♦----------------------------------------------------
СПОР - программный пакет, который является специализированной системой, реализующей стратегию статистического моделирования с целью получения прецизионных регрессионных моделей процессов и явлений с последующим их использованием для прогнозирования выходных характеристик (откликов) и реализации некоторых функций управления в интерактивном и пакетном режимах работы. Одним из аналогов можно считать пакет «Статистика». В отличие от аналога, СПОР обеспечивает: формирование постулируемой модели на основе не только исходного, но и построенного полиномов. Помимо множественной, пошаговой и гребневой регрессии СПОР содержит процедуры полного и неполного перебора структур, случайного поиска с адаптацией и возвратом, формирование моделей с заданный уровнем значимости, реализует возможность формирования сценария будущего диалога с автоматическим встраиванием диалога в проблемно-ориентированную область пакета.
Область применения включает решение задач МНК (задача восстановления зависимостей по избыточным
-------------------------------------------------♦
косвенным наблюдениям) и регрессионного анализа в любых областях техники, экономики; решение различных технологических задач «черного ящика», требующих восстановления эмпирической зависимости между выходными параметрами процесса и набором входных.
1. Валеев С.Г. Регрессионное моделирование при обработке данных. 2-е изд., доп. и перераб. Казань: ФЭН, 2001.
2. Валеев С.Г. Регрессионное моделирование при обработке наблюдений. М.: Наука, 1991.
3. Валеев С.Г., Кадырова Г.Р., Турченко А.А. Программная система поиска оптимальных регрессий // Вопросы современной науки и практики. Сер. «Технические науки». 2008. № 4 (14). Т. 2.
4. Ермаков Г.П., Галиуллин Х.Я. Оперативное планирование производительности труда рабочих с учетом социальных факторов // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 1993. № 4.
5. Саган О.И. Совершенствование управления производительностью труда рабочих на предприятиях текстильной промышленности с учетом социальных факторов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2007.
УДК 6585 а.И. Гребенников,
В.И. Долгий
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье основное внимание уделено методологии развития предприятия в условиях формирования новой индустриальной экономики. Осуществление организационно-экономических преобразований проходит в условиях модернизации экономики России. В этой связи показана взаимосвязь инновационного вектора развития предприятий и необходимых для этой цели структурных преобразований. Анализ системы управления на промышленных предприятиях позволил проследить эволюцию изменений в менеджменте и отечественном бизнесе. Отмечаются основные проблемы, характерные для построения системы инновационного развития предприятий в новой экономике. Для выбора направлений структурных преобразований предприятий промышленности дается оценка вариантов возможных стратегий развития. В работе рассматриваются стратегические задачи новой индустриализации российских предприятий в целом, а также предлагаются новые подходы к осуществлению структурных преобразований промышленных организаций, в том числе совершенствование структуры, систем и методов управления, внедрение современных технологий менеджмента и учета в рамках основных концепций организационного развития предприятий.
Ключевые слова: индустриальная экономика, инновационное развитие, стратегическая реструктуризация, преобразование, модель проектного управления.
A.I. Grebennikov, V.I. Dolgiy
ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT OF COMPANIES DURING THE FORMATION OF A NEW INDUSTRIAL ECONOMY
The paper focuses on the methodology of enterprise development during the development of a new industrial economy. The authors state that implementation of organizational and economic transformation is taking place in the course of modernizing Russian economy. In this regard the paper shows the relationship of the innovation vector of enterprise development and necessary structural reforms. The paper contains an analysis of control systems at industrial plants that allows following the evolution of changes in management and Russian economy. The authors point out major problems specific to the development of innovative enterprises in the new economy. In order to select areas of structural transformation of industrial enterprises the paper provides an assessment of options for possible development strategies. The paper deals with the strategic objectives of new industrialization of Russian companies in general and suggests new approaches to the implementation of structural reforms of industrial organizations, including improvement of structures, systems and management practices, introduction of modern technologies of management and accounting within the basic concepts of organizational development of enterprises.
Key words: industrial economics, innovation development, strategic restructuring, transformation, model of project management.
♦
♦
На современном этапе в мировой системе рыночного хозяйства наблюдается дальнейшее усиление индустриального развития отдельных стран, регионов и хозяйствующих субъектов. В связи с этим объективным процессом происходит углубление экономической, политической и социальной дифференциации в развивающемся мире. Эти сложные, трудно поддающиеся пониманию процессы актуализируют необходимость исследования проблем организационного развития хозяйствующих субъектов как в мировой экономической системе, так и в национальном хозяйстве России.
Опираясь на существующие в современной научной литературе подходы к изучению особенностей развития индустриальных систем различных государств, представляется возможным заострить внимание на сравнительной эффективности «новой индустриальной экономики». По мнению А. Идрисова, новая индустриализация может стать эффективной альтернативой существующей экономической политике, которая позволит создать в России высокопроизводительную и конкурентоспособную экономику, основанную на реальных ценностях и обладающую высоким инновационным потенциалом [5]. Некоторая условность этого предположения обусловлена тем, что зачастую формулирование четкого определения представляется весьма сложным, поскольку хозяйство каждой страны имеет свои черты и особенности, свой механизм подключения к системе международного разделения труда. Осуществить сравнительный анализ уровня индустриального развития позволяет лишь наличие ряда общих для каждой группы стран количественных и качественных характеристик.
Российская экономика, пережившая за 30-летний период своего существования утрату производственного потенциала, массовую приватизацию, глубокие спады и медленные подъемы, в настоящее время претендует на исходные рубежи индустриального обновления общества. И в этой связи следует отметить новые подходы к определению нового экономического статуса национального хозяйства России. Так, Э. Набиуллиной на XII съезде «Единой России» был сформулирован тезис о переходе российской экономики к новой модели развития, к «конкурентной модели ускоренного диверсифицированного экономического роста» [7]. Это суждение основано на выводе о том, что реализация институциональных системных реформ России происходит не так быстро и не так эффективно, как это предполагалось ранее. Поэтому для снижения рисков низкого результата проводимых системных реформ параллельно должен реализовываться «проектный» подход, который снизит возможности серьезных экономических потерь в масштабах страны.
Реализация проектного подхода применительно к новой экономике может осуществляться путем реструктуризации всего промышленного комплекса России и создания на этой основе десяти - пятнадцати модельных наиболее эффективных территориально-производственных комплексов, или, по-другому, федеральных кластеров.
В том случае, если эффект от реализации пилотных проектов будет положительным, то они могут быть тиражированы; в случае отрицательного эффекта - отвергнуты [4]. В обоих случаях решается ряд проблем, присущих концепциям системного реформирования экономики:
- решение споров и согласований, принятие компромиссных вариантов, которые повлекут за собой более эффективную реализацию институциональных реформ;
- устранение бюрократических и коррупционных барьеров, создание зоны прозрачной эффективной «новой экономики»;
- снижение рисков реформирования путем перемещения глобальных экономических задач на уровень проектного управления;
- оперативное инвестирование конкретных проектов, а следовательно, создание высокопроизводительных рабочих мест;
- эффективное взаимодействие инвесторов и государства на основе целевого проектного, в большинстве своем кластерного подхода;
- конкретизация проблем экономического реформирования.
Очень серьезным вопросом является обоснование алгоритма осуществления новой индустриализации, который должен быть выстроен на новых принципах проектного управления, с обязательным условием отделения функций управления развитием от функций управления текущими процессами в экономике. Ее администрированием должны заниматься не чиновники, а профессиональные менеджеры, которые обеспечат выполнение поставленных целей. В этой связи предполагается образовать Совет по развитию, в числе первоочередных задач которого станут: отбор проектов; разработка с привлечением экспертов стратегии их реализации; подготовка мер государственной поддержки каждого из проектов в отдельности.
Моделирование проектов территориально-производственных кластеров позволяет составить прогноз, в соответствии с которым в течение уже первых пяти лет можно будет создать не менее 1 млн новых высокопроизводительных рабочих мест, а затем проецировать положительные эффекты на другие экономические проекты, и уже на базе практических результатов приступить к масштабному реформированию системы в целом, что к 2020 г. позволит решить задачу вхождения России в состав стран с развитой экономикой. Предполагается, что в промышленности, бюджетном секторе будет кардинально обновлено или создано не менее 25 млн современных рабочих мест, т.е. модернизировано каждое третье рабочее место. Средняя заработная плата по экономике должна вырасти в реальном выражении в 1,6 - 1,7 раза, почти до 40 000 руб. в ценах 2011 г. [8].
Логичное решение проблемы низкой производительности труда - массовое создание высокопроизводительных рабочих мест как за счет модернизации существующих, так и за счет открытия новых производств в традиционных и принципиально новых секторах экономики [6]. Следовательно, необходимо обеспечить рост производительности в целом по экономике в два раза, а в ключевых секторах - выйти на уровень производительности, сопоставимый с западными конкурентами. В противном случае у нас не будет даже надежды на успех в глобальной конкуренции.
В контексте данных проблем особого внимания заслуживает процесс структурной перестройки экономики. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса становится реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития [3]. Очень важна работа компаний по определению и достижению стратегических целей в соответствии с финансовыми возможностями и приоритетами с использова-
♦------------------------------------------------------
нием методов и форм реструктуризации. Положительный эффект возможен только при наличии грамотно разработанной организационно-экономической стратегии, которая воплощается на практике посредством структурных изменений.
Итогом реализации стратегий отраслевых холдингов должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций, высококапитализированных, нашедших и расширяющих свое место на мировом рынке. Только корпорации, сочетающие деятельность от перспективных исследований и разработки продукции до производства, поставки и обслуживания высокотехнологичных продуктов, могут интегрироваться на мировом рынке. Они же дают заказы малым инновационным компаниям, развивают удачные стартапы.
Пока большинство интегрированных структур не стали ни глобально конкурентоспособными, ни высоко-капитализированными, ни даже устойчиво прибыльными. Непростой процесс консолидации активов только сейчас начинает осуществляться в режиме «ручного управления». Очевидно, что назрел аудит жизненности каждого инновационного проекта. В реальном секторе экономики необходим топ-менеджмент с высокими компетенциями в инновационном бизнесе [8].
Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и конкретном конечном потребителе. Многие предприятия еще до приватизации были широко диверсифицированы, т.е. выпускали различные виды продукции; другие, помимо традиционно выпускавшейся на них военной техники, осваивают теперь новые виды гражданской продукции. Успех на свободном рынке недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.
В современной экономической теории сложилась следующая классификация видов реструктуризации хозяйствующего субъекта в зависимости от стадии его развития:
1) оперативная (в некоторых источниках - реструктуризация в условиях кризиса) - осуществляется с целью вывода предприятия из сложившегося кризисного положения;
2) стратегическая - осуществляется в целях поддержания хозяйствующего субъекта как действующего (увеличение стоимости собственного капитала, сохранение корпоративной стоимости и т.д.).
Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости [1]. Реализация такого типа реструктуризации рассчитана на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала. Проведение как оперативной, так и стратегической реструк-
--------------------------------------------------♦
туризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие. В некоторых источниках оперативная реструктуризация также получила название реструктуризация кризиса, а стратегическая - реструктуризация развития.
Одним из первых в Саратовской области стратегическую реструктуризацию провело ФГУП НПП «Алмаз», к настоящему моменту полностью реорганизованное и превратившееся в промышленный холдинг со 100%-ным участием государства в собственности формируемого ОАО (с « классическими» для такого времени структурой и функциями) в ведущую инновационную производственно-инвестиционную корпорацию гражданского и оборонного назначения. В составе корпорации сегодня работает несколько тысяч высококвалифицированных специалистов, объединенных в холдинговые структуры, полностью ответственных за экономические результаты своей деятельности [2].
Говоря об интегральных слияниях, можно сказать, что они наиболее распространены в России. Вертикально интегрированная схема функционирования компаний особенно эффективна при реализации наукоемких, высокотехнологичных проектов [9]. Вертикальные слияния кроме всех известных преимуществ в российских условиях имеют еще одно, пожалуй, самое важное - они позволяют решить проблему инвестиций в рамках реализации стратегий инновационного развития.
Таким образом, реализация концепции стратегической реструктуризации крупных промышленных корпораций позволит повысить инвестиционную привлекательность предприятия и его рыночную стоимость, а также получить возможность внешнего финансирования на более выгодных условиях. Результатом успешного проведения реструктуризации данной формы в долгосрочной перспективе становится повышение конкурентоспособности предприятия, его инвестиционной привлекательности, а следовательно и его рыночной стоимости.
1. Валитов Ш.М., Акчурина И.Р. Реструктуризация с позиций системного стратегического менеджмента: теория и практика антикризисного управления: мат. Всероссийской науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казанского государственного финансовоэкономического института, 2003.
2. Долгий В.И. и др. Состояние и структурные изменения индустриального комплекса. Саратовская область: опыт и стратегии развития / под ред. В.А. Динеса, В.А. Русановского. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2004.
3. Долгий В.И. Методологические и институциональные подходы к управлению современной организацией. Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011.
4. Зарницына К. Управление проектами на предприятии: оценка эффективности // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 7.
5. Идрисов А. Новая индустриализация: как преодолеть экономическую патологию. У России есть все предпосылки для создания современной и конкурентоспособной промышленности // Независимая газета. 2009. 25 мая.
6. Крюкова Н.М. Развитие терминологии реструктуризации предприятия // Вестник ОГУ. 2007. № 9.
7. Набиуллина Э.С. России нужна новая модель экономики: выступление на XII съезде партии « Единая Россия» 23.11.2011. иР1_: http://www.vestifinance.ru/articles/1843.
8. Путин В.В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. 2012. 30 янв.
9. Экономическая энциклопедия регионов России: Саратовская область / глав. редкол. Ф.И. Шамхалов, предисл. П.Л. Ипатов. М.: Экономика, 2011.