Ираева Н.Г. Калимуллина Э.Р.
кандидат экономических наук, кандидат социологических наук,
доцент кафедры «Финансы и банковское дело» доцент кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУВПО «Уфимский государственный ФГБОУВПО «Уфимский государственный
университет экономики и сервиса», университет экономики и сервиса»,
Россия, г. Уфа Россия, г. Уфа
УДК 338.46
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В статье рассмотрены вопросы управления жилищно-коммунальным комплексом. Систематизированы показатели эффективности жилищно-коммунального комплекса, к которым авторы относят: эффективность системы управления, уровень техники и технологии оказания услуг, широту ассортимента оказываемых услуг, цену и качество услуг, оценку качества услуг непосредственно потребителем. Обоснованы проблемы жилищно-коммунального хозяйства и основные направления дальнейшего его развития. Также в статье раскрыты основные факторы экономической целесообразности в формировании ТСЖ. Авторы предлагают использовать для оценки экономической целесообразности формирования ТСЖ алгоритм, предусматривающий: предварительный отбор жилых домов, подбор необходимых документов об имущественном комплексе, социально-демографические показатели жителей, прогноз рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ТСЖ, формирование перечня жилых домов, предпочтительных к регистрации в ТСЖ.
Показаны результаты оценки предполагаемой их рентабельности на основе расходов и доходов на 1 кв. м эксплуатируемой площади.
Авторы приходят к заключению, что демонополизация ЖКХ приведет к высокой конкуренции в этой сфере, и делают вывод, что необходимым условием инновационного развития является разгосударствление субъектов ЖКХ.
Ключевые слова: инновационная деятельность, конкурентоспособность, финансовый результат, хозяйственно-финансовая деятельность.
FEATURES INNOVATIVE ACTIVITY IN IMPLEMENTATION HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
In the article the questions of housing and communal complex. Systematic indicators of the effectiveness of housing-and-municipal complex, to which the authors include: effectiveness of the management system, the level of technique and technology services, wide range of services, price and quality of services, evaluation of the quality of services directly to the consumer. Justified to the problems of housing and communal services and the main directions of its further development. The article also deals with the main factors of economic feasibility in the formation of the HOA. The authors propose to use to assess the economic feasibility of the formation of the HOA algorithm, including: preliminary selection of houses, selection of the necessary documents about the property complex, socio-demographic characteristics of residents, the forecast profitability of financial and economic activities of the HOA, the formation of the list of houses preferred to the registration of the condominium.
Shows the results of estimating expected profitability on the basis of expenditure and income for 1 sq. m of the operated area.
The authors come to the conclusion that deregulation of housing will lead to high competition in this area and concludes that a necessary condition for innovation development is the privatization of the subjects of the housing. Key words: innovation, competitiveness, financial performance, economic and financial activities.
В настоящее время конкуренция внутри жилищно-коммунального комплекса не носит ярко выраженный характер, поскольку ее нынешние представители - в основном унитарные предприятия, учреждаемые собственниками муниципального и федерального имущества. Количество их ограничено, регламентировано объемом жилищно-коммунальных услуг и увеличиваться в дальнейшем не будет. Конкуренция со стороны предоставления услуг практически невозможна из-за отсутствия заменителей управления жилищно-коммунальным хозяйством. Наиболее вероятен приход в сферу ЖКХ предприятий из смежных отраслей - это строительные фирмы, имеющие богатый опыт ремонтно-строительных работ, современные технические средства, а также методы организации и управления. Кроме того, данные сферы бизнеса имеют определенные стратегические соответствия:
- маркетинговые (сложная клиентура, поставщики);
- производственные (возможность использования единых производственных мощностей).
Все эти обстоятельства могут сделать нынешних представителей отрасли - муниципальные предприятия и организации - неконкурентоспособными. Вместе с характерными показателями конкурентоспособности предприятий других отраслей (доля рынка, темп роста прибыли, финансовое состояние предприятия и т. д.) к числу показателей конкурентоспособности предприятий жилищно-коммунального хозяйства можно отнести:
- эффективность системы управления;
- уровень техники и технологии оказания услуг;
- широту ассортимента оказываемых услуг;
- цену и качество услуг [1].
В положительной оценке конкурентоспособности предприятий ЖКХ заинтересованы руководители, представители органов местного самоуправления, а также население, являющееся непосредственным потребителем.
На сегодняшний день современная и адекватная оценка инновационной деятельности в ЖКХ позволит сформировать и скорректировать инвестиционные стратегии конкуренции, выявлять возможности их укрепления при демонополизации отрасли. Перед организацией товарищества собственников жилья (ТСЖ) следует провести экспресс-оценку с точки зрения экономической привлекательности и целесообразности для собственников жилых помещений. Для них оптимальными являются возможность обеспечить надежную доходную базу, эффективное управление финансовыми потоками и благоприятные условия проживания. На первом этапе процедуры отбора домовладений для включения в перечень объектов, рекомендуемых для регистрации в качестве ТСЖ (см. рис.), из жилых домов отбираются те, структура собственности на которые позволяет сформировать товарищества собственников жилья в соответствии с действующим законодательством - при наличии более 50 % площади помещений, находящихся в частной собственности [1].
1. Предварительный отбор жилых домов
2. Подбор документации, содержащей полные сведения об имущественно-земельном
комплексе
3. Характеристика технического состояния жилых домов по показателю физического износа с указанием даты последнего ремонта, а также вида и объемов работ,
требуемого ремонта
4. Анализ социально-демографического состава жителей с определением индикатора предрасположенности жильцов к созданию ТСЖ
5. Прогноз предполагаемой рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности
ТСЖ
6. Формирование окончательного перечня жилых домов, предпочтительных к регистрации в качестве ТСЖ
Алгоритм оценки экономической целесообразности формирования товариществ собственников жилья
В^^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (10), 2014 — 41
Из рисунка видно, что высокая жилищная обеспеченность семей предполагает в основном желание обеспечить сохранность жилья и надежную эксплуатацию. Это может служить индикатором предрасположенности жильцов к созданию ТСЖ (хотя такая социальная оценка может оказаться спорной, как и другие, связанные с мнениями, мотивациями, поведением). Фактор доходов при этом представляется одним из самых важных. Для его анализа могут быть использованы различные данные, характеризующие доходы семей, и показатели. Например, можно использовать индекс социальной привлекательности И:
И Дс + Дж + Де + Де + До + Дк '
где: Дс - доля субсидируемых семей по оплате ЖКУ в общей численности семей, проживающих в доме; Дж - доля собственников, имеющих второе жилье в доме и не зарегистрированных в нем, от общего числа проживающих в доме; Дг - доля семей, имеющих собственные автомобили, от числа проживающих в доме; Де - доля членов семей, имеющих средний возраст не более 40 лет, от числа проживающих в доме; Д - средняя жилищная обеспеченность на одного человека в доме, кв. м общей площади; Дк -доля пенсионеров от числа проживающих в доме.
Нами рекомендована следующая шкала социальной привлекательности формирования ТСЖ (см. табл.) [2]:
Факторы социальной привлекательности
№ п/п Показатели % Рекомендуемые значения показателей, баллы
1 Доля субсидируемых семей по оплате жилищно-коммунальных услуг в общей численности семей, проживающих в доме (Дс) До 5 До 10 До 15 До 20 4 3 2 1
2 Доля собственников, имеющих второе жилье в доме и не зарегистрированных в нем, от общего числа проживающих в доме (Дж) До 1 До 3 До 5 До 10 1 2 3 4
3 Доля семей, имеющих собственные автомобили, от числа проживающих в доме (Д) До 20 До 30 До 40 Более 40 1 2 3 4
4 Доля членов семей, имеющих средний возраст не более 40 лет, от числа проживающих в доме (Д) До 30 До 40 До 50 Более 50 1 2 3 4
5 Средняя жилищная обеспеченность на одного человека в доме, кв. м общей площади (До) До 21 До 25 До 30 Более 30 1 2 3 4
6 Доля пенсионеров от числа проживающих в доме (Дк) До 10 До 20 До 30 До 40 4 3 2 1
Таким образом, важным фактором экономической целесообразности формирования ТСЖ является оценка предполагаемой рентабельности и возможности самоокупаемости эксплуатации объектов. С этой целью анализируются удельные расходы и доходы на один кв. м эксплуатируемой площади в земельно-имущественном комплексе и дается предварительная оценка прогнозируемых финансовых результатов: безубыточная эксплуатация, возможность получения прибыли, необходимость предоставления дотаций
на возмещение убытков от содержания домовладения. В общем виде формирование товариществ собственников жилья может быть целесообразно, если все три показателя (уровень износа, социальная привлекательность и рентабельность) удовлетворяют перечисленным требованиям.
На наш взгляд, инновационная деятельность в жилищной отрасли зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать
от лица собственника), управляющими организациями и жилищными ремонтно-эксплуатационными организациями, а также от эффективного формирования договорных отношений между ними. Формирование инновационной деятельности по управлению жилищным фондом должно стать катализатором процесса привлечения частных инвестиций, модернизации жилищного фонда и оказать существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере обеспечения коммунальными услугами [2].
Дальнейшее развитие конкуренции в сфере ЖКХ провозглашалось Правительством РФ в форме различных программ. Этими программами предусматривалось следующее:
- создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищных услуг в результате разделения функций между собственником жилищного фонда, управляющими организациями и подрядными жилищными организациями;
- демонополизация и создание конкурентной среды в подотраслях;
- демонополизация банно-прачечного и гостиничного хозяйства.
Реализация программ показывает, что частично эти цели были достигнуты. В регионах Российской Федерации поднялась значимость ЖКХ как социально образующей отрасли муниципальной экономики, требующей пристального внимания органов власти, изменилась структура организаций, работающих на рынке производства, значительно увеличилось количество малых предприятий в ЖКХ. Однако в большинстве регионов реализация поставленных задач происходила формально и не достигла желаемых результатов. Общеизвестно, что основными потребителями жилищно-коммунальных услуг является население, которое наиболее заинтересовано в качественном обслуживании. В связи с этим серьезной задачей является преодоление отчуждения и иждивенчества населения в отношении управления жильем и коммунального обслуживания. Актуальные вопросы у совершенствования организации и управления жилищным фондом решаются медленно, и именно это остается слабым звеном в реформе ЖКХ. Успешному реформированию жилищно-коммунального хозяйства, демонополизации и развитию конкуренции способствует активность населения в управлении жилищным фондом. Все объединения жильцов как в рамках уже существующих жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), так и новых - товариществ собственни-
ков жилья служат инструментом эффективного управления многоквартирными домами. И ЖСК и ТСЖ - это организационно-правовые формы так называемого некоммерческого предпринимательства [2].
Авторы считают, что необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. К основным сферам деятельности, в которых наиболее возможно развитие конкуренции, относятся:
1) управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
2) привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие);
3) выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства;
4) проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и т. п.
Итак, для реализации инновационной деятельности в ЖКХ необходимо решение следующих задач:
- органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе;
- в сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия [1].
Список литературы:
1. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы: учебное пособие. - М., 2010. - С. 210-211.
2. Пилявский В.П. Реформирование жилищно-коммунального комплекса мегаполиса: управление качеством услуг: Монография. - СПб.: Астерион, 2008. - 85 с.
List of literature:
1. Buzyrev V.V., Chekalin VS. Economy housing sector: educational posobie. - M., 2010. - P. 210-211.
2. Pilyavsky V.P. Reforming housing complex metropolis: quality management services: Monograph. - SPb.: Asterion, 2008. - 85 р.
ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (10), 2014
43