Научная статья на тему 'Особенности реформирования налоговой системы Украины'

Особенности реформирования налоговой системы Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОДАТКОВА СИСТЕМА / ПРИНЦИПИ ПОДАТКОВОї СИСТЕМИ / ПОДАТКОВЕ ЗАКОНОДАВСТВО / TAX SYSTEM / PRINCIPLES OF THE TAX SYSTEM / TAX LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Товкун Л. В.

В статье исследуется развитие налоговой системы Украины на основании ее принципов, предлагаются рекомендации по реформированию налоговой системы Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF REFORMING THE TAX SYSTEM OF UKRAINE

In the article investigated the types and development of the principles of the tax system. Author suggested to reform the tax system in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Особенности реформирования налоговой системы Украины»

УДК 336 Л. В. Товкун,

канд. экон. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

В статье исследуется развитие налоговой системы Украины на основании ее принципов, предлагаются рекомендации по реформированию налоговой системы Украины.

Ключевые слова: налоговая система, принципы налоговой системы, налоговое законодательство.

Исследовав общие тенденции развития общественных отношений на современном этапе, можем отметить, что одним из перспективных направлений развития общества является совершенствование налоговой системы государства. От эффективности функционирования последней напрямую зависят обеспечение экономического роста государства и социально-политическая стабильность в нем.

Разрешение проблем, влияющих на налоговую систему Украины, невозможно без научно обоснованной налоговой политики, которая должна включать комплекс мер, основанных на учете реального состояния экономических отношений в стране.

В то же время необходимо подчеркнуть, что современная налоговая система не отвечает современным требованиям в плане инновационного развития государства и требует неотложного реформирования этой системы. Стратегической целью такого реформирования должен стать переход от доминирующего принципа фискальности (когда налоговая система рассматривается исключительно как инструмент мобилизации бюджетных доходов) к реализации более регулятивного направления налогов на стимулирование экономического роста страны. Положительный эффект от проведения налоговой реформы возможен только при взаимодействии с другими преобразованиями, включая реформу бюджетной сферы, валютного регулирования, повышение качества антимонопольной политики и пр.

Цель публикации - исследовать виды принципов налоговой системы Украины, а также определить основные черты ее реформирования на современном этапе.

Фундаментальные и прикладные исследования по вопросам налогообложения, становления и развития налоговой системы содержатся в научных трудах таких ученых, как Ю. Б. Иванов, А. И. Крысоватый, Н. П. Кучерявенко, А. М. Соколовская, Л. Н. Шаблиста и др. Однако продолжение исследования вопросов толкования налоговой системы Украины, ее принципов, особенностей развития остается весьма актуальными. Перед тем, как анализировать налоговую систему, приведем дефиницию самого понятия «система», содержащего в толковом словаре В. И. Даля: система - «... целое, составленное из частей» [2, с. 62]. С философской точки зрения система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, в то же время представляют собой элементы системы более высокого уровня. Требование системности заключается также и в том, что составляющие ее элементы, должны быть взаимосвязаны между собой, органически дополнять друг друга, не вступая в противоречие с системой в целом и другими ее элементами. В процессе анализа налоговой системы Украины необходимо определиться, из каких частей она состоит, какие принципы лежат в основе ее функционирования.

Налоговая система Украины связана непосредственно с бюджетной системой страны и государственным устройством последней. В соответствии со ст. 2 Основного

Закона Украина является унитарным государством [3, с. 3], а потому ее бюджетная система включает 2 уровня - государственный бюджет и местные бюджеты.

Соответственно, налоговая система тоже состоит из двух уровней, что указано в ст. 6 п. 3 Налогового кодекса Украины: «Совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном Налоговым кодексом порядке, составляет налоговую систему Украины» [6, с. 5]. По нашему мнению, законодатель в приведенном определении смешивает категорию «система налогов и сборов», состоящую из совокупности налогов и сборов, взимание которых предусмотрено Налоговым кодексом, с понятием «налоговая система». Последняя же, по нашему убеждению, является элементом системы более высокого уровня, она гораздо шире по своему объему и включает непосредственно систему налогов и сборов. В этом вопросе мы разделяем мнение российских ученых А. Ю. Грачевой и Э. Д. Соколовой, что налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения. Ее определяют порядок установления, внесения изменений, отмены налогов и сборов, распределения их между бюджетами разных уровней, организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений [1, с. 12].

Обращая внимание прежде всего на принципы налоговой системы, отметим, что она основывается на принципах, выделенных А. Смитом. Ученый указывал на такие принципы, как-то: (а) справедливость (каждый обязан принимать участие в поддержке государства согласно своему доходу, который он получает под охраной государства), (б) его определенность (налог должен быть точно определен) (в) удобства его уплаты (он должен уплачиваться в такое время и таким образом, которые являются наиболее благоприятными для плательщиков), (г) эффективности налогообложения (сбор налогов должен происходить при минимальных затратах по его уплате) [7, с. 588-603].

В дальнейшем в науке налогового права система принципов дополнялась, изменялась и преобразовывалась. На сегодня среди ученых существуют различные взгляды на классификацию принципов налоговой системы. Так, некоторые из них выделяют 3 группы принципов - экономические, юридические и организационные [4, с. 154-157]. Другие уходят от такой классификации и обосновывают свое мнение тем, что практика построения налоговых систем позволяет к традиционным принципам, связанным с идеями А. Смита, добавлять специфические, более узкие [5, с. 50, 51].

С нашей точки зрения, наиболее приемлемым является направление, связанное с разработкой принципов на основании уже существующих - традиционных и фундаментальных. Наличие же дополнительных можно отнести только к преимуществам налоговой системы, тогда как классификация принципов налоговой системы, предложенная первой группой ученых, обладает определенной степенью условности. Это подтверждается тем, что одни и те же принципы могут быть отнесены одновременно к разным группам. Например, принцип фискальной достаточности в силу законодательного его закрепления фактически приобрел правовое значение.

Обратим внимание на то, что принципы - это прежде всего определенные требования к налоговой системе, к фундаментальным принципам которой можно отнести:

1) верховенство права. Этот принцип следует считать основополагающим для налоговой системы, построенной в соответствии с принципом законности, что обеспечивает взаимодействие налогового права по всей территории страны;

2) всеобщность налогообложения. Он обязывает плательщиков уплатить налоги, закрепленные Налоговым кодексом. Этот принцип находит свое отражение в разд. II в. 67 Конституции Украины: «Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом». Данное предписание является основополагающим для любого закона, регламентирующего государственные расходы в Украине. Но Основной Закон закрепляет гарантии прав и свобод человека и гражданина, в то время как принципы налогового права касаются интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц;

3) равенство всех плательщиков перед законом. Исчерпывающее толкование этого принципа содержится в пп. 2 п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Украины, где подчеркивается, что равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а в первую очередь как экономическое равенство плательщиков;

4) социальная справедливость. Основой реализации этого принципа является ориентация на налогоплательщика, поскольку показателем измерения справедливости служит уровень материального благосостояния граждан. Только на этом должно основываться установление оптимальной структуры налоговой системы, что максимально удовлетворяет всех участников налоговых правоотношений;

5) справедливое налогообложение. Оно означает единые правовые условия взимания налога и единые требования к налоговым законам. Этот принцип, на наш взгляд, усиливает действие 4-х предыдущих. Налогообложение должно быть одинаковым для каждого вида налогов по всей территории государства. Указанный принцип предполагает четкость, логичность, однозначность законодательных требований по видам и порядку уплаты соответствующих платежей. Он призван защищать интересы прежде всего плательщиков налогов. На нем формируется единая налоговая система Украины;

6) законодательная форма установления налогов. На этот принцип прямо указывает Конституция Украины. Налог может устанавливаться, изменяться или отменяться только путем принятия соответствующего закона. Часть 2 п. 1 ст. 92 Конституции закрепляет, что исключительно законами Украины определяются система налогообложения, налоги, сборы и др. Этот принцип напрямую связан с принципами неприкосновенности частной собственности и свободы личности;

7) фискальная достаточность. С учетом этого принципа установление налогов и сборов осуществляется путем достижения сбалансирования расходов бюджета с его поступлениями. С нашей точки зрения, такая трактовка принципа недостаточна, так как указанные особенности в первую очередь являются функциональным характеристиками налоговой системы. Закрепляя его, законодатель отказывается от ранее предусмотренных стимулирующей и развивающей функций налогообложения и от принципа экономической обоснованности, который предусматривал установление налогов (сборов) с учетом показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей государства, а также учитывал достижения сбалансирования расходов в бюджете.

Исходя из действующего в Украине налогового законодательства можем отметить, что ряд существующих принципов так и не нашел отражения в Налоговом кодексе. К ним можно отнести принцип стимулирования предпринимательской деятельности и принцип инвестиционной активности. В налоговом праве такими стимулами чаще выступают налоговые льготы. Правда, к видам налогового стимулирования можно отнести и налоговые поощрения, налоговые каникулы, которые в отечественном налоговом законодательстве прописываются крайне редко. В целом же, рассматривая принцип стимулирования и его реализацию, нужно учитывать интересы как государства (максимальное финансовое обеспечение общественных потребностей), так и налогоплательщика (рост экономической эффективности производства, прибыли и доходов). Причиной этому выступает субъективный фактор. Но отметим, что в формировании принципов налоговой системы главную роль играют факторы объективные, охватывающие уровень развития государства, политическую ситуацию в нем и пр.

Соблюдение рассмотренных в статье принципов создает предпосылки для взвешенной деятельности государства в налоговой сфере. На это направлен и Налоговый кодекс Украины, который обеспечил определенное упорядочение нормативной базы по налогообложению, ввел ряд новел, оказавших непосредственное влияние на реформирование налоговой системы. К ним можно отнести: (а) законодательное закрепление принципов налогового законодательства; (б) уменьшение количества налогов и сборов; (в) направленность на детенизацию экономики; (г) декларирование построения сбалансированных партнерских отношений между контролирующими органами и

налогоплательщиками с целью обеспечения уравновешенности их прав и законных интересов.

Интересным, на наш взгляд, является совершенствование налоговой системы Украины путем адаптации национального налогового законодательства к международным стандартам. В связи с этим реформирование отечественной налоговой системы требует последующего изучения и детального анализа зарубежного опыта. Но применение последнего должно происходить с учетом национальных особенностей налоговой системы Украины.

Проанализировав европейский экономический опыт и хозяйственную практику реформирования налоговых систем, можем сделать вывод, что наиболее ценными для Украины могут быть следующие положения:

1) налоги не должны сдерживать предпринимательскую деятельность и инвестиционную активность;

2) налоговая система должна быть стабильной, а нормативно-правовая база адаптированной к условиям отечественной практики;

3) что касается методов налогового стимулирования, то их следует строить по принципу зависимости от конечного результата (на примере Южной Кореи) с учетом необходимости сохранения конкретной среды и особенностей объективного регулирования;

4) модернизировать налоговую систему следует на принципах информатизации с широким применением новейших информационных технологий.

Еще необходимо отметим, что целью налоговой системы Украины должно стать построение социально ориентированной экономики, что характерно для общемировых тенденций развития общества. Она должна обеспечивать конкурентоспособность государства на мировых рынках, сбалансированность социально-экономических и иных аспектов своего развития.

Список литературы: 1. Грачова Е. Ю. Финансовое право: учеб. пособ. / Е. Ю. Грачова, Э. Д. Соколова. - М.: Новый юрист, 1998. - 415 с. 2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Т. 4. - М.: Олма, 2007. - 573 с. 3. Конститущя Украши. - Х.: Одиссей, 2012. - 45 с. 4. Кучеров И. И. Теория налогов и сборов: моногр. / И. И. Кучеров. - М.: ЮрИнфоР, 2009. - 471 с. 5. Кучерявенко Н. П. Курс налогового права: учебник. - [В 6-ти т. - Т. 3: Учение о налоге] / Н. П. Кучерявенко. -Харьков: Легас, 2005. - 583 с. 6. Податковий кодекс Украши вщ 02.12.2010 р. // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2011. - № 13-14, 15-16, 17. 7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцполитиздат, 1962. - 684 с.

ОСОБЛИВОСТ1 РЕФОРМУВАННЯ ПОДАТКОВО1 СИСТЕМИ УКРА1НИ

Товкун Л. В.

У статп дослщжено розвиток принцитв податково'1 системи на пiдставi п принцитв, наводяться пропозицп щодо реформування податково'1 системи Украши.

Ключовг слова: податкова система, принципи податково'1 системи, податкове законодавство.

THE FEATURES OF REFORMING THE TAX SYSTEM OF UKRAINE

Tovkun L. V.

In the article investigated the types and development of the principles of the tax system. Author suggested to reform the tax system in Ukraine.

Key words: tax system, principles of the tax system, tax law.

Поступила в редакцию 27.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.