Научная статья на тему 'Особенности реализации правоохранительной функции российского государства в условиях глобализации'

Особенности реализации правоохранительной функции российского государства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
491
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
LAW ENFORCEMENT FUNCTION / PUBLIC ORDER / PUBLIC SECURITY / MIGRATION / LAW / LAW ENFORCEMENT EFFECTIVENESS / CORRUPTION / TERRORISM / EXTREMISM / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович

Статья посвящена исследованию правоохранительной функции Российского государства в условиях глобальных вызовов и угроз национальной безопасности. Автор проводит анализ форм правоохранительной деятельности, дает критическую оценку имплементации западноевропейских стандартов в российской правоохранительной системе, акцентирует внимание на стратегических направлениях ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS OF RUSSIAN STATE IN THE GLOBALIZATION

The article is devoted to the study of the law enforcement functions of the Russian state in the context of global challenges and threats to national security. The author analyzes forms of law enforcement activity, representing a critical assessment of the implementation of Western European standards in the Russian law enforcement system that focuses attention on the strategic directions of law enforcement activity in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации правоохранительной функции российского государства в условиях глобализации»

УДК 67.401 ББК 342

Хажироков Валерий Ахиедович Hazhirokov Valery Akhiedovich

адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.

Adjunct, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Тел.: 8(989) 711-86-29.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Features of implementation of law enforcement functions of russian state

in the globalization

Статья посвящена исследованию правоохранительной функции Российского государства в условиях глобальных вызовов и угроз национальной безопасности. Автор проводит анализ форм правоохранительной деятельности, дает критическую оценку имплементации западноевропейских стандартов в российской правоохранительной системе, акцентирует внимание на стратегических направлениях ее развития.

Ключевые слова: правоохранительная функция, общественный порядок, общественная безопасность, миграция, законность, правоохранительная эффективность, коррупция, терроризм, экстремизм.

The article is devoted to the study of the law enforcement functions of the Russian state in the context of global challenges and threats to national security. The author analyzes forms of law enforcement activity, representing a critical assessment of the implementation of Western European standards in the Russian law enforcement system that focuses attention on the strategic directions of law enforcement activity in Russia.

Keywords: law enforcement function, public order, public security, migration, law, law enforcement effectiveness, corruption, terrorism, extremism.

По данным статистики ООН за 2013 год, наибольшее количество мигрантов въезжают на территорию Германии, США, Саудовской Аравии и России [9]. Причем эти государства не только принимают потоки легальных переселенцев, но и страдают от сопутствующей незаконной миграции.

В современном глобализирующемся мире миграция становится одним из ключевых источников формирования и развития международных преступных организаций. При этом формы такой трансграничной преступности определяются не только «классическим» криминальным миром (мировой наркотрафик, экспорт и импорт контрабандных товаров, незаконный оборот оружия и т. п.), но и активно используются спецслужбами недружественных государств (промышленный шпионаж, международный терроризм, экспорт «цветного экстремизма» (цветных революций) и т. п.).

При этом с точки зрения эволюции трансграничной преступности наибольшую общественную опасность для России представляют преступные сообщества, организованные

гражданами стран Закавказья (азербайджанские и грузинские) и Средней Азии (узбекские и таджикские). Немалую долю криминальной экспансии в Россию составляют китайские, японские, корейские и другие азиатские преступные группы, обеспечивающие глобальное влияние криминальной среды на отечественное политико-правовое пространство. Учитывая их легкую «договороспособность», подконтрольность спецслужбам ведущих мировых держав, из них потенциально оперативно могут быть созданы вооруженные формирования, поддерживающие радикальные политические движения, деятельность которых направлена на насильственное свержении законной государственной власти и изменение основ конституционного строя.

Таким образом, незаконная этномиграция, выступающая источником трансграничной преступности, приводит к деструкции правопорядка ряда российских регионов и несет угрозу не только криминального, но и политического порядка.

Кроме того, мигранты предпочитают соз-

давать землячества, диаспоры, а не интегрироваться в местное сообщество, что также влияет на ухудшение криминальной обстановки. Продвижение во власть вчерашние мигранты используют для лоббирования интересов своих земляков [6, с. 91-96], развивая тем самым региональную коррупцию. Такая социально-культурная локализация и, как следствие, аксиологическая коллизионность миграционных тейпов выводят последние за рамки национального правового поля, позволяя эффективно реализовывать собственные интересы внеправовыми способами, сопряженными с криминальной деятельностью.

Как решается проблема незаконной миграции сегодня в мировых масштабах? Западноевропейская идеология правоохранительной системы здесь очевидно не единообразна. Например, правоохранительные органы Германии в своей политике изначально придерживались общих либеральных принципов по отношению к легальной миграции. Однако возрастающие потоки беженцев, носителей качественно иных традиций и ценностей, привели к трансформации правоохранительной парадигмы. Так, в Бельгии мигранты пишут расписки, в которых обещают оказывать помощь властям в борьбе с терроризмом [4], то есть наделяют их гражданской обязанностью по активному содействию правоохранительным органам. Кроме того, бельгийскими властями было легализовано 18 мер, расширяющих полномочия правоохранительных органов в борьбе с терроризмом. Поводом таких законодательных ужесточений стала либеральная правоохранительная политика Бельгийского государства, которая способствовала тому, что организатор теракта в Париже был упущен полицией из-за временных ограничений по обыску (бельгийским законодательством запрещено проводить обыски с 23 часов и до 5 утра) [7].

В свою очередь, в СМИ все чаще транслируется информация о том, как миграционные потоки беженцев из Сирийского государства ставят перед европейскими правоохранительными органами проблемы, не разрешаемые стандартными либеральными методами. В результате в 2015 году на порядок возросла статистика преступлений, сопряженных с насильственными действиями, убийствами, хищением имущества в Швеции [2], Германии [10] и ряде других стран. В то же время некоторые

члены Европейского союза открыто заявили, что нелегальная миграция угрожает их национальной безопасности, и отказались принимать беженцев (легальных мигрантов), что вызвало значительный политический раскол в ЕС [1].

Таким образом, в отношении западно-либеральных ценностей в политико-правовом пространстве Европы правоохранительная практика и существующие политические тренды демонстрируют нам достаточно противоречивую картину. С одной стороны, развитие идей демократии и правового государства ставится в абсолютный приоритет. С другой стороны, дестабилизация правового пространства стран ЕС начинает приводить к сворачиванию либерализации правоохранительной деятельности.

В то же время развитие идеи демократизма и либерализации правоохранительной функции в государствах с «отсталой», с точки зрения западных исследователей, политической системой сопровождается акциями экстремизма, фактами сепаратизма, терроризма и гражданскими войнами. Характерно, что воспринимающие западные ценности традиционные общества, поддерживающие первоначально политические изменения в своих государствах, не получают желаемого результата и в экономической сфере. Более того, экономики данных государств оказываются полностью парализованы и исключительно ресурсно-ориентированы, политические системы подконтрольны западному олигархату, а правоохранительные органы лишены эффективного инструментария поддержания правопорядка и законности. Естественным ответом на такую западную экспансию становятся акты терроризма.

Вполне понятно, что указанные мировые тренды задаются рядом западных государств посредством активной деятельности спецслужб, использующих политические и экономические технологии, парализующие правоохранительную функцию и ослабляющие национальную экономику «колонизируемого» государства.

Следует отметить, что антиправовая деятельность спецслужб враждебных государств, как показывают международные и национальные практики, направлена прежде всего на разжигание национальной розни, распространение идей сепаратизма и экстремизма. Однако

деятельности террористических групп всегда предшествуют специфические действия отдельных лиц и организаций, подготавливающихся необходимую социальную, политическую, духовную почву. Осуществляется целый комплекс антиправовых действий, на которые правоохранительные органы должны реагировать надлежащим образом [8, с. 31-33]. По сути, при эффективном осуществлении правоохранительной функции системой уполномоченных органов государственной власти цветные революции, насильственный захват власти или активизация террористической деятельности, связанной с сепаратизмом отдельных территорий федерации, возникнуть просто не могут. Тем не менее в последнее десятилетие как в российской политико-правовой действительности, так и зарубежом мы наблюдаем всплеск экстремисткой и террористической активности. Очевидно, что технологии экстремизма и терроризма используются в качестве политического инструмента преимущественно для экономической экспансии мегакорпора-ций западного олигархата. Примером является развернувшийся сегодня глобальный политический кризис на Украине, где исторический сепаратизм западных территорий был многократно усилен тотальной коррумпированностью высшей власти и правоохранительной системы в целом. В результате полноценная реализация правоохранительной функции в условиях тотального коррупционного контроля системы публичного управления Украинского государства стала невозможна, а неправовая деятельность физических лиц и организаций, направленная на распространение идей расизма, экстремизма, фашизма и терроризма, беспрепятственно осуществлялась на протяжении нескольких лет. В результате угнетения правоохранительной функции государство оказалось бессильным перед национальной угрозой в виде политической экспансии. При этом следует отметить, что западные политтехнологи, осуществляющие насильственное свержения публичной власти, используют институты и формы демократии исключительно как политический и в то же время антиправовой инструмент. Такие очевидные антиконституционные меры фактически признаются и поощряются публично западным олигархатом [3].

Может ли существовать антиконституционная демократия в рамках мировоззрения западно-либеральной идеологии? Очевидно, что ответ на этот вопрос мы получаем в публичных событиях, происходящих сегодня не только на Украине, но и на территории тех же Соединенных Штатов, где любые демократические, но незаконные инициативы граждан, связанные с акциями протеста, разрешаются преимущественно с помощью государственного аппарата насилия. Таким образом, налицо известная политика двойных стандартов, нарушающая фундаментальные принципы правового регулирования. Между тем возникающая произвольность в конституционной мировой практике задает соответствующие антиправовые модели поведения политических элит государств всего мира. Запад разрушает обеспеченную некогда правом социальную стабильность обществ, наполняет политическую реальность произвольностью и непредсказуемостью «управляемого хаоса». Очевидно, что подобный контекст правовой реальности и составляет специфику содержания современных форм правоохранительной функции государства.

Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы об особенностях осуществления правоохранительной функции государства в условиях западно-либерального проекта глобализации:

1. Исключительно либеральные формы правоохранительной политики являются неприемлемыми для стран, подвергающихся криминальному террору, о чем свидетельствует мировой опыт. В связи с этим полагаем, что в правовой политике каждого государства адекватным ответом на любые социальные, вызовы и угрозы является использование особых правовых режимов, в которых безусловным приоритетом должны стать права и свободы личности. Однако в условиях криминальной дестабилизации государственная власть наделяется легальным правом устанавливать особый правовой режим, включающий расширение полномочий правоохранительных органов, позволяющее эффективно противодействовать криминогенным угрозам.

2. Управляемые западным олигархатом гло-балистические процессы направлены не на распространение демократии и ценностей правового государства, а на реализацию новой

формы экспансии - экономической колонизации. Отсюда следует, что правоохранительная функция государств должна обладать эффективными методами и ресурсами противодействия антиправовым «демократическим» технологиям, а также экономической деформации.

3. Правоохранительная функция государства по предотвращению и пресечению террористической деятельности не должна сводиться исключительно к карательной деятельности правоохранительных органов. В структуру данной функции входит целый комплекс правоохранительных мер: выявление и пресечение деятельности особых антиправовых субъектов (идеологических эмиссаров, агентов спецслужб, организаций, финансирующих экстремистскую, сепаратистскую и террористическую деятельность и т. п.); отслеживание и предоставление руководителям регионов (губернаторам), уполномоченным Президента России, Правительству и Президенту РФ информации о состоянии политического правопорядка в регионе и стране в целом; пресечение преступных деяний, выступающих первоисточником сепаратизма, экстремизма и терроризма.

4. Системная коррупция и бюрократизм являются прямой и явной угрозой национальной безопасности современного государства [5], средой, обеспечивающей беспрепятственное формирование таких более опасных явле-

Литература

1. Афины предложили наказать отказавшиеся принимать мигрантов страны ЕС. URL: http://www.interfax.ru/world/498954

2. Более 5 тысяч преступлений за 3 месяца -такова статистика правонарушений среди мигрантов в Швеции. URL: https://www.1tv.ru/ news/2016/01/30/2426-bolee_5_tysyach_pre s tupl e ni y_z a_ 3 _me s yatsa_takov a_statistika_ pravonarusheniy_sredi_migrantov_v_shvetsii#

3. Владимир Путин ответил на вопросы журналистов о ситуации на Украине. URL: http://www.kremlin.ru/news/20366

4. Власти Бельгии обяжут мигрантов подписывать «клятву интеграции». URL: http:// ria.ru/world/20160401/1401214112.html

5. Кравченко А. Г. Обеспечение эффектив-

ний, как политические технологии экстремизма, сепаратизма и терроризма. Соответственно, содержание правоохранительной функции и ее приоритетов нужно рассматривать с позиции не только явных угроз, но и антиправовых явлений, выступающих их базовыми предпосылками. Деятельность особых антиправовых субъектов может не выражаться в прямых действиях по организации и финансированию террористических, экстремистских, сепаратистских сообществ, движений и т. п., но при этом «раскачивать» политическую и экономическую системы страны, лоббировать законы, ухудшающие финансовое благополучие отдельных территорий или государства в целом.

5. Правоохранительная функция государства должна быть обеспечена конституционными гарантиями ее реализации, в независимости от политической воли отдельных лиц государства, включая его главу, и стабильно осуществляться в период политических кризисов.

6. Сегодня в условиях жесткой мировой конкуренции политических и экономических систем в борьбе за природные ресурсы, интеллектуальный потенциал и мировое влияние правоохранительная функция является ключевым элементом обеспечения государственной безопасности. От ее качества, технологичности и интеллектуальности зависят политический суверенитет и экономическое благополучие государства.

Bibliography

1. Athens offered to punish migrants who refused to accept the countries. URL: http:// www.interfax.ru/world/498954

2. More than 5 thousand crimes in 3 months -this is the statistics of offenses among immigrants in Sweden. URL: https://www.1tv.ru/news/2016/ 01/30/2426-bolee_5_tysyach_prestupleniy_za_3_ mesyatsa_takova_statistika_pravonarusheniy_s redi_migrantov_v_shvetsii#

3. Vladimir Putin answered journalists' questions on the situation in Ukraine. URL: http:// www.kremlin.ru/news/20366

4. The Government of Belgium will be obliged to sign the migrants integration oath. URL: http:// ria.ru/world/20160401/1401214112.html

5. Kravchenko A. G. Ensuring the effective-

ности исполнительной власти России в условиях системной коррупции // Юристъ-Право-ведъ. 2012. № 1 (50).

6. Овчинников А. И., Фатхи В. И. Миграционная безопасность в эпоху глобализации и сетевых войн // Философия права. 2014. № 6 (67).

7. Полиция Бельгии не имела полномочий для ареста Абдеслама. URL: http://ria.ru/world/ 20151216/1342907439.html

8. Старцев Г. В. Влияние незаконной миграции на террористическую активность в Северо-Кавказском федеральном округе // Миграционное право. 2011. № 4.

9. США, Россия, Германия и Саудовская Аравия - в числе десятки стран, принимающих наибольшее число мигрантов. URL: http:// www.un.org/russian/news/story.asp?newsID= 20179#.VxyT2EfV4gk

10. Число преступлений, совершенных мигрантами в ФРГ, почти удвоилось. URL: http:// ria.ru/world/20160217/1376054327.html

ness of Russian executive in terms of systemic corruption // Jurist-Pravoved. 2012. № 1 (50).

6. Ovchinnikov A. I., Fathi V. I. Migration security in the era of globalization and network warfare // Philosophy of law. 2014. № 6 (67).

7. Police of Belgium had no authority to arrest Abdeslama. URL: http://ria.ru/world/ 20151216/1342907439.html

8. Startsev G. The impact of illegal migration on terrorist activity in the North Caucasian Federal district // Immigration law. 2011. № 4.

9. The United States, Russia, Germany and Saudi Arabia - among dozens of countries hosting the largest number of migrants. URL: http:// www.un.org/russian/news/story.asp? newsID = 20179 # .VxyT2EfV4gk

10. The number of crimes committed by migrants in Germany has almost doubled. URL: http://ria.ru/world/20160217/1376054327.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.