Особенности реализации модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования
Печерский Юрий 1/Ъанович
соискатель, Институт психологии и образования, ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический
университет им. ПЛ. Семенова-Тян-Шанского"
398020, Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, 42 ЕЗ y.i.pechersky@mail.ru
Статья из рубрики "Знание и понимание"
Аннотация. Предметом исследования данной статьи являются особенности реализации модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов, которые возникают в процессе подготовки бакалавров образования. Объектом исследования - студенты педагогического вуза. В статье представлена модель формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования. Рассматривается сущность профессионально-личностных конфликтов, а также особенности реализации функций в структуре личностно-профессионального конфликта; описаны конфликтологические компетенции в сфере разрешения педагогических конфликтов, а также выявлены особенности применения системно-деятельностного подхода. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы психолого-педагогического исследования, а именно аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод, индуктивный метод, моделирование и интерпретационно-описательные методы. Автор подробно рассматривает структуру и содержание модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования, а также уровни и критерии сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов. В завершении, автор подчеркивает, что процесс формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования производится посредством реализации образовательного и воспитательного воздействия преподавателей вузов на основе системно-функционального подхода. Новизна исследования заключается в авторской модели формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у студентов педагогического вуза, которая конкретизирует и дополняет имеющиеся теоретические разработки в области конфликтологии и педагогики.
Ключевые слова: образование, профессионально-личностный конфликт, компетенции, формирование компетенций, разрешение конфликтов, бакалавр образования, педагог, развитие личности, студенты, будущий педагог
DOI: 10.25136/2409-8736.2017.4.24836
Дата направления в редакцию: 26-11-2017
Дата рецензирования: 26-11-2017
Проблема профессионального самоопределения студентов имеет высокий научный интерес, поскольку определяется большим количеством разнообразных факторов и составляющих, оказывающих на нее влияние. Социальные и психолого-педагогические исследования последних десятилетий указывают на обострение противоречий в процессе подготовки будущих педагогов. Обострение противоречий приводит к возникновению конфликтов, которые присущи образовательному процессу в высшем учебном заведении и составляют практическое выражение противоречивости этого процесса.
Готовность педагогов к разрешению противоречий и конфликтов в образовательном процессе вуза является одним из ключевых показателей его профессиональной компетентности. Особенно важна значимость конфликтологических умений и знаний педагога в том, чтобы научить студента правильной реакции на конфликт с одногруппниками, адекватно оценивать свое поведение и поведение других в конфликтной ситуации, умея правильно выбирать конструктивные способы выхода из него Г2, с. 67-711.
В процессе самоопределения студентов в образовательном процессе вуза важно проводить работу педагогов по выявлению осознанности студентом себя как профессионала, учитывая персональные особенности, а также мотивы и интересы. Большую роль в профессиональном становлении будущих студентов играет планирование профессионального развития на этапе обучения в вузе, а также в ходе
профессиональной деятельности [3, с- 49].
Раскрывая сущность профессиональных конфликтов, стоит отметить, что они не связаны с конкретным местом работы, а являются сквозными для коллег определённой специальности, в данном случае педагогической деятельности. В качестве примера можно привести деятельность педагога, в которой присутствуют разногласия с учащимися, их родителями, контролирующими и проверяющими инстанциями, администрацией и руководством.
Профессиональный конфликт представлен в виде открытого предъявления противоречий между профессионалами в педагогической сфере деятельности, где взаимодействие участников направлено на развитие теоретических моделей, поиск недочетов и проблем в социальной организации или в организме в целом. Предметом противоречия в рамках профессионального конфликта выступают методологические принципы, а также знания и технологии, которые позволяют развиваться профессионалу и существенно углублять профессиональные знания. Отметим, что профессиональные конфликты свойственны только среде профессионалов, а поэтому они ограничены профессиональной педагогической сферой деятельности.
В общем виде реализация аспектов и функций в структуре личностно-профессионального развития представлена в таблице 1.
Таблица 1
Реализация аспектов и функций в структуре личностно-профессионального развития
Реализует
Аспект Ха ракте ристи ка
функции , , .....-
Мотивационно- ценностный аспект Целеобразующая, интегративная и рефлексивная функции Определяет общий стиль педагогической деятельности, способствуя повышению уровня осознания личностью определенных ценностей профессии и активного стремления будущего учителя к саморазвитию и самоутверждению в педагогическом творчестве
Рефлексивно- оценочный аспект Рефлексивная, из б ира те льно -нормативная и гносеологическая функции Определяет способность студентов к рефлексии профессиональной деятельности, оценке ситуаций профессионального содержания в ходе обучения
Эмоционально-волевой аспект Волевая и из б ира те льно -нормативная функция О ка з ыв а е т в лия ние на с по с обнос ть ч е ло в е ка к с о з на те льной саморегуляции, способствующей мобилизации личности, а также активного использования своих возможности для достижения поставленных перед ним профессиональных целей
Деятельностно- практический аспект Избирательно-нормативная и гносеологическая функции Определяют способы целостного самоопределения, самовыражения личности в профессии
Структурно- содержательный аспект Гносеологическая, интегративная и из б ира те льно -нормативная функции Основана на необходимости овладения студентами знаний, способствующих формированию базы для реализации личностью преобразований, направленных на процессы самореализации в процессе педагогической деятельности
Таким образом, создание благоприятных условий для будущих педагогов при развитии профессиональных компетенций в период студенчества представляет собой важнейшую цель системы образования. Огромное значение в понимании факторов возникновения профессионально-личностных конфликтов имеет педагогическая среда, которая в общенаучном и практическом аспектах рассматривается как важнейшая часть социокультурной среды. При решении прикладных проблем педагогическая среда рассматривается через целевой и функциональный аспекты. В этом смысле педагогическая среда является «педагогически организованной системой условий, а также влияний и возможностей в целях удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и связи их с системой жизненных ценностей» [5, с 30-441.
В связи с этим важнейшей является не проблема профессиональных компетенций педагога, а его способность к непрерывному обучению, целью которого является рост профессионализма личности, а также развитие коммуникативной гибкости, способность наиболее эффективно реагировать в случае возникновения конфликтных ситуаций, а также отвечать на возникающие вызовы. Проблематика, возникающая в педагогической сфере, связана с постоянным технологическим усложнением образовательной
деятельности и, как следствие, изменением ее психологической структуры.
В результате реализации методической составляющей конфликтологической подготовки бакалавров образования, у них должны быть сформированы необходимые конфликтологические компетенции в сфере разрешения педагогических конфликтов, включая:
- понимание логики организации и реализации методики проведения исследования профессионально-личностного конфликта;
- владение всей системой представлений о методических составляющих в ходе разрешения профессионально-личностного конфликта;
- развитие способностей к принятию решений, в сфере разрешения профессионально-личностных конфликтов, основываясь на имеющемся арсенале методических приемов и техник конструктивного разрешения профессионально-личностного конфликта [1, с-86-881.
Для построения модели возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования мы будем опираться на применение системно-деятельностного подхода. Данный подход позволяет представить процесс возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования в виде педагогической системы и даст возможность разработать модель, включающую функциональные структурные блоки. Модель позволит обоснованно определить элементы содержания образования, а также методы и формы организации учебного процесса при взаимодействии студентов и преподавателей. Также модель возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования позволит представить его во всем многообразии связей целостной системы и составляющих ее элементов, постоянно развивающихся во времени.
Модель возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования представляет собой логическую завершенную систему педагогического процесса, который направлен на приобретение студентом личностно важных качеств, а также на образовательную подготовку будущих педагогов, способных ориентироваться в конфликтной ситуации.
Структура и содержание модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Модель формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования
Целевой блок
Цель - сформировать навыки по разрешению профессионально-
личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров
образования
Подходы: системно- Принципы: с ис те мно с ти,
функциональный, системно-ролевой целостности, социального
партнерства, синергетизма в
в о с пита нии лич но с ти,
112
саморазвития
О р г а низ а цио нно-с оде рж а те льный бло к
В контексте аудиторной деятельности
В контексте внеаудиторной деятельности
В контексте самостоятельной деятельности
Занятия по учебным
дисциплинам «Конфликтология», «Психология», «Педагогика»
Факультативы: «Взаимодействие в группе», «Эффективная работа в команде», мастер-класс «Эффективные методы разрешения конфликтов», культурные мероприятия
Активизация самостоятельной работы студентов по составлению и
реализации индивидуальных программ формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов
Системно-функциональный блок
Воспитательные функции
Ме то ды в о с пита те льно й ра б о ты
Критерии оценки в ос пита те льно й ра б о ты
1 этап. Подготовка педагогического состава к процессу формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов
2 этап. Подготовка студентов к процессу формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов
3 этап. Реализация процесса формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов
4 этап. Анализ результатов деятельности, направленной на формирование компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов
5 этап. Корректировка и совершенствование деятельности, направленной на формирование компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов
Оценочно-результативный блок
Уровни сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов:
Низкий «исходный»
Средний «базовый»
Высокий «развитый»
Результат: сформированность компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования
Структурно-функциональная модель возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования основывается на принципах системности, целостности, социального партнерства, синергизма в воспитании личности, саморазвития. Модель включает взаимосвязанные блоки -целевой, организационно-содержательный, системно-функциональный и оценочно-результативный.
Целью модели является формирование навыков по разрешению профессионально-
личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования. Задачами модели:
- формирование качеств по разрешению профессионально-личностных конфликтов;
- формирование бесконфликтного поведения;
- формирование способности к быстрому адекватному реагированию в конфликтной ситуации, а также самоанализу;
- воспитание организованности, ответственности, пунктуальности.
В рамках организационно-содержательного блока перед нами стоит задача определения основных параметров проведения педагогических воздействий в рамках разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования. А именно, нами определено, что обучающее воздействие будет реализовываться в рамках нескольких блоков: аудиторной работы, внеаудиторной работы и самостоятельной работы студентов. В соответствии с личностно-ориентированным подходом, всестороннее развитие личности студента в процессе профессионального обучения приобретает первоочередное значение. Именно в коллективе и на примере реального взаимодействия между участниками группы мы можем отследить процессы возникновения конфликтов и способности студентов по сглаживанию последствий возникновения таких конфликтных ситуаций.
В контексте аудиторной деятельности можно выделить занятия по учебным дисциплинам «Конфликтология», «Психология» и «Педагогика». Содержание учебных программ по данным занятиям предполагает не только обучающее, но также и воспитательное воздействие, оказываемое на студентов в ходе изучения материала с преподавателем на регулярно проводимых учебных занятиях, а также в рамках практической отработки полученных навыков на практических занятиях, которые будут проходить в форме игр, тренингов, коллективного обсуждения возникающей конфликтной ситуации.
В контексте внеаудиторной деятельности можно выделить факультатив «Взаимодействие в группе», «Эффективная работа в команде», мастер-класс «Эффективные методы разрешения конфликтов», культурные мероприятия. Содержание программ, по которым будут проводиться культурные мероприятия, факультативы и мастер-классы, включающие в себя воспитательное воздействие, непосредственно направленное на формирование навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов вне регулярных предметных занятий. Заметным отличием в данном случае будет узкая направленность на конкретный аспект воспитательного воздействия, заключенный в тематике каждого занятия.
В рамках самостоятельной деятельности студентов моделью предусматривается самостоятельная работа студентов по составлению и реализации индивидуальных программ, направленных на формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов, развитие компетенций студентов по эффективному межличностному взаимодействию (форумы, web-сайты, чаты), направленных на активизацию самостоятельной сознательной активной деятельности по развитию бесконфликтного поведения. Особенность данной формы работы заключается в акцентировании сознательного бесконфликтного поведения студентов в возникающей конфликтной ситуации в рамках повседневной деятельности.
Ядром модели выступает системно-функциональный блок, который включает в себя
методы и содержание деятельности педагогов высшего учебного заведения, направленных на формирование навыков по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования.
Следующим важнейшим блоком модели является оценочно-результативный, целью которого является определение степени эффективности модели по формированию навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования. В данном блоке содержатся показатели, критерии и уровни сформированности навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования. При этом моделью предусматривается несколько уровней сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в соответствии с критериями, представленными в таблице 3.
Таблица 3
Уровни и критерии сформированности компетенций
по разрешению профессионально-личностных конфликтов
Уровни Критерии
Низкий Низкий уровень конфликтной компетентности предполагает наличие менее 40% навыков поведения в конфликтной ситуации
Средний Средний уровень конфликтной компетентности предусматривает наличие от 50% до 70% навыков поведения в конфликтной ситуации
Высокий Высокий уровень развития конфликтной компетентности соответствует наличию более 70% навыков поведения в конфликтной ситуации
Уровни сформированности конфликтной компетентности будущих преподавателей определяются в соответствии с системой следующих критериев:
1) отсутствие боязни участия в разрешении конфликтной ситуации;
2) осознание важности умений преподавателя эффективно действовать в конфликтной ситуации;
3) умение ориентироваться в психологических особенностях протекания конфликтных ситуаций и иметь навыки их разрешения;
4) наличие способности искусственного создания и разрешения конфликтных ситуаций в обучающих целях;
5) способности к умелому удерживанию конфликтного взаимодействия;
6) умение адекватно оценивать собственные способности к разрешению конфликта и умению эффективно участвовать в конфликтной ситуации;
7) наличие регламентированного порядка разрешения конфликтных ситуаций, принятого в данном образовательном учреждении;
8) стремление будущего педагога к овладению всеми навыками конфликтной компетентности [4, с- 494'4991.
Низкий уровень сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов является характерным для студентов, которые имеют навыки поведения в конфликтном состоянии на начальном уровне. Они обладают знаниями, но не всегда могут применить их на практике, заводя конфликт в такую стадию, когда его разрешение практически невозможно. Таким образом, они являются индивидами достаточно конфликтными и не способными брать на себя ответственность за разрешение конфликта, они избегают конфликтные ситуации и часто имеют низкий уровень развития организационных навыков, пассивны при взаимодействии с другими людьми.
Средний уровень сформированности навыков и компетенций по разрешению конфликтных ситуаций имеют те студенты, которые обладают достаточными теоретическими знаниями по выбору модели поведения в какой-либо конфликтной ситуации. Они обладают способностью выбирать эффективную стратегию поведения при разрешении конфликтной ситуации, способны адекватно реагировать на критику. Данная группа студентов является достаточно общительными и миролюбивыми, много самостоятельно работают над разрешением собственных внутренних противоречий, а также проводят большую самостоятельную работу по изучению психологических особенностей поведения других людей в конфликтных ситуациях.
Высокий уровень сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов имеют студенты, которые обладают как высоким уровнем теоретических знаний в вопросах поведения в конфликтной ситуации, так и четко могут разрешить практически любую возникающую конфликтную ситуацию. Данная группа является наиболее активной в вопросах обучения: они посещают все аудиторные и внеаудиторные занятия, активно участвуют в дискуссиях, часто сами инициируют мероприятия, активно проводят самостоятельную работу по усилению навыков и компетенций. Данная группа обладает характеристиками активности, общительности, высокого уровня эмпатии, имеют активную жизненную и гражданскую позиции, наиболее заинтересованы учебе и саморазвитии; им нравится их будущая профессия, и они серьезно подходят к своей будущей профессиональной деятельности. Также студенты данной группы имеют высокий уровень развития организаторских и коммуникативных навыков.
Конечным результатом внедрения модели формирования навыков по разрешению профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования должна стать сформированность компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования.
Таким образом, представленная модель формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов бакалавров образования конкретизирует и дополняет имеющиеся теоретические разработки в области конфликтологии и педагогики, и представляет собой совокупность последовательно реализуемых блоков, а также методов, применяемых в рамках подготовки педагогического состава к обучающему и воспитательному воздействию их на студентов-бакалавров. Процесс формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования производится посредством реализации образовательного и воспитательного воздействия преподавателей вузов на основе системно-функционального подхода.
Библиография
1. Базелюк В. В. Структура конфликтологической подготовки будущего учителя к
разрешению педагогических конфликтов / В. В. Базелюк // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 3 (40). - С. 86-88.
2. Болтунова Г. М. Подготовка бакалавров к разрешению конфликтных ситуаций в образовательном процессе ДОУ / Г. М. Болтунова // Наука и современность, 2014. -№ 29. - С. 67-71.
3. Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение студентов ВУЗа в контексте индивидуализации и персонификации образования / Е. Ю. Валитова, В. А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал, 2014. - № 6. -С. 68-73.
4. Волчек В. В. Конфликтная компетентность преподавателя / В. В. Волчек // Молодой ученый, 2014. - №7. - С. 494-499.
5. Панов В. И. Одарённые дети: выявление - обучение - развитие / В. И. Панов // Педагогика, 2001. - № 4. - С. 30-44.
6. Печерский Ю. И., Елисеев В. К. Диагностика и коррекция внутриличностных конфликтов студентов педагогического вуза как условие предупреждения их профессионального выгорания / Ю. И. Печерский, В. К. Елисеев // Казанский педагогический журнал, 2016. - №2. - С. 169-172.
7. Печерский Ю. И. Влияние деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности будущего педагога / Ю. И. Печерский // Психолог. 2017. - № 1. - С. 27-36.
8. Печерский Ю. И. Влияние конструктивных внутриличностных конфликтов на развитие личности студентов педагогического вуза / Ю. И. Печерский // Психология и психотехника, 2016. - №6 (93). - С. 517-521.
9. Печерский Ю. И. Теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования / Ю. И. Печерский // Педагогика и просвещение. 2017. - № 2. - С. 96-103.