Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / «ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА» / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ» / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Лещинская Карина Дмитриевна, Пузанова Дарья Алексеевна, Федоскин Николай Николаевич

В данной статье рассматривается концепция зеленой экономики, представленная в трех нормативно-правовых документах Российской Федерации. К ним относятся: План реализации Стратегии экологической безопасности России до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и национальный проект «Экология», в рамках которых реализуется план эффективного внедрения в регионы федеральных проектов, позволяющих достигнуть устойчивого развития, не смотря на существующие проблемы, связанные с целями и стратегиями по их вводу на различной местности нашей страны. Вопреки мнению о том, что зеленая экономика просто представляет собой «зеленую настройку» существующей экономической системы, в данной статье делается вывод о том, что зеленая экономика обладает потенциалом для осуществления существенных и преобразующих изменений в направлении достижения цели развития политики в области экологии. В ходе проведенного исследования авторами были исследованы аналитические и статистические материалы, данные по федеральным проектам, их реализации на период 2019-2024 гг., в том числе до 2026 года, действующие НПА в области экологии. По мнению авторов, грамотная реализация этих проектов позволит не только внедрить современные наилучшие доступные технологии (НДТ), но и улучшить качество питьевой воды в регионах России, модернизировать системы водоснабжения, улучшить переработку, утилизацию отходов. Зеленая экономика - ключевой механизм экономических, социальных и экологических изменений, поэтому преобразования в системе функционирования данных процессов во многом повысят качество жизни россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Лещинская Карина Дмитриевна, Пузанова Дарья Алексеевна, Федоскин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE FIELD OF ECOLOGY

This article discusses the concept of a green economy, presented in three regulatory documents of the Russian Federation. These include: the Plan for the implementation of the Strategy of Environmental Security of Russia until 2025, the Strategy of socio-economic Development of Russia with low greenhouse Gas Emissions until 2050 and the national project “Ecology”, which implements a plan for the effective implementation of federal projects in the regions that allow achieving sustainable development, despite the existing problems associated with with goals and strategies for their introduction in various areas of our country. Contrary to the opinion that the green economy is simply a “green tuning” of the existing economic system, this article concludes that the green economy has the potential to implement significant and transformative changes in the direction of achieving the goal of environmental policy development. In the course of the study, the authors examined analytical and statistical materials, data on federal projects, their implementation for the period 2019-2024, including up to 2026, existing environmental regulations. According to the authors, the competent implementation of these projects will not only introduce modern best available technologies (BAT), but also improve the quality of drinking water in the regions of Russia, modernize water supply systems, improve recycling, waste disposal. The green economy is a key mechanism of economic, social and environmental changes, therefore, transformations in the system of functioning of these processes will greatly improve the quality of life of Russians.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ»

Правовые особенности реализации национальных проектов в области экологии

Иванов Александр Михайлович,

к.и.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии E-mail: info@smolsgua.ru

Лещинская Карина Дмитриевна,

магистрант, Смоленский филиал Саратовской государственной юридической академии E-mail: info@smolsgua.ru

Пузанова Дарья Алексеевна,

магистрант, Смоленский филиал Саратовской государственной юридической академии E-mail: info@smolsgua.ru

Федоскин Николай Николаевич,

к.п.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии, доцент Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: nnfedoskin@yandex.ru

В данной статье рассматривается концепция зеленой экономики, представленная в трех нормативно-правовых документах Российской Федерации. К ним относятся: План реализации Стратегии экологической безопасности России до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и национальный проект «Экология», в рамках которых реализуется план эффективного внедрения в регионы федеральных проектов, позволяющих достигнуть устойчивого развития, не смотря на существующие проблемы, связанные с целями и стратегиями по их вводу на различной местности нашей страны. Вопреки мнению о том, что зеленая экономика просто представляет собой «зеленую настройку» существующей экономической системы, в данной статье делается вывод о том, что зеленая экономика обладает потенциалом для осуществления существенных и преобразующих изменений в направлении достижения цели развития политики в области экологии. В ходе проведенного исследования авторами были исследованы аналитические и статистические материалы, данные по федеральным проектам, их реализации на период 2019-2024 гг., в том числе до 2026 года, действующие НПА в области экологии. По мнению авторов, грамотная реализация этих проектов позволит не только внедрить современные наилучшие доступные технологии (НДТ), но и улучшить качество питьевой воды в регионах России, модернизировать системы водоснабжения, улучшить переработку, утилизацию отходов. Зеленая экономика - ключевой механизм экономических, социальных и экологических изменений, поэтому преобразования в системе функционирования данных процессов во многом повысят качество жизни россиян.

Ключевые слова: экологическое право, «зеленая экономика», национальный проект «Экология», цифровизация, мониторинг.

В мире ограниченных ресурсов и емкости экосистем преобладающая модель экономического роста, основанная на постоянно растущем потреблении ресурсов и выбросов загрязняющих веществ, больше не может поддерживаться. В этом контексте концепция «зеленой экономики» предоставила возможность изменить то, как общество управляет взаимодействием экологической и экономической областей. Чтобы дать обществу возможность строить и поддерживать зеленую экономику, были разработаны и введены в действие национальные проекты, планы, направленные на создание процессов, а именно модели, которая является наиболее экологически эффективной, а также экономически устойчивой к преобразованиям,особенно в век компьютерных технологий и цифровизации. Ожидается, что эти проекты во многом помогут и окажут влияние на широкий спектр секторов экономики, таких как производство и хранение энергии, технологии очистки каналов водоснабжения, а также строительство и смежные отрасли инфраструктуры. Это поможет в дальнейшем создать надежную, эффективную и безопасную систему, что обеспечит лучшие условия для жизни граждан России.

Для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста в России Правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, что связано с нарастающими проблемами глобального энергоперехода. С 2023 года в России планируется запустить систему обязательной углеродной отчётности для предприятий [1].

Пятый год в нашей стране реализуется национальный проект «Экология», который включает в себя следующие узкоспециализированные федеральные проекты: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами 1-11 классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода» - часть нацпроекта «Жилье и городская среда», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий» и др. На все эти проекты, с привлечением средств федерального и местного бюджета планируется использовать свыше 4,041 трлн рублей. Р

Самым затратной частью выступает проект И «Внедрение наилучших доступных технологий», Е на который фактически предусмотрено использо- А вание 60% от всей затратной части. По сути, это Н первый проект, средства на реализацию которого У планируется освоить к концу 2024 года. >

Цель проекта - процесс обновления, актуализации промышленности, приведения её в соответствие с новыми требованиями качества и техническими условиями за счет вложения и размещения капитала, а именно притока инвестиций в ее технологическое переоснащение. Подробно изучая процесс перехода российских предприятий на НДТ ученые пришли к неоднозначному и даже печальному выводу - происходит массовое пренебрежение совместным негативным влиянием предприятий на экологическую обстановку и не увеличивается показатель экологической совместимости на определенной территории. По официальным данным до конца 2022 года основными промышленными комплексами, так называемыми «загрязнителями окружающей среды» должно было быть получено минимум 300 комплексных экологических разрешений - документов, содержащих обязательные требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области охраны окружающей среды, подтверждающих, что субъекты хозяйственной деятельности делают все, что возможно, чтобы минимизировать выбросы и сбросы, но на данный момент их выдано лишь 118, а в 2022 году лишь 48 [2].

В настоящее время проект заморожен из-за секвестра бюджета в кризисных условиях.

На второй проект - «Чистый воздух» предусмотрены затраты в размере 5 001 39,8 млн руб. Затраты рассчитывались исходя из данных мониторинга и наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в наиболее проблемных промышленных городах. Многие жители промышленных центров недовольны качеством воздуха, в котором уровень загрязнения оценивается как высокий и очень высокий, в связи с этим и был разработан проект «Чистый воздух» Выбросы загрязняющих веществ различаются по регионам страны, поскольку прибрежные районы имеют относительно более длительный период безудержного экономического развития - 12 регионов. Разрабатывая федеральный проект Правительство рассматривало растущее число случаев загрязнения не только как срочный сигнал о том, что динамично развивающиеся регионы должны отказаться от недорогого, загрязняющего окружающую среду и ресурсоемкого производства, но и как возможность перенести такое производство с более энергозатратных способов на высвобождение пространства и ресурсов для экологически чистого производства. При эффективном применении даже с более высокой стоимостью при одновременном стимулировании экономического развития в менее развитых городах России.

Стоит отметить, что именно улучшение качества воздуха влечет за собой высокие выгоды для сотрудников фирм и организаций. Во-первых, фир-— мы, расположенные в загрязненных воздухом ре-2 гионах, демонстрируют готовность предоставлять Я улучшенное лечение, заработную плату и другие ° блага, чтобы мотивировать сотрудников в обмен ав на их усилия в профессиональной сфере и сфе-

ре предоставления услуг, в том числе повышения лояльности с их стороны к эффективности производительности труда, что, в свою очередь, может повысить ценность и работоспособность фирм. Во-вторых, кроме того, если загрязнение воздуха делает местность менее привлекательной для работы, фирмы и индивидуальные предприниматели будут испытывать трудности с привлечением новых сотрудников с сопоставимой квалификацией при сопоставимых ставках вознаграждения по сравнению с фирмами в регионах с чистым воздухом, в том числе и это является одной из причин существования государственной поддержки городов-участников.

Нужно отметить, что большая часть городов, участвующих в проекте, находятся в Сибири. Например, в Новокузнецк, Норильск - города с высокими объемами выбросов крупных металлургических комбинатов, Красноярск, Чита - города, находящийся в зонах высокого ПЗА, Зима, Кемерово - города с выбросами повышенной токсичности от химических или целлюлозных комбинатов.

В рамках реализации программы, планируется провести усовершенствование методик исследования чистоты воздуха, замены необходимого оборудования и т.д. Планируется модернизировать систему информационного мониторинга с учётом оценки рисков для здоровья людей, что является серьёзной задачей на современном этапе. Необходимо совершенствовать и систему подготовки квалифицированных кадров.

Открытой проблемой остаётся реализация экологического, правового механизма связанная с обязанностями самих предпринимателей снизить уровень выбросов в атмосферу до экологически приемлемых стандартов. Не стоит забывать, что большой вклад в действенность и эффективность реформы будут вносить и региональные власти, которые посредством перераспределения бюджета смогут реализовать политику по переводу общественного транспорта преимущественно на газомоторное топливо, ре-ализовывать проекты использования электрифицированного транспорта. Кроме того, следует учитывать, что необходимой частью благоприятного развития каждого региона являются меры по озеленению территории субъекта. Однако существуют недостатки, которые отметила Счетная палата России, проведя мониторинг исполнения федеральной программы «Чистый воздух». Как отмечает, Михаил Мень: «Два года подряд наблюдается низкое исполнение расходов по проекту «Чистый воздух», в связи с этим уже в 2019 году финансирование на программные мероприятия было сокращено, в 2020-м расходы также снижены на 65% от запланированных ранее, в 2022 году снижение ожидается на 60%» [1]. При таких подходах, отметил аудитор, «очень высокий уровень загрязнения останется во всех городах.

Практически, отсутствует единая методика определения экологического вреда, а штрафы за экологический вред незначительны.

При этом важность проблемы определения правового механизма регулирования данной сферы как отдельного аспекта данного вопроса, а именно организации и выполнении не только федерального проекта, но и политики государства в целом, недооценивается российским законодателем. Отношения в сфере власти-подчинения должны быть урегулированы и чётко обозначены, для этого предлагаем ужесточить законодательство, ведь методики определения вреда так и не сформировано, эта деятельность не имеет отдельной административно-правовой защиты и рассматриваются в рамках общих составов. На наш взгляд, подобное выделение является перспективным направлением развития гражданско-правовой и административно-правовой политики в данной сфере. Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду с 2003 по 2016 гг. был определен постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [1], а нормативы платы указаны в постановлении Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» [2]. Рассматриваемые НПА, по сути определяли порядок возмещения вреда при загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и почвы, включая аварийные выбросы и сбросы, которые нередки на многих предприятиях из-за несовершенной системы очистки.

Из методики расчета в последние годы изъяли коэффициенты, отражающие экологическую значимость регионов. Остался только коэффициент для особо охраняемых территорий равный двум. Это привело к тому, что плата предприятия за одни и те же выбросы уменьшилась. Все вновь введенные изменения явно противоречат целям защиты окружающей среды от различных форм деградации и загрязнения.

В имеющихся на настоящий момент методических указаниях нет корректно обозначенных условий применения вспомогательных коэффициентов для проведения количественной оценки поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ, отмечаются низкие базовые ставки платежей за различные формы негативного воздействия на окружающую природную среду. Одной из задач Правительства РФ в данной сфере должна стать необходимость разработки именно чёткой и понятной методики с учётом прежде всего окружающей среды.

Важным является и отсутствие в программе целей по созданию установок и системы, направленных на целенаправленное очищение воздуха от вредных и опасных примесей. Одной из наибо-

лее успешных программ в данной сфере, является мероприятия, проводимые КНР. Столкнувшись с критической экологической ситуации, был сделан вывод о невозможности преодолеть её только с помощью снижение выбросов - в силу чего было начато строительство многочисленных установок по очистке воздуха. Создание их аналогов, в тесном сотрудничестве с китайскими специалистами - является, на наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов решения экологической ситуации в городах с сильным загрязнением воздуха. Внесение соответствующих предложений в программу «Чистый воздух», является необходимым элементом, направленным на её успешное завершение.

На четвёртый проект «Чистая вода» предусмотрено финансирование. в 2 450 50 млн руб. Целью выступает эффективное и рациональное использование водных ресурсов, их очистка, введение в эксплуатацию новейшего оборудования, обеспечение населения водой отвечающей всем нормативам. Мониторинг ситуации с водными ресурсами, показал «превышение гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям в республике Калмыкия (66,83%), Карелия (41,39%) и Дагестан (39,11%), Смоленская (39,01%) и Новгородская (35,24%) области, Еврейская автономная область (33,68%), Курганская область (33,57%) и Республика Мордовия (33,16%)» [3, с. 32].

В том числе рост доли проб, не соответствующих установленным законодательством гигиеническим нормативам по содержанию вредных веществ, нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку в период с 2012 по 2021 г. зафиксирован на территории 41 субъекта Российской Федерации, из них максимальный - в Новгородской (с 1,88% до 32,39%) и Смоленской (с 0% до 22,23%) областях [3, с. 34]. Стоит отметить, что в 21 субъекте Российской Федерации значения целевого показателя, запланированные федеральным проектом «Чистая вода» на 2021 г., не достигнуты, из них в Смоленской области (на 7,93%).

Тем не менее, опираясь на анализ Государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году», можно заключить, что качество воды в России постепенно улучшается. Так, 87,35% составила доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Основной сложностью при реализации данного проекта является ухудшения водопроводных сетей и внутридомовых коммуникаций в ходе естественного течение время. Их обновление не ведет к качественному изменению ситуации, а полноценная модернизация с частичной заменой - осложняет- р ся крайне высокой стоимостью как самих элемен- Д тов водопроводных сетей, так и работ необходи- Ч

гп

мых для этого. С учетом явной сложности в выбо- К ре добросовестного подрядчика, при отсутствии ё приемлемого института исполнительного контро- у ля у местных властей. Имеющая штрафная ответ- А

ственность слишком мала для полноценного воздействия на подрядчиков. В силу чего, очевидным кажется увеличение возможностей местных властей по наложению ответственности на организации, выполняющие муниципальные и региональные контракты. Для исполнения предписаний закона необходим действенный контроль со стороны государственных надзорных органов [4, с.74].

Будет способствовать решению проблемы внесение подрядчиков в реестр ФАС, по жалобе и запросу местных и региональных властей.

Таким образом, цели на реализацию национального проекта установлены высокие, мотивирующие справляться со всевозможными возникающими рисками невыполнения целевых показателей, в случае возникновения которых Минприроды России на федеральном и региональном уровнях эффективно справляется. Немаловажным является факт того, что в современных условиях произошли задержки поставок заказанного и предо-плаченного оборудования, которое способствует исполнению проектов по модернизации производства.

Федеральные проекты предполагают, что уже в ближайшие 3-4 года в стране: существенно улучшится экологическая обстановка, в том числе на 22% улучшится качество воздуха, будут разработаны и внедрены новые технологии очистки и переработки отходов, своевременно обновлена и реализована программа модернизации водоснабжения населения. Все эти меры указывают на изменение подходов ко всем процессам управления в сфере экологических процессов, но и совершенствуется система организации и проведения необходимых мероприятий для эффективной реализации основополагающего права каждого гражданина нашей страны на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, одним из важнейших факторов успеха данного проекта, является выполнение подрядчиками своих обязательств по созданию и обновлению необходимой для проекта инфраструктуры. Возможным решением является облегчение возможностей региональных и местных властей, по внесению информации в реестры добросовестных и недобросовестных поставщиков. Путем изменения соответствующий статьи ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5], с добавлением возможностей органов муниципальной и региональной власти непосредственно внести не выполняющих свои обязательства поставщиков в данный реестр, как часть судебного решение по делам о неисполнении контрактных обязательств.

По всем направлениям нацпроекта качественные изменения очевидны уже на данном этапе: ка— чество атмосферного воздуха улучшается во мно-2 гих регионах, очищаются берега и водные объек-Я ты, восстанавливается экосистема Байкала, мо° дернизируется процесс выброса, утилизации и пе-^ реработки отходов.

В совокупности, стоит отметить, что экологические проекты должны бороться не только с причиной загрязнений в виде установления фильтров, снижение выбросов и замены существующих производственных систем, но и быть направленных на устранение загрязнений прямо сейчас.

Литература

1. Правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года // Правительство Российской Федерации - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/43708/ (дата обращения 12.12.2022).

2. Экология России // Национальный проект «Экология» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecologyofrussia.ru/proekt/ (дата обращения 06.12.2022).

3. Перечень объектов негативного воздействия на окружающую среду, на которые выданы комплексные экологические разрешения. Официальный сайт - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-objectk-er (дата обращения: 10.12.2022).

4. Земельный надзор как средство обеспечения рационального использования и охраны земель в Российской Федерации / А.М. Иванов, К.В. Купченко, О.Н. Лазаренко [и др.] // Юридическая наука. - 2022. - № 1. - С. 74-77. - EDN ZRVACX.

5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ//СПС «Консультант Плюс».

6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. М., -340 с.

LEGAL FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE FIELD OF ECOLOGY

Ivanov A.M., Leshchinskaya K.D., Puzanova D.A., Fedoskin N.N.

Smolensk Branch of the Saratov State Law Academy

This article discusses the concept of a green economy, presented in three regulatory documents of the Russian Federation. These include: the Plan for the implementation of the Strategy of Environmental Security of Russia until 2025, the Strategy of socio-economic Development of Russia with low greenhouse Gas Emissions until 2050 and the national project "Ecology", which implements a plan for the effective implementation of federal projects in the regions that allow achieving sustainable development, despite the existing problems associated with with goals and strategies for their introduction in various areas of our country. Contrary to the opinion that the green economy is simply a "green tuning" of the existing economic system, this article concludes that the green economy has the potential to implement significant and transformative changes in the direction of achieving the goal of environmental policy development. In the course of the study, the authors examined analytical and sta-

tistical materials, data on federal projects, their implementation for the period 2019-2024, including up to 2026, existing environmental regulations. According to the authors, the competent implementation of these projects will not only introduce modern best available technologies (BAT), but also improve the quality of drinking water in the regions of Russia, modernize water supply systems, improve recycling, waste disposal. The green economy is a key mechanism of economic, social and environmental changes, therefore, transformations in the system of functioning of these processes will greatly improve the quality of life of Russians.

Keywords: environmental law, "green economy", national project "Ecology", digitalization, monitoring.

References

1. The Government has approved the Strategy of socio-economic development of Russia with low greenhouse gas emissions until 2050 // The Government of the Russian Federation - [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/news/43708 / (accessed 12.12.2022).

2. Ecology of Russia // National project "Ecology" - [Electronic resource]. - Access mode: https://ecologyofrussia.ru/proekt / (accessed 06.12.2022).

3. The list of objects of negative impact on the environment for which comprehensive environmental permits have been issued. The official website is the Federal Service for Supervision of Nature Management. [Electronic resource] - Access mode: URL: https://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-objectker (date of application: 10.12.2022).

4. Land supervision as a means of ensuring the rational use and protection of land in the Russian Federation / A.M. Ivanov, K.V. Kupchenko, O.N. Lazarenko [et al.] // Legal science. -2022. - No. 1. - pp. 74-77. - EDN ZRVACX.

5. Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" dated 05.04.2013 N 44-FZ//SPS "Consultant Plus".

6. On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2021: State Report. M.: Federal Service on supervision in the field of consumer rights protection and human well-being, 2022. M., -340 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.