Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЧИСТАЯ ВОДА" В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЧИСТАЯ ВОДА" В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / "ЧИСТАЯ ВОДА"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голицына Людмила Александровна, Голицын Сергей Александрович

Республика Татарстан является крупнейшим и одним из наиболее развитых в части экологической культуры регионов Российской Федерации, активно включившимся в реализацию национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Почти двухлетний период реализации национальных проектов в Республике Татарстан позволил проанализировать и выявить основные сложности, препятствующие их эффективному исполнению [3, 4]. Целью данной статьи является оценка реализации региональной составляющей национального проекта «Экология» - «Чистая вода», реализуемого в Республике Татарстан, и стратегических проектов развития региона для синергии мероприятий по достижению целевых показателей национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года, определенных 204 Указом, а также обоснование обеспечения широкого внедрения проектного управления в практику госуправления отраслью экологии в регионе. Данная статья содержит резюме основных проблем, связанных с достижением национальных целей и реализацией регионального проекта «Чистая вода» на территории Республики Татарстан, резюме первоочередных мероприятий, которые целесообразно реализовать на региональном и федеральном уровнях, а также общие рекомендации по повышению эффективности реализации данного регионального проекта в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Голицына Людмила Александровна, Голицын Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL PROJECT "CLEAN WATER" IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The Republic of Tatarstan is the largest and one of the most developed regions of the Russian Federation in terms of environmental culture, actively involved in the implementation of national projects defined by decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024» (hereinafter - 204 Decree) [1]. Almost two years of implementation of national projects in the Republic of Tatarstan allowed us to analyze and identify the main difficulties that hinder their effective implementation [3, 4]. The purpose of this article is to evaluate the implementation of the regional component of the national project «Ecology» - «Pure water» sold in the Republic of Tatarstan, and strategic development projects in the region for the synergy of activities to achieve the targets of the national development goals of the Russian Federation until 2024, 204 defined by the decree, as well as the rationale for the wide adoption of project management in the practice of public administration is a branch of ecology in the region. This article contains a summary of the main problems related to the achievement of national goals and the implementation of the regional project «Clean water» in the Republic of Tatarstan, a summary of priority measures that should be implemented at the regional and Federal levels, as well as General recommendations for improving the effectiveness of this regional project in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЧИСТАЯ ВОДА" В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

ЭКОНОМИКА

УДК 3330.366

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЧИСТАЯ ВОДА» В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Л.А. Голицына, С.А. Голицын

Казанский государственный энергетический университет г. Казань, Россия

golitsyna_la@mail.ru, mail:pilot116@list.ru

Резюме: Республика Татарстан является крупнейшим и одним из наиболее развитых в части экологической культуры регионов Российской Федерации, активно включившимся в реализацию национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Почти двухлетний период реализации национальных проектов в Республике Татарстан позволил проанализировать и выявить основные сложности, препятствующие их эффективному исполнению [3, 4]. Целью данной статьи является оценка реализации региональной составляющей национального проекта «Экология» - «Чистая вода», реализуемого в Республике Татарстан, и стратегических проектов развития региона для синергии мероприятий по достижению целевых показателей национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года, определенных 204 Указом, а также обоснование обеспечения широкого внедрения проектного управления в практику госуправления отраслью экологии в регионе. Данная статья содержит резюме основных проблем, связанных с достижением национальных целей и реализацией регионального проекта «Чистая вода» на территории Республики Татарстан, резюме первоочередных мероприятий, которые целесообразно реализовать на региональном и федеральном уровнях, а также общие рекомендации по повышению эффективности реализации данного регионального проекта в Республике Татарстан.

Ключевые слова: национальный проект, стратегические цели, национальные задачи, региональный проект, «Чистая вода».

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL PROJECT «CLEAN WATER» IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

LA. Golitsyna, SA. Golitsyn, Kazan state power engineering university, Kazan, Russia

golitsyna_la@mail.ru pilot116@list.ru

Abstract: The Republic of Tatarstan is the largest and one of the most developed regions of the Russian Federation in terms of environmental culture, actively involved in the implementation of national projects defined by decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024» (hereinafter - 204 Decree) [1]. Almost two years of implementation of national projects in the Republic of Tatarstan allowed us to analyze and identify the main difficulties that hinder their effective implementation [3, 4]. The purpose of this article is to evaluate the implementation of the regional component of the national project «Ecology» - «Pure water» sold in the Republic of Tatarstan, and strategic development projects in the region for the synergy of activities to achieve the targets of the national development goals of the Russian Federation until 2024, 204 defined by

the decree, as well as the rationale for the wide adoption ofproject management in the practice of public administration is a branch of ecology in the region. This article contains a summary of the main problems related to the achievement of national goals and the implementation of the regional project «Clean water» in the Republic of Tatarstan, a summary of priority measures that should be implemented at the regional and Federal levels, as well as General recommendations for improving the effectiveness of this regional project in the Republic of Tatarstan.

Keywords: national project, strategic goals, national tasks, regional project, «Clean water».

В рамках реализации национального проекта «Экология» в Республике Татарстан реализуется 6 региональных составляющих, в том числе «Чистая вода». Целью данного проекта является повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения. Согласно утвержденному паспорту проекта будет достигнуто увеличение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой (далее - показатель 1) до 97,9% и увеличение доли городского населения Республики Татарстан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (далее - показатель 2) до 100 %.

С целью выработки рекомендаций по повышению эффективности реализации национального проекта Экология» в Республике Татарстан авторами были рассмотрены плановые показатели региональной составляющей национального проекта «Экология» -«Чистая вода» в Республике Татарстан, а также необходимые для сравнения темпов исполнения нацпроекта в динамике 1 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года (табл.1).

Таблица 1

Исполнение показателей региональной составляющей национального проекта «Экология» -_«Чистая вода» в Республике Татарстан_

№ Наименование показателя Плановые показатели региональных составляющих национального проекта «Экология» в Республике Татарстан

2019 2020 2021 2022 2023 2024

План Факт План Факт

1 квартал год 1 квартал

Федеральный проект «Чистая вода»

1 Показатель 1 96,9 92,5 92,48 96,9 92,7 97 97,2 97,4 97,9

2 Показатель 2 100 98,9 98,88 100 96,11 100 100 100 100

Рассмотрим обоснованность установления плановых показателей 1 и 2 реализации регионального проекта, перспективы их достижения, исходя из итогов их реализации в 2019 г. и 1 квартале 2020 года.

Как видим, отмечается недостижение в 2019 году показателя 1: факт - 92,48%, план - 96,9%. В результате проведенной в апреле 2019 года инвентаризации (после заключения соглашения по показателям с Российской Федерацией) было установлено завышение Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан базовых значений по показателям 1 и 2.

Вместе с тем в целях повышения качества водоснабжения в республике и выполнения требований Плана реализации федерального проекта «Чистая вода» постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 июля 2019 года № 636 (ред. от 25.02.2020) утверждена Региональная программа по повышению качества водоснабжения в Республике Татарстан на 2019 - 2024 годы. Целевые показатели данной программы: «увеличение доли населения Республики Татарстан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, с 92,48 процента до 95,54 процента в 2024 году» и «увеличение доли городского населения Республики Татарстан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, с 95,83 процента до 98,98 процента в 2024 году».

При этом в Государственной программе «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан»,

утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.04.2014 года № 289 базовое значение по показателю 1 установлено на уровне 96,9%, что соответствует высокому уровняю состояния санитарно- эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в целом. Отметим, что согласно паспорту регионального проекта «Чистая вода» значение целевого показателя 1 в 2018 - 2020 году остается неизменным и повышается к 2024 году до 97,9%. Авторы считают необходимым инициировать соответствующее обращение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях пояснения сложившейся ситуации для определения объективного значения целевого показателя национального проекта: по показателю 1 вместо базового значения за 2018 год - 96,9 % корректно установить -92,48 % и по показателю 2 - вместо базового значения за 2018 год - 100 % необходимо установить 95,83%. Считаем необходимым внесение изменений в паспорт федерального проекта «Чистая вода» и соглашение о реализации регионального проекта «Чистая вода» на территории Республики Татарстан в части уточнения целевых показателей.

Согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, регион находится на 1 -м месте по протяженности водопроводной сети и на 2-м месте по качеству этих сетей [1,2,3]. Тем не менее, порядка 30% водопроводных сетей республики нуждаются в замене, а значит, необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия по обеспечению качества здоровой питьевой воды для населения [5,6,7]. Большая протяженность водопроводов негативно отражается на качестве питьевой воды [8,9,10].

По данным Татарстанстата на 1 января 2018 года, население Республики Татарстан составляет 3 894 284 человека, при этом, согласно проведенному Госалкогольинспекцией Республики Татарстан опросу населения, 45% используют бутилированную воду, что составляет 1 752 428 человек. В среднем, 1 человек потребляет 2 литра питьевой воды в день. Таким образом, объем бутилированной питьевой воды в год по всей территории Республики Татарстан составляет примерно 1 279 272 294 литров в год.

По данным исследования Госалкогольинспекция Республики Татарстан (июль 2018 года), подавляющее большинство опрошенных 82% приобретают питьевую и минеральную воду в ПЭТ-таре, 11% покупают воду в стеклянных бутылках. Для 7% тара не имеет значения. ПЭТ-тара является одноразовой и выбрасывается в мусор. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Татарстана, в республике сбрасывается до 10 млн кубометров отходов в год. В морфологии отходов доля пластика составляет в среднем по России порядка 15-17%. Половина из этой цифры - пластиковые бутылки от питьевой воды (по данным отчета GreenPeаce за 2018 год). Таким образом, примерно 800 тысяч кубометров мусора в год по Республике Татарстан приходится на одноразовые пластиковые бутылки из-под питьевой воды.

Авторы считают, что проблему утилизации и циркулярного использования пластиковых бутылок в республике необходимо ставить в промышленных масштабах, всячески стимулировать раздельный сбор мусора и внедрить автоматы для сбора тары, параллельно проводя компании по повышению экологической грамотности и ответственности населения.

Рекомендации для трансляции на региональный уровень.

По мнению авторов, программу «Чистая вода» необходимо дополнить следующими программными мероприятиями:

- выполнить анализ обеспеченности чистой водой сельского населения и разработать программу строительства централизованных систем водоснабжения в селах Татарстана;

- разработать и утвердить региональные нормы водопотребления в городах, поселках городского типа и сельских поселениях;

- разработать и утвердить на республиканском уровне наилучшие достижимые целевые показатели качества централизованных систем водоснабжения, включая такие, как процент утечек из водопроводной сети, удельные затраты электроэнергии и ресурсов на производство одного куб. м. чистой воды, удельные трудозатраты на производство одного куба чистой питьевой воды;

- включить в программу мероприятия по улучшению качества водоисточников и водозаборов;

- внедрить мониторинг качества питьевой воды, включая водозабор.

Также является необходимым и своевременным оснащение всех строящихся и реконструируемых объектов административного, спортивного, медицинского и социально -культурного назначения дополнительными централизованными системами питьевой водоподготовки типа «Питьевой водопровод» - ссылки на источник

Рекомендации для трансляции на федеральный уровень:

- разработать и утвердить наилучшие достижимые целевые показатели качества централизованных систем водоотведения, включая такие, как процент приточности коллекторной сети, удельные затраты электроэнергии и ресурсы на очистку одного куб. м. сточной воды, удельные трудозатраты на очистку одного куба сточной хозяйственно -бытовой воды;

- инициировать в рамках федерального проекта «Чистая вода» дополнительно осуществлять работы по замене сетей водоснабжения от водозабора до потребителя с целью предотвращения повторного загрязнения очищенной воды по причине изношенности труб.

Литература

1. Liu Z., Adams M., Wen Z., et al. Review of eco-industrial development around the globe: Recent progress and continuing challenges // Resources Conservation and Recycling. 2019. V. 143. P. 111-113.

2. Пещеров Г.И. Проблемы экологии в условиях глобализации. / Сб. докладов 10 Международного форума «Экология». Москва, 25-26 марта 2019 года. 43 с. Режим доступа: https://yadi.sk/d/8WKI-xpu2alKCg.

3. Starchak, V.G., Tsybulia, S.D., Ivanenko, K.N., et al. Improving water purification efficiency as a way to environmental safety and resource saving // Water and Ecology. 2018. V. 3. P. 48-53.

4. Коноваленко М. В. Анализ взаимодействия федеральных органов власти и власти субъектов Российской Федерации при реализации национальных проектов // Политика, экономика и инновации. 2016. № 2 (4). С. 5.

5. Годовой отчет by Greenpeace International. 2018. Доступно по :https://www.greenpeace.org/international/publication/22847/annual-report-2018/lfcf / Ссылка активна на: 28 мая 2020.

6. Бобылева С.Н и Григорьева Л.М. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год // М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. 292 с.

7. Karatayev M., Kapsalyamova Z., Spankulova L., et al. Priorities and challenges for a sustainable management of water resources in Kazakhstan // Sustainability of Water Quality and Ecology. 2017. V. 25. P. 115-135.

8. Stoner E.W., Arrington D.A.Nutrient inputs from an urbanized landscape may drive water quality degradation // Sustainability of Water Quality and Ecology. 2017. V.9. pp.136-150.

9. Wurbs R.A., Hoffpauir R.J. Environmental flow requirements in a water availability modeling system // Sustainability of Water Quality and Ecology. 2017. V.10. pp. 9-21.

10. Zubrilov S.P. Micropollutants in city's drinking water supply // Water and Ecology. 2018. V. 8(3). pp. 9-18.

Авторы публикации

Голицына Людмила Александровна - доцент кафедры экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет.

Голицын Сергей Александрович - студент магистратуры, Казанский государственный энергетический университет.

References

1. Liu Z, Adams M, Wen Z, et al. Review of eco-industrial development around the globe: Recent progress and continuing challenges. Resources Conservation and Recycling. 2019;143:111-113.

2. Pesherov GI. Problems of ecology in the conditions of globalization. Collection of reports of the 10 th international forum "Ecology". Moscow, March 25-26, 2019. 43p. accessed to: https://yadi.sk/d/8WKI-xpu2alKCg.

3. Starchak VG, Tsybulia SD, Ivanenko KN, et al. Improving water purification efficiency as a way to environmental safety and resource saving. Water and Ecology. 2018;3:48-53.

4. Konovalenko MV. Analysis of interaction between Federal and regional authorities in the implementation of national projects. Politics, Economics, and innovation. 2016;2 (4):5.

5. Annual report by Greenpeace International. 2018 Available at :https://www.greenpeace.org/international/publication/22847/annual-report-2018/lfcf / Accessed to: 28 may 2020.

6. Bobyleva N and Grigorieva LM. Report on human development in the Russian Federation for 2018. ed.S. N. Bobyleva and L. M. Grigorieva, Moscow: Analytical center under the Government of the Russian Federation, 2018, 292 p.

7. Karatayev M, Kapsalyamova Z, Spankulova L, et al. Priorities and challenges for a sustainable management of water resources in Kazakhstan. Sustainability of Water Quality and Ecology. 2017;25:115-135.

8. Stoner EW, Arlington DA. Nutrient inputs from an urbanized landscape may drive water quality degradation. Sustainability of Water Quality and Ecology. 2017;9:136-150.

9. Wurbs RA, Hoffpauir RJ. Environmental flow requirements in a water availability modeling system. Sustainability of Water Quality and Ecology. 2017;10:9-21.

10. Zubrilov SP. Micropollutants in city's drinking water supply. Water and Ecology. 2018;8(3):9-18.

Authors of the publication

Lyudmila A. Golitsyna - Kazan state power engineering university, Kazan, Russia. Email: golitsyna_la@mail.ru.

Sergey A. Golitsyn - Kazan state power engineering university, Kazan, Russia. Email: pilot116@list.ru. Поступила в редакцию 11 июня 20202г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.