Визуальные медиа
УДК 654.197 ББК 76.032
М.Б. Емельянова
Особенности реализации культурно-просветительской функции в реалити-шоу «Пацанки» телеканала «Пятница!»
Статья посвящена способам реализации культурно-просветительской функции в реалити-шоу на российском телевидении. Особенный интерес вызывает специфика нативной интеграции культурно-просветительского контента. Научная новизна заключается в том, что реалити-шоу не является распространенным жанром в среде тех, что реализуют культурно-просветительский контент. Поэтому возникает необходимость отслеживать последние тенденции и измерения в области российского телевизионного инфотейн-мента. В качестве эмпирической базы были выбраны выпуски программы «Пацанки» телеканала «Пятница!» за октябрь и ноябрь 2019 г. В статье представлен результат анализа этих выпусков программы. В основу теоретической и методологической базы научной статьи легли труды Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика», Г.В. Лазутиной «Современные тенденции развития науки и технологий», А.А. Тертычного, Р.А. Борецкого «Беседы об истории телевидения», Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», В.Л. Цвика «Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы». Для более детального изучения были использованы работы А.А. Князева «Основы тележурналистики и телерепортажа», Н.А. Голядкина «История отечественного и зарубежного телевидения» и С.Л. Уразова «Реа-лити-шоу: особенности и принципы моделирования».
Ключевые слова: инфотейнмент, культурно-просветительская функция, реалити-шоу, телеканал «Пятница!», шоу «Пацанки»
С середины ХХ в. телевидение играет основополагающую роль в информировании и, как следствие, в формировании общественного мнения. Изначально телевизионное вещание носило по большей мере информационный характер. Телевидение сегодня - многофункциональная платформа. Александр Князев выделяет семь функций тележурналистики:
© Емельянова М.Б., 2022
1) информационная;
2) культурно-просветительская;
3) интегративная;
4) социально-педагогическая или управленческая;
5) организаторская;
6) образовательная;
7) рекреативная.
Последняя функция активно реализуется на современном телевидении. «Рекреацией» называют отдых и развлечение. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ в качестве редакторов, ведущих или приглашенных гостей. Телевизионные программы, реализующие рекреативную функцию, популярны. Так, доля показа развлекательных программ колеблется от 8% (НТВ) до 29% («Первый канал»)1. Телеканал «Пятница!» и продюсерские центры, с которыми сотрудничает телеканал, выпускают различные развлекательные программы. В 2020 г. в эфир вышло девять новых проектов от продюсерского центра «Ножи» и 11 проектов от студии «Пятница!». Все проекты относятся к развлекательному контенту. Так как доля смотрения телеканала растет, можно сделать вывод, что программы, реализующие рекреативную функцию, очень востребованы.
К рекреативному контенту можно отнести многосерийные фильмы, кино, музыкальный контент, программы общественно-социальных направлений, реалити-шоу, тревел-шоу. Последние два занимают большую часть эфирного времени телеканала «Пятница!».
Так как современное телевидение стремится к многофункциональности, большинство программ стараются делать зрелищными, применяя метод «интертейнмент», что в переводе с английского означает «развлечение». Следовательно, можно сделать вывод, что большинство программ современного телевидения так или иначе реализуют рекреативную функцию, пусть даже как дополнительную или второстепенную.
Культурно-просветительская функция реализуется на многих телеканалах, но в разной степени. В 70-е гг. ХХ в. в эфир выходили циклы передач на отдельном телеканале «Российские университеты» [Борецкий 2011, с. 52-68]. Целью канала было систематическое просвещение телезрителей. На таком телеканале шли спектакли, концерты, встречи с деятелями культуры: писателями, учеными и искусствоведами. В подобных программах просветительская функция реализована посредством экрана, но без фактического участия журналистики как таковой.
1 Тенденции российского телеэфира [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Adindex.ru». URL: https://adindex.ru/publication/analitics/channels/2017/10/10/ 166352.phtml (дата обращения 2 ноября 2019).
В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным. Культурно-просветительская функция как основная или доминирующая не входит в топ самых популярных и наиболее часто реализуемых на российском телевидении, однако она присутствует в программах различных жанров и форматов в качестве второстепенной. Из современных отечественных культурно-просветительских программ следует отметить игру «Что? Где? Когда?», программу «Правила жизни», «Белая студия», «Мир наизнанку» и другие.
В связи с постоянным развитием телевидения и форматов, в частности, возникает необходимость формирования новых форм для реализации культурно-просветительской функции. Сегодня метод инфотейнмент нашел свое применение в программах жанра реалити-шоу. Отличительной чертой программ жанра реалити-шоу, повлиявшей на значительный рост профессионального интереса, является самобытность этого телевизионного жанра. Реалити-шоу возникло непосредственно на телевизионной платформе. Программам типа ре-алити-шоу свойственна «документальность». Это означает, что программы претендуют на достоверность фактов, реальность героев и обстоятельств. Кроме того, среди типологических черт жанра следует выделить бытовизм. Этим объясняется схожесть программ жанра ре-алити-шоу с телевизионным очерком. В реалити-шоу действие, происходящее в реальном времени, взаимодействие участников и коллизии, возникающие в процессе их коммуникации, непрерывно фиксируют телекамеры. Однако драматургия является неотъемлемым сюжето-образующим элементом, что объясняет включение термина «шоу» в наименование жанра [Гуцал 2009, с. 197].
В учебном пособии под ред. Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика» сообщается о схожести жанровых признаков и возможности причислять реалити-шоу к художественной публицистике:
Для практики последних лет более актуален иной способ отражения документального материала - метод длительного наблюдения. Предметом экранного изображения становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая при отборе и монтаже в соответствии с замыслом автора [Телевизионная журналистика 2002, с. 68-73].
В приведенной цитате говорится о феномене «привычной камеры», заменяющей «скрытую». Участники реалити-шоу осознают, что их действия подвергаются как аудио-, так и видеофиксации. Так как участники не взаимодействуют с операторами и съемочным оборудованием, у зрителя возникает эффект стороннего наблюдателя [Гуцал 2009]. Это становится возможным благодаря тому, что камера остается незаметной как для телезрителей, так и для самих действу-
ющих в кадре лиц. Полученные видео напоминают протокольные записи, но явным отличием является наличие режиссерской концепции и монтажа.
В реалити-шоу можно обнаружить элементы аналитического жанра [Гуцал 2009, с. 48]. Они проявляются в комментариях героев, во время столкновений интересов персонажей, то есть в дискуссии, или в формате беседы участников реалити-шоу, обсуждающих какую-либо проблему. Однако подобные дискуссии не обязательно имеют социально значимый характер, и могут не представлять интереса для телезрителей. Именно это отличает аналитический комментарий от того, который представлен в реалити-шоу.
В программах реального телевидения присутствуют элементы ток-шоу. К ним относится декоративное присутствие зрителей или их непосредственное или косвенное участие. В ток-шоу зрители в студии способствуют созданию необходимого эмоционального фона. В реа-лити-шоу присутствие зрителей выражается в процессе голосования. Несмотря на то что массовая аудитория физически не присутствует на съемочной площадке, она влияет на ход событий, принимая участие в зрительском голосовании, которое широко распространено в программах реалити-шоу.
Сценарный план программ реалити-шоу не прописывается заранее, что сближает реалити с некомментируемым телевизионным отчетом. Можно сказать, что реалити-шоу и есть отчет об определенном фрагменте из жизни героев, выбранных при помощи кастинга.
Проанализировав признаки жанра реалити-шоу и сравнив их с другими известными телевизионными жанрами, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в основе программ реалити-шоу присутствуют признаки многих распространенных телевизионных жанров, что позволяет присвоить реалити-шоу свойство мультижанровости. Это в свою очередь объясняет возможность реализации различных функций в программах реалити-шоу.
Классификаций программ реалити-шоу много. В рамках данной статьи рассмотрим одну, основанную на различиях характерных свойств:
Первый тип - «шоу-подглядывания». Программы этого типа удовлетворяют потребность зрителя в вуайеризме [Гуцал 2009, с. 197]. Под «вуайеризмом» следует понимать
...сексуальное расстройство, характеризуемое побуждением подглядывать за обнаженными людьми, эротическими сценами для достижения полового возбуждения и удовлетворения2.
2 Толковый словарь русского языка начала XXI века: актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: ЭКСМО, 2006. С. 158.
В рамках данной работы термин следует понимать как желание телезрителей наблюдать за интимной жизнью участников реалити-шоу. К примеру, на западном телевидении тип «шоу-подглядывания» представлен голландской программой «Большой Брат», «Большая диета» и «Разбитые» на телевидении Великобритании. В эфире российского телевидения этот сегмент представлен программами «Взвешенные люди» телеканала СТС, «Дом-2» телеканала ТНТ, «Черный список» телеканала «Пятница!».
Второй тип - «шоу на выживание» [Уразова 2011, с. 58-62]. Этот тип программ схож с первым типом из представленной ранее классификации по происхождению. Представители те же: «Последний герой», «Русский ниндзя», «Большие гонки», «Золото Геленджика» телеканала ТНТ и «Форт Бойярд» телеканала СТС.
Третий тип - «шоу профи» [Уразова 2011, с. 59]. Характерной чертой программ этого типа считается наличие просветительской функции наравне с развлекательной. Это возможно благодаря тому, что зритель наблюдает за процессом освоения участниками какого-либо ремесла, тем самым получает новые практические знания и навыки. Этот формат позволяет нативно просвещать аудиторию. На российском телевидении сегмент «шоу профи» представлен кулинарными шоу «Адская кухня», «Кондитер», «Битва шефов» на телеканале «Пятница!», «Ты - топ-модель», «Открытый микрофон» телеканала ТНТ, проект «Подиум» телеканала «Пятница!».
Четвертый тип - «шоу-приключение» [Уразова 2011, с. 59]. В рамках проекта участники должны найти нестандартное решение задачи. К участию в таких программах приглашают людей с лидерскими качествами, высоким уровнем IQ, быстрой реакцией и способностью оперативно принимать решения. Представителями этого типа программ на российском телевидении является шоу «Кто хочет стать миллионером», «Самое слабое звено», «Поле чудес» и «Двое на миллион».
Изучив историю и характерные черты жанра реалити-шоу, можно судить о тематическом разнообразии жанра. Обилие элементов разных жанров позволяет расширять тематический круг реалити-шоу и охватывать разные категории зрителей, тем самым увеличивая аудиторию. Благодаря этому сегодня реалити-шоу не теряет, а даже, наоборот, продолжает набирать популярность.
В рамках данной научной статьи рассматривается проект телеканала «Пятница!» «Пацанки». Он выходит в эфир телеканала с 26 августа 2016 г. Хронометраж выпусков составляет 90 минут. В одном сезоне программы 18 выпусков, 16 из которых - однотипные конкурсные, а два последующих - финальный выпуск, в котором объявляется победитель, и спецвыпуск с моментами программы, ранее не вошедшими в эфир3.
3 Пацанки [Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканала «Пятница!». URL: https://patsanki.friday.ru (дата обращения 9 января 2019).
Концепция реалити-шоу заключается в перевоспитании героинь, ведущих нездоровый образ жизни, имеющих неверные жизненные цели и представляющих угрозу себе и окружающим. Причина такого поведения кроется в неблагополучном прошлом и настоящем девушек, недостатке родительской любви и понимания общества. Истории, послужившие толчком к принятию решения стать участницами проекта «Пацанки», представляются в первом же выпуске программы и дополняются на протяжении всех дальнейших выпусков. Участие в проекте дает участницам возможность пересмотреть свое отношение к жизни, изменить привычки и окружение, научиться следовать правилам этикета, взаимодействовать с обществом и социализироваться. В этом героиням помогает команда специалистов, среди которых профессиональные психологи и педагоги. Участницы помещены в непривычные условия закрытой «Школы леди» - загородного коттеджа, в котором проходили съемки программы.
Для анализа проекта выбраны три выпуска четвертого сезона программы «Пацанки»:
- «Первая серия» от 22.08.2019 г.
- «Седьмая серия» от 03.10.2019 г.
- «Четырнадцатая серия» от 21.11.2019 г.
- «Финал» от 12.12.2019 г.
Выпуски отобраны таким образом, чтобы можно было проследить путь изменения и преображения участниц шоу.
Анализ проекта следует начинать с определения темы. В проекте «Пацанки» - культурно-социальная. Это следует из цели программы, которую создатели реалити-шоу определяют как необходимость донести до аудитории основные принципы жизни в социуме. Для достижения этой цели в шоу наглядно демонстрируют особенности деви-антного поведения на примере маргинальных участниц реалити-шоу. Благодаря этому создателям программы удается продемонстрировать преимущества здорового образа жизни, владения навыками ораторского мастерства и социальной коммуникации, а также доказать необходимость высокого уровня образования и социокультурной осведомленности для полноценной жизни в современном обществе. Каждый выпуск программы посвящен одной теме или одному навыку: основы этикета, коммуникация без использования обесцененной лексики, избавление от комплексов и психологических барьеров.
Проект «Пацанки» - это реалити-шоу. Этот жанр на телевидении предполагает программы и шоу, которые следят за жизнью, действиями, поступками, решениями и общением участников напрямую. Особенность реалити-шоу в том, что участники - не актеры, они не используют подготовленный заранее текст. Герои снимаются в реальном времени, без повторов дублей. Реалити-шоу обращено к реальности, начиная с типажей участниц и заканчивая декорациями. Основной
критерий программ жанра реалити-шоу - это зрелищность. В большинстве программ этого жанра главная функция - рекреативная. Однако в проекте «Пацанки» нативно реализуется и культурно-просветительская функция. Рекреативная функция в этом случае служит оформлением функции культурно-просветительской, что свойственно программам метода инфотейнмент.
Каждый год на кастинг проекта «Пацанки» приходят тысячи отчаявшихся девушек, желающих принять участие в социальном реа-лити-шоу. Однако к участию в проекте допускаются всего 15 конкуренток. Участницами четвертого сезона стали девушки в возрасте от 17 до 29 лет из разных российских городов4. Типичная героиня реали-ти-шоу «Пацанки» - на телеканале «Пятница!» девушка, страдающая от недостатка внимания и любви со стороны родителей, поэтому она пытается привлечь внимание к своей персоне. Основной способ привлечения внимания - совершение противоречащих общепринятым нормам поступков. Эти девушки склонны к проявлению агрессии, что приводит к преступности, попыткам суицида, проституции, алкоголизму и наркомании. Героини отличаются яркой нестандартной нарочито преобразованной внешностью. Типаж девушки-участницы также характеризуется вызывающим поведением, желанием противопоставлять себя обществу, а также недостаточной образованностью и просвещенностью в сфере культуры и коммуникации.
Участницы реалити-шоу приходят на проект каждая со своими проблемами, непонятые, отвергнутые обществом. Раз оступившись, они не могут самостоятельно изменить образ жизни и окружение. Роль ведущих программы заключается в помощи участницам проекта осознать свои ошибки и принять тот факт, что каждой из них необходима профессиональная поддержка. Каждый выпуск начинается с закадрового голоса. Он же сопровождает телезрителя на протяжении всего проекта. Закадровый голос выполняет роль ведущего, так как его главная цель - рассказывать телезрителю всю необходимую для понимания сюжета информацию. Голос за кадром является основным источником информации, а участницы проекта и остальные ведущие лишь иллюстрируют, дополняют и комментируют.
В качестве ведущих выступают: Лаура Лукина, директор «Школы леди» в проекте «Пацанки» на телеканале «Пятница!», Татьяна Полякова, преподаватель «Школы леди» в проекте «Пацанки» на телеканале «Пятница!», Мария Третьякова, преподаватель «Школы леди» в проекте «Пацанки» на телеканале «Пятница!». Речь ведущих грамотна. Они всегда вежливы, учтивы и обращаются к ученицам школы
4 Пацанки - Участники [Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканала «Пятница!». URL: https://patsanki.friday.ru/videos/s4 (дата обращения 9 января 2021).
исключительно на «вы». В отличие от участниц шоу, ведущие разговаривают на литературном языке, приближенном к книжному. В сочетании с медленным темпом речи, как будто предложения произносятся нараспев, речь воспринимается неживой, заученной и нарочито правильной. Однако подобный стиль общения резко контрастирует со стилем речи героинь. Тип взаимоотношений между ведущими и участницами - иерархический. При данном типе взаимоотношений допустимо менторское поведение со стороны вышестоящих в иерархии. Они несут большую ответственность и имеют право наказывать за провинности и нарушения. Однако ответственность подразумевает необходимость направлять нижестоящих, опекать и проявлять заботу по отношению к ним. Иерархическое общение типично для модели служебных взаимоотношений (руководитель и подчиненный), семейных (родитель и ребенок) и учебных (учитель и ученик). Ведущие проекта отвечают всем требованиям, предъявляемым к наставникам. Их поведение по отношению к участницам можно охарактеризовать как эмпатичное. Они проявляют внимание и такт. Они не позволяют себе повышать голос и прибегать к оскорблениям. Ведущих отличает умение идти на компромисс, спокойствие и выдержка, а также строгость и справедливость. Для героинь ведущие представляются авторитетными личностями.
Проект «Пацанки», будучи реалити-шоу, предполагает динамичное развитие событий, частую смену локаций, разнообразие кадров. Эпизоды, в которых демонстрируются кадры хроники, перебиваются кадрами с интервью девушек, в которых они комментируют происходящее. Таким образом удается достичь не только эффекта присутствия, но и узнать отношение непосредственных участниц. Интервью проходит всегда в одном месте - это студия. Все интервью сняты одинаково: средний план сменяется крупным и снова средним, происходят детальные укрупнения. В программе часто используется общий план, демонстрирующий здание школы. Это делается в тех случаях, когда нужно показать смену дня или наступление вечера. Участницы шоу никогда не смотрят в камеру, чтобы не разрушить эффект «слежки» и сохранить реалистичность.
Проанализировав реалити-шоу «Пацанки», можно сделать вывод, что в проекте в провокационной форме на повестку социального обсуждения выдвигаются новые нравственно-этические нормы. В программе «Пацанки» успешно реализуется культурно-просветительская функция. Этому способствует актуальность и востребованность выбранного жанра - реалити-шоу и использование метода инфотейн-мент. В проекте «Пацанки» культурно-просветительская функция не является основной, но является структурообразующей. В этом реалити-шоу в провокационной форме на повестку социального обсуждения выдвигаются новые нравственно-этические нормы. Ин-
формация, которую преподносят участникам реалити-шоу в рамках учебных дисциплин в «Школе Леди» на проекте «Пацанки» относится к типу общеобразовательной и полезной. В процессе просмотра реа-лити-шоу телезрители также получают эту информацию, повышают свой общекультурный уровень и расширяют кругозор. Кроме того, в проектах демонстрируется негативный эффект девиантного поведения и последствия ведения нездорового образа жизни. Успехи участников стимулируют телезрителей, ассоциирующих себя с героями, отказываться от вредных привычек, менять образ жизни и заниматься саморазвитием. Сегодня метод инфотейнмент находит свое применение в реалити-шоу. Это объясняется обилием элементов различных жанров в составе жанра реалити-шоу. Таким образом, главенство рекреативной функции позволяет привлекать и удерживать внимание аудитории, а культурно-просветительский контент, завуалированный под развлекательный, преподносится нативно.
Литература
Борецкий 2011 - Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: Икар, 2011. 178 с.
Гуцал 2009 - Гуцал Е.А. Телевизионное реалити-шоу: некоторые аспекты типологии // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Вып. 62. № 1-2. С. 179-184.
Телевизионная журналистика 2002 - Телевизионная журналистика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2002. 366 с.
Уразова 2011 - Уразова С.Л. Реалити-шоу: особенности и принципы моделирования. М.: ФГОУ ДПО «ИПК работников ТВ и РВ», 2011. 240 с.