Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ В РЕАЛИТИ-ШОУ «ПАЦАНКИ» ТЕЛЕКАНАЛА «ПЯТНИЦА!»'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ В РЕАЛИТИ-ШОУ «ПАЦАНКИ» ТЕЛЕКАНАЛА «ПЯТНИЦА!» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
830
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОТЕЙНМЕНТ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ / РЕАЛИТИ-ШОУ / ТЕЛЕКАНАЛ «ПЯТНИЦА!» / ШОУ «ПАЦАНКИ»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Емельянова Мария Б.

Статья посвящена способам реализации культурно-просветительской функции в реалити-шоу на российском телевидении. Особенный интерес вызывает специфика нативной интеграции культурно-просветительского контента. Научная новизна заключается в том, что реалити-шоу не является распространенным жанром в среде тех, что реализуют культурно-просветительский контент. Поэтому возникает необходимость отслеживать последние тенденции и измерения в области российского телевизионного инфотейнмента. В качестве эмпирической базы были выбраны выпуски программы «Пацанки» телеканала «Пятница!» за октябрь и ноябрь 2019 г. В статье представлен результат анализа этих выпусков программы. В основу теоретической и методологической базы научной статьи легли труды Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика», Г.В. Лазутиной «Современные тенденции развития науки и технологий», А.А. Тертычного, Р.А. Борецкого «Беседы об истории телевидения», Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», В.Л. Цвика «Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы». Для более детального изучения были использованы работы А.А. Князева «Основы тележурналистики и телерепортажа», Н.А. Голядкина «История отечественного и зарубежного телевидения» и С.Л. Уразова «Реалити-шоу: особенности и принципы моделирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL FUNCTION IN THE REALITY SHOW “TOMBOYS” OF THE TV-CHANNEL “FRIDAY!”

This scientific article is devoted to the ways of implementing the cultural and educational function in a reality show on Russian television. Of particular interest is the specificity of the native integration of cultural and educational content. The scientific novelty lies in the fact that the reality show is not a common genre among those that implement cultural and educational content. Therefore, there is a need to keep track of the latest trends and measurements in the field of Russian television infotainment. As an empirical base, the releases of the program “Tomboys” of the TV channel “Friday!” for October and November 2019. This scientific article presents the result of the analysis of these program releases. The theoretical and methodological base of the scientific article is based on the works of G.V. Kuznetsova “Television journalism”, G.V. Lazutina “Modern trends in the development of science and technology”, A.A. Tertychny, R.A. Boretsky “Conversations about the history of television”, E.P. Prokhorov “Introduction to the theory of journalism”, V.L. Zwick, Classical genre Theory and Modern Television Formats. For a more detailed study, the works of A.A. Knyazev “Fundamentals of TV journalism and TV reporting”, N.A. Golyadkin “History of domestic and foreign television” and S.L. Urazov “Reality show: features and principles of modeling”.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ В РЕАЛИТИ-ШОУ «ПАЦАНКИ» ТЕЛЕКАНАЛА «ПЯТНИЦА!»»

Визуальные медиа

УДК 654.197 ББК 76.032

М.Б. Емельянова

Особенности реализации культурно-просветительской функции в реалити-шоу «Пацанки» телеканала «Пятница!»

Статья посвящена способам реализации культурно-просветительской функции в реалити-шоу на российском телевидении. Особенный интерес вызывает специфика нативной интеграции культурно-просветительского контента. Научная новизна заключается в том, что реалити-шоу не является распространенным жанром в среде тех, что реализуют культурно-просветительский контент. Поэтому возникает необходимость отслеживать последние тенденции и измерения в области российского телевизионного инфотейн-мента. В качестве эмпирической базы были выбраны выпуски программы «Пацанки» телеканала «Пятница!» за октябрь и ноябрь 2019 г. В статье представлен результат анализа этих выпусков программы. В основу теоретической и методологической базы научной статьи легли труды Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика», Г.В. Лазутиной «Современные тенденции развития науки и технологий», А.А. Тертычного, Р.А. Борецкого «Беседы об истории телевидения», Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», В.Л. Цвика «Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы». Для более детального изучения были использованы работы А.А. Князева «Основы тележурналистики и телерепортажа», Н.А. Голядкина «История отечественного и зарубежного телевидения» и С.Л. Уразова «Реа-лити-шоу: особенности и принципы моделирования».

Ключевые слова: инфотейнмент, культурно-просветительская функция, реалити-шоу, телеканал «Пятница!», шоу «Пацанки»

С середины ХХ в. телевидение играет основополагающую роль в информировании и, как следствие, в формировании общественного мнения. Изначально телевизионное вещание носило по большей мере информационный характер. Телевидение сегодня - многофункциональная платформа. Александр Князев выделяет семь функций тележурналистики:

© Емельянова М.Б., 2022

1) информационная;

2) культурно-просветительская;

3) интегративная;

4) социально-педагогическая или управленческая;

5) организаторская;

6) образовательная;

7) рекреативная.

Последняя функция активно реализуется на современном телевидении. «Рекреацией» называют отдых и развлечение. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ в качестве редакторов, ведущих или приглашенных гостей. Телевизионные программы, реализующие рекреативную функцию, популярны. Так, доля показа развлекательных программ колеблется от 8% (НТВ) до 29% («Первый канал»)1. Телеканал «Пятница!» и продюсерские центры, с которыми сотрудничает телеканал, выпускают различные развлекательные программы. В 2020 г. в эфир вышло девять новых проектов от продюсерского центра «Ножи» и 11 проектов от студии «Пятница!». Все проекты относятся к развлекательному контенту. Так как доля смотрения телеканала растет, можно сделать вывод, что программы, реализующие рекреативную функцию, очень востребованы.

К рекреативному контенту можно отнести многосерийные фильмы, кино, музыкальный контент, программы общественно-социальных направлений, реалити-шоу, тревел-шоу. Последние два занимают большую часть эфирного времени телеканала «Пятница!».

Так как современное телевидение стремится к многофункциональности, большинство программ стараются делать зрелищными, применяя метод «интертейнмент», что в переводе с английского означает «развлечение». Следовательно, можно сделать вывод, что большинство программ современного телевидения так или иначе реализуют рекреативную функцию, пусть даже как дополнительную или второстепенную.

Культурно-просветительская функция реализуется на многих телеканалах, но в разной степени. В 70-е гг. ХХ в. в эфир выходили циклы передач на отдельном телеканале «Российские университеты» [Борецкий 2011, с. 52-68]. Целью канала было систематическое просвещение телезрителей. На таком телеканале шли спектакли, концерты, встречи с деятелями культуры: писателями, учеными и искусствоведами. В подобных программах просветительская функция реализована посредством экрана, но без фактического участия журналистики как таковой.

1 Тенденции российского телеэфира [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Adindex.ru». URL: https://adindex.ru/publication/analitics/channels/2017/10/10/ 166352.phtml (дата обращения 2 ноября 2019).

В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным. Культурно-просветительская функция как основная или доминирующая не входит в топ самых популярных и наиболее часто реализуемых на российском телевидении, однако она присутствует в программах различных жанров и форматов в качестве второстепенной. Из современных отечественных культурно-просветительских программ следует отметить игру «Что? Где? Когда?», программу «Правила жизни», «Белая студия», «Мир наизнанку» и другие.

В связи с постоянным развитием телевидения и форматов, в частности, возникает необходимость формирования новых форм для реализации культурно-просветительской функции. Сегодня метод инфотейнмент нашел свое применение в программах жанра реалити-шоу. Отличительной чертой программ жанра реалити-шоу, повлиявшей на значительный рост профессионального интереса, является самобытность этого телевизионного жанра. Реалити-шоу возникло непосредственно на телевизионной платформе. Программам типа ре-алити-шоу свойственна «документальность». Это означает, что программы претендуют на достоверность фактов, реальность героев и обстоятельств. Кроме того, среди типологических черт жанра следует выделить бытовизм. Этим объясняется схожесть программ жанра ре-алити-шоу с телевизионным очерком. В реалити-шоу действие, происходящее в реальном времени, взаимодействие участников и коллизии, возникающие в процессе их коммуникации, непрерывно фиксируют телекамеры. Однако драматургия является неотъемлемым сюжето-образующим элементом, что объясняет включение термина «шоу» в наименование жанра [Гуцал 2009, с. 197].

В учебном пособии под ред. Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика» сообщается о схожести жанровых признаков и возможности причислять реалити-шоу к художественной публицистике:

Для практики последних лет более актуален иной способ отражения документального материала - метод длительного наблюдения. Предметом экранного изображения становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая при отборе и монтаже в соответствии с замыслом автора [Телевизионная журналистика 2002, с. 68-73].

В приведенной цитате говорится о феномене «привычной камеры», заменяющей «скрытую». Участники реалити-шоу осознают, что их действия подвергаются как аудио-, так и видеофиксации. Так как участники не взаимодействуют с операторами и съемочным оборудованием, у зрителя возникает эффект стороннего наблюдателя [Гуцал 2009]. Это становится возможным благодаря тому, что камера остается незаметной как для телезрителей, так и для самих действу-

ющих в кадре лиц. Полученные видео напоминают протокольные записи, но явным отличием является наличие режиссерской концепции и монтажа.

В реалити-шоу можно обнаружить элементы аналитического жанра [Гуцал 2009, с. 48]. Они проявляются в комментариях героев, во время столкновений интересов персонажей, то есть в дискуссии, или в формате беседы участников реалити-шоу, обсуждающих какую-либо проблему. Однако подобные дискуссии не обязательно имеют социально значимый характер, и могут не представлять интереса для телезрителей. Именно это отличает аналитический комментарий от того, который представлен в реалити-шоу.

В программах реального телевидения присутствуют элементы ток-шоу. К ним относится декоративное присутствие зрителей или их непосредственное или косвенное участие. В ток-шоу зрители в студии способствуют созданию необходимого эмоционального фона. В реа-лити-шоу присутствие зрителей выражается в процессе голосования. Несмотря на то что массовая аудитория физически не присутствует на съемочной площадке, она влияет на ход событий, принимая участие в зрительском голосовании, которое широко распространено в программах реалити-шоу.

Сценарный план программ реалити-шоу не прописывается заранее, что сближает реалити с некомментируемым телевизионным отчетом. Можно сказать, что реалити-шоу и есть отчет об определенном фрагменте из жизни героев, выбранных при помощи кастинга.

Проанализировав признаки жанра реалити-шоу и сравнив их с другими известными телевизионными жанрами, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в основе программ реалити-шоу присутствуют признаки многих распространенных телевизионных жанров, что позволяет присвоить реалити-шоу свойство мультижанровости. Это в свою очередь объясняет возможность реализации различных функций в программах реалити-шоу.

Классификаций программ реалити-шоу много. В рамках данной статьи рассмотрим одну, основанную на различиях характерных свойств:

Первый тип - «шоу-подглядывания». Программы этого типа удовлетворяют потребность зрителя в вуайеризме [Гуцал 2009, с. 197]. Под «вуайеризмом» следует понимать

...сексуальное расстройство, характеризуемое побуждением подглядывать за обнаженными людьми, эротическими сценами для достижения полового возбуждения и удовлетворения2.

2 Толковый словарь русского языка начала XXI века: актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: ЭКСМО, 2006. С. 158.

В рамках данной работы термин следует понимать как желание телезрителей наблюдать за интимной жизнью участников реалити-шоу. К примеру, на западном телевидении тип «шоу-подглядывания» представлен голландской программой «Большой Брат», «Большая диета» и «Разбитые» на телевидении Великобритании. В эфире российского телевидения этот сегмент представлен программами «Взвешенные люди» телеканала СТС, «Дом-2» телеканала ТНТ, «Черный список» телеканала «Пятница!».

Второй тип - «шоу на выживание» [Уразова 2011, с. 58-62]. Этот тип программ схож с первым типом из представленной ранее классификации по происхождению. Представители те же: «Последний герой», «Русский ниндзя», «Большие гонки», «Золото Геленджика» телеканала ТНТ и «Форт Бойярд» телеканала СТС.

Третий тип - «шоу профи» [Уразова 2011, с. 59]. Характерной чертой программ этого типа считается наличие просветительской функции наравне с развлекательной. Это возможно благодаря тому, что зритель наблюдает за процессом освоения участниками какого-либо ремесла, тем самым получает новые практические знания и навыки. Этот формат позволяет нативно просвещать аудиторию. На российском телевидении сегмент «шоу профи» представлен кулинарными шоу «Адская кухня», «Кондитер», «Битва шефов» на телеканале «Пятница!», «Ты - топ-модель», «Открытый микрофон» телеканала ТНТ, проект «Подиум» телеканала «Пятница!».

Четвертый тип - «шоу-приключение» [Уразова 2011, с. 59]. В рамках проекта участники должны найти нестандартное решение задачи. К участию в таких программах приглашают людей с лидерскими качествами, высоким уровнем IQ, быстрой реакцией и способностью оперативно принимать решения. Представителями этого типа программ на российском телевидении является шоу «Кто хочет стать миллионером», «Самое слабое звено», «Поле чудес» и «Двое на миллион».

Изучив историю и характерные черты жанра реалити-шоу, можно судить о тематическом разнообразии жанра. Обилие элементов разных жанров позволяет расширять тематический круг реалити-шоу и охватывать разные категории зрителей, тем самым увеличивая аудиторию. Благодаря этому сегодня реалити-шоу не теряет, а даже, наоборот, продолжает набирать популярность.

В рамках данной научной статьи рассматривается проект телеканала «Пятница!» «Пацанки». Он выходит в эфир телеканала с 26 августа 2016 г. Хронометраж выпусков составляет 90 минут. В одном сезоне программы 18 выпусков, 16 из которых - однотипные конкурсные, а два последующих - финальный выпуск, в котором объявляется победитель, и спецвыпуск с моментами программы, ранее не вошедшими в эфир3.

3 Пацанки [Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканала «Пятница!». URL: https://patsanki.friday.ru (дата обращения 9 января 2019).

Концепция реалити-шоу заключается в перевоспитании героинь, ведущих нездоровый образ жизни, имеющих неверные жизненные цели и представляющих угрозу себе и окружающим. Причина такого поведения кроется в неблагополучном прошлом и настоящем девушек, недостатке родительской любви и понимания общества. Истории, послужившие толчком к принятию решения стать участницами проекта «Пацанки», представляются в первом же выпуске программы и дополняются на протяжении всех дальнейших выпусков. Участие в проекте дает участницам возможность пересмотреть свое отношение к жизни, изменить привычки и окружение, научиться следовать правилам этикета, взаимодействовать с обществом и социализироваться. В этом героиням помогает команда специалистов, среди которых профессиональные психологи и педагоги. Участницы помещены в непривычные условия закрытой «Школы леди» - загородного коттеджа, в котором проходили съемки программы.

Для анализа проекта выбраны три выпуска четвертого сезона программы «Пацанки»:

- «Первая серия» от 22.08.2019 г.

- «Седьмая серия» от 03.10.2019 г.

- «Четырнадцатая серия» от 21.11.2019 г.

- «Финал» от 12.12.2019 г.

Выпуски отобраны таким образом, чтобы можно было проследить путь изменения и преображения участниц шоу.

Анализ проекта следует начинать с определения темы. В проекте «Пацанки» - культурно-социальная. Это следует из цели программы, которую создатели реалити-шоу определяют как необходимость донести до аудитории основные принципы жизни в социуме. Для достижения этой цели в шоу наглядно демонстрируют особенности деви-антного поведения на примере маргинальных участниц реалити-шоу. Благодаря этому создателям программы удается продемонстрировать преимущества здорового образа жизни, владения навыками ораторского мастерства и социальной коммуникации, а также доказать необходимость высокого уровня образования и социокультурной осведомленности для полноценной жизни в современном обществе. Каждый выпуск программы посвящен одной теме или одному навыку: основы этикета, коммуникация без использования обесцененной лексики, избавление от комплексов и психологических барьеров.

Проект «Пацанки» - это реалити-шоу. Этот жанр на телевидении предполагает программы и шоу, которые следят за жизнью, действиями, поступками, решениями и общением участников напрямую. Особенность реалити-шоу в том, что участники - не актеры, они не используют подготовленный заранее текст. Герои снимаются в реальном времени, без повторов дублей. Реалити-шоу обращено к реальности, начиная с типажей участниц и заканчивая декорациями. Основной

критерий программ жанра реалити-шоу - это зрелищность. В большинстве программ этого жанра главная функция - рекреативная. Однако в проекте «Пацанки» нативно реализуется и культурно-просветительская функция. Рекреативная функция в этом случае служит оформлением функции культурно-просветительской, что свойственно программам метода инфотейнмент.

Каждый год на кастинг проекта «Пацанки» приходят тысячи отчаявшихся девушек, желающих принять участие в социальном реа-лити-шоу. Однако к участию в проекте допускаются всего 15 конкуренток. Участницами четвертого сезона стали девушки в возрасте от 17 до 29 лет из разных российских городов4. Типичная героиня реали-ти-шоу «Пацанки» - на телеканале «Пятница!» девушка, страдающая от недостатка внимания и любви со стороны родителей, поэтому она пытается привлечь внимание к своей персоне. Основной способ привлечения внимания - совершение противоречащих общепринятым нормам поступков. Эти девушки склонны к проявлению агрессии, что приводит к преступности, попыткам суицида, проституции, алкоголизму и наркомании. Героини отличаются яркой нестандартной нарочито преобразованной внешностью. Типаж девушки-участницы также характеризуется вызывающим поведением, желанием противопоставлять себя обществу, а также недостаточной образованностью и просвещенностью в сфере культуры и коммуникации.

Участницы реалити-шоу приходят на проект каждая со своими проблемами, непонятые, отвергнутые обществом. Раз оступившись, они не могут самостоятельно изменить образ жизни и окружение. Роль ведущих программы заключается в помощи участницам проекта осознать свои ошибки и принять тот факт, что каждой из них необходима профессиональная поддержка. Каждый выпуск начинается с закадрового голоса. Он же сопровождает телезрителя на протяжении всего проекта. Закадровый голос выполняет роль ведущего, так как его главная цель - рассказывать телезрителю всю необходимую для понимания сюжета информацию. Голос за кадром является основным источником информации, а участницы проекта и остальные ведущие лишь иллюстрируют, дополняют и комментируют.

В качестве ведущих выступают: Лаура Лукина, директор «Школы леди» в проекте «Пацанки» на телеканале «Пятница!», Татьяна Полякова, преподаватель «Школы леди» в проекте «Пацанки» на телеканале «Пятница!», Мария Третьякова, преподаватель «Школы леди» в проекте «Пацанки» на телеканале «Пятница!». Речь ведущих грамотна. Они всегда вежливы, учтивы и обращаются к ученицам школы

4 Пацанки - Участники [Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканала «Пятница!». URL: https://patsanki.friday.ru/videos/s4 (дата обращения 9 января 2021).

исключительно на «вы». В отличие от участниц шоу, ведущие разговаривают на литературном языке, приближенном к книжному. В сочетании с медленным темпом речи, как будто предложения произносятся нараспев, речь воспринимается неживой, заученной и нарочито правильной. Однако подобный стиль общения резко контрастирует со стилем речи героинь. Тип взаимоотношений между ведущими и участницами - иерархический. При данном типе взаимоотношений допустимо менторское поведение со стороны вышестоящих в иерархии. Они несут большую ответственность и имеют право наказывать за провинности и нарушения. Однако ответственность подразумевает необходимость направлять нижестоящих, опекать и проявлять заботу по отношению к ним. Иерархическое общение типично для модели служебных взаимоотношений (руководитель и подчиненный), семейных (родитель и ребенок) и учебных (учитель и ученик). Ведущие проекта отвечают всем требованиям, предъявляемым к наставникам. Их поведение по отношению к участницам можно охарактеризовать как эмпатичное. Они проявляют внимание и такт. Они не позволяют себе повышать голос и прибегать к оскорблениям. Ведущих отличает умение идти на компромисс, спокойствие и выдержка, а также строгость и справедливость. Для героинь ведущие представляются авторитетными личностями.

Проект «Пацанки», будучи реалити-шоу, предполагает динамичное развитие событий, частую смену локаций, разнообразие кадров. Эпизоды, в которых демонстрируются кадры хроники, перебиваются кадрами с интервью девушек, в которых они комментируют происходящее. Таким образом удается достичь не только эффекта присутствия, но и узнать отношение непосредственных участниц. Интервью проходит всегда в одном месте - это студия. Все интервью сняты одинаково: средний план сменяется крупным и снова средним, происходят детальные укрупнения. В программе часто используется общий план, демонстрирующий здание школы. Это делается в тех случаях, когда нужно показать смену дня или наступление вечера. Участницы шоу никогда не смотрят в камеру, чтобы не разрушить эффект «слежки» и сохранить реалистичность.

Проанализировав реалити-шоу «Пацанки», можно сделать вывод, что в проекте в провокационной форме на повестку социального обсуждения выдвигаются новые нравственно-этические нормы. В программе «Пацанки» успешно реализуется культурно-просветительская функция. Этому способствует актуальность и востребованность выбранного жанра - реалити-шоу и использование метода инфотейн-мент. В проекте «Пацанки» культурно-просветительская функция не является основной, но является структурообразующей. В этом реалити-шоу в провокационной форме на повестку социального обсуждения выдвигаются новые нравственно-этические нормы. Ин-

формация, которую преподносят участникам реалити-шоу в рамках учебных дисциплин в «Школе Леди» на проекте «Пацанки» относится к типу общеобразовательной и полезной. В процессе просмотра реа-лити-шоу телезрители также получают эту информацию, повышают свой общекультурный уровень и расширяют кругозор. Кроме того, в проектах демонстрируется негативный эффект девиантного поведения и последствия ведения нездорового образа жизни. Успехи участников стимулируют телезрителей, ассоциирующих себя с героями, отказываться от вредных привычек, менять образ жизни и заниматься саморазвитием. Сегодня метод инфотейнмент находит свое применение в реалити-шоу. Это объясняется обилием элементов различных жанров в составе жанра реалити-шоу. Таким образом, главенство рекреативной функции позволяет привлекать и удерживать внимание аудитории, а культурно-просветительский контент, завуалированный под развлекательный, преподносится нативно.

Литература

Борецкий 2011 - Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: Икар, 2011. 178 с.

Гуцал 2009 - Гуцал Е.А. Телевизионное реалити-шоу: некоторые аспекты типологии // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Вып. 62. № 1-2. С. 179-184.

Телевизионная журналистика 2002 - Телевизионная журналистика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2002. 366 с.

Уразова 2011 - Уразова С.Л. Реалити-шоу: особенности и принципы моделирования. М.: ФГОУ ДПО «ИПК работников ТВ и РВ», 2011. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.