УДК 378.1
Басамыгина Ирина Николаевна
Basamygina Irina Nikolaevna
доктор педагогических наук,
профессор кафедры экономики и менеджмента
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств
D.Phil. in Education Science, Professor of the Economics and Management Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК И ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INSTITUTIONAL PROBLEMS OF UNIVERSITY LIBRARIES AND HIGHER LIBRARY EDUCATION
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются иерархия институтов высшего библиотечного образования, их эволюция, соподчиненность, раскрывается сущность стратегии современной вузовской библиотеки.
The article deals with the hierarchy of institutions of higher education in library science, their evolution and subordination. The author covers matter of the modern university library’s strategy.
Ключевые слова:
институты, высшее библиотечное образование, вузовская библиотека.
Keywords:
institutes, higher education in library science, university library.
Изменения социально-культурной среды, принципов организации деятельности библиотек, внедрение информационных технологий и изменение потребностей пользователей определяют новые требования к библиотечному персоналу, усиливают социальную роль библиотекарей как трансляторов знания. Именно библиотекари - профессионалы призваны влиять на рост знаний специалистов других отраслей производства и социальной сферы, формировать и обогащать их информационную базу.
Факторы спроса и предложения на услуги высшего библиотечного образования подвержены влиянию формальных и неформальных правил, лежащих в основе институциональных соглашений и институциональной среды вузов [1]. К формальным относят правила, утвержденные государством или любой организацией, признаваемой государством. Соответственно неформальными называются все остальные правила. Формальные правила представляют собой формы осуществления государственного регулирования экономики, однако встает достаточно актуальный вопрос: почему вводимые правила не влияют на реальное поведение экономических агентов или влияют совсем не так, как задумывалось авторами. В контексте институционального подхода мотивации основных субъектов образовательного процесса, формируемые комплексом формальных и неформальных правил, ложатся в основу институциональных соглашений и институциональной среды. Таким образом, в сфере образования присутствуют институты в виде иерархии институциональных соглашений и институциональной среды.
Факторы спроса и предложения на услуги высшего библиотечного образования способствуют эволюции неформальных правил - институциональных соглашений, те, в свою очередь, изменяют формальные правила - институциональную среду. В настоящее время к проблемам институциональной среды можно отнести формирование ценностей библиотечного студенчества. Будущими библиотекарями многих можно назвать с известной долей условности, так как немногие выпускники дневного отделения приходят работать в библиотечную сферу, в то время как студенты-заочники, напротив, в большинстве уже состоявшиеся специалисты.
Ценности библиотечного студенчества определяются, прежде всего, материальным состоянием библиотечной отрасли, понимаемым достаточно широко: это и материально-техническая база библиотеки, не позволяющая создать комфортную среду для пользователей и внедрять информационные технологии; отсутствие средств на комплектование библиотечных фондов как периодическими, так и медиаизданиями, что не позволяет реализовывать проекты модернизации; низкая заработная плата также ограничивает приток профессионалов в библиотечную отрасль.
Ограниченность ресурсов тесно соприкасается с отсутствием достаточной координации и кооперации между библиотеками в пределах населенных пунктов, регионов страны и в отсутствии корпоративной каталогизации в электронной среде. Многие библиотеки реализует значительные проекты модернизаций, но этот информационный поток остается неизвестным широ-
кой библиотечной общественности. Отсутствие координации действий библиотек касаются и взаимодействия с местной администрацией, невозможностью привлечения спонсорских средств. Все перечисленные обстоятельства не зависят от самих библиотек, а вызваны внешними факторами, которые и влияют на процесс ценностных формирований.
Недостатки институциональной среды, формируемой системой правовых норм, в ряде случаев преодолеваются опорой на внутренние факторы - институциональные соглашения, создающиеся внутри библиотек. Эволюция институциональных соглашений зависит от отдельных социальных групп, от состава библиотечной аудитории, от сложности читательских запросов, от уровня библиографической культуры и оттока библиотечных пользователей [2].
Институциональные соглашения могут быть оптимизированы в результате исследований, проводимых как студентами библиотечных специальностей, так и действующими библиотечными специалистами. Среди направлений исследований институциональных соглашений можно выделить: изучение читательских интересов жителей города или региона; изучение читательских пристрастий самих библиотекарей; анализ работы библиотеки по конкретным тематическим направлениям, составу и использованию библиотечного фонда, видам услуг, особенностям библиографического обслуживания читательских групп, особенностям чтения традиционных и электронных изданий; исследование конфликтов библиотечного общения; создание службы повышения информационной и библиографической культуры пользователей.
Факторы спроса и предложения на услуги современной библиотеки определяют ее стратегию как инфраструктурного учреждения, институциональная среда которого непосредственно связана с феноменом образования. В системе библиотек важную роль играет вузовская библиотека. Совершенствование ее деятельности в конкретном вузе определяется особенностями межпредметных связей, наличием филиалов и организаций в рамках университетского комплекса, финансовыми возможностями, квалифицированностью кадров, рациональностью и системностью взаимосвязей с другими социальными институтами сферы образования.
Приоритеты вузовской библиотеки среди субъектов рыночных отношений заключаются в том, что она осуществляет коллективный спрос и способствует коллективному удовлетворению потребностей в учебной книге; находится в партнерских отношениях с книжным бизнесом при осуществлении книгообмена, участии в деятельности разных организаций и ассоциаций [3].
Роль вузовской библиотеки в использовании и распространении учебной книги опосредована ее участием в создании единого информационного пространства. Идея единого информационного пространства как феномена институциональной среды, является объединяющей для современного книговедения, библиотековедения, библиографоведения в теоретическом и практическом плане. Она направлена на поиск и реализацию путей объединения всех общественных институтов, имеющих своим предметом деятельности книгу.
В интегрированном информационном пространстве первостепенными становится решение задач: создания национальных информационно-поисковых систем, представляющих максимально исчерпывающую информацию о книгопотоках и использования сведений для производителей и покупателей вузовской учебной книги на локальном и глобальном уровнях. Квалифицированная информация о книгоизданиях, формируя системный подход к информационным ресурсам в целом, создает социально-психологическую адаптацию работников библиотеки к книжному рынку, превращающая владение информацией в экономическое и социальное преимущество.
Стратегия современной вузовской библиотеки по формированию институциональной среды направлена на предоставление пользователям информации на всех видах носителей: бумажных, магнитных, цифровых, телекоммуникационных со свободным доступом в Интернет, и библиотеки вузов, использующие новые технологии, помимо традиционных печатных изданий, предоставляют потребителям коллекцию электронного фонда - электронные копии печатных изданий вузовского издательства, учебные и справочные материалы на электронных носителях.
Объектами информационных ресурсов современной экономики становятся различные виды и типы электронных учебных изданий: электронное издание, воспроизводящее соответствующее печатное издание; локальное электронное издание в виде определенного числа идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях; сетевое электронное издание. Электронная библиотека в вузе, доступная широкому кругу потребителей через компьютерную сеть, существенно корректирует спрос на вузовскую учебную книгу, одновременно актуализируя проблему классификации учебной литературы и прежде всего учебника. Предлагаемые электронные учебники как часть автоматизированной системы обучения в вузе дифференцируются на традиционные учебники в оцифрованном виде; учебники, созданные как самостоятельный документ, обладающий графическими или аудиографическими формами предоставления информации; переходные виды учебника, сочетающие традиционный вид с гипертекстовыми признаками.
При всей значимости, инновационности и привлекательности электронных учебных книг традиционное текстовое издание в настоящее время сохраняет свои приоритеты, особенно в библиотеках небольших региональных вузов, что не снимает, однако, необходимости бюджетного финансирования при комплектовании фондов учебной литературы бумажными изданиями. Рост объема целевого финансирования библиотек требует государственного контроля. Основной мерой контроля за эффективным расходованием средств стала система госзакупок. Комплектование библиотек учебной литературой в условиях конкурсных процедур показали, что 93 % библиотек говорят о потерях оперативности комплектования, ухудшения качества фондов, неспособности случайных фирм выполнять условия контрактов. Экспертиза качества комплектования библиотек показывает также необходимость подготовки и выпуска каталогов, информирующих о выпуске учебной литературы по многим специальностям, таких как каталог изданий «Университетская книга», каталоги издательства «ИНФРА-М» и др., которые укрепляют институциональное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Существенной функцией вузовской библиотеки становится формирование новой институциональной среды, преодоление барьеров между культурнической миссией учебной книги и прагматичной природой рынка, содействие осмыслению учебного издания как синтеза материальных и духовных ценностей, как системы социокультурного и информационного воздействия на личность студента.
Ссылки:
1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник. М., 2006. С. 33-43.
2. Манилова Т.Л. О концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года: проект II Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации (ИБ РБА). 2008. № 49. С. 7-10.
3. Басов С.А. Профессиональное сообщество как субъект библиотечной политики II ИБРБА. 2010. № 57. С. 55-61.
References (transliterated):
1. Institutsional'naya ekonomika: novaya institutsional'naya ekonomicheskaya teoriya: texbook. M., 2006. P. 33-43.
2. Manilova T.L. O kontseptsii programmy razvitiya bibliotechnogo dela v Rossiyskoy Federatsii do 2015 goda: proekt II Informatsionniy byulleten' Rossiyskoy bibliotechnoy assotsiatsii (IB RBA). 2008. № 49. P. 7-10.
3. Basov S.A. Professional'noe soobshchestvo kak sub"ekt bibliotechnoy politiki II IBRBA. 2010. № 57. P. 55-61.