ББК 65.05
Н. А. Корчагина
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ
В ТУРИЗМЕ
Введение
Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации периферийных экономик, многие туристские территории не получают выгод от развития туризма, а если и получают, то лишь в течение ограниченного периода времени. Для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного уровня конкурентоспособности туризма также сохраняет свою актуальность. В соответствии с индексом конкурентоспособности сектора туризма и путешествий, рассчитываемого Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 г. занимала 59 место среди 133 стран, участвующих в обследовании [1, с. 7]. Кроме того, по результатам оценки условий развития туризма в 40 российских регионах, проведенной компанией «Бауман Инновейшн», к началу 2009 г. преобладающее большинство туристских кластеров на их территориях характеризовалось крайне низким уровнем занятости, производительности и специализации [1, с. 23-28].
Чтобы туризм стал прибыльным бизнесом, необходимо осуществлять его развитие в соответствии с новой парадигмой конкурентоспособности, основанной на кластерном подходе [2].
Возможность использования данного подхода в целях повышения эффективности туристской деятельности достаточно широко рассматривалась различными зарубежными исследователями. Такие ученые, как Л. Канина, К. Энц и Дж. Харрисон, Ф. Гоу и Э. Вильямс, Дж. Джексон и П. Мерфи, А. Макиавелли, И. Майкл, С. Нордин, Дж. Саксена, Р. Тинслей и П. Линч, К. Холл глубоко изучали особенности формирования и развития кластеров в сфере гостеприимства и туризма. Дж. Ритчи и Дж. Крауч, К. Гутьерес и И. Бордас применили модель конкурентоспособности Портера1 - модель, демонстрирующую необходимые условия для возникновения и успешного развития тех или иных кластеров, - к различным туристским территориям. К. Караманидис адаптировал данную модель к туризму Греции, а Э. Кок - к анализу туристских кластеров Турции. Из последних исследований, посвященных рассмотрению конкретных кейсов по реализации кластерных инициатив в туризме, можно выделить работы И. Майкла, И. Фридриха, И. Гумменссона, С. Нордин, М. Новелли, Б. Шмитц, Т. Спенсера, а также исследования, проводимые Всемирной туристской организацией2.
Несмотря на достаточно большое количество предшествующих исследований, анализ, проводимый нами, представляется целесообразным в силу нескольких причин.
Прежде всего, нами предпринимается попытка продемонстрировать идею о том, что существует определенная специфика реализации кластерной политики или кластерных инициатив в зависимости от отраслевой принадлежности того кластера, в рамках которого они реализуются. Таким образом, отраслевая принадлежность предопределяет содержание деятельности, трудности и детерминанты успеха на пути реализации кластерного подхода.
Во-вторых, как видно из предшествующего обзора литературы, изучение туристских кластеров, а тем более особенностей реализации кластерной политики в туризме, практически не осуществлялось в рамках отечественных исследований.
В-третьих, в представленной статье все выводы строятся на основе изучения реальных кейсов. Информация по анализируемым кейсам получена не только из литературы, демонстри рующей опыт развития кластерных инициатив, но и в рамках проведенного нами3 интервьюиро-
1 В соответствии с данной моделью «ромба» все факторы или детерминанты, способствующие развитию кластеров, объединены в четыре группы: факторные условия; условия спроса; стратегия фирмы, ее структура и конкуренты; родственные и поддерживающие отрасли [3, 4].
См., напр., [5, 6].
3 В частности, нами был организован целый ряд интервью с представителями различных кластерных инициатив, реализуемых в туристских кластерах Швеции и Греции. В данной статье представлены результаты изучения опыта кластерной инициативы «Ведущий туристский кластер» (Греция), проведенного в рамках проекта TEMPUS-TASIS "International networking for modernization of tourism education and developing academic mobility".
вания представителей различных кластерных организаций. Выбор кейсов определялся необходимостью учета таких факторов, как национальная принадлежность кластерной инициативы, уровень ее реализации (национальный, региональный, местный), состав участников, содержание деятельности, вид туристского продукта.
Изучение кейсов обеспечило достижение цели данного исследования, заключающейся в определении основных факторов и препятствий эффективной реализации кластерного подхода в туризме с учетом его специфических особенностей.
Особенности кластерного подхода
Кластерный подход объясняет, что формирование конкурентоспособных товаров и услуг осуществляется не в рамках отдельных отраслей, а в рамках кластеров1. Высокий уровень развития кластера, подразумевающий наличие всех необходимых его элементов и высокую степень их взаимодействия, обеспечивает устойчивую конкурентоспособность производимых товаров. Практическое применение кластерной концепции выражается в реализации кластерной политики или кластерных инициатив2 на уровне групп компаний, отдельных регионов, стран или даже объединений нескольких государств.
Реализация кластерной политики или кластерных инициатив имеет ряд существенных отличий от других подходов к управлению развитием компаний, отраслей и территорий3.
Кластерные инициативы отличаются ориентацией на активное вовлечение представителей общественного и частного секторов в ходе всего процесса реализации, начиная от определения кластера до разработки и дальнейшей реализации стратегии экономического развития. Кроме того, кластерные инициативы способствуют развитию институционального капитала (т. е. доверию и сотрудничеству) в целях изменения ментальности как представителей общественного сектора, так и представителей бизнеса. Кластерный подход перенаправляет русло диалога компаний и государственных органов с позиции, основанной на конфронтации и недостижимых требованиях, на позиции сотрудничества и совместных действий для повышения конкурентоспособности.
Кластерные объединения не должны рассматриваться в качестве группы лоббистов или в качестве еще одного варианта отраслевой ассоциации. Их роль заключается в определении проблем участников кластеров, развитии основного направления движения и плана действий, которые позволят кластеру стать более конкурентоспособным. В этой связи все элементы в рамках кластера работают в сотрудничестве для достижения целей.
Кластерный подход не должен восприниматься как протекционистская отраслевая политика, направленная на развитие отобранных местных отраслей, через субсидии, тарифные и нетарифные барьеры, ограничение иностранных инвестиций. Она направлена на создание конкурентной бизнес-среды и формирование кластерных инициативных групп для стимулирования сотрудничества между компаниями и поддерживающими организациями для повышения производительности и максимизации рыночных возможностей.
Кластеры являются открытыми системами, которые стимулируют конкуренцию. Их целью не является фиксация цен или ограничение конкуренции. Взаимный обмен информацией, совместные научные исследования или экспортное продвижение направлены на развитие конкурентоспособности фирм без ограничения конкуренции [7, с. 68].
1 Кластер - группа географически локализованных взаимосвязанных компаний - производителей конечного продукта, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научноисследовательских институтов, вузов и других организаций, конкурирующих, взаимодополняющих и, что самое главное, усиливающих преимущества друг друга [7, с. 40].
2 Под кластерной политикой понимаются совместные, целенаправленные, закрепленные документально, действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластеров и повышения эффективности деятельности всех их элементов. Кластерные инициативы представляют собой как отдельные, так и совместные организованные усилия кластерных фирм, правительственных, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории [7, с. 61-62].
В течение длительного времени различные страны использовали такие подходы, как развитие цепочек ценности, создание специальных экономических зон, реализация проектов по формированию полюсов роста, отраслевая политика, создание различных сетевых структур и консорциумов.
Применение кластерного подхода к развитию туризма
Необходимость использования кластерного подхода для развития туризма объясняется, с одной стороны, уникальными характеристиками туризма и туристского продукта, а с другой -преимуществами, возникающими вследствие реализации кластерных проектов.
Говоря о характерных особенностях туристской деятельности, представляется целесообразным выделить следующее:
1. Данная деятельность естественным образом сочетает сегменты разных отраслей, производящих широкий спектр товаров и услуг, требующихся во время путешествия. Туристский продукт в принципе не может формироваться только одним производителем. Вероятно, это единственный вид деятельности с таким разнообразием охватываемых секторов и таким большим количеством действующих лиц на территории региона [8, с. 61]. С учетом обозначенной особенности представляется, что туристский продукт может формироваться только в рамках туристских кластеров, представляющих собой сосредоточение туристских ресурсов и достопримечательностей, инфраструктуры, оборудования, поставщиков услуг и других поддерживающих секторов, а также административных структур, которые при совместной работе создают для туристов тот опыт, который они хотели бы получить, посещая территорию [9].
2. Право собственности на ресурсы, используемые для создания туристского продукта, распределено между большим количеством участников как на территории туристского региона, так и за его пределами. Конфликты интересов могут затруднить развитие необходимого для эффективной туристской деятельности взаимодействия, поскольку цели различных компаний могут отличаться существенным образом [8, с. 60]. Эта особенность естественным образом предопределяет актуальность целенаправленных и активных действий по устранению потенциальных конфликтов и формированию основы эффективного взаимодействия, что и является одной из составляющих содержания кластерных инициатив.
3. В эпоху туризма, характеризующегося наличием потребителей, требующих специально сформированного туристского пакета, средние и малые компании играют ключевую роль в предоставлении соответствующих продуктов и услуг. Средние и малые компании формируют основу глобальной туристской отрасли и оказывают серьезное влияние на развитие территории [10, с. 1141]. Представленная особенность современного туризма имеет два аспекта, определяющих необходимость скоординированной деятельности в рамках кластерных инициатив. С одной стороны, это большое количество участников туристского кластера. При этом абсолютно очевидно, что чем больше количество участников, тем сложнее естественная координация между ними. С другой стороны, потребность туристов в сформированном специально для них турпакете, представляющем комплексный уникальный продукт, ведет к острой необходимости постоянного взаимодействия всех производителей в рамках соответствующей цепочки ценности1.
4. Изменения в поведении потребителей туристского продукта, обозначенные выше, также привели к усилению конкуренции на глобальном туристском рынке и формированию более сегментированного, специализированного и сложного рынка, нацеленного на предоставление уникальных услуг на территориях, посещаемых туристами [10, с. 1141]. Это, соответственно, сформировало основу для конкуренции на основе уникальных стратегий, что требует более сложной комбинации цепочек ценности различных компаний для достижения и сохранения более устойчивого конкурентного преимущества. Это, соответственно, требует координации усилий.
5. Туристский продукт пространственно зафиксирован, и, соответственно, турист должен находиться в месте производства товара, на территории туристского региона. Ценность туристского продукта как для производителя, так и для потребителя начинает увеличиваться в тот момент, когда потребитель приезжает на место производства товара. Без туристов непосредственно на территории производитель простаивает в бездействии [8, с. 61]. Очевидно, что эффективность привлечения потенциальных туристов выше при осуществлении совместной деятельности, нежели при индивидуальных попытках.
1 Цепочка ценности представляет собой все виды деятельности, вносящие вклад в создание ценности товара. Не следует воспринимать ценность товара как сумму издержек на его производство. Ценность товара - более широкое понятие, включающее в себя и другие характеристики, за которые потребитель готов заплатить больше издержек производства этого товара. Каждый вид деятельности в любом звене цепочки может потенциально содержать конкурентное преимущество. Цепочка ценности позволяет лучше понять, в каком месте цепочки может возникнуть выигрыш в уровне издержек. Для достижения конкурентного преимущества необходимо подходить к цепочке ценностей как к системе, а не как к набору компонентов. Перестановка, перекомпоновка или даже исключение отдельных видов деятельности в цепочке могут привести к возникновению конкурентного преимущества [11, с. 86-87].
6. Туристский товар, являясь услугой, привлекает туриста как сопроизводителя и активного участника производства и реализации, что частично происходит в процессе потребления. В такой ситуации основной ценностью является результат совместного «творчества», подразумевающего интерактивное, экспериментальное взаимодействие потребителей и поставщиков. Туристы сами формируют свой туристский продукт, делая выбор среди большого количества различных товаров и услуг, предоставляемых фирмами, находящимися в непосредственной близости друг от друга. То, что турист принимает участие в производственном процессе и становится частью конечного продукта, является уникальной характеристикой данной отрасли и еще нескольких отраслей сферы услуг. В промышленных отраслях лидирующие компании всегда могут контролировать качество конечного продукта до того, как он будет доставлен покупателям. Они также могут четко отследить качество товара, произведенного другими участниками цепочки ценности. Но это невозможно в индустрии туризма, т. к. большинство туристских продуктов производится и продается в одно и то же время. При этом опыт туриста в любом случае будет зависеть от общего впечатления, полученного в месте посещения. Это означает, что турист не приедет в отель вновь, даже если его пребывание там было превосходно, а, например, в ресторане неподалеку было плохое обслуживание. Это означает, что большая часть потенциала роста компании, работающей в сфере туризма, находится за пределами влияния и сил данной компании [12, с. 16-17]. Соответственно, данная особенность туризма, как и все предыдущие, демонстрирует необходимость координации деятельности всех участников кластера в рамках реализации кластерных инициатив.
Для получения представления о преимуществах, возникающих в результате применения кластерного подхода к развитию туризма, представляется возможным в качестве основы рассмотреть позицию А. Макиавелли. Обобщая его исследования, можно сказать, что реализация кластерного подхода в туризме позволяет:
— сократить риски и неопределенность посредством создания совместной платформы для развития технических компетенций, маркетинговых исследований, а также человеческих и финансовых ресурсов;
— обеспечить более легкий доступ участников к стратегическим ресурсам;
— достичь экономии от масштаба через организацию совместной деятельности по ряду направлений. Совместные закупки, бронирование, продажи и т. д. ведут к более низкой цене за единицу товара, что, в свою очередь, ведет к росту операционной эффективности. Это обеспечивает больше возможностей при переговорах с посредниками;
— обеспечить развитие специализации. Благодаря развитию взаимодействия и некоторому ослаблению внутренней конкуренции появляется больше пространства для работы в различных рыночных сегментах;
— добиться более высокой степени контроля на рынке. Компании, объединенные партнерскими отношениями, могут выходить на более широкие рынки;
— достичь роста числа технологических и организационных ноу-хау в силу того, что циркуляция знаний повышает уровень распространения технологий;
— повысить узнаваемость бренда продукции для потребителей и поставщиков как на уровне компаний, так и на региональном уровне;
— добиться повышения качества продукции и уровня операционной эффективности. Взаимодействие создает здоровую конкуренцию среди компаний, желающих повысить как качество продукции, так и управленческие навыки;
— сформировать условия для эффективного регионального маркетинга, который возможен только при наличии интегрированной и скоординированной системы взаимодействия всех участников;
— достичь синергетического эффекта. Партнерство и распределение деятельности ведут к созданию инновационных продуктов, обновлению производственного процесса и возникновению новых навыков;
— обеспечить позитивное воздействие на экономику территории в целом. Сильная взаимозависимость туризма и экономической деятельности повышает распределение полученных выгод на всю территорию [13].
Многие компании и территории приняли во внимание указанные особенности и стали использовать кластерный подход посредством создания различных кластерных организаций. В ходе данного исследования был проанализирован ряд проектов, осуществляемых в туристских кластерах, нацеленных на производство различных туристских продуктов. Перечень изученных кластерных инициатив включал в себя:
— инициативу «Оздоровительный туризм». Данная инициатива представляет собой пилотный проект, внедренный на территории Восточного Суссекса (Великобритания) в 2003 г., и является результатом развития сотрудничества между Центром исследований политики в области туризма (CENTOPS, University of Brighton) и Агентством по развитию Юго-Восточной Англии (SEEDA). Впоследствии основная роль в реализации проекта была отведена представителям бизнеса. Основная суть инициативы - интеграция различных секторов - предприятий, занимающихся размещением, ресторанов, компаний, предоставляющих спортивные услуги, розничных торговцев, транспортных компаний, производителей органических и традиционных продуктов питания, туроператоров, местных органов власти и уже существующих сетевых структур - с целью достижения синергетического эффекта для малых и средних предприятий, трансфера знаний, производства инновационных услуг, совместного маркетинга, повышения занятости при создании и реализации уникального туристского продукта - «оздоровительный туризм» [10];
— кластерную организацию «Группа отелей». Рассматриваемая инициатива является организацией, сформированной представителями гостиничного бизнеса Остерсунда (Швеция). В состав организации также вошли представители органов власти. «Группа отелей» стала сетевой организацией, сформированной по горизонтальному принципу, основной целью деятельности которой стали обеспечение совместного маркетинга туристской территории, увеличение числа забронированных номеров, а также организация обучения сотрудников гостиниц [8];
— кластерную инициативу Тропического Северного Квинсленда. Указанная инициатива была реализована общественными организациями «Туризм в Квинсленде» и «Туризм в Тропическом Северном Квинсленде». Инициатива была направлена на разработку общей стратегии защиты окружающей среды, а также маркетинговой стратегии для создания уникального имиджа региона и получения конкурентного преимущества [12];
— кластерную инициативу «Ведущий туристский кластер» в Греции1. Данная кластерная инициатива представляет собой национальное объединение представителей гостиничного бизнеса, которая на начальном этапе была направлена на организацию совместных закупок посредством создания специального программного обеспечения с целью повышения операционной эффективности предлагаемых гостиницами услуг. Впоследствии сфера совместных видов деятельности, обеспечиваемых специально созданной кластерной компанией, расширилась до проведения образовательных программ, формирования социального капитала, продвижения информации о туризме в Греции, а также о развитии родственных и поддерживающих кластеров через создание информационного портала и т. д.;
— кластерную инициативу «Сотрудничество в туризме». В рамках обозначенной инициативы национальное, региональное и местное правительство, частный сектор, а также представители общественных организаций ЮАР объединились для того, чтобы вместе создать благоприятную среду для развития туризма. В ходе сотрудничества всех участников была разработана совместная стратегия и определены семь кластерных «арен» - одна на национальном уровне, четыре на местном и две тематические. Кроме того, были определены пять основных задач: адаптация подхода, заимствованного из лучшего иностранного опыта, к местным туристским кластерам; разработка концептуальных основ кластерной политики, которые впоследствии могут быть использованы другими регионами; формирование нового подхода к развитию туризма в четырех пилотных регионах; обеспечение взаимодействия между всеми участниками на различных уровнях - местном, региональном, национальном; формирование интереса остальных сообществ в применении кластерного подхода как основы развития туризма [12].
Факторы успешной реализации кластерных инициатив
Анализ результатов исследования представленных в данной статье кейсов, а также изучение литературы позволили выделить комплекс факторов успешной реализации кластерных инициатив для развития туристского продукта и обеспечения его конкурентоспособности и, соответственно, развития территории.
1 Более подробную информацию можно найти на сайте организации «Ведущий туристский кластер» [14].
Во-первых, абсолютно очевидно, что деятельность всех успешных кластерных организаций основывалась на четком стратегическом видении своего развития, поддерживаемом как внутренними, так и внешними участниками. При этом для всех стратегий изученных кластерных инициатив были характерны:
— ориентация на предварительные условия кластеров;
— уникальный, индивидуальный характер, учитывающий местные особенности и специфику «ромба»;
— определение направления движения на основе консенсуса;
— длительный период разработки;
— гибкость, подразумевающая внесение необходимых корректив в зависимости от изменяющихся обстоятельств.
Во-вторых, наибольшую эффективность и результативность демонстрируют территории, имеющие не более развитые факторные условия и все формальные элементы туристского кластера, а некую «скрепляющую основу» для обеспечения необходимого взаимодействия всех участников. Отсутствие такой «основы» в регионе, обладающем самыми развитыми факторными условиями, при одновременном недостатке лидерства для определения направления движения и акцента на кластерное развитие посредством стимулирования сетевого взаимодействия участников кластера привело к самым слабым результатам.
В-третьих, для успешных примеров реализации кластерного подхода к развитию туристских территорий характерно активное участие всего сообщества и мощная мотивация всех участников. Обозначенные примеры подтвердили необходимость активных действий для мобилизации ключевых участников сообщества, вовлеченности неформальных сетевых структур, а также активной поддержки ведущей рабочей группы, особенно на начальном этапе.
В-четвертых, опыт многих успешных инициатив демонстрирует, что их проще реализовывать при разделении на более мелкие проекты с конкретными временными рамками. А скорые результаты позволяют поддерживать мотивацию различных участников.
В-пятых, при реализации таких долгосрочных проектов, как кластерные инициативы, крайне важным является поддержание постоянного интереса всех участников. Сохранение интереса - это очень сложный процесс. Однако постоянная работа лидеров и успешная реализация краткосрочных проектов могут внести существенный вклад. Для успешной реализации проектов необходимы устойчивость и постоянство.
В-шестых, серьезную роль играет и постоянное расширение круга участников. В процессе кластеризации не должно быть доминирования одной элитарной группы. Необходимо, наоборот, вовлекать в процесс как можно больше участников, что сделает возможным развитие новых взаимосвязей и совместную деятельность в кластере.
В-седьмых, большое значение имеет наличие общего места для встречи, офиса для организации текущей деятельности, а также минимального операционного бюджета. Долгосрочное финансирование с четко определенным в начале реализации проекта графиком обеспечивает стабильность, необходимую для кластерного процесса, на который неизбежно затрачивается много времени.
В-восьмых, важным фактором является наличие одного или нескольких лидеров, выступающих в роли кластерных фасилитаторов, действующих в роли посредника между различными секторами и участниками и имеющих необходимые навыки и профессиональные компетенции.
Кроме недостаточного учета перечисленных выше факторов, многие кластерные организации, не достигшие существенных результатов, обозначают в качестве причин своих неудач:
— низкий уровень доверия;
— недостаток опыта, ресурсов и обучения сотрудников из региональных организаций, занимающихся реализацией программ развития кластеров;
— отрицательную зависимость степени взаимодействия от уровня развития туризма в регионе;
— отсутствие четкого понимания отдельными участниками кластеров преимуществ, возникающих вследствие использования кластерного подхода. Успешное взаимодействие создает добавленную стоимость как для территории в целом, так и для отдельных предпринимателей. Однако осознать эти преимущества отдельным представителям бизнеса не всегда легко, т. к. для них на первый план выходят издержки сотрудничества, определенное ограничение независимости и определенное замедление решения вопросов, возникающее вследствие необходимости принятия совместных решений.
Таким образом, выявленные особенности туристской отрасли, туристского продукта, трудности и факторы успеха должны заранее учитываться при разработке стратегий и программ кластерных инициатив, реализуемых в туристских кластерах на территории российских регионов. Их можно рассматривать как факторы, которые необходимо развивать для поддержки существующих и возникающих кластеров. Однако не следует рассматривать это как перечень окончательных рекомендаций, каждый кластер развивается по-своему, имеет индивидуальную динамику и особенности. Это говорит о необходимости серьезного осмысления содержания кластерной политики для преодоления потенциальных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Как Россия конкурирует в секторе туризма и путешествий [Электронный ресурс] / Официальная презентация результатов отчета ВЭФ о конкурентоспособности стран в секторе туризма и путешествий за 2009 год. - Центр стратегических разработок, март 2009. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. Режим доступа: http://www.mitt.ru/downloads/pdf/conference/2010/rrc/3_Lozinsky_BaumanInnovation. pdf, free access.
2. Bordas E. Competitiveness of Tourist Destinations in Long Distance Markets [Electronic resource] // Revue de Tourisme - The Tourist Review - Zeitschrift fur Fremdenverkehr. - 1994. - № 3. - P. 3-9. System requirements: Adobe Acrobat Reader. Access mode: http://www.emeraldinsight.com/Insight/searchQuickOp-tions.do?hdAction=button_search&ExSearchTerm=C0MPETITIVENESS%200F%20T0URIST%20 DESTINA-TI0NS%20IN%20L0NG%20DISTANCE%20MARKETS, special access.
3. Porter M. Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Government, and Institutions. In 0n Competition. - Boston: Harvard Business School Press, 2008. - 544 p.
4. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. - N.-Y.: The Free Press, 1990, Palgrave Tenth Edition, 1998. - 855 p.
5. Co-operation and Partnerships in Tourism - A Global Perspective. - Spain: World Tourism 0rganization, 2003. - 147 p.
6. Public-private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness. - Spain: World Tourism 0rganiza-tion, 2001. - 283 p.
7. Корчагина Н. А. Кластерная политика - технология повышения эффективности управления компаниями: моногр. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. - 117 с.
8. Friedrichs Y, Gummesson E. Hotel networks and social capital in destination marketing [Electronic resource] // In-
ternational Journal of Service Industry Management. - 2006. - Vol. 17, N 1. - P. 58-75. System requirements: Adobe Acrobat Reader. Access mode: http://www.emeraldinsight.com/Insight/viewContentItem.do; jses-
sionid=733A611DC45C580A0C0AB96BB5E69CC4?contentType=Article&hdAction=lnkpdf&contented=1545338 & history=true, special access.
9. Bordas E. Improving public-private sectors cooperation in tourism: A new paradigm for destinations [Electronic resource] // Tourism Review. - 2001. - Vol 56, N 3/4. - P. 38-41. System requirements: Adobe Acrobat Reader. Access mode: http://www.emeraldinsight.com/Insight/viewContentItem.do;jsessionid=733A611DC45C580A0C0 AB 96BB 5E69CC4?contentT ype=Article&contentId=1713700, special access.
10. Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience [Electronic re-
source] / M. Novelli, B. Schmitz, T. Spencer // Tourism Management. - 2006. - Vol. 27, N 6. - P. 1141-1152. System requirements: Adobe Acrobat Reader. Access mode: http://www.sciencedirect. com/science?_ob=Article
URL&_udi=B6V9R-4J6162J-1 &_user=10&_coverDate= 12%2F31 %2F2006&_rdoc= 1 &_fmt=high&_orig=search &_sort=d&_docanchor=&view=c&_searchStrId=1291179025&_rerun0rigin=google&_acct=C000050221 &_version =1 &_urlVersion =0&_userid= 10&md5=c20dfd9ec5125d5aad741973da722631, special access.
11. Портер М. Е. Конкуренция: учеб. пособие - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 207 с.
12. Nordin S. European Tourism Research Institute. Tourism clustering and innovation - paths to economics growth and development [Electronic resource] European Tourism Research Institute. - Stockholm, 2003, 90 p. - System requirements: Adobe Acrobat Reader. Access mode: http://www.tci-network.org/media/asset_publics/resources/000/000/616/ original/tourism-clustering-and-inno_etour0104.pdf,free access.
13. Machiavelli A. Tourist Destinations as Integrated Systems [Electronic resource] // Tourism Review - 2001. - Vol. 56, N 3/4. - P. 6-11. System requirements: Adobe Acrobat Reader. Access mode: http://www.emeraldinsight.com/In-sight/searchQuick0ptions.do?PHPSESSID=72aaa2222fb7c8572d4a85af48776d22&PHPSESSID=72aaa2222fb7c85 72d4a85af48776d22&searchTerm=Tourist+Destinations+as+Integrated+Systems+&shTab=All&button_searchSimpl e=Search&searchScreen=SIMPLE&hdAction=button_search&shTab=All, special access.
14. Leading Tourism Cluster [Electronic resource] / Access mode: http://www.ltc.gr/default.asp?pid=1&la=2, free access.
Статья поступила в редакцию 23.04.2010
PECULIARITIES OF CLUSTER INITIATIVES REALIZATION IN TOURISM
N. A. Korchagina
The article is aimed at analyzing the possibilities to improve the tourism competitiveness in Russian regions by means of cluster initiatives. Thus, the target of the study is to define basic conditions enabling the effective realization of the cluster approach to tourism development in consideration with its specifics. Therefore, the article discloses the content and peculiarities of the cluster approach to the management of companies' and territories’ development. It also demonstrates the characteristic features of tourism and tourism product forming some specific content of its application. The article also shows the benefits appeared due to cluster projects realized within tourism regions as well as the determinants of their success. On the whole it points out that the issues revealed should be taken into account within cluster initiatives being implemented in tourism regions of the Russian Federation.
Key words: tourism cluster, cluster approach, cluster initiatives, tourism competitiveness.