Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
980
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружинина Анастасия Алексеевна, Паулов Павел Александрович

В статье исследуется применение концепции «электронное правосудие» в области арбитражного процесса. Раскрывается история и особенности внедрения информационных технологий в судопроизводство. Авторы раскрывают элементы электронного правосудия и особенности их применения, в т.ч. в период пандемии коронавирусной инфекции. В заключении авторы делают вывод о невозможности обеспечения равного доступа к правосудию посредством информационных технологий, ввиду отсутствия законодательного регулирования в данной области. Кроме того, применительно к Российской Федерации не всем гражданам доступны новые цифровые технологии, что является безусловной особенностью для российского электронного судопроизводства и, одновременно, ограничением реализации принципа доступности как гарантии реализации права на судебную защиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF ELECTRONIC LEGAL PROCEEDINGS IN THE ARBITRATION PROCESS

The article analyzes the term “electronic justice” in the field of arbitration. The article briefly reveals the history and features of the introduction of information technologies in court proceedings. The authors reveal the elements of e-justice and the features of their application, including during the coronavirus pandemic, thanks to which the “online meeting”format appeared in the Russian Federation. In conclusion, the authors conclude that it is impossible to ensure equal access to justice through information technologies, due to the lack of clear legislative regulation in this area. In addition, in relation to the Russian Federation, not all citizens have access to new digital technologies, which is an absolute feature for Russian electronic court proceedings and, at the same time, the problem of implementing the principle of accessibility as a guarantee of the right to judicial protection.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Особенности реализации электронного судопроизводства в арбитражном процессе

Дружинина Анастасия Алексеевна,

студент, кафедра гражданского и арбитражного процесса, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» E-mail: sladkiymilk@mail.ru

Паулов Павел Александрович,

к.ю.н., доцент, кафедра публичного права, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» E-mail: paulovpavel@yandex.ru

В статье исследуется применение концепции «электронное правосудие» в области арбитражного процесса. Раскрывается история и особенности внедрения информационных технологий в судопроизводство. Авторы раскрывают элементы электронного правосудия и особенности их применения, в т.ч. в период пандемии коронавирусной инфекции. В заключении авторы делают вывод о невозможности обеспечения равного доступа к правосудию посредством информационных технологий, ввиду отсутствия законодательного регулирования в данной области. Кроме того, применительно к Российской Федерации не всем гражданам доступны новые цифровые технологии, что является безусловной особенностью для российского электронного судопроизводства и, одновременно, ограничением реализации принципа доступности как гарантии реализации права на судебную защиту.

Ключевые слова: арбитражный процесс, судопроизводство, электронное судопроизводство, информационные технологии.

Электронное судопроизводство как понятие в литературе нередко употребляется во взаимосвязи с понятием электронного правосудия, однако единого подхода к вопросу о том, как эти понятия соотносятся между собой, в кругу исследователей не сформировалось. Тем не менее представляется очевидным, что и электронное судопроизводство, и электронное правосудие следует признать в качестве внешних форм выражения процесса цифровизации юридической деятельности, общественная потребность в котором с учетом последствий пандемии коронави-руса (COVID-19) в настоящее время значительно возросла. В настоящей статье рассматриваются особенности и изменения в электронном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами.

В вопросе о соотношении понятий электронного судопроизводства и электронного правосудия следует исходить из разности подходов к объему и содержанию данных понятий. Анализ литературы позволяет выделить подходы, посредством которых соотносимые понятия либо признаются тождественными, либо же происходит расширение объема одного понятия и сужение другого.

Тем не менее, на наш взгляд, наиболее целесообразно исходить из соотношения общих понятий судопроизводства и правосудия, которое позволяет сделать вывод о том, что правосудие является значительное более широким понятием, нежели судопроизводство. В понятие правосудия, как предполагается, включается не только процессуальный порядок рассмотрения дел органами судебной власти (то есть, судопроизводство), но и вся совокупность организационных и правовых институтов и средств, обеспечивающих реализацию функций судебной власти, связанных с рассмотрением и разрешением споров.

Следует предположить, что понятие электронного судопроизводства в отличие от понятия электронного правосудия в настоящий момент является жизнеспособным, поскольку внедрить определенные технические процессы в порядок рассмотрения дела, как показывает практика, является достижимой задачей, в то время как перевести весь механизм отправления правосудия в техническую плоскость - недостижимо (по крайней мере, к настоящему моменту). Само по себе участие человека в отправлении правосудия придает ха-

5 -о

сз

<

рактер условности такому термину, как «электронное правосудие».

По этой причине представляется корректным в отношении цифровизации деятельности органов судебной власти применять именно термин «электронное судопроизводство», и понимать под ним совокупность технических средств, обеспечивающих реализацию определенных процессуальных действий в рамках осуществления правосудия. Вполне очевидно, что основной целью внедрения таких средств является повышение доступности судопроизводства и эффективности работы органов судебной власти.

Следует признать, что к настоящему моменту электронное судопроизводстве функционирует лишь в арбитражных судах. Ключевым отличием модели судопроизводства, реализуемой в арбитражных судах, от модели судопроизводства, реализуемой в судах общей юрисдикции, является возможность подачи заявления в арбитражные суды в электронной форме, закрепленная на нормативном уровне в ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ [1] (далее - АПК РФ). В аналогичных нормах иных процессуальных кодексов, действующих на территории Российской Федерации, подобная возможность отсутствует.

В арбитражных судах инструменты цифровизации стали активно внедряться ещё до того, как цифровизация превратилась в общую тенденцию развития органов государственной власти в Российской Федерации. Ещё в начале нынешнего столетия в деятельность арбитражных судов была внедрена практика опубликования на официальных сайтах судебных актов с целью обеспечения открытости правосудия. Первоначально реализация данной практики осуществлялась посредством сканирования каждого акта с бумажного носителя и в последующем размещался на официальном сайте издавшего этот акт суда.

В последующем стало очевидным, что реализация данной практики является дополнительным источником и без того чрезмерной нагрузки на судей и работников аппарата суда, в связи с чем было принято решение о разработке и последующем внедрении программного комплекса, автоматизирующего делопроизводство. С 2006 года системы автоматизации судопроизводства успешно функционируют и обеспечивают реализацию задач, неразрывно связанных с отправлением правосудия арбитражными судами [2].

Важной особенностью электронного судопроизводства в арбитражных судах является наличие широкого инструментария для взаимодействия неограниченного круга лиц с судебной системой. Стороны спора имеют возможность своевременно получать информацию о ходе рассмотрения дела, получая от аппарата суда уникальный код доступа, „ ознакомиться с значительной частью информации 2 о рассматриваемых делах может любой пользова-^ тель информационной системы «Картотека арби-еЗ тражных дел». Наличие такого ресурса, в частно-Ц сти, позволяет участнику гражданского оборота

производить предварительную проверку контрагента, с которым планируется заключить сделку.

Неразрешенной проблемой остается неравенство доступа к электронному судопроизводству участников общественных отношений, поскольку даже в 2021 году наблюдается отсутствие равных технических возможностей и навыков, позволяющих реализовать такие возможности. В этой связи, безусловно, пока что несвоевременно говорить о том, что задача по обеспечению равенства доступа к правосудию решена в полной мере.

С ранее обозначенной особенностью неразрывно связана и тенденция к уменьшению объема бумажных носителей в судебном делопроизводстве. После принятия искового заявления к производству стороне направляется соответствующее определение, и далее уже процессуальные акты в рамках рассматриваемого дела отслеживаются на сайте суда, что устраняет необходимость рассылки каждого определения сторонам в письменной форме и значительно упрощает порядок надлежащего извещения сторон. Возможность получения судебных актов на бумажных носителях у стороны имеется, и реализуется судом на основании ходатайства, в котором выражена соответствующая просьба стороны.

Важным элементом электронного судопроизводства, нашедшим реализацию к настоящему моменту и в судах общей юрисдикции, является аудиопротоколирование судебных заседаний. Исследователями справедливо признается одним из наиболее эффективных способов фиксации судопроизводства, и даже выдвигаются предположения о том, что в перспективе данный способ заменит бумажный формат протоколирования судебного заседания[3]. Однако важно учитывать, что к настоящему времени не разрешен вопрос о способах надлежащей защиты аудиопротоко-лов, позволяющей снизить риск разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Значительную актуальность в условиях пандемии коронавируса (COVID-19) приобрела ви-деоконференцсвязь (далее - ВКС) как ещё один из ключевых элементов электронного судопроизводства. Нормативным положением, легализующим возможность участия в судебном заседании посредством использования ВКС, является ст. 153 АПК РФ. Использование ВКС в данном случае обусловлено двумя основаниями: наличие соответствующего ходатайства и наличие технической возможности осуществления ВКС в соответствующем суде. При этом, в силу ч. 2 ст. 153 АПК РФ, для реализации участия в судебном заседания посредством использования ВКС необходимо содействие арбитражного суда по месту нахождения стороны, которая не может принять участие в очном заседании. Иными словами, сторона спора в силу обозначенных норм не имеет возможности участвовать даже посредством ВКС вне помещения суда.

В условиях пандемии коронавируса (COV-Ю-19), когда были введены ограничительные ме-

ры, связанные с соблюдением дистанции между людьми, даже реализация описанного механизма оказалась невозможной, в связи с чем возникла необходимость в изменении формата проведения судебных заседаний. В практике арбитражных судов получил распространение так называемый формат «онлайн-заседания».

В соответствии с п. 5 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821 [4] (с изменениями, внесенными постановлением Президиума]Верховно-го Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 29.04.2020 № 822[5]) во многих арбитражных судах была реализована возможность проведения судебного заседания с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (судебные онлайн-заседания). Условием участия в таких заседаниях, помимо подачи соответствующего ходатайства и соблюдения общих требований к удостоверению личности и полномочий на представление интересов в суде, стало наличие учетной записи, подтвержденной в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Несмотря на наличие вышеуказанных разъяснений, в настоящее время онлайн-заседания не урегулированы на уровне законодательства, что фактически исключает возможность последующего применения обозначенной практики после снятия ограничительных мер.

В апреле 2021 года Правительством РФ был внесен законопроект о внесении изменений в процессуальные кодексы, позволяющих проведение судебных заседаний в формате веб-конференции с участием сторон через личные средства коммуникации [6]. Вполне очевидно, что в случае принятия обозначенного законопроекта будет сделан значительный шаг в развитии электронного судопроизводства не только в арбитражных судах, но и в судах общей юрисдикции.

Литература

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. ст. 3012.

2. Фаткулин С.Т. Проблемы применения электронных документов в уголовном и арбитражном процессе // Правопорядок: история, теория, практика. № 4 (19). 2018. С. 40-44.

3. Новикова К.С. Цифровые новации и элементы электронного правосудия в арбитражном судопроизводстве в период распространения коро-навирусной инфекции // Образование и право, № 4. 2020. С. 240-244.

4. Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020

№ 821 (ред. от 29.04.2020) «О приостановлении личного приема граждан в судах» // СПС Консультант Плюс.

5. Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 29.04.2020 № 822 «О внесении изменений в постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 № 821» // СПС Консультант Плюс.

6. Законопроект № 1144921-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе» // АСОЗД. Электронный ресурс, URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1144921-7 (дата обращения: 20.04.2021).

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF ELECTRONIC LEGAL PROCEEDINGS IN THE ARBITRATION PROCESS

Druzhinina A.A., Paulov P.A.

Samara State University of Economics

The article analyzes the term "electronic justice" in the field of arbitration. The article briefly reveals the history and features of the introduction of information technologies in court proceedings. The authors reveal the elements of e-justice and the features of their application, including during the coronavirus pandemic, thanks to which the "online meeting"format appeared in the Russian Federation. In conclusion, the authors conclude that it is impossible to ensure equal access to justice through information technologies, due to the lack of clear legislative regulation in this area. In addition, in relation to the Russian Federation, not all citizens have access to new digital technologies, which is an absolute feature for Russian electronic court proceedings and, at the same time, the problem of implementing the principle of accessibility as a guarantee of the right to judicial protection.

Keywords: Arbitration process, court proceedings, electronic court proceedings, information technologies.

References

1. Arbitration Procedural Code of the Russian Federation No. 95-FZ of 24.07.2002 (as amended on 08.06.2020) / / Sobranie zakonodatelstva RF. 29.07.2002. No. 30. Article 3012.

2. Fatkulin S.T. Problems of the use of electronic documents in criminal and arbitration proceedings / / Law and Order: history, theory, practice. No. 4 (19). 2018. pp. 40-44.

3. Novikova K.S. Digital innovations and elements of electronic justice in arbitration proceedings during the spread of coronavi-rus infection / / Education and Law, No. 4. 2020. pp. 240-244.

4. Resolution of the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation, the Presidium of the Council of Judges of the Russian Federation of 08.04.2020 No. 821 (ed. of 29.04.2020) "On the suspension of personal reception of citizens in the courts" / / SPS Consultant Plus.

5. Resolution of the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation, the Presidium of the Council of Judges of the Russian Federation of 29.04.2020 No. 822 "On Amendments to the Resolution of the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation, the Presidium of the Council of Judges of the Russian Federation of 08.04.2020 No. 821" / / SPS Consultant Plus.

6. Draft Law No. 1144921-7 "On Amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the regulation of remote participation in the judicial process" / / ASOZD. Electronic resource, URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1144921-7 (accessed: 20.04.2021).

5

"O

C3

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.