Научная статья на тему 'Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской федерации'

Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЛЬГОТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ / СИСТЕМНЫЕ РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL ENTERPRISES / INNOVATIONS / INFRASTRUCTURE / BENEFITS / INNOVATIVE PRODUCTS AND SERVICES / SYSTEMIC RISKS / GOVERNMENTAL SUPPORT FOR SMALL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусинова Н. Н., Сираждинов Р. Ж.

Рассмотрены особенности функционирования малых предприятий и особого их вида инновационных. В работе выявлены и исследованы проблемы, возникающие в процессе их функционирования, и проявление их в России. В качестве положительного опыта в работе проанализирован опыт Москвы, имеющей наиболее комфортные условия для функционирования малых инновационных предприятий, всю необходимую инфраструктуру. Однако даже Москва при всех ее финансовых и научно-технических возможностях не может предоставить всех необходимых условий для успешной реализации стратегии инновационного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE POLICY OF GOVERNMENTAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

The features of the functioning of small enterprises and their special kind innovative have been considered. The problems, arising in the process of their functioning, and their manifestation in Russia have been identified and examined in the paper. As a positive experience in the paper, the experience of Moscow has been analyzed, having the most comfortable conditions for the functioning of small innovative enterprises, all necessary infrastructure. However, even with all its financial, scientific and technical capabilities, Moscow cannot provide all the necessary conditions for the successful implementation of the country’s innovative development strategy.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской федерации»

УДК 332.142.4

JEL O38

Мусинова Нина Николаевна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация e-mail: 65651951@mail.ru

Сираждинов Рифат

Жамалетдинович

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0063-1430 e-mail: rifsir@yandex.ru

DOI10.26425/1816-42 77-2019-9-20-25

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Рассмотрены особенности функционирования малых предприятий и особого их вида - инновационных. В работе выявлены и исследованы проблемы, возникающие в процессе их функционирования, и проявление их в России. В качестве положительного опыта в работе проанализирован опыт Москвы, имеющей наиболее комфортные условия для функционирования малых инновационных предприятий, всю необходимую инфраструктуру. Однако даже Москва при всех ее финансовых и научно-технических возможностях не может предоставить всех необходимых условий для успешной реализации стратегии инновационного развития страны.

Ключевые слова: малые предприятия, инновации, инфраструктура, льготы, инновационные товары и услуги, системные риски, государственная поддержка малого предпринимательства.

Цитирование: Мусинова Н.Н., Сираждинов Р.Ж. Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации//Вестник университета. 2019. № 9. С. 20-25.

Musinova Nina

Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia e-mail: 65651951@mail.ru

Sirazhdinov Rifat

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0063-1430 e-mail: rifsir@yandex.ru

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE POLICY OF GOVERNMENTAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The features of the functioning of small enterprises and their special kind - innovative have been considered. The problems, arising in the process of their functioning, and their manifestation in Russia have been identified and examined in the paper. As a positive experience in the paper, the experience of Moscow has been analyzed, having the most comfortable conditions for the functioning of small innovative enterprises, all necessary infrastructure. However, even with all its financial, scientific and technical capabilities, Moscow cannot provide all the necessary conditions for the successful implementation of the country's innovative development strategy. Keywords: small enterprises, innovations, infrastructure, benefits, innovative products and services, systemic risks, governmental support for small entrepreneurship.

For citation: Musinova N.N., Sirazhdinov R.Zh. Features of the implementation of the policy of governmental support of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation (2019) Vestnik universiteta, I. 9, pp. 20-25. doi: 10.26425/1816-4277-2019-9-20-25

Вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во всем мире, особенно в экономически развитых странах, уделяют огромное внимание по целому ряду причин. Любое государство в процессе своего функционирования должно учитывать интересы всех своих институтов. В зависимости от принятой экономической парадигмы перераспределение добавленной (вновь созданной) стоимости может изыматься либо у хозяйствующих субъектов, либо у населения, как одного из объектов государственного и муниципального управления. В европейских странах и в странах Северной Америки основным источником финансирования государственных и муниципальных расходов является население. В развивающихся странах исторически сложилась ситуация, при которой основным плательщиком налогов являются хозяйствующие субъекты. России по наследству от СССР досталась система налогообложения, в которой

© Мусинова Н.Н., Сираждинов Р.Ж., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

основными налогоплательщиками являются хозяйствующие субъекты. За последние почти 30 лет неоднократно звучали призывы перейти к европейской системе налогообложения. Для перехода к преобладающему налогообложению населения необходимо реализовать множество условий. Основным условием перехода должно стать значительное повышение часовых ставок, то есть заработной платы, для всех категорий трудовых ресурсов. Европа к действующей в настоящее время системе налогообложения перешла в середине 1970-х гг., после известного энергетического кризиса.

Кроме того, для условий России при ее обширных территориях государственным органам управления значительно легче контролировать хозяйствующие субъекты, обладающие подконтрольными основными средствами.

В экономике вновь созданный товар или услуга на первых порах позволяют получить дополнительную ренту. Но при этом возникают системные риски: товар или услуга могут не найти сбыт в необходимых объемах и качестве. Однако хозяйствующие субъекты, особенно крупные, считают, что уже несут достаточную социальную нагрузку, направляя значительную часть вновь созданной стоимости в виде налогов в бюджеты всех уровней. Это в какой-то степени справедливо. Кроме того, неудачный старт начала производства может привести к значительным убыткам, а вполне возможно, и банкротству. С другой стороны, низкий уровень доходов населения ставит ограничения на финансирование начальных затрат для разработки новых видов продукции и услуг. Для уже выпускаемой продукции и услуг начинать новое производство и конкурировать с промышленными предприятиями, освоившими их раньше, достаточно бессмысленно, так как оно уже заранее окажется в проигрышной ситуации. Именно поэтому возникает необходимость активного участия государства в реализации инновационной политики во всех сферах экономики. Вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы и требует особого внимания со стороны органов государственного и муниципального управления.

Дополнительным фактором, влияющим на эффективность функционирования экономической системы страны в целом, является динамичность малого и среднего предпринимательства. Так, одним из основных факторов, позволивших странам выйти из мирового экономического кризиса 2008-2010 гг., была государственная поддержка предпринимателей, которые по принятым в них признакам относятся к малому предпринимательству, выразившаяся в снижении банковских и учетных ставок для организации новых производств и создания новых рабочих мест.

В большинстве стран существуют различные механизмы компенсации первоначальных затрат со стороны предпринимателей, реализующих инновационную политику по разработке и освоению производства новых товаров и услуг.

В европейских странах с целью стимулирования освоения производства новой продукции создаются специализированные фонды развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Финансирование деятельности этих фондов осуществляется за счет средств крупных корпораций. Но при этом им предоставлены соответствующие льготы по налогооблагаемой базе. Таким образом, государственные органы управления отделены от прямого участия в финансировании малого бизнеса и контроля целевого характера и эффективности расхода средств на декларируемые цели по развитию инновационного предпринимательства.

Другая концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства предполагает прямое государственное (чаще всего бюджетное) финансирование и, соответственно, его контроль за целевым характером и эффективностью расходов на развитие малого и среднего предпринимательства.

Каждая из упомянутых систем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. Первый вариант государственной поддержки позволяет реализовать в достаточно больших объемах общественный контроль за расходами средств, но это требует, в свою очередь, привлечение широкого круга экспертов, деятельность которых должна быть вознаграждена. Кроме того, эти эксперты должны быть независимы. Это далеко не всегда может быть реализовано: как правило, лучшие и наиболее квалифицированные специалисты работают, напрямую или косвенно, на крупнейшие корпорации. Таким образом, крупнейшие корпорации чаще всего находятся в курсе новейших изысканий в сфере своих интересов.

Прямое государственное финансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства имеет свои подводные камни в реализации своих целей. Необходимо учесть, что возможности бюджетов далеко не всегда безграничны. Поэтому финансирование этих мероприятий осуществляется далеко не в первую очередь и зависит от социальной ориентации государства. При этом при возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации сокращение расходов на цели государственной поддержки малого предпринимательства

происходит в первую очередь. Для объективной оценки результатов инвестиций в поддержку малого предпринимательства необходимо также привлечение независимых экспертов, которые могут быть заранее ангажированы. Кроме того, для централизованной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства большую роль играют ее организационные механизмы функционирования.

В Российской Федерации в соответствии с системой государственных нормативных актов функционирует трехуровневая система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [1].

В зависимости от значимости и общности задач и проблем, стоящих перед субъектами, формируются федеральные, региональные и муниципальные программы. Их финансирование осуществляется из средств бюджетов соответствующего уровня. Таким образом, из финансовых возможностей субъектов федерации формируется программа поддержки малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время государственная политика в сфере поддержки носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, практически во всех субъектах федерации создаются специальные структуры, реализующие государственную политику поддержки малого и среднего предпринимательства, с другой стороны, значительно меняются налоговые правила и ставки. В последние годы были увеличены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и другие платежи, введен торговый сбор, отменены льготы по налогу на имущество организаций для предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы, в большинстве субъектов федерации были изменены требования по оценке условий труда, произвольно изменены схемы размещения нестационарных торговых точек и т. д. [5].

Из анализа опыта государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России можно сделать выводы о том, что наибольшее влияние эта политика имеет в Москве.

В Москве все мероприятия организационного характера и финансирование их реализуются через Фонд поддержки промышленности и предпринимательства [9; 12]. Его учредителем является Департамент инвестиционной и промышленной политики Москвы. Этот фонд рассматривает все заявки на конкретный проект, оценивает их эффективность и выдает необходимые рекомендации по финансовой поддержке мероприятий. Фонд поддержки промышленности и предпринимательства также может рекомендовать оптимальную дислокацию малому предприятию и возможных поставщиков и подрядчиков для производства комплектующих и выполнения подрядных работ. Так, по состоянию на 1 апреля 2019 г. благодаря фонду:

- малые и средние предприятия получили гарантии на 72,2 млрд рублей, что позволило им получить финансовые средства в необходимом объеме для организации производства новой продукции;

- заявители из числа малых и средних предприятий смогли получить финансирование в объеме 142,2 млрд рублей, при этом было выдано 10 379 поручительств [11].

Как мы уже отмечали выше, малым и средним предприятиям весьма тяжело конкурировать с крупными в части эффективного освоения новой продукции или услуги. В современных условиях роль научных открытий и исследований постоянно возрастает, потому что благодаря созданию различных инноваций государство обеспечивает конкурентоспособность и значимость своей экономики на международной арене. При этом крупным предприятиям с учетом их роли в решении социальных задач общества реализацию рисковых стратегий, особенно в долгосрочной стратегии нецелесообразно даже с учетом финансовых льгот и преференций.

Ускорение темпов технического прогресса, которые в свою очередь являются результатом проявления активности многих субъектов, желающих получить преимущества за счет быстрого внедрения в производство новых технологий и новой продукции, приводит к усилению конкуренции. Благодаря усилению конкуренции предприятия, в том числе малые, могут выжить в конкурентной борьбе, лишь проводя активную инновационную политику. Как показывает мировая история, именно малые предприятия и отдельные граждане в ХХ в. стали авторами многих важнейших изобретений, как-то: телевидение, установки кондиционирования воздуха и многие широко используемые в настоящее время изделия [7].

Несмотря на особую значимость, деятельность малых инновационных предприятий, как особой формы малого предпринимательства, характеризуется огромными рисками и большими первоначальными затратами, которые требуются для развития инновационной сферы.

Именно для снижения системных рисков в экономике в Москве, имеющей самый большой научно-технический потенциал, создана инфраструктура государственной поддержки и развития малых инновационных предприятий, способных двигать экономику страны вперед [4].

Малые инновационные предприятия - относительно новое экономическое явление в России, которое родилось из кооперации труда наиболее активных граждан.

В научной литературе еще не устоялся термин «малое инновационное предприятие». За рубежом существуют разные определения этого понятия: малое инновационное предприятие (англ. innovative SME); высокотехнологичная фирма (англ. high technology firm); фирма использующая новейшие технологии (англ. new technology-based firm, NTBF); фирма, базирующаяся на использовании научных знаний (англ. knowledge-based firm); «эксплерент» - фирма-новатор, которая использует рисковые технологии.

По определению Д. В. Грибова, под малым инновационным предприятием, следует понимать предприятие (организацию), имеющее статус малого предприятия, проводящее научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью разработки нового продукта, потенциально востребованных на рынке, и успешно проводящих инновационную политику в среднесрочном периоде [6].

Отраслевым органом исполнительной власти Москвы, отвечающим за государственную политику в сфере поддержки и развития предпринимательства и инновационной деятельности, а также создания инфраструктуры является Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Он занимается поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве [3].

На начало 2018 г. в Москве было зарегистрировано более 1 600 объектов, относящихся к инновационной инфраструктуре города, в том числе: технопарки, особая экономическая зона, частные и государственные бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы, коворкинги, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования научным и технологическим оборудованием, центры прототи-пирования и центры молодежного инновационного творчества.

Все эти объекты инновационной структуры города должны решать следующие задачи:

- правовая и организационная защита прав и интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

- максимальное снижение, при возможности полная ликвидация административных барьеров для реализации возможностей по свободному предпринимательству;

- формирование доступа к информационному пространству всей предпринимательской инфраструктуры;

- организация «доброжелательного» взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти для реализации всех возможностей предпринимательства.

В современной российской практике по источникам финансирования «родительских» корней выделяют три вида малых инновационных предприятий. Один из них - полностью самостоятельные. Они создаются за счет собственных или заемных средств учредителей, то есть фирм «бизнес-ангелов», федерального и регионального бюджета. Деятельность этих предприятий нацелена на реализацию инновационной политики полного цикла. Этот вид малых инновационных предприятий называют внешними венчурами. Они могут обладать весьма серьезным научно-техническим потенциалом, высокой инновационной активностью. Они могут обеспечить основу структурной перестройки производства, формируя наиболее перспективные направления инноваций инвестиций, стимулируя в максимальной степени конкуренцию, тем самым подстегивая в целом инновационную активность в стране.

Инновационные предприятия могут создаваться на первоначальном этапе в виде структурных инновационных подразделений корпораций - это так называемые внутренние венчуры. После завершения проекта эти предприятия могут быть ликвидированы в случае неудачных попыток и отрицательных результатов, а могут выделиться из состава научных промышленных организаций при положительном итоге разработок. В нашем случае это уже третий тип малых инновационных предприятий. Это так называемые «спин-оф-фы» (англ. spin-off). Фирмы «спин-офф» - это малые инновационные предприятия, которые организуются с целью коммерческого внедрения результатов научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов (например, военных, космических). Чаще всего при этом используются технологии двойного назначения, то есть при небольшой модификации продукция используется и в гражданском, и в военном производстве. Наиболее ярким и успешным примером является реализация сети «Интернет», как развития средств управления действиями войск на поле боя. Они могут реализовываться при целом ряде условий. Прежде всего, для этих типов малых инновационных предприятий должны быть свободные денежные средства у первоначального инвестора, что в современной России невозможно.

Неустойчивость всех инновационных предприятий, и в особенности малых, связана с недостатком финансовых ресурсов для реализации своих инновационных проектов. Очень часто это приводит к зависимости от инвесторов: государства, крупного бизнеса, финансово-кредитных институтов [8].

Кроме этих факторов внешней среды функционирования малых инновационных предприятий, их внутренняя среда характеризуется слабой производственной инфраструктурой. С другой стороны, малые предприятия вообще, а инновационные в особенности, являются неотъемлемой частью любой экономической системы и поэтому должны взаимодействовать со всеми хозяйственными структурами (крупными, средними предприятиями, системой образования, науки, общественными организациями, органами власти и т. п.). Для этого государству необходимо создать все необходимые условия для успешного развития этого вида хозяйствующих объектов. В большей мере успех их функционирования и развития зависит от государства, от того, как оно регулирует и поддерживает их деятельность [2].

Реализация заявленной стратегии инновационного развития экономики в полном объеме должна учитывать, в том числе, подготовку специалистов государственного и муниципального управления с выработкой необходимых компетенций [9; 10; 12].

Библиографический список

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 23.07.2019).

2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 08.12.2011 г. № 2227-р (ред. от 18.10.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 23.07.2019).

3. Постановление Правительства Москвы «Об утверждении положения о Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы» от 26 09.2018 г. № 1177-1II 1//Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/dpir/functiono-departamente/polozhenie-o-departamente-predprinimatelstva-i-innovacionnogo-razvitia-goroda-moskvy/ (дата обращения: 23.07.2019).

4. Устав//Московский Фонд поддержки промышленности и предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mfppp.ru/upload/docs/statute_new_fund.pdf (дата обращения: 23.07.2019).

5. Бронникова, Т. С. Основные направления инновационного развития промышленности: монография / Т. С. Бронникова, В. А. Горемыкин. - М.: Русайнс, 2016. - 280 с.

6. Грибов, Д. В. Малое инновационное предпринимательство и его роль в реализации стратегии инновационного развития России / Д. В. Грибов. - М.: Русайнс, 2015. - С. 129.

7. Губернаторов, А. М. Динамика инновационного развития экономики и управления / А. М. Губернаторов. - М.: Русайнс, 2017. - 104 с.

8. Ильчиков, М. З. Проблемы инновационного развития экономики России. Теоретические аспекты / М. З. Ильчиков. -М.: КноРус, 2017. - 120 с.

9. Мусинова, Н. Н. О компетентностном подходе в организации местного самоуправления в России / Н. Н. Мусинова, Р. Ж. Сираждинов//Вестник университета. - 2013. - № 20. - С. 86-91.

10. Семкина, О. С. Реализация компетентностных методов в подготовке государственных и муниципальных служащих / О. С. Семкина, Р. Ж. Сираждинов//Вестник университета. - 2014. - № 7. - С. 232-236.

11. Официальный сайт Московского Фонда поддержки промышленности и предпринимательства [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://mfppp.ru/about/opisanie-deyatelnosti/ (дата обращения: 23.07.2019).

12. Официальный сайт Штаба по защите бизнеса в городе Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. shtab.mbm.ru/about (дата обращения: 23.07.2019).

References

1. Federal'nyi zakon "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii" ot 24.07.2007 g. № 209-FZ (red. ot 27.12.2018 g.) [Federal Law "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" dated July 24, 2007№ 209-FZ (as amended on December 27, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 23.07.2019).

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF "Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda" ot 08.12.2011 g. № 2227-r (red. ot 18.10.2018 g.) [The order of the Government of the Russian Federation "On approval of the Strategy for innovative development of the Russian Federation for the period until 2020" dated December 12, 2011 № 2227-r (as amended on October 18, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www. consultant.ru/cons/ (accessed 23.07.2019).

3. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy «Ob utverzhdenii polozheniya o Departemente predprinimatel'stva i innovatsionnogo razvitiya goroda Moskvy» ot 26 09.2018 g. № 1177-PP [Decree of the Government of Moscow "On approval of the regulations on the Department ofEntrepreneurship and Innovative Development of the City of Moscow" dated September 9, 2018, № 1177-PP]. Ofitsial'nyi sait Mera Moskvy [Official website of the Mayor of Moscow]. Available at: https://www.mos.ru/dpir/function/o-de-partamente/polozhenie-o-departamente-predprinimatelstva-i-innovacionnogo-razvitia-goroda-moskvy/ (accessed 23.07.2019).

4. Ustav. Moskovskii Fond podderzhki promyshlennosti i predprinimatel'stva [The Charter of the Moscow Fund for Support of Industry and Entrepreneurship]. Available at: https://mfppp.ru/upload/docs/statute_new_fund.pdf (accessed 23.07.2019).

5. Bronnikova T. S., Goremykin V. A. Osnovnye napravleniya innovatsionnogo razvitiya promyshlennosti [The main directions of innovative development of the industry]. M.: Rusains, 2016. 280 p.

6. Gribov D. V Maloe innovatsionnoe predprinimatel'stvo i ego rol' v realizatsii strategii innovatsionnogo razvitiya Rossii [Small innovative entrepreneurship and its role in the implementation of the strategy of innovative development of Russia]. M.: Rusains, 2015. 129 p.

7. Gubernatorov A. M. Dinamika innovatsionnogo razvitiya ekonomiki i upravleniya [Dynamics of innovative development of economics and management]. M.: Rusains, 2017. 104 p.

8. Il'chikov M. Z. Problemy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii. Teoreticheskie aspekty. [Problems of innovative development of the Russian economy. Theoretical aspects]. M.: KnoRus, 2017. 120 p.

9. Musinova N. N., Sirazhdinov R. Zh. O kompetentnostnom podkhode v organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossii [On the competence approach in the organization of local self-government in Russia]. Vestnik universiteta, 2013, I. 20, pp. 86-91.

10. Semkina O. S., Sirazhdinov R. Zh. Realizatsiya kompetentnostnykh metodov v podgotovke gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh [The implementation of competence-based methods in the training of state and municipal employees]. Vestnik universiteta, 2014, I. 7, pp. 232-236.

11. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Fonda podderzhki promyshlennosti i predprinimatel'stva [The official website of the Moscow Fund for Support of Industry and Entrepreneurship]. Available at: https://mfppp.ru/about/opisanie-deyatelnosti/ (accessed 23.07.2019).

12. Ofitsial'nyi sait Shtaba po zashchite biznesa v gorode Moskve [Official website of the Headquarters for the Protection of Business in the city of Moscow]. Available at: http://www.shtab.mbm.ru/about (accessed 23.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.