ние успеваемости студентов ОГУ за счет активизации процессов адаптации студентов к обучению в вузе, развития стрессоустой-чивости личности в период экзаменов промежуточных сессий; своевременного предупреждения возможных нарушений психологического здоровья студентов за счет профилактики табакокурения, наркомании и других зависимостей, пропаганды здорового образа жизни.
литература
1. Белоусова Ю.В., Плешкова Н.Н., Брук Т.М. Современные методы выявления ранних форм наркозависимости // Влияние наркомании, таба-комании, алкоголизма и антропогенной нагрузки на здоровье населения и методы борьбы с ними : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2003. С. 28 - 30.
2. Брук Т.М., Плешкова Н.Н., Белоусов Ю.В. Физкультурно-спортивные специализации как форма первичной профилактики потребления психоактивных веществ //Теория и практика физической культуры. 2005. Вып. 7. С. 18 - 21.
3. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников : моногр. СПб., 2002.
4. Черемушникова И.И., Петросиенко Е.С., Нотова С.В. Изучение роли физкультуры и спорта в профилактике девиантных форм поведения со склонностью к агрессии // Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург : ГОУ ОГУ, 2009. С. 454 - 460.
5. Черемушникова И.И., Витун Е.В. Изучение роли физической культуры в профилактике девиантных форм поведения со склонностью к агрессии // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2009. №9(43). С. 6 - 69.
Physical culture as the form of primary prophylaxis of socially conditioned diseases of students
There is given the information that allows detecting psychoemotional predisposition of students for using PAS; assessed the level ofphysical readiness of students taking part in the research; described the role of physical culture as the form ofprophylaxis of socially conditioned diseases of students.
Key words: drug addiction, addiction to inhalants, psychoactive substance, psychological predisposition, physical culture, physical activity, risk group.
м.в. агарева
(Волгоград)
ОБРАЗ ТЕЛЕСНОГО Я - ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА
Раскрывается проблема образа телесного Я на его начальном этапе (дошкольный и младший школьный возраст). Выделены этапы воспитания образа телесного Я детей 5 - 7 лет. Обозначены цель, задачи и краткое содержание каждого из этапов.
Ключевые слова: Я, телесное Я, образ телесного Я, музыкальная деятельность, двигательный опыт.
В современных условиях модернизации и инновационного развития образовательных учреждений возникает проблема организации педагогических процессов, обеспечивающих самоопределение и самопознание ребенка. Эта проблема затрагивает переход из дошкольного образовательного учреждения в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Согласно стандартам второго поколения, готовность детей к обучению в школе при переходе от предшкольного к начальному общему образованию должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Однако, по данным В.А. Петровского и Г.И. Ягодина, в современном обществе условия воспитания таковы, что появляется высокий риск не только физических (соматических), но и психических нарушений [4]. Подобные нарушения откладывают отпечаток на личностное Я ребенка. образ телесного Я является самым ранним этапом осмысления ребенком своего Я, на которое затем «надстраиваются» другие компоненты его самосознания (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина и др.).
По данным ученых, у 85% детей соматические нарушения сводятся к отсутствию осознания ими своих физических возможностей и умений. Около 50% детей характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Сказанное подтверждается исследованиями В.А. Петровского и Г.И. Ягодина, которые отмечают необразованность
© Агарева М.В., 2012
дошкольников и первоклассников в области понимания собственных чувств и потребностей. Это означает, что дети в должной мере не знают себя, не обладают конкретными представлениями об образе телесного и духовного Я.
Результаты проведенного нами в д/с №375 и 386 г. Волгограда в 2008 г. исследования, в котором приняли участие 89 детей, свидетельствуют о том, что у 80% из них образ телесного Я не сформирован. Это проявляется в том, что дети не умеют строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства (произвольность). Осложняет ситуацию информация, полученная об эмоционально-личностных особенностях детей, по которым их можно охарактеризовать как закомплексованных, застенчивых, стеснительных, робких и скованных. Это приводит к тому, что дети затрудняются в освоении социальных норм выражения собственных чувств. Согласно В.В. Давыдову и В.А. Петровскому, единственный путь современного воспитания, позволяющий справиться с обозначенными проблемами, - это поиск эффективных средств совершенствования телеснодвигательных возможностей детей, которые формируют представления об образе телесного Я и определяют развитие когнитивной, эмоциональной и личностной сфер, что имеет первостепенное значение для подготовки ребенка к школе в предшкольный период.
Существенное значение для определения предметной области исследования имеют работы Р. Бернса, Г. Олпорта, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной, К. Кенинга, Я. Корчака и др., затрагивающие соматический аспект содержания и процесса образования, в особенности на его начальном этапе (дошкольный и младший школьный возраст).
Первоначально ребенок познает образ своего телесного Я через собственные телесные ощущения, или, по выражению Г. Олпорта, «телесную самость» [6]. В развитии самосознания С.Л. Рубинштейн выделяет несколько этапов, первый из которых связан с овладением собственным телом, возникновением произвольных движений [7; 8]. Рассматривая специфику дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), В.С. Мухина отмечает, что в основе образа телесного Я у детей -физическое овладение телом.
Опыт педагога-практика К. Кенинга показывает, что познание ребенком образа своего телесного Я определяется через совокупность чувственных ощущений, основанных на восприятии [3]. Педагог Я. Корчак исследовал манипуляции ребенка собственным телом в процессе самопознания и становления Я, например, как он изучает движения рук, когда сравнивает правую ногу в чулке с левой без чулка.
Среди отечественных ученых впервые на движение как необходимое условие жизни и деятельности детей обратил внимание И.М. Сеченов [10]. В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности [5]. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.
Работы ученых позволили сделать заключение: образ телесного Я ребенка - необходимый момент развития Я-концепции и «орган личности», и как личностное качество характеризуется осознанием физических возможностей и раскрывается через совокупность сущностных характеристик, в основе которых находятся представления о восприятии тела (зрительная картина собственного тела), телесном Я (образы-впечатления человека о себе, основанные на осознанных телесных ощущениях), схеме тела (как о неосознаваемом внутреннем представлении о структурной организации тела), образе тела (сознаваемом ментальном представлении о собственном теле, основанном на чувствительных импульсах, идущих от собственного тела), концепции тела (знания о теле).
Учитывая факт, согласно которому развитие телесно-двигательных возможностей детей формирует представления об образе телесного Я и позволяет преодолеть соматические и психические изменения детей, необходимо создавать специально организованную двигательную деятельность. В этой деятельности тело ребенка - особого рода объект его собственных переживаний, которые основаны на ярких психодинамических впечатлениях. Подобные впечатления в сознании ребенка привносит музыка в силу ее эмоциональной природы (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский и др.).
Изучение сочетания движения с музыкой представлено в исследованияхЭ. Ж.-Даль-
кроза о преодолении инертности тела ребенка [2], С. Рудневой, Э. Фиш - о постижении музыки в свободном движении [9], Т.Э. Тю-тюнниковой - об ощущении ребенком музыки телом [11].
Музыкальная деятельность формирует у ребенка представления об образе телесного Я посредством обогащения его двигательного опыта через развитие основных видов движений: движений поз, движений, связанных с передвижением, выразительных движений, семантических движений. Образ телесного Я в процессе музыкальной деятельности выступает как триединая структура, в которой представлены выражение собственного тела (экспрессивное значение), переживание тела (импрессивное значение), смысловое содержание объективной значимости тела, проявляющееся в контексте переживаемой ситуации (ситуации взаимоотношений с партнерами) через полисенсорную деятельность - «слышу, вижу, чувствую, выражаю/воплощаю».
Критерии сформированности образа телесного Я детей 5 - 7 лет мы выделили на основе базовых видов движений. Это связано с тем, что представления об образе телесного Я у детей возникают в двигательном процессе от накопления двигательного опыта через развитие основных видов движений. В качестве критериев перехода ребенка с одного уровня на другой выступают телеснодвигательный (обеспечивает движения мышечного аппарата, поддержание и изменение позы тела; движения, связанные с передвижением), телесно-экспрессивный (регулятор непосредственного проявления эмоций -мимики и пантомимики, а также эмпатии), телесно-семантический (деятельность тела понимается здесь как носитель определенного значения), телесно-импрессивный (характеризуется пониманием и определением ситуаций, приводящих к тому или иному эмоциональному переживанию, а также содержания этих переживаний).
В качестве показателей телесно-двигательного критерия выступают дифференцированные движения поз; дифференцированные движения, связанные с передвижением. Показателями телесно-экспрессивного критерия являются степень проявления экспрессии в мимике, степень проявления экспрессии в пантомимике, эмоциональная отзывчивость, эмпатия; телесно-семантического -ассоциативно-образное видение, двигатель-
ный сюжет, эмоциональная и двигательная «устойчивость»; телесно-импрессивного -конгруэнтная двигательная и вербальная формы выражения, креативная двигательная и вербальная формы выражения.
По результатам проведенной диагностики большинство детей экспериментальной (64%) и контрольной (52%) групп имеют начальные показатели сформированности образа телесного Я. Нормативный уровень характерен для детей: 35% в экспериментальной, 47% - в контрольной группе. Творческий уровень не отмечается ни в экспериментальной группе, ни в контрольной.
Формирующий эксперимент проходил в МОУ «Детский сад №375» в течение 2007 -2011 учебного года на базе старших и подготовительных групп и включал апробацию авторской программы «Воспитание образа телесного Я детей 5 - 7 лет средствами музыкальной деятельности». В процессе воспитания образа телесного Я детей 5 - 7 лет средствами музыкальной деятельности мы выделяем три взаимосвязанных этапа: сенсомо-торный, психомоторный, сознательный.
Цель первого этапа (сенсомоторного) -обогащение двигательного опыта ребенка, предполагающего формирование дифференцированных представлений детей о движениях поз и движений, связанных с передвижением, за счет установления связи между музыкой, движением и ощущениями. Основным средством освоения этого опыта на данном этапе выступает создание ситуации «Двигаюсь и ощущаю тело». В качестве вспомогательных педагогических средств выбраны напряжение и расслабление мышц, сказочки-шумелочки, наглядный показ видов движений тела педагогом с соответствующим пояснением (пружинных, маховых, плавных и др.), звучащих жестов (щелчки, хлопки, шлепки, притопы).
Результатом первого этапа процесса является то, что образ телесного Я выражается большинством детей в форме телеснодвигательного реагирования на музыку. Дети умеют выбирать соответствующие характеру музыкального произведения движения поз тела, ориентироваться во внешнем пространстве, выбирать соответствующие ситуации виды движений.
цель второго этапа (психомоторного) -формирование у ребенка выразительных движений тела (проявляющихся в мимике и пантомимике), воспроизводящих эмо-
циональную информацию, которую содержит в себе музыка. В качестве средств реализации указанной цели выступают воспитательные ситуации «создаю образ телесного Я через “раскрытие” внутреннего содержания музыки (выразительными движениями тела в мимике и пантомимике)» и «целенаправленно и умело выражаю образ телесного Я через образ музыки (выразительными движениями тела в мимике и пантомимике)», способствующие накоплению ребенком опыта выразительных движений тела через способность к эмоциональной отзывчивости на музыку. В качестве вспомогательных педагогических средств выбраны двигательная импровизация, упражнения на внимание (Э.Ж. -Далькроз), система двигательных и звуковых (дыхательные упражнения) реакций на музыку.
Результативность второго этапа заключается в том, что образ телесного Я воплощается ребенком в музыке выразительными движениями тела, которые становятся таковыми за счет эмоциональной отзывчивости на музыку; дети «считывают» эмоциональную информацию, которую содержит музыка, и ориентируются в способах ее выражения (мимике и пантомимике).
цель третьего этапа (сознательного) - формирование опыта создания детьми своих телесно-двигательных проектов, демонстрирующих собственный образ телесного Я через умения подмечать изменения в музыке (интонационные, ладовые, динамические, фактурные и т.д.) и находить им адекватное изменение в пластике тела. На этом этапе доминирующим педагогическим средством выступает ситуация «воспринимаю образ телесного Я как триединую структуру эмоциональноэкспрессивного выражения, импрессивного переживания образа, осмысления его содержания в контексте ситуации» за счет умения рассказывать о своих представлениях о музыке с последующим телесно-двигательным ее выражением. В качестве вспомогательных педагогических средств выбраны двигательная имитация и импровизация, творческие задания, сочинение коллективных рассказов, просмотр видеозаписей музыкальных занятий. Результативность заключительного этапа заключается в том, что образ телесного Я выражается ребенком в музыке креативной двигательной идеей эмоционально-образного содержания музыки (проявляющейся в выборе оригинальных двигательных сюжетов).
По результатам формирующего эксперимента мы сделали следующее заключение: качественно картина преобразилась в экспериментальной группе, где на 17% увеличилось число детей с нормативным и на 39% -с творческим (продуктивным) уровнем. В контрольной группе положительная динамика по нормативному уровню составляет 2%, по творческому - 1%. Количество детей с начальным уровнем в экспериментальной группе сократилось на 55%, в то время как в контрольной -на 0%. Таким образом, логика воспитания образа телесного Я детей 5 - 7 лет развертывается как восхождение ребенка от ощущения (переживания) своего тела в процессе расширения двигательного опыта к овладению собственным телом через целенаправленное выполнение основных видов движений (движений позы, локомоции, выразительных движений, семантических движений), к осознанию образа телесного Я через музыкальные образы (как ориентировочной основы пространственного поведения ребенка). Сформирован-ность образа телесного Я ребенка обеспечивает сформированность его Я-концепции.
Литература
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986.
2. Жак-Далькроз Э. Ритм. М. : Классика -XXI, 2006.
3. Кенинг К. Развитие чувств и телесный опыт. Лечебно-педагогические аспекты учения о чувствах Рудольфа Штайнера / пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 2003.
4. Корепанова М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве : учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград : Перемена, 2000.
5. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / под ред. М.П. Ивановой. М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
6. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. М.: КСП+. СПб.: Ювента (при участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. М. : Педагогика, 1989. Т. I
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. М. : Педагогика, 1989. Т. II.
9. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Изд. центр «Гуманитарная Академия», 2000.
10. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб. : Питер, 2001.
11. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М. : Едиториал УРСС, 2003.
Form of corporeal I - one of the components of I-conception of a child
There is revealed the issue of the form of corporeal I at its primary stage (preschool and primary school age). There are sorted out the stages of corporeal I development of children of 5-7 years old. There is noted the goal, purposes and summary of each stage.
Key words: I, corporeal I, form of corporeal I, music activity, motive experience.
М.А. БУКАЕВА (Волгоград)
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Рассмотрены возможности гуманитарных дисциплин в развитии познавательной самостоятельности музыкантов-исполнителей. Установлены способы оказания педагогической помощи в преодолении затруднений, испытываемых студентами в процессе развития познавательной самостоятельности, на каждой из стадий развития ситуации.
Ключевые слова: потенциал гуманитарных дисциплин, познавательная самостоятельность, музыканты-исполнители.
Изменения в российском обществе за последние десятилетия определили новый подход к подготовке специалистов, интеллектуально развитых, вооруженных способами усвоения знаний, самостоятельно стимулирующих процессы познания (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.), что связано с задачами формирования соответствующего строя мышления, служащего предпосылкой для освоения системы знаний более высокого порядка (С.Л. Рубинштейн). Содержание и педагогические технологии среднего профессионально-
го музыкального образования, следовательно, должны быть ориентированы на подготовку музыкантов-исполнителей, органично сочетающих в создаваемом ими художественном образе интеллект и чувства, что связано с развитием познавательной деятельности, основная задача которой - овладение знаниями и умениями в процессе воплощения образа. Образ предстает перед студентом как обобщенное художественное отражение действительности в форме конкретного явления, отождествляясь с произведением искусства, субъективным восприятием, с его воплощением. Согласно различным исследованиям познавательной деятельности, самостоятельности, активности (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Краев-ский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пид-касистый, Н.А. Половникова, Т.И. Шамов, Г.И. Щукина и др.), единства и взаимодействия чувства и разума в общем процессе человеческого познания (Л.С. Выготский), познавательная самостоятельность в нашем исследовании определяется как ведущий компонент способности студента воплощать художественный образ.
Для выявления потенциала учебных дисциплин мы разработали структурную модель познавательной самостоятельности музыкан-тов-исполнителей, в которой выделены мотивационный, содержательно-операционный и организационный компоненты. Анализ требований государственного образовательного стандарта и учебных планов, реализуемых в учебном процессе колледжа искусств, позволил определить для эксперимента гуманитарные дисциплины «История мировой культуры», «История изобразительного искусства», «История театра», благодаря которым студент должен иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни, соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации, условиях формирования личности, ее свободы и об ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды. В определении потенциала гуманитарных дисциплин мы исходили из того, что потенциал (от лат. р^епИа - сила) - это возможности, которые существуют в скрытом виде и могут проявиться при известных условиях. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии познавательной самостоятельности приведены в таблице.
© Букаева М.А., 2012