Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности издательской деятельности вуза'

Направления повышения эффективности издательской деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО / УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ / КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / UNIVERSITY PUBLISHING HOUSE / TEACHING LITERATURE / TEACHING AND METHODOLOGICAL LITERATURE / EDUCATION QUALITY / EDITORIAL AND PUBLISHING PROCESS / UNIVERSITY PUBLISHING HOUSES' DIFFICULTIES / BOOK-SUPPLY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинцов Кирилл Сергеевич

Статья посвящена вопросам организации выпуска учебно-методической литературы в вузе. Дан анализ динамики выпуска книг и брошюр по целевому назначению в 20132015 гг. в печатных единицах и тираже. Определены главные проблемы осуществления издательской деятельности в высшей школе, связанные в первую очередь с общими тенденциями рынка книжной продукции и с формированием образовательной среды. Автором затронут аспект необходимости участия вузовских издательств не только в формировании профессиональных компетенций, но и в воспитании молодого человека. На основе анализа книгообеспеченности учебного процесса и классификации учебных изданий предлагаются основные направления совершенствования издательской деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with publishing of teaching and methodological literature in university. The author analyzed the dynamics of books and brochures publishing on target purpose in 2013-2015 in typographical units and circulation. Major problems of publishing activity in higher school were identified, they are connected mainly with general books market trends and shaping the educational environment. The author touched upon the aspect of necessary participation of university publishing houses in forming professional competences and in upbringing of young people. By analyzing book-supply to the teaching process and classification of text-books the article puts forward the key lines in improving publishing activity in university.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности издательской деятельности вуза»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Зинцов Кирилл Сергеевич

аспирант кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам организации выпуска учебно-методической литературы в вузе. Дан анализ динамики выпуска книг и брошюр по целевому назначению в 20132015 гг. в печатных единицах и тираже. Определены главные проблемы осуществления издательской деятельности в высшей школе, связанные в первую очередь с общими тенденциями рынка книжной продукции и с формированием образовательной среды. Автором затронут аспект необходимости участия вузовских издательств не только в формировании профессиональных компетенций, но и в воспитании молодого человека. На основе анализа книгообеспеченности учебного процесса и классификации учебных изданий предлагаются основные направления совершенствования издательской деятельности вуза. Ключевые слова: вузовское издательство, учебные издания, учебно-методическая литература, качество образования, редакционно-издательский процесс, проблемы вузовских издательств, книгообеспеченность.

POSSIBLE WAYS OF RAISING EFFICIENCY OF UNIVERSITY PUBLISHING ACTIVITY

Zintsov, Kirill S.

Post-Graduate Student of the Department for Marketing of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article deals with publishing of teaching and methodological literature in university. The author analyzed the dynamics of books and brochures publishing on target purpose in 20132015 in typographical units and circulation. Major problems of publishing activity in higher school were identified, they are connected mainly with general books market trends and shaping the educational environment. The author touched upon the aspect of necessary participation of university publishing houses in forming professional competences and in upbringing of young people. By analyzing book-supply to the teaching process and classification of text-books the article puts forward the key lines in improving publishing activity in university.

Keywords: university publishing house, teaching literature, teaching and methodological literature, education quality, editorial and publishing process, university publishing houses' difficulties, book-supply.

Издательская деятельность - это отрасль экономики, специализирующаяся на подготовке и выпуске книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. С появлением современных информационных технологий определение печатной продукции можно скорректировать и считать издательским делом деятельность по подготовке текста к выходу в свет и доведению его до читателя. Вместе с тем независимо от носителя, будь то бумажный либо электронный вариант издания, ключевым вопросом остается подготовка текста.

Основным результатом издательской деятельности вуза является учебная литература, которая должна носить не только информационный, обучающий, но и воспитательный характер. Воспитание и образование - важнейшие направления деятельности человека, которые реализует образовательная организация, в том числе и высшая школа. От качества учебной литературы во многом зависит и качество образования студентов. В настоящее время наблюдается снижение выпуска книг и брошюр, а также учебной и методической литературы (УМЛ), в том числе и для высшей школы, в печатных единицах (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Выпуск книг и брошюр по целевому назначению в 2013-2015 гг.*

2013 2014 2015 Темп

Печат- Доля в Печат- Доля в Печат- Доля в роста

ные общем ные общем ные общем 2015 к

едини- выпуске едини- выпуске едини- выпуске 2013,

цы книг и цы книг и цы книг и %

брошюр, % брошюр, % брошюр, %

Выпуск - всего 120 512 112 126 112 647 93,47

Выпуск УМЛ 41 067 34,08 36 860 32,87 37 037 32,87 90,18

В том числе для 23 734 19,67 21 907 19,54 21 587 19,16 90,95

высшей школы

* Источник: Официальный сайт Российской книжной палаты. - URL: http://www.bookchamber.ru/statistics.htmI (дата обращения: 24.11.2016).

Что касается тиража, то снижение еще выпускаемая для нужд учебного заведения заметнее (табл. 2). Это связано с тем, что литература является малотиражной.

Т а б л и ц а 2

Динамика тиражей книг и брошюр по целевому назначению в 2013-2015 гг.*

2013 2014 2015 Темп роста 2015 к 2013, %

Тыс. экз. Доля в общем выпуске книг и брошюр, % Тыс. экз. Доля в общем выпуске книг и брошюр, % Тыс. экз. Доля в общем выпуске книг и брошюр, %

Выпуск - всего 541 747,1 485 499,4 459 423,9 84,80

Выпуск УМЛ 244 007,1 45,04 228 591,7 47,08 210 060,9 45,72 86,08

В том числе для высшей школы 8 699,1 1,6 6 841,9 1,41 6 137,7 1,36 70,56

* Источник: Официальный сайт Российской книжной statistics.html (дата обращения: 24.11.2016).

Доля же учебно-методической литературы в общем объеме остается прежней,

таты. Статистика. - URL: http://www.bookchamber.ru/

так как она продолжает обеспечивать учебный процесс. «Средний официально

зарегистрированный тираж научной книги сегодня не превышает 400 экз. Что касается учебной литературы, то при оценке тиражей надо учитывать градацию: тираж учебника или методического пособия для школы сейчас равен 15,5 тыс. экз., для колледжа или техникума - 1,5 тыс. экз., а для вуза - 280 экз.» [4. - С 23]. На сокращение тиража влияет в первую очередь появление электронных библиотек.

Вузовские издательства максимально приближены к учебному процессу, так как авторами УМЛ являются преподаватели данного вуза, осуществляющие подготовку специалистов, которые также выступают разработчиками рабочих программ дисциплин.

В современном ландшафте книгоизданий вузовские издательства занимают заметное место. К 2016 г. насчитывалось 596 вузовских издательств, что составляет 48,1% от числа издательств, выпустивших 12 и более книг и брошюр в год. Это довольно внушительная часть издательской структуры страны. Кроме того, в России насчитывается 2 663 вуза, практически в каждом из них есть редакционно-изда-тельский отдел, который занимается выпуском малотиражной учебно-методической литературы и по объему своей деятельности не может быть отнесен к издательству, но при этом осуществляет издательские функции.

Подготовка учебной литературы (учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей или методических указаний) требует рациональной организации издательского процесса. Современный подход к подготовке специалистов направлен на овладение необходимыми профессиональными компетенциями. Однако подготовка специалистов для экономики страны должна опираться также и на воспитание молодого человека. Кроме того, важно сформировать у студента умение и желание учиться на протяжении всей жизни: общество и экономика не стоят на месте, наблюдается динамичное развитие среды, в которой предстоит выпускникам вузов строить свою

профессиональную карьеру. Это предъявляет новые требования к формированию издательского портфеля образовательной организации и к качеству современной учебно-методической литературы.

Еще в XVII в. великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) высказал ряд соображений о том, каким должен быть учебник. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен располагаться систематически и излагаться доступным, ясным, простым языком.

Учебно-методическая литература в вузе издается малым тиражом, вследствие чего является убыточной. В целях сокращения издательских расходов используется спорная практика издания учебной литературы в авторской редакции. Однако не все авторы, которые являются преподавателями узких специальных дисциплин, в полной мере владеют методикой редакторской подготовки литературы, знакомы с классификацией учебных изданий (табл. 3).

Редакционно-издательский процесс -это комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих, творческих, производственных, информационных и маркетинговых работ, направленных на подготовку и распространение изданий (рисунок). Издательская деятельность вуза регулируется положением, которое разрабатывается и утверждается в самом вузе. Процесс издания учебной литературы можно условно разделить на две части. Первая часть связана с изучением книго-обеспеченности учебного процесса, а вторая - с редакционно-издательским процессом. Изучением обеспеченности той или иной дисциплины учебно-методической литературой занимаются кафедры и библиотека вуза. Редакционно-издательский отдел или вузовское издательство занимаются процессом выпуска издания в свет. Такое деление затрудняет выработку общей стратегии развития издательства вуза.

Т а б л и ц а 3

Классификация учебных изданий*

Вид Характеристика

Учебно-методическая литература

Учебник Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее рабочей программе дисциплины и официально утвержденное в качестве данного вцца издания

Учебное пособие (в том числе учебное пособие по части дисциплины, отдельная лекция, курс лекций, конспект лекций) Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания

Учебно-методическое пособие (в том числе пособия по выполнению лабораторных работ, по проведению практических занятий, по написанию, оформлению и защите письменных работ: рефератов, эссе, докладов, контрольных работ, курсовых работ, проектов, выпускных квалификационных работ) Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее разделов, частей

Учебное наглядное пособие Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию

Хрестоматия Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины

Практикум (в том числе сборники упражнений, сборники задач (задачники)) Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного

Учебно-методические материалы

Рабочая программа дисциплины Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части

Программа практики Учебное издание, определяющее содержание, объем и порядок организации, проведения и оценки практик обучающихся

Раздаточный материал Бланки заданий, журналы, тетради лабораторных работ

* Составлено по: ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. - URL: http://www.ifap.ru/Iibrary/ gost / 7602003.pdf

1. Оценка произведения и принятие его к публикации

2. Юридическое оформление

3. Планирование редакционной работы над рукописью

1. Редактирование, корректура, вычитка текста, работа над аппаратом издания

2. Художественное оформление произведения

3. Согласование рукописи с автором

1. Техническая подготовка и сдача рукописи в типографию

2. Контроль издательского процесса

3. Чтение корректурных оттисков, подписание в печать

4. Проверка сигнального экземпляра и оформление его на выпуск в свет

5. Тиражирование

Рис. Редакционно-издательский процесс

1. Подготовительный

2. Редакторский

3. Производственный

На основании анализа документов издательств можно составить алгоритм изучения книгообеспеченности учебного процесса в высших учебных заведениях:

1) обобщение методической комиссией кафедры имеющейся в библиотеке литературы по каждой читаемой на кафедре дисциплине, оценка соответствия фактической литературы указанному в рабочей программе списку, анализ актуальности источников;

2) анализ методической комиссией кафедры совместно с преподавателем дисциплины степени охвата учебной литературой вопросов, тем, отраженных в рабочих программах, и выявление расхождений;

3) вынесение рекомендаций по дополнительным изданиям для полного охвата материала, а также по переизданию учебной литературы;

4) подготовка заявки о включении в план издания вуза учебно-методической литературы и вспомогательных учебно-методических материалов.

В целях повышения качества издаваемой вузовской учебно-методической литературы планируемые издания сопровождаются выпиской из протокола заседания кафедры с рекомендацией к изданию для учебных или учебно-методических целей, двумя рецензиями (внутренней и внешней) на учебники и учебные пособия. На рабочие тетради и наглядные пособия требуется внутренняя рецензия.

После утверждения издательского плана рукопись передается в издательский отдел, где происходит ее подготовка к изданию. В настоящее время от редактора во многом зависит достижение соответствия книги читательским потребностям. В первую очередь это касается аппарата издания. Задача редактора-издателя - организовать качественную подготовку отдельных элементов аппарата. Зачастую рукописи публикуются в авторской редакции, что, конечно, сохраняет стиль автора, однако не всегда способствует качеству издания.

В целях обеспечения качественной подготовки студентов по дисциплине необходимо использовать различные виды учебной и методической литературы в комплексе. Такой подход позволит преподавателю использовать издания, взаимно дополняющие друг друга.

Актуальной становится организация самостоятельной работы обучающегося, которая по требованиям ФГОС должна составлять не менее 50% часов, отводимых на изучение дисциплины. Однако после анализа множества рабочих программ становится ясно, что в этой части наблюдается формальный подход, когда предусматриваются элементарные формы самостоятельной работы студентов: изучение конспектов лекций, подготовка рефератов, презентаций. Источником информации при этом становится Интернет, где выкладывается порой информация сомнительного качества.

С точки зрения эффективной организации издательской деятельности необходимо включать в издательские планы недостающие виды учебно-методической литературы и учебно-методических материалов, делая акцент на использовании электронных изданий (табл. 4).

ФГОС также требует использования электронных библиотек, организации электронно-информационной среды вуза. Вузовское издательство способно активно участвовать в реализации данных требований через организацию тематических семинаров для профессорско-преподавательского состава по подготовке электронных учебников. Использование учебных электронных изданий способно расширить границы распространения учебной литературы, которая становится доступной для всех студентов российских вузов.

Процесс создания современного учебника затрагивает педагогику, социологию, искусствоведение, книговедение, экономику, издательское и полиграфическое производство. В некотором роде учебник представляет собой отражение культурного и научно-технического развития обще-

ства. Его производство развивается вместе с техническим прогрессом в книгопечатании. Учитывая, какую образовательную и воспитательную функцию выполняют

учебные издания и в какой степени они формируют имидж вуза, следует признать, что издательская деятельность вуза не использует в полной мере свой потенциал.

Т а б л и ц а 4

Классификация учебных электронных изданий (УЭИ)*

Признак Вид издания

По наличию печатного эквивалента 1. Электронный аналог существующего печатного эквивалента. 2. Самостоятельное электронное издание

По природе основной информации 1. Текстовое (символьное), содержащее преимущественно текстовую информацию в форме, допускающей посимвольную обработку. 2. Изобразительное электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов в форме, допускающей ее просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки. 3. Звуковое электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения. 4. Программный продукт, представляющий собой программное обеспечение и соответствующую документацию для поставки пользователю. 5. Мультимедийное электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных задач, причем эта взаимосвязь обеспечена мультимедиа

По технологии распространения 1. Локальное электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях. 2. Сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети. 3. Электронное издание комбинированного распространения, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого

* Составлено по: ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. - URL: http://www.ifap.ru/ library/gost / 7832001 .pdf

Подытоживая вышесказанное, можно выделить проблемы вузовских издательств:

1. Малотиражность вузовских изданий, их полураздаточный характер.

Тираж в 50, 100, 200 экземпляров заведомо убыточен. Реализовать такую литературу сложно, так как она поступает в библиотеку вуза, где ее могут взять пользователи бесплатно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. При формировании издательского портфеля отсутствует системный подход. Не всегда проводится оценка обеспеченности дисциплины необходимой учебно-методической литературой, нет издательской стратегии выпуска такой литературы на кафедре, в связи с чем могут издаваться либо одни учебники, либо только учебные пособия. Необходимо рационально включать различные виды учебно-методической

литературы, что позволит повысить качество предоставления образовательных услуг.

3. Исключение этапа редакторской подготовки при выпуске изданий в целях сокращения затрат на выпуск, что негативно влияет на качество учебно-методической литературы.

4. Вузовское издательство или редакци-онно-издательский отдел не вполне оперативно осуществляют редакционную подготовку изданий, что задерживает выпуск. В связи с этим учебно-методическая литература с опозданием выходит в свет, когда дисциплина может уже быть прочитана.

5. Вузовские издания обеспечивают учебный процесс отдельно взятой образовательной организации. Однако труды ведущих ученых, если их выводить во внешнюю образовательную среду, способны по-

высить не только качество обучения, но и направлениям подготовки: «Менеджмент»,

научно-исследовательский имидж вуза, «Экономика», «Торговое дело» и пр. обеспечить взаимообмен результатами на- 2. Интеграция издательства и библиоте-

учных исследований. ки вуза позволит сократить подготови-

6. Слабая связь участников создания тельный процесс в части оценки книго-

продукта издательской деятельности вуза - обеспеченности читаемых дисциплин и

учебно-методической литературы (автора, выявления потребности в недостающих

методической комиссии кафедры, библио- видах учебной литературы, а также выра-

теки и издательства), что замедляет ско- ботать общую стратегию ее выпуска. рость выпуска учебно-методических изда- 3. Встраивание отдельного вузовского

ний. издательства в современную образователь-

Можно предложить некоторые направ- ную среду, включающую открытые элек-

ления по решению перечисленных про- тронные курсы, электронно-библио-

блем: течные системы, обучающие платформы,

1. Повысить тираж можно, создавая позволит максимально приблизиться к це-

межвузовские проекты по изданию учеб- левой аудитории - студентам, магистран-

но-методической литературы по общим там, аспирантам.

Список литературы

1. Казакова В. И., Зайцева Е. А. Издательская деятельность вузов: моменты инерции // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2013. - № 4. - С. 45-52.

2. Петров А. В. Профессиональные услуги в области издания учебной литературы: вопрос о новых направлениях деятельности редакционно-издательского отдела //Текст. Книга. Книгоиздание. - 2013. - № 2(4). - С. 92-99.

3. Подкорытова Ю. В. О необходимости маркетингового подхода к организации деятельности вузовского издательства: постановка проблемы // Вестник ЮУрГу. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - Т. 8. - № 1. - С. 170-172.

4. Сухоруков К. М. Книгоиздание России в 2015 г. // Библиография и книговедение. -2016. - № 1 (402). - С. 19-30.

References

1. Kazakova V. I., Zaytseva E. A. Izdatel'skaya deyatel'nost' vuzov: momenty inertsii [Publishing Activity in University: Moments of Inertia]. Vestnik NGTU im. R. E. Alekseeva. Seriya «Upravlenie v sotsiaVnykh sistemakh. Kommunikativnye tekhnologii» [Bulletin of NGTU named after Alexeev. Series 'Management in Social Systems. Communication Technologies'], 2013, No. 4, pp. 45-52. (In Russ.).

2. Petrov A. V. Professional'nye uslugi v oblasti izdaniya uchebnoy literatury: vopros o novykh napravleniyakh deyatel'nosti redaktsionno-izdatel'skogo otdela [Professional Services in the Field of Teaching Literature Publishing: New Lines in the Work of Editorial and Publishing Department]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie [Text. Book. Publishing], 2013, No. 2(4), pp. 92-99. (In Russ.).

3. Podkorytova Yu. V. O neobkhodimosti marketingovogo podkhoda k organizatsii deyatel'nosti vuzovskogo izdatel'stva: postanovka problemy [About the Necessity of Marketing Approach to Organization of University Publishing Activity: Raising the Problem]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of YuUrGU. Series: Economics and management], 2014, Vol. 8, No. 1, pp. 170-172. (In Russ.).

4. Sukhorukov K. M. Knigoizdanie Rossii v 2015 g. [Book-Publishing in Russia in 2015]. Bibliografiya i knigovedenie [Bibliography and Bibliology], 2016, No. 1 (402), pp. 19-30. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.