Научная статья на тему 'Особенности реализации правоохранительной функции государства на Северном Кавказе'

Особенности реализации правоохранительной функции государства на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
332
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
LAW ENFORCEMENT FUNCTION / STATE / NATIONAL SECURITY / PUBLIC ORDER / PUBLIC SECURITY / LAW / LAW ENFORCEMENT EFFECTIVENESS / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович

Статья посвящена исследованию правоохранительной функции Российского государства на Северном Кавказе, особенностям ее реализации, выступающим основой современной правоохранительной системы, определяющей поиск наиболее эффективных форм осуществления правоохранительной функции государством. Автор статьи делает вывод о том, что в современных условиях внимание государства к религиозным и правовым традициям народов, проживающих на Юге России, может оказать существенную помощь государству в осуществлении правоохранительной деятельности в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS OF THE STATE IN THE NORTH CAUCASUS

The Article is devoted to the study of the law enforcement functions of the Russian state in the North Caucasus, the peculiarities of its implementation. speakers are the basis for modern law enforcement system that Determines the most effective forms of law enforcement functions by the state. The author concludes that in modern conditions the state to religious and legal traditions of the peoples living in the South of Russia, can provide substantial assistance to the government in implementing law enforcement activities in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации правоохранительной функции государства на Северном Кавказе»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 67.401 ББК 342

© 2016 г. В. А. Хажироков,

адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.

Тел.: 8 (863) 207-86-70.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Статья посвящена исследованию правоохранительной функции Российского государства на Северном Кавказе, особенностям ее реализации, выступающим основой современной правоохранительной системы, определяющей поиск наиболее эффективных форм осуществления правоохранительной функции государством. Автор статьи делает вывод о том, что в современных условиях внимание государства к религиозным и правовым традициям народов, проживающих на Юге России, может оказать существенную помощь государству в осуществлении правоохранительной деятельности в данном регионе.

Ключевые слова: правоохранительная функция, государство, национальная безопасность, общественный порядок, общественная безопасность, законность, правоохранительная эффективность.

V. A. Hazhirokov - Associate, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

FEATURES OFTHE LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS OFTHE STATE IN THE NORTH CAUCASUS

The Article is devoted to the study of the law enforcement functions of the Russian state in the North Caucasus, the peculiarities of its implementation. speakers are the basis for modern law enforcement system that Determines the most effective forms of law enforcement functions by the state. The author concludes that in modern conditions the state to religious and legal traditions of the peoples living in the South of Russia, can provide substantial assistance to the government in implementing law enforcement activities in the region.

Keywords: law enforcement function, the state, national security, public order, public security, law, law enforcement effectiveness.

Самым важным направлением деятельности любого государства является охрана действующего законодательства и правопорядка, обеспечение национальной безопасности, так как именно с этой целью заключается общественный договор. Именно нарушение правопорядка приводит к подрыву авторитета государственной власти, ее суверенитета. Поэтому правоохранительная функция государства является важнейшим направлением деятельности последнего, определяющим условием его стабильного развития и суверенитета во внешней и внутренней политики.

Под правоохранительной функцией государства, то есть функцией по защите и охране прав и свобод граждан, понимается деятельность государства по обеспечению неукоснительного соблюдения законности и прав человека гражданами и государственными органами, а также институтами гражданского содействия. Соответственно, правоохранительная деятельность представляет собой совокупность мер, предпринимаемых государством и общественными объединениями, основанных на принципах верховенства прав человека и законности, по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественно-

го порядка, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств и правонарушений, а также предупреждению (профилактике) преступлений.

В реализации правоохранительной функции государства предполагает учет этнических, миграционных, конфессиональных, социокультурных аспектов нарушения прав человека, угроз безопасности обществу и государству со стороны правонарушителей [5, с. 23]. В последние годы на Юге России нарастает межэтническая и межконфессиональная напряженность, вызванная ростом национального самосознания, религиозной самоидентификации, миграционных потоков [4, с. 14-18]. Ежегодно порядка 3/4 преступлений террористической направленности регистрируются именно в республиках Северного Кавказа [3, с. 171-181]. В этом ключе, по словам главы Следственного комитета Российской Федерации, региональные правоохранительные органы не справляются с валом бандитизма [2]. Проблема приняла столь масштабный и угрожающий характер, что Президентом России В. В. Путиным была сформулирована задача - «давать жесткий отпор экстремистам, которые пытаются использовать радикальные

националистические и сепаратистские лозунги, тем, кто пытается разделить наше общество и ослабить единство страны» [7].

В этих условиях осмысление реализации правоохранительной функции государства предполагает учет этнических, миграционных, конфессиональных, социокультурных аспектов нарушений прав человека, угроз безопасности обществу и государству со стороны правонарушителей. Борьба с ними должна осуществляться на основе четких представлений о деятельности государственных институтов по правоохранительному контролю за преступностью, о теоретико-методологических основаниях государственного принуждения, о привлечении общественных организаций, граждан к реализации правоохранительной функции, о взаимодействии с институтами гражданского общества в данной сфере, о формах и методах предупреждения правонарушений, их пресечении.

Однако в традиционном обществе, а именно такой тип социума распространен в республиках Северного Кавказа, процесс реализации правоохранительной функции обладает рядом особенностей.

Например, особой общественной опасностью в период чеченской войны характеризовалась деятельность так называемых джамаа-тов - военизированных криминальных этнических структур религиозно-экстремистского толка, целью которых выступает дестабилизация обстановки в Северо-Кавказском регионе путем совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Очень часто обнаруживаются свидетельства того, что члены джамаатов под руководством иностранных инструкторов специальной, в том числе идеологической, проходили подготовку в лагерях, где они обучались обращению с оружием, взрывными устройствами, тактике ведения боевых действий. Как в этой связи справедливо отмечают исследователи «глубоко законспирированными террористическими (религиозно-экстремистскими) группировками ведется сбор разведывательной информации, вербовка, пропаганда экстремистской идеологии с активным использованием возможностей массового распространения информации, в частности глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет» [6, с. 21-23].

Эти бандформирования совершают самые разные преступления: от вымогательств денежных средств на джихад у состоятельных граждан до посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов с целью воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Как указывают ученые, сложность в выявлении и раскрытии таких организованных групп и преступных сообществ заключается в том, что их устойчивость, мобильность, оперативность как правило, основаны на этнической общности (отношениях родства, дружбы и тому подобное), что предопределяет стабильность состава и тесную взаимосвязь между их участниками [4, с. 1418]. С другой стороны, сама социально-родовая организация джамаатов крайне эффективна с точки зрения социального управления и представляет собой по сути институт гражданского общества. Под «джамаатом» не следует понимать конкретную экстремисткую, террористическую или военную организацию, как это довольно часто указывается в научных и экспертных источниках. Джамаат - это общинно-родовая форма организации общества, характерная для исламской культуры. (См.: Советская историческая энциклопедия / под ред. Е. М. Жукова. М., 19731982). Однако такая форма организации действительно применялась для сплочения военных группировок в период чеченской войны. Отсюда последовало изменение роли джамаатов в правовом пространстве Чеченской республики, когда текущий военный конфликт был разрешен политическим путем. Сегодня джамааты начинают рассматривается уже как один из эффективных инструментов обеспечения законности и правопорядка в республике. Причем отказ от использования таких традиционных форм гражданского участия в правоохранительной деятельности лишь изолирует правоохранительную систему республики от эффективных инструментов формирования правопорядка и законности.

Второй особенностью реализации правоохранительной функции государства на Северном Кавказе является угрожающий национальной безопасности рост влияния идей исламского фундаментализма, особенно среди мусульманской молодежи. Об опасности этих идей ярко свидетельствует то, что часто мусульманские религиозные деятели сами являются жертвами своих же единоверцев-фундаменталистов. Радикальные течения са-лафитов используют недопустимые, запрещенные законом методы, способствующие разжиганию социальной и религиозной розни и ксенофобии, терроризма и экстремизма. Такие политизированные и воинственные фундаменталистско-исламские течения, распространившиеся на Северном Кавказе не без помощи США и Саудовской Аравии, часто называют исламистскими, подчеркивая их религиозную идентичность и, вместе с тем, отделяя их от добропорядочных людей, исповедующих ислам. Идеи исламского фундаментализма лежат в основе политического ислама - исламизма. Западные ученые опре-

деляют радикальный исламизм как «религиозное течение, которое стремится к мировому господству и исповедует идеологию, допускающую геноцид».

В России наибольшее распространение ваххабизм получил в Дагестане и Чечне. При этом в Дагестане факт его существования впервые получил официальное подтверждение после того, как Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон от 16 сентября 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Впоследствии сходные нормативные правовые акты были приняты (и довольно быстро отменены) в Ингушской, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках. Для реализации правоохранительной деятельности необходимо, чтобы и на федеральном уровне ваххабизм был признан экстремистским течением.

В тоже время крайне важны меры по защите традиционных религиозных идей со стороны государства и религиозных конфессий. На Северном Кавказе тысячи лет жили и мусульмане, и христиане, и иудеи. Необходимо защищать эти традиции, проводить конференции, совместные праздники и мирные акции в защиту религиозной гармонии. На пути противодействия исламскому экстремизму должны стоять не только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но и соответствующие религиозные организации, способные выработать собственные механизмы очищения своих рядов от радикально настроенных мусульман.

Т1 и и ____

В этой связи крайне перспективным видится легализация форм взаимодействия традиционных религиозных конфессий Северного Кавказа с правоохранительной системой.

Третьей особенностью можно охарактеризовать то, что на сегодняшний день в России, в том числе регионах Северного Кавказа, наибольшую криминально-политическую активность ведут международные религиозные организации. Например, такие как: Исламская партия освобождения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», религиозная секта «Нурджулар» и исламское миссионерское движение «Табли-ги Джамаат» [10, с. 83-92]. При этом, как отмечают исследователи, «их незаконная деятельность напрямую связана с финансовой поддержкой из-за границы» [1, с. 34-38]. В арсенале данных организаций используются такие технологи, как проведение митингов, выпуск экстремистских печатных материалов, создание web-ресурсов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и тому подобное. При этом эксперты правоохранительных органов, изучающие финансовые потоки экстремист-

ских организаций в России, отмечают присутствие как внешних, так и внутренних финансовых источников. В частности, А. В. Смагин, Д. И. Сопун отмечают, что «если к внешним источникам можно отнести зарубежные неправительственные организации и фонды, то к числу внутренних источников как раз можно отнести и деньги нелегальных мигрантов» [8, с. 3336]. Очевидно, что деструктивное влияние международных террористических организаций [9, с. 479-484], опосредованное влияние разведок недружественных России государств, прежде всего, приходится на регионы с сильными исламскими традициями.

В этой связи осуществление правоохранительной функции на Северном Кавказе должно сопровождаться решением целого ряда проблем.

Во-первых, влияние не равного экономического положения этносов, диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации негативно сказывается на состоянии межэтнических отношений. Очевидно, что в рамках регионов Северного Кавказа с повышенной социальной конфлик-тогенностью необходимо проводить политику бюджетного выравнивания, что снизит риски крайне радикальных форм разрешения социально-экономических противоречий.

Во-вторых, после краха СССР с его монолитной идеологией в регионах по прежнему отсутствует общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность); эмиграция русского народа, деруси-фикация республик Северного Кавказа, незащищенность этнокультурных потребностей русского народа; рост этнополитического и религиозно-политического радикализма и экстремизма. Обозначенные проблемы следует считать особым региональным вызовом идеологического вакуума, прежде всего для федерального подхода в формировании единого правового пространства в России. Очевидно, что эту ценностную пустоту необходимо заполнять идеями и ценностями законности и правопорядка в формах, понимаемых всеми этническими народностями, населяющими Россию.

В-третьих, при формировании правоохранительной политики на Северном Кавказе безусловным условием эффективности правоохранительной деятельности является использование традиционных форм публично-социального управления, в том числе гражданского участия в обеспечении законности и правопорядка на соответствующих территориях; вовлечение в правоохранительную деятельность традиционных религиозных конфессий. А учитывая соотношение развитости государственных и социально-родовых форм организации традиционных обществ Северного Кав-

каза, последние оказывают несоизмеримо большее влияние как на политическое, так и правовое пространства республик.

В-четвертых, региональная правоохранительная деятельность Северокавказского региона требует особого усиления деятельности разведки и контрразведки для эффективного пресечения экономических, а также идеологических трафиков, создаваемых международными террористическими организациями и полити-

Литература

1. Васильев Э. А., Демковец О. В., Те-сиц Д. А. Характеристика каналов и источников финансирования террористических и экстремистских организаций, действующих в Российской Федерации // Особенности противодействия терроризму не современном этапе развития общества: сборник материалов «круглого стола». М., 2007.

2. Глава СКП: правоохранительные органы Северного Кавказа не справляются с валом бан-

ческими силами, стоящими за ними. В тоже время правоохранительная деятельность региона должна опираться на усиление традиционных институтов, противостоящих крайним формам ваххабизма, то есть основываться на сохранении традиционных национальных институтов, их уважении и вовлечении в публичную деятельность по поддержанию правопорядка и законности на Северном Кавказе.

Bibliography

1. Vasilyev E. A., Demkovets O. V., Tesits D. A. Characteristics of channels and sources of financing of terrorist and extremist organizations operating in the Russian Federation // Features of counter-terrorism is not the current stage of development of society: collection of round table materials. M., 2007.

2. The head of UPC: the law enforcement bodies of the North Caucasus can not cope with the shaft of banditry // RIA Novosti. URL: http://news.pravda.ru/ politics/28-05-2010/1033713-Bastrikin-0

дитизма // РИА Новости. URL: http://news.pravda.ru/ 1 Merkur'ev V. V. Omim! community (crmim1

politics/28-05-2010/1033713-Bastrikin-0

3. Меркурьев В. В. Преступные сообщества (преступные организации), действующие на Северном Кавказе // Оперативно-разыскные меры по борьбе с организованными группами и преступными сообществами экстремистской направленности: материалы Международной научно-практической конференции. М., 2011.

4. Меркурьев В. В., Агапов П. В. Проблемы квалификации деятельности участников террористических групп и сообществ в Северо-Кавказском регионе // Российский следователь. 2013. № 20.

5. Овчинников А. И. Этнокультурная экспертиза в правотворческой политике // Философия права. 2011. № 1.

6. Прокурорский надзор за исполнением законов о государственной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму. М., 2013.

7. Путин В. В. Ситуация на Северном Кавказе должна оставаться под особым контро-

лем // «Интерфакс». URL: http://scienceport.rU/news/gatOr'20|2.

organization), operating in the North Caucasus // Operative-search measures to combat organized criminal groups and extremist communities: Proceedings of the international scientific-practical conference. M., 2011.

4. Merkur'ev V. V., Agapov P. V. Problems of qualification activities members of terrorist groups and communities in the North Caucasus region of Russia // Jnvestigator. 2013. № 20.

5. Ovchinnikov A. I. Ethno-cultural expertise in the lawmaking policy // Philosophy of Law. 2011. № 1.

6. Prosecutor's supervision over the implementation of laws on state security, interethnic relations and countering extremism. M., 2013.

7. Putin V. V. The situation in the North Caucasus should remain under the special control // «Interfax». URL: http://scienceport.ru/news/Putin-situ-atsiya-na-Severnom-Kavkaze-dolzhna-ostavatsya-pod-osobym-kontrolem-7990.html

8. Smagina A. V., Sopun D. I. The reasons for the spread of extremism in Russia // Russian investi-

Putin-sitш.tsiya-na-Severnom-Kavkaze-dolzhna-os-tavatsya-pod-osobym-kontrolem-7990.html

8. Смагина А. В., Сопун Д. И. Причины распространения экстремизма в России // Российский следователь. 2012. № 8.

9. Сучков М. А. Влияние Игил на российский Северный Кавказ // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2015. № 9.

10. Малышева Д. Б. Радикальный исламизм как внешнеполитический вызов нациям-государствам центральной Азии // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2015. № 9.

9. Suchkov Mk> Ak> Influence LIH for the Russian North Caucasus // Islam in the Middle East. 2015. № 9.

10. Malysheva D. B. Radical Islamism as a foreign policy challenge to nation-states of Central Asia // Islam in the Middle East. 2015. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.