Научная статья на тему 'Система менеджмента качества в процессах создания учебнометодических комплексов'

Система менеджмента качества в процессах создания учебнометодических комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ / КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / INFORMATIONAL SUPPORT / COMPLEX OF TEACHING AND METHODOLOGICAL AIDS / PROCESS-ORIENTED APPROACH TO MANAGEMENT / CORPORATE APPROACH TO MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахутина Е. Н.

В статье рассмотрена система менеджмента качества в процессах создания учебно-методических комплексов (УМК). Рассмотрены необходимые элементы системы управления качеством подготовки и выпуска УМК: органи-зационная структура системы менеджмента качества, ориентированная на процессный и коллегиальный подходы в управлении, документация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN PROCESSES OF CREATING COMPLEX OF TEACHING AND METHODOLOGICAL AIDS

The article considers the quality management system in processes of creating complex of teaching and methodological aids. Essential elements of a quality management system in preparation of complex of teaching and methodological aids are considered: the organizational structure of quality management systems, process-oriented and corporate approach to management, documentation.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества в процессах создания учебнометодических комплексов»

УДК 378.16:65.011

Е.Н.Плахутина

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ПРОЦЕССАХ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

В статье рассмотрена система менеджмента качества в процессах создания учебно-методических комплексов (УМК). Рассмотрены необходимые элементы системы управления качеством подготовки и выпуска УМК: организационная структура системы менеджмента качества, ориентированная на процессный и коллегиальный подходы в управлении, документация.

Ключевые слова: система менеджмента качества, учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплекс, процессный подход в управлении, коллегиальный подход в управлении

E.N.Plahutina the quality management system in processes of creating complex of teaching and

METHODOLOGICAL AIDS

The article considers the quality management system in processes of creating complex of teaching and methodological aids. Essential elements of a quality management system in preparation of complex ofteaching and methodological aids are considered: the organizational structure of quality management systems, process-oriented and corporate approach to management, documentation.

Keywords: quality management system, informational support, complex of teaching and methodological aids, process-oriented approach to management, corporate approach to management

Минисгерство образования и науки Российской Федерации ставит перед вузами задачу повышения эффективности их деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг. Это вызывает необходимость внедрения системы менеджмента качества вуза, то есть совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков

документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [4, с.102]. Среди кри-териев и требований стандарта КО 9001, позволя-ющих адекватно оценить наличие и степень развития системы менеджмента качества, можно назвать: внедрение процессного подхода; управление документацией; построение организационной структу-ры системы менеджмента качества. По мнению Е.Г. Федосовой [5], качество постепенно становится не только функцией управления, но и многофункциональным объектом управления. Это означает, что его обеспечение требует формирования специализированных систем управления качеством, которых раньше не было и которые необходимо конструировать и создавать.

При необходимости 100% обеспеченности всех учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами (УМК) общий список ресурсов УМК, авторами которых являются преподаватели вуза,

будет исчисляться тысячами. Обеспечить качество всех ресурсов без соответствующей системы управления невозможно, поэтому необходимо рассмотреть управление процессами подготовки и выпуска УМК в вузе как один из процессов менеджмента качества.

При внедрении системы менеджмента качества в учебно-методическое обеспечение в некоторых вузах использовали уже сложившуюся организационную структуру и передали функции управления качеством существующему отделу (учебно-методическому отделу и т.п.), в других вузах создали специальное структурное подразделение, отвечающее за разработку и реализацию системы качества, в том числе и в отношении учебно-мето-дического обеспечения (отдел обеспечения качества образования, отдел менеджмента качества, уче-бно-методическое управление и т.п.). Вся работа по разработке и внедрению системы качества возглавляется руководителем вуза (ректором/директором). Приказом ректора/директора утверждается ответственный за систему качества - проректор по учебной работе/заместитель директора по учебной работе, в ведении которого и находится данный отдел. При функциональном подходе к управлению горизонтальные связи между структурными единицами слабы, а вертикальные связи по линии начальник-подчиненный - сильны (схема 1).

Схема 1. Вертикальные связи управления

ректор / директор вуза І

проректор по учебной работе / заместитель директора по учебной работе

І

структурное подразделение, отвечающее за разработку и реализацию системы качества (отдел обеспечения качества образования, отдел менеджмента качества, учебно-методическое управление и т.п.)

Функциональный подход остается на данный момент основным в деятельности структурных подразделений: сотрудники выполняют работу,

определенную в должностных инструкциях. Это негативно влияет на результативность совместных действий, поскольку подчиненный отвечает только за порученные ему функции, а функции и результаты работы параллельных структурных единиц его не интересуют. Недостатки управления организацией на основе функционального подхода состоят в

отсутствии ориентации на достижение результата [2, с.150]. При внедрении системы управления

качеством в вузе, затрагивающей буквально все структурные подразделения, функциональный подход малоэффективен.

В последние годы широкое распространение получил процессный подход к управлению, который предполагает четкое формулирование целей и стратегии деятельности, ее описание в виде сети взаимосвязанных процессов, имеющих на выходе конкретные результаты, четкое распределение ответственности между всеми участниками процессов [3, с.473]. Процессный подход к управлению ориентирован на технологические процессы, выполнение которых обеспечивает реализацию результата, представляющего ценность для внешних и внутренних потребителей [2, с. 149]. Процессный подход не является противопоставлением функциональному. Функции и процессы не могут существовать в отрыве друг от друга. Результат и функционального, и процессного подходов — одновременное проектирование организационной структуры (функциональных областей) и порядка взаимодействий в рамках этой структуры (процессов). Использование процессного подхода является оптимальным при подготовке и выпуске УМК. Горизонтальные связи между структурными единицами при таком подходе значительно сильнее, чем в случае функционального подхода, и реализуются они посредством коллегиальных структур, охватывающих весь вуз на различных уровнях (таблица 1). Основную роль играют

соответствующие методические объединения, советы, рабочие группы, рабочие комиссии и т.п.

Структура внутривузовской системы контроля за качеством учебно-методического обеспечения включает в себя три уровня: общевузовский, факультетский и кафедральный. Общевузовский уровень контроля за качеством процессов подготовки, выпуска и использования УМК обеспечивается ректоратом / директоратом, учёным советом, учебно-методическим и

редакционно-издательс-ким советами вуза, учебнометодическим отделом. Факультетский уровень контроля качества обеспечивается деканатом, советом факультета, учебно-методи-ческой комиссией факультета. Кафедральный уровень контроля качества обеспечивается заведующим кафедрой [1]. В зависимости от вуза структурная организация может быть расширенной и включать большое количество структурных подразделений и коллегиальных органов, или же быть представленной их минимальным числом.

Среди объединений вуза выделяется учебнометодический совет, представляющий собой постоянно действующий рабочий орган. На основе анализа и обобщения опыта работы отдельных преподавателей, кафедр и других вузов по подготовке УМК учебно-методический совет вырабатывает рекомендации по принципам и правилам ведения данной работы, что оформляется соответствующими документами - положениями, стандартами и т.п. Следующим уровнем методических объединений являются советы факультетов и кафедр, которые строят свою деятельность в соответствии со стратегией, определенной учебно-методическим советом и вырабатывают решения и рекомендации, обязательные для процесса подготовки УМК.

Редакционно-издательские советы (РИС) существуют только в крупных вузах с большим объемом выпускаемых изданий. В соответствии с приказом Минобразования РФ от 3 августа 1999 г. № 149 «Об утверждении Примерного положения о редакционно-издательском совете высшего учеб-

ного заведения» РИС создается приказом ректора/директора вуза в целях осуществления контроля за обеспечением высокого качества издаваемой литературы, содействия руководству вуза в управлении редакционно-издательской деятельно-с-тью, ее развитии и совершенствовании. Данный совет вправе принимать участие во всех вузовских совещаниях по вопросам редакционно-издательской деятельности вуза, что предполагает непосре-д-ственное участие в работе по формированию системы качества подготовки и выпуска УМК. Практика показывает, что на общевузовском уровне вопросы качественного выпуска изданий затрагиваются редко, они чаще обсуждаются на редакционно-издательском совете или, в случае его отсутствия - в редакционно-издательском отделе. Это является текущей работой, не нацеленной на стратегические задачи в данной области, которые отличаются долговременностью последствий. Если учесть тот факт, что 218 респондентов (78,7%) проведенного в Башкирском институте физической

культуры анкетирования (социологическое исследование было проведено в 2009/2010 учебном году) считают издательско-полиграфическое оформление издания важным и помогающим воспринимать содержание, то необходимо данный вопрос вынести на общевузовский уровень. В качестве респондентов выступили студенты дневного отделения, обучающиеся по направлению 032100 «Физическая культура» (бакалавр) (выборка студентов составила 277 респондентов при контингенте в 355 человек).

Для того, чтобы внешнее оформление соответствовало издательским стандартам и санитарным нормам и правилам, необходимо разработать рекомендации по их оформлению. Соответствие изданий рекомендациям редакционноиздательского совета /отдела должно быть утверждено как одно из требований к УМК и закреплено в соответствующих документах..

Таблица 1. Организационная структура вуза, обеспечивающая качество процессов подготовки, выпуска и использования УМК

Администрация и структурные подразделения вуза Коллегиальные органы вуза

ректор / директор вуза Ученый совет

проректор по учебной работе / заместитель директора по учебной работе Учебно-методический совет

структурное подразделение, отвечающее за разработку и реализа-цию системы качества в области учебно-методического обеспечения Редакционно- издательский совет

факультеты

кафедры

структурное подразделение, отвечающее за редакционно-издательскую деятельность

структурное подразделение, отвечающее за внедрение инновационных средств обучения Советы факультетов, кафедр

библиотека

Коллегиальная организация в отличие от линейной содержит больше организационных элементов. Важным механизмом связи между элементами является взаимное согласование, которое обеспечивает поток неформальной информации и позволяет принимать соответствующие решения [6]. Поэтому коллегиальную организацию необходимо дополнять высоким уровнем регламентации через нормативные документы, которые были приняты коллегиально на общевузовском уровне (см. схему 2). Это означает, что процессы подготовки и выпуска УМК должны быть регламентированы такими нормативными документами как Положение об учебно-мето-дическом комплексе, Стандарт, Методические рекомендации по созданию и оформлению УМК и отдельных ресурсов, входящих

в него и т.д. Эти документы разрабатывает структурное подразделение, отвечающее за систему качества, с привлечением представителей структурных подразделений

Схема 2. Разработка и утверждение документов при коллегиальной системе управления качеством

утверждение Ученый совет

документы составление и оформление структурное подразделение, отвечающее за разработку и реализацию системы качества в области учебнометодического обеспечения

обсуждение Учебно-методический совет

Редакционно-издательский совет

Советы факультетов, кафедр

Таким образом, необходимыми элементами системы управления качеством подготовки и выпуска учебно-методических комплексов являются:

• построение организационной структуры системы менеджмента качества, ориентированной на процессный и коллегиальный подходы в управлении;

• ведение документации.

Литература

1.Власов В.А. Внутривузовская система контроля качества и содержания учебного процесса как средство управления качеством профессиональной подготовки педагогических кадров // Современные наукоемкие технологии. - 2004. - № 2. - С. 60.

2.Курц А.Л. Процессное управление - основа построения систем контроля и управления информационно-тех-нологической инфраструктурой // Системы и средства информатики. - 2009. - Доп. вып. - С. 149-152.

3.Пирожков В.А. О реализации процессного подхода к управлению в виде системы поддержки принятия решений «Управление деятельностью организации» // Вестник ТГ У. - 2008. - Вып. 11 (67). - С. 473-477.

4.Соболев В.С., Степанов С.А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 2 (30). - С. 102-110.

5.Федосова Е.Г. Качество учебника для вуза как объект управления в редакционно-издательской деятельности: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 05.25.03. - М., - 2004. - 17 с.

6.Яковлев Е.В. Внутривузовское управление качеством образования: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 390 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.