Научная статья на тему 'Особенности регионального рынка продовольствия на примере республики Адыгея'

Особенности регионального рынка продовольствия на примере республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпович Н. К.

В статье определены черты продовольственного рынка на современном этапе развития экономики России, а также выделены свойственные региональному рынку характерные общероссийские черты и его отличительные особенности (на примере Республики Адыгея).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регионального рынка продовольствия на примере республики Адыгея»

УДК 338.439:332.1

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

© 2007 г. Н.К. Карпович

Углубление экономической реформы в Российской Федерации предполагает активное развитие продовольственного рынка страны на основе новых подходов государства к формированию и использованию экономического механизма агарного производства.

Продовольственный рынок, являясь социально-экономической системой, подвержен влиянию как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конъюнктура мировых цен на сельскохозяйственное сырье, меры политического характера. К внутренним факторам следует отнести: уровень развития отечественного производства, климатические условия, развитость инфраструктуры, интегрирован-ность производства и торговли, масштабы государственной поддержки продовольственного сектора, наличие правового обеспечения функционирования рынка.

С развитием рыночных отношений товаропроизводители получили возможность выбирать потребителей своей продукции. Значительная часть продукции продается товаропроизводителями на рынках через собственную розничную сеть, предприятия общественного питания, а также обменивается по бартеру. Вместе с тем в условиях современного развития экономики аграрного сектора многие сельскохозяйственные товаропроизводители по-прежнему испытывают немалые трудности с реализацией своей продукции по цене, которая устраивает их.

В результате в ряде регионов страны складывается искусственный избыток продовольствия при одновременном снижении уровня его потребления. Причинами такого явления стали: монополизм предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности; развитие антагонизма между перерабатывающими и сельскохозяйственными товаропроизводителями; неразвитость сферы торгово-посреднических услуг и региональных оптовых рынков продовольствия.

Региональные рынки продовольствия являются одним из главных элементов рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса. Под влиянием меняющихся в условиях формирования рынка экономических отношений в аграрной сфере централизованная система реализации сельскохозяйственной продукции постепенно трансформируется в многоканальную рыночную систему, в которой наиболее значительную роль должна сыграть организация рыночных оптовых продовольственных рынков - непременного атрибута рыночной экономики.

В направлении нормального функционирования продовольственного рынка региона можно выделить два взаимосвязанных аспекта: экономический и организационный.

Экономический аспект связан со слабой ролью государства в регулировании продовольственного рынка, в первую очередь в области ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

Организационный аспект предполагает формирование федерального и региональных продовольственных фондов, осуществление товарных и закупочных интервенций, организацию единой системы оптовых продовольственных рынков с устранением межрегиональных ограничений ввоза и вывоза продовольствия.

В структуре розничной торговли продовольственными товарами Республики Адыгея наибольший удельный вес занимают следующие группы товаров: мясо, колбаса, кондитерские изделия, хлеб, хлебобулочные изделия. Устойчивое насыщение рынка основными продовольственными товарами до августовских событий 1998 г. в значительной степени достигалось за счет импорта, затем началось постепенное снижение импортных поступлений. В 2005 г. доля импортной продукции в объеме продовольственных товаров составляла от 6 до 9 %, из них наибольший удельный вес приходится на следующие продукты: сыры жирные, мясо птицы, колбасные и кондитерские изделия и алкогольная продукция. Усилилось влияние отечественного производителя на формирование ресурсов продовольственного рынка Республики Адыгея.

Существенный вклад в формирование торгового оборота продовольствия вносят рынки республики.

Товарные ресурсы продовольственного рынка Республики Адыгея формируются как за счет собственного производства, так и путем ввоза товаров из других регионов. Однако наблюдается отрицательная тенденция в том, что значительную часть товарооборота в республике составляет продукция, ввозимая многочисленными торгово-посредническими предприятиями и частными лицами.

Кроме того, ввоз продовольственных товаров посредниками-перекупщиками повышает конечную цену реализации в процессе последующих перепродаж, из-за чего население несет потери, связанные с ростом цен на продовольствие.

С развитием рыночных отношений в Республике Адыгея, как и в целом по России, меняется структура

и каналы реализации сельскохозяйственной продукции. Главным оптовым покупателем сельскохозяйственной продукции (зерно, подсолнечник, сахарная свекла) ранее выступало государство в лице заготовительных организаций. За последние десять лет прослеживается сокращение доли продукции, поступающей в продовольственные фонды для государственных нужд, и увеличение доли продукции, реализуемой по другим каналам, таким как рынок, собственная торговая сеть, общепит, с транспортных средств, в порядке натуроплаты, по бартеру. Такая форма реализации частично решает проблему неплатежей, характерных для взаимоотношений сельхозтоваропроизводителей с заготовителями.

Личные подсобные хозяйства существенно увеличивают товарные ресурсы продовольственного рынка республики, так как они производят большую часть мяса и молока, а также овощей и картофеля. Часть этой продукции продается или непосредственно предоставляется предприятиям пищевого подкомплекса АПК РА, часть реализуется через заготовительные организации и часть - на колхозных рынках, а также в местах стихийно организованной торговли.

Работа по закупке сырья для перерабатывающих заводов организована на основе договоров. Реализация сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям снижается.

80 % всего объема овощей, производимых в республике, приходится на частный сектор. При этом в переработку поступает лишь 10 % производимого овощного сырья, а остальное пищевые и перерабаты-

В работе [1] дана теоретическая основа для планирования оптимального графика модификации ассортимента машиностроительного предприятия, понимаемой как развитие отдельных показателей существующих изделий (без их коренного изменения) с целью оживления спроса и, в конечном счете, повышения прибыли от продаж такого типа новых моделей. Согласно предложенной теории, максимальный успех тесно связан с выбором нужного момента т появления модификации, который заранее неизвестен. Поэтому функция, прогнозирующая сбыт модификации в текущий момент времени зависит еще и от т и имеет вид

/ * (т, /) = /«ф(х), (1)

где /(/) - одноименная функция для модифицируемого изделия.

вающие предприятия закупают за пределами республики.

Таким образом, можно заключить, что продовольственному рынку республики свойственны характерные общероссийские черты, такие как:

- определенная зависимость от импортных продовольственных товаров с тенденцией ее снижения после августовского кризиса;

- сокращение продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд и появление большого числа новых рыночных агентов и каналов сбыта продукции, увеличение в структуре розничного товарооборота предприятий и организаций частной и смешанной форм собственности.

К отличительным особенностям регионального рынка продовольствия следует отнести тот факт, что в формировании фондов продовольственного рынка республики одну из главных ролей играют ЛПХ, производящие большую часть мяса, молока, яиц и овощей.

В республике существенны объемы вывоза продовольственных товаров (многие в виде сельскохозяйственного сырья), что приводит к значительной недо-загрузке производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а бюджет недополучает налоговые платежи по этому сектору экономики, что очень чувствительно для дотационного региона. В то же время производимая ЛПХ продукция в большей части поступает в реализацию в непереработанном, сыром виде.

2006 г

Функции / и / * не учитывают (в явной форме) влияние изменения цены реализации старого и нового изделий на объем их сбыта, которая считается постоянной в течение всего времени продаж [1].

В данной работе делается попытка такого учета, исходя из естественного предположения, что между ценой и объемом сбыта для многих изделий существует обратная связь. Причем при неограниченном увеличении цены объем сбыта должен неограниченно уменьшаться, а при стремлении цены к себестоимости объем сбыта должен увеличиваться, но оставаться ограниченным, а прибыль от модификации обращаться в ноль.

Функции, прогнозирующие сбыт обоих изделий с учетом указанного характера связи «цена - объем сбыта», соответственно представимы в виде

^(р,0 = ю(р)/(/); ^*(р*,т, /) = ю*(р*)/*(т, /), (2)

Майкопский государственный технологический университет 12 декабря

УДК 658

ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕНЫ ПРИ МОДИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2007 г. Д.М. Комаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.