Научная статья на тему 'ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
межкультурность / межкультурная компетентность / межкультурная коммуникация / межкультурное образование / interculturality / intercultural competence / intercultural communication / intercultural education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Анжелина Анатольевна

Цель статьи – представить обзор зарубежных научных исследований в области межкультурного образования. В статье рассмотрена концепция межкультурного образования сквозь призму теоретических определений межкультурности, межкультурной компетентности и коммуникации. Межкультурность представлена как задача, направленная на бесконфликтное сосуществование отдельных лиц и групп в поликультурном обществе, требующая открытости как для своей культурной реальности, так и для иных культурных реалий. Межкультурная компетентность показана как знание поликультурной среды и способность адаптировать свое поведение во время контактов с людьми другой национальности, культуры или религии. Межкультурная коммуникация понимается как способность общения между представителями разных культур, включая групповые и индивидуальные отношения и взаимодействия. На основе данных исследований межкультурное образование рассматривается как подготовка человека к сосуществованию с представителями других равноценных культур в поликультурном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF FOREIGN RESEARCH ON INTERCULTURAL EDUCATION

The purpose of the article is to provide an overview of foreign scientific research in the field of intercultural education. The article discusses the concept of intercultural education through the prism of theoretical definitions of interculturality, intercultural competence and communication. Interculturality is presented as a task aimed at conflict-free coexistence of individuals and groups in a multicultural society, requiring openness both for their cultural reality and for other cultural realities. Intercultural competence is shown as knowledge of the multicultural environment and the ability to adapt one’s behavior during contacts with people of a different nationality, culture or religion. Intercultural communication is understood as the ability to communicate between representatives of different cultures, including group and individual relationships and interactions. On the basis of research data, intercultural education has come to be seen as preparing a person for coexistence with representatives of other equal cultures in a multicultural society.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11119 КОРЯКИНА Анжелина Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент Института зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова e-mail: koryakina1@gmail.com

Scopus Author ID: 57 208190201

Web of Science Researcher ID: H-1384-2015 SPIN-code: 9646-4855

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Цель статьи - представить обзор зарубежных научных исследований в области межкультурного образования. В статье рассмотрена концепция межкультурного образования сквозь призму теоретических определений межкультурности, межкультурной компетентности и коммуникации. Межкультурность представлена как задача, направленная на бесконфликтное сосуществование отдельных лиц и групп в поликультурном обществе, требующая открытости как для своей культурной реальности, так и для иных культурных реалий. Межкультурная компетентность показана как знание поликультурной среды и способность адаптировать свое поведение во время контактов с людьми другой национальности, культуры или религии. Межкультурная коммуникация понимается как способность общения между представителями разных культур, включая групповые и индивидуальные отношения и взаимодействия. На основе данных исследований межкультурное образование рассматривается как подготовка человека к сосуществованию с представителями других равноценных культур в поликультурном обществе.

Ключевые слова: межкультурность, межкультурная компетентность, межкультурная коммуникация, межкультурное образование.

KORIAKINA Anzhelina A.,

PhD (Philosophy), Associate Professor of Institute of foreign philology and regional studies, Ammosov North-Eastern federal University

REVIEW OF FOREIGN RESEARCH ON INTERCULTURAL EDUCATION

Annotation. The purpose of the article is to provide an overview of foreign scientific research in the field of intercultural education. The article discusses the concept of intercultural education through the prism of theoretical definitions of interculturality, intercultural competence and communication. Interculturality is presented as a task aimed at conflict-free coexistence of individuals and groups in a multicultural society, requiring openness both for their cultural reality and for other cultural realities. Intercultural competence is shown as knowledge of the multicultural environment and the ability to adapt one's behavior during contacts with people of a different nationality, culture or religion. Intercultural communication is understood as the ability to communicate between representatives of different cultures, including group and individual relationships and interactions. On the basis of research data, intercultural education has come to be seen as preparing a person for coexistence with representatives of other equal cultures in a multicultural society.

Key words: interculturality, intercultural competence, intercultural communication, intercultural education.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Введение. Известно, что в последнее время во всем мире на фоне сложных экономических условий проживания в многонациональных государствах осложняются и так не простые межэтнические и межкультурные отношения.

В связи с этим, сегодня растет внимание общественности к межкультурным научным исследованиям, дающим свои рецепты решения проблем межкультурного сосуществования.

В статье представлен обзор зарубежных научных исследований в области межкультурного образования сквозь призму теоретических определений межкультурности, межкультурной компетентности и коммуникации.

Межкультурность и межкультурная компетентность. Категория межкультурности рассматривается с разных точек зрения. Чтобы определить и описать ее важность, необходимо принять как эмпирический факт существования поликультурного общества с его неоднородной структурой, включающей группы, которые различаются по своей культуре, этнической принадлежности и религии. Буршта указал этот фактор как первый уровень, на котором можно вести дискуссию о межкультурности. Согласно ему, межкультурность также может характеризоваться существованием множественных социальных норм, а также существованием соответствующих правил. Следующее условие существования межкультурности - это интерпретация поликультурализма как «идеологии поликультурализма» с целью способствовать одобрению и признанию «множественных форм жизни», достигаемых с помощью среды, формирующей мнение; сюда же автор включил образование, готовящее к межкультурному диалогу [1].

В свою очередь, межкультурная компетентность связана со знанием поликультурной среды и способностью адаптировать свое поведение с точки зрения контактов с людьми другой национальности, культуры или религии [2].

Согласно Шпицбергу и Чангнон, «межкультурная компетентность - это надлежащее и эффективное управление взаимодействием между людьми, которые в той или иной степени представляют другую или отличающуюся эмоциональную, когнитивную и поведенческую ориентацию <...>. Группы не взаимодействуют - взаимодействуют индивиды <...>. Степень, в которой индивиды проявляют их групповую или культурную принадлежность и особенности - вот что делает взаимодействие межкультурным процессом» [3, с. 7].

Межкультурная компетентность также включает в себя навыки, способствующие гармоничному и эффективному сосуществованию в культурно разнообразном мире. Она способствует

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

более глубокому пониманию людей иного культурного происхождения, общению с такими людьми и построению позитивных взаимоотношений.

С целью эффективной реализации открытых форм общения, требующих динамики с точки зрения межкультурных взаимодействий, Буше сформулировал принципы, которые могут быть полезны в проблеме формулирования межкультурной компетентности.

- Никто не является «типичным» представителем своей культуры;

- Не существует культуры в «закрытой» и «однородной» форме;

- Никто не является членом только одной «изолированной» группы, и наша идентичность определяется отношением к членам других групп;

- Каждая культура является формой «передачи» своих ценностей и моделей, которые могут быть подвержены чрезмерным преобразованиям;

- Никто не «получает» свою личность в законченном и неизменном виде [4].

Вышеупомянутые принципы, применимые к формулированию межкультурной компетентности, можно дополнить следующим:

- Изучение иной культуры на самом деле всегда двусторонний процесс;

- Коммуникация между культурами способствует изменениям внутри них, и это своего рода готовность реагировать на наличие других форм жизни;

- Каждое знакомство с иными культурами дает возможность исследовать свою собственную культуру.

Таким образом, межкультурность, воспринимаемая как задача, направленная на бесконфликтное сосуществование отдельных лиц и групп в поликультурном обществе, требует открытости как для своей культурной реальности, так и для иных культурных реалий.

Концепции межкультурной коммуникации. Учитывая вышеупомянутое определение поликультурализма, межкультурность создает возможность коммуникации посредством диалога для лучшего взаимопонимания участников социальной жизни.

Анализируя эффективность межкультурной коммуникации, ученые подчеркивают самотрансформационные действия, ориентированные на позитивное изменение и развитие. Они видят необходимость развития такой межкультурной компетентности, которая будет способствовать позитивной динамике межкультурных взаимодействий [5].

Существует множество подходов к понятию межкультурной коммуникации. Краткий обзор этих концепций представлен ниже. В начале и середине ХХ в. такие ученые, как Зиммель, Мид, Бейт-

сон и другие исследователи заложили основу для понимания ключевых межкультурных проблем [6; 7; 8]. Работа Холла, The Silent Language, положила начало межкультурным исследованиям, не в последнюю очередь потому, что Холл использовал в своем труде понятие «межкультурная коммуникация» [9].

По мере того, как эта область становилась все более популярной, ученые разработали новые способы понимания, анализа и представления межкультурных реалий. Роджерс и Тан рассмотрели основные научные работы по межкультурной коммуникации и предложили способ объединить основные подходы как континуум отличий [10].

Они предполагают, что Холл [9], Хофстеде [11], Тромпенаарс и Хэмпден-Тернер [12], Шварц [13], Эрли и Анг [14] представляют разные, но частично совпадающие межкультурные отличия.

Шварц в качестве таковых определил универсальные ценности, вытекающие из самых основных потребностей людей [13].

Хофстеде в качестве межкультурных отличий определил национальные культурные различия между нациями согласно социальным системам и коллективным ценностям [11].

Тромпенаарс и Хэмпден-Тернер межкультурным отличием считали организационную адаптацию в бизнес-контекстах. Они определили то, как национальные различия могут проявлять себя в бизнес среде [12].

Холл в качестве отличий определил межличностное индивидуальное поведение и скрытые культурные роли управления им. Он сосредоточился на коллективных ценностях [11].

Эрли и Анг представляли себе определенной отличительной чертой внутриличностное познание и мотивацию, влияющие на индивидуальную реакцию на ситуацию. Они ввели понятие культурного интеллекта как способность эффективно адаптироваться к новым культурным условиям и предложили следующие категории [14].

На основе вышеуказанных исследований на международном институциональном уровне основное внимание уделялось рассмотрению и изучению понятия межкультурного образования.

Межкультурное образование. Необходимость межкультурного образования оправдана вызовами современного мира в сочетании с отсутствием терпимости к человеку, который отличается от большинства общества, однородного по своей национальности, происхождению и т.д. Конфликтам, безразличию, нетерпимости, агрессии и неприятию можно противодействовать с помощью образования, культуры и культурного плюрализма.

Следующую интерпретацию понятия образования можно принять за основу дискуссии о

межкультурном образовании. Образование - это реализация своего потенциала, формулирующего личность и регулирующего ее поведение по отношению к другим людям и миру.

Вышеупомянутая идея может быть воплощена в реальность поликультурного общества посредством межкультурного образования, поскольку оно характеризуется транскультурностью процесса обучения [15].

Межкультурное образование описывается как «любой процесс формального и неформального образования, влияющий на формирование принципов и отношений к открытому взаимодействию между представителями различных культур и, как следствие, обучение разрешению конфликтов посредством диалога и мирного сосуществования» [15, с. 502].

Обсуждая важность межкультурного образования, исследователи указывают на возможность рассмотрения концепции межкультурного образования посредством гуманистического опыта и диалога как основы для достижения согласия в конфликтных ситуациях и для противодействия насилию и маргинализации [16].

Таким образом, межкультурное образование воспринимается как возможность сближения народов. Кроме того, межкультурный диалог считается основным фактором коммуникации, а также межличностных и международных контактов. Следующие положения были приняты в качестве целей межкультурного образования:

- Обучение критическому анализу реальности, уважению к другим культурам;

- Признание того, что каждая культура в некотором смысле обязана другим культурам;

- Стремление к налаживанию и развитию диалога без какой-либо культурной идентификации [17].

Набор предложенных принципов можно рассматривать как руководство для выбора содержания и задач, которые считаются важными для процесса межкультурного образования с точки зрения учебно-дидактической работы. В этих принципах отмечено, что:

- межкультурное образование является следствием «монокультурности и поликультура-лизма», необходимых для возникновения необходимости находиться посередине, на границе двух или более культур, из-за существования меньшинств в странах с многонациональной структурой;

- межкультурное образование состоит из образовательных мероприятий, направленных на сокращение герметичного поведения меньшинств, вызываемого их приверженностью нормам, типичным для их собственной культуры и подстегиваемого предрассудками, мифами или чувством

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

незащищенности, которое может исходить от элементов культуры национального большинства;

- культуры сосуществуют на равных правах и подвержены трансформации в процессе обмена ценностями. Межкультурное образование позволяет человеку больше узнать о своей культурной индивидуальности, создать свой собственный образ, проецируя его на другие культуры;

- межкультурное образование должно способствовать демократизации и глобализации как эволюционным и взаимосвязанным процессам. Более того, этот тип образования должен быть нацелен на формирование гражданской идентичности, взаимное принятие и сотрудничество [15].

В рамках изложенных выше принципов автор указал на необходимость расширения сферы межкультурного образования за счет включения в него межцивилизационного образования, что оправдано появлением в странах Европы таких национальных меньшинств, как вьетнамцы, китайцы, арабы, африканцы и др. По той же причине необходимо учитывать культурный контекст и, следовательно, применять соответствующие методы обучения, один из которых, по предложению автора, должен быть образовательной цепочкой, состоящей из следующих элементов: «признание отличия, процессы обучения, понимание, сотрудничество, взаимный опыт, взаимодействие и т.д.» [15, с. 291].

Заключение. На основе обзора можно прийти к выводу о том, что область зарубежных межкультурных научных исследований первоначально акцентировала свое внимание на межкультурной коммуникации, особенно в области деловых исследований и обучения, изучались понятия межкультурности и межкультурной компетентности. На основе данных исследований межкультурное образование стало рассматриваться как подготовка человека к сосуществованию с представителями других равноценных культур в поликультурном обществе.

Список литературы:

[1] Burszt, W.J. From multicultural to interculturalism, with monoculture in the background. Contemporary Culture, 2008, 2 (56), pp. 19-36.

[2] Grzybowski, P.P. Intercultural education - a guide. Concepts - literature - addresses. - Krakow: "Impuls" Publishing House, 2008. - 250 p.

[3] Spitzberg B.H. and Changnon G. "Conceptualizing Intercultural Competence", in Deardorff D.K. (ed.), The Sage Handbook of Intercultural Competence, Sage (pp. 2-52). - Los Angeles, CA, 2009.

[4] Bouchet, D. Ambiguity in Intercultural Communication. In Cultural Dimension in International

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Marketing (pp. 64-72). - Odense: Odense University, 1995.

[5] Paleczny, T. Interpersonal intercultural relations. - Krakow: Jagiellonian University Press, 2007. - 155 p.

[6] Simmel, G. The sociology of Georg Simmel. Glencoe, IL: Free Press, 1950. - 445 p.

[7] Mead, М. Culture and commitment: a study of the generation gap. - London: The Bodley Head, 1975. - 128 p.

[8] Bateson, G. Steps to an ecology of mind: Collected essays in anthropology, psychiatry, evolution, and epistemology. - San Francisco, CA: Chandler, 1972. - 533 p.

[9] Hall E. T. The Silent Language, Anchor, New York, 1973. - 217 p.

[10] Rogers P. and Tan J.S. "Fifty Years of Intercultural Study: A Continuum of Perspectives for Research and Teaching", Michigan Ross School of Business Working Paper Series Working Paper No. 1104, 2008. URL: http://ssrn.com/abstract=1132328 (дата обращения: 09.07.2020).

[11] Hofstede, G. Culture's Consequences: International Differences in Work Related Values, Sage Publications, Newbury Park, CA, 1980. - 328 p.

[12] Trompenaars F. and Hampden-Turner C. Riding the Waves of Culture: Understanding Diversity in Global Business (third edition), McGraw-Hill, New York, 2012. - 400 p.

[13] Schwartz, S.H. "A theory of cultural values and some implications for work", Applied Psychology: An International Review, 48(1): pp. 23-47, 1999.

[14] Earley, P.C. and Ang, S. Cultural Intelligence: Individual Interactions Across Cultures, Stanford Business Books, Stanford, CA, 2003. -424 p.

[15] Nikitorowicz, J. Regional and International Education. - Warsaw: WAiP, 2009. - 215 p.

[16] Byram M. On being "bicultural" and "intercultural", in "Intercultural Experience and Education" (pp. 50-66). - Clevedon: Multilingual matters, 2003.

[17] Portera, A. Intercultural education in Europe: epistemological and semantic aspects. Intercultural education, 2008, 19 (6) pp. 481 - 491.

Spisok literatury:

[1] Burszt, W.J. From multicultural to interculturalism, with monoculture in the background. Contemporary Culture, 2008, 2 (56), pp. 19-36.

[2] Grzybowski, P.P. Intercultural education - a guide. Concepts - literature - addresses. - Krakow: \"Impuls\" Publishing House, 2008. - 250 p.

[3] Spitzberg B.H. and Changnon G. "Conceptualizing Intercultural Competence", in Deardorff D.K. (ed.), The Sage Handbook of Intercultural Competence, Sage (pp. 2-52). - Los Angeles, CA, 2009.

[4] Bouchet, D. Ambiguity in Intercultural Communication. In Cultural Dimension in International Marketing (pp. 64-72). - Odense: Odense University, 1995.

[5] Paleczny, T. Interpersonal intercultural relations. - Krakow: Jagiellonian University Press, 2007. - 155 p.

[6] Simmel, G. The sociology of Georg Simmel. Glencoe, IL: Free Press, 1950. - 445 p.

[7] Mead, M. Culture and commitment: a study of the generation gap. - London: The Bodley Head, 1975. - 128 p.

[8] Bateson, G. Steps to an ecology of mind: Collected essays in anthropology, psychiatry, evolution, and epistemology. - San Francisco, CA: Chandler, 1972. - 533 p.

[9] Hall E. T. The Silent Language, Anchor, New York, 1973. - 217 p.

[10] Rogers P. and Tan J.S. "Fifty Years of Intercultural Study: A Continuum of Perspectives for Research and Teaching", Michigan Ross School of Business Working Paper Series Working Paper No. 1104, 2008. URL: http://ssrn.com/abstract=1132328 (data obrashcheniya: 09.07.2020).

[11] Hofstede, G. Culture's Consequences: International Differences in Work Related Values, Sage Publications, Newbury Park, CA, 1980. -328 p.

[12] Trompenaars F. and Hampden-Turner C. Riding the Waves of Culture: Understanding Diversity in Global Business (third edition), McGraw-Hill, New York, 2012. - 400 p.

[13] Schwartz, S.H. "A theory of cultural values and some implications for work", Applied Psychology: An International Review, 48(1): pp. 23-47, 1999.

[14] Earley, P.C. and Ang, S. Cultural Intelligence: Individual Interactions Across Cultures, Stanford Business Books, Stanford, CA, 2003. -424 p.

[15] Nikitorowicz, J. Regional and International Education. - Warsaw: WAiP, 2009. - 215 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Byram M. On being "bicultural" and "intercultural", in "Intercultural Experience and Education" (pp. 50-66). - Clevedon: Multilingual matters, 2003.

[17] Portera, A. Intercultural education in Europe: epistemological and semantic aspects. Intercultural education, 2008, 19 (6) pp. 481 - 491.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

4

-

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.