ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ
УДК 338.48
к вопросу о содержании понятия «туристский кластер»*
н. н. даниленко,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента сервиса E-mail: nina. daniienko@gmaii. com
н. в. рубцова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса E-mail: runatasha21@yandex. ru Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск
В статье рассмотрены существующие подходы к определению понятия «туристский кластер». Определены необходимые и достаточные характеристики (признаки) данного понятия. Уточнено содержание понятия ««туристский кластер».
Ключевые слова: туристская сфера, туристский кластер, характеристики (признаки) туристского кластера.
В отечественной теории и практике последних лет достаточно интенсивно обсуждается тема кластерного подхода как эффективного инструмента долгосрочного развития туризма в регионах России, что способствует повышению конкурентоспособности и обеспечению устойчивого развития территорий. Вместе с тем специалистами до настоящего времени не выработано единого, полного и непро-
* Статья выполнена при поддержке Минобрнауки России в рамках выполнения НИР «Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг и их влияние на устойчивое развитие Прибайкальского региона» по госзаданию университету (номер регистрации в ЦИТиС 01201256018).
тиворечивого определения понятия «туристский кластер»1.
Как отмечают Л. К. Гуриева и З. И. Созиева (2009 г.), «... сегодня нет четкого понятия «турист-ско-рекреационный кластер» ни в экономической теории, ни в правительственных документах, и не существует единой методологии для идентификации и картографирования кластеров» [4]. Многоаспектность существующих определений туристского кластера (ТК), присутствующую в отечественной и зарубежной научной литературе, можно представить следующими подходами к содержанию данного понятия, изложенными в таблице:
1) туристский кластер как эффективная территориальная форма повышения конкурентных преимуществ предприятий туристской сферы;
2) туристский кластер как современный институт, сочетающий систему формализованных и не-
1 Также используются термины «туристско-рекреационный кластер», «туристический кластер», в мировой научной общественности чаще употребляется «туристский кластер» или «tourism cluster».
Определения понятия «туристский кластер»
Подход Автор Определение
1. Туристский кластер как эффективная территориальная форма повышения конкурентных преимуществ предприятий туристской сферы Beni M. C. (2003); Кропинова Е. Г., Митрофанова А. В. (2009); Саак А. Э., Жертовская Е. В. (2011) Региональный туристский кластер - это локализованная туристс-ко-рекреационная система, состоящая из групп производственных предприятий в сфере туристского обслуживания и сопряженных видов деятельности, а также различных вспомогательных организаций, совместная деятельность которых обеспечивает усиление индивидуальной конкурентоспособности и специализации членов кластера вследствие возникновения синергического эффекта комплекса услуг и приводит к созданию регионально сконцентрированного туристского рынка труда [11]. Муниципальный туристский кластер - это группа расположенных на территории муниципального образования или вблизи его взаимосвязанных предприятий и организаций туристского комплекса, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга [24]
2. Туристский кластер как современный институт, сочетающий систему формализованных и неформализованных отношений его участников между собой и внешним окружением Rodrigues A. B. (2001); Кизим А. А., Вальвашов А. Н., Кулькова И. В.(2010); Морозова Ю. Ю. (2011) Туристический кластер - это совокупность расположенных на одной территории компаний, производящих туристский продукт, инфраструктурных туристических организаций и регулирующих данную сферу органов власти, конкурентоспособность и эффективность деятельности каждого из которых зависят от результатов деятельности всех других субъектов кластера [10]. Туристско-рекреационный кластер - это форма эффективного сосуществования организаций в туристско-рекреационной сфере, основанная на сотрудничестве и конкуренции между ними [15]
3. Туристский кластер как популяция определенного вида экономических объектов, имеющая определенный ареал распространения на территории Capone F. (2004); Пидгурская Н. Н. (2006); Ferreira J., Estevro C. (2009); Гуриева Л. К., Созиева З. И. (2009); Кружалин В. И., Шабалина Н. В. (2009); Александрова А. Ю. (2010) Туристский кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации [4]. Туристско-рекреационный кластер - это группа географически взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристические потоки, использующие туристско-рекреа-ционный потенциал территории [1; 12]
4. Туристский кластер как механизм регионального управления, нацеленный на усиление интересов региона, его самостоятельности, конкурентоспособности и устойчивого развития Novell M., Schmitz B., Spencer T. (2006); Дворцов В. И. (2008); Петрова О. Н., Клевченков М. Г. (2010) Кластер выступает как официальная экономическая парадигма развития территорий, так как он представляет собой инструмент самоорганизации хозяйственного сообщества для повышения выживаемости регионального бизнеса в условиях бескомпромиссной конкуренции [7]. Каждый кластер, в том числе и туристский, является точкой роста для развития экономики региона, вовлекая в орбиту своей деятельности другие виды деятельности. Все предприятия, деятельность которых тем или иным образом связана с региональным туристским комплексом, делают инвестиции в специализированные технологии, в информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведет к массовому образованию новых предприятий-смежников [20]
5. Туристский кластер как региональная ту-ристско-рекреационная система Monfort M. (2000); Sieglinde K., Joro C.(2005); Винокурова М. В. (2007); Лысикова О. В., Лукьяненко Е. В. (2009); Бойко А. Е. (2011) Туристско-рекреационный кластер - это сконцентрированная на определенной территории группа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства: туроператоры, турагенты, средства размещения, организации общественного питания, транспортные компании, вузы, научно-исследовательские институты, органы государственной власти и др., взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера в целом. Неотъемлемой составляющей кластера является физическая инфраструктура: автомобильные и железные дороги, инфраструктура гостеприимства и досуга, научно-информационное обеспечение» [13].
Примечание: региональная туристско-рекреационная система - это большая открытая интегрированная социально-экономическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих под влиянием внешних и внутренних факторов процессов, принципов, а также организационно-экономических методов функционирования учреждений санаторного лечения, отдыха, физической культуры, спорта и туризма, предприятий обслуживающей и поддерживающей инфраструктуры, деятельность которых направлена на предоставление услуг туристам и рекреантам в соответствии с их потребностями и возможностями путем использования туристско-рекреационных ресурсов на основе действующих норм и правил.
Окончание таблицы
Подход Автор Определение
Туристский кластер - это совокупность различных по видам деятельности экономических агентов, географически сконцентрированных и взаимодействующих в производстве и реализации мультиатрибутивного туристского продукта по единой цепи: производители туристских услуг - поставщики специализированных услуг - поддерживающие организации - потребители туристских услуг. Модель туристского кластера включает в себя следующие элементы: туристские ресурсы; туристские фирмы (туроператоры и турагенты); поставщики услуг размещения, питания, транспорта и досуга, определяющие суть туристского продукта; предприятия, обслуживающие туристов в качестве сопутствующих отраслей (розничная торговля, производство и продажа туристского снаряжения, финансовые институты, услуги связи, строительство, страховые услуги, услуги ЖКХ, сельское хозяйство, медицинские услуги); благоприятные условия, которые являясь факторами внешней среды, отражают климатические и географические особенности территорий, входящих в состав кластера, социально-экономическое положение территорий, поддержку туристской деятельности органами власти, общественными организациями и местным населением, нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение туристкой деятельности кластера
формализованных отношений его участников между собой и внешним окружением;
3) туристский кластер как популяция определенного вида экономических объектов, имеющая определенный ареал распространения на территории;
4) туристский кластер как механизм регионального управления, нацеленный на усиление интересов региона, его самостоятельности, конкурентоспособности и устойчивого разви-тия2;
5) туристский кластер как региональная туристс-ко-рекреационная система.
Диапазон различных трактовок понятия «туристский кластер» в научных исследованиях последних лет остается весьма значительным. На взгляд автров, каждый из подходов отражает определенную черту содержания понятия ТК, которые в совокупности характеризуют сложность и многогранность рассматриваемого явления. Представляется, что в
2 Первые четыре подхода выделены на основе существующих теоретических подходов к содержанию понятия «кластер» [23].
наибольшей степени сущность Тк отражает пятый подход, хотя и присутствующие в его рамках определения требуют некоторого уточнения.
С этой позиции можно оценить положения, относящиеся к ТК, изложенные в действующих нормативных актах РФ [16 - 19], в которых определение ТК как таковое отсутствует. В ноябре 2011 г. был принят Федеральный закон от 30.11.2011 N° 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором кластер определен как «совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией» [16]. В свою очередь особая экономическая зона3 - это «территория, которую государство наделяет особым юридическим статусом и эконо-
3 Согласно закону на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны четырех типов, в том числе ту-ристско-рекреационные (введены Федеральным законом от 03.06.2006 № 76-ФЗ).
мическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли» [19]. Можно наблюдать, что представленная дефиниция не вносит ясности в трактовку сущности понятия «туристский кластер».
Как представляется, для уточнения содержания понятия «туристский кластер» целесообразно определить перечень необходимых и достаточных характеристик (признаков) кластера применительно к туристской сфере деятельности, позволяющий сформулировать определение ТК, которое бы выделяло его из совокупности сопредельных понятий.
Исходные положения кластерного подхода, которые можно назвать «классическими», представлены в работе М. Портера (2000 г.), они включают в себя три свойства кластера: географическая локализация (масштабы кластера могут варьироваться от одного города или региона до целой страны и даже ряда стран), взаимосвязь между предприятиями (кластер является особой формой сети взаимосвязанных предприятий), технологическая взаимосвязанность видов деятельности (в кластере присутствуют предприятия разных видов деятельности, технологически связанные между собой) [13]. В дальнейшем данные положения получили развитие в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей [22; 27; 32]. В частности, группа скандинавских ученых в 2002 г. пересмотрела и расширила перечень признаков кластера до пяти характеристик:
- географические размеры;
- глубина кластеризации;
- ширина кластеризации;
- присутствие НИИ и университетов в кластере;
- структура владения фирм в кластере (присутствие в кластере ТНК) [32].
Вместе с тем сами разработчики отмечают, что ряд признаков, например, «присутствие НИИ и университетов в кластере» и «структура владения фирм в кластере» не являются принципиальными, т. е. в некоторых кластерах они могут отсутствовать [32]. Исследователь М. Ю. Шерешева, обобщив имеющиеся разработки в этой области (2010 г.), выделила четыре характерные черты кластера как формы межорганизационного сетевого взаимодействия [27]:
1) наличие группы географически сконцентрированных предприятий, объединенных прямыми и обратными связями;
2) общая культурная и социальная среда;
3) отраслевая специализация (чаще всего сочетание компаний, работающих в смежных секторах);
4) наличие сети государственных и частных институтов, поддерживающих экономических агентов, действующих внутри кластера. Представляется, что данные характерные черты могут выступить перечнем необходимых характеристик (признаков) ТК, имеющих свою специфику, определяемую его сферой деятельности.
Перечень достаточных характеристик (признаков) позволит определить ТК как специфический вид кластера в группе прочих, например, промышленного, сельскохозяйственного, научного и др. Точка зрения авторов в определенной мере совпадает с мнением ряда как отечественных [2; 11; 13], так и зарубежных специалистов [34; 35; 42], которые отмечают, что ТК присущи не только общие признаки кластеров, но также и специфические черты, обусловленные особенностями функционирования туристской сферы деятельности.
Изучение имеющихся исследований [2; 11; 13; 34; 35; 42] позволило выделить два дополнительных признака, относящихся к перечню достаточных характеристик (признаков) для определения сущности ТК:
1) наличие туристских ресурсов4 на географ ичес-кой территории локализации межорганизационной сети;
2) присутствие в кластере потребителей туристских продуктов5.
Рассмотрим содержание ТК с позиции выделенных автороами необходимых и достаточных характеристик (признаков).
Наличие группы географически сконцентрированных предприятий, объединенных прямыми и обратными связями. Суть характеристики (признака), с одной стороны, заключается в том, что кластерам (хотя они и различаются по географическому охвату: некоторые из них сильно локализованы, другие - более рассеяны) присуща географическая концентрация, т. е. речь идет о
4 Под туристскими ресурсами мы понимаем совокупность природно-климатических, социокультурных и инфраструктурных факторов, используемых при производстве туристского продукта для удовлетворения потребностей человека в процессе и в целях туризма [6].
5 Туристский продукт состоит из множества компонентов, которые могут быть как осязаемыми, так и неосязаемыми.
Осязаемые туристские продукты - товары: еда и напитки, размещение, транспорт, сувениры, произведения искусств. Неосязаемые туристские продукты - услуги: нахождение в местах проживания, достопримечательности, развлечения, экскурсии [8].
географически сконцентрированной группе фирм, активно участвующих в аналогичных или тесно связанных производствах, о видах деятельности с определенными горизонтальными или вертикальными связями и связанными с ними образовательными организациями. Кроме того, фирмы-участники кластера формируют местный рынок труда - имеется в виду конкретный специализированный вид труда [32]. Данный признак имеет существенное проявление в туристской сфере деятельности, при этом некоторые исследователи даже выделяют соответствующие ему формы ТК, например, муниципальный [24], локальный [43], микрокластер [42].
Вместе с тем современный туризм как вид деятельности обладает высокой степенью транснационализации и глобализации. С учетом данной специфики существование в чистом виде «локального», «регионального» или «муниципального» туристского кластера, на взгляд авторов, возможно только на начальном или заключительном этапах жизненного цикла ТК (такие неотъемлемые участники ТК, как туристические компании или гостиничные комплексы, редко специализируются исключительно на внутреннем или местном туризме). Однако некоторые ключевые акторы6 могут находиться за пределами региона (района, муниципалитета), в котором непосредственно расположен ТК, например, авиакомпании, международные туроператоры, туристические агентства. В этой связи определять границы ТК географическими границами территорий муниципальных образований, регионов, областей и проч., на которых присутствуют структуры туристско-рекреационной деятельности, представляется правомерным только в конкретных случаях и при определенных условиях существования ТК. Существенную трудность вызывает и установление границ рынка труда, который создается в результате функционирования ТК, поскольку специфическими характеристиками данного рынка являются его сезонность и высокая мобильность. Поэтому наиболее целесообразно, на взгляд авторов, определять географическую концентрацию ТК термином «туристская дестинация»7.
6 По мнению Третьяк О. А., термин «актор» уже введен в русскоязычный оборот и обозначает действующих субъектов, участников сети. В качестве субъектов могут выступать как организации, так и индивидуумы [14].
7 Туристская дестинация - это социально-географическая местность (место, регион, город, деревня, парк аттракционов), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки. Она располагает всеми
Первая выделенная характеристика (признак) ТК предполагает присутствие прямых и обратных связей между участниками сети. Это отражает наличие вертикальной интеграции в кластере (отраслевой и межотраслевой характер взаимодействия). Большое значение приобретает присутствие в кластере всех участников цепочки создания и распределения ценности производимого кластером продукта8 [32]. Соответственно, межорганизационную сеть ТК образуют акторы - действующие субъекты, участники цепочки создания и распределения ценности туристского продукта. Отечественные [1] и зарубежные [36] исследователи отмечают, что кластер вообще, и ТК в частности, неправомерно рассматривать упрощенно как группу взаимодействующих компаний, имеющих определенный ареал распространения на территории. В ТК взаимоотношения между участниками кластера имеют более важное значение по сравнению с географической концентрацией акторов [42]. В частности, А. Ю. Александрова пишет «В концепции М. Портера акцент сделан на связях внутри кластера между его участниками -основными компаниями-производителями, вспомогательными (сопутствующими) производствами, а также разными институтами: университетами, исследовательскими организациями и государственными структурами. Кластер представляет собой значительно более сложное явление, чем простое объединение фирм для совместной маркетинговой деятельности или проведения согласованной политики закупок...» [2]. Сфера туризма включает в себя широкий перечень входящих в ее состав видов деятельности (типичных для туризма, прямо и косвенно с ним связанных)9, что позволяет говорить о высокой степени межотраслевого взаимодействия в ТК, которое представлено прежде всего типичными для туризма видами деятельности.
Общая культурная и социальная среда. Суть признака заключается в установлении особых взаимоотношений между участниками цепочки создания и распределения ценности туристского
необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений и является продуктом в конкурентной борьбе на туристском рынке.
8 Цепочка ценности представляет собой систему взаимозависимых видов деятельности, между которыми существуют связи. Связи имеют место, когда способ выполнения одного вида деятельности влияет на издержки или эффективность других видов деятельности [21].
9 Более подробно см. в работе [5].
продукта. Взаимоотношения присутствуют в двух основных формах: партнерство (partnering) и сотрудничество (collaboration).
Партнерство - это вертикальные взаимоотношения с субъектами рынка на различных уровнях цепочки создания и распределения ценности туристского продукта.
Сотрудничество - это горизонтальные взаимоотношения организаций, находящихся на одном уровне цепочки создания и распределения ценности туристского продукта, включая конкурентов и тех, кто стремится к сотрудничеству для достижения обоюдной выгоды. Особые взаимоотношения между участниками кластера формируют общую культурную и социальную среду, которая выражается в приемах ведения бизнеса, культуре коммуникаций, поддержании деловой репутации, общих целях и стратегиях, снижении трансакционных издержек и т. д. В частности, О. А. Третьяк, рассматривая сетевое взаимодействие компаний, отмечает, что «в результате взаимодействия происходят обмен и адаптация сети. Причем обмен может быть представлен в виде обмена товарами, информацией, социального обмена.. .Социальный обмен выступает в данном случае как процесс построения системы доверия друг к другу, которое формируется постепенно и в долгосрочной перспективе становится платформой для заключения многочисленных совместных соглашений» [26]. В сфере туризма отмеченное имеет существенное проявление, поскольку возможность сохранения клиентов во многом определяется наличием неформальных доверительных отношений между участниками цепочки создания ценности туристского продукта.
Специализация по видам деятельности. Применительно к ТК специализация по видам деятельности в классическом понимании, с точки зрения экономического подхода, отсутствует, поскольку сфера туризма представляет собой совокупность предприятий и организаций, предоставляющих разные услуги и выпускающих разные продукты. Спецификой специализации по видам деятельности применительно к ТК как формы сетевого межорганизационного взаимодействия является особая значимость специализации с точки зрения маркетингового подхода. Наличие в туристской сфере большого числа разнородных малых и микропредприятий, преследующих интересы в рамках определенного вида деятельности, с одной стороны, затрудняет их взаимную координацию и коопера-
цию, с другой - привносит в функционирование ТК необходимую для его существования и динамичного развития конкуренцию между участниками, находящимися в одной горизонтали цепочки создания и распределения ценности туристского продукта, что служит необходимым условием для развития их специализации.
Сеть государственных и частных институтов, поддерживающих экономических агентов, действующих внутри кластера. Как отмечают зарубежные исследователи, для существования и развития ТК необходимы не только культурные, физико-естественные и социальные характеристики, которые определяют его исключительность, доступность основной структуры (проживание, рестораны, транспорт, и т. д.) и инфраструктуры, гарантирующей высокое качество туризма. В нем также должны присутствовать хорошие стратегии туристского маркетинга в целях обеспечения привлекательного, уникального и конкурентного имиджа туристского продукта [44]. В этой связи существенной предпосылкой функционирования и успешного развития ТК является государственная политика в области стратегического управления туристской деятельностью, направленная на обеспечение устойчивого развития ТК на региональном, национальном и глобальном уровнях [38; 43]. Исследователи К. Brown, R. Geddes считают, что в ТК необходимо участие института государства, который поощряет и финансирует программы по привлечению частных инвестиций, развивает инфраструктуру, оказывает содействие развитию туризма посредством разработки соответствующего законодательства и формирования привлекательного имиджа соответствующей территории, способствует преодолению кризисных явлений (терроризм, загрязнение окружающей среды, сохранение историко-культурных ресурсов) [30]. Таким образом, существенным признаком ТК является присутствие института государства, который осуществляет стратегическое управление туристской деятельностью и способствует развитию туризма в рамках туристской дестинации.
Кроме того, ТК как форма межотраслевого взаимодействия предполагает функционирование различных частных институтов: союзов, ассоциаций, фондов, общественных организаций. Данные институты, во-первых, могут координировать деятельность участников кластера, оказывать экономическую и организационную помощь, во-вторых, могут осуществлять функции субъектов туристи-
ческого кластера, в-третьих, могут способствовать снижению конфликтности внутри кластера, а также преодолению форс-мажорных обстоятельств.
Туристские ресурсы. Ряд исследователей [9; 35] считает необходимым рассматривать сущность ТК не просто с позиции географической сконцентрированности входящих в его состав участников. Специфика туристской деятельности такова, что ТК, как правило, не может быть создан на любой территории. Для его существования необходимы туристские ресурсы (естественные или искусственно созданные). некоторые исследователи придают этому атрибуту существенное значение, например, М. С. Веш определяет туристский кластер как «группу взаимосвязанных с туризмом достопримечательностей в пределах ограниченного географического пространства при условии высокого качества технических средств и обслуживания, коллективной эффективности, социального и политического сплочения, координации цепочки производства и культурных ассоциаций, отличного менеджмента сетевых компаний, которые генерируют сравнительные и конкурентные стратегические преимущества» [28]. Анализируя первую характерную черту ТК, авторы ввели понятие «турис-ткая дестинация», которое учитывает необходимость наличия в ТК туристских ресурсов. Вместе с тем, на взгляд авторов, туристские ресурсы присутствуют в ТК не сами по себе, а в виде экономических благ (чисто общественных или частных), т. е. всегда есть некий субъект (муниципальная, региональная, федеральная государственная структура), которому принадлежит данное экономическое благо и который не только является участником ТК в рамках конкретной дестинации, но и может играть в нем ключевую роль, являясь «законным владельцем» туристского ресурса или ключевого объекта инфраструктуры. Таким образом, представляется правомерным включить в содержание ТК (как формы межорганизационного взаимодействия) участников - владельцев туристических ресурсов как экономических благ.
Потребители туристских продуктов. Характерной особенностью туристской сферы является существенное воздействие на формирование состава цепочки создания и распределения ценности туристского продукта потребителей туристских продуктов. Клиентоориентированный подход в туристской деятельности был и остается весьма актуальным, поскольку, во-первых, туристы воспринимают туристский продукт более широко, чем провайдеры туристских услуг (если для первых - это
набор впечатлений, то для вторых - простой набор услуг). При этом туристы не только активно участвуют в формировании состава участников цепочки создания и распределения ценности туристского продукта (плановый туризм10), также они могут самостоятельно создать свою собственную цепочку ценности туристского продукта (самодеятельный туризм). Во-вторых, вертикальная и горизонтальная диверсификация в сочетании со специализацией по видам деятельности и конкуренцией в туристской сфере позволяет создавать высокоперсонифициро-ванные и дифференцированные туристские продукты, учитывающие специфические потребности различных потребителей. В-третьих, сама концепция цепочки создания и распределения ценности предполагает наличие в ее составе потребителей как базового элемента [25]. Таким образом, ТК как форма межорганизационного взаимодействия обладает специфической чертой, которая заключается в присутствии в составе участников кластера туристов - потребителей туристских продуктов.
Изложенное позволяет признать правомерность присутствия в трактовках ТК туристских ресурсов и потребителей туристских продуктов - пятый выделенный авторами ранее подход (см. таблицу). Хотя представленное здесь содержание ТК с позиции необходимых и достаточных характеристик (признаков) можно рассматривать как развитие пятого подхода к сущности ТК, однако, принципиальным отличием авторской позиции является рассмотрение сущности ТК именно в ракурсе межорганизационной сети, а не региональной туристско-рекреаци-онной системы.
Таким образом, перечень необходимых и достаточных характеристик (признаков) ТК как формы межотраслевого взаимодействия включает в себя следующие положения:
• наличие группы географически сконцентрированных предприятий, объединенных прямыми и обратными связями;
• наличие общей культурной и социальной среды;
• наличие специализации по видам деятельности (чаще всего сочетание компаний, работающих в смежных секторах);
10 По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма -туроператорами. Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе [2].
• наличие сети государственных и частных институтов, поддерживающих экономических агентов, действующих внутри кластера;
• наличие туристских ресурсов;
• присутствие в кластере потребителей туристских продуктов, которые в совокупности являются основой для уточнения понимания сущности туристского кластера как формы межотраслевого взаимодействия. Изложенное позволяет предложить следующее
определение туристского кластера. Туристский кластер - это стратегическая межорганизационная сеть в рамках туристской дестинации, которая обладает определенным набором необходимых и достаточных характеристик (признаков): наличие группы географически сконцентрированных предприятий, прежде всего типичных для туристской сферы, объединенных прямыми и обратными связями; общая культурная и социальная среда; особая специализация по видам деятельности; присутствие среди акторов государственных и частных институтов, владельцев туристских ресурсов как экономических благ, потребителей туристских продуктов.
Список литературы
1. Александрова А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма / А. Ю. Александрова. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. № 5. С.43-62.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм /
A. Ю. Александрова. М.: КноРус. 2010.
3. Бабурин С. Н. Российский торгово-экономический словарь / С. Н. Бабурин. М.: Экономистъ, 2005.
4. Гуриева Л. К. Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания / Л. К. Гуриева, З. И. Созиева // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 22 (115). С 72-80.
5. Даниленко Н. Н. Обоснование инновационных аспектов методологии оценки эффективности туризма / Н. Н. Даниленко, Н. В. Рубцова. М., 2012.
6. Даниленко Н. Н. Региональные туристские ресурсы: понятие, влияние на развитие туризма, стратегия управления / Н. Н. Даниленко, Л. П. Людвиг. Иркутск: изд-во БГУЭП, 2008.
7. Дворцов В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий /
B. И. Дворцов // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 61-68.
8. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др. 4-е изд., испр. и доп. М.: КноРус, 2010. С. 15.
9. Калайчиева Л. М. Роль предпринимательства в образовании рекреационного кластера // Вопросы регулирования экономики. 2011. Т. 2. № 2. С.13-17.
10. Кизим А. А. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера / А. А. Кизим, А. Н. Валь-вашов, И. В. Кулькова // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 26(161). С. 52-59.
11. Кропинова Е. Г., Митрофанова А. В. Регионально-географический подход к понятию «ту-ристско-рекреационный кластер» // Вестник РГУ И. Канта. 2009. № 1. С. 70-75.
12. Кружалин В. И. Формирование туристско-рекреационных кластеров на принципах частно-государственного партнерства / В. И. Кружалин, Н. В. Шабалина. URL: http:///www. bzm. su/userfiles/ bzm. su/Сентябрь 1-_09_09(1). ppt.
13. Лысикова О. В. Саратовский туристско-рекреационный кластер: предпосылки создания и развития. Ч. 1 / О. В. Лысикова, Е. В. Лукьяненко / Материалы Российской научно-практической конференции «особые экономические зоны туристс-ко-рекреационного типа». Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина. 2009.
14. Меллер К., Райала А. Рост стратегических сетей - новые модели создания ценности // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4. С. 113-140.
15. Морозова Ю. Ю. Кластерное взаимодействие как фактор развития организаций туристского бизнеса / Ю. Ю. Морозова // Вестник СГУТ и КД. 2011. № 2 (16). С. 51-55.
16. О внесении изменений в Федеральный закон «об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.11.2011 № 365-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 05.02.2007 № 12-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от
24.11.1996 № 132-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «консультантПлюс».
20. Петрова О. Н. Кластер как инструмент обеспечения конкурентоспособности туристского комплекса региона / О. Н. Петрова, М. Г. Клевченков // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 13 (148). С. 45-51.
21. Портер М. Э. Конкуренция / пер с англ. / учебн. пособие / М. Э. Портер. М.: Вильямс, 2000.
22. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей, 2008. 72 с.
23. Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. Потенциал кластерного развития экономики региона / О. А. Романова, Ю. Г. Лаврикова // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4. С. 56-70.
24. Саак А. Э. Современные направления формирования туристской политики муниципального образования/ А. Э. Саак, Е. В. Жертовская // Туризм: право и экономика. 2011. № 2(37). С. 24-29.
25. Степанова С. А., Махновский Д. Е. Государственное участие в формировании и реализации кластерной политики: российский и зарубежный опыт // Известия СПбУЭФ. 2010. № 6 С. 68-74.
26. Третьяк О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 403 с.
27. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учеб. пособие / М. Ю. Шерешева / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 339 с.
28. Beni M. C. Globaliza^ao do turismo: mega-tendencias do setor e a realidade brasileira. Sao Paulo: Aleph. 2003.
29. Brandenburger A.M. & Nalebuff B.J. Co-Opetition (1st ed.). New York: Broadway Business. 1997.
30. Brown K., Geddes R. Resorts, Culture and Music: The Cape Breton Tourism Cluster, Tourism Economics. Vol. 13, №1. P. 129-141. 2007.
31. Capone F. Regional competitiveness in tourist local systems, 44th European Congress of the European Regional Science Association (ERSA), Regions and fiscal federalism, University of Porto, Portugal. 2004.
32. Dalum B., Pedersen Ch., Villumsen G. Technological Life Cycles: Regional Clusters Facing Disruption/ DRUID/IKE GROUP. Aalborg, 2002.
33. Ferreira J., Estevгo C. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal // MPRA Paper № 14853, posted 25. April 2009.
34. Iordache C., CiochnaI., AsandeiM. Clusters -Tourism Activity Increase Competitiveness Support // Theoretical and Applied Economics Volume XVII (2010), № 5(546). P. 99-112.
35. Jones C., Munday M., Roberts A. Regional Tourism Satellite Accounts: A Useful Policy Tool?, Urban Studies. 2003. № 40(13). P. 2777-2794.
36. Kim N., Wicks B. E. Rethinking Tourism Cluster Development Models for Global Competitiveness. July 30, 2010. International CHRIE Conference-Refereed Track. P. 28.
37. Maskell P. and L. Kebir What Qualifies as a Cluster Theory? Copenhagen, Danish Research Unit for Industrial Dynamics, 2005.
38. MonfortM. Competitividad y factores críticos de éxito en la «hotelería de litoral»: experiencia de los destinos turísticos Benidorm y Peñíscola (Doctoral Dissertation, Universidad de Valencia, Espanha, 2000). Retrieved September 2, 2003.
39. Nordin S. Tourism clustering and innovation: path to economic growth and development. European tourism research institute. MID - Sweden University. Osternsund, Sweden. P. 19. Retrieved May 4, 2004. URL: http:// www. etour. se/dounload.
40. Novell M., Schmitz B., Spencer T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience // Tourism Management. 2006. Vol. 27. P. 1141-1152.
41. Rodrigues A.B. Turismo rural. Sao Paulo: Contexto. 2001.
42. Scholz W. Development of Tourism Clusters in Aysén, Patagonia, Chile // SPRING. Universitat Austral. November, 2011. International Seminar Local Solutions to Global Problems: Views from Tanzania, The Philippines, Ghana, Germany and Chile, Valdivia.
43. Sieglinde K., Joгo C. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development // Brazilian Administration Review, V. 2. 2005. № 2. Art. 4. P. 47-62.
44. Smith S. Tourism analysis. A handbook. New York; London: Longman, 1989.