономическая система, функционирующая в рыночной среде, одновременно является как целостной системой, так и подсистемой (отдельным элементом системы).

Так, национальная экономика одновременно является как подсистемой глобальной экономики, так и системой, в которую входят отдельные ее элементы: национальное хозяйство, регионы, отрасли, а также иные институциональные единицы более низкого порядка.

В тоже время регион является подсистемой более высокого порядка - государства, федерального округа или экономического района / кооперации регионов, и одновременно системой, в которую входят системообразующие элементы - экономическая подсистема региона, состоящая в том числе из муниципальной экономики, социальная сфера, инфраструктура, региональные и локальные рынки и пр.

Подобным образом, хозяйствующий субъект, являющийся одним из основных элементов рыночной среды, является системой, в которую входят следующие подсистемы: корпоративная культура, коллектив, предметы производства, произведенная продукция, трудовые ресурсы и т. д. Конкурентоспособный хозяйствующий субъект не представляет только совокупность конкурентоспособной продукции. Последнее является результатом обладания такими конкурентными преимуществами, которые обеспечивают способность хозяйствующего субъекта произвести конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, каждая из предложенных социально-экономических систем является либо системой с входящими в нее системообразующими элементами, либо подсистемой, входящей в более высокую, в иерархическом плане, систему. Данное утверждение позволяет нам заключить о взаимозависимости и взаимообусловленности социально-экономических систем, функционирующих в границах одного государства.

Кроме этого, если рассматривать каждую из предложенных систем и подсистем с точки зрения

3 Мезоэкономика: состояние и перспективы: монография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inecon.org/docs/2018/ Majevsky_Kirdina_book_2018.pdf (дата обращения 15.02.2020).

достигнутого результата их функционирования в обеспечении конкурентоспособности, то можно прийти к следующему логическому рассуждению.

Производимый конкурентоспособный товар обеспечивает конкурентоспособность или является источником конкурентного преимущества конкретного хозяйствующего субъекта. Следовательно, эффективно действующие хозяйствующие субъекты повышают конкурентоспособность экономики региона, которая в свою очередь рассматривается как составляющая часть конкурентоспособности страны.

Национальная конкурентоспособность состоит в непосредственной зависимости от уровня конкурентоспособности региона, отрасли, хозяйствующего субъекта способного производить конкурентоспособный продукт.

При этом конкурентоспособность товара зависит от условий, сформировавшихся в экономике субъекта РФ и национальной экономике, а также от трансформации источников хозяйствующих субъектов в конкурентные преимущества.

Следовательно, рассматривать конкурентоспособность социально-экономической системы нижнего порядка (хозяйствующий субъект; свойство муниципальной конкурентоспособности) возможно в качестве источника приобретения конкурентных преимуществ системой более высокого порядка (экономика региона; свойство национальной конкурентоспособности).

На основании изложенного нам представляется, что именно социально-экономическая система, характеризующаяся совокупностью входящих в нее элементов и соответствующих свойств, в том числе ее конкурентоспособности, может выступать объектом настоящего исследования.

Конкурентная политика как фактор обеспечения конкурентоспособности социально-экономической системы региона

Российские регионы характеризуются сильной дифференциацией по уровню социально-экономического развития, глубокими различиями в экономической специализации, в социальной структуре общества, иными важными элементами, являющимся (в том числе потенциально) источниками приобретения системой свойств конкурентоспособности.

Применительно к предмету исследования данной статьи конкурентоспособность социально-экономической системы региона существенно различается как по наличию или отсутствию ключевых элементов, обладающих свойствами конкурентоспособности, так и по активности регионов, связанной с созданием условий в которых конкурентоспособность отдельных элементов трансформируется в конкурентные преимущества системы.

Именно поэтому в качестве ключевого фактора, обеспечивающего конкурентоспособность социально-экономической системы региона вообще и отдельных элементов системы в частности, по нашему мнению, может выступать эффективная региональная конкурентная политика. Данное утверждение обоснованно тем, что, именно инструменты конкурентной политики направлены на регулирование и развитие здоровых конкурентных отношений, опосредованно повышающих уровень (качество) конкурентоспособности отдельных элементов [5].

Используя формулы регуляционного механизма, а также результаты исследований коллектива авторов [13], в целях представления конкурентной политики как фактора воздействия на состояние экономики, ниже представлена обобщенная схема реализации государственной конкурентной политики (рисунок 1).

Учитывая элементы представленной схемы реализации конкурентной политики, визуализируем ее воздействие на конкурентоспособность социально-экономической системы региона (рисунок 2).

Отметим, что понятия конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность, конкурентные преимущества и конкурентный иммунитет отличаются друг от друга, однако при этом они неразрывно взаимосвязаны.

Конкурентная среда обеспечивает механизм (процесс) конкуренции, что в свою очередь способствует формированию конкурентных преимуществ в рыночных условиях, а результатом их использования выступает конкурентоспособность системы.

Вместе с тем конкурентоспособность системы -это фактическое состояние, то есть достигнутые результаты посредством конкурентных преимуществ, в связи с чем, конкурентный иммунитет (устойчивость) - это способность системы удерживать конкурентоспособность в течение длительного времени, в том числе за счет развития и обновления конкурентных преимуществ.

Конкурентная среда, конкурентоспособность, конкурентные преимущества и конкурентный иммунитет намеренно выделены в отдельные блоки в целях акцентировать их самостоятельность и важность для всей структуры.

Под конкурентной средой, в общем смысле, мы предлагаем понимать сложившиеся условия в конкретный промежуток времени на исследуемом товарном рынке (территории), в рамках которого хозяйствующие субъекты находятся в процессе соперничества за формирование/укрепление своих конкурентных преимуществ.

Конкурентная среда является объектом, на который в первую очередь (прямо или косвенно) воздействуют инструменты конкурентной политики (защита и развитие конкуренции в широком смысле).

Субъект

Цель

Средства

Форма

Методы

Инструменты

Модель

Объект

Рисунок 1. Структурно-логическая схема механизма реализации конкурентной политики

Примечание: Разработано автором с использованием: Якунин В. И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., Тотьев К. Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография в 2 томах. Т. 1. М: Научный эксперт, 2008. С. 60.; Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие / И. В. Князева. - Омега-Л, 2010. - 505 с.; 74.

Само по себе состояние конкурентной среды оценивается через анализ основных количественных и качественных характеристик: географические, товарные и временные границы рынка, количество и размер хозяйствующих субъектов, наличие административных барьеров и пр.

Вместе с тем, наличие конкурентной среды на любом современном рынке, является объективной реальностью, которую необходимо учитывать. При этом, качество конкурентной среды - одно из основных условий эффективного функционирования рынка.

В качестве ключевых положительных эффектов и результатов, способствующих развитию социально-экономической системы, посредством надстройки состояния конкурентной среды - условий для здоровой и цивилизованной конкуренции, можно выделить:

- сокращение административных барьеров (минимизация антиконкурентной и максимизация про-конкурентной деятельности органов власти);

- формирование стимулов развития инновационной восприимчивости бизнеса (расположению к нововведениям);

- соответствие товаров требованиям потребите- - комплексное развитие экономики (снижение лей (расширение ассортимента, повышение качест- издержек производителей, обеспечение экономиче-ва продукции, безопасность, цена и пр); ской безопасности).

ОБЪЕКТ конкурентной политики

i L i к

Методы конкурентной политики Инструменты конкурентной политики

СУБЪЕКТ конкурентной политики

Рисунок 2. Воздействие конкурентной политики на конкурентоспособность социально-экономической системырегиона

Примечание: разработаноавторомсиспользованием рисунка 1.

В конечном счете, от состояния конкурентной среды соответствующего рынка, зависит уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а, следовательно, и конкурентоспособность территории.

Более того, состояние конкурентной среды и интенсивность конкуренции определяет возможность иных факторов и условий трансформироваться в конкурентные преимущества системы [14].

Так, например, наличие интенсивной конкурен-

ции на региональном рынке стимулирует хозяйст-е вующих субъектов к осуществлению инновационной деятельности, что в свою очередь оказывает косвенное воздействие на развитие региональных инновационных подсистем, в том числе посредством использования новых факторов конкурентоспособности: экономики знаний, нематериальных активов,образования,науки идр[1].

В качестве основы определения конкурентных преимуществ социально-экономической системы

региона и возможности воздействия инструментов конкурентной политики, целесообразно обратится к применяемым сегодня детерминантам национальной конкурентоспособности, содержащихся

в разработанном Майклом Портером - ромбе конкурентных преимуществ (рисунок 3), что также, в дальнейшем позволит провести аналогию и на региональный уровень.

Родственные и поддерживающие отрасли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состояние спроса

Рисунок 3. Ромб национальной конкурентоспособности М. Портера

Источник: Портер М. Международная конкуренция - СПб. и др.: Издат. Дом «Вильямс», 2000.

Обеспеченность факторами производства (природные ресурсы, инфраструктура, капитал и др.), условиями спроса (эластичность спроса, платежеспособность и др.), наличием родственных и поддерживающих отраслей (наличие конкурентоспособных поставщиков, банковских, страховых и иных сопутствующих услуг), а также имеющиеся условия создания фирм, их организации и соперничества - все это является системообразующим источником для национальной конкурентоспособности.

Сам М. Портер усматривает корреляцию между механизмом повышения национальной конкурентоспособности за счет указанных детерминант, с транслированием этих же факторов на внутринациональный уровень.

Иными словами, для реализации заложенного потенциала в «ромбе конкурентных преимуществ» необходима соответствующая инфраструктура, территориальная привязка которой указывает на региональный и местный уровень.

Особую роль М. Портер отводит правительству, указывая, что именно последнее оказывает (может оказывать) существенное воздействие на один или более из четырех детерминантов.

Основная цель правительства состоит в том, чтобы создать окружающую среду, в которой взаимодействие хозяйствующих субъектов в перспек-

тиве могло повышать уровень собственных конкурентных преимуществ, посредством новых разработок, исследований, а также за счет обнаружения ранее не замеченных возможностей [6].

Таким образом, в преломлении указанной концепции к регионам, конкурентные преимущества необходимо рассматривать с точки зрения обеспечения органами управления условий для развития рынков и отраслей, а также условий, способствующих достижению фирм, осуществляющих экономическую деятельность на их территории, конкурентоспособности на региональных, межрегиональных и международных рынках.

Отметим, что конкурентное преимущество это чаще всего реализованная в условиях соперничества и признанная рынком возможность субъекта обеспечить себе краткосрочное лидерство в определенной сфере отношений.

С точки зрения инструментов конкурентной политики и объекта, на который она направлена, конкурентоспособность стоит рассматривать не как результат, а как способность создавать, выявлять и накапливать конкурентные преимущества.

Для дальнейшего анализа влияния конкурентной политики на конкурентоспособность социально-экономической системы, обозначим подходы российских исследователей к пониманию «конкурентоспособности».

Академик А. И. Татаркин предлагал под конкурентоспособностью понимать «систему экономических отношений между участниками хозяйственной деятельности по поводу формирования, удержания и использования природно-географи-ческих, государственно-политических, производственных и социально-экономических преимуществ в интересах максимизации доходов» [10].

Профессором Ю. В. Таранухой содержание определения конкурентоспособности раскрывается как «способность субъекта конкуренции перераспределять в свою пользу, созданную товаропроизводителями стоимость, благодаря обладанию лучшими навыками замещения низкоэффективных видов деятельности более эффективными видами» [9].

В целях объективного понимания стоит заметить, что универсального определения конкурентоспособности нет, что связанно с многообразностью форм ее существования.

Не претендуя на бесспорность, выделим основные признаки содержания конкурентоспособности:

- наличие субъектов обладающих, в том числе потенциально, конкурентоспособностью;

- наличие источника формирования конкурентоспособности;

- наличие цели, ради которой приобретается состояние конкурентной способности.

Обобщение основныххарактеристик, предложенных в работах [3,4, 11Ы, поеыхлоетвьщелить основные свойства и действия социально-экономической системы, обеспеолзекещио ейкан^ренсыспа-собность. Так социакьно-акономиыеккая систепа должна быть способна:

- обеспечивать условия, позволяющие повышать конкурентаспособностьда счетхокоОхеыс ния и наращивания конкурентных преимуществ;

- производить конкурентоспособный продукт;

- противостоять конкурентап (сопернигам);

- обеспечикхтк эфФолсякник расходхктзие ое~ сурсов;

- достигать высокого качества и уровня человеческого капитала;

- создавать добавленную стоимость и максимизировать доходы в различных его формах;

- преобразовывать сравнительные преимущества в конкурентные;

- осуществлять селекцию конкурентных преимуществ.

На конкурентоспособность социально-экономической системы влияет множество факторов и условий, в частности: природно-географические особенности, институциональная среда, человеческий капитал, инфраструктура и пр.

Уровень конкурентоспособности социально-экономической системы, как результат достижения определенных показателей, является следствием обретения системой свойств конкурентоспособности. «Конкурентоспособность - относительная (сопоставительная) характеристика субъекта фактической или потенциальной конкуренции» [7].

Выделим ключевой элемент конкурентоспособности - способность. В данном случае, под способностью предлагается интерпретировать возможность (в том числе потенциальную) объекта, с целью достижения определенных результатов, функционировать и осуществлять экономическую деятельность в рыночных условиях.

Конкурентоспособность системы зависит от наличия и функционирования ее внутренних элементов - источников конкурентоспособности. Иными словши, если кош^рентонпсос^мсть авляется следктвием(результахкм3зоод>й еиоахмы, то должен быть источник, который должен быть причиной хроерекоя социально-экономической системой икзйств кол^вл^ь'ентмизезубностх.

Именно поэтому в качестве базовой причины обеспечения конкурентоспособности социально-^юноми^оярхК иисеемы долктза нмccматииваться совокупность условий, способствующая обретению и преобразованию источников в конкурентные мзeимyщеcклл.

ПpовepкaктзоияеохраIx IIрыммyщеызкпозволя-ет понять, насколько они могут способствовать обретению свойств конкурентоспособности системы (рисунок 4).

. W

Источник = конкурентные преимущества -Щ причина

Рисунок 4. Взаимосвязь между конкурентными преимуществами и конкурентноспособностью Примечание: разработано автором

Прежде чем перейти к определению конкурентных преимуществ, характеризующих конкурентоспособность социально-экономической системы, необходимо разграничить понятия конкурентные преимущества и конкурентоспособность.

Анализ достаточно обширной экономической литературы [5, 7, 9, 10] по исследованию «конкурентных преимуществ» позволяет заключить, что данная категория чаще всего используется применительно к свойствам продукции, организации фирмы и состоянию отрасли, территории.

При этом, в качестве элемента, обладающего конкурентными преимуществами может выступать как отдельный продукт, так и процесс его производства, работник, сам хозяйствующий субъект, институты, отдельные механизмы регулирования, рынки, состояние экономики и пр.

Совокупность конкурентных преимуществ социально-экономической системы обеспечивает ей способность быть конкурентной в рыночной среде, т.е. занимать и удерживать конкурентные позиции. Следовательно, чем большим количеством конкурентных преимуществ обладает система, тем больше у нее конкурентоспособность.

В результате, наиболее распространёнными видами конкурентоспособности являются: конкурентоспособность продукта, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, конкурентоспособность региона, конкурентоспособность страны.

Указанные виды формы конкурентоспособности коррелируют с предложенными нами социально-экономическими системами, что позволяет сформулировать круг основных показателей, характеризующих конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, региона и страны в целом.

Обратим внимание, что каждый объект, обладающий конкурентоспособностью представлен своим набором показателей, источников, и конкурентных преимуществ.

Для наглядности рассмотрим дифференциацию социально-экономических систем по объектам, которая позволит обозначить основные источники и их конкурентные преимущества.

К наиболее распространённым подходам, в которых рассматривается конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, чаще всего относят способность хозяйствующего субъекта производить конкурентоспособный продукт. Иными словами, если произведённый продукт востребован на рынке, т. е. обладает такими характеристиками, которые отсутствуют у продукта конкурента и, следовательно, более привлекательны для потребителя и приобретаются последним то можно говорить о наличии у такого предпринимателя конкурентных преимуществ.

Каждый произведенный продукт включает в себя те или иные аспекты конкурентных преимуществ, приобретенных хозяйствующим субъек-

том в процессе конкурентной борьбы. Узнаваемый бренд, высокое качество материалов, послепродажное обслуживание, компетентные специалисты -все это является конкурентными преимуществами именно произведённого товара, источником которых является сам хозяйствующий субъект.

Таким образом, основным источником конкурентоспособности хозяйствующего субъекта является способность фирмы производить товар, выполнять работу или предоставлять услугу с такой же потребительской ценностью как у конкурентов, но по более низкой рыночной цене, может выступать в качестве конкурентного преимущества.

В сходной манере, производство продукции с большей потребительской ценностью при равнозначных затратах факторов производства является способностью хозяйствующего субъекта эффективно функционировать.

Таким образом, источники конкурентоспособности, позволяющие преобразовывать одинаковые ресурсы, с точки зрения издержек конкурентов, в продукцию с более низкой стоимостью или лучшего качества, является основным конкурентным преимуществом хозяйствующего субъекта.

Следовательно, к источникам формирования указанных конкурентных преимуществ относится, во-первых, способность хозяйствующего субъекта непрерывно обучаться и аккумулировать полученные знания, во-вторых проявлять предпринимательскую бдительность.

Указанные источники позволяют хозяйствующему субъекту производить знание в процессе конкурентной борьбы и транслировать его на внутренние системные элементы. Указанное дает нам основание утверждать, что любой производитель обладает, в том числе потенциально, внутренними силами, совокупность которых может генерировать собственную конкурентоспособность.

Апеллируя к системному подходу регион, представляет достаточно сложную социально-экономической систему, что обусловлено многообразностью входящих в него элементов и отношений, возникающих в процессе взаимодействия.

Чаще всего конкурентоспособность региона как субъекта конкурентных отношений определяют, с одной стороны, как возможность повышения эффективности экономического развития, с другой, как право занимать соответствующее место в системе федерального устройства и способствовать экономическому росту в стране [2].

По мнению А. Шаститко «конкурентоспособность региона в долгосрочном плане целесообразно рассматривать через призму настройки стимулов лиц, принимающих решения, на поиск новых возможностей использования известных ресурсов, а также выявление неизвестных ex ante ресурсов создания стоимости. Это относится и к хозяйству-

ющим субъектам, и к лицам, принимающим решения, от которых зависит качество институциональной среды на соответствующей территории» [11].

Также отметим, что конкурентоспособность региона производна от конкурентоспособности работающих в нем предприятий.

На основании изложенного, в качестве основных источников формирования конкурентоспособности региона можно выделить: привлекательность (конкурентоспособность) региона для ведения предпринимательской деятельности; качество институтов; совокупность эндогенных и экзогенных факторов конкурентоспособности на региональном уровне.

Национальная конкурентоспособность формируется за счет совокупности институтов, политики и факторов, обеспечивающих возможность страны формировать и поддерживать благоприятную среду для рыночных агентов и населения.

Конкурентоспособность страны можно определить, как «способность формировать и поддерживать среду, помогающую предприятиям создавать добавленную стоимость, а гражданам - улучшать благосостояние» [9]. Данное определение используется Международным институтом управления развитием.

К основным конкурентным преимущества страны можно отнести: наличие конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; способность обеспечивать условия, способствующие производству продукции с большей добавленной стоимостью и с наименьшими издержками; качество институциональной среды и эффективность экономической политики и пр.

Таким образом, наличие или отсутствие конкурентных преимуществ - это определенно результат собственных усилий изучаемого объекта, однако, интенсивность таких усилий зависит от социально-экономических, инфраструктурных, институциональных и иных условий функционирования.

Именно поэтому мы исходим из соображений, что конкурентоспособность вышестоящего уровня, в данном случае страны, является базовым параметром обеспечения конкурентоспособности нижестоящих уровней, регионов и хозяйствующих субъектов.

Государство посредством той или иной политики создает условия и стимулы, задающие соответствующий вектор развития.

Систему действующих институтов и наличие условий для трансформации преимуществ в конкурентные, с последующим их закреплением в среднесрочной и долгосрочной перспективе, предлагаем назвать конкурентным иммунитетом.

Как было замечено, конкурентное преимущество - это реализуемая возможность субъекта обеспечить в процессе конкуренции краткосрочное лидер-

ство. При этом, для процесса поддержания достигнутого состояния или его развития на протяжении длительного времени необходимы дополнительные источники конкурентных преимуществ.

В соответствии с исследованиями М. Савельевой, в качестве обретения системой конкурентной устойчивости, необходимо, во-первых, «постоянное преимущество во взаимоотношениях с потребителями, достигающиеся за счет постоянного овладения факторами создания источников конкурентных преимуществ и обеспечивающее высокий уровень жизни населения, и реализацию экономического, социального потенциала региона» [7], и во-вторых, неуязвимость конкурентных преимуществ системы, перед угрозами внешней среды [8].

Указанное ориентирует социально-экономическую систему на эффективное использование и развитие внутренних источников обретения системы свойств конкурентоспособности.

С учетом изложенного, под конкурентным иммунитетом мы предлагаем использовать трактовку, данную в статье академика А. Татаркина по отношению к территории «способность на протяжении длительного времени противостоять потенциальным рискам от внешних и внутренних потрясений, оперативно восстанавливаться после деструктивных событий благодаря наличию внутренних, порой еще не востребованных и не задействованных, ресурсов и активов» [10].

Таким образом, формирование внутренних конкурентных преимуществ, являющихся реально или потенциально источником конкурентоспособности, и как указывает А. Татаркин, порой еще не востребованных и не задействованных, должно осуществляться в здоровой конкурентной среде в целях создания (укрепления) конкурентного иммунитета. Устойчивые конкурентные преимущества по большей части создаются в зависимости от способностей системы к обновлению и модернизации. Именно здоровая конкурентная среда создает стимулы и условия, в которых достижение успеха — это постоянный процесс самосовершенствования, в том числе посредством генерирования нововведений (технологических, организационных, продуктовых и проч.).

Заключение

Принципиально важным становится роль государства в формировании конкурентного иммунитета. При этом, как справедливо замечено М. Портером «Ведущая к успеху политика - это та политика, которая создает среду, в которой компании могут достигать конкурентных преимуществ, а не та, при которой правительство непосредственно вовлекается в сам процесс» [6].

На основании изложенного следует, что обеспечение государственной поддержки формирования

конкурентной среды в виде правовых, экономических и организационных действий должно осуществляться косвенно, то есть через создания благоприятных условий.

С точки зрения инструментов конкурентной политики и объекта, на который она направлена, конкурентоспособность стоит рассматривать не как результат, а как способность создавать, выявлять и накапливать конкурентные преимущества.

Таким образом, содержательная сторона механизма конкурентной политики как фактора обеспечения конкурентоспособности состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия, способствующие формированию и накоплению конкурентных преи-

муществ на микро, мезо и макроуровне экономики.

Именно поэтому, важен не отдельный конкурентоспособный продукт, эффективный хозяйствующий субъект, или иная нижестоящая система, а важна национальная (государственная) конкурентоспособность, являющаяся базисом или источником приобретения конкурентных преимуществ нижестоящих систем.

Механизм конкурентной политики должен способствовать созданию такой совокупности условий, которая позволит запустить процесс трансформации внутренних потенциалов в конкурентные преимущества системы на долгосрочную перспективу.

Литература

1. Ерохина Е. В. Региональные инновационные подсистемы: проблемы формирования и развития: Монография. - Калуга: ООО «Ваш ДомЪ», 2014. - 60 с.

2. Комарова М. А. О критериях конкурентоспособности региона // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: Сб. науч. Тр. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2007. - С. 137-140.

3. Метелев И. С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики. - 2011. - №. 1. - С. 116-117.

4. Мосейко В. О. Оценка конкурентоспособности регионов: методология, модели, инструменты: монография. Изд-во ВолГУ - 2013. - С. 87-88.

5. Поленов А. В. Типологизация регионов для оценки результативности конкурентной политики в субъектах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. Т. 17, вып. 12. - 2019. -С. 2314-2327.

6. Портер М. Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Портер М. Е. -Москва: Альпина Пабл., 2016. - 947 с. 7. Савельева М. В. Создание устойчивой конкурентоспособности регионов: монография. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 204 с.

8. Савельева М. В. Сущность и критерии конкурентоспособности социально-экономических систем: Реальный сектор экономики: эффективные механизмы управления: сборник научных статей; под общей ред. А. Л. Гапоненко. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - С. 140.

9. Тарануха Ю. В. Конкуренция: система и процесс. - Москва: Изд-во Дело и сервис, 2012. - 665 с.

10. Татаркин А. И. Конкурентная активность территорий в пространственном развитии Российской Федерации // Экономика и управление. - 2012. - №. 11. - С. 20-29.

11. Шаститко А. Е. Конкурентоспособность региона: содержание, факторы, политика // Балтийский регион. - 2009. - №. 1. - С. 11-31.

12. Шаститко А. Е., Павлова Н. С., Мелешкина А. И., Фатихова А. Ф., Приоритеты конкурентной политики в России до 2030 года // Современная конкуренция. - 2016. - №. 2 (56). - С. 26-45.

13. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., Тотьев К. Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: монография в 2 томах. - Т. 1. - М: Научный эксперт, 2008. - С. 60.

14. Koschatzky K. The Regionalization of Innovation Policy: New Options for Regional Change // Rethinking Regional Innovation and Change: Path Dependency or Regional Breakthrough? New York: Springer, 2005. -С. 291-312.

References

1. Erohina, E. V (2014) [Regional innovation subsystems: problems of formation and development].

Regional'nye innovacionnye podsistemy: problem formirovaniya i razvitiya: Monografiya. [Kaluga: «Your house»]. 60 p. (In Russ.).

2. Komarova, M. A. (2007) O kriteriyah konkurentosposobnosti regiona. Puti i mekhanizmy obespecheniya konkurentosposobnosti rossijskih regionov [About the criteria for regional competitiveness. Ways and mechanisms to ensure the competitiveness of Russian regions].Saratov: Saratov: Volga Academy of Public Administration named after P. A. Stolypin, pp. 137-140. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Metelev, I. S. (2011) [Competitiveness of an entrepreneur: essence, methods, factors and evaluation criteria]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of the modern economy]. Vol. 1, pp. 116-117. (In Russ.).

4. Mosejko, V O. (2013) Ocenka konkurentosposobnosti regionov: metodologiya, modeli, instrumenty: monografiya [Regional competitiveness assessment: methodology, models, tools]. Publ. house VolGU, pp. 87-88. (In Russ.).

5. Polenov, A. V. (2019) [Typologization of regions to assess the effectiveness of competitive policy in the subjects of the Russian Federation]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: theory and practice]. Vol. 17. No. 12, pp. 2314-2327. (In Russ.).

6. Porter, M. E. (2008) Mezhdunarodnaya konkurenciya. Konkurentnyepreimushchestva stran [International competition. Competitive advantages of countries]. Moscow: Al'pinaPabl., pp. 947.

7. Savel'eva, M.V (2008) Sozdanie ustojchivoj konkurentosposobnosti regionov: monografiya [Building sustainable regional competitiveness]. Moscow: MAKS Press. 204 p.

8. Savel'eva, M. V. (2012) Sushchnost' i kriterii konkurentosposobnosti social'no-ekonomicheskih sistem: Real'nyj sector ekonomiki: effektivnye mekhanizmy upravleniya [Essence and criteria for competitiveness of socioeconomic systems: Real sector of economy: effective management mechanisms]. Moscow: Publ.house RAGS]. 140 p.

9. Taranuha, Y. V. (2012) Konkurenciya: system ai process [Competition: system and process]. Moscow: Publ. house Deloiservis]. 665 p.

10. Tatarkin, A. I. (2012) [Competitive activity of territories in the spatial development of the Russian Federation]. Economics and Management [Ekonomika i upravlenie]. Vol. 11. pp. 20-29. (In Russ.).

11. Shastitko, A. E. (2009) [Competitiveness of the region: content, factors, policy]. Baltic Region [Baltijskij region]. Vol. 1, pp. 11-31. (In Russ.).

12. Shastitko, A. E., Pavlova, N. S., Meleshkina, A. I., Fatihova, A. F. (2016) [Priorities for Competition Policy in Russia until 2030]. Sovremennaya konkurentsiya [Contemporary competition]. Vol. 2 (56), pp. 26-45. (In Russ.)

13. Yakunin, V I., Sulakshin, S. S., Fonareva, N. E., Tot'ev, K. Y. and others (2008) Gosudarstvennaya konkurentnaya politika i stimulirovanie konkurencii v Rossijskoj Federacii. Monografiya v 2 tomah. T. 1 [State Competition Policy and Promotion of Competition in the Russian Federation].Moscow: Scientific expert, 60 p.

14. Koschatzky, K. (2005) The Regionalization of Innovation Policy: New Options for Regional Change. Rethinking Regional Innovation and Change: Path Dependency or Regional Breakthrough. NewYork: Springer. pp. 291-312.

Информация об авторе:

Артем Владимирович Поленов, начальник аналитического отдела Управления государственной службы ФАС России, Москва, Россия

e-mail: a.v.polenov@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 21.01.2020; принята в печать: 20.03.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Artyom Vladimirovich Polenov, head of the analytical Department of the Civil Service Department of the FAS of Russia, Moscow, Russia

e-mail: a.v.polenov@mail.ru

The paper was submitted: 21.01.2020.

Accepted for publication: 20.03.2020.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.