Научная статья на тему 'Особенности редакционно-издательской подготовки учебнометодических комплексов'

Особенности редакционно-издательской подготовки учебнометодических комплексов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
506
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕДАКТИРОВАНИЕ / КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ / COMPLEX OF TEACHING AND METHODOLOGICAL AIDS / EDITORIAL AND PUBLISHING PREPARATION / REDACTION / CORPORATE APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плахутина Е. Н.

В статье рассмотрены особенности редакционно-издательской подготовки учебно-методических комплексов (УМК). Учебно-методический комплекс как объект редактирования обладает специфическими характеристиками. Эффективность редакционно-издательской подготовки УМК обеспечивается системой управления качеством, предполагающей построение процесса в соответствии с принципами коллегиальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AN EDITORIAL AND PUBLISHING PREPARATION THE COMPLEX OF TEACHING AND METHODOLOGICAL AIDS

The article considers features of an editorial and publishing preparation the complex of teaching and methodological aids. The complex of teaching and methodological aids as the object of redaction has specific characteristics. The effectiveness of editorial and publishing preparation depend on quality management system which includes corporate approach to management.

Текст научной работы на тему «Особенности редакционно-издательской подготовки учебнометодических комплексов»

УДК 378.16:655

Е. Н. Плахутина

ОСОБЕННОСТИ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

В статье рассмотрены особенности редакционно-издательской подготовки учебно-методических комплексов (УМК). Учебно-методический комплекс как объект редактирования обладает специфическими характеристиками. Эффективность редакционно-издательской подготовки УМК обеспечивается системой управления качеством, предполагающей построение процесса в соответствии с принципами коллегиальности.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, редакционно-издательская подготовка, редактирование, коллегиальный подход в управлении качеством

E.N.Plahutina FEATURES OF AN EDITORIAL AND PUBLISHING PREPARATION THE COMPLEX OF TEACHING AND METHODOLOGICAL AIDS

The article considers features of an editorial and publishing preparation the complex of teaching and methodological aids. The complex of teaching and methodological aids as the object of redaction has specific characteristics. The effectiveness of editorial and publishing preparation depend on quality management system which includes corporate approach to management.

Keywords: complex of teaching and methodological aids, editorial and publishing preparation, redaction, corporate approach to quality management

Для объективной оценки качества результатов редакционно-издательской продукции необходимо проанализировать качество самого процесса, то есть насколько он совершенен, организован, устойчив, обеспечен, нацелен на предотвращение от-клонений, несоответствий и т.д. Мерой качества та-ких процессов обычно является степень гарантии того, что произведенная продукция будет в точности соответствовать требованиям потребителя. Обеспечение таких гарантий связано с наличием системы менеджмента качества редакционно-издательского процесса, в котором можно рассмотреть все входящие и выходящие элементы. Е.Г. Федосова [4], рассматривая качество учебной литературы для вуза, акцентировала внимание на адекватную оценку качества, которая связана с контролем процессов, нацеленным на предотвращение производства некачественной продукции. Существующая оценочная система редакционно-издате-льской продукции, нацеленная на конечный результат - качество учебника, нуждается в существенном преобразовании и переориентацией на обе-спечение результатов через управление качеством основных рабочих процессов.

Для реализации полноценного и качественного учебно-методического обеспечения важно активное участие всех компонентов системы вузовского книгоиздания - преподавателей кафедр, редакционно-издательского отдела, библиотеки и т.д. Эффективность в данной области обеспечивается системой управления качеством, что предполагает построение процесса подготовки издания в соответствии с принципами коллегиальности. Оптимальным является создание коллегиального органа соответствующего профиля

(редакционно-издательского или экспертного совета вуза).

Редакционно-издательский процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих, творческих,

производственных, информационных и

маркетинговых работ, направленных на подготовку и распространение изданий. Многоаспектный характер деятельности редактора обусловлен комплексом задач и функций, которые

предполагают владение разнообразными видами деятельности. Все функции редактора существуют в комплексной взаимосвязи и

взаимообусловленности. Так, например, творческая работа над авторским оригиналом невозможна без определенной организационной и информационной работы. Редактор не может заниматься совершенствованием произведения, если не обеспечены контакты с автором, рецензентами, не получена информация, касающаяся массива и потока изданий [4].

Редактор выполняет организационно-управленческую функцию в издательствах, отличающихся небольшом штатом работников и ограниченностью процесса подготовки издания во времени. Эта функция связана с обеспечением творческих и производственных процессов при работе над произведе-нием и изданием, а также всех видов контактов, существующих в книгоиздании. В числе организационно-управленческих задач -планирование, обеспечение коллегиальности, распределения, корректиро-вка работ в редакционно-издательской группе, контроль и проверка выполнения работ, руководство редакционно-издательским процессом,

консультация и др. По мнению Н.И.Завгородней [2], доля организационно-управленческих,

информационных и маркетинговых задач редактора все более возрастала по сравнению с преобладающей ранее правкой авторского оригинала, т.е. литературной работой. В функциональные обязанности редактора должно входить участие в планировании, координировании выпуска учебной литературы. Следует

ориентировать редактора на расширение его прав и обязанностей, повышение ответственности за издание в целом. Это утверждение отражает особенность работы редактора при подготовке к изданию учебно-мето-дических комплексов (УМК). Каждый учебно-ме-тодический комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных из-даний, которая представляет в итоге более сложное образование, обладающее свойствами, которых не было у ее отдельных составляющих. Поэтому при подготовке УМК к изданию основополагающим яв-ляется принцип системности, основанный на утверждении, что все элементы связаны единым замыслом и образуют качественно новое единство. Таким образом, объект редактирования предстает как комплексное и уровневое образование.

Особенности подготовки учебного издания, входящего в УМК, рассматривала С.Г.Антонова [1]. При редактировании необходимо учитывать, какое место занимает издание в комплексе. Содержание и форму каждого учебного издания необходимо анализировать с учетом других компонентов УМК. Комплексность обеспечивается связями между всеми изданиями, особое значение имеет соответствие учебно-информационных и учебно-мето-дических изданий рабочей программе дисциплины. Требование соответствия обучающих изданий уче-бной программе отмечали

С.Г.Антонова, Н.И. Завгородняя и др.

Можно выделить следующие составляющие редакторской работы - непосредственно работу над произведением (анализ основного, пояснительного и дополнительного текстов и внетекстовых материалов (таблиц, формул, иллюстраций и т.д.), художественное редактирование изданий (играет связующую роль в формировании учебно-методи-ческого комплекса при единообразном оформлении всех элементов). Одновременно с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор формата издания, размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других элементов выделения текста, структура и размещение текста и иллюстраций на каждой полосе. При формировании учебно-мето-дического комплекса нужно стремиться к жанровому многообразию и одновременно к стандартизации,

или унификации изданий внутри одного вида. Основополагающими документами при этом становятся стандарты, санитарные нормы и правила на издания, внутривузовские технологические и инструктивные документы. Нередко редактор осу-ществляет научную

редакцию (проверка фактического материала,

унификация и стандартизация терминологии и т.д.). Данное редактирование должен осуществлять специалист, приглашенный издательством и обладающий должным авторитетом в соответствующей области науки, однако в вузах преподаватели являются одновременно

специалистами в данной области знаний. Наличие нескольких авторов изданий, входящих в один учебно-методический комплекс, приводит к

необходимости выверять применяемую

терминологию и т.д.

Если учесть, что редактор должен

проанализировать подобным образом все издания, являющиеся ресурсами УМК и готовящиеся к выпуску в вузе, то очевидно, что такой большой объем нагрузки негативно скажется на качестве и глубине анализа. Создать дополнительные

гарантии того, что все издания, входящие в учебнометодический комплекс, будут соответствующим образом офор-млены, поможет разработанная редактором методическая литература по написанию и оформлению изданий (отдельно по видам изданий), при этом должен быть сделан акцент на связи изданий, входящих в УМК, что влечет дополнительные требования как к содержанию, так и к оформлению. О необходимости методической работы с авторами и разработки собственной нормативной базы писали Е.В.Смирнова и З.Н.Федотова [3]. Нормативная база является залогом эффективного

функционирования системы книгоиздания. Авторы чаще всего не знают издательских норм,

зафиксированных в стандартах, санитарных нормах и правилах, поэтому помимо методических рекомендаций необходимо разработать шаблоны по оформлению титульного листа, оборота

титульного листа, библиографических ссылок, списков и т.д. Предоставление официальных документов (стандартов и т.п.) преподавателям не решает проблемы, поскольку при написании и оформлении одной работы необходимо учитывать требования многих стандартов, а неспециалисту (преподавателю) сложно сориентироваться в таком объеме информации.

В статье обозначены основные моменты, связанные с деятельностью редактора над изданиями УМК. Как было отмечено, большое значение в этом процессе играет организационно-управленческая функция. Подготовка рукописи к изданию и

выпуск учебной книги - это единый процесс, координируемый редактором, в котором все его создатели работают согласованно и профессионально. На практике этой согласованности удается добиться при функционировании редакционно-издатель-ских советов и других аналогичных коллегиальных структур, а также при участии редактора в утверждении издания на заседании кафедры, т.е. на первом коллегиальном уровне. Эта деятельность дол-жна быть соответствующим образом регламентирована: разработано положение о

редакционно-из-дательском совете, внесены дополнения в положения о кафедре вуза для конкретизации обязаннос-тей редактора на заседании кафедры при утверждении рукописи. В процессе обсуждения и утвер-ждения рукописи учебного издания, являющегося частью УМК, необходимо учитывать иерархию кол-лективных советов: кафедры - факультеты -

экспертно/редакционно-издательский совет,

основным из которых является первый (кафедральный) уровень. Это позволит представлять на экспертный /ре-дакционно-издательский совет рукопись, прошедшую первоначальную проверку на взаимосвязан-ность с другими учебными изданиями комплекса. Предложенный порядок утверждения должен быть документально зафиксирован, что позволит минимизировать временные и трудовые затраты.

Непосредственно в редакционно-издательский отдел рукопись поступает после прохождения нескольких уровней утверждения.

Таким образом, управление качеством процессов, которые проходит рукопись до поступления в редакционно-издательский отдел, строится в соответствии с принципом коллегиальности и ориентацией на начальный уровень, что связано с необходимостью обеспечивать взаимосвязи изданий, входящих в УМК, а также с документированием всех процессов.

Литература

1. Антонова С..Г. Работа редактора над изданиями учебного характера // Университетская книга,-2004. -№ 6(90). -С.

25-29.

2. Завгородняя Н.И. Особенности работы редактора над учебными изданиями // Вестник Чувашского университета, 2005.- № 1. - С. 250-255.

3. Смирнова Е.В., Федотова З.Н. Издательская деятельность в современном вузе. М.: Логос, 2001. - 184 с.

4. Федосова Е.Г. Прагматическая направленность модульного учебника для вуза // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2004. - № 2. - С. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.