и каналы реализации сельскохозяйственной продукции. Главным оптовым покупателем сельскохозяйственной продукции (зерно, подсолнечник, сахарная свекла) ранее выступало государство в лице заготовительных организаций. За последние десять лет прослеживается сокращение доли продукции, поступающей в продовольственные фонды для государственных нужд, и увеличение доли продукции, реализуемой по другим каналам, таким как рынок, собственная торговая сеть, общепит, с транспортных средств, в порядке натуроплаты, по бартеру. Такая форма реализации частично решает проблему неплатежей, характерных для взаимоотношений сельхозтоваропроизводителей с заготовителями.
Личные подсобные хозяйства существенно увеличивают товарные ресурсы продовольственного рынка республики, так как они производят большую часть мяса и молока, а также овощей и картофеля. Часть этой продукции продается или непосредственно предоставляется предприятиям пищевого подкомплекса АПК РА, часть реализуется через заготовительные организации и часть - на колхозных рынках, а также в местах стихийно организованной торговли.
Работа по закупке сырья для перерабатывающих заводов организована на основе договоров. Реализация сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям снижается.
80 % всего объема овощей, производимых в республике, приходится на частный сектор. При этом в переработку поступает лишь 10 % производимого овощного сырья, а остальное пищевые и перерабаты-
В работе [1] дана теоретическая основа для планирования оптимального графика модификации ассортимента машиностроительного предприятия, понимаемой как развитие отдельных показателей существующих изделий (без их коренного изменения) с целью оживления спроса и, в конечном счете, повышения прибыли от продаж такого типа новых моделей. Согласно предложенной теории, максимальный успех тесно связан с выбором нужного момента т появления модификации, который заранее неизвестен. Поэтому функция, прогнозирующая сбыт модификации в текущий момент времени зависит еще и от т и имеет вид
/ * (т, /) = /«ф(х), (1)
где /(/) - одноименная функция для модифицируемого изделия.
вающие предприятия закупают за пределами республики.
Таким образом, можно заключить, что продовольственному рынку республики свойственны характерные общероссийские черты, такие как:
- определенная зависимость от импортных продовольственных товаров с тенденцией ее снижения после августовского кризиса;
- сокращение продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд и появление большого числа новых рыночных агентов и каналов сбыта продукции, увеличение в структуре розничного товарооборота предприятий и организаций частной и смешанной форм собственности.
К отличительным особенностям регионального рынка продовольствия следует отнести тот факт, что в формировании фондов продовольственного рынка республики одну из главных ролей играют ЛПХ, производящие большую часть мяса, молока, яиц и овощей.
В республике существенны объемы вывоза продовольственных товаров (многие в виде сельскохозяйственного сырья), что приводит к значительной недо-загрузке производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а бюджет недополучает налоговые платежи по этому сектору экономики, что очень чувствительно для дотационного региона. В то же время производимая ЛПХ продукция в большей части поступает в реализацию в непереработанном, сыром виде.
2006 г
Функции / и / * не учитывают (в явной форме) влияние изменения цены реализации старого и нового изделий на объем их сбыта, которая считается постоянной в течение всего времени продаж [1].
В данной работе делается попытка такого учета, исходя из естественного предположения, что между ценой и объемом сбыта для многих изделий существует обратная связь. Причем при неограниченном увеличении цены объем сбыта должен неограниченно уменьшаться, а при стремлении цены к себестоимости объем сбыта должен увеличиваться, но оставаться ограниченным, а прибыль от модификации обращаться в ноль.
Функции, прогнозирующие сбыт обоих изделий с учетом указанного характера связи «цена - объем сбыта», соответственно представимы в виде
^(р,0 = ю(р)/(/); ^*(р*,т, /) = ю*(р*)/*(т, /), (2)
Майкопский государственный технологический университет 12 декабря
УДК 658
ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕНЫ ПРИ МОДИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2007 г. Д.М. Комаров
где функции цены могут быть заданы, например, следующим образом:
ш(р) = ае "в(р - р о); ш* (р *) = а*е (р р о*), (3) где р 0 и р 0 - исходное (плановое) значение цены р
о
и р старого и нового изделии, соответствующие
функциям / и /*; а, в, а *, р * - задаваемые на основе статистики сбыта параметры эластичности, причем а, а * = 1 при р = р *, р * = р 0.
Очевидно, что в рассматриваемом случае каждоИ цене соответствует своя функция сбыта. Отметим, что функции (1) - (3) представляют собоИ приближенные идеализированные модели реальной деИствительно-сти, отражающие, прежде всего, ее качественную сторону.
С учетом обобщения (2), (3) суммарную дисконтированную прибыль за период [0, Т * ] можно найти по формуле
П(т, p *) = (p *- c *) J F * (p *, т, t) a(t) dt-
+(p - c)J F(p, t)a(t)dt - Cm a(t o),
o
(4)
1 * * 1
p = c + — ; p = c +--.
ß ß *
(5)
Очевидно, что в зависимости от конкретных значений параметров р и р * в рамках принятой модели (3) оптимальные цены (5) могут быть как больше, так и меньше плановых цен из (3). Исследуя при этих ценах функцию (4) на экстремум по переменной т, мы получим оптимальный момент замены существующей модели ее модификацией и наибольшую прибыль, соответствующие данным значениям р и р *.
Пример. Один тип компьютерного монитора, подлежащего модификации, характеризуется следующими
параметрами: а = 1,05, р = 0,32, а* = 1,1, в* = 0,29,
р0 = 12,5 тыс. руб., р = 12,3, р0= 15,3, р * = 15
*
тыс. руб., с = 9,2 тыс. руб., с = 11,6 тыс. руб.,
Ст = 25 тыс. руб., 1т = 1,3 кварталов (кв.), Т = 14 кв.,
*
Т = 13 кв., г = 0,01, ф(т) = 1 + 0,1 т.
После статистической обработки зависимость объема продаж N модифицируемого изделия от времени t можно выразить следующим образом (таблица) Распределение объема продаж во времени
t 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
N, шт 0 4 10 13 15 16 15 15 19 25 27 27 24 10 0
Эта зависимость достаточно точно описывается функцией:
5 1 п
N = /^) = Е зш(— t),
1=1 Т
где а1 = 22,9616, а 2 =-6,8099, а 3 = 6,4905, а 4 =-1,0438, а 5 =-0,9232.
Кривые жизненного цикла обоих изделий представлены на рисунке.
где а^) = е-г - дисконтирующий множитель для непрерывной схемы финансовых потоков; г - норма дисконта; с * и Т *, Ст и tm - соответственно себестоимость и плановый момент снятия с производства модификации, инвестиционные затраты на проведение модификации (НИОКР) и ее длительность; с, Т -соответственно себестоимость, длительность планового периода производства или жизненного цикла существующего изделия; 10 = т - tm - момент начала инвестирования средств С т .
Исследуя функцию (4) на экстремум по переменной р и р *, легко находим, что прибыль достигает максимума при
N (t)
1--f (t)
. - - "F(12.3,t) f*(7,t)
t"lTLF*L15'I7' t)
60 50 40 30 20 10 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 г Кривые жизненного цикла
Все расчеты выполнялись с помощью программы на ЭВМ, разработанной на БЕЙСИКе. Получены следующие результаты: оптимальное значение момента замены старого изделия новым т = 7 кв., момент начала НИОКР т0=5,7 кв., а максимальная прибыль за весь плановый период П = 1094,42 тыс. руб.
Отметим, что при других ценах реализации изделий и тех же исходных данных прибыль будет меньше найденной.
Литература
1. Белоусов В.Л., Шакиртханов Б.Р. Модификация ассортимента машиностроительного предприятия // Автоматизация и современные технологии. 2002. № 4.
Астраханский государственный технический университет
11 декабря 2006 г.