Алексей Ренатович Байгузин,
докторант кафедры экономики труда и управления персоналом, СГСЭУ
Владимир Иванович Долгий,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом, СГСЭУ
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
В статье представлены результаты исследования особенностей реализации корпоративных стратегий развития промышленных предприятий высокотехнологичных сфер деятельности. Стратегическая реструктуризация промышленных организаций, осуществляющих высокотехнологичное производство, проходит в условиях модернизации экономики России. Показана взаимосвязь направлений модернизации и стратегической реструктуризации наукоемких предприятий. Особый акцент делается на исследовании промышленных субъектов, в которых проводится реструктуризация производственных и технологических комплексов в рамках государственных программ развития. Представлен алгоритм реорганизации российской промышленности и выбора организационной формы управления предприятиями высокотехнологичных отраслей. Рассматривается специфика корпоративной стратегии развития, в том числе совершенствование структуры, систем и методов управления, внедрение современных технологий менеджмента в рамках основных концепций организационного развития предприятий. Практические предложения по реализации корпоративных стратегий развития увязаны с деятельностью крупнейшего предприятия Саратовской области, осуществляющего организационную и технологическую модернизацию.
Ключевые слова: высокотехнологичные предприятия, корпоративные стратегии, модернизация, реструктуризация, организационное развитие, стратегирование.
A.R. Baiguzin, V.I. Dolgy
SOME SPECIFIC FEATURES OF CORPORATE STRATEGIES REALIZATION OF THE DEVELOPMENT OF HIGH-TECH BRANCH ENTERPRISES
The article contains the results of the research of peculiarities of realization of the corporate strategies in the development of industrial enterprises in high-tech spheres of activity. Strategic restructuring of the enterprises involved in H-T production is under conditions of modernization of the Russian economy. The interdependence of modernization trends and strategic restructuring of science-consuming enterprises is shown. A special stress is done on the research of industrial subjects, which undergo restructuring of industrial and technological complexes in frames of the national programs of development. The author suggests the algorithm of reorganization of the Russian industry and selection of the organization form by H-T branch enterprises. The article outlines the specification of the corporate strategy of development, including the improving of structure, systems and methods of management, introducing the modern management technologies in frames of the basic concepts of the organizational development of enterprises. Practical decisions are related to the biggest enterprise of the Saratov region which undergo technological and organizational modernization.
Keywords: high-tech enterprises, corporate strategies, modernization, restructuring, organizational development, strategy.
УДК 338.24
(ti&k vid1952@mail.ru
Особое внимание к вопросам построения и эффективной реализации корпоративных стратегий управления промышленными предприятиями в России обусловлено модернизационными изменениями, которые происходят в настоящее время в отечественной экономике. В контексте данных вопросов все чаще актуализируется проблема учета специфики управленческого стратегирова-
ния применительно к предприятиям высокотехнологичных сфер деятельности. Можно полагать, что концепция управленческого стратегирования позволит учитывать комплексность и перспективы деятельности высокотехнологичных хозяйствующих субъектов.
Концепция управленческого стратегирования предполагает выполнение целого ряда условий. Необходимо,
во-первых, определить высокотехнологичные субъекты, являющиеся стратегическими и требующими в силу этого проведения последовательных организационноструктурных изменений; во-вторых, обосновать с позиций поставленных стратегических целей содержание и направление самих изменений; в-третьих, разработать модель стратегирования деятельности наукоемких предприятий и определить возможности ее организационноструктурного сопровождения. Соблюдение такого рода условий создаст необходимые предпосылки успешной реализации концепции стратегирования высокотехнологичных хозяйствующих субъектов.
Процесс управленческого стратегирования, направленный на развитие высокотехнологичных организаций, неразрывно связан с качеством моделирования, подготовкой его методологического и инструментального сопровождения. Под моделированием управленческого стратегирования следует понимать отображение прототипа построения корпоративных стратегий крупных предприятий с учетом проведения интеллектуальной и технологической модернизации хозяйствующего субъекта [5, с. 338]. Моделирование позволяет выделить и отобразить три основных элемента: субъекты, заинтересованные в проведении модернизации промышленной организации; объекты, нуждающиеся в проведении изменений; модель, отражающую параметры взаимодействия активных субъектов и пассивных объектов [7, с. 19].
Необходимо отметить, что моделирование управленческого стратегирования высокотехнологичных предприятий является достаточно трудоемким процессом, так как сложные системы, как правило, имеют неустойчивые состояния равновесия [4]. Это обстоятельство может усугубляться проблемами некорректного проектирования стратегий управления крупными корпоративными организациями. Поэтому достаточно важным для исключения ошибок при моделировании процесса управленческого стратегирования является формирование качественного состава методологов моделируемой структуры [6]. Несмотря на то что значительное количество специалистов, использующих проектный подход в формировании стратегий корпоративного управления, указывают на достаточно жесткую связь выполнения этапов управленческого стратегирования [8, с. 113 - 121], в исследования сложных систем могут вноситься коррективы методологического плана. Так, по мнению таких исследователей, как Г.В. Семенов, М.В. Николаев, М.В. Савеличев, в проектных моделях может реализовываться «инверсионный» подход, когда конструктивные методики используются в проверке концепций с помощью изменяемого алгоритма [7, с. 82].
Реализация концепции управленческого стратегирования для высокотехнологичных организаций предполагает разработку пакета программ-проектов преобразования стратегически значимых сфер деятельности хозяйствующих субъектов. Этот вопрос особенно важен, если речь идет об организациях, сохранивших научный, производственный и технологический потенциал для выпуска высокотехнологичной продукции для мирового рынка. В российской экономике к такого рода организациям относятся предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), производящие продукцию как оборонного, так и гражданского назначения.
Исследования показывают, что глобальные изменения послеперестроечного периода не могли не сказаться на возможностях ОПК. Предприятия ОПК изменили имидж, масштабы, систему управления, во многом миссию, но сохранили статус. При всех сложностях материального и интеллектуального плана именно оборонно-промышленный комплекс является сегодня уникальной инновационной платформой российской промышленности, которая по основным параметрам соответствует мировому уровню. Этот уровень обеспечивает не только высокотехнологичный экспорт, но и позволяет рассчитывать на применение прорывных технологий в промышленности в целом и машиностроении в частности [2].
Несмотря на достаточно высокий потенциал предприятий ОПК, проводимые реформы системы гособоронзаказа и военного ведомства обострили проблемы стратегического плана.
1. Проблемы заключения контрактов на поставку изделий, имеющих длительный цикл производства. Фактически можно говорить о срыве первой масштабной программы вооружений на 2006 - 2015 гг.
2. Безудержный рост стоимости продукции оборонного назначения вследствие включения в цену изделий расходов на модернизацию технологий и оборудования, а также непрерывного увеличения цен на сырьевые и энергетические ресурсы. Такого рода динамика вызывает острые противоречия между Министерством обороны и производителями вооружений и военной техники. В то же время оборонное ведомство предъявляет справедливые требования к качеству вооружений и техники. Решение этой проблемы видится в раскрытии схем ценообразования со стороны производителей и установлении жестких требований по качеству продукции. Результатом углубления противоречий стал переход к прямому управлению гособоронзаказом. Примером этого является усиление функции Военно-промышленной комиссии при Правительстве России по анализу цен и согласованию контрактов на продукцию оборонного назначения.
3. Нарастает противоречие в стратегическом развитии предприятий оборонно-промышленного комплекса между повышенными требованиями Минобороны относительно качества и конкурентоспособности отечественной военной техники и объективными трудностями производителей по переходу к производству на инновационной основе. Как следствие, в последние годы Министерство обороны неоднократно демонстрировало готовность к закупке вооружений у западных производителей. Предприятия, которые по тем или иным причинам не получили долгосрочные экспортные контракты, в условиях активизации гособоронзаказа, по сути, начинают работать с нулевого цикла, что осложняет ситуацию. Решение такого рода проблемы возможно лишь при непосредственном вмешательстве государства, которое объективно заинтересовано как в создании эффективной армии, так и в развитии оборонно-промышленного комплекса страны. Поэтому оптимальным путем решения проблемы считается реализация федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса, в соответствии с которой на модернизацию оборонно-промышленного комплекса будет инвестировано более 3 трлн руб. В сочетании с
разработкой новых образцов техники это даст вооруженным силам конкурентоспособную боевую технику нового поколения, а промышленности - необходимые инвестиционные ресурсы.
В современных условиях производство интеллектуалоемких вооружений нового поколения будет отличаться очень высокой стоимостью. Это объясняется возникновением технологического барьера, происхождение которого связано с циклическим характером обновления военной техники и вооружений. В мировой истории такая ситуация с военно-промышленным комплексом возникала в конце Второй мировой войны и в начале послевоенного периода, когда накопление знаний и практического опыта в военно -промышленном секторе экономики привело к мощному технологическому прорыву и созданию военной техники и оружия нового поколения с принципиально новыми поражающими свойствами. Это сопровождалось резким увеличением инвестиций в исследования в области вооружений фундаментальной инженерии. В настоящее время технологический барьер экономически выражается в снижении отдачи с каждого вложенного рубля на рубль стоимости изделия. Тем не менее заказчики прогнозируют резкий рост эффективности производства за счет применения новых технологий с последующей коррекцией ценовой составляющей. Это обстоятельство обусловливает увеличение потоков финансирования, прежде всего со стороны государства, в производство новых видов вооружений.
Развитие методологии стратегирования в управлении предприятиями, выпускающими высокотехнологичную продукцию, предполагает изменение конфигурации и применения инструментально-методических средств регулирования бизнес-процессов в системе стратегического управления и включает в себя все стадии организационного проектирования для корпоративных организаций - от структурно-функциональной диагностики хозяйствующего субъекта, оценки его эффективности до формирования механизма ее устойчивого развития.
В основе методического сопровождения проектного подхода лежит инструментальная концепция организационных изменений, обеспечивающая внедрение инновационных конструктов в структуру корпоративных стратегий, оперативных мероприятий крупных промышленных организаций. В контексте инструментальной концепции используются оценочные методики определения эффективности планируемых инновационных мероприятий по развитию системы стратегического управления [1].
В основе предложенной модели стратегирования заложен не традиционный «рациональный» подход совершенствования управления, характерный для большинства корпоративных организаций, а регулярные изменения отдельных стратегических параметров. В частности, проектные изменения осуществлялись в процессе построения и реализации стратегии корпоративного управления одного из крупнейших предприятий Саратовской области ОАО НПЦ «Алмаз».
Ранее существовавшая организационная структура бывшего государственного предприятия - ФГУП НПЦ «Алмаз» - основывалась на функциональных параметрах хозяйствующего субъекта, где процесс принятия управленческих решений основывался на организационной
вертикали. В условиях глобализации экономики государство предъявляет новые обоснованные требования по повышению конкурентоспособности стратегических предприятий хозяйствования, что в практическом плане выражается в укрупнении и акционировании промышленных организаций в виде суперхолдингов (предприятия скрепляются в производственной, технологической и информационной цепочке для выпуска перспективной продукции). Это явление наиболее характерно для оборонной промышленности, выпуска комплектующих деталей для современного машиностроения, медтехники, прессформ, запасных частей к нестандартизированному оборудованию [3].
Анализ стратегического позиционирования промышленных организаций как интегрированных бизнес-систем показал, что в наиболее благоприятном положении оказались предприятия с интеллектуальным заделом и фундаментальными наработками в сфере научных исследований, а также субъекты, имеющие расширенные диверсификационные возможности, а следовательно и большую эффективность в стратегическом управлении. Высокотехнологичное производство на уровне промышленных корпораций требует реализации технологий проектного финансирования, осуществления крупномасштабных разработок в области фундаментальных исследований, опытно-конструкторских работ, углубленных маркетинговых исследований, которые обеспечивают этому предприятию инновационное и экономическое развитие.
Для эффективного функционирования структура наукоемкой корпоративной организации и имманентная ей система управления должны оптимально сочетать технологические преимущества крупной корпоративной организации с проектной мобильностью небольшого. Такое соотношение представляется возможным при использовании организационной структуры гибридного типа.
Стратегическим направлением реструктурирования ФГУП НПЦ «Алмаз» стало изменение организационноправовой формы предприятия - образование отрытого акционерного общества и создание на этой основе самостоятельных бизнес-единиц производственно-хозяйственных подразделений. В рамках новой организационной структуры стало более эффективно осуществляться производство и реализация востребованных рынком изделий двойного назначения. Для осуществления такого рода реструктуризации на ФГУП НПЦ «Алмаз» были необходимые предпосылки, в частности изначальная технологическая обособленность основных подразделений предприятия. В перспективе стратегирование организации будет осуществляться в направлении создания промышленного холдинга, в структуре которого выделившиеся бизнес-единицы будут интегрироваться в единую производственно-технологическую цепочку на модернизированной основе. Для поддержания целостности и системности производственного комплекса стратегических предприятий вопросы реструктурирования должны регулироваться органами, имеющими особые полномочия в области распределения финансовых ресурсов и несущими ответственность за качество разрабатываемых изделий как оборонного, так и двойного назначения. В настоящее время эта функция возложена на Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации.
Управленческое стратегирование предполагает точное позиционирование предприятия в конкурентной среде и анализ рыночных условий хозяйствования. Результаты анализа позволяют выявить резервы диверсификации производственно-хозяйственной деятельности. Для каждого направления диверсификации деятельности формируется индивидуальная рыночная стратегия. Стратегирование должно учитывать как сильные, так и слабые стороны промышленной организации, а также наиболее важные для конкуренции факторы.
В рамках стратегической реструктуризации проводится реструктуризация базовых бизнес-процессов, позволяющая оптимизировать процесс создания стоимости путем исключения тех ступеней, на которых не происходит формирования добавленной стоимости [3]. Для обеспечения успешности процессов, связанных с увеличением добавленной стоимости, менеджмент должен использовать все более совершенные информационные системы управления изменениями.
Стратегическая реструктуризация крупных промышленных организаций предполагает согласование элементов системы стратегического и оперативного планирования; управленческого учета; инструментов; методического сопровождения оценки бизнес-единиц; деятельности центров финансовой ответственности. Для этого холдинговая структура промышленной организации дополняется подразделением контроллинга, которое обеспечивает реализацию проектных стратегий развития хозяйствующего субъекта, а также сроки выполнения и ответственных исполнителей. Наряду с этим отдел контроллинга осуществляет регулярный мониторинг проведения проектных мероприятий и своевременность выполнения наиболее значимых заданий. Дополнительной функцией контроллинга является превентивное предупреждение кризисов при осуществлении стратегических направлений развития. Для этого разрабатываются целевые индикаторы наблюдения за ходом проведения стратегической реструктуризации и проектных мероприятий развития хозяйствующего субъекта. Данный подход облегчает осуществление изменений и условий деятельности предприятия в рамках корпоратив-
ного управления. Наблюдение за изменениями параметров внешней и внутренней среды может осуществляться экспертным методом, с определением весовых значений факторов, которые необходимо учитывать в процессе принятия стратегических решений.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что реализация концепции управленческого стра-тегирования предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, во многом определяется эффективностью организационно-экономического сопровождения стратегических изменений. Это в большей мере относится к предприятиям, производящим наукоемкую продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Проведение регулярного организационного и финансового мониторинга деятельности высокотехнологичных предприятий - условие повышения эффективности деятельности отечественных производителей, модернизации их производственной и технологической базы.
1. Байгузин А.Р., Долгий В.И. Организационные изменения стратегических предприятий в процессе модернизации российской экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4 (43).
2. Гребенников А.И., Долгий В.И. Организационное развитие предприятий в условиях формирования новой индустриальной экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).
3. Гребенников А.И., Долгий В.И. Стратегические приоритеты модернизации и реструктуризации промышленности России // Наука и общество. Серия «Экономика и управление». 2012. № 3 (6).
4. Долгий В.И. Управление предприятием как экономической системой // Методологические и институциональные подходы к управлению современной организацией. Саратов: КУБик, 2011.
5. Моделирование: философский словарь. М.: Республика, 2001.
6. Непринцева Е., Шубин С. Вертикальная интеграция: стимулы и преимущества // Управление компанией. 2006. № 7.
7. Семенов Г.В., Николаев М.В., Савеличев М.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.
8. Чернецов Г., Ушанов А., Коротин Е. Возможности применения методов управления проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3.
удк 364:368.4 Дина Маратовна Бухарбаева,
соискатель кафедры экономики труда ^63^ Maxon2005@yandex.ru и управления персоналом,
Х СГСЭУ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
В статье исследуются теоретические основы механизма социального страхования, эволюция взглядов ученых-экономистов на вопросы, затрагивающие раскрытие сущности и функций социального страхования. На основе существующих определений термина «социальное страхование» и классификаций его функций автор рассматривает следующие виды социального страхования: экономические, социальные, организационные и регулирующие. Проанализированы цель и необходимость совершенствования социального страхования, его значение в системе социальной защиты населения и социальной политики государства в целом, дано авторское определение организационно-экономического механизма социального страхования.
Ключевые слова: значение социального страхования, функции социального страхования, организационноэкономический механизм социального страхования.