Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АВТОНОМНОСТЬ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ЭХОЛАЛИИ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курбанова М.З.

Рассмотрена классификация расстройств аутистического спектра и описаны характерные для каждого вида особенности психо-речевого развития. Обосновываются специфические особенности и уровни развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Определены основные сферы развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Выявлена необходимость создания определенных направлений коррекционно-развивающей программы с учетом индивидуальных особенностей у детей с расстройствами аутистического спектра. Анализируются критерии эффективности составленной коррекционно-развивающей программы. Рассматриваются недостатки данной программы, препятствующие эффективному развитию коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Курбанова М.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF SPEECH COMMUNICATION IN CHILDREN WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS

The classification of autism spectrum disorders is considered and the characteristics of psychoverbal development characteristic of each type are described. The specific features and levels of development of communication skills in children with autism spectrum disorders are substantiated. The necessity of creating certain directions of the correctional and developmental program, taking into account the individual characteristics of children with autism spectrum disorders, has been revealed. The criteria of the effectiveness of the compiled correctional and developmental program are analyzed. The article examines the disadvantages of this program that hinder the effective development of the communication skills of children with autism spectrum disorders.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376.44

Курбанова М.З. студент магистратуры факультет «Психология педагогика и дефектология» кафедра «Дефектология и инклюзивное образование» ФГБОУВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Рассмотрена классификация расстройств аутистического спектра и описаны характерные для каждого вида особенности психо-речевого развития. Обосновываются специфические особенности и уровни развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Определены основные сферы развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Выявлена необходимость создания определенных направлений коррекционно-развивающей программы с учетом индивидуальных особенностей у детей с расстройствами аутистического спектра. Анализируются критерии эффективности составленной коррекционно-развивающей программы. Рассматриваются недостатки данной программы, препятствующие эффективному развитию коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникация, коммуникативные навыки, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, автономность, гиперактивность, эхолалии, коррекция.

Kurbanova M.Z.

graduate student faculty of psychology pedagogy and defectology department of defectology and inclusive

education

FSBEI HE «Don State Technical University»

Rostov-on-Don

SPECIAL FEATURES OF SPEECH COMMUNICATION IN CHILDREN WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS

The classification of autism spectrum disorders is considered and the characteristics of psychoverbal development characteristic of each type are described. The specific features and levels of development of communication skills in children with autism spectrum disorders are substantiated.

The necessity of creating certain directions of the correctional and developmental program, taking into account the individual characteristics of children with autism spectrum disorders, has been revealed. The criteria of the effectiveness of the compiled correctional and developmental program are analyzed. The article examines the disadvantages of this program that hinder the effective development of the communication skills of children with autism spectrum disorders.

Keywords: autism spectrum disorders, communication, communication skills, verbal communication, non-verbal communication, autonomy, hyperactivity, echolalia, correction.

Введение. В современном мире речевая коммуникация выступает, как необходимое условие жизнедеятельности человека. Именно общение является необходимым условием развития ребенка и важным фактором формирования его личности. Исходя из чего, будет целесообразно отметить, что у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на первый план выходят именно проблемы взаимоотношения с окружающим социумом, что в свою очередь влияет на развитие ребенка с РАС и мешает ему стать полноценным членом данного социума. У этих детей отсутствует потребность в общении, они просто не способны завязать или поддержать разговор, для них не характерны понимание не только чужих, но и своих собственных переживаний, они живут в «своем мире», где нет человеческого бытия, где он оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.

За последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению числа детей с РАС, что дало возможность определить расстройство аутистического спектра как проблему не только клинической, но и психолого-педагогической. Большое внимание современные исследователи уделяют проблеме коммуникативной деятельности у детей с РАС, так как нарушения в области коммуникации являются большим препятствием в процессе становления социально адаптированной личности лиц с РАС. Исследователями разрабатываются множество методов и методик для компенсации и коррекции имеющихся проблем в речевой коммуникации детей с РАС, так как у них не происходит произвольное формирование коммуникативной деятельности. Цель данной статьи — на основе анализа данных эмпирического исследования, разработать эффективную коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Общая характеристика расстройств аутистического спектра у детей.

Расстройства аутистического спектра представляют собой комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и проявлению аномального поведения, то есть стереотипная модель поведения (многократно повторяющиеся однотипные движения) [2].

Классификация расстройств аутистического спектра, которая представлена в МКБ-10, включает в себя следующие виды РАС:

-Ранний детский аутизм или же Синдром Каннера ^84.0), данный синдром характеризуется затрудненностью установления контакта с внешним миром, стереотипностью движений, а также задержкой или нарушением коммуникативной сферы речевого развития;

-Атипичный аутизм ^84.1), который возникает вследствие нарушения развития головного мозга и характеризуется всесторонним дефицитом социального взаимодействия, а также ограниченными интересами и повторяющимися однотипными действиями;

-Синдром Ретта ^84.2), для данного синдрома характерным является, распад всех приобретённых навыков до 1-1,5 лет, у детей с этим синдромом также отмечаются однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом важно отметить, что никакого осмысленного характера данные движения не носят;

-Дезинтегрированное расстройство детского возраста ^84.3), этот вид РАС встречается крайне редко и обычно проявляется после 2-го года жизни, при этом ребенок резко теряет все приобретенные навыки, которые касаются различных областей развития, а также ребенок не может контролировать функции мочевого пузыря и кишечника;

-Гиперактивное расстройство, сопровождающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями ^84.4), эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (^ ниже 50), у детей, относящихся к этой категории, отмечаются гиперактивность, нарушение внимания, ну и соответственно можно наблюдать стереотипные хаотичные движения;

-Синдром Аспергера (84.5), в данном случае наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, логическое мышление развито в соответствии возрастному диапазону, в умственном развитии никаких аномалий не наблюдается, но при этом страдает коммуникативная сторона речи, таких детей еще называют высокофункциональными [5].

Практически все дети с РАС, как показали исследования, имеют особенности развития психических функций, которые обусловлены спецификой дефекта. Но при этом важно отметить, что дети в соответствии с группой различаются по характеру и степени

выраженности первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических и гиперкомпенсаторных образований.

Коммуникативные навыки: понятие, развитие у детей с РАС.

Коммуникация - это процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью, т.е. мимикой, жестами, знаками, символами и другими средствами.

Согласно С.В. Борисневу, под «коммуникацией» необходимо понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по самым разным каналам с помощью разных средств коммуникации. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели передачи определенной информации и донесение смысла сказанного как минимум у одного из участников.

Положительное воздействие общения прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка - от процессов восприятия до становления личности и самосознания, и об этом не раз в своих работах высказываются Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.. Общение является необходимым условием формирования коммуникативных навыков [6].

Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с окружающими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию, а также соблюдать правила передачи информации, чтобы был понятен смысл.

На сегодняшний день известно, что трудности в сфере речевой коммуникации и коммуникации в целом являются ключевыми для всех лиц с РАС и играют одну из важнейших ролей в составлении прогноза. Например, Л. Каннер в своих исследованиях трудности коммуникации рассматривал - как основной критерий для диагностики детского аутизма.

Опираясь на результаты исследований зарубежных и отечественных авторов можно выделить следующие особенности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в период младенчества:

• нарушение визуального контакта: ребенок не смотрит в глаза, не отслеживает действия другого человека;

• полное отсутствие или монотонность гуления, лепета;

• недостаточно выраженная реакция на свет, звуки, на близких людей, отсутствие оживленного рефлекса, когда видит маму или другого близкого человека;

• отрицательная реакция к контакту с близкими людьми или наоборот преувеличенные реакции на расставание с матерью;

• отсутствие ответной реакции на собственное имя;

• несформированность указательного жеста;

• отсутствие интереса к окружающим предметам, однотипные манипуляторные действия с игрушками [7].

Коммуникативные трудности у детей с РАС становятся более выраженными после первого года жизни и все же многие исследователи как зарубежные, так и отечественные придерживаются позиции, что невозможно диагностировать РАС у детей в раннем возрасте, так как недостатки взаимной коммуникации характерны и нормально развивающимся детям. Дети с РАС отличаются крайне редким выражением своих эмоций посредством мимики. Ее восприятие и распознавание так же, как и декодирование жестов и интонации невозможны.

Более трети детей с расстройствами аутистического спектра могут осуществлять некоторые элементарные попытки для коммуникации: укладывать руки взрослого на объект, которым они хотят манипулировать. Однако невербальная коммуникация не развивается спонтанно в качестве замены вербальных средств коммуникации. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация и невозможно не донести смысл сказанного, а по невербальному - можно показать отношение к партнеру по общению, т.е. эти два свойства коммуникации дополняют друг друга.

Речь детей с расстройствами аутистического спектра носит некоммуникативный характер, особенно затрудненно инициирование коммуникации. Имеющиеся особенности, в области коммуникации, у детей с РАС приводят к тревожности, и использует более незрелые формы общения, т.е. ребенок выражает недовольства криком или плачем, может бросить предмет или ударить человека. Иногда просьбы могут быть выражены в виде эхолалий, которые не имеют коммуникативной направленности [3].

Ключевым моментом успешной коммуникации является умение вести диалог, необходимо научить ребенка с РАС вести взаимную беседу, а не утомлять собеседника бесконечными монологами, так как одним из основных недостатков вербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра является неспособность к диалогу. У них отмечаются трудности при смене коммуникативных ролей «говорящего» и «слушающего», ребенок с РАС не в состоянии длительно поддерживать интерес к определенной теме, не способен обеспечить необходимую собеседнику обратную связь, может потерять тематическую направленность диалога.

Основные направления коррекционно-развивающей программы по развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Целью создания коррекционно-развивающей программы является создание благоприятных условий для формирования и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Разработка и обоснование основных направлений коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра позволит, не только улучшить коммуникативные навыки детей, но и перевести их на более высокий и качественный уровень. За основу по разработке коррекционно-развивающей программы мы взяли принципы и стратегия прикладного анализа поведения, которые были предложены О.И. Ловаасом, Б.Ф. Скиннером, а также специальные принципы, сформулированные отечественными дефектологами: Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским (онтогенетический принцип, принцип наглядности, комплексности, системности, принцип обходного пути, принцип развития и взаимосвязи) [4].

Участниками системы коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра являются родители или законные представители, воспитатели, учитель-логопед, дефектолог и педагог-психолог.

В планировании коррекционной работы с детьми необходимо учитывать, что цели для формирования и развития каждого коммуникативного навыка должны быть достижимыми, важно отметить, что они подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Необходимо также учитывать, что исходя из уровня развития, индивидуальных особенностей ребенка с РАС для развития коммуникативных навыков должны быть поставлены индивидуальные цели.

Сама коррекционно-развивающая работа по формированию и развитию коммуникативных навыков протекает в три этапа:

- подготовительный этап - целью данного этапа является создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Для реализации заданной цели коррекционно-развивающая работа должна осуществляться по следующим направлениям: налаживание руководящего контроля, поиск мотивационных стимулов, увеличение и расширение мотивационных стимулов и просьб, коррекция поведения, которое неприемлемо в социуме, формирование мотивации для игровой деятельности;

- основной этап характеризуется реализацией основных обозначенных целей по созданию индивидуальных образовательных планов на каждого дошкольника с учетом их особенностей и сферы интересов. Задачами основного этапа являются: формирование

коммуникативных навыков по всем вербальным компонентам, развитие понимания речи, а также социальных и групповых навыков;

- заключительный этап заключается в генерализации полученных навыков и умений в разных коммуникативных ситуациях и с разными коммуникативными партнерами. Степень сложности определяется в зависимости от возможностей ребенка и его целей в индивидуальном образовательном плане. Также на этом этапе необходимо провести мониторинг эффективности составленной коррекционной-развивающей программы и подвести итоги по развитию коммуникативных навыков [7].

Заключение. Согласно данным анализа литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков видно, что существуют разнообразные подходы к проблеме развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, но нет единой системы диагностики и оценки, а также технологий развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье проанализированы основные направления по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с РАС, при этом важно отметить, что для успешной реализации краткосрочных и долгосрочных целей по развитию коммуникативных навыков, эти цели должны быть включены в индивидуальный коррекционно-образовательный план каждого ребенка с учетом их особенностей.

Использованные источники:

1. Александрова О.А. Формирование коммуникативных умений общения. М.: Просвещение, 2005 -26 с.

2. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - Изд. 7-е. - М.: Теревинф. - 2012 - 288 с.

3. Бессмертная Ю.В. Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра: автореф. дис. кандидат психол. наук. Екатеринбург, 2008 - 23 с.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2012 - 352 с.

5. Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии. "F84.1"

6. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Лисина М.И. - М.: Педагогика, 2013 - 215 с.

7. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: Дис. канд. психол. наук / А.В. Хаустов - М., 2017 - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.