Научная статья на тему 'Особенность познавательной самостоятельности музыканта-исполнителя'

Особенность познавательной самостоятельности музыканта-исполнителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / ARTISTIC IMAGE / COGNITIVE INDEPENDENCE / MUSIC PERFORMER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букаева Мария Александровна

Рассматриваются функции познавательной самостоятельности как единый комплекс необходимых условий для формирования творческого подхода музыканта-исполнителя к раскрытию авторского замысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букаева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the functions of cognitive independence as a united complex of necessary conditions for formation of a music performers creative approach to showing the authors intention.

Текст научной работы на тему «Особенность познавательной самостоятельности музыканта-исполнителя»

ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно [4].

Для создания творческой атмосферы в группе необходимо стремиться выявить оптимальные сообщества студентов, в которых лучше проявились бы их творческие способности. Эти знания помогут сплачивать студенческую группу. Подбор в группы, проводимый на психолого-педагогической основе, способствует, как мы считаем, созданию благоприятного морально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества.

Психологический климат на занятиях по иностранному языку необходимо не только создавать, но и поддерживать на протяжении всего обучения. Для этого мы используем различные способы: интересную информацию в содержании изучаемого материала; подбор данных, связанных с жизнью и деятельностью известных людей; включение студентов в интересную для них творческую работу; использование различного типа проблемных ситуаций; различные формы (красота, образность, эмоциональная напряженность) выражения эмоционального отношения преподавателя к учебному материалу и др.

Таким образом, на занятиях по иностранному языку важной задачей является создание комфортного психологического климата, благодаря которому в атмосфере положительного отношения преподавателя к студентам, демократической организации дела, увлеченности совместным творческим трудом происходит продуктивная педагогическая деятельность, позволяющая строить процесс обучения таким образом, чтобы он был активным, творческим, живым, учитывал интересы и склонности студентов, развивал их творческую инициативу и самостоятельность, прививал навыки самообразования. Коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной моральнопсихологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

2. Дроздикова Л.Н. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системноцелевой дифференциации обучения : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1998.

3. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Высш. шк., 1986.

4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М. : Знание, 1976.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и ср. пед. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шия-нов [и др.]. 4-е изд. М.: Академия, 2001.

6. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М. : Знание, 1987.

Formation of comfortable psychological climate in students’ group

There are described the ways of formation of comfortable psychological climate in students’ group; its base is the idea of collaboration, dialogue, partnership in relations between students and their teacher.

Key words: comfortable psychological climate, mutual understanding, steady positive relations, creative communication, creative atmosphere, pedagogical tact.

МЛ. БУКАЕВА (Волгоград)

ОСОБЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Рассматриваются функции познавательной самостоятельности как единый комплекс необходимых условий для формирования творческого подхода музыканта-исполнителя к раскрытию авторского замысла.

Ключевые слова: художественный образ, познавательная самостоятельность, музыкант-исполнитель.

Подготовка специалистов в системе профессионального музыкального образования зависит от познавательной самостоятельности, развитие которой обусловлено способностью музыканта-исполнителя воплощать художественный образ. Мы обратились к проблеме научного понимания познавательной самостоятельности музыкантов-исполнителей,

© Букаева М.А., 2012

рассматривая ее как ведущий компонент этой способности.

Воплощение художественного образа -это проникновение в авторский замысел музыкального произведения, поэтому поиск приемов и музыкально-выразительных средств исполнительского замысла связан с процессом самостоятельного познания замысла композитора. Собственное исполнительское решение возникает при творческом подходе к реализации исполнительского замысла. Феномен познавательной самостоятельности рассмотрен нами с учетом традиционных требований к музыкальному исполнительству «говорить не от себя, но по-своему», акцент при этом сделан на самостоятельности, которая в силу специфики музыкального исполнительства более всего способствует процессу воплощения художественного образа.

Анализ словарно-энциклопедической литературы показал, что самостоятельность отличают следующие характеристики: творческое, преобразующее отношение к действительности; необычность, оригинальность, своеобразие решений; целеустремленность, ответственность; способность к самоорганизации, рефлексии, поиску. В контексте исполнительской деятельности самостоятельность связана с различными вариантами художественной интерпретации, поскольку самостоятельное толкование композиторского замысла обусловлено познанием художественного образа, т.е. процессом самостоятельного поэтапного его постижения, направленным на отражение и воспроизведение этого образа в мышлении. Познание характеризуется зависимостью от чувственного содержания художественного образа, творческой природой. Самостоятельная познавательная деятельность проявляется в поиске единственно правильного варианта воплощения художественного образа. Механизм познания индивидуализируется личностью познающего, чему способствуют развитие познавательной сферы исполнителя, субъективное видение и индивидуальное постижение художественного образа, активность в познании, ориентация на уникальность исполнителя.

Анализ философских и психолого-пе-дагогических определений позволил определиться в понимании того, что познавательная самостоятельность как личностное качество, определяющее способность студента колледжа искусств воплощать художественный образ, характеризуется различными про-

явлениями субъектности, реализуется в познании авторского замысла при переходе от репродуктивной деятельности к творческой. Значение познавательной самостоятельности студента в воплощении художественного образа раскрывает ее функции: информационнонормативную, ценностную, личностно-развивающую и креативную.

Информационно-нормативная функция способствует формированию активного отношения исполнителя к творческому познанию художественного образа, что осуществляется в традициях подготовки музыкантов-исполнителей. Оптимальная развитость функции порождает такие качества личности, как самостоятельность, организованность, инициативность. При реализации функции основное внимание студент уделяет художественноаналитическому познанию музыки, развитию общей музыкальной культуры, музыкального мышления, технической оснащенности, исполнительским навыкам и теоретическим знаниям. В случае, если функция объективно не получила развития, студент испытывает определенные трудности, связанные с привычкой действовать репродуктивно, в этом случае ему необходимы инициатива, творческое отношение. При чрезмерном развитии функции образ становится схематичным, безжизненным, что вызвано преобладанием рациональных представлений над интуитивными. В этом случае с помощью различных педагогических приемов (ассоциативных, аналогий, сходства и различия, многовариантных проб), часто используемых в исполнительской практике, следует помочь вернуть студенту цельность рациональных и интуитивных представлений, эмоциональную гибкость.

Ценностная функция способствует раскрытию уникальности исполнителя, оказывает влияние на формирование ценностного отношения к знаниям, ценностномировоззренческих ориентаций в определении важности профессии. Реализация функции проходит при осмыслении художественного образа, который оценивается студентом в процессе присвоения профессиональных и общечеловеческих ценностей. оптимальная развитость порождает ответственность, активную жизненную позицию, сопровождается сильным эмоциональным переживанием. Реализации функции способствует ценностное отношение студента к знаниям, которое проявляется в устойчивой мотивации. Специфика понимания (осмысления) музыкального произ-

ведения состоит в глубоком проникновении в образ, в комплекс выразительных средств, использованных композитором [1]. Если функция не развита, студент затрудняется в определении ценности знаний как основы своего профессионального развития; образ не вызывает эмоционального переживания, мысли и эмоции не находят материального воплощения в образе; у студента не формируется жизненная позиция. Педагогическая помощь должна быть направлена на осмысление ценности образования, для чего могут быть предложены новый репертуар, концертные выступления, новые технические приемы. При чрезмерном развитии функции студент переоценивает значение теории, мало внимания уделяет исполнительской подготовке и концертной практике. Студенту следует показать различные приемы самоподготовки, сравнить различные трактовки музыкальных произведений, музыкальные образы.

Личностно-развивающая функция обеспечивает развитие интеллекта с учетом особенности музыкального мышления, развитие которого идет от образов элементарных к более углубленным и содержательным. При этом профессионально-интеллектуальная деятельность в области музыки всецело основывается на деятельности познавательной [4]. Если данная функция не развита, студент не доводит художественный образ до совершенства, затрудняется в определении перспектив своего развития в исполнительстве, не предлагает свой вариант решения. Педагогу следует настроить студента на положительный результат различными приемами: сравнения, анализа, сопоставления, противопоставления, известными в практике исполнительства. При чрезмерном развитии функции представления об образе у студента искажены; педагогу необходимо объяснить значение музыкального мышления в развитии личности музыканта-исполнителя.

Интегративной в системе выделенных нами функций является креативная функция, обеспечивающая развитие субъектности. чему способствует рефлексия как способ обращения к себе, собственным смыслам, которые и составляют основу субъектности индивида [2]. Рефлексия дает исполнителю возможность проанализировать и оценить выразительные и технические средства воплощения; осмысление их достигается в процессе изучения и сравнения своего и чужого исполнительского опыта [1]. В процессе реализации функции появляется мотивация, которая влияет на индивидуальность исполнителя, что про-

является в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах [3]. Если функция объективно не получила развитие, студент воспринимает художественный образ через общепринятые мнения или представления, поэтому сомневается в правильности принятого решения, не уверен в выборе художественных средств; при чрезмерном развитии функции исполнение становится слишком эмоциональным, мало содержательным.

Реализацию информационно-нормативной функции познавательной самостоятельности обеспечивает м о т и в а ц и о н н ы й компонент, определяющий потребности, мотивы и переживания студента, которые появляются в процессе воплощения образа, что связано с повышением внутренней мотивации, активным отношением к процессу воплощения, появлением самостоятельности, организованности и инициативности. Содержательно-операционный компо нент, реализующий ценностную функцию, обеспечивает целостность процесса воплощения, что достигается при осмыслении значимости художественного образа и определении ценностного отношения студента к исполнительству. Компонент способствует раскрытию уникальности исполнителя, оказывает влияние на ценностное отношение к знаниям, активную жизненную позицию в исполнительстве. Личностноразвивающая функция реализуется организационным компонентом, который наполняет исполнительство различными способами организации познавательной деятельности, что связано с постепенным, поэтапным усвоением знаний; контролем, оценкой, коррекцией результатов познавательной деятельности.

Каждый компонент и их сочетание обеспечивают реализацию определенной функции; по проявлениям функции в исполнительстве видно как развитие соответствующего ей компонента, так и степень их единства. Каждая из функций своими средствами воздействует на развитие определенного компонента; креативная функция, отвечающая за творчество, интегрирует все средства воздействия, что приводит к полной реализации компонентов.

Поскольку для педагогического целепола-гания важно знать не только особенность познавательной самостоятельности студентов колледжа искусств, в дальнейшем исследовании мы устанавливаем динамику ее развития, определяемую факторами и условиями.

литература

1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л. : Музыка, 1969.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия : моногр. Волгоград, 2000.

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. : Наука, 2003.

4. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М. : Сов. композитор, 1988.

Peculiarities of cognitive independence of a music performer

There are considered the functions of cognitive independence as a united complex of necessary conditions forformation of a music performer’s creative approach to showing the author’s intention.

Key words: artistic image, cognitive independence, music performer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.