Научная статья на тему 'Кластерный подход к территориальной организации туризма'

Кластерный подход к территориальной организации туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1618
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / CLUSTER APPROACH / TERRITORIAL ORGANIZATION OF TOURISM / TOURIST CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дирин Денис Александрович, Синицына Екатерина Георгиевна, Кусков Алексей Сергеевич

Рассмотрены основные положения кластерного подхода применительно к территориальной организации туризма. Проведен анализ основных структурных элементов туристского кластера как системы. Определены факторы успешного формирования и функционирования туристских кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cluster Approach to the Territorial Organization of Tourism

The study is devoted to the main provisions of the cluster approach with regard to the territorial organization of tourism. The major structural elements of a tourist cluster system are analyzed. Factors for successful formation and operation of tourist clusters were identified.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к территориальной организации туризма»

УДК 338.48

Д.А. Дирин, Е.Г. Синицына, АС. Кусков

Кластерный подход *.* * к территориальной организации туризма

D.A. Dirin, E.G. Sinitsyna, A.S. Kuskov

The Cluster Approach to the Territorial Organization of Tourism

Рассмотрены основные положения кластерного подхода применительно к территориальной организации туризма. Проведен анализ основных структурных элементов туристского кластера как системы. Определены факторы успешного формирования и функционирования туристских кластеров.

Ключевые слова: кластерный подход, территориальная организация туризма, туристский кластер.

The study is devoted to the main provisions of the cluster approach with regard to the territorial organization of tourism. The major structural elements of a tourist cluster system are analyzed. Factors for successful formation and operation of tourist clusters were identified. Key words: cluster approach, territorial organization of tourism, tourist cluster.

Одной из наиболее признанных теорий территориальной организации туристско-рекреационной деятельности за рубежом в настоящее время является теория кластеризации. В российской географии кластерный подход для рекреации стал активно использоваться лишь в последние 5-6 лет.

Достоинством теории кластерного развития является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют собой новый дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах. Понимание состояния кластеров в регионе обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития.

Взяв за основу определение, данное основоположником кластерной теории М.Э. Портером [1], можно обозначить туристско-рекреационный кластер как группу географически сконцентрированных, обладающих общей ресурсной базой разных компаний и связанных с ними организаций, действующих в сфере туристско-рекреационных услуг, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом.

Ю.А. Арутюнов [2] предлагает детализировать понятие «кластер», выделяя в качестве его концептуальной основы «4К»: 1) концентрация в пределах локальной территории; 2) конкуренция внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание; 3) кооперация путем вовлечения родственных отраслей и местных институтов и поддержание конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке; 4) конкурентоспособность на рынке за счет более высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников.

Непосредственные поставщики услуг - основные участники кластера, взаимодействие которых направлено на выпуск целевой для кластера продукции. Участниками туристско-рекреационных кластеров являются:

- базовые учреждения отдыха, выступающие своеобразным ядром кластера, к которым относятся объекты санаторно-курортного лечения, разнообразные средства размещения туристов (гостиницы и базы отдыха, кемпинговые лагеря и пр.), объекты специального туристского интереса (горнолыжные комплексы, охотничьи и рыболовные базы, национальные и природные парки и пр.);

- организации, поставляющие продукцию (продукты питания, ресурсную базу для проведения лечебных

* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Г/к 14.740.11.1385 от 20.10.2011 «Многоуровневые стратегии инновационного развития экономики: актуализация и реализация на основе межрегиональных инновационных кластеров с участием научно-исследовательских и научно-образовательных организаций Германии».

и оздоровительных процедур) или оказывающие услуги (экскурсионные, транспортные, досуговые) для базовых учреждений отдыха;

- обслуживающие организации, занимающиеся транспортной, инженерной (водо-, газо- и электроснабжение), информационно-телекоммуникационной инфраструктурой;

- предприятия торговли и общественного питания, а также организации, оказывающие финансовые и страховые услуги;

- образовательные и научно-исследовательские учреждения как организации, способствующие повышению качества предоставления услуг, разрабатывающие новые технологии в сфере туризма и выполняющие функцию кадрового обеспечения предприятий кластера.

Потребителями услуг туристско-рекреационного кластера выступают туристы - люди, посещающие выделенную территорию с целью восстановления физических, психических, интеллектуальных и духовных сил через использование как природных, так и природно-антропогенных факторов. Привлекательность той или иной территории зачастую оценивают по потребительскому спросу на предоставление туристско-рекреационных услуг в ее пределах, который хорошо прослеживается в направлении туристического потока. Одновременно с этим следует отметить такое направление, как «дикий» туризм. Поскольку сбор статистических данных здесь практически невозможен, этот вид редко учитывают при анализе туристического потока. Но при проведении аналитической оценки с учетом указанного вида туризма выделяются дополнительные потоки, перспективные для освоения территории. Анализ потребительского

спроса на туристско-рекреационные услуги в пределах выделенной территории позволяет разрабатывать стратегии ее развития, направленные на расширение сети базовых учреждений отдыха. В свою очередь, рост потребительского спроса на предоставляемые услуги (проживания, питания, доставки, развлечения и т.д.) приводит к увеличению конкуренции между основными участниками кластера и как следствие -к росту качества услуг, т.е. к улучшению инфраструктурной сети и сферы услуг в целом.

Главный тезис M.E. Porter [3] заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. На раннем этапе формирования кластера, по мнению М.Э. Портера, главная задача правительства - улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера приводит к созданию и продвижению бренда рекреационного района.

Составляя систему детерминант конкурентного преимущества туристско-рекреационного кластера в условиях российского рынка, целесообразно к факторным условиям отнести характеристику территории, которую занимает кластер; к условиям внутреннего спроса - туристско-рекреационную специализацию территории и сложившееся направление туристического потока; к фактору смежных и обслуживающих отраслей - поставщиков услуг как непосредственных участников кластера (рис. 1).

Фактор смежных и обслуживающих отраслей Условия организации

Поставщики услуг Фирмы и государственная политика

базовые учреждения отдыха стратегия и структура турфирм

организации, поставляющие продукцию или государственные инвестиционные проекты

оказывающие услуги для базовых учреждений создание особых экономических зон (ОЭЗ)

обслуживающие организации туристско-рекреационного типа

Рис. 1. Система детерминант конкурентного преимущества туристско-рекреационного кластера

Для применения кластерной модели развития туристско-рекреационной отрасли первоочередное значение имеет выбор территории, в пределах которой развитие туристско-рекреационной сети принесет наибольший экономический результат, а также определение ведущих направлений развития кластера (специализации).

Развитие туристско-рекреационного хозяйства напрямую зависит от рекреационного потенциала территории, под которым понимается совокупность природных, историко-культурных и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории. Именно комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала территории, позволяющая ранжировать ее по степени рекреационной значимости, представляет собой основной метод выявления туристско-рекреационных кластеров.

Специфика рекреационного потенциала позволяет определить специализацию туристско-рекреационного кластера (например, культурно-познавательный туризм, пляжный отдых, приключенческий туризм, бальнеология и пр.). Различия в специализации кластеров дают им возможность, наряду с конкуренцией, успешно взаимодействовать, дополняя друг друга. Эта особенность создает предпосылки для формирования устойчивых территориальных систем межрегионального взаимодействия в сфере туризма на основе кластерного подхода. Также одной из особенностей рекреационного потенциала является уникальность многих составляющих его ресурсов, представляющая собой важное конкурентное преимущество (например, конкретный памятник архитектуры, мемориальное место или значимый природный объект индивидуальны в своем роде). Этот фактор способствует нахождению каждым кластером своего места в общей системе межрегиональных рекреационно-хозяйственных связей и формированию собственных брендов и моделей позиционирования турпродукта.

При создании туристского кластера необходимо идентифицировать его географические границы и учитывать природные условия местности. Географические границы часто определяются транспортными коммуникациями (сложившаяся сеть и состояние автомобильных дорог, развитие малой авиации, водного транспорта), которые соединяют между собой основные центры притяжения туристов. Важно учитывать традиции и культуру местного населения - социально-культурные условия, которые непосредственно влияют на индустрию гостеприимства. К социальным факторам следует отнести и сферу образования, которая является не только потенциалом для подготовки квалифицированного персонала для туристских предприятий, но и базой для развития образовательного и научного туризма. К этой же категории факторов относятся и научно-исследовательские институты разного профиля, присутствие которых способствует всестороннему анализу составляющих кластера, определению направлений и возможностей его развития, а также динамичному развитию научного туризма.

Большое значение имеет политическая ситуация на территории кластера. Политическая стабильность и отношение властей к развитию туристской деятельности, ее поддержка, проведение научных исследований, постоянный мониторинг являются важнейшим условием формирования и успешного функционирования кластера.

Экономическая среда определяется уровнем развития экономики и уровнем жизни населения, которые оказывают серьезное влияние на стоимость и спрос на товары и услуги, в том числе туристского назначения. К экономическим условиям относится инвестиционный климат на территории кластера, который способен обеспечить развитие его основных элементов.

В общем виде функциональная модель применения кластерного подхода в туристско-рекреационной отрасли представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Модель применения кластерного подхода

Центральное место в предложенной модели занимает территория, выделенная на основе факторного анализа существующего туристско-рекреационного потенциала. Наиболее привлекательная территория характеризуется:

- благоприятными климатическими условиями, наличием удобных для использования водных объектов, разнообразием и аттрактивностью ландшафтов, разнообразием и богатством биологических ресурсов, наличием уникальных природных объектов;

- аграрным потенциалом и возможностью позиционирования производимых продуктов питания как экологически чистых;

- наличием памятников истории (памятники архитектуры и зодчества, места, связанные со знаменательными событиями или жизнедеятельностью выдающихся личностей, и т.д.), археологии (курганы, стоянки, петроглифы), культуры (музей, храмы, монастыри и т.д.);

- сложившимся спросом на туристические услуги, а именно существующей туристско-рекреационной инфраструктурой, направлением туристического потока, специализацией предоставляемых услуг (активный, лечебно-оздоровительный, пляжный, научно-познавательный туризм и т.д.).

Следующим шагом применения кластерной модели после выделения наиболее привлекательной территории и обозначения участников кластера является формирование мер государственного регулирования и поддержки, т.е. проведение кластерной политики по методу «сверху вниз» [4]. Кластерная политика преследует цель создать на выбранной территории благоприятный инвестиционный климат, привлечь поставщиков услуг и способствовать межфирменному взаимодействию. Характерный пример государственного регулирования и поддержки туристских кластеров - формирование особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ).

Важным моментом реализации кластерной политики в РФ является потребность в разработке инструментов управления, направленных на эффективное использование природных ресурсов и позволяющих своевременно решать проблемы, возникающие в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Уже на этапе проектирования целесообразно проводить комплексную оценку не только выгод от реализации кластерного развития, но и затрат, появляющихся в результате негативного воздействия на окружающую среду и истощения природных ресурсов. Еще в 1990-х гг. были предложены некоторые методы экономического регулирования природопользования, актуальные и в настоящее время. Одним из таких методов может выступать государственное субсидирование, которое осуществляется как в прямой (финансовое обеспечение проведения природоохранных мероприятий, научно-исследовательских работ и т.п.),

так и в косвенной форме (налогово-залоговая форма платежей, льготные ставки отчислений от прибыли, полученной в результате природоохранной деятельности, низкопроцентные кредиты на природоохранные цели и т.д.).

Исходя из сказанного можно выделить следующие особенности применения кластерной модели в туристско-рекреационной отрасли.

Во-первых, это своеобразная территориальноресурсная ориентированность, которая заключается в тяготении к территориям, обладающим максимальным туристско-рекреационным потенциалом, в пределах которых возможно развитие различных видов туристско-рекреационной деятельности.

Во-вторых, это привязанность потребителей к территории и невозможность реализации продукции данного кластера за его пределами.

В-третьих, это четкая ориентация поставщиков услуг на потребителя, мобильное реагирование на потребительский спрос.

Применение кластерного подхода в туристско-рекреационной отрасли позволяет не только повысить конкурентоспособность всех участников кластера и укрепить связи между ними, но и увеличить потребительский спрос на предоставляемые кластером услуги и привлечь дополнительные инвестиционные потоки.

Формирование туристских кластеров в России направлено, прежде всего, на стимулирование развития внутреннего туризма. Однако их развитие сталкивается со множеством проблем, причины которых банальны и системны для нашей страны. К числу основных относятся неразвитость туристской инфраструктуры и транспорта, характерная для большинства регионов РФ; сезонность функционирования, повышающая стоимость туристских услуг и снижающая конкурентоспособность отечественных кластеров на международном туристском рынке; длительный период формирования кластера, т.е. немоментальное получение выгод от него; нехватка квалифицированных кадров, неразвитая нормативно-правовая база, агрессивная социальная среда на территории создания некоторых кластеров (например в закавказских республиках) и пр.

Решение этих проблем, даже на региональном уровне, будет способствовать созданию опорного каркаса современного конкурентоспособного национального туристского комплекса. При этом региональная кластерная политика должна быть ориентирована на усиление взаимодействия между участниками кластера, направленного на повышение конкурентоспособности и укрепление связи между ними; увеличение потребительского спроса на предоставляемые кластером услуги; привлечение дополнительных инвестиционных потоков. Указанное взаимодействие предполагает формирование вокруг крупных туристи-

ческих центров (мест концентрации участников кластера) своеобразных «зон влияния», в которые входят более мелкие участники кластера. По мере развития центров будет увеличиваться их «зона влияния», на определенном этапе развития пересекаясь с соседней, способствуя тем самым усилению межрегиональных и межкластерных взаимосвязей, привлечению в данные кластеры новых участников, территориальному развитию полюсов экономического роста.

При рассмотрении проблемы развития туристской отрасли в Сибири становится очевидной необходимость оптимизации использования имеющегося

туристско-рекреационного потенциала; поиска эффективных методологических подходов к его оценке и рациональному освоению; совершенствования системы мониторинга реализации федеральных и региональных целевых программ, направленных на развитие туризма; научного прогнозирования потребности в кадровом обеспечении туристско-рекреационного комплекса; анализа возможностей интеграции региональных туристско-рекреационных кластеров в единую систему, позволяющую сконцентрировать ресурсы для оказания качественных туристских услуг международного уровня.

Библиографический список

1. Портер М.Э. Конкуренция : учеб. пособие : пер. с англ. - М., 2000.

2. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: вестник науч.-иссл. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского гос. ун-та. 2008. Вып. 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-4/1/1.htm

3. Porter M.E. The competitive advantage of nations: with a new introduction. - N.Y., 1990, Palgrave Tenth Edition, 1998.

4. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность регионов и кластерная политика // Пространственная организация хозяйства: ТПК или кластеры. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.