Пространственная организация туризма в регионе:теоретические основы кластерного подхода
Дунец А.Н.
В статье рассматриваются сущностные черты, структура и закономерности формирования туристских кластеров, а также выявляются основные проблемы их формирования. С учетом российских условий автор предлагает основные этапы создания туристских кластеров с использованием структурно-функционального подхода, обосновывает возможность создания межрегионального туристского кластера в долине реки Катунь Алтайского региона.
Ключевые слова: развитие туристских регионов, функциональная и управленческая структура туристского кластера
This article considers essential features, structure, regularities and main problems in process of touristic clusters formation. In accordance with Russian conditions author proposes main stages of touristic cluster formation using structural and functional approach. The possibility of interregional touristic cluster formation in the Katun river-valley in Altai region is also substantiated in this article.
Key words: touristic region development, functional and managerial structure of touristic cluster
Мировая экономика имеет богатый опыт использования различных пространственных моделей развития. Наибольшие успехи имеют те из них, которые адаптированы под практическую реализацию проектов по повышению конкурентоспособности отдельных компаний и территорий. В ходе рыночных преобразова-
ний российской экономики получили развитие процессы расширения масштабов и повышение роли отраслей сферы услуг. В связи с этим динамичное развитие туризма во многих регионах России актуализирует проблемы эффективного использования имеющихся туристских ресурсов и развития на инновационной основе региональных центров экономического роста — туристско-рекреационных комплексов.
В связи с трансформацией социально-экономического пространства России в последние два десятилетия происходит поиск новых, более эффективных форм организации хозяйства. Одной из них является экономический кластер, концепцию которого наиболее полно отразил в своих трудах М. Портер. Под «кластером» он понимает «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].
В принятой в 2010 г. концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011—2016 гг.)» отмечается, что «в рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг» [2].
Между тем, отечественные подходы к изучению пространственной организации туриз-
Современные формы организации деятельности в сфере туризма и спорта
37
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СПОРТА
ма, как правило, не учитывают такие характеристики, как конкурентоспособность, инновации, слабо раскрывают самоорганизующийся характер деятельности и др. Целью нашей работы является обоснование целесообразности изучения туристских кластеров, их структуры и закономерностей формирования.
Территориальный туристский кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующие рекреационный потенциал территории [3]. В основе образования туристских кластеров лежат объективные процессы концентрации, конкуренции, взаимодействия туристских предприятий и государственночастное партнерство. Кластер имеет отраслевую и территориальную составляющие. Большое число кластеров, расположенных как в развитых, так и в развивающихся странах, различаются по составу, структуре, уровню развития, специализации и др.
Важно, что наличие в индустрии туризма большого числа разнородных и в основном малых фирм, преследующих собственные коммерческие цели, затрудняет их кооперирование [4]. Потребность туристов в сформированных индивидуальных турах, имеющих уникальный характер, ведет к необходимости постоянного взаимодействия производителей в рамках системы накопления стоимости. Как отмечает S. Nordin, большая часть потенциала развития туристской компании находится за пределами влияния и сил данной компании [5]. Это определяет необходимость координации деятельности всех участников кластера в рамках реализации кластерных инициатив.
Как отмечает А.Ю. Александрова, в туристском кластере система накопления стоимости включает четыре типа цепочек добавленной стоимости: поставщиков, средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристских продуктов и самих покупателей туристов. По данным Всемирной туристской организации,
во время семидневного пребывания посетителей в отдаленном туристском центре задействовано около 30 разных фирм [4].
По мнению I. Gordon и B. Goodall, существуют три основных причины концентрации производства в туризме: 1) относительное преимущество, возникающее от особенностей территории и доступности ее ресурсов; 2) экономия в снабжении и использовании ключевых составляющих инфраструктуры в сфере туризма, особенно транспортных коммуникаций, а также основных мест развлечения; 3) экономия от масштаба связанная с управлением туристским бизнесом. Это может быть достигнуто как в пределах крупных монополистических предприятий, так и через концентрацию предприятий, имеющих отношение к этому бизнесу [11].
Влияние транспортной инфраструктуры на формирование кластеров неоднозначно, так как способствует не только концентрации, но и рассредоточению предприятий. Однако в горных регионах в условиях ограниченного развития транспортной инфраструктуры автодороги оказывают существенное влияние на концентрацию предприятий и образование кластеров.
Как и другие формы организации туризма (например, туристско-рекреационные системы), кластеры могут рассматриваться с позиции системного подхода. Особенностями кластеров, прежде всего, являются: необычно широкий состав участников; наличие синергетического эффекта; более высокий уровень производительности и заработных плат; гибкость и динамичность функционирования; более высокий уровень обмена информацией и инновационной деятельности; конкурирующие фирмы идут на сотрудничество в целях реализации потенциала территории и ее конкурентных преимуществ и др. Как отмечает Н.А. Ларионова, с позиции системного подхода кластер — это совокупность субъектов хозяйственной деятельности, взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи, совместно функционируют с определенной целью [13].
38
№ 1/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Пространственная организация туризма в регионе: теоретические основы кластерного подхода
Известно, что несколько крупных хозяйствующих субъектов, составляющих «ядро кластера», создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, услуги определенной направленности. Сопутствующие и поддерживающие предприятия получают возможность удовлетворения большого спроса со стороны «ядра кластера», экономии на сбытовых и транспортных издержках. В регионах с повышенным значением туризма развиваются фирмы, действующие в смежных секторах, таких как строительство, торговля, рекреация, спорт, культура. Обычно при этом идет налаживание различных форм сотрудничества в виде профессиональных ассоциаций, а также, как правило, в развитии туризма участвуют местные органы власти, научные и образовательные учреждения [8].
В работах ряда ученых [3, 4, 8 и др.] представлен перечень предприятий, которые могут входить в туристский кластер, приведены возможные схемы его структуры. Упорядоченная структура кластера может быть представлена в виде функциональных комплексов (Рис. 1). По нашему мнению, модель туристского кластера представляет собой сочетание пяти основных комплексов и их блоков (Рис. 2). Ядром кластера является (специализированный) туристский комплекс. Он включает организации и частных лиц, непосредственно связанных с туристской деятельностью, производством туристских услуг и обслуживанием (туроператоры и турагенты, санатории, горнолыжные комплексы и др.). В центре ядра кластера находится потребитель турпродукта, от которого в конкретный момент времени зависит функционирование кластера. Также центральными элементами кластера являются предприятия, предоставляющие услуги размещения, питания, развлечений и туристский транспорт. Кроме того, этот комплекс взаимодействует с потенциальными туристами (изучаются их потребности, ведется рекламноинформационная деятельность и т. д.). Для нормального функционирования кластера должен
существовать орган, занимающийся координацией его работы.
Все остальные субъекты кластера представлены четырьмя комплексами: сервисно-системообразующий (органы управления, подготовка кадров, финансы и др.); производственный (обеспечивающий продуктами питания, товарами, оборудованием и строительными материалами); социально-сервисный (учреждения культуры и спорта, торговля, медицинские учреждения, бытовое обслуживание и др.); комплекс природных ресурсов и условий, включающий организации-собственники природных ресурсов.
Формирование кластеров. Для обеспечения пространственного планирования туристских кластеров предлагается выделение и взаимосвязь его функциональных и средовых комплексов. Последние могут быть выделены на основе соответствия функциональных комплексов различным территориальным зонам, что отвечает требованиям Градостроительного кодекса РФ.
В основе концепции целенаправленного формирования кластеров лежит создание на региональном уровне туристских бизнес-ассоциаций в рамках каждого из определенных приоритетных кластеров в регионе. Для нашей страны необходимо инициирование исполнительными органами государственной власти региона создания бизнес-ассоциаций, которые могут стать основой кластера [9]. Целенаправленное развитие кластера возможно на основе создания его управленческой структуры (Рис. 3).
Необходимо разработать модель стратегии его формирования и определить основные этапы создания кластера. Она может содержать шесть последовательных этапов: кластерный анализ туристско-рекреационного комплекса; разработка миссии и ключевых целей развития; разработка программы формирования туристского кластера; ресурсное обеспечение; организационно-экономический механизм реализации стратегии; прогнозная оценка эффектов формирования кластера [10].
Как отмечает В.И. Кружалин, развитие туристских кластеров проходит несколько этапов — от проявления инициативы пред-
Современные формы организации деятельности в сфере туризма и спорта
39
№ 1/2011 Современные проблемы сервиса и туризма
О
г
I
*
Я
§
§
£
Комплекс организаций- «- Производственный
собственников природ комплекс
ных ресурсов Промышленный
Природные условия Производство материа-
территории (орогра- лов, оборудования, топ-
фические, климатиче- лива, энергии, предпри-
ские и прочие) ятия как места для экс-
4. Т курсий и туризма
Использование зе- 4. Т
мельных, лесных, вод- Агропромышленный
ных, ландшафтно- комплекс
эстетических ресурсов Производство продуктов
4. Т питания для туристов
Использование Сельскохозяйственные
(добыча) лечебно- предприятия как места
оздоровительных ре- экскурсий
сурсов: климата, ми- 4- 1
неральныхвод, лечеб- Строительство
ных грязей и др. туробъектов
4. Т 4. Т
Природоохранная и Транспортное обеспе-
природавосстано- чение (авиационный,
вительная (экологи- сухопутный, водный
ческая)деятельность транспорт)
Инженерная
инфраструктура
Социально-сервисный
комплекс_____________
Жилищно-коммунальный комплекс; гостевые дома и квартиры
4. Т
Здравоохранение
Торговля
Общественное питание Социальное обеспечение Бытовое обслуживание Физическая культура и спорт
Культура и искусство Связь
Сервис по ремонту транспортных средств Объекты рекреации, развлечений (вт.ч. игорный бизнес) и прочее_____________
- Специализированный
- комплекс (ядро кластера) Туристские организации (региональная ассоциация туризма, туроператоры, турагенты, экскурсионные фирмы)
4. Т
t
Сервисно-системообразующий
комплекс
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СПОРТА
Пространственная организация туризма в регионе: теоретические основы кластерного подхода
Рис. 2. Функциональная структура туристского кластера
Рис. 3. Схема управленческой структуры туристского кластера
ставителей местной общественности, бизнеса до формирования управляющей компании, определения стратегического развития территории (разработка комплексной программы туристского развития региона), осуществления текущего управления, мониторинга и дальнейшего развития на принципах самоорганизации. В основе функционирования кластера заложены принципы государственно-частного партнерства [11]. Нами предлагается семь основных этапов создания туристского кластера:
1. Определение администрацией структуры, ответственной за развитие и эффек-
тивное управление туристско-рекреационного комплекса;
2. Выявление потенциальных участников туристского кластера, инвентаризация ресурсов территории и особенностей деятельности туристской бизнес-ассоциации;
3. Мотивация потенциальных участников кластера к началу сотрудничества в рамках сетевого взаимодействия. Создание координационного совета при администрации с участием общественности, представителей бизнеса и администрации, специализированных учебно-научных заведений.
Современные формы организации деятельности в сфере туризма и спорта
41
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СПОРТА
4. Разработка общей стратегии развития туристского кластера;
5. Разработка государственно-частных пилотных проектов кластера и создание управляющей компании по их реализации;
6. Создание функциональных групп из участников кластера управляющей компанией при поддержке администрации и на основе государственно-частного партнерства;
7. Условия для эффективного управления кластером и возможности его саморегуляции. При организации работ по формированию
туристского кластера необходимо идентифицировать его границы (учитывая природные условия и ресурсы) и участников. В мировой практике используются различные методы идентификации, анализа кластеров и последующее нанесение их на карту: коэффициенты локализации; экспертные оценки; межотраслевые балансы; анкетирование и интервьюирование; сетевой анализ; составление генеалогического дерева отраслевого кластера и др. [12].
Идентификацию туристского кластера можно сделать на основании анализа сведений о наличии на изучаемой территории туристских ресурсов и анализе местного туристского рынка. Важную роль здесь играют экспертные оценки представителей органов власти и туристского бизнеса существующего уровня взаимодействия уже функционирующих в пределах локальных туристских территорий, где формируется ядро будущего кластера.
Среди основных проблем формирования и развития туристских кластеров в настоящее время можно выделить следующие: недостаток кадров, способных понимать преимущества от подобной формы кооперации; низкая восприимчивость руководящих работников к инновациям; низкое качество туристкой инфраструктуры и слабая транспортная доступность регионов; недостаточность знаний и опыта по технологии создания и управлению туристскими кластерами у администраций и др. [11].
Наиболее приемлема модель активного государственного регулирования кластерных инициатив, так как рыночные условия хозяйствова-
ния, необходимые для реализации либеральной модели, в России пока находятся в стадии становления [10]. Деятельность органов управления во многих регионах России направлена на стимулирование таких моделей пространственной организации туризма, идет привлечение туристского бизнеса, образовательных и научных учреждений.
Туристский кластер очень подвержен влиянию внешних условий. Зарубежный опыт свидетельствует, что кооперация участников туристского кластера усиливается в неблагоприятных, в частности, экономических условиях. Политика государства и региональных властей в области развития туристско-рекреационной деятельности (в том числе образования кластеров), ее поддержка, проведение научных исследований, постоянный мониторинг являются важнейшим условием формирования кластера. Например, в ряде регионов России реализуются крупные инвестиционные проекты, в т. ч. создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, игорных зон и т. д. Успех в формировании туристского кластера обусловлен социально-культурной средой. Количество и качество трудовых ресурсов является значимым при функционировании кластера. Экономическая среда включает уровень развития экономики и уровень жизни населения, которые оказывают огромное влияние на стоимость и спрос на товары и услуги, в том числе туристского назначения. К экономическим условиям относятся инвестиционный климат в регионе и др.
Концентрация туристско-рекреационных предприятий является важнейшим фактором организации территориальных кластеров. Например, в горных регионах особенности природных условий и ресурсов способствуют локализации и концентрации предприятий в отдельных местностях (в доступных речных долинах, на стыке горы—равнина).
Особенности концентрации производства во многом предопределяют скорость оборота капитала, величину производственных издержек, цены на предоставляемые услуги, что является важным условием конкурентоспособности
42
№ 1/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Пространственная организация туризма в регионе: теоретические основы кластерного подхода
туристских услуг на рынке. Изучение степени специализации предприятий позволяет определить функциональную направленность профильных предприятий комплекса [13].
Формирование туристских кластеров тесно связано с их типологией. На основе локальных кластеров разных пространственных типов могут быть созданы региональные и межрегиональные кластеры. По территориальному признаку выделяются трансграничные, национальные, региональные и локальные виды кластеров.
Система локальных туристских кластеров в субъектах РФ при условии координации их деятельности может образовывать региональный туристский кластер, отличающийся большей сложностью состава и выполняемых функций (централизованная система, подготовки туристских кадров, стандартизация услуг, создание и продвижение единого туристского бренда, проектирование туристских объектов, разработка туристской политики, стандартов и др.) [8].
В ряде регионов РФ появляются условия для формирования межрегиональных туристских кластеров (например, в долине реки Ка-тунь, на границе Алтайского края и республики Алтай). Расположенный в низкогорьях северной части Алтая, район нижнего течения реки Катунь отличается удобным транспортно-географическим положением и хорошо доступен для туристов. Для этой территории характерны признаки формирующегося кластера: сформировавшийся образ, географическая близость компаний, формирование крупных лидеров, цепочки добавленной стоимости, сходный характер ресурсов и особенностей их освоения и др. Граница между двумя субъектами РФ проходит по реке, а горные хребты ограничивают возможность размещения туристских предприятий. В связи с этим представителям туристского бизнеса выгодна кооперация в создании турпродукта и обслуживании туристов.
Анализ современного состояния развития туризма в районе нижней Катуни позволил выявить следующие особенности, влияющие на формирование здесь единого кластера: высокая концентрация средств размещения тури-
стов по обоим берегам реки Катунь; природное и культурно-историческое единство территории, совместное использование туристско-рекреационных ресурсов; туристские предприятия оказывают сходные услуги; сформировался образ отдыха (самой распространенной моделью является размещение на турбазе, расположенной вблизи Катуни, позволяющей сочетать пассивный отдых с несложными пешими прогулками в горы, короткими сплавами по реке, вечерней развлекательной программой и др.) преобладает доставка автомобильным транспортом, часто предприятия кооперируются для того, чтобы организовать трансфер на ряд туркомплексов, сформировались цены на различные виды перевозок (в том числе такси); разработан традиционный набор экскурсионных программ в большинстве туристских комплексов и распространена кооперация при организации экскурсий; турпредприятия в рекламных изданиях независимо от того, в каком из двух административных субъектов они располагаются, позиционируют себя относительно более известного места; туристы, размещаясь на туркомплексах одного из субъектов, используют инфраструктуру и дополнительные услуги другого (пункты проката лошадей, велосипедов, питание, сплавы, развлекательные заведения, в зимний период — горнолыжные комплексы); экологические вопросы обусловлены, прежде всего, охраной Катуни; государственные службы (МЧС, ГИМС и др.) осуществляют работу с туристскими предприятиями, находящимися на территории обоих субъектов; персонал, проживающий в одном административном субъекте, работает на туристском комплексе другого; туроператоры, зарегистрированные в одном субъекте, продвигают на рынок в том числе и туристские комплексы, находящиеся в другом и т. д. В этих условиях преобладающая часть туристов не видит административных границ и делает комплексный вывод об обслуживании в районе нижней Катуни.
В 2007 г. постановлениями Правительства РФ на территории нижней Катуни создаются две особые экономические зоны туристско-
Современные формы организации деятельности в сфере туризма и спорта
43
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СПОРТА
рекреационного типа: «Бирюзовая Катунь»
и «Алтайская долина». В связи с этим органы власти двух субъектов работают над образованием собственных кластеров. Однако наибольшая эффективность туристского бизнеса в этом районе, по нашему мнению, связана с формированием единого туристского кластера межрегионального уровня. В этом случает необходимо создание управляющей компании, которая должна объединять усилия предприятий, расположенных в обоих субъектах. Управляющая компания представляет собой самостоятельное юридическое лицо, в организационных принципах которой положено государственно-частное партнерство. В связи с этим можно снизить издержки, а при ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях это представляет особую важность. Создание межрегионального кластера будет способствовать повышению конкурентоспособности на международном рынке, улучшению уровня развития специализированной инфраструктуры и сервиса, сохранению природной и культурной среды в долине
Литература:
1. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс,
2002. — 496 с.
2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации (2011—2016 годы)»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р. // Справ.-правовая система «Консультант плюс».
3. Кружалин В.И. Научные основы формирования туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно-частного партнерства // Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство: междунар. науч.-практич. конф. Улан-Удэ, 2009. — С. 308—316.
4. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма // Вестник Московского университета. 2007. Серия 6. Экономика. № 5. — С. 43—62.
5. Nordin S. European Tourism Research Institute. Tourism clustering and innovation — paths to economics growth and development. European Tourism Research Institute. Stockholm, 2003. — 90 p.
6. Gordon, I. and Goodall, B. (2000) 'Localities and tourism, Tourism Geographies 2 (3): — P. 290—311.
7. Ларионова Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского госу-
Катуни, обеспечению соблюдения стандартов качества предоставляемых услуг.
Таким образом, реализация концепции целенаправленного формирования туристских кластеров органами государственной власти региона обеспечит формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного продукта в регионе. Концентрация и специализация туристских организаций могут явиться основой для выделения территорий с предпосылками формирования кластера.
Кластер может способствовать эффективному развитию туризма в регионе. Его структура может быть представлена в виде взаимосвязанных функциональных комплексов и их блоков. Необходима активная государственная поддержка кластерных инициатив различного уровня в регионах нашей страны: локального, регионального, трансграничного. По нашему мнению, кластер является одной из наиболее эффективных форм развития экономики регионов и в полной мере выражает триединство: природа — население — хозяйство.
дарственного университета. 2007. Том 5. № 1.
Ч. 2. — С. 180—184.
8. Ковалев Ю.П. Факторы развития кластерных инициатив в туристской сфере // Региональные исследования. 2009. № 4/5 (25). — С. 23—31
9. Миролюбова Т.В. Государственное управление развитием экономики региона: кластерный подход: автореф. дис. ... д. э. н. / Т. В. Миролю-бова. М., 2008. — 41 с.
10. Созиева З.И. Формирование стратегии кластерного развития туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания): автореф. дис. ...
к. э. н. / З. И Созиева. М., 2009. — 26 с.
11. Кружалин В.И. Туристско-рекреационные кластеры — новые стратегии развития регионального туризма // Курортное дело, туризм и рекреация. — 2009. — Т. 3. — № 4 (12). —
С. 29—32.
12. Корчагина Н.А. Кластерная политика — технология повышения эффективности управления компаниями: монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. — 117 с.
13. Богомолова Е.С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона: автореф. дис. ... д. э. н. / Е.С. Богомолова. СПб., 2008. — 32 с.
44
№ 1/2011
Современные проблемы сервиса и туризма