Научная статья на тему 'Телевидение Юго-Восточной Азии: новости vs реалити-шоу'

Телевидение Юго-Восточной Азии: новости vs реалити-шоу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
552
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТИ / РЕАЛИТИ-ШОУ / ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ ВЕЩАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ТЕЛЕВЕЩАНИЕ ЮГО-ВОСТОЧНОГО РЕГИОНА / VIETNAMESE TV / TELEVISION NEWS / REALTY SHOW / DEMOCRACY OF BROADCASTING / INTERACTIVITY / BROADCASTING OF SOUTH-EASTERN REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фам Минь Чанг, Улюра Анастасия Анатольевна, Нирдоши Раджендер Кумар

На примере вьетнамского ТВ анализируется противоречивое развитие контента телевизионного вещания в странах Юго-Восточной Азии воплощение разнонаправленных тенденций: традиционных культурных и наднациональных глобальных. С помощью контент-анализа авторами выявлена тематика главного новостного выпуска вьетнамского телеканала VTV1; как антипод протокольным новостям описан формат реалити-шоу с примерами эфирных передач различных вьетнамских телеканалов. Авторы пришли к выводам о поколенческих предпочтениях зрителей: новостные выпуски первого канала нацелены на возрастную аудиторию, исповедующую восточный менталитет, реалити-шоу собирают в основном молодёжную аудиторию, которая тяготеет к новому мышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEVISION OF SOUTHEASTERN ASIA: NEWS VS REALTY SHOW

By the example of the Vietnamese TV the paper analyzes the contradictive development of TV broadcasting in Southeastern Asia countries, manifesting multidirectional tendencies: traditional cultural and supranational global. Using content-analysis the authors identify the subjects of central newscast of the Vietnamese TV-channel VTV1; as antipode of protocolar news the paper describes realty show format with the examples of broadcast programs of different Vietnamese TV channels. The authors conclude on audience's age-related preferences: the first channel newscasts are targeted at older audience, adepts of the Eastern mentality, and realty shows are basically popular among young people who tend to think innovatively.

Текст научной работы на тему «Телевидение Юго-Восточной Азии: новости vs реалити-шоу»

Фам Минь Чанг, Улюра Анастасия Анатольевна, Нирдоши Раджендер Кумар ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: НОВОСТИ VS РЕАЛИТИ-ШОУ

На примере вьетнамского ТВ анализируется противоречивое развитие контента телевизионного вещания в странах Юго-Восточной Азии - воплощение разнонаправленных тенденций: традиционных культурных и наднациональных глобальных. С помощью контент-анализа авторами выявлена тематика главного новостного выпуска вьетнамского телеканала VTV1; как антипод протокольным новостям описан формат реалити-шоу с примерами эфирных передач различных вьетнамских телеканалов. Авторы пришли к выводам о поколенческих предпочтениях зрителей: новостные выпуски первого канала нацелены на возрастную аудиторию, исповедующую восточный менталитет, реалити-шоу собирают в основном молодёжную аудиторию, которая тяготеет к новому мышлению.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-2M6.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 2. C. 184-188. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

этой богини вешают куклу, сделанную из синей материи, в честь бога Неба. Согласно народным приметам алтайцев, если ребенок улыбается, значит, с ним в данный момент разговаривает сама Умай. Болезнь ребенка свидетельствует о том, что его покинула покровительница, возможно, из-за неправильного поведения родителей или действия злых духов. Бездетные семьи обращались к Умай с просьбой послать им детей, с такой же просьбой ей приносили жертвы и малодетные семьи.

По мере взросления ребенка связь с богиней Умай постепенно ослабевает, но взамен у взрослого человека формируется его духовный двойник, то есть небесный опекун, выполняющий те же функции, что и богиня Умай. В шаманизме есть представление о том, что богиня Умай в момент рождения ребенка «пронзает» его божественным небесным лучом, и внутри человека возникает искра жизни. Постепенно, с угасанием этого света, происходит и старение человека, а его смерть означает, что искра жизни погасла полностью. Наличие женского божества в шаманизме свидетельствует об особом отношении в естественных религиях к продолжению человеческого рода, к материнскому началу. Если в догматических религиях явно просматриваются черты патриархальной культуры, то в естественных религиях женское и мужское рассматриваются в качестве равноправных начал. Пиетет естественных религий перед природой воспитывает в человеке уважительное отношение к женскому началу, что в полной мере соответствует современному принципу эгалитарного общества.

Список источников

1. Гумилев Л. Н. Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи. М.: Экопрос, 1994. 319 с.

2. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78-278.

3. Кениспаев Ж. К., Серова Н. С. Мышление человека информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (78). С. 98-100.

4. Юм Д. Сочинения [Электронный ресурс]: в 2-х т. Т. 2. URL: http://litlife.club/br/?b=259038&p=88 (дата обращения: 18.11.2017).

SHAMANISM AS NATURAL RELIGION

Toboev Arzhan Ivanovich

Gorno-Altaysk arzhan. toboev@mail. ru

The article is devoted to the analysis of one of the forms of natural religion - Siberian shamanism. Natural religion is a category in philosophy and science that denotes the pagan beliefs of "primitive" peoples. The general ideology of the European science is that polytheistic religions are a certain stage in the evolution of the religious views of a man. According to this logic the Christian faith must be the result of the spiritual evolution of the man. The author shows the inconsistency of such a Eurocentric point of view and substantiates the thesis about shamanism as natural religion of the peoples of Siberia.

Key words and phrases: Altai; mythology; natural religion; shamanism; ethnos; culture.

УДК 791.43; 778.5 Искусствоведение

На примере вьетнамского ТВ анализируется противоречивое развитие контента телевизионного вещания в странах Юго-Восточной Азии - воплощение разнонаправленных тенденций: традиционных культурных и наднациональных глобальных. С помощью контент-анализа авторами выявлена тематика главного новостного выпуска вьетнамского телеканала VTV1; как антипод протокольным новостям описан формат реалити-шоу с примерами эфирных передач различных вьетнамских телеканалов. Авторы пришли к выводам о поколенческих предпочтениях зрителей: новостные выпуски первого канала нацелены на возрастную аудиторию, исповедующую восточный менталитет, реалити-шоу собирают в основном молодёжную аудиторию, которая тяготеет к новому мышлению.

Ключевые слова и фразы: вьетнамское телевидение; телевизионные новости; реалити-шоу; демократичность вещания; интерактивность; телевещание Юго-Восточного региона.

Фам Минь Чанг

Улюра Анастасия Анатольевна

Нирдоши Раджендер Кумар

Российский университет дружбы народов, г. Москва irma-irma@list. ru; ulyura. anastasia@gmail. com; rnirdoshi@mail. ru

ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: НОВОСТИ VS РЕАЛИТИ-ШОУ

Социологические исследования подтверждают, что в настоящее время, несмотря на развитие Интернета, телевидение - самое популярное средство массовой информации в мире. Больше всего времени у экранов ТВ

проводят жители США: 4 часа 42 минуты ежедневно [9], в странах Юго-Восточной Азии просмотру ТВ уделяется примерно в полтора раза меньше времени, например, граждане Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) смотрят телевизор 2 часа 50 минут в рабочие дни и 4 часа в выходные [4, с. 291].

Актуальность изучения направленности и содержания телепрограмм государств Юго-Восточной Азии объясняется процессами глобальной интеграции, которые трансформируют местную культуру. С одной стороны, сохраняется традиционный уклад, что отражается в программах телевидения, с другой стороны, благодаря ТВ и интернет-технологиям усиливается влияние зарубежных стандартов жизни, что также находит своё воплощение в телевизионных передачах. Эти процессы сопровождаются экономическими изменениями, которые превращают мир в «глобальную деревню» (М. Маклюэн), где нивелируются национальные особенности. Однако страны Юго-Восточной Азии сохраняют свой коммунитарный колорит, это объясняется преимущественно особенностями институциональной матрицы развития (С. Кирдина). Покажем это на примере Вьетнама.

Для развития вьетнамского телевидения важной вехой стало начало экономических реформ в 1986 году, переход от плановой экономики к рыночной. С момента принятия Закона о СМИ 1995 года прошло более 20 лет, возникли новые телепрограммы, которые требуют осмысления с точки зрения культурных трансформаций вещательной политики. Сегодня более 90% семей могут смотреть каналы вьетнамского телевидения, в зоне уверенного приёма телесигнала - 87% территории. Доступны 75 зарубежных телеканалов, в том числе CNN и BBC. За это время выросло новое поколение журналистов и зрителей, которые, оставаясь в рамках коммунитарности (Х-матрица С. Кирдиной), тяготеют к коллаборации (7-матрица С. Кирдиной).

Вьетнамское телевидение находится под юрисдикцией правительства. Но говорить о преобладании партийной агитации в программах некорректно: наряду с пропагандистскими передачами много развлекательных, музыкальных программ, фильмов, спортивных передач. Из 15 типов телепрограмм самыми популярными у вьетнамцев являются: новости (70%), кинофильмы (51%) и музыкальные программы (43%) [8, с. 163].

В новостях национального канала VTV1 существует определённая политика в подборе информационной повестки дня, направленной на поддержание общности нации. Наблюдения авторов (количественный и качественный анализ) выявили некоторые тенденции, о которых говорится ниже.

Количественный аспект. Новости в 0, 9, 11, 16, 22.30 часов: по 15 минут; новости в 1, 2, 3, 10 часов: по 10 минут; новости в 8 часов: 5 минут; новости в 12 и 19 часов: по 40 минут (Табл. 1). Какие выводы можно сделать? Первый круглосуточный канал государственного телевидения уделяет большое внимание производству и трансляции новостей. Они имеют постоянное место в эфире, выходят в среднем каждый час. Два информационно-аналитических выпуска имеют самую большую длительность - 40 минут, транслируются в прайм-тайм: в период обеденного перерыва и в вечернее время. Существует три разновидности выпусков по продолжительности (исключая информационно-аналитические): 5, 10 и 15 минут. Общее количество новостного вещания на канале - 3 часа и 33 минуты (13%).

Таблица 1. Частота и продолжительность новостных выпусков

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

5 •

10 • • • •

15 • • • • •

40 • •

По горизонтали - часы вещания.

По вертикали - продолжительность выпуска в минутах.

Тематический аспект. Анализ выпусков новостей проведён на конкретном материале - информационно -аналитическом выпуске 14 апреля (пятница) 2017 года в 19 часов. Выпуск - 40 минут. По тематике данный информационный выпуск не может быть признан аналитическим, поскольку основной жанр - заметка или репортаж, без элементов аналитики. Большинство сюжетов (6 из 14) связаны с так называемой протокольной информацией: кто из высших руководителей куда съездил и с кем встретился. 3 информационные заметки посвящены международной политике (Россия, Северная Корея, США, Малайзия), 4 - внутреннему экономическому развитию, 1 - образованию (конференция). Нет ни одного сюжета познавательно-развлекательного характера или из разряда занимательных новостей, нет динамики в изображении (Табл. 2).

Таблица 2. Тематика выпуска и соотношение «картинка/диктор»

Время Ведущий Темы

19.00-19.08 20 сек Встреча с Генеральным секретарем компартии в городе Жа Лай

19.08-19.13 23 сек Президент работает с Государственным аудитом

19.13-19.17 18 сек Премьер-министр посещает туристический регион Хоа Бинь

19.17-19.19 22 сек Премьер-министр посещает остров Фу Киок

19.19-19.23 19 сек Встреча конгрессменов Вьетнама и Чехии

19.23-19.25 20 сек Председатель Национального собрания Вьетнама встретился с премьер-министром Чехии

19.25-19.27 27 сек Строительство административного района в Вандоне

19.27-19.30 18 сек Конференция, посвященная экономическому развитию

Время Ведущий Темы

19.30-19.32 26 сек Образовательная конференция

19.32-19.33 18 сек Прогноз экономического роста Вьетнама

19.33-19.36 15 сек Фермеры знакомятся с высокими технологиями

19.36-19.37 17 сек Малайзия отменила исследование с участием корейских граждан

19.37-19.39 20 сек Корея может испытать ядерное оружие

19.39-19.41 21 сек Россия и США хотят улучшить взаимоотношения

В эфире в первые минуты выступают двое ведущих (женщина и мужчина). Точнее будет назвать их дикторами, поскольку они не имеют права на собственные комментарии и слова, их задача - читать готовый текст. Каждый раз при сообщении новой новости в кадре присутствует только один человек, затем они меняются. Женщина-диктор одета в традиционную одежду, в костюме мужчины непременно присутствует пиджак. Интонация - серьезная, торжественная.

Диаграмма 1

В результате измерения телевизионной аудитории канала УТУ1 обнаружено следующее: процент зрителей, ежедневно смотрящих новости по телевизору: 6-7 часов утра - 6%, в 11-12 часов - 10%, в 19-20 часов - 25% (Диаграмма 1). Что касается возрастных категорий зрителей новостных выпусков, то картина такая: 75% составляют телезрители в возрасте 40 лет и старше; зрители от 4 до 19 лет - менее 10%; на аудиторию 20-39 лет приходилось 15-18% (Диаграмма 2) в общем объёме зрителей. Можно сделать вывод, что новости УТУ1 не имеют большой привлекательности для молодых зрителей.

Диаграмма 2

Возрастные зрители сохраняют приверженность к теленовостям по привычке, но для молодёжи, имеющей альтернативные интернет-источники информации, подобный телевизионный формат вещания не слишком интересен. Вероятно, новости на государственных телеканалах не станут в ближайшие годы коллабора-тивными [1], но подобный сценарий возможен для новостных интернет-порталов.

Как антипод протокольным теленовостям рассмотрим реалити-шоу, для которых важна интерактивность и коллаборация журналистов и аудитории. Реалити-шоу определяется как телевизионное шоу, его участники -обычные люди, которых снимают в реальной жизни и в реальных обстоятельствах, без явного вмешательства режиссёра. Но это мнимая независимость.

Вот что об этом пишет С. Л. Уразова: «Единство времени и места действия в программе сохраняется, а участники шоу, не обремененные профессиональными навыками и умениями, действуют в реальном времени в соответствии с заданными организаторами подобного игрового шоу условиями. Доминантой такого рода программ выступает понятие "игра"; символ-знак "игра" проецируется в сознание потребителей как нечто безобидное, поскольку изначально в программе предполагаются незапланированные ролевые игровые ситуации, складывающиеся между участниками шоу. Благодаря игровому восприятию у потребителей этого экранного продукта снимается защитная реакция, а категория опасности, порождаемая "играми" взрослого характера (что не запрещено, то разрешено), нивелируется. Исключительная роль в таких игровых шоу отводится организаторам» [7, с. 203]. Особенности восприятия игрового контента реалити-шоу аудиторией младше 30 лет авторы изучили, опираясь на теорию поколений [3].

Этот тип телепередач очень распространен в различных странах, в том числе в России и особенно в США. Чтобы создать истинные и новые эмоции для публики, телевещатели создают программы, в рамках которых участники могут показать подлинные чувства, действовать по-настоящему, как в реальной жизни, без влияния режиссёра: предполагается, что участники забудут о присутствии камер и будут жить обычной жизнью, но под наблюдением камер и зрителей [6].

Реалити-шоу для Вьетнама и других стран Юго-Восточного региона - достаточно новое явление, оно находится в стадии становления, хотя появилось в эфире более десяти лет назад. В начале 2005 года на VTV3 вышла передача «Стартап», она сразу привлекла внимание молодых зрителей. Эту программу можно рассматривать как первое реалити-шоу во Вьетнаме. В том же году вышли шоу «Преодолеть себя» и «Дом мечты». К истинным реалити-шоу можно отнести программу «Женщины XXI века». При запуске программы в 2006 году она вызвала внимание аудитории всех возрастных групп. Конкурсанткам удалось продемонстрировать свои взгляды, индивидуальность, сильные и слабые стороны, выявить уникальные черты женщин нынешнего века. Кроме этого реалити-шоу можно отметить программы «Моя мечта», «Главное веселье», «Вьетнамский кумир».

Несмотря на популярность и успешность реалити-шоу за рубежом, выбор программ для людей с восточным менталитетом является непростой задачей. Например, первые выпуски шоу «Главное веселье» встретили сильные возражения, так как не совпали с привычками и устоями страны. Реалити-шоу «Женщины XXI века» было неоднократно подвергнуто критике за якобы превращение участниц в сексуальный объект.

Как отмечают исследователи, «для игроков интересен процесс, во время игры человек испытывает сильные эмоции» [2, с. 42]. Но вьетнамцы с трудом отдаются процессу игры перед камерами, они мягкие, искренние, но недостаточно открытые и уверенные в себе. Участники и публика остаются в значительной степени зажатыми перед объективами камер, люди не привыкли выражать себя публично. Но даже тогда, когда участники решаются говорить откровенно о своих взглядах, общественность старшего возраста не вполне принимает это: расплывчато хвалит и порицает, но равнодушна и не желает участвовать (отправка сообщений для голосований, отправка комментариев, участие в форумах веб-сайта программы), что также является барьером на пути развития реалити-шоу во Вьетнаме.

Ещё одна проблема - ведущие, которые для реалити-шоу подбираются по определённому алгоритму. Наиболее успешные реалити-шоу за границей несут на себе печать ведущих, они персонифицированы. Во Вьетнаме же трудно найти раскованного человека, который был бы одновременно образованным, остроумным, эмоциональным, хорошо импровизирующим (критерии отбора ведущего реалити-шоу).

Другие программы, в том числе и купленные по лицензии, несмотря на поддержку зрителей, не стали для телеиндустрии коммерчески выгодными: реалити-шоу дороже в подготовке по сравнению с другими развлекательными шоу. Так, шоу «Женщины XXI века» в прошлом году имело затраты более чем 500 тыс. долларов США (авторские права, реализация, реклама и др.), но коммерческой выгоды не получило: рейтинг и количество рекламы в программе ниже ожидаемых, смс-голосование (степень вовлечённости) на низком уровне. Проблема в том, что молодые зрители, которые могли бы составить основную и при этом многочисленную аудиторию реалити-шоу, не всегда смотрят подобные программы в эфире, предпочитая архив и YouTube, а это влияет на эфирные рейтинги.

Таким образом, мы проанализировали телепрограммы Вьетнама на контрасте: новостные программы предпочитаются старшим поколением, реалити-шоу - преимущественно в сфере интересов молодёжи. Анализ индийских телепрограмм выявил аналогичные тенденции. В перспективе, при отходе стран Юго-Восточной Азии от технологии аналогового вещания в рамках глобального процесса цифровизации, а также при выходе национальных каналов на мировой рынок [5], противоречия в программировании ТВ-программ, отмеченные выше, будут постепенно сглаживаться, в том числе появятся нишевые каналы, рассчитанные на конкретную узкую аудиторию.

Список источников

1. Аль-Ханаки Д., Алгави Л. О. Новости как развлечение в коллаборативной журналистике // Журналистика России в условиях перехода к информационному обществу: сборник научных статей / отв. ред. Ел. В. Мартыненко. М.: РУДН, 2016. С. 12-21.

2. Волкова И. И. К вопросу о функциональности игры и игровых коммуникаций в современных медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30): в 2-х ч. Ч. 2. С. 41-45.

3. Волкова И. И. Поколенческая специфика восприятия игрового медийного контента [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/113-11154 (дата обращения: 17.10.2017).

4. Ларин В. П. Средства массовой информации и телевидение // Современный Вьетнам / Институт Дальнего Востока РАН; Центр изучения Вьетнама и АСЕАН; отв. ред. Е. В. Кобелев. М.: Форум, 2015. С. 289-293.

5. Улюра А. А. Индийская телевизионная сеть ZEEL: особенности освоения российского рынка // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. 3. С. 190-193.

6. Уразова С. Л. Реалити-шоу в контексте современного телевидения: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2008. 31 с.

7. Уразова С. Л. Reality TV в России: первый опыт телеклонирования // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: коллективная монография: в 2-х т. / ред.: А. И. Донцов, Я. Н. Засурский, Л. В. Матвеева, А. И. Подольский. М.: Аспект Пресс, 2002. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. С. 200-221.

8. Чан Тхи Тху Хыонг. Ведущие СМИ Вьетнама // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». 2015. № 4. С. 162-166.

9. Titcomb J. Which Country Watches the Most TV in the World? [Электронный ресурс]. URL: http://www.telegraph. co.uk/technology/news/12043330/Which-country-watches-the-most-TV-in-the-world.html (дата обращения: 17.10.2017).

TELEVISION OF SOUTHEASTERN ASIA: NEWS VS REALTY SHOW

Pham Minh Chang Ulyura Anastasia Anatolievna Rajender Kumar Nirdosh

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow irma-irma@list.ru; ulyura.anastasia@gmail.com; rnirdoshi@mail.ru

By the example of the Vietnamese TV the paper analyzes the contradictive development of TV broadcasting in Southeastern Asia countries, manifesting multidirectional tendencies: traditional cultural and supranational global. Using content-analysis the authors identify the subjects of central newscast of the Vietnamese TV-channel VTV1; as antipode of protocolar news the paper describes realty show format with the examples of broadcast programs of different Vietnamese TV channels. The authors conclude on audience's age-related preferences: the first channel newscasts are targeted at older audience, adepts of the Eastern mentality, and realty shows are basically popular among young people who tend to think innovatively.

Key words and phrases: Vietnamese TV; television news; realty show; democracy of broadcasting; interactivity; broadcasting of South-Eastern region.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

В статье анализируется информационный потенциал новейших документальных публикаций при исследовании актуальных вопросов национально-государственного строительства на Северном Кавказе в 1920-1930-е гг. Автором выделяются конкретные сюжеты в рамках рассматриваемой темы, в разработку которых материалы сборников могут внести существенный вклад. Представленные в публикациях архивные документы показывают регион как один из сложных объектов этнополитики советского руководства.

Ключевые слова и фразы: документы; источники; материалы; национально-государственное строительство; сборник; Северный Кавказ.

Царикаев Алан Тахирович, к.и.н., доцент

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ Tsarikaev.A. T@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В 1920-1930-Е ГГ. В НОВЕЙШИХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ

Проблемы национально-государственного строительства на Северном Кавказе после октября 1917 г. традиционно относятся к числу активно разрабатываемых в региональной историографии. При этом данная тема всегда являлась одной из наиболее противоречивых и политизированных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.