Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА МНЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА МНЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / СТРАТЕГИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдеева Т. В.

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы реагирования подростков на мнение сверстников в интернет-пространстве. Проанализированы основные особенности интернет-общения, такие как, анонимность, физическая не представленность, возможность ненормативного поведения, выражение эмоциональных проявлений за счет специальных знаков и графических изображений. Описаны риски и преимущества интернет-пространства для современных подростков, акцентируется внимание на том, что последнее позволяет расширять границы социальных связей, поиска нужной информации, возможности самопрезентации. Также рассматривается проблема конструирования виртуальных личностей в сети как отражение изменений структуры идентичности человека, возникающих как следствие отражения социальных изменений. Автор обращает внимание на то, что виртуальное общение может иметь компенсаторный, заместительный характер. Поведенческие реакции подростков на мнение сверстников в виртуальном пространстве характеризуется тем, что в ответ на высказанное мнение сверстников подростки могут продемонстрировать целый спектр поведенческого реагирования: агрессивное, толерантное, миролюбивое, юмористическое, косвенное. Однако, в подростковом возрасте наименее представленными в поведенческом репертуаре оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юдеева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RESPONSE OF TEENAGERS TO THE OPINION OF PEEERS IN THE INTERNET SPACE

This article presents the results of a theoretical and empirical study of the problem of adolescents' response to the opinions of their peers in the Internet space. The main features of Internet communication are analyzed, such as anonymity, physical non-representation, the possibility of abnormal behavior, the expression of emotional manifestations through special signs and graphic images. The risks and benefits of the Internet space for modern teenagers are described, attention is focused on the fact that the latter allows expanding the boundaries of social ties, searching for the necessary information, and the possibility of self-presentation. The problem of constructing virtual personalities in the network is also considered as a reflection of changes in the structure of a person's identity that arise as a result of the reflection of social changes. The results of an empirical study are presented, which made it possible to reveal that the communicative attitudes of adolescents are aimed at avoiding deep trusting relationships with others. In virtual communication, adolescents do not enter into a trusting relationship due to the lack of complete information about a person. The dominant strategy of psychological defense also changes during the transition from real to virtual communication. The communication strategies of teenagers online are different from the strategies of real communication. The results of the empirical study showed that: the communicative attitudes of real communication are different from the communicative attitudes of communication in online communities. During the analysis of the results of the subjects with a high degree of involvement and communication, a positive correlation was revealed between the indicators: “willingness to respond to certain types of interaction partners”; "aggression" strategy in virtual communication; strategy of "avoidance" in real communication. A negative correlation was found in the following indicators: “asociality”; "prosocial behavior". During the analysis of the results of the subjects with an average degree of involvement and communication, a positive correlation was revealed between the indicators: “anti-sociality”; “peacefulness” strategy in virtual communication; strategy of "peacefulness" in real communication. A negative correlation was traced in the following indicators: “Readiness to respond to certain types of interaction partners”; "prosocial behavior". In the course of analyzing the results of subjects with a low degree of involvement and communication, a positive correlation was revealed between the following indicators: “Asociality”; “peacefulness” strategy in virtual communication; the strategy of "peacefulness" in real communication, "unwillingness to respond to certain types of partners in interaction." A negative correlation was found in the indicators: “prosocial behavior”. The conducted correlation analysis showed the presence of significant correlations between the indicators of involvement in virtual communication and the features of communication, psychological protection and communication.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА МНЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. Специальный выпуск. С. 195-205.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА МНЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Юдеева Т. В.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-maile: djoma@list.ru

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы реагирования подростков на мнение сверстников в интернет-пространстве. Проанализированы основные особенности интернет-общения, такие как, анонимность, физическая не представленность, возможность ненормативного поведения, выражение эмоциональных проявлений за счет специальных знаков и графических изображений. Описаны риски и преимущества интернет-пространства для современных подростков, акцентируется внимание на том, что последнее позволяет расширять границы социальных связей, поиска нужной информации, возможности самопрезентации. Также рассматривается проблема конструирования виртуальных личностей в сети как отражение изменений структуры идентичности человека, возникающих как следствие отражения социальных изменений. Автор обращает внимание на то, что виртуальное общение может иметь компенсаторный, заместительный характер. Поведенческие реакции подростков на мнение сверстников в виртуальном пространстве характеризуется тем, что в ответ на высказанное мнение сверстников подростки могут продемонстрировать целый спектр поведенческого реагирования: агрессивное, толерантное, миролюбивое, юмористическое, косвенное. Однако, в подростковом возрасте наименее представленными в поведенческом репертуаре оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки.

Ключевые слова: информационная социализация, направленность личности в виртуальном пространстве, виртуальная личность, интернет-общение, стратегии коммуникативного поведения, стратегии реагирования в интернет-пространстве, коммуникативные установки.

ВВЕДЕНИЕ

В период интенсивной глобализации и информатизации общества стремительно растет влияние разных информационных каналов на формирование личности. Особенно это касается Интернета - явления, которое в последние десятилетия стало неотделимой частью нашей жизни. Децентрализация, доступность, оперативность, возможность обратной связи - причины, предопределяющие популярность и глубокую экспансию всемирной сети в социум. Несмотря на сравнительно небольшое время существования этого общественного феномена, разнообразные психологические аспекты виртуальной активности представлены значительным количеством научных исследований (О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский, А. Е. Жичкина, А.И. Лучинкина, Дж. Сулер, Н.В. Чудова). Особенно актуальна проблема интернет-общения, что по сравнению с реальной коммуникацией имеет ряд особенностей, обуславливающих специфическое влияние на структурные компоненты личности (Н. Н. Алексенко, Е.П. Белинская, Н. Н.

195

Богомолова, С. В. Бондаренко, А.Е. Войскунский, А. Е. Жичкина, Т.В. Карабин, А. И. Лучинкина, Н.В. Чудова, S. B. Barnes, A. Battenburg, J. S. Donath, L. A. Jackson, A. Kappas, M. Lea, R. Nicholls, G. Riva, G. Rivera, J. Suler, (D. Thompson, S. Turkle, P. Wallace, J. B. Walther). Особенно острым и непрогнозируемым является влияние на личность виртуальной коммуникации в подростковом возрасте, когда значимость личного общения стремительно растет. Однако исследования возрастных особенностей интернет-коммуникации, как правило, были сосредоточены на юношеском периоде (Э.А. Игнатьева, Т.В. Карабин, Н.А. Лукина, И.Г. Чернобровкина), тогда как попытки выяснения этой проблематики на материале подросткового возраста являются эпизодическими. Изучение феномена интернет-общения как социального фактора личностных изменений в подростковом возрасте может помочь решить ряд теоретических и практических задач. Эти исследования помогут восполнить пробелы в теории виртуальной коммуникации. В процессе взаимодействия подростков со сверстниками происходит заимствование, освоение как продуктивных способов поведения, взаимоотношений, приобщение к социальным ценностям и нормам, отработка эффективных способов реагирования на разнообразные жизненные ситуации, так и негативных. Однако в последнее время реальное общение подростков в большей степени заменяется виртуальным, что и обуславливает необходимость осмысления данной проблемы. Особенно актуальна сегодня проблема реагирования подростков на мнение сверстников в виртуальном пространстве. Целью данной статьи является анализ результатов исследования проблемы реагирования подростков на мнение сверстников в интернет-пространстве.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Общению принадлежит ведущее место в жизни подростка, поэтому его влияние на развитие и формирование личности более существенно, чем в другие возрастные периоды. В этом контексте привлекают внимание коммуникативные процессы, происходящие в современном информационном пространстве, поскольку виртуальность имеет ряд специфических особенностей, обусловливающих изменения в психологической структуре личности. Среда Интернета - это мир, где компьютерные технологии наполняют содержание социального взаимодействия пользователей сети. Интернет-общение, в свою очередь, имеет ряд особенностей: анонимность, физическая не представленность, возможность ненормативного поведения, выражение эмоциональных проявлений за счет специальных знаков и графических изображений [1]. Перечисленные особенности являются одним из факторов появления и развития так называемой виртуальной личности - набора черт, представляющих пользователя сети, которые не всегда соответствуют действительности [2]. Важной задачей исследований виртуальной коммуникации является ее создание классификационных систем - для чего существует ряд критериев, как правило, технического характера. Ключевой позицией является разделение интернет-общения на знаково-текстовое и мультимедийное, когда существует возможность непосредственного визуального контакта с помощью технических средств [З]. В процессе анализа теоретических моделей общения путём

196

рассмотрения их сетевого проявления определены специфические особенности интернет-взаимодействия [4]. По критерию воздействия выделены следующие особенности: некритическое восприятие познавательной информации, сложность эмоциональной стимуляции, усложненность логического убеждения субъектов общения, высокие суггестивные интенции взаимодействия, жесткие нормы ритуализированного взаимодействия [5]. Стратегии коммуникативного поведения в различных ситуациях позволяют объяснить явления флейма, флуда, троллинга. Модели, иллюстрирующие характер передачи информации, раскрывают влияние окружающей среды и собственных психических особенностей на результат общения. Также интересны проявления общения в деятельности разных социальных групп сети (хакеров, геймеров, троллей).

Влияние интернетсубкультур на становление личности подростка значительно и при неблагоприятных условиях может быть причиной формирования отрицательных личностных особенностей. Благодаря интернет-пространству у современных подростков расширяются границы социальных связей, поиска нужной информации, возможности самопрезентации. Подростковый период характеризуется кризисом идентичности, когда важно осмыслить себя, найти «свое место» среди сверстников; в этот период формируется новый уровень «Я-концепции», с развитием и углублением всех ее качеств. При этом информационная социализация неизбежно влияет на незрелую личность подростка. Основной способ такой социализации происходит за счет коммуникации, которая имеет ряд особенностей и отличий от «реального», и по-своему воздействует на формирование идентичности пользователя в подростковый период. Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в интернете - это отражение изменений структуры идентичности человека, возникающих как следствие отражения социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует, тогда общение в Интернете носит характер дополнения к основному виду общения [6]. Но виртуальное общение может иметь и компенсаторный, заместительный характер.

А.Е. Войскунский отмечает, что «интернет-общение напрямую влияет как на подростка, так и на его отношения с друзьями, семьей и окружающей средой. В некоторых случаях Интернет-сеть позволяет восстановить утраченные связи. Особенности коммуникации в Интернет-сети позволяют подростку конструировать идентичность по собственному выбору, компенсировать недостатки, решительно идти на контакты с незнакомыми людьми, что в реальной жизни может быть стимулом для работы над собой [7].

Ориентированность на мнения сверстников как личностная характеристика особенно ярко проявляется в подростковом возрасте и актуализируется в ситуациях несоответствия собственного мнения с ожидаемым, предъявляемым мнением значимого сверстника в виду незрелости Я-концепции, неуверенности в себе, низкого уровня самопознания, проявляется в психологической зависимости от сверстника и закрепляется в стиле взаимодействия с окружающими людьми [8]. Модели поведения, реагирования на определенные воздействия извне, способы

197

взаимодействия с окружающими, как бы ни были они изменены и преобразованы под воздействием внешних, социальных факторов, в своей основе содержат модели, имевшие место в детстве. И, зачастую, вовремя не скорректированные в детском и подростковом возрасте, они способны оказать негативное влияние на жизнедеятельность взрослого человека, отношения личности к окружающему социальному миру, к себе самому. В ответ на высказанное мнение сверстников подростки могут продемонстрировать целый спектр поведенческого реагирования: агрессивное, толерантное, миролюбивое, юмористическое, косвенное. Однако в младшем и старшем подростковом возрастах наименее представленными в поведенческом репертуаре оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. В целом исследователи констатируют бедную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования на мнения значимого окружения, а также слабую обученность подростков конструктивным способам реагирования на разнообразные жизненные ситуации [9].

Исследование проводилось на базе МБОУ «Прудовская средняя школа», Советского района Республики Крым. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 14-15 лет в общем количестве 80 человек. Анализируя полученные данные в процессе анкетирования отметим, что низкая степень вовлеченности и общения была диагностирована у 12,5% подростков, средней степени вовлеченности и общения в социальных сетях подростков соответствовали результаты 25% подростков и наибольшее количество подростков - 62,5% подростков имели высокую степень вовлеченности и общения в интернет-пространстве. Таким образом по результатам анкетирования подростки были определены три группы по вовлеченности и степени общения в социальных сетях: группа №1 «Высокая степень вовлеченности и общения»; группа №2 «Средняя степень вовлеченности и общения»; группа №3 «Низкая степень вовлеченности и общения».

В ходе исследования нами была определена степень установления доверительных отношений школьников в реальном общении и общении в социальной сети «ВКонтакте». По результатам проведенной методики исследования коммуникативных установок А.Н. Ивашовой, Е.В. Заика было выявлено, что большинство подростков и всех диагностируемых групп в реальном общении не устанавливают доверительных отношений с людьми, так как не видят в этом смысла. Лишь не многие из них вступают в близкие отношения и чувствуют себя легко и свободно. Также, подростки из группы №1 при общении в «ВКонтакте» не устанавливают близких отношений, так как не знают, как это сделать конкретно, а также, потому что не имеют полной информации о человеке, вдохновения или подходящего случая. Подростки из группы №2 и группы №3 при общении в «ВКонтакте» не устанавливают доверительных отношений, так как не доверяют той информации, которую могут получить в Интернет-сообществах о своих собеседниках. Таким образом, мы видим, что подростки не вступают в

198

доверительные отношения с незнакомыми людьми, не доверяют той информации, которую могут получить в Интернет-сообществах о своих собеседниках. Такие результаты не соответствуют общепринятому мнению о доверчивости подростков в виртуальном пространстве [10-12].

Доминирующая стратегия психологической защиты определялась с помощью методики В.В. Бойко, которая предполагает выявление трех видов психологической защиты: миролюбивой, избегания, агрессии. Мы изучали стратегию психологической защиты в реальном общении и в общении «ВКонтакте». Анализ результатов группы №1 показал, что: при общении в реальной жизни у 49% подростков преобладает стратегия «Избегание», у 31% - «Миролюбие», и у 20% -«Агрессия»; при общении в «ВКонтакте» 20% испытуемых выражена стратегия «Миролюбие», у 40% подростков - «Агрессия», 40% - «Избегание». В группе №2 10% человек: при общении в реальной жизни используют такие психологические защиты как «Агрессия»; 40% подростков использует стратегию «избегание» и 10% выбирают стратегию «Миролюбие»; при общении в сети «ВКонтакте» (виртуальном пространстве) результаты подростков группы №2 распределились следующим образом: лишь 10% подростков активно использует психологическую защиту - «Агрессия». В то время как стратегия «Избегание» выбирают 40% подростков, а «Миролюбие» выбирается 50% подростками. Анализ результатов группы №3 показал, что: при общении в реальной жизни у 60% подростков преобладает стратегия «Миролюбие», у 20% - «Избегание» и у 20% - «Агрессия»; при общении в «ВКонтакте» 60% человек выражена стратегия «Миролюбие», у 20% подростков - «Агрессия», у 20% - «Избегание». Важно отметить, что подростки группы №3 чаще чем подростки из других групп при переходе из реального общения в общение в «ВКонтакте» меняют свою стратегию психологической защиты.

Результаты диагностики моральных суждений подростков группы №1 распределились следующим образом: просоциальность была диагностирована у 60% испытуемых; асоциальность была выявлена у 20% подростков; антисоциальность как моральное суждение было присуще 20% подростков из диагностируемой группы. Результаты диагностики моральных суждений подростков группы №2 распределились следующим образом: просоциальность была диагностирована 50% испытуемых, асоциальность была выявлена у 30% подростков; антисоциальность как моральное суждение было присуще 20% подростков из диагностируемой группы. Результаты диагностики моральных суждений подростков группы №3 распределились следующим образом: просоциальность была диагностирована у 60% испытуемых; асоциальность была выявлена 20% подростков; антисоциальность как моральное суждение было присуще 20% подросткам данной группы.

Результаты диагностики направленности подростков в виртуальном пространстве (опросник А.И. Лучинкиной «Личность в виртуальном пространстве) группы №1 распределились следующим образом: просоциальная направленность выявлена у 60% подростков; асоциальная направленность выявлена у 20% подростков; антисоциальная направленность присуща 20% подросткам из

199

диагностируемой группы. Результаты диагностики направленности подростков в виртуальном пространстве группы №2 распределились следующим образом: просоциальность была выявлена у 50% испытуемых; асоциальность выявлена у 30% подростков; антисоциальность была присуща 20% подросткам из диагностируемой группы. Результаты диагностики виртуальной идентичности подростков группы №3 распределились следующим образом: просоциальность была выявлена 60%; асоциальность выявлена у 20% подростков; антисоциальность была присуща 20% подросткам из диагностируемой группы.

По результатам корреляционного анализа проведенного в ходе анализа результатов диагностики испытуемых группы №1 нам удалось определить особенности реагирования подростков на мнение сверстников в виртуальном пространстве. Так в ходе анализа результатов испытуемых с высокой степенью вовлеченности и общения мы выявили что у данной группы положительная корреляция прослеживалась между показателями: «Готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию» ге=0,67; Стратегия агрессии в виртуальном общении Г8=0,7; «Стратегия избегания в реальном общении» Г8=0,82. Отрицательная корреляция выявлена в показателях: «Низкий уровень социальной идентичности» Г8=-0,6; «Просоциальное поведение» ге=-0,48. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о прямой зависимости уровня вовлеченности и общения в виртуальную среду с показателями коммуникации, психологической защиты и общения.

Рис. 1. Результаты корреляционного анализа в группе подростков с высокой степенью вовлеченности и общения в интернет-пространстве.

200

Результаты корреляционного анализа испытуемых группы №2 со средней степенью вовлеченности и общения представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты корреляционного анализа в группе подростков со средней степенью вовлеченности и общения в интернет-пространстве.

Так в ходе анализа результатов исследования испытуемых со средней степенью вовлеченности и общения в интернет-пространстве мы выявили что у данной группы положительная корреляция выявлена между показателями: «уровень социальной идентичности ниже нормы» ге=0,4; Стратегия миролюбие в виртуальном общении ге=0,б; «Стратегия миролюбие в реальном общении» ге=0,8. Отрицательная корреляция выявлена в показателях: «Готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию» Г8=- 0,85; «Просоциальное поведение» Г8=- 0,82. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о прямой зависимости уровня вовлеченности и общения в виртуальной среде с показателями коммуникации, психологической защиты и общения.

Результаты корреляционного анализа испытуемых группы №3 с низкой степенью вовлеченности и общения представлены на рисунке 3.

Так в ходе анализа результатов испытуемых с низкой степенью вовлеченности и общения мы выявили что у данной группы положительная корреляция выявлена между показателями: «уровень социальной идентичности - средний» Г8=0,11; «Стратегия миролюбие в виртуальном общении» Г8=0,8; «Стратегия миролюбие в

201

реальном общении» Г8=0,8; «Не готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию» ге=0,45. Отрицательная корреляция выявлена в показателях: «Просоциальное поведение» Г8=- 0,82. Таким образом, проведенный корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал наличие значимых корреляционных связей между показателями вовлеченности в виртуальное общение и особенностями коммуникации, психологической защиты и общения.

Рис. 3. Результаты корреляционного анализа в группе подростков со средней степенью вовлеченности и общения в интернет-пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поведенческие реакции подростков на мнение сверстников в виртуальном пространстве характеризуется тем, что в ответ на высказанное мнение сверстников подростки могут продемонстрировать целый спектр поведенческого реагирования: агрессивное, толерантное, миролюбивое, юмористическое, косвенное. Однако в подростковом возрасте наименее представленными в поведенческом репертуаре оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки.

202

Полученные результаты в процессе исследования позволили выявить, что коммуникативные установки подростков направлены на избегание глубоких доверительных отношений с окружающими. В реальном общении дети не видят смысла близких отношений, а в виртуальном общении не вступают в глубокие отношения из-за отсутствия полной информации о человеке. Это говорит о том, что подростки не такие доверчивые, как о них привыкли думать. Доминирующая стратегия психологической защиты также меняется при переходе из реального в виртуальное общение. Исследование направленности личности показало, что уровень моральности у подростков существенно не меняется. Стратегии общения подростков в Интернет-общении отличны от стратегий реального общения.

Результаты эмпирического исследования показали, что: коммуникативные установки реального общения отличны от коммуникативных установок общения в интернет-сообществах всех диагностируемых групп; подростки с высокой степенью вовлеченности и общения в виртуальном пространстве не вступают в доверительные отношения с незнакомыми людьми, подростки со средним уровнем вовлеченности и общения в сети не доверяют той информации, которую могут получить в интернет-сообществах о своих собеседниках; исследования направленности личности в виртуальном общении показали, что у большинства подростков диагностируемых групп проявляется склонность к асоциальному поведению в социальной сети.

В ходе анализа результатов испытуемых с высокой степенью вовлеченности и общения мы выявили что у данной группы положительная корреляция выявлена между показателями: «готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию»; стратегия «агрессия» в виртуальном общении; стратегия «избегания» в реальном общении. Отрицательная корреляция выявлена в показателях: «низкий уровень социальной идентичности»; «просоциальное поведение». В ходе анализа результатов испытуемых со средней степенью вовлеченности и общения в сети у данной группы положительная корреляция выявлена между показателями: «уровень социальной идентичности ниже нормы»; стратегия «миролюбие» в виртуальном общении; стратегия «миролюбие» в реальном общении. Отрицательная корреляция выявлена в показателях: «готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию»; «просоциальное поведение». В ходе анализа результатов испытуемых с низкой степенью вовлеченности и общения в сети положительная корреляция выявлена между показателями: «асоциальная направленность»; стратегия «миролюбие» в виртуальном общении; стратегия «миролюбие» в реальном общении; «не готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию». Отрицательная корреляция выявлена в показателях: «просоциальное поведение». Проведенный корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал наличие значимых корреляционных связей между показателями вовлеченности в виртуальное общение и особенностями коммуникации, психологической защиты и общения.

203

Список литературы

1. Бабаева Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 11-39.

2. Белинская Е. П. Психология интернет-коммуникаци / Е. П. Белинская. - Воронеж: Издательство МОДЭК, 2013. - 192 с.

3. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. - 256 с.

4. Зекерьяев Р.И. Типы виртуальной личности интернет-пользователя / Р.И. Зекерьяев // Ученые записки. - Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 1 (49). - С. 255-263.

5. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2016. - 304 с.

6. Юдеева Т.В. Социализирующий потенциал современного информационно-коммуникативного пространства / Т.В. Юдеева // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2018. - № 2 (12). - С. 41-45.

7. Войскунский А.Е. Психология и Интернет / А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2015. - 439 с.

8. Чудова Н. В. Особенности образа «Я» жителя интернета / Н. В. Чудова // Психол. журн. - 2002. - Т. 22, № 1. - С. 113-117.

9. Willard N.E. From Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress / N.E. Willard // Research Press. - 2007. - Р. 1-2.

FEATURES OF RESPONSE OF TEENAGERS TO THE OPINION OF PEEERS

IN THE INTERNET SPACE

Yudeeva T. V.

Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-maile: djoma@list.ru

This article presents the results of a theoretical and empirical study of the problem of adolescents' response to the opinions of their peers in the Internet space. The main features of Internet communication are analyzed, such as anonymity, physical non-representation, the possibility of abnormal behavior, the expression of emotional manifestations through special signs and graphic images. The risks and benefits of the Internet space for modern teenagers are described, attention is focused on the fact that the latter allows expanding the boundaries of social ties, searching for the necessary information, and the possibility of self-presentation. The problem of constructing virtual personalities in the network is also considered as a reflection of changes in the structure of a person's identity that arise as a result of the reflection of social changes. The results of an empirical study are presented, which made it possible to reveal that the communicative attitudes of adolescents are aimed at avoiding deep trusting relationships with others. In virtual communication, adolescents do not enter into a trusting relationship due to the lack of complete information about a person. The dominant strategy of psychological defense also changes during the transition from real to virtual communication. The communication strategies of teenagers online are different from the strategies of real communication. The results of the empirical study showed that: the communicative attitudes of real communication are different from the communicative attitudes of communication in

204

online communities. During the analysis of the results of the subjects with a high degree of involvement and communication, a positive correlation was revealed between the indicators: "willingness to respond to certain types of interaction partners"; "aggression" strategy in virtual communication; strategy of "avoidance" in real communication. A negative correlation was found in the following indicators: "asociality"; "prosocial behavior". During the analysis of the results of the subjects with an average degree of involvement and communication, a positive correlation was revealed between the indicators: "anti-sociality"; "peacefulness" strategy in virtual communication; strategy of "peacefulness" in real communication. A negative correlation was traced in the following indicators: "Readiness to respond to certain types of interaction partners"; "prosocial behavior". In the course of analyzing the results of subjects with a low degree of involvement and communication, a positive correlation was revealed between the following indicators: "Asociality"; "peacefulness" strategy in virtual communication; the strategy of "peacefulness" in real communication, "unwillingness to respond to certain types of partners in interaction." A negative correlation was found in the indicators: "prosocial behavior". The conducted correlation analysis showed the presence of significant correlations between the indicators of involvement in virtual communication and the features of communication, psychological protection and communication.

Keywords: information socialization, personality orientation in the virtual space, virtual personality, Internet communication, strategies for communicative behavior, response strategies in the Internet space, communicative attitudes.

References

1. Babaeva Yu. D., Internet: vozdejstvie na lichnost, Gumanitarnye issledovaniya v Internete, 437 p. («Mozhajsk-Terra», Moscow, 2000).

2. Belinskaya E. P., Psixologiya internet-kommunikaci, 192 p. (IzdatePstvo MODE^K, Voronezh, 2013).

3. Bodalev A.A., Psixologiya obshheniya: Izbrannye psixologicheskie Trudy, 256 p. (Moskovskij psixologo-socialnyj institut, NPO «MODE'K», Voronezh).

4. Zeker^yaev R.I., Tipy virtualnoj lichnosti internet-polzovatelya, Ucheny^e zapiski, 1, 49 (2019).

5. Mudrik A.V., Socializaciya cheloveka, 304 p. (Akademiya, Moscow, 2016).

6. Yudeeva T.V., Socializiruyushhij potencial sovremennogo informacionno-kommunikativnogo prostranstva, Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta 2, 12 (2018).

7. Vojskunskij A.E., Psixologiya i Internet, 439 p. (Akropol, Moscow, 2015).

8. Chudova N. V., Osobennosti obraza «Ya» zhitelya internet, Psixol. Zhurn, 22, 1 (2002).

9. Willard N.E., From Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress, 1 (Research Press, 2007).

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.