11. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М. : Едиториал УРСС, 2003.
Form of corporeal I - one of the components of I-conception of a child
There is revealed the issue of the form of corporeal I at its primary stage (preschool and primary school age). There are sorted out the stages of corporeal I development of children of 5-7 years old. There is noted the goal, purposes and summary of each stage.
Key words: I, corporeal I, form of corporeal I, music activity, motive experience.
М.А. БУКАЕВА (Волгоград)
особенности реализации потенциала гуманитарных дисциплин в развитии познавательной самостоятельности музыкантов-исполнителей
Рассмотрены возможности гуманитарных дисциплин в развитии познавательной самостоятельности музыкантов-исполнителей. Установлены способы оказания педагогической помощи в преодолении затруднений, испытываемых студентами в процессе развития познавательной самостоятельности, на каждой из стадий развития ситуации.
Ключевые слова: потенциал гуманитарных дисциплин, познавательная самостоятельность, музыканты-исполнители.
Изменения в российском обществе за последние десятилетия определили новый подход к подготовке специалистов, интеллектуально развитых, вооруженных способами усвоения знаний, самостоятельно стимулирующих процессы познания (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.), что связано с задачами формирования соответствующего строя мышления, служащего предпосылкой для освоения системы знаний более высокого порядка (С.Л. Рубинштейн). Содержание и педагогические технологии среднего профессионально-
го музыкального образования, следовательно, должны быть ориентированы на подготовку музыкантов-исполнителей, органично сочетающих в создаваемом ими художественном образе интеллект и чувства, что связано с развитием познавательной деятельности, основная задача которой - овладение знаниями и умениями в процессе воплощения образа. Образ предстает перед студентом как обобщенное художественное отражение действительности в форме конкретного явления, отождествляясь с произведением искусства, субъективным восприятием, с его воплощением. Согласно различным исследованиям познавательной деятельности, самостоятельности, активности (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Краев-ский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пид-касистый, Н.А. Половникова, Т.И. Шамов, Г.И. Щукина и др.), единства и взаимодействия чувства и разума в общем процессе человеческого познания (Л.С. Выготский), познавательная самостоятельность в нашем исследовании определяется как ведущий компонент способности студента воплощать художественный образ.
Для выявления потенциала учебных дисциплин мы разработали структурную модель познавательной самостоятельности музыкан-тов-исполнителей, в которой выделены мотивационный, содержательно-операционный и организационный компоненты. Анализ требований государственного образовательного стандарта и учебных планов, реализуемых в учебном процессе колледжа искусств, позволил определить для эксперимента гуманитарные дисциплины «История мировой культуры», «История изобразительного искусства», «История театра», благодаря которым студент должен иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни, соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации, условиях формирования личности, ее свободы и об ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды. В определении потенциала гуманитарных дисциплин мы исходили из того, что потенциал (от лат. р^епИа - сила) - это возможности, которые существуют в скрытом виде и могут проявиться при известных условиях. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии познавательной самостоятельности приведены в таблице.
© Букаева М.А., 2012
возможности гуманитарных дисциплин в развитии познавательной самостоятельности музыкантов-исполнителей
Компоненты познавательной самостоятельности Слагаемое потенциала гуманитарных дисциплин
Мотивационный компонент, определяющий потребности, мотивы и переживания, обеспечивающий развитие субъектности В познании: представления о субъективных истинах гуманитарного знания; ориентация на мировоззренческую позицию (волевые качества, активность); через переживания -к новым потребностям, смыслообразующим мотивам; зависимость результатов познания от ценностных ориентаций. В содержании: ориентация на системное знание, целостное развитие, понимание объективных закономерностей развития, формирование потребности в саморазвитии. В усвоении: истина приобретается путем и жизнью; ориентация на осмысление и оценку; раскрытие взаимосвязей; определение контекста; речевая деятельность как средство самовыражения, адаптации, коммуникации, реализации. В преподавании: установка на гуманитарность; оценка с позиции общечеловеческих ценностей; поэтапное постижение объективных закономерностей; критерий знания -не точность познания, а глубина проникновения; формирование эмоционального отношения; воздействие на потребность в эстетическом переживании; воздействие различных средств наглядности
Содержательнооперационный компонент, способствующий раскрытию уникальности личности, влияющий на ценностное отношение к знаниям В познании: диалогическая особенность знания; превращение личности в субъект понимания, постижение истины через понимание; взаимовлияние субъекта и объекта познания; поэтапное движение от фактов к смыслам, от объяснения к пониманию; постижение закономерностей объективного мира; признание существования других систем мировоззрения. В содержании: изучение единичного, уникального, субъективного; неоднозначность, многоаспектность знания; работа с текстом: раскрытие его многозначности, определение ценности текста, ориентир на истолкование текстов. В усвоении: понимание как основное звено включения новых знаний в систему имеющихся; поиск различных способов познания; дополнение знания, продолжение знания в сознании, осмысление знания; поиск смысла, обновление смыслов, аргументация взглядов, понимание и интерпретация событий культуры. В преподавании: ценностное отношение к студенту; гуманитарность поведения, деятельности, общения; формирование представлений о внутренней сущности человека и его предназначении; требование к самостоятельным выводам, доказательствам, аргументации; установка на диалог в формировании собственной позиции, развитие речи; обучение пониманию и истолкованию гуманитарного знания, событий и явлений культуры; ориентация на различные интерпретации; установка на понятие и принятие многообразия
Организационный компонент, отвечающий за логическую составляющую интеллектуального мышления В познании: гармоничное сочетание процесса обучения с процессом формирования личности; через понимание целостности феномена культуры к пониманию целостности картины мира. В содержании: рефлексивные знания, насыщенные информацией; поиск ответа на собственные вопросы. В усвоении: сопоставление в сознании новой и старой информации; невозможность регламентировать процесс усвоения; соотнесение и связывание полученной информации с имеющейся; освоение различных операций мышления; приобретение способности применять интеллектуальные умения в более сложных ситуациях; обращение не только к воображению, но и к разуму; мобилизация интеллектуальных возможностей; отработка познавательных приемов, различных средств коммуникации. В преподавании: опора на методологические знания; поэтапное формирование особого отношения к ценности и значимости знаний и интеллектуальных умений; выделение собственно обучения как освоения системы знаний, умений и навыков и овладения действиями, которые усваиваются в процессе обучения; помощь в отработке познавательных приемов, различных средств коммуникации
В ходе исследования мы разделили студентов колледжа искусств по группам, в зависимости от темперамента, характера, способностей, уровня подготовки к исполнительской деятельности, ценностных ориентаций, социального статуса. Студенты специализации «Фортепиано» и специальности «Теория музыки» мотивированы, самостоятельны, отличаются оригинальностью, неординарностью мышления, но привычно зависимы от преподавателя в интерпретации музыкального образа. В силу различных обстоятельств студенты специальности «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» недостаточно мотивированы относительно своей будущей профессии, но мобильны и быстро достигают высоких профессиональных результатов. Студенты, занимающиеся на струнных, духовых и народных оркестровых инструментах, характеризуются как стремлением к самореализации в исполнительстве, так и отсутствием знаний и умений по организации познавательной деятельности.
В качестве оптимального условия для своего развития студенты специальности «хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» (76%) считают репродуктивную деятельность. Студенты специальности «Инструментальное исполнительство» при высоком уровне мотивации (67%) неадекватно оценивают свой уровень развития (53%), а студенты специализации «Фортепиано» и специальности «теория музыки» мотивированы на получение профессии (82%), но недостаточно осведомлены о различных способах организации познавательной деятельности (52%). Стремятся реализоваться в исполнительской деятельности студенты специальностей «хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» ( 43%), специализации «Фортепиано» и специальности «теория музыки» (76%), специальности «Инструментальное исполнительство» (57%).
Учитывая мнение ученых о том, что развитие познавательной самостоятельности основывается на смене определенных состояний, связанных с переходом к новому качеству, в эксперименте мы выделили три стадии развития ситуации: информационного накопления, формирования собственного подхода, перехода к продуктивным действиям. Инвариантными условиями для развития мы определили степень самостоятельности и исполнительской инициативы.
На стадии информационного накопления студентам предлагаются ситуации, требующие понимания содержания текста, самостоя-
тельного его истолкования, осмысления значения этого нового знания и включения его в систему уже имеющихся знаний:
- для освоения основных операций мышления - анализ, обобщение материала, формулирование самостоятельных выводов;
- для адекватной оценки своих возможностей и способностей - выступление с сообщением перед однокурсниками, сравнение уровня своего развития с уровнем других студентов;
- для роста имеющихся потребностей и появления новых - рассмотрение жизнедеятельности различных исторических личностей.
Для реализации потенциала гуманитарных дисциплин создаются ситуации, способствующие появлению у студентов своего отношения к изучаемым текстам: в процессе сравнения деятельности художников, артистов, писателей сопоставляется, анализируется, обобщается, оценивается и осмысляется значение их творческого наследия. Формированию у студентов мотивации, осознанного отношения к новому знанию служат ситуации, в основу которых положены различные задания, выполняемые по заданному образцу.
Учитывая особенность подготовки музыкантов-исполнителей, мы считаем нужным предлагать на занятиях ситуации, вызывающие яркую эмоциональную положительную реакцию: обсуждение результатов выступлений, сравнение выступлений различных студентов, публичная оценка выступлений. Студенты на этой стадии погружаются в привычные для них условия учебной деятельности: на лекциях, в период подготовки к семинарам по конспектам лекций, при выполнении различных заданий, на семинарах. Процесс накопления информации интенсивнее проводится в традиционных для музыкантов-исполнителей формах - на встречах с художниками, артистами, музыкантами, на экскурсиях, в музеях, театрах, поездках по городу, поскольку в этих условиях появляется возможность проявить свою индивидуальность, ощутить уникальность, неповторимость, значимость личности.
Успешнее осваиваются студентами те ситуации, где предлагается повторить ранее воспринятые и зафиксированные в памяти факты и явления культуры, т.к. им проще воспроизвести знания и приемы в том объеме и содержании, которые получены на занятиях, при подготовке сообщения использовать основное содержание лекций, учебников. Сложными для освоения становятся ситуации, где студентам необходимо самостоятельно выполнить но-
вое задание, проанализировать, обобщить новые события и факты, сделать выводы, подготовить ответы на вопросы.
На стадии формирования собственного подхода студентам предлагаются ситуации, где требуется проявить рефлексию, найти новое знание, использовать его в выступлениях. Студенты погружены в ситуации, которые помогают понять, что существуют другие системы мировоззрения: сопоставляют факты, события, явления и разнообразные трактовки текстов, поэтому становится очевидным, что для правильного и адекватного отражения действительности существуют различные подходы к гуманитарному знанию. Студентам предлагаются ситуации, где они оценивают новый текст и определяют его ценность для общества и для себя, выделяют характерные черты культуры различных эпох.
Для реализации потенциала гуманитарных дисциплин с учетом неоднозначности, много-аспектности гуманитарного знания создаются ситуации, где в различных литературных источниках студенты самостоятельно обнаруживают множество подходов, рассматривают различные трактовки гуманитарного текста, изучают редакции и описания событий культуры. Учитывая особенность подготовки музыкантов-исполнителей, следует предлагать ситуации, в которых при сравнении различных подходов к гуманитарному знанию в различных источниках студенты определяют понятные и созвучные им, поэтому для обобщения собственного опыта они ищут факты, подтверждающие их точку зрения. Предлагаются ситуации, при погружении в которые у студентов развивается логическое мышление, расширяется кругозор - подготовка и защита рефератов, выступления с докладами на конференциях. Благодаря ситуациям на семинарах, диспутах формируются умения общаться с незнакомой аудиторией.
Успешнее осваиваются студентами те ситуации, где предлагается интересующая их информация, поскольку поиск нового знания и освоение новых познавательных приемов приводят к самоутверждению. Сложными для студентов являются ситуации, где предлагается ориентироваться при выполнении заданий на собственный опыт, при сравнении различных текстов высказывать публично собственное мнение, найти подтверждающие это мнение аргументы.
На стадии перехода к продуктивным действиям создаются ситуации, где студентам предлагается использовать новую информа-
цию, высказывать свою точку зрения на самостоятельно полученное новое знание, переходить к собственной трактовке текста, с помощью воображения творчески применять знания и умения. Ситуации, связанные с общением, помогают сформировать навыки связной речи, умения владеть своим эмоциональным состоянием. Студентов побуждают самостоятельно искать пути и средства решения различных проблем, поэтому предлагаются более сложные источники гуманитарного знания -лекции, информация из других дисциплин, видео- и фонотек, кинофильмов, телепередач, музеев, выставок.
для реализации потенциала гуманитарных дисциплин мы создаем ситуации, способствующие поэтапному движению от фактов к смыслам, от объяснения к пониманию: для этого в процессе лекции сообщаются ее задачи, акцентируется внимание на главных вопросах темы, основных понятиях, студенты сопоставляют факты, находят новую трактовку событий, обосновывают выводы.
Учитывая особенность подготовки музы-кантов-исполнителей, мы предлагаем ситуации, в которых студенты проявляют склонность к соревновательности, конкуренции, публичному эмоциональному проявлению своего отношения (выступления перед широкой аудиторией, на различных встречах). Ситуации, способствующие выражению самооценки, стимулирующие желание достичь высокого результата, - это конкурсы, смотры, презентации. Предлагаются ситуации, при погружении в которые у студентов формируется навык исследовательской деятельности. Ситуации, помогающие установить отношение к собственным достижениям, влияют на результативность: обсуждение результатов выступлений, премирование. Ситуации успеха способствуют появлению активности, стремлению закрепить свою позицию в группе.
Процесс перехода к продуктивным действиям проходит интенсивнее, если студенты на конкретных примерах из истории культуры показывают, как отличать существенные признаки от второстепенных; сравнивают изучаемые события с другими, выявляют общие и различные признаки, связи явлений; предлагают задания на сопоставление фактов, определение причинно-следственных связей явлений культуры. Успешнее осваиваются студентами те ситуации, где предлагается показать оригинальную трактовку событий, проявить индивидуальность и самостоятельность, выступить перед незнакомой аудиторией с интересной
информацией. Сложными для студентов остаются ситуации, требующие выполнения сложных логических операций; приведения убедительных примеров из истории культуры и общества; определения связи различных фактов, событий и явлений культуры.
Развитие ситуаций обеспечивает поэтапное включение студентов каждого из установленных нами уровней развития познавательной самостоятельности в различные виды познавательной деятельности и сопровождается последовательной сменой состояний познавательной самостоятельности, связанных с переходом на новый уровень развития; переход осуществляется через кризис, поскольку «кри-зисность - атрибутивный признак процесса профессионально-личностного становления специалиста» [2, с. 15]. В связи с затруднениями, которые испытывает студент при переходе на новый уровень развития познавательной самостоятельности, ему необходима помощь преподавателя в преодолении этих затруднений.
Инвариантными способами в преодолении затруднений становятся разнообразные методы и формы организации творческой деятельности. Рассматривая эти способы как средства развития ситуации, влияющие на динамику становления познавательной самостоятельности, мы сгруппировали их, исходя из специфики подготовки музыкантов-исполнителей. Выявленный нами потенциал гуманитарных дисциплин, проявившийся в содержании, усвоении содержания, методах, приемах и организационных формах преподавания, позволил установить способы оказания педагогической помощи в преодолении затруднений, которые испытывают студенты в процессе развития познавательной самостоятельности на каждой стадии.
литература
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Солов-цова И.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / под ред. Н.М. Борытко. 2-е изд., испр. и доп. Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006.
2. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод. пособие / науч. ред. Н.к. Сергеев. Волгоград : Изд-во ВГИПк Ро, 2004.
3. Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования - одно из направлений модернизации российского общества // Социальногуманитарные знания. 2004. №1. С. 86 - 107.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
6. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М. : Сов. композитор, 1983.
7. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования : моногр. Волгоград, 2001.
8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999.
Peculiarities of realization of the humanities potential in development of cognitive independence of music performers
There is considered the potential of the humanities in development of cognitive independence of music performers. There are found out the ways ofpedagogic assistance in overcoming difficulties that are faced by students in the process of cognitive independence development at each stage of situation development.
Key words: potential of the humanities, cognitive independence, music performers.
Л.И. СЕЛИВЕРСТОВА (Брянск)
интеграция языковой и общепрофессиональной подготовки студентов технического вуза
Обоснована необходимость интеграции языковой и общепрофессиональной подготовки студентов технического вуза, рассмотрены элементы применяемых технологий.
Ключевые слова: интеграция, профессиональная компетентность, профессионально-языковая компетентность, профессионально-познавательная активность.
диверсифицированная система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни. Сложная ситуация в сфере речевой культуры нашего общества является одним из факторов, отрица-
© Селиверстова Л.И., 2012