Научная статья на тему 'Изучение реализации потребности суждения в Сети при помощи факторного анализа'

Изучение реализации потребности суждения в Сети при помощи факторного анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / СУЖДЕНИЕ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS / JUDGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Наталия Сергеевна, Черная Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена результатам исследования, проводимого с целью выявить особенности реализации потребности суждения в Интернете. Основным методом обработки данных послужил факторный анализ, выполненный посредством компьютерной программы SPSS, предназначенной для статистической обработки данных. В результате нами были выделены три группы респондентов. Каждая из групп имеет специфическую форму активности внутри интернет-среды, которая согласуется с определенными личностными качествами. Стоит отметить, что основными сферами, коррелирующими с различными аспектами высказывания своего мнения в Сети, стали сферы коммуникации и механизмов защиты психики. В данной работе можно увидеть, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве может быть как самоцелью, так и средством для удовлетворения других типов потребностей. Обнаруженные взаимосвязи между спецификой вынесения суждений и психологическими характеристиками личности были проанализированы нами в двустороннем порядке. Мы проследили как влияние виртуальной активности на психологический склад индивида, так и наоборот. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов, в частности при работе с клиентами, подверженными интернет-зависимости. Проведенное исследование также расширяет теоретические знания об изучаемой нами стороне реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF REALIZATION OF JUDGEMENT NEEDS ON THE INTERNET USING THE FACTOR ANALYSIS

The article is devoted results of research conducted in order to identify features of the implementation needs of the judgment on the internet. The main method of of data processing served as the factor analysis performed by SPSS computer program for statistical data processing. As a result, we have three groups of respondents were identified. Each group has their specific form of activity within the online environment, which is consistent with certain personal qualities. It should be noted that the main areas which are correlated with various aspects of expressing their opinions on the Net, have become the field of communication and protection mechanisms of the psyche. In this paper, we can see that the expression of their opinions in the virtual space may be as an end in itself as a means to meet other requirements types. Interconnection, discovered between the specificity of making judgments and psychological characteristics of personality were analyzed by us on a bilateral basis. We traced as a virtual activities influence on a psychological makeup of the individual as a conversely. The results can be used in psychological practice, particularly in work with customers susceptible internet addiction. The research also extends the theoretical knowledge about the side of reality we are studying.

Текст научной работы на тему «Изучение реализации потребности суждения в Сети при помощи факторного анализа»

Я • 7universum.com

Ж UNIVERSUM:

/W\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ИЗУЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ СУЖДЕНИЯ В СЕТИ ПРИ ПОМОЩИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Козлова Наталия Сергеевна

канд. психол. наук, доцент кафедры социально психологии Ивановского государственного университета, 153035, РФ, г. Иваново, ул. Ермака, 7А E-mail: nat-tycuk@yandex. ru

Черная Екатерина Евгеньевна

студент направления «Психология» Ивановского государственного университета, 153035, РФ, г. Иваново, ул. Ермака, 7А E-mail: katrin 2406@mail. ru

RESEARCH OF REALIZATION OF JUDGEMENT NEEDS ON THE INTERNET USING THE FACTOR ANALYSIS

Natalia Kozlova

Candidate ofpsychology sciences, associate professor of the Department

of Social Psychology of Ivanovo State University, 153025, Russia, Ivanovo, Ermak street, 7A

Ekaterina Chernaya

Student ofpreparation «Psychology » of Ivanovo State University,

153025, Russia, Ivanovo, Ermak street, 7A

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена результатам исследования, проводимого с целью выявить особенности реализации потребности суждения в Интернете. Основным методом обработки данных послужил факторный анализ, выполненный посредством компьютерной программы SPSS, предназначенной для статистической обработки данных. В результате нами были выделены три

Козлова Н.С., Черная Е.Е. Изучение реализации потребности суждения в сети при помощи факторного анализа // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 3-4 (22) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3043

группы респондентов. Каждая из групп имеет специфическую форму активности внутри интернет-среды, которая согласуется с определенными личностными качествами. Стоит отметить, что основными сферами, коррелирующими с различными аспектами высказывания своего мнения в Сети, стали сферы коммуникации и механизмов защиты психики. В данной работе можно увидеть, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве может быть как самоцелью, так и средством для удовлетворения других типов потребностей. Обнаруженные взаимосвязи между спецификой вынесения суждений и психологическими характеристиками личности были проанализированы нами в двустороннем порядке. Мы проследили как влияние виртуальной активности на психологический склад индивида, так и наоборот. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов, в частности при работе с клиентами, подверженными интернет-зависимости. Проведенное исследование также расширяет теоретические знания об изучаемой нами стороне реальности.

ABSTRACT

The article is devoted results of research conducted in order to identify features of the implementation needs of the judgment on the internet. The main method of of data processing served as the factor analysis performed by SPSS computer program for statistical data processing. As a result, we have three groups of respondents were identified. Each group has their specific form of activity within the online environment, which is consistent with certain personal qualities. It should be noted that the main areas which are correlated with various aspects of expressing their opinions on the Net, have become the field of communication and protection mechanisms of the psyche. In this paper, we can see that the expression of their opinions in the virtual space may be as an end in itself as a means to meet other requirements types. Interconnection, discovered between the specificity of making judgments and psychological characteristics of personality were analyzed by us on a bilateral basis. We traced as a virtual activities influence on a psychological makeup of the individual as a conversely. The results can be used in psychological

practice, particularly in work with customers susceptible internet addiction. The research also extends the theoretical knowledge about the side of reality we are studying.

Ключевые слова: интернет, потребности, суждение, факторный анализ.

Keywords: the Internet, needs, judgement, factor analysis.

На сегодняшний день киберпсихология является одной из наиболее актуальных и разрабатываемых областей в психологической науке. Проблеме Интернета посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых. Среди них можно выделить исследования по виртуальной коммуникации О. Арестовой [1], Е.П. Белинской, А.Е. Жичкиной [2]; труды, посвященные самопрезентации в Сети, таких ученых как Н.В. Гордеев [3], З.С. Завьялова [4], Е.А. Ковригина [5]. Виртуальную идентичность исследовали А.Г. Осипова [8], М. Соколов [9]. Также имеются работы, раскрывающие особенности виртуального образа «Я» [10; 11].

Среди всех направлений стали появляться исследования социальных мотивов и потребностей, реализуемых личностью в Сети [6; 7]. Изучая этот вопрос, мы заинтересовались стремлением личности высказывать свое мнение, «выносить суждение» в интернет-пространстве, характерным для 51 % активных пользователей [6]. Работ, посвященных именно этому вопросу, в психологической науке не представлено, что и обусловило актуальность и новизну данной проблемы.

Для того, чтобы создать феноменологическое описание потребности в суждении, имеющей виртуальную форму, мы провели факторный анализ. По его итогам мы выделили 3 группы показателей, которые представляют собой разные способы высказывания своего мнения и позиции.

Первый выявленный фактор мы обозначили как «Навязчивость виртуальных суждений»

Пользователи, относящиеся к первому типу, характеризуются, прежде всего, высокой интенсивностью высказываний в Сети (0.57). Свои суждения они выносят на самых разнообразных интернет-ресурсах: в социальных сетях (0.7), блогах (0.55), на информационных сайтах (0.67), оставляют мнения о товарах (0.53). Внутри данных платформ оставляются как положительные (0.58), так и отрицательные (0.56) отзывы. Соответственно, они склонны высказываться и если их что-то возмущает (0.57) или что-то понравилось (0.53).

Подобная частая и разнонаправленная деятельность, на наш взгляд, свидетельствует об актуализированной потребности в суждении, которая активно удовлетворяется посредством Интернета. Причем разноплановые суждения на разнообразных ресурсах могут указывать на сверхценность своего мнения для субъекта. Удовлетворение этой нужды в Сети может быть как следствием ее блокады в реальной жизни, так и «побочным эффектом» чрезмерной активности в интернет-пространстве. То есть, не имея возможности высказаться среди «настоящих» слушателей, в силу личностных особенностей или специфики социальной ситуации, подобные пользователи начинают использовать с этой целью Интернет. И в то же время частый уход в виртуальный мир, а также специфика интернет-среды могут способствовать удовлетворению актуализированной нужды при помощи Сети.

Кроме того нами было выявлено, что для данных пользователей характерны такие механизмы психологической защиты, как регрессия (0.5) и проекция (0.5). Отметим, что для регрессии свойственны модели поведения и мышления, не соответствующие возрасту, происходит возврат к детским формам реагирования. Мы можем сказать, что для пользователей, выносящих частые и чрезмерные суждения в Интернете, могут быть характерны импульсивность, слабый самоконтроль, стремление привлечь к себе внимание. Таким образом, мы можем предположить, что именно присутствие данного типа защиты становится одной из причин, побуждающих субъекта к неконтролируемым высказываниям. Как нами было отмечено выше, данная группа пользователь, также обладает механизмом проекции, что означает

перенесение собственных, преимущественно социально неприемлемых, качеств на объекты внешнего мира. Мы беремся предположить, что интернет-среда может стать для таких людей удобной для поддержания своей самооценки при помощи переноса своих недостатков на виртуальных собеседников.

В результате можно сказать, что чрезмерная потребность в высказываниях на просторах Сети, вероятно, характерна для людей с менее зрелыми механизмами психологической защиты, которые могут и являться причиной подобного поведения. В то же время сама склонность к высказыванию мнения может стимулировать развитие проекции и регрессии, которые становятся доминирующими механизмами защиты в жизни вне Интернета.

Еще одним немаловажным моментом в описании рассматриваемого нами типа пользователей является их ориентация на категорию «иметь» по отношению к другим людям (0.5). Подобная позиция в интернет-пространстве как раз может иметь выражение посредством высказываний.

Излагая свою точку зрения, субъект может преследовать не просто цель высказаться, но утвердить свое мнение среди других, то есть, по сути, навязывая свое мировоззрение. Это как раз входит в определяющий фактор отношения к окружающим, когда «они должны думать, как я».

Таким образом, мы рассмотрели первый фактор, который характеризует лиц с высокой интенсивностью разноплановых высказываний в Интернете: они высказывают свое мнение везде, по любому вопросу и с любым полюсом оценки. Полученные данные позволили предположить о фрустрированности данной потребности в реальной жизни. Мы выявили, что для данных пользователей характерны менее развитые механизмы психологической защиты (проекция и регрессия), которые могут являться причиной, толкающей субъекта удовлетворять нереализованную потребность именно в Сети. Кроме того навязчивое изложение своей точки зрения связано с тенденцией «обладать» другими людьми.

Следующий полученный фактор мы обозначили как «Суждения игроков».

Соответственно, эта группа пользователей излагает свою точку зрения преимущественно на игровых порталах (0.37). (Заметим их отрицательное отношение к интернет-магазинам (-0.3), что приводит к тому, что они не оставляют ни положительные (- 0.35), ни отрицательные (- 0.4) отзывы о товарах). Исходя из того, что игры являются немаловажной частью досуга подобных субъектов, можно предположить необходимость завоевать авторитет, обратить на себя внимание именно перед другими «геймерами». Это происходит посредством предъявления своего мнения.

Основными мотивами вышеописанного поведения в Сети, как указывают сами пользователи, являются получение поддержки (0.3), отсутствие возможности в реальной жизни обсудить волнующую проблему (0.33). То есть, не имея возможности высказаться и быть выслушанным в реальной жизни по вопросам, которые его волнуют, такой респондент уходит в виртуальную реальность, где находит собеседников с аналогичными интересами. Это связано, во-первых, с типом совладающего поведения - «избегания проблем» (0.44). Подобные пользователи заменяют реальное решение трудностей на виртуальный эквивалент. Во-вторых, с такими типами защит, выявленными у данных лиц, как вытеснение проблем (0.5) и реактивное образование (0.3), то есть тенденция к замене реально существующего качества, на прямо противоположное. И как раз все это в комплексе может привести к формированию нового «виртуального защитного механизма» - стремлению высказывать свое мнение.

Также мы можем предположить, что еще одна причина подобного стремления может быть связана с отсутствием поддержки и людей, готовых выслушать в реальной жизни. О проблемах с коммуникацией свидетельствуют следующие показатели, входящие в данный фактор: низкая выраженность альтруизма, то есть эгоистические тенденции (-0.43), стремление в процессе коммуникации демонстрировать свое идеальное Я, а не реальное (0.36), низкое взаимопонимание (-0.38) , отсутствие социальной автономности (- 0.47). Весь этот «симптомокомплекс» может порождать проблемы в межличностном

взаимодействии настолько, что личность уходит в виртуальный мир, предпочитая интернет-общение, реализуемое за счёт высказывания на игровых-порталах, где участники хорошо понимают друг друга.

В результате анализа второго фактора мы выявили, что существует определенный тип пользователя Интернета, ориентированный на игровые порталы. При этом для них предельно важным является именно высказывание своего мнения на данных ресурсах. Происходит это, вероятней всего, из-за наличия серьезных проблем в сфере общения в реальной жизни. Не находя понимания в своем окружении, к тому же обладая тенденцией в целом избегать проблем, как на уровне копинга, так и на уровне механизмов психологической защиты, такие лица уходят в виртуальный мир. Но не в целом в Сеть, а скорей к тем людям, которые в состоянии разделить их интересы и принять их мнение.

Последний фактор, который мы определили как «Суждения как способ самопрезентации».

Здесь мы видим пользователей, выражающих свою точку зрения относительно религии (0.32), культурных событий (0.35), фильмов, причем чаще отрицательные (0.34), а также на игровых порталах (0.39). Особенность подобных высказываний в том, что даже при их оспаривании оппонентами возможность самоутвердиться остается. Происходит это в силу того, что суждения на тему религии, культурных событий, кинематографа, а также высказанные на игровых порталах всегда субъективны, не могут быть ни ложными, ни истинными. И, следовательно, личность просто презентует себя через свое мнение, позиционируя себя как специалиста, культурного, думающего человека. Заметим, что такой тип пользователя не высказывает свою точку зрения относительно жизни знакомых (- 0.34). И они не стремятся получить признания от других пользователей (- 0.5) и не испытывают разочарования, если их мысль не находит отклика (- 0.43). Это подтверждает то, что им важен сам процесс публикации суждения, с помощью которого они преподносят свой образ «Я» вне зависимости от реакции окружающих.

Подобное гораздо проще осуществлять в Сети в силу отделенности и возможности полностью контролировать свои контакты.

Стоит отметить, что для них важно высказывать свое мнение в кругу семьи (0.32), то есть и в реальной жизни. Это позволяет говорить, что потребность в суждении присуща им как устойчивая личностная особенность, проявляющаяся в любых условиях.

Что же касается их психологических характеристик, то здесь начать следует с того, что доминирующей стратегией защиты психики у них является механизм отрицания (0.37). Это позволяет предполагать, что такие субъекты имеют низкий уровень восприимчивости чужой точки зрения. Соответственно, несмотря на присутствие потребности высказываться в кругу членов своей семьи, эта нужда полностью удовлетворяться не будет в силу того, что либо личности нужно будет себя контролировать в процессе беседы, либо обсуждение некоторых тем может спровоцировать конфликт.

Другие особенности сводятся к сфере эмоций. Таких чувств, как азарт (-0.36) и тревога (- 0.49), данная группа пользователей Сети не испытывает. Это позволяет говорить, о том что реализация стремления высказать свое мнение с целью самопрезентации в Интернете не вызывает негативных эмоциональных реакций.

В процессе анализа третьего фактора мы выяснили, что в Сети возможен процесс самопрезентации именно через высказывания своего мнения и позиции. Вызывается это стремлением личности выглядеть культурным, умным, знающим человеком. При этом значимой становится именно возможность высказаться, без оглядки на ответную реакцию. И поскольку это легче осуществимо именно в виртуальном пространстве, то именно сюда пользователь и переносит данную потребность, хотя она присуща ему и в реальной жизни.

Таким образом, мы можем сделать первоначальные выводы о феномене реализации потребности суждения в Интернете. Прежде всего, отметим,

что выявлено несколько типов пользователей, склонных к «озвучке» своего мнения в Сети.

Первая группа «жителей Сети» обладает навязчивой потребностью высказывать свою точку зрения в виртуальной среде. В первую очередь это связано с такими доминирующими механизмами психологической защиты, как регрессия и проекция, а также с тенденцией к «обладанию».

Второй тип пользователя характеризуется стремлением реализовывать потребность суждения на игровых порталах. Подобное поведение связано с направленностью на «избегание», проблемами в коммуникативной сфере, желанием быть понятым близкими по интересам людьми. И, наконец, существует категория лиц, которые применяют высказывания с целью самопрезентации. Эта особенность является для этой группы людей устойчивой личностной чертой. Перенос данной потребности в Сеть связан, вероятно, с проблемами в восприятии чужого мнения.

Также важным итогом нашей работы стало обнаружение взаимосвязи данной потребности с механизмами психологической защиты и различными аспектами коммуникативной сферы. Для нас это станет направлением дальнейших исследований в этой области.

Список литературы:

1. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. -1996. - № 4. - С. 14-20.

2. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. - 2000. - № 7. - С. 395-431.

3. Завьялова З.С. Самопрезентация личности в чат-коммуникациях: автореф. ... канд. философ. наук. - Томск, 2011. - 20 с.

4. Презентация виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberpsy.ru/2011/05/1151/ (дата обращения: 19.02.2016).

5. Ковригина Е.А. Коммуникационная стратегия самопрезентации в дискурсе интернет-интервью: дисс. ... канд. филол. наук. - Кемерово, 2010. - 177 с.

6. Козлова Н.С. Интернет как среда реализации социальных мотивов личности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1713 (дата обращения: 22.02.2016).

7. Козлова Н.С., Сушков И.Р. Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.zpuj ournal .ru/ezpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation/ (дата обращения: 22.02.2016).

8. Осипова А.Г. Виртуальная «личность» и реальное «я»: проблема идентичности // Вопросы культурологии. - 2008. - № 1. - С. 16-17.

9. Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации / М. Соколов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet / под ред.

B.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. - СПб.: СПбГУ, 2007. -

C. 9-39.

10. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютерном общении / В. Фриндте, Т. Келер // Гуманитарные исследования Интернета / под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2000. - С. 40-54.

11. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя интернета // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 113-117.

References:

1. Arestova O.N. Communication in computer networks: psychological determinants and effects. Vestnik Moskovskogo universiteta. [Bulletin of Moscow state University]. 1996, no. 14, pp. 14-20 (In Russian).

2. Belinskaya E.P., Zhichkina A.E. Modern studies of virtual communication: problems, hypotheses, results. Obrazovanie i informacionnaya kul'tura [Education and information culture]. 2000, no. 7, pp. 395-431 (In Russian).

3. Zav'yalova Z.S. Self-identity in a chat communication. Cand. philos. sci. abstr. Tomsk, 2011. 20 p. (In Russian).

4. Presentation virtual personality in different communication network environments. Available at: http://cyberpsy.ru/2011/05/1151/ (Accessed 19 February 2016)

5. Kovrigina E.A. Communication strategy of self-presentation in the discourse of the internet interview. Cand. philol. sci. diss. Kemerovo, 2010. 177 p. (In Russian).

6. Kozlova N.S. Internet as a medium of realization of social motivation of the individual. Universum: Psikhologiia i obrazovanie [Universum: Psychology and Education]. Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1713 (Accessed 22 February 2016).

7. Kozlova N.S., Sushkov I.R. Desire for publicity and self-presentation as a manifestation of the specific needs of the individual implemented in the Internet environment. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie» [Information Humanitarian Portal "Knowledge. Understanding. Skill"]. Available at: http://www.zpujournal.ru/ezpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_ (Accessed 22 February 2016).

8. Osipova A.G. Virtual "personality" and the real "I": the problem of identity. Voprosy kul'turologii [Questions of Cultural Studies]. 2008, no. 1, pp. 16-17 (In Russian).

9. Sokolov M. Online blog, the virtual identity theory and modes of disclosure of personal information. Lichnost' i mezhlichnostnoe vzaimodejstvie v seti Internet [Personality and Interpersonal Communication in the Internet]. St. Petersburg, SPbGU Publ. 2007, pp. 9-39 ( In Russian).

10. Frindte V., Keler T. Public design I'm in computer mediated communication. Gumanitarnye issledovaniya Interneta [Humanities Research Internet]. Moscow, 2000, pp. 40-54.

11. Chudova N.V. Features the image of "I" resident Internet. Psihologicheskij zhurnal [Psychological magazine]. 2002, no. 1, pp. 113-117 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.