Научная статья на тему 'Взаимосвязь базовых процессов и потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде'

Взаимосвязь базовых процессов и потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СТРЕМЛЕНИЕ К ПУБЛИЧНОСТИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ / INTERNET MEDIUM / SELF-PRESENTATION / PURSUIT OF PUBLICITY / IDENTITY / SOCIAL INFLUENCE / PSYCHOSOCIAL RELATIONSHIPS / COLLECTIVE SUBJECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сушков Игорь Рудольфович, Козлова Наталия Сергеевна

В статье рассматриваются особенности формирования и реализации базовых потребностей и стремлений личности в интернет-среде. Анализируется возникновение на их базе виртуального коллективного субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship of the base processes and demands fulfilled by a person on the Internet

This article studies the specifics of the development and fulfillment of the person's base demands and pursuits on the Internet. Emergence of a virtual collective subject has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь базовых процессов и потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде»

чать. Они не способны разрешать ситуации фрустрации. Подросток ищет и находит «виновников» и направляет на них свой гнев.

Таким образом, с помощью корреляционного анализа выявлено, чем выше уровень самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, тем выше экстрапунитивные реакции; чем выше экстрапунитив-ные реакции, тем ниже уровень выдержки; чем выше уровень развития выдержки, настойчивости, энергичности, тем больше проявляются интропунитивные реакции; чем выше уровень развития таких волевых качеств как решительность, настойчивость, энергичность, тем ниже импунитивные реакции.

Библиографический список

1. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 22 с.

2. Дьяченко К.И. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. -19 с.

3. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2007. - 47 с.

УДК 159.9:316.6

Сушков Игорь Рудольфович

доктор психологических наук, профессор

Козлова Наталия Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент Ивановский государственный университет irsushkov@mail.ru, nat-tycuk@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВЫХ ПРОЦЕССОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ЛИЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

В статье рассматриваются особенности формирования и реализации базовых потребностей и стремлений личности в интернет-среде. Анализируется возникновение на их базе виртуального коллективного субъекта.

Ключевые слова: интернет-среда, самопрезентация, стремление к публичности, идентичность, социальное влияние, социально-психологические отношения, коллективный субъект.

В рамках данной работы мы остановимся на рассмотрении взаимосвязей основных изучаемых процессов и потребностей, которые личность может и реализует в интернет-пространстве. Этими аспектами активности, выделенными нами в ходе эмпирического исследования, являются: социальная идентичность; стремление к публичности; доверие к партнерам по общению; самопрезентация; общение; избегание одиночества.

Результаты проведенного исследования и корреляционного анализа полученных данных, позволяют определить социальную идентичность как центральный компонент всех аспектов активности (рис. 1). Она взаимосвязана и с общением, и с доверием, и со стремлением к публичности, и с уходом от одиночества. Это позволяет предполагать, что именно тогда, когда личность достигает идентичности с другими в рамках Интернета, тогда и начинает вырабатываться доверие и к людям, с которыми человек общается, и к самому интернет-ресурсу.

Повышается качество общения и ослабевает чувство одиночества, что, как правило, происходит в некотором симбиозе. Кроме этого начинает доминировать и реализуется стремление к публичности, которое в свою очередь запускает, или, можно предположить, реализуется за счёт самопрезентации. То есть мы видим, что достижение идентичности с виртуальными другими в интернет-пространстве является исходной предпосылкой для

возникновения таких явлений, которые способны запустить формирование виртуального коллективного субъекта.

Если личность стремится одновременно достичь идентичности с другими, стать публичным лицом, и при этом у нее возникает ощущение, что она сможет избежать одиночества, а качество общения стало лучше, и как финальный штрих - возникает доверие, возникает ощущение становления частью активнодействующего сообщества, которое является значимым для нее.

И так как все эти процессы легче и главное одновременно легче осуществляются в виртуальном мире, то можно предполагать, что виртуальный коллективный субъект, в силу своей большей доступности, может стать более актуальным для личности, чем реальный. Здесь же возникает и возможность не просто стать его частью, а стать самому «родителем» этого виртуального коллективного субъекта, в некотором роде «стать творцом», управляющим различными аспектами существования своего виртуального мира в целом. Если, как писали братья Стругацкие, «трудно быть Богом» в реальном мире, то в виртуальном мире им стать легко.

Обозначив процесс поиска и осуществления идентичности, как одного из центральных направлений активности личности в интернет-пространстве, мы остановимся на анализе того, как именно она будет проявляться.

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Сушков И.Р., Козлова Н.С., 2014

^^^^^Самопрезентаци^^^^^

■4-► - корреляционные связи

Рис. 1. Взаимосвязь базовых аспектов активности, реализуемых личностью в интернет-среде

Если человеку, по его собственному мнению (соответствующий вопрос был сформулирован в авторской анкете), именно Интернет помогает реализовать потребность в идентичности, то именно он определяет достаточно широкий спектр тех возможностей сети, которыми человек будет пользоваться. Сюда можно отнести знакомство с новыми людьми (г=0,40, при р<0,01), поиск единомышленников, вступление в группы по интересам (г=0,35, при р<0,05), участие в различных опросах (г=0,40, при р<0,01). Все это, так или иначе, может способствовать установлению не просто контактов для общения, но возникновению ощущения сходства с другими, подтверждению своей причастности к другим, а других к себе, к чувству взаимопонимания и «небезразличия», на основе которого у человека и возникает идентичность, в данном случае виртуальная.

Помимо этого они также осуществляют решение профессиональных задач, ведение деловой переписки (г=0,28, при р<0,05), покупок (г=0,30, при р<0,05), прослушивание музыки и просмотр фильмов онлайн (г=0,34, при р<0,05). То есть помимо сервисов, которые способны дать человеку ощущение, что другие люди или группы, могут понять и являются в чем-то похожими на него, он осуществляет и решение вопросов делового, практического и развлекательного характера.

Дополняет картину интернет-идентичности сочетание ее с определенными потребностями и мотивами, которые можно реализовать в виртуальной среде. Когда человек достигает идентичности именно в сети, то он склонен полагать, что там легко можно удовлетворить потребность в социальных

связях (г=0,43, при р<0,01) и мотив дружбы (г=0,34, при р<0,05). Это тоже является одним из проявлений стремления личности достичь виртуального коллективного субъекта.

Также отметим, что и восприятие влияния Интернета на собственную жизнь у них весьма позитивное (г=0,28, при р<0,05). Хотя при этом они признают, что из-за количества времени проводимого ими в Интернете у них начались проблемы в семье (г=0,37, при р<0,01). Но вероятно тот самый положительный эффект от достижения виртуального коллективного субъекта, и дает позитивную оценку в целом, перекрывая частные жизненные проблемы.

В целом, мы можем утверждать, что образование виртуальной идентичности действительно является изначальной точкой формирования коллективного субъекта (также виртуального), и для самой личности не способствует возникновению проблем, характерных для лиц с интернет аддик-цией.

Следующий изучаемый нами процесс, тесно взаимосвязанный с идентичностью - стремление к публичности. Напомним, что данное явление возникает из-за легкости осуществления межличностных контактов, что является провоцирующим фактором разрушения границ интимной сферы личности и ведет к утрате тревоги из-за потенциального вмешательства в частную жизнь.

В целом, такое состояние может приводить к размыванию границ социальной идентичности и повышению маргинальности. Личность перестает переживать свою принадлежность к устойчивым, стабильным сообществам, обладающим своеобра-

зием и собственной историей, объединяющей разные поколения. Это как раз и объясняет наличие взаимосвязи процесса идентичности и публичности, выдвинутую нами как исходную предпосылку формирования виртуального коллективного субъекта, и подтвержденную эмпирическим исследованием (г=0,37, при р<0,01).

В отношении же специфики вовлеченности в Интернет высокое стремление к публичности определяет следующие направления активности личности: поиск информации для решения конкретных задач и проблем (г=0,32, при р<0,05); он-лайн общение с теми, с кем взаимодействие в реальной жизни затруднено (г=0,32, при р<0,05); знакомство с новыми людьми (г=0,36, при р<0,01); участие в тематических форумах и обсуждениях (г=0,42, при р<0,01); участие в опросах (г=0,35, при р<0,05); создание различных групп и сообществ самим пользователем (г=0,28, при р<0,05) и собственных страниц и сайтов (г=0,34, при р<0,01); совершение денежных операций (г=0,37, при р<0,01) и покупок (г=0,28, при р<0,01); загрузка и «выставление» продуктов совей творческой деятельности и достижений в интернете (г=0,54, при р<0,01); решение проблем личной жизни (г=0,38, при р<0,01) и удовлетворение сексуальных потребностей (г=0,37, при р<0,01); участие в образовательных программах (г=0,45, при р <0,01); осуществление общественной (г=0,30, при р<0,05) и политической деятельности (г=0,34, при р<0,05).

Столь масштабный перечень активности пользователя явно свидетельствует об отсутствии четких и устойчивых границ собственного «Я» личности. Создается ощущение, что личность пытается участвовать во всем, что только может предложить интернет-пространство. Его практическое использование сочетается с глобальным стремлением участвовать и общаться. При этом присутствует стремление быть в центре внимания (это подтверждается и склонностью к самопрезентации в сетях г=0,33, при р<0,05). Кроме того, такое обилие видов деятельности, на наш взгляд, является признаком вытеснения реального мира личности виртуальным.

Данную мысль подтверждают результаты, свидетельствующие о том, что стремление к публичности выражено у тех, кто оценивает Интернет в структуре собственной жизнедеятельности, как занимающий ее большую часть (г=0,32, при р<0,05). В продолжение выше изложенной тенденции отметим, что такие лица считают, что Интернет помогает им удовлетворить потребности в общении (г=0,28, при р<0,05), в уважении и поддержке (г=0,30, при р<0,05).

Любопытен, на наш взгляд, и тот момент, что лица, у которых зафиксировано высокое стремление к виртуальной публичности, очень позитивно оценивают влияние Интернета на свою жизнь и в целом (г=0,29, при р<0,01). Они, в частности,

говорят об увеличении числа людей, с которыми они общаются, и оценивают это положительно (г=0,33, при р<0,05). Они утверждают, что наладилась их личная жизнь (г=0,34, при р<0,05). Среди негативного влияния отмечается только ухудшение зрения (г=0,37, при р<0,01). Здесь явно отслеживается некритическое восприятие респондентов собственной вовлеченности в виртуальную среду и ее последствий.

Таким образом, в отличие от виртуальной идентичности, стремление к публичности в интернет-среде очень влияет на жизнь, сознание и активность личности. Именно при гипертрофированной реализации данной потребности начинает происходить переход из реального мира в мир виртуальный.

В предыдущих исследованиях и статьях [1; 2; 3], мы неоднократно отмечали связь стремления к публичности с самопрезентацией. В связи с эти рассмотрим подробнее проявления самопрезентации в виртуальном мире.

Ведущим типом активности личности в Интернете становится общение: в онлайн и в офлайн форме, с теми, с кем она редко взаимодействует, и с теми, кто постоянно находится в контакте (г=0,35, г=0,33, г=0,40 г=0,31 соответственно), дополняющееся знакомством с новыми людьми (г=0,36, при р<0,05) и участием в общественной деятельности ( г=0,33, при р<0,01) и политической (г=0,29, при р<0,05). При этом не будем забывать, что процесс взаимодействия является основой для самопрезентации личности, так как в данном процессе помимо «ЧТО» я презентую, не меньшее значение имеет «КОМУ» и «КАК», что и определяется особенностями процесса общения.

Эти особенности Интернета отличаются от реального мира, во многом делая его значительно проще психологически.

В отношении других аспектов, которые непосредственно свидетельствуют о самопрезентации, то среди них присутствуют создание собственных сайтов и страниц (г=0,42, при р<0,01).

Как и в случае со стремлением к публичности, самопрезентация в виртуальном мире присуща тем, кто считает, что именно Интернет занимает самую значительную часть его жизни (г=0,54, при р<0,01). Это дополняется признанием реализации своей агрессии с помощью Интернета (г=0,28, при р<0,05) Так же, это позволяет нам расценивать высокие показатели к презентации себя в интернет-сетях, как достаточно опасную тенденцию.

Интернет помогает респондентам реализовать и потребность в порядке (г=0,41, при р<0,01), и в заботе о других (г=0,31, при р<0,05), любви (г=0,42, при р<0,01) и дружбе (г=0,37, при р<0,01). Но и здесь мы можем предполагать не только альтруистические тенденции, но определённую форму презентации себя, как заботливого, любящего,

60

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

надежного, аккуратного, «упорядоченного» человека, то есть некоторую искусственность своих истинных стремлений.

Оценка влияния Интернета на жизнь у лиц с выраженной самопрезентацией в виртуальном мире также достаточно «радужна». В целом влияние Интернета на жизнь - позитивно (г=0,33, при р<0,05). Увеличивается количество общения (г=0,56, при р<0,01) и знание о других (г=0,46, при р<0,01), кроме этого, становиться проще общаться (г=0,34, при р<0,05), растет самооценка (г=0,30, при р<0,05) и сам человек становиться более открытым (г=0,37, при р<0,01). Негативного влияния такие респонденты вообще не ощущают.

В итоге же, хотя самопрезентация и проявляется более мягко, чем стремление к публичности, но может гораздо больше искажать общение и отношения личности с реальным миром. А также, она может неоднозначно влиять на по-требностную сферу: такие потребности как любовь, дружба, забота о других, перенося их из реального в мир виртуальный.

Как говорилось нами в начале, существует еще один процесс, взаимосвязанный с идентичностью, и способствующий возникновению виртуального коллективного субъекта, - это доверие, возникающее у личности к другим пользователям и к самому Интернету.

Здесь нами выявлена (помимо связи с идентичностью (г=0,33, при р<0,05), о которой мы говорили выше) только одна связь. Лица, испытывающие доверие к интернет-среде отмечают, что благодаря ему стали более самоуверенными, улучшилась самооценка (г=0,36, при р<0,01).

Это значит, что доверие само по себе не приводит к появлению специфической активности или глубокой вовлеченности, не искажает общение и восприятие себя и собственной жизни. При этом оно позитивно влияет на Я-концепцию (но это возможно отнести не к влиянию Интернета, а к тенденции, что «базовое доверие само по себе повышает самооценку личности»).

В рамках взаимосвязи процессов и явлений, запускающих формирование виртуального коллективного субъекта, нами выявлены попарные связи между идентичностью, качеством общения и уходом от одиночества: идентичность - качество общения (г=0,28, при р<0,05); идентичность - уход от одиночества (г=0,32, при р<0,05); качество общения - уход от одиночества (г=0,37, при р<0,01).

Все это мы проанализировали в начале. Далее же хотелось бы остановиться на том, как эти процессы влияют на вовлеченность личности в сети.

Для этого рассмотрим качество общения.

Мы получили неоднозначные, даже несколько странные ответы. Люди, которые оценивают качество своего общения в Интернет как высокое, на общение не ориентированы. Их интересуют игры

(онлайн г=0,31, при р<0,05 и скачивают (г=0,42, при р<0,01), мнение других о каких-либо товарах и услугах (читают отзывы (г=0,29, при р<0,05)).

Интернет не позволяет им удовлетворять ряд потребностей: в уважении и поддержке (г=-0,30, при р<0,05), в пассивном повиновении (г=0,33, при р<0,05). Зато позволяет проявить заботу о других (г=0,37, при р<0,01) и любовь (г=0,33, при р<0,05).

Интересно то, что такие пользователи говоря о структуре своей жизнедеятельности, характеризуют ее тем, что она не ориентирована на работу (г=-0,30, при р<0,01).

Говоря о высоком качестве общения в Интернете, мы находимся в несколько затруднительном положении. С одной стороны, этот процесс связан с возникновением идентичности, и с уходом от одиночества, растет количество контактов пользователя, удовлетворяются потребности в любви и заботе о других. С другой стороны, реальных подтверждений того, что человек действительно общается, строит отношения в Интернете, не получено.

И в заключение данной части наших исследований рассмотрим уход от одиночества, осуществляемый личностью с помощью виртуальной среды.

Сразу проявляется тенденция к общению: пользователь с помощью Интернета поддерживает контакт с теми, с кем взаимодействует и в реальной жизни, делая это как он-, так и в офлайн (г=0,36, при р<0,05 и г=0,30, при р<0,05). Присутствует интерес как к мультимедийным возможностям (фильмы, музыка и пр.), так и играм (г=0,28, при р<0,05 и г=0,38, при р<0,01). Возможно, это также позволяет уйти от одиночества. Опасение вызывает то, что Интернет начинает играть ведущую роль в жизнедеятельности личности (г=0,32, при р<0,05), и что в целом влияние Интернета на собственную личность оценивается как позитивное (г=0,39, при р<0,01).

Часто отмечается и ряд негативных сторон: возникновение заблуждений, ошибочных мнений (г=0,39, при р<0,01), сексуальной развращенности (г=0,35, при р<0,05) и, возможно, из-за этого проблемы в семье (г=0,29, при р<0,05). Но это вероятно, «приемлемая» цена для пользователей, которым Интернет позволяет уйти от одиночества.

Потребности, которые реализуют такие пользователи в Интернете - это избегание опасности (г=0,53, при р<0,01 и потребность, в порядке (г=0,47, при р<0,01). Такие лица характеризуются стремлением к безопасности, «привычности» и четкости, что, конечно, гораздо легче достигается в виртуальном мире. Но при этом корни проблем находятся в реальной жизни.

Так одиночество, возникшее в реальной жизни, даже если виртуальная и помогает его избегать, будет способствовать вовлечению личности в Интернет за счет поиска общения и развле-

чений. Но оно также будет и создавать проблемы в ее жизнедеятельности.

В целом же мы видим в качестве задачи психологов, в первую очередь, снижение стремления к публичности и самопрезентации за счет сохранения и развития социальной идентичности с реальным окружением.

Это предполагает сосредоточенность внимания на решении вопросов ослабления чувства одиночества личности в реальном мире.

В таком случае, если сам Интернет сможет внушить доверие пользователю, он станет для личности полезным инструментом, а не аддиктивным средством ухода в мир собственного воображения. И именно тогда станет возможным формирование адекватного и продуктивного виртуального коллективного субъекта, дополняющего, а не компенсирующего реальную жизнь человека. Это исключит гипертрофированные цели самопрезентации и публичности личности адекватно объективным, а не субъективным реалиям жизни, превращая Интер-

нет в инструмент более эффективного развития социальной среды существования человека.

Библиографический список

1. Козлова Н.С., Сушков И.Р. Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -2013. - № 6 (ноябрь — декабрь) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/ e-zpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation/ (Дата обращения: 9.09.2014).

2. Козлова Н.С. Стремление к публичности как социально-психологическое явление // Психология - наука будущего: Материалы V междунар. конф. молодых ученых. - М.: Институт психологии РАН. - 2013. - С. 277-278.

3. СушковИ.Р., КозловаН.С. Реальность и виртуальность в сознании личности // Европейский журнал социальных наук. - 2014. - № 4. -Т. 2 (43). - С. 256-263.

УДК 159.922.7

Хазова Светлана Абдурахмановна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

hazova_svetlana@mail.ru

СИТУАЦИЯ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА: ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА*

В статье обсуждается проблема актуализации коммуникативного потенциала ребенка. Показано, что его актуализация в значительной мере зависит от активной когнитивной переработки информации о релевантных признаках ситуации и собственных возможностей по ее преобразованию. Предлагается рассматривать в качестве механизма актуализации коммуникативного потенциала когнитивный процесс концептуализации.

Ключевые слова: коммуникативная ситуация, коммуникативный потенциал, актуализация потенциала, процесс концептуализации.

Личность человека формируется там, где он общается, иными словами, есть основания утверждать, что личность имеет коммуникативную природу (В.И. Кабрин), да и развитие нашего сознания, с точки зрения многих исследователей, есть ни что иное как отражение интериоризированной, перешедшей во внутренний план коммуникации (А.А. Бодалев). Недаром отсутствие равноправного общения со сверстниками рассматривается в возрастной психологии как важнейший фактор риска.

Ребенок постоянно является участником множества коммуникативных ситуаций, которые в зависимости от их субъективного восприятия приобретают статус «простых» или «трудных» (В.Н. Куни-цына, А.Г. Самохвалова). И если простая коммуникативная ситуация не вызывает внутреннего напряжения, то трудная коммуникативная ситуация, в которой требования к личности выходят за пределы ее актуальных возможностей; ставит ребенка

перед необходимостью мобилизации значительного количества ресурсов для успешного решения задачи общения [13]. Так, в одном из наших исследований было показано, что подростки в ситуациях затрудненного общения опираются на широкий спектр ресурсов, к которым они относят эмоционально-волевые, интеллектуальные, коммуникативные качества и даже телесные особенности, связанные с силой, ловкостью и внешней привлекательностью. Среди коммуникативных ресурсов и мальчики, и девочки называют такие качества как дружелюбие и общительность; девочки особо отмечают способность понимать других людей и их переживания, эмпатию («понимающий» в терминах подростков) и раскрепощенность в общении [14].

А.Г. Самохвалова считает, что трудности общения ребенка обусловлены особенностями развития и реализации коммуникативного потенциала, под которым автор понимает индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ре-

* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Хазова С.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.