Научная статья на тему 'Интернет как среда реализации социальных мотивов личности'

Интернет как среда реализации социальных мотивов личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
638
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / INTERNET-MEDIUM / SOCIAL NEEDS AND MOTIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Наталия Сергеевна

Данная работа посвящена анализу интернет-среды как виртуального пространства, в котором личность удовлетворяет свои социальные потребности и мотивы. Целью анализа является установление того, может ли виртуальное пространство являться продуктивным и безопасным способом реализации мотивационно-потребностной сферы. Приведенные результаты основываются на методах описательной статистики и факторного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AS A MEDIUM FOR FULFILLING PERSON''S SOCIAL MOTIVES

This article analyses the Internet as a virtual space where a person fulfills its social needs and motives. The goal is to determine whether the virtual space can be a productive and safe instrument of the personal needs and motivation sphere realization. The results are based on the methods of descriptive statistics and factor analysis.

Текст научной работы на тему «Интернет как среда реализации социальных мотивов личности»

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ

Козлова Наталия Сергеевна

канд. психол. наук, доцент кафедры социально психологии, Ивановского государственного университета,

РФ, г. Иваново E-mail: nat-tycuk@yandex. ru

INTERNET AS A MEDIUM FOR FULFILLING PERSON’S SOCIAL MOTIVES

Kozlova Natalia

candidate of psychology sciences, associate professor of the Department of Social Psychology ofIvanovo State University,

Russia, Ivanovo

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена анализу интернет-среды как виртуального пространства, в котором личность удовлетворяет свои социальные потребности и мотивы. Целью анализа является установление того, может ли виртуальное пространство являться продуктивным и безопасным способом реализации мотивационно-потребностной сферы. Приведенные результаты основываются на методах описательной статистики и факторного анализа.

ABSTRACT

This article analyses the Internet as a virtual space where a person fulfills its social needs and motives. The goal is to determine whether the virtual space can be a productive and safe instrument of the personal needs and motivation sphere

Козлова Н.С. Интернет как среда реализации социальных мотивов личности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 11(10) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1713

realization. The results are based on the methods of descriptive statistics and factor analysis.

Ключевые слова: интернет-среда, социальные мотивы и потребности личности.

Keywords: Internet-medium, social needs and motives.

Для исследования основных мотивов и потребностей, которые личность может реализовать в интернет-среде, мы взяли за основу классификацию Г.А. Мюррея [5], которая долгие годы остается в психологической науке основной моделью структуры мотивационно-потребностной сферы. В рамках опроса пользователи Сети должны были оценить, способен ли Интернет удовлетворять подобные потребности в целом, для любой личности, а не конкретно для них.

Как показало проведенное исследование, на первом месте среди социальных мотивов, которые легко реализовать в виртуальном пространстве, стоит поиск дружеских связей (частотный анализ показал, что так считает 73 % респондентов), то есть, по сути, стремление к взаимодействию с другими. Это означает, что Интернет для большинства пользователей не является способом решения конкретных задач, инструментом профессиональной деятельности, обмена или поиска информации, а областью коммуникации. И в то же время это свидетельствует о том, что интернет-общение все больше становится актуальным для большого количества людей, и подтверждается тенденция замены реального взаимодействия виртуальным.

Следующим пунктом в списке наиболее реализуемых в Интернете мотивов являются мотив агрессии. То, что 63 % пользователей отметили данный вариант, означает, что они уже сталкивались с какими-то агрессивными проявлениями в виртуальном пространстве. И значит, мы можем выделить агрессию в качестве специфической особенностью интернет-среды. Вероятно, наличие огромного количества информации разного типа (тексты, видео и др.),

содержащей примеры жесткого поведения, растормаживают определенные зоны коры головного мозга, отвечающие за подавление агрессии и контролирующие волевые импульсы. С другой стороны, при отсутствии прямого непосредственного контакта снижается как опасность ответной реакции, так и чувство ответственности за собственное поведение. В итоге, если учитывать сочетание двух наиболее реализуемых мотивов в Интернете — общения и агрессии, то можно предполагать, что особенности взаимодействия между активными пользователями будут становиться все жестче, и это может проявляться и в реальной жизни.

Следующий мотив, который пользователи Сети считают возможным реализовать в виртуальности, — потребность в игре (характерно для 61 % респондентов). Действительно, интернет-среда, по сравнению с реальностью, предоставляет огромный выбор игр разного жанра и содержания. И как уже было установлено, игры в Интернете — один из основных факторов формирования аддикции [1; 4].

Возможность реализации потребности быть в центре внимания в виртуальной среде видят 53 % пользователей. Это свидетельствует об активно развивающейся тенденции стремления к публичности и размыванию границ личностного Я. Данный феномен уже изучался нами, и было выявлено, что подобное стремление способно достаточно сильно изменять Я-концепцию личности и серьезно влиять на ее жизнедеятельность [2; 3].

Еще один мотив, который, с точки зрения большинства пользователей (51 %), активно реализуется в Интернете, — это потребность в суждении. В данном случае виртуальный мир также предоставляет большое количество возможностей для его удовлетворения за счет весьма распространенной системы «лайков» (выражение своей симпатии или согласия) и комментариев. Данную тенденцию можно оценивать двояко. С одной стороны, удовлетворение потребностей является позитивным моментом для психического состояния личности, но с другой, если происходит перенос,

то активная склонность выносить суждения по поводу жизни и поведения других людей может негативно сказаться на коммуникации личности.

Рассмотрев те мотивы, которые наиболее явно реализуются в Интернете с точки зрения самих пользователей, перейдём к результатам факторного анализа, который покажет комплексные проявления удовлетворяемых в виртуальном мире потребностей.

Всего был выявлено три фактора. Первый фактор, условно обозначенный как «Разнонаправленная мотивация», включает мотивы, относящиеся к разным сферам жизнедеятельности личности. Сюда входят и мотив агрессии (0,74), и потребность быть в центре внимания (0,71), в социальности (0,64), в поиске покровителя (0,62) и в игре (0,62). Первое, что стоит отметить, что этот перечень во многом совпадает с теми социальными мотивами, которые, как мы указали вначале, являются наиболее «популярными». Это означает, что данный «комплекс потребностей» является востребованным большим количеством пользователей. И при этом мы не можем не отметить, что подобная «разнонаправленность» является свидетельством того, что потребности из разных сфер жизни личность не удовлетворяются в реальности, переносятся в виртуальную среду. И здесь, на наш взгляд, может начаться формирование зависимости.

Следующий фактор «Внутренних комплексов и негативных психических состояний» явно указывает на серьезные психологические проблемы у пользователей, ориентированных на реализацию данного перечня потребностей. Это мотивы избегания опасностей (0,67) и наказания (0,47), потребность порядка (0,55), отвержения других (0,55), и потребность в пассивном повиновении (0,40). Наличие данных потребностей свидетельствует о необходимости психологической помощи. Однако вместо этого происходит ориентация на Интернет, где их гораздо легче реализовать. В итоге личность так и не перейдёт к продуктивной мотивации, способствующей ее развитию.

И наконец, третий, выделенный нами фактор, «Отношения» содержит определённое противоречие. С одной стороны, такие пользователи стремятся при помощи Интернета оказать помощь другим (0,63), осуществляют поиск дружеских контактов (0,47), удовлетворяют потребность в уважении и поддержке (0,39), а с другой — пытаются сохранить автономию (0,47). В итоге, несмотря на доступность реализации этих мотивов, имеющаяся дихотомия не позволить построить глубокие отношения, так как личность всегда будет оставаться закрытой для сохранения собственно независимости.

В итоге мы установили, что Интернет не должен становиться средой реализации и удовлетворения потребностей и мотивов личности. При ориентации именно на виртуальный мир в данной сфере достаточно высок риск как формирования зависимости, так и существенного искажения коммуникативной сферы, Я-концепции, усиления агрессивности, усугубления комплексов и психических состояний.

Список литературы:

1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. // Психологический журнал. — 2004. — № 1 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://psyfactor.org/lib/addict.htm (дата обращения: 10.09.2014).

2. Козлова Н.С. Стремление к публичности как социально-психологическое явление // Психология — наука будущего. Материалы V международной конференции молодых ученых. — М.: «Институт психологии РАН», 2013. — С. 277—278.

3. Козлова Н.С., Сушков И.Р. Стремление к публичности и самопрезентации личности в интернет-пространстве. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Психологические науки: Акмеология образования». — Кострома, 2011. — Т. 17, № 4. — С. 145—149.

4. Янг К. Диагноз — интернет-зависимость / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.narcom.ru/publ/info/665 (дата обращения: 10.09.2014).

5. Murray H.A. Toward a classification of interaction // Toward a General Theory of Action. —Cambridge, Mass., 1951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.