Научная статья на тему 'Особенности региональной библиотечной политики (на примере Краснодарского края)'

Особенности региональной библиотечной политики (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ПОЛИТИКА / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лынник Елена Владимировна

В статье рассматривается понятие «региональная библиотечная политика», анализируется ее содержание, раскрывается сущность, характеризуются особенности региональной библиотечной политики Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности региональной библиотечной политики (на примере Краснодарского края)»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (42), 2011

Е. В. ЛЫННИК

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПОЛИТИКИ (На примере Краснодарского края)

В статье рассматривается понятие «региональная библиотечная политика», анализируется его содержание, раскрывается сущность, характеризуются особенности региональной библиотечной политики Краснодарского края.

Ключевые слова: библиотека, Краснодарский край, региональная библиотечная политика.

В последние десятилетия изменились представления о задачах и возможностях библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре. Идет пересмотр фундаментальных подходов к функционированию библиотек в обществе (при развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики; формировании глобального информационного пространства), к основным принципам организации библиотечного дела. Это ведет к смене самой парадигмы его развития.

В «Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года» отмечается, что «библиотеки России выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры городов и сел, вносят весомый вклад в экономическое развитие страны» [1]. Целями государственной политики в области библиотечного дела являются: содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить максимально быстрый и полный доступ к информации; реализация конституционных прав граждан на свободный доступ к информации и знаниям; сохранение национального культурного наследия, сконцентрированного в библиотеках.

Наиболее точное обобщающее определение современной библиотечной политики сформулировано Е. И. Кузьминым и Т. Л. Маниловой: «Деятельность органов государственной власти и управления, общественных структур, отдельных организаций, определяемая их целями и направленная на организацию и стимулирование процесса модернизации библиотек и/или библиотечного дела» [2].

Формирование и реализация государственной библиотечной политики носят четко выраженный инновационный характер (поддержка современных информационных технологий). И в условиях стабильного развития страны такую опережающую, перспективную политику необходимо однозначно определить как позитивную. В связи с ориентиром на федеративный путь развития усиливается внимание к решению региональных проблем образования, науки и культуры. Спроецированные на сферу культуры, эти процессы затронули библиотечное дело, библиотеку как социальный институт, отразились на организации библиотечного обслуживания на местах. Большое значение приобретает феномен региональной библиотечной политики (далее РБП), сложная структура которого может быть изучена с помощью научных подходов, способствующих определению ее сущностных характеристик.

В рамках системного подхода РБП является подсистемой федеральной библиотечной политики и представляет собой взаимосвязанную, взаимозависимую, многоуровневую и динамическую совокупность элементов, образующих определенную целостность и иерархичность: 1) совокупность идей, концепций, основных направлений, теоретико-методологических положений стратегии и тактики регионального библиотечного развития; 2) отношения, складывающиеся при формировании и осуществлении политики; 3) государственные решения как один из самых ответственных элементов библиотечной политики; 4) организации и органы, проводящие библиотечную политику в жизнь.

Структурно-функциональный подход прослеживает внутреннюю взаимосвязь компонентов РБП (институцианальная, нормативная, функциональная, коммуникативная, идеологическая и культурная подсистемы) и определяет присущие ей функции: управленческую (целеполагание), интегративную (консолидация), регулятивную и реактивную. Являясь продолжением функций федеральной библиотечной политики, они различны по содержанию.

С позиции деятельностного подхода РБП есть сфера активности, регулирующей развитие библиотечной системы - управляющей в пространственном (региональном) аспекте. Как отмечает С. А. Басов, в массовом и профессиональном сознании слово «политика» ассоциируется в основном с деятельностью государства. Еще недавно в нашей стране оно выступало в роли единственного реального политического субъекта. И сегодня государство располагает наибольшим объемом ресурсов, разнообразными управленческими рычагами и властными структурами [3], доминирует в общей структуре региональной библиотечной политики. Однако в результате проведения социально-экономических реформ к концу ХХ века в России начала складываться многосубъектная общенациональная политика.

Представляя собой многоуровневую систему, РБП структурируется как региональная (федеральная стратегия регионального библиотечного развития); внутрирегиональная (уровень субъекта Федерации); микрорегиональная (уровень местного самоуправления). На каждом из указанных уровней происходит реализация определенных функций. Исходя из этого, она может рассматриваться как совместная деятельность органов власти и управления, с одной стороны, и, с другой -профессионального библиотечного сообщества. РБП регулирует становление библиотечного дела

№ 4 (42), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

в интересах населения определенной территории в соответствии с государственной стратегией библиотечного развития.

Нами был изучен опыт Краснодарского края -наиболее крупного и динамично развивающегося субъекта РФ, наделенного достаточной степенью суверенитета, имеющего высокие социально-экономические показатели, развитую законодательную базу, целостную опережающую региональную политику, многонациональный состав населения, культурную специфику и сложившиеся традиции.

Проводимая в крае работа по сохранению культурного потенциала и наследия признана Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ лучшей среди регионов России. Библиотеки Краснодарского края - самая обширная сфера культуры Кубани, оказывают существенное воздействие на формирование и развитие культурно-информационной среды региона.

Нельзя не отметить, что региональные особенности накладывают отпечаток на специфику задач библиотечной политики. Ее формирование и реализация определяются рядом факторов: территориально-дифференцированный характер библиотечных проблем, уровень социально-экономического развития и социокультурная специфика районов (территориальных единиц) Краснодарского края, степень участия местных бюджетов в финансировании деятельности муниципальных общедоступных библиотек, проводимая региональная политика, позиция властных структур, личность руководителей, активность профессионального библиотечного сообщества.

В целом современная библиотечная политика Краснодарского края носит активный защитный характер, имеет четко сформулированные цели и приоритеты. Согласно комплексной программе развития библиотечной отрасли края, цель РБП заключается «в защите и реализации прав жителей региона на библиотечное обслуживание, создании условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей посредством сохранения и развития библиотек» [4]. Определены следующие приоритетные направления: развитие сети муниципальных библиотек и укрепление их материально-технической базы; внедрение новых информационных технологий; полноценное комплектование фондов; сохранение кадрового потенциала отрасли, привлечение молодых специалистов, обучение библиотекарей работе в новых условиях, повышение их социальной защищенности.

Становление институтов местного самоуправления влияет на характер деятельности библиотек: от ориентации преимущественно на интересы государства и государственной власти они переходят к ориентации на интересы местного культурного сообщества (конкретного муниципального образования со всей его инфраструктурой). И муниципальные органы власти осуществляют библиотечную политику на федеральном и региональном уровнях, формируют территори-

альную концепцию развития библиотечного дела, развивают межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество.

Вместе с тем, уровень развития библиотечного дела в разных муниципальных образованиях края пока еще различен: местным сообществом и властными структурами неодинаково полно осознаются социальная значимость и потенциальные возможности библиотек.

Для определения путей совершенствования РБП Краснодарского края нами был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 42 заместителя глав администраций муниципальных образований края и 45 руководителей централизованных библиотечных систем. Собранные данные позволили получить достаточно объективную оценку процесса формирования и реализации библиотечной политики Краснодарского края, выявить положительные и отрицательные моменты. Выявлены следующие тенденции совершенствования библиотечной политики края: укрепление существующей нормативно-правовой базы; повышение мер по социальной защите кадрового состава библиотечной отрасли; преодоление низкой корпоративной культуры библиотечных кадров; создание межведомственного координационного совета; расширение субъектов политики за счет привлечения представителей бизнес-структур, лидеров политических партий, движений и общественных организаций.

В качестве основного при объединении всех участников данного процесса следует рассматривать программно-целевой метод. Он позволяет регулировать межведомственные взаимодействия на основе сформулированных направлений региональной библиотечной политики: проводить в жизнь целевые программы, внедряя механизм учета территориальных пропорций в ресурсном обеспечении (средства федерального бюджета и консолидированные бюджеты различных уровней). В результате этого региональная библиотечная политика становится полноправной составной частью региональной политики в области культуры, науки и образования.

Литература

1. Манилова Т. Л. О Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года: проект // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации (ИБ РБА). 2008. № 49. С. 7-10.

2. Библиотечная энциклопедия. М., 2007. С.186-188.

3. Басов С. А. Профессиональное сообщество как субъект библиотечной политики // ИБ РБА. 2010. № 57. С. 55-61.

4. Краевая целевая программа «Библиотеки Кубани (2004-2006 гг.)»: утв. пост. Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мар. 2004 г. № 669-П // Информационный бюллетень Законодательного собрания Краснодарского края. 2004. № 15 (86). Ч. 2. С. 138-158.

YE. v. LYNNIK. pEcuLIARITIES of THE REGioNAL LIBRARY poLicY (On the example of the Krasnodar region)

The author of the article deals with the notion «regional library policy», analyzes its content, reveals its main point and gives characteristic to the regional library policy of the Krasnodar region.

Key words: library, Krasnodar region, regional library policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.