Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
поликультурное образование / межкультурное образование / личность / социокультурная идентичность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина А. А.

Как известно, поликультурное общество неизбежно приводит к сосуществованию людей, происходящих из разных миров и обладающих традициями и культурой, которые могут быть значительно далеки от тех, которые привычны большинству. Целью данной работы было рассмотрение особенностей реализации межкультурного образования посредством развития личности и социокультурной идентичности. Для реализации цели работы в статье рассмотрены поликультурная модель образования, представлены способы и действия, способствующие переходу от поликультурного к межкультурному типу обучения. Выявлено, что идентичность это динамичная реальность, развивающая в людях новые характеристики, не стирая уже существующие. Она воплощает в себе два фундаментальных измерения: отношения с самим собой и отношения с другими людьми. Сделан вывод о том, что центром межкультурного образования является личность как она есть, то есть уникальный и неповторимый индивид, относящийся на равных к другому человеку, такому же уникальному и неповторимому, как и он сам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-177-180 NIION: 2018-0076-3/22-533 MOSURED: 77/27-023-2022-3-732

КОРЯКИНА Анжелина Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент СВФУ им. М.К.Аммосова, e-mail: koryakina1@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Как известно, поликультурное общество неизбежно приводит к сосуществованию людей, происходящих из разных миров и обладающих традициями и культурой, которые могут быть значительно далеки от тех, которые привычны большинству. Целью данной работы было рассмотрение особенностей реализации межкультурного образования посредством развития личности и социокультурной идентичности. Для реализации цели работы в статье рассмотрены поликультурная модель образования, представлены способы и действия, способствующие переходу от поликультурного к межкультурному типу обучения. Выявлено, что идентичность - это динамичная реальность, развивающая в людях новые характеристики, не стирая уже существующие. Она воплощает в себе два фундаментальных измерения: отношения с самим собой и отношения с другими людьми. Сделан вывод о том, что центром межкультурного образования является личность как она есть, то есть уникальный и неповторимый индивид, относящийся на равных к другому человеку, такому же уникальному и неповторимому, как и он сам.

Ключевые слова: поликультурное образование, межкультурное образование, личность, социокультурная идентичность

KORIAKINA Anzhelina Anatolyevna,

PhD in Philosophy, Associate Professor, North-Eastern federal university

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF INTERCULTURAL

EDUCATION

Annotation. ^s you know, a multicultural society inevitably leads to the coexistence of people who come from different worlds and have traditions and cultures that can be far from those familiar to the majority. The purpose of this work was to consider the features of the implementation of intercultural education through the development of personality and socio-cultural identity. To achieve the goal of the work, the article considers a multicultural model of education, presents methods and actions that contribute to the transition from a multicultural to an intercultural type of education. It was revealed that identity is a dynamic reality that develops new characteristics in people without erasing existing ones. It embodies two fundamental dimensions: relationships with oneself and relationships with other people. It is concluded that the center of intercultural education is the personality as it is, that is, a unique and unrepeatable individual who is equal to another person, as unique and inimitable as himself.

Key words: multicultural education, intercultural education, personality, sociocultural identity.

Введение

Как известно, поликультурное общество неизбежно приводит к сосуществованию людей, происходящих из разных миров и обладающих традициями и культурой, которые могут быть значительно далеки от тех, которые нам привычны. Поликультурная реальность, которая еще не всеми принята и оценена, должна найти те пути, которые могут способствовать развитию непредубежденного мышления по отношению к тем, кто отличается от нас и развивается в реальном межкультурном измерении.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Целью данной работы было рассмотрение особенностей межкультурного образования посредством развития личности и социокультурной идентичности.

Поликультурная модель образования

Для реализации цели работы рассмотрим основы, благодаря чему межкультурное образование актуализировалось в последнее время.

Рассмотрим модель поликультурного образования Бэнкса. Как известно, он определил 5 аспектов поликультурного образования:

1. Интеграция содержания

Интеграция содержания - включение различного материала, понятий и принципов по разнообразию культур в обучение. Ученый утверждает, что некоторые темы более подходят для включения в содержание дисциплины, чем другие. Особенно во время преподавания гуманитарных дисциплин преподаватели имеют больше возможностей для интеграции поликультура-лизма в процесс обучения.

2.Педагогика равенства

Использование различных ресурсов и применение дифференцированного обучения. Студенты учатся друг у друга, а педагог, используя разные стили обучения, достигает цели. Это может быть творческое письмо, групповая работа и работа в классе. Согласно Бэнксу, эффективное обучение разных в этно-культурном плане студентов должно состоять из двух ключевых аспектов: доступные в культурном отношении инструкции и поддерживающая образовательная среда. Основа данного обучения - стратегия сотрудничества.

3. Уменьшение предубеждений

Предубеждение к другим лежит в основе

любого общества. Образование - это обучение позитивным установкам. Уменьшение предубеждений - развитие более позитивного расового отношения, то есть включение поликультурного образовательного материала для развития доброжелательного отношения к различным этно-куль-турным группам.

4. Построение знаний

Построение знаний помогает понимать, исследовать и определять, как подразумеваемые культурные потенциалы, системы отсчета, точки зрения и предпочтения влияют на построение знаний. Реальность такова, что обучение поликультурному образованию очень сложный процесс, и преподаватели могут помочь студентам в этом. Они могут помочь студентам стать критически мыслящими людьми.

5. Расширение возможностей образовательной культуры

Еще одним аспектом поликультурного образования является расширение возможностей образовательной культуры и социальной структуры. Для улучшения образовательной культуры необходимо сделать правила образовательной структуры более справедливыми и привести их в соответствие с потребностями студентов независимо от их культурной принадлежности [1].

От поликультурной к межкультурной модели образования

В межличностных отношениях человек всегда противостоит другим людям. Эти различия, особенно в культурной сфере, более заметны у

лиц, принадлежащих к разным этническим группам.

Следовательно, чтобы способствовать переходу от поликультурного к межкультурному типу обучения, необходимо предпринять определенные образовательные действия, согласно которым в образовательных учреждениях со временем научатся проявлять сочувствие, оказывать поддержку и лучше понимать студентов с разным культурным происхождением. Этому, по нашему мнению, поможет:

1.Интеграция с родителями

Интеграция между образовательным заведением и родителями очень важна, поскольку она способствует сотрудничеству и поддержке образовательного процесса. Администрация образовательного заведения должна привлекать родителей как можно чаще к собраниям по учебной программе, к мероприятиям, где можно будет поделиться межкультурной информацией с родителями. Согласно Бэнксу, стратегии, которые улучшат обучение - это воспитание и поддержка родителей, согласованная с родителями учебная программа и сотрудничество преподавателей и родителей [1].

2. Обучение в контексте культуры

Многие иностранные студенты испытывают трудности в учебном процессе, поскольку чувствуют себя отстраненными от обучения из-за языкового барьера. По мнению исследователей, когда студенты принадлежат к культурам меньшинств, они могут чувствовать давление на себя и отказываются от своих культурных взглядов и норм, чтобы интегрироваться в культуру большинства. Это может помешать их эмоциональному и когнитивному развитию и привести к неуспеваемости [1]. В условиях же улучшения совместного обучения, внедрения ролевых игр и групповых работ, а также применения исследовательских проектов студенты раскроют свой потенциал.

3. Культурно-опосредованное обучение

Когда люди интегрируют и разделяют различные способы обучения, разнообразную образовательную информацию, образование происходит в безопасной среде, которая поощряет межкультурную точку зрения. По словам Нието, для мотивации активного участия студентов в обучении, им должно быть позволено учиться по-разному и делиться мнением, основанным на их собственном культурном и социальном опыте [6]. Культурно-опосредованное обучение предлагает наилучшие образовательные условия для студентов.

4. Обучение, ориентированное на студента

Это совершенно другой подход к традиционному обучению. Планирование учебного процесса должно начинаться со студента, что позволяет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

ему активно участвовать в обучении. В обучении, ориентированном на студента, в центре внимания находится сам студент. Это может помочь снизить уровень выгорания в учёбе.

5. Преподаватель как помощник в образовательном процессе

Преподаватель должен находить определенные образовательные ресурсы, следить за прогрессом студентов путем непрерывного оценивания и побуждения обучающихся к решению проблем. Когда студенты находятся в такой комфортной обстановке, они повышают свою мотивацию.

Мы знаем, что у образования нет возрастных пределов потому, что человека отличает его постоянная динамичность. Можно утверждать, что образовательное действие по обучению к взаимодействию с другими людьми, с одной стороны, поддерживает каждого индивида в развитии его полноценной и сбалансированной личности, а с другой стороны ведет его к формированию здравого чувства принадлежности, поддерживающего перспективу социального сосуществования [3].

Это важный элемент современного общества, в котором часто имеют место акты нетерпимости по отношению к представителям иной культуры. В области образования необходимо обучать жизни в разнообразии. Это означает, что нам необходимо воспитывать в людях знание множественности социальных, исторических и культурных ценностей в мире, чтобы прийти не к устранению этого разнообразия, а достичь баланса в этих ценностях через процесс признания, диалога и уважения [4].

Вера в то, что образование есть акт любви к тем, кто отличается от нас, должна быть основой образования для тех, кто стремится его осуществить. Поэтому нужно не только признать человека таким, какой он есть, но и помочь ему еще более стать самим собой.

Межкультурное образование посредством культурной идентичности

Поскольку у каждого человека есть свои личные социо-культурные связи с другими людьми, образовать человека в межкультурном отношении значит помочь ему подняться в своей культурной идентичности. Современное общество являет нам множество миров, которые нуждаются во взаимодействии для взаимного выживания.

Чтобы способствовать взаимодействию с теми, кто отличается от нас, образовательное действие должно быть направлено не только на таких людей, но и на местных жителей, поскольку это единственный способ сделать возможным единство в разнообразии, сосуществовании и интеграции, не уничтожая свои отличительные черты [3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Этому пути нужно следовать с раннего возраста, чтобы вырасти с теми наклонностями и навыками, которые представляют собой предпосылку для того, чтобы сделать взрослую жизнь открытой для образования, необходимого в дальнейшем [5].

Образовательный проект должен учитывать все это и продвигать ряд инициатив, которые подготавливают иностранцев к большей интеграции в новый приобретенный мир с возможностью сохранения своей этнической и культурной идентичности. В таком проекте каждый должен чувствовать себя принятым и приветствуемым без дискриминации, уважаемым и ценимым с его культурным багажом.

Важно, чтобы эмпатические отношения, характеризующиеся уважением, лояльностью, гармонией и взаимным доверием, росли. Это фундаментальные элементы, помогающие каждому человеку наиболее полно и сбалансированно развивать свою личность.

Обучение принятия иного не следует рассматривать только как обучение межкультурному взаимодействию, даже если эта цель является настоятельной необходимостью, навязанной обществом. Цель этого образования также состоит в том, чтобы помочь человеку все больше осознать свою собственную личность.

В связи с этим мы пытаемся понять связь, существующую между развитием личности и социокультурной идентичностью. Здесь важно подчеркнуть ключевую роль, которую играют отношения с другими людьми в формировании личности. Личная идентичность есть результат взаимодействия между генетическими факторами и элементами внешней среды, с которыми индивидуум соприкасается. То есть это отношения между тем, что, по нашему мнению, относится к категории врожденных, и всеми отношениями и приобретениями, порожденными окружающей средой.

Под культурной идентичностью мы понимаем то, что дается человеку извне реальности и становится частью его личного багажа. Идентичность есть выражение непрерывного процесса, основанного на взаимодействии личности и среды, в котором раскрывается и проявляется особый ресурс личности, придающий направленность, правомерность и своеобразие ее развитию [7].

Идентичность - это динамичная реальность, развивающая в людях новые характеристики, не стирая уже существующие. Она воплощает в себе два фундаментальных измерения: отношения с самим собой и отношения с другими людьми. В отношениях с самим собой у человека должно вызревать уравновешенное самовосприятие, уравновешенное восприятие своих положитель-

ных черт, уверенность в своих возможностях, что позволяет ему смотреть на мир с позиции личности, схожей и в то же время отличной от других людей.

Чтобы достичь этого, необходимо иметь отношения с другими людьми, в которых признание, то есть ценность, которую другие придают нам, приобретает все большее значение. Мнение других о нас имеет решающую ценность независимо от того, является ли это мнение отрицательным или положительным.

Кроме того, в отношениях с другими людьми каждый имеет возможность проявить свою оригинальность и в то же время потребность в сходстве, выражающую желание признания и ощущения принадлежности к группе или к сообществу, разделяющему определенные ценности [2]. Отсюда непрерывное взаимодействие между субъектами и объектами, узнаваемое не только в окружающей среде, но и во всем, что находится вне нас: благодаря этой взаимодополняемости внутренних и внешних факторов мы строим свою идентичность.

То есть, центром межкультурного образования является личность как она есть, то есть уникальный и неповторимый индивид, относящийся на равных к другому человеку, такому же уникальному и неповторимому, как и он сам [8].

Принимая во внимание, что реальность вне нас - это поликультурная реальность, становится ясно, что каждый должен вступать в более сложные отношения с другими людьми. В них переплетается то, что внутри человека, то, что дает культура, в которую включен этот человек, и то, что предлагают ему «другие» культуры, пришедшие в страну. Это включает, во-первых, осознание ситуации, в которой мы живем.

Заключение

Несмотря на то, что мы живем в 21 веке, межкультурное образование по-прежнему остается большой проблемой. Хотя мы считаем себя гражданами с открытыми и толерантными взглядами на разнообразие и поликультурализм, нам все еще не хватает интеграции.

Чтобы иметь успешное, справедливое и целостное поликультурное общество, образовательные учреждения должны прилагать больше усилий, чтобы стать действительно разнообразными в культурном отношении. Межкультурное образование должно вести к объединению людей. Важной целью его внедрения является увеличение образовательных возможностей для студентов с различным культурным багажом.

Обучение принятия иного не следует рассматривать только как обучение межкультурному взаимодействию. Цель этого образования также состоит в том, чтобы помочь человеку все больше

осознать свою собственную личность. То есть образовать человека в межкультурном отношении значит помочь ему подняться в своей культурной идентичности.

Список литературы:

[1] Banks, J. (2001) Approaches to multicultural curriculum reform. Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn & Bacon.

[2] Cesari, V. (1999). La dimensione interculturale nell'educazione: riflessioni e riferimenti per l'azione pedagogica. In F. Poletti, Educazione interculturale. Firenze: La Nuova Italia.

[3] Dalla Torre, G. (1999). Societá multiculturale e diritti umani. Esperienze sociali, vol. 1, gennaio 1999, p. 51-58

[4] Durino Allegra, A. (1993). Verso un'educazione interculturale. Firenze: La Nuova Italia.

[5] Grant C. (2013). Intercultural and Multicultural Education. Enhancing Global Interconnectedness New York: Routledge

[6] Nieto, S. (2011). Affirming Diversity: The Sociopolitical Context of Multicultural Education. New York: Longman.

[7] Papparella, N. (1994). Quale mediazione didattica per educare alla "diversita". In A. Agazzi (Ed.), La scuola nella societamultietnica. Brescia: La Scuola.

[8] Portera, A. (2016). Tesori sommersi. Emigrazione, identita, bisogni educativi interculturali. Milano: FrancoAngeli.

Spisok literatury

[1]Banks, J. (2001) Approaches to multicultural curriculum reform. Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn & Bacon.

[2] Cesari, V. (1999). La dimensione interculturale nell'educazione: riflessioni e riferimenti per l'azione pedagogica. In F. Poletti, Educazione interculturale. Firenze: La Nuova Italia.

[3] Dalla Torre, G. (1999). Societá multiculturale e diritti umani. Esperienze sociali, vol. 1, gennaio 1999, p. 51-58

[4] Durino Allegra, A. (1993). Verso un'educazione interculturale. Firenze: La Nuova Italia.

[5] Grant C. (2013). Intercultural and Multicultural Education. Enhancing Global Interconnectedness New York: Routledge

[6] Nieto, S. (2011). Affirming Diversity: The Sociopolitical Context of Multicultural Education. New York: Longman.

[7] Papparella, N. (1994). Quale mediazione didattica per educare alla "diversita". In A. Agazzi (Ed.), La scuola nella societamultietnica. Brescia: La Scuola.

[8] Portera, A. (2016). Tesori sommersi. Emigrazione, identita, bisogni educativi interculturali. Milano: FrancoAngeli.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.