Научная статья на тему 'Особенности реализации потребности в суждении в реальной и жизни и в интернет-среде'

Особенности реализации потребности в суждении в реальной и жизни и в интернет-среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЖДЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / JUDGEMENT / NEEDS / INTERNET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черная Е.Е., Козлова Н.С.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного взаимосвязи реализации потребности в высказывании своей точки зрения в реальной жизни и в сети Интернет. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов, в частности, при работе с клиентами подверженными интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации потребности в суждении в реальной и жизни и в интернет-среде»

Черная Е.Е.1, Козлова Н.С.2 ©

1Студент, кафедра социальной психологии;

2Доцент, канд.псих.наук., кафедра социальной психологии.

Ивановский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В СУЖДЕНИИ В РЕАЛЬНОЙ И

ЖИЗНИ И В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного взаимосвязи реализации потребности в высказывании своей точки зрения в реальной жизни и в сети Интернет. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов, в частности, при работе с клиентами подверженными интернет-зависимости.

Ключевые слова: суждение, потребность, Интернет. Keywords: judgement, needs, the Internet.

Представленная вашему вниманию работа связана со специфической потребностью, свойственной социальному существу - потребности в суждении. Само суждение представляет собой перцептивный опыт человека, перекодированный в словесную форму. Благодаря данному процессу, обмену высказываниями, возможны различные виды взаимоотношений между людьми. Кроме того данный лексический конструкт является необходимым условием обобщения, что является операцией абстрактного мышления. [2].

Высказывание своего мнения, редко имеет само ценность, как правило, подобный речевой акт предполагает наличие слушателей. Этот факт говорит нам о том, что через суждения могут реализовываться ряд иных социальных по своей природе потребностей. В первую очередь это касается потребности быть услышанным и понятым другими людьми. При процессе коммуникации людей мы очень редко можем наблюдать синтонность. В ряде случаев собеседники реализуют каждый свой собственный монолог, не выходя на уровень истинного продуктивного общения. Помимо стремления поделиться своим субъективным опытом с другими, это может указывать на потребность в самовыражении, самоутверждении. [3]. О потребности в понимании, через высказывание суждения, писал Г.Мюррей. Однако, он рассматривал эту нужду в несколько ином контексте. Посредством реализации своего мнения личность стремиться добиться истины, размышляя и ведя открытую беседу с другими людьми. В данном случае, мы видим, что для таких людей мало простого выражения своей точки зрения, необходим отклик со стороны собеседников.

Обратимся теперь к теме киберпсихологии. В настоящий период времени психология Интернета является одной из наиболее актуальных и разрабатываемых областей в психологической науке. Данной проблеме посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых. Это исследования по виртуальной Белинской Е.П., Жичкиной А.Е.[1]; работы, посвященные самопрезентации в Сети, таких исследователей, как Гордеев Н.В. [4], Завъялова З.С. [5], . Виртуальную идентичность исследовали Осипова А.Г. [8], Соколов М.[9]. Также имеются работы, раскрывающие особенности виртуального образа «Я» [10].

Среди всех направлений стали появляться исследования социальных мотивов и потребностей, реализуемых личностью в Сети [6,7]. И, изучая этот вопрос, мы заинтересовались стремлением личности высказывать свое мнение, «выносить суждение» в интернет-пространстве, характерным для 51 % активных пользователей [6]. Работ,

© Черная Е.Е., Козлова Н.С., 2016 г.

посвященных именно этому вопросу, в психологической науке не представлено, что и обусловило актуальность и новизну данной проблемы.

В данной работе нам бы хотелось проанализировать соотношение специфики реализации потребности высказывать свое мнении в реальном взаимодействии с миром с тем, как это происходит в Сети.

Вначале рассмотрим такую особенность, как тенденция высказываться, даже при осознании возможных негативных последствий этого акта. Для 1 % людей данное действие характерно постоянно и для 13% имеет стабильную частоту. При этом, почти треть (32 % респондентов) указали, что время от времени замечают за собой подобную несдержанность. Чуть меньше половины (42%) опрошенных редко осознают выше описанную склонность и 12 % никогда не высказывались, при прогнозе негативных последствий своих суждений. Таким образом, мы подтвердили правомерность и актуальность данного исследования, так как в выборку вошли лица, которым действительно, хоть и в разной степени, присуща потребность выражать свое мнение даже в обстоятельствах неподходящих для этого.

Если же обратиться к анализу взаимосвязей данной тенденции с способами ее реализации в Сети, то можно увидеть, что она прежде всего коррелирует с высокой частотой высказывания своего мнения в интернет-пространстве (г = 0.23, при р < 0.05). Происходить это может как на информационных сайтах (г = 0.27, при р < 0.05), так и в отношении фильмов, которые понравились (г = 0.24, при р < 0.05), и товаров, причем в последнем случае оставленные отзывы могут быть как позитивные (г = 0.25, при р < 0.01), так и негативные (г = 0.2, при р < 0.05). Заметим, что им в целом свойственно выражать свои мысли в том случае, когда им что-то нравится (г = 0.22, при р < 0.05), и когда что-либо возмущает (г = 0.29, при р < 0.01). Сами респонденты объясняют подобную активность в Интернете желанием быть услышанным (г = 0.29, при р < 0.01).

В итоге, если исходить из того, что выражение своего мнения имеет изначальную самоценность для таких субъектов, то и в Сети, подобное стремление будет проявляться не менее сильно. То есть, по сути, та активность, которую мы видим у данных пользователей, является лишь продолжением реализации потребности, которая присутствует и вне интернет-среды.

Заметим, что если в реальности у личности в ситуации , когда нет возможности высказаться, возникает беспокойство, то в Интернете у них также появляется разочарование, если оставленный «пост» не находит отклика (г = 0.22, при р < 0.05). То есть и здесь мы видим, что виртуальное пространство является лишь «отражением» того, что происходит с человеком в его реальной жизни. Однако здесь обнаруживается некоторая особенность, высказывания таких пользователей происходят лишь в случаях, когда им что-то нравится (г = 0.25, при р < 0.05). Это означает, что им важней «поделиться радостью», но при этом получить подтверждение и связь со стороны других. В противном случае положительные эмоции, вызванные определённым событием (о котором они и озвучивают свое мнение), сменяются негативными, связанными с отсутствием связи с другими людьми.

Если говорить подробней именно о негативных эмоциональных проявлениях, стоит отметить, что 54 % респондентов склоны давать усредненную оценку частоты возникновения беспокойства при блокаде потребности суждения. Очень долго беспокоит данная проблема 3 % людей, долго - 13%, не долго - 20%. Вообще не возникает подобной эмоциональной реакции при блокаде потребности суждения у 10% опрошенных. Мы видим, что большинство испытуемых в той или иной мере испытывают волнение при возникновении фрустрации изучаемой нами нужды. Это подтверждает, что поставленный нами вопрос касается значительного числа людей, а значит является актуальным.

Следующий аспект, на который мы бы хотели обратить внимание это тематика высказываний респондентов в реальной жизни. Относительно политики высказываются 22 % респондентов, общественных и экономических событий - 32 %, религии - 21 %, жизни незнакомых людей - 27 %, товаров - 10%, семьи - 24 %, мотивов своих поступков - 24 %. Эти темы не имеют связей с виртуальной спецификой выражения своего мнения.

Наибольший процент пользователей, а именно 40 %, предпочитают высказываться касательно событий своей жизни. Жизнь знакомых интересует 36 % респондентов, культурные события - 34 %. И, наконец, доминирование темы истории в суждениях характерно для 9 % «юзеров». Последние четыре темы мы будем рассматривать ниже, в силу того, что именно они коррелируют с определенными особенностями выражения своего мнения в Сети.

Желание озвучить свое мнение на исторические темы связано, прежде всего» с «местом» высказывания. Чаще всего ими становятся тематические форумы (г = 0.23, при р < 0.05) и информационные сайты (г = 0.2, при р < 0.05). Эти связи являются весьма логичными, так как именно на подобных интернет-ресурсах могут быть востребованы исторические знания. В эту же «картину» укладывается и их собственное объяснение желания высказываться в сети - это стремление поделиться своим опытом, который в данном случае скорее можно расценивать как знания (г = 0.25, при р < 0.01). Интересным является то, что такой тип пользователя склонен размещать в социальных сетях картинки и цитаты, отражающие мысли (г = 0.19, при р < 0.05), что мало связано и с интересующей их тематикой и обращает их к ресурсу, который ориентирован прежде всего на коммуникацию, а не на обмен информацией. Это позволяет предполагать, что имеющая в реальности тенденция обсуждать и высказывать мнение в отношении исторических вопросов и событий, не способна полностью удовлетворить потребность личности делится опытом (это возможно, связано с невысокой актуальностью подобной тематики для современного общества, это мы видим и из статистического распределения), что и заставляет её искать возможности актуализации в социальных сетях.

Следующая группа пользователей, это лица, которые в реальной жизни, часто высказываются относительно культурных событий (мероприятия, музыка, кинематограф). С их точки зрения стимулом к выражению своего мнения в Сети является сам процесс сочинения различных текстов (г = 0.21, при р < 0.05). Они ведут блоги (г = 0.26, при р < 0.01) и вступают в дискуссии на форумах (г = 0.21, при р < 0.05), кроме этого могут высказать свою точку зрения на игровых порталах (г = 0.2, при р < 0.05), в интернет-магазинах (г = 0.21, при р < 0.05). Все это, по их словам, вызывает у них эмоции радости (г = 0.25, при р < 0.05). Здесь мы можем также увидеть выход за идентичный перенос активности из реального мира в виртуальный. Помимо обсуждения доминирующих интересов в Сети начинается высказывание и по другим, не имеющим отношения к культурным событиям вопросам, что означает, что Интернет может значительно расширять «поле» высказываний.

Обратимся теперь к анализу тех респондентов, которые предпочитают выражать свое мнение касательно жизни знакомых. Для них также характерна мотивация сочинения текста (г = 0.28, при р < 0.01). Пользователи ведут свой блог (г = 0.2, при р < 0.05), выражают свое мнение в интернет-магазинах (г = 0.28, при р < 0.05) и социальных сетях (г = 0.25, при р < 0.05). Кроме того для них характерна высокая частота суждений в Сети (г = 0.23, при р < 0.01) сопровождающаяся возможность реализовать через такую деятельность и потребность в азарте (г = 0.32, при р < 0.01). Такую закономерность можно объяснить лишь тем, что специфика интернет- среды, в данном случае быстрый и легкий доступ к событиям жизни других людей, а главное возможность безопасно «судить» других, знакомых и незнакомых, может интенсифицировать выражение своего мнения у данной совокупности пользователей, расшатывая «границы» дозволенного в взаимодействие с другими. В целом можно отметить, что такой тип пользователей посредством Интернета реализует суждения относительно той области, которая интересна для них и в реальности. Однако, исходя из появления специфического состояния азарта, а также высокой частоты высказываний в Сети, можно говорить не только об «углублении» личности в интернет-среду, но и в изменениях принципов построения отношений.

Приступим к рассмотрению пользователей, содержание суждений которых в реальности, относятся к событиям собственной жизни. Центрированность на себе приводит к тому, что таким лицам не интересно высказываться о товарах, ни положительно (г = - 0.25,

при р < 0.05), ни отрицательно (г = 0.22, при р < 0.05), о фильмах, даже если они вызвал исильные негативные эмоции (г = - 0.26, при р < 0.01). Для не характерно посещать и высказываться на форумах (г = - 0.23, при р < 0.05), а также в интернет-магазинах (г = - 0.21, при р < 0.05). Также не привлекает их процесс сочинения текста (г = - 0.22, при р < 0.05) и выражение своей точки зрения относительно понравившейся записи в Сети (г = 0.25, при р < 0.05). Важно то, что они вообще испытывают страх (г = 0.21, при р < 0.05), когда им приходится выносить свои суждения в интернет-пространстве. То есть, для них вовсе не характерно перенесение удовлетворение данной потребности в Интернет. Таким образом, мы можем предположить, что субъекты предпочитающие говорить в реальности о собственной жизни, стараются не высказываться в Интернете: о другом им говорить не интересно, а о себе - страшно (боязнь может порождаться ожиданием отрицательной реакции на их суждения со стороны других людей, которые могут негативно повлиять на Я-концепцию).

Мы провели анализ связей между содержанием тем, относительно которых пользователи предпочитают высказываться в реальной жизни со спецификой удовлетворения потребности суждения в Сети. Основной вывод, который мы можем сделать это то, что темы, либо мотивы высказываний, предполагающие ориентацию на других людей, способствуют уходу в виртуальный мир. Это может быть связано как с интенсификацией выражения мнения в той же области, что и в реальности, так и с расширением «поля» высказываний. В то время как превалирование в реальности темы собственной жизни, то есть ориентация на себя не является стимулом для переноса потребности суждения в Интернет. В целом, можно отметить, что наибольшей популярностью при обсуждениях в Сети пользуется событийная направленность.

В продолжение наших рассуждений остановимся на значимости того, кто должен присутствовать в момент высказывания. Значимость присутствия хорошо знакомых, но не близких людей характерна для 17% пользователей, рабочего коллектива - 19%, друзей -50%, членов семьи - 42%. Наедине с собой выражать свое мнение предпочитают 4 % респондентов. Со всеми обозначенными референтными группами были выявлены корреляционные связи. Ниже представлен анализ каждой из них.

Если личности в реальности важно присутствие знакомых но не близких людей, то доминирующей мотивацией виртуальных суждений становится желание начать дискуссию (г = 0.23, при р < 0.05) и стремление быть услышанным (г = 0.25, при р < 0.01). Можно предположить, что в реальности данный тип пользователей не получает ожидаемой и важной для них реакции на свои мысли. Это подталкивает к реализации неудовлетворенной потребности в Интернете.

Респонденты, для которых потребность высказывания ориентирована на профессиональную среду, то есть важно присутствие рабочего коллектива при вербализации своих мыслей указывают, что им не с кем обсудить волнующую проблему (г = 0.2, при р < 0.05). Вероятно, привыкнув обсуждать проблемы на работе, они не знают где и с кем поделиться, если волнующий вопрос не относится к профессиональной деятельности. Именно тогда они предпочитают высказываться в интернет-среде.

Необходимость высказываться в кругу друзей коррелирует с ведением блога (г = 0.22, при р < 0.05). Напомним, что таких респондентов большнство. Блогосфера является одним из способом самовыражения и создания открытого диалога посредством Сети, поэтому данная связь кажется нам логичной. Единственной особенностью можно считать то, что «подписчики» блога могут создавать иллюзию расширения самого круга друзей.

Выражение своего мнения в кругу членов семьи характерно для людей со следующими особенностями виртуальных суждений. Они не испытывают такие эмоциональные реакции, как бодрость (г = - 0.2, при р < 0.05) и азарт (г = -0.29, при р < 0.01). Не выражают свою точку зрения в социальных сетях (г = - 0.27, при р < 0.01). Обладают низкой реактивностью в интернет-пространстве, что выражается в отсутствии стремления опровергнуть другого (г = - 0.24, при р < 0.05) и вступления в диалог, при комментировании их записи (г = - 0.2, при р < 0.05). Данные факты говорят нам о низкой степени или

отсутствии перенесения удовлетворения потребности суждения в виртуальную среду. Вероятно, реальное общение с близкими людьми позволяет удовлетворить изучаемые потребности в реальности.

Последний тип пользователей, который мы рассмотри, это будут субъекты, для которых присутствие других личностей при озвучивании своих мыслей является не обязательным. Они не часто высказываются в Интернете (r = -0.23, при р < 0.05). А если это делают, то испытывают печаль (r = 0.42, при р < 0.01). Очевидно, что такие люди не ищут социальной поддержки во время озвучивания своих мыслей, поэтому у них не возникает фрустрация данной потребности в реальной жизни, и они не стремятся удовлетворять ее в Сети. Однако, данная особенность характерна для минимального количества людей.

Таким образом, отметим, что вовлеченность в виртуальную реальность проявляется у тех, для кого важно донести свои мысли до лиц, выходящих за пределы микросоциальной среды. В реальности сделать это труднее, и получить обратную связь также непросто, в итоге личность переориентируется на Сеть. Пользователи, для которых важно мнение родственников и друзей, то есть тех, кто более внимателен к ним самим, демонстрируют низкую активность в области виртуальных суждений. Такую же модель поведения мы видим и у тех, для кого присутствие других людей при вербализации мыслей значения не имеет.

В заключении обобщим выводы, полученные относительно взаимосвязи специфики виртуальных и реальных суждений. Основная мысль заключается в том, что изначальная потребность в высказывании своего мнения может переноситься в Сеть в изначальном виде или не проецироваться вообще, либо модифицироваться в виртуальной среде, посредством расширения пространства высказываний, либо интенсифицироваться. Зависит характер связи виртуального и реального способа удовлетворения потребности суждения в первую очередь от степени ориентации на других людей при изложении своей точки зрения. Последняя может приводить к фрустрации данной потребности в реальной жизни и усилении акта ее удовлетворения в Сети.

Литература

1. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. // Образование и информационная культура. - 2000. - №7. -С. 395-431.

2. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyho.ru/dictionaries/bolshoj-psixologicheskij-slovar/suzhdenie/

3. Егидес А.П. Лабиринты общения// Лабиринты общения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. sinton.ru/perebivanie .htm

4. Гордеев Н.В. Презентация виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cyberpsy.ru/ 2011/05/1151/

5. Завьялова З. С. Самопрезентация личности в чат-коммуникациях. Автореф. канд. философ. наук. - Томск, 2011. - 20 с.

6. Козлова Н.С. Интернет как среда реализации социальных мотивов личности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //7universum.com/ru/psy/archive/item/1713

7. Козлова Н. С., Сушков И. Р. Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/ezpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation/

8. Осипова А. Г. Виртуальная «личность» и реальное «я»: проблема идентичности // Вопросы культурологии. - 2008. - № 1. - С. 16-17.

9. Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации / М. Соколов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet / Под ред. Волохонского В. Л., Зайцевой Ю. Е., Соколова М. М. - СПб.: СПбГУ, 2007. С. 9-39.

10. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютерном общении / В. Фриндте, Т. Келер // Гуманитарные исследования Интернета / под ред. А. Е. Войскунского. -М., 2000. С. 40- 54

11. Холл С.Линдсей Г. Персонология Мюррея // Теории личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/holliQ 1/txt05 .htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.