KUZMINA Anna Bronislavovna and others Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
FORMATION OF VIRTUAL COMMUNICATION SKILLS... 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
УДК 159 99 Fl (П<г\ I ©2021 Контент доступен по липеюииС.С^-ЫС 4.0
J |(сс) vly I This is an open access article under the
________l open access aiticle undei the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0037 j^^TMTM(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ © Автор(ы) 2021 SPIN: 8394-1641 AuthorlD: 1020919 ORCID: 0000-0001-8457-5810
КУЗЬМИНА Анна Брониславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специального и
инклюзивного образования, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (357600, РФ, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Долина Роз, 7, e-mail: [email protected]) SPIN: 2046-8308 AuthorlD: 803339 ORCID: 0000-0003-0472-2417
ЛИТВИНОВА Кристина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и безопасности жизнедеятельности, Ставропольский государственный педагогический институт (355045, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, 58, e-mail: [email protected]) Аннотация: Цель: разработка и теоретическое доказательство эффективности программы психологического тренинга и соответствующих психолого-педагогических условий, ориентированных на развитие коммуникативных навыков виртуального общения подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методы: нами использовались как общенаучные методы, такие как, теоретические методы (теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия), так и эмпирические (наблюдение, тестирование, эксперимент, а также методы математической обработки эмпирических данных). Использование представленных методов позволяет всесторонне изучить проблему формирования коммуникативных умений виртуального общения подростков с ограниченными возможностями здоровья. Результаты: в статье произведено обобщение и уточнение понятия «виртуальное общение», которое рассматривается как специфический прототип реального процесса общения, в ходе которого, происходит обмен информацией между «виртуальными» личностями посредством компьютерных технологий, создавая иллюзию присутствия в коммуникации реального собеседника. В ходе проведенного нами исследования, половина подростков с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировали склонность к зависимому поведению и непосредственно зависимость от сети Internet. Мы это объясняем тем, что дети, проводят много свободного времени за компьютером, общаясь в социальных сетях, чатах, просматривая разнообразные сайты, пытаются компенсировать неумение общаться в реальной жизни с собеседником, повышенную тревожность в отношении своей внешности, интеллектуальных способностей, свою психофизическую неполноценность, неспособность критически мыслить. А это, в свою очередь, неизбежно приводит к формированию зависимого поведения от сети Internet. На основании проведенного исследования определяются формы и этапы работы с подростками с ОВЗ. Структура заданий и психологических упражнений тренинговой программы «Ты не один» представляет собой модель виртуального общения, позволяющая подросткам с ОВЗ переносить усвоенный навык виртуальной коммуникации из «искусственной среды» в реальную жизнь. Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса психолого-педагогических методов исследована роль тренинговой формы работы в формировании коммуникативных навыков виртуального общения подростков с ограниченными возможностями здоровья (в частности, подростки с задержкой психического развития). Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа тренинга «Ты не один» может быть использована в системе дефектологического образования при обучении школьников с ОВЗ.
Ключевые слова: коммуникативные умения, подростки, виртуальное общение, интернет-зависимость, ограниченные возможности здоровья.
FORMATION OF VIRTUAL COMMUNICATION SKILLS OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES
© The Author(s) 2021
KUZMINA Anna Bronislavovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special and Inclusive Education, Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Yessentuki (357600, Russian Federation, 7 Dolina Rozova str., Yessentuki, Stavropol Territory, e-mail: [email protected]) LITVINOVA Kristina Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the
Department of Psychophysiology and Life Safety, Stavropol State Pedagogical Institute (355045, Russian Federation, Stavropol Territory, Stavropol, Pirogova str., 58 e-mail: [email protected]) Abstract: objective: to develop and theoretically prove the effectiveness of the psychological training program and the corresponding psychological and pedagogical conditions aimed at developing the communication skills of virtual communication of adolescents with disabilities. Methods: we used both general scientific methods, such as theoretical methods (theoretical analysis and synthesis, abstraction, concretization, analogy) and empirical methods (observation, testing, experiment, as well as methods of mathematical processing of empirical data). The use of the presented methods allows us to comprehensively study the problem of forming the communicative skills of virtual communication of adolescents with disabilities. Results: the article generalizes and clarifies the concept of "virtual communication", which is considered as a specific prototype of the real communication process, during which information is exchanged between "virtual" personalities through computer technologies, creating the illusion of the presence of a real interlocutor in communication. In the course of our study, half of adolescents with disabilities demonstrated a tendency to dependent behavior and direct dependence on the Internet. We explain this by the fact that children spend a lot of free time at the computer, communicating in social networks, chat rooms, browsing various sites, trying to compensate for the inability to communicate in real life with the interlocutor, increased anxiety about their appearance, intellectual abilities, their psychophysical inferiority, inability to think critically. And this, in turn, inevitably leads to the formation of dependent behavior on the Internet. Based on the conducted research, the forms and stages of work with adolescents with disabilities are determined. The structure of tasks and psychological exercises of the training program "You are not one" is a model of virtual communication that allows adolescents with disabilities 150 OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
КУЗЬМИНА Анна Брониславовна и другие ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ...
to transfer the acquired skill of virtual communication from the "artificial environment" to real life. Scientific novelty: the article for the first time, based on the use of a complex of psychological and pedagogical methods, examines the role of the training form of work in the formation of the communicative skills of virtual communication of adolescents with disabilities (in particular, adolescents with mental retardation). The practical significance of the study is that the developed training program "You are not alone" can be used in the system of defectological education when teaching students with disabilities.
Keywords: communication skills, adolescents, virtual communication, Internet addiction, disabilities.
ВВЕДЕНИЕ
Инновационное общество отличается стремительным развитием в сфере компьютерных технологий и информационных систем. Сеть Internet становится неотъемлемым атрибутом каждого человека, без которой затруднено полноценное развитие личности.
Именно в подростковом возрасте формируется личность. Этот возраст трудный, нестабильный, ранимый и зависит от реальностей окружающей среды. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является коммуникативная деятельность, обострение потребности в установлении дружеских контактов и общении. Главным информационным каналом становится общение. Само общение для подростков - это вид эмоционального контакта, которое «дает» чувство самоуважения, солидарности, эмоционального благополучия, самораскрытия.
Общаясь со своими сверстниками, подросток получает всесторонние знание о жизни, определенный опыт. Подросток ищет в своем виртуальном друге сходство, понимание и поддержку. Свою ключевую потребность в общении дети подросткового возраста реализуют через «чаты», «форумы», марафоны, флешмобы, социальные сети, электронную почту т.д.
В последнее время, одной из основных проблем, стала проблема влияния сети Internet на формирование личности подростков. Некоторые считают, что Интернет приносит пользу, другие же видят в этом негативные последствия.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых мы обосновываемся в своем исследовании; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы можно найти в работах таких авторов, как, Колосова Т.А., Ростомашвили И.Е [1, с. 99-100]. Своеобразие проведения тренинга партнерского общения с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья; Беломестных Л.В. [2]. Использование ресурсов личностного общения в оказании психологической помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья; Самохвалова А.Г. [3]. Стратегии поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях затрудненного общения; Цветкова А.Н. [4]. Виртуальная образовательная среда как инструмент организации дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; Чикова Е.В. [5]. Использование «виртуальных миров» как платформы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; Петренко С.В., Артеменко А.А., Нейман С.Ю. [6]. Социальные аспекты применения виртуальной реальности при реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (анализ зарубежного опыта); Бескровная Н.Г. [7]. Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья; Кузьмина М.В. [8]. Трудности общения детей с ограниченными возможностями здоровья; Крыгина Е.В., Калыгин В.А., Носова Т.М., Колыванова Л.А. [9]. Педагогическое обеспечение профилактики социальных отклонений у подростков с ограниченными возможностями здоровья; Лобузова А.С. Негативные аспекты влияния чрезмерного виртуального общения на коммуникативные навыки молодежи [10]; Кононеко И.А. Специфика виртуального общения [11].
Основные плюсы сети Internet для подростков состоят в следующем: получение информации в больших объемах и использование ее в учебном процессе; использование различных библиотек, каталогов; участие в конференциях
различного масштаба; общение через социальную сеть, где могут выразить все свои мысли и найти друзей; самовыражение своей личности (размещение фото в сети, песен, стихов, показать свое хобби и увлечения). Общение в социальных сетях дает подростку самовыражение, создание своего личного образа, обмен информацией, нахождение общих интересов, формирование взглядов, но, самое главное - это проявление самостоятельности.
Следует отметить и ряд негативных воздействий со стороны глобальной сети Internet на подрастающее поколение. Во-первых, это наличие информации «сомнительного» содержания, которая подрывает психическое и физическое здоровье молодежи (сайты террористической и/или порнографической направленности; сайты, пропагандирующие детский суицид и многое другое). Во-вторых, неконтролируемое общение в разнообразных чатах, может привести к знакомству с лицами, впоследствии склоняющих подростков ко вступлению в преступные деструктивные группировки, либо совершающих мошеннические противоправные действия и т.д.
В настоящее время, наблюдается снижение психологической культуры молодого поколения, упрощенное и «безличное» общение в социальных сетях и «чатах», приводит к обесцениванию человеческого общения, к снижению социального интеллекта, сниженному продуцированию креативных идей и последующее их воплощение, а также к низкой рефлексии и эмпатии.
Также, к негативным сторонам следует отнести такой факт, как посещение сети Internet в ночное время суток, отсюда недосыпание и быстрая умственная утомляемость. Длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на многих жизненно важных системах организма, таких как: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и кост-но-мышечном аппарате подростка; недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д. Проводя много времени за компьютером у подростков возникает Internet-зависимость. Еще более усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток «играет» уже не с компьютером.
Обобщая позиции зарубежных и отечественных авторов (Л. Д. Александрова [13], Э. Ф. Асадулин [14], А. Бард [15], Ж. Бодрийяр [16], С.А. Борчиков [17], Д.В. Галкин [18], Ч. Гир [19], А.И. Каптерев [20], Savci M., and Aysan F.
[21], Tao R., Huang X., Wang J., Zhang H., Zhang Y., & Li M.
[22], Weinstein A. [23], Davis R.A. [24], VF., Griffiths M.D., Kuss D.J. []25, Sinkkonen H.M., Puhakka H., Meriläinen M. [26], Good B., Fang L. [27], Feldon D.F., Kafai Y.B. [28], Berne E. [29], Boyd D. [30]), под виртуальным общением мы будем понимать специфический прототип реального процесса общения, в ходе которого, происходит обмен информацией между «виртуальными» личностями посредством компьютерных технологий, создавая иллюзию присутствия в коммуникации реального собеседника.
Анализируя современные тенденции в специальных образовательных коррекционных учреждениях можно констатировать следующее, с одной стороны, по статистике подростки с ограниченными возможностями здоровья, также, как и дети с «норматипичным» развитием, достаточно много времени проводят в сети Internet, с другой, педагогическим сообществом данных учреждений не уделяется достаточного внимания развитию адекватных навыков коммуникации в процессе сетевого общения. Таким образом, явным становится противоречие между актуальностью развитых виртуальных навыков общения в среде современных подростков с ограниченными возмож-
KUZMINA Anna Bronislavovna and others
FORMATION OF VIRTUAL COMMUNICATION SKILLS..
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ностями здоровья и недостаточным обоснованием применения специальных психокоррекционных технологий, в частности тренинговой формы работы, направленных на «экологичное» развитие обозначенных навыков и умений.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель нашего исследования, заключалась в разработке и теоретическом доказательстве эффективности программы психологического тренинга и соответствующих психолого-педагогических условий, ориентированных на развитие коммуникативных навыков виртуального общения подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Мы полагаем, что, реализация в ходе тренинга развития коммуникативных навыков виртуального общения, психолого-педагогических условий, будет способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы, в которой подростки с ограниченными возможностями здоровья научатся адекватно представлять себя другому собеседнику в сети Internet, активно вступать в совместное сотрудничество как во взаимодействии в реальных жизненных условиях, так и в процессе общения в чатах и сети; также будут развиты такие коммуникативные навыки, как оценивание другого собеседника, понимание и принятие цифровой информации, выстраивание виртуальных отношений, индивидуальная тактика и стратегия поведения с виртуальным собеседником, реагирование на действия собеседника.
В нашем исследовании осуществлена конкретизация понятия «виртуальное общение», под которым мы понимаем специфический прототип реального общения виртуальных собеседников с помощью технических средств. Практическая значимость исследования, заключается в том, что представленная программа психологического тренинга «Ты не один», может использоваться в рамках воспитательной работы в системе специального коррек-ционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обобщая теоретический анализ научно-исследовательских работ таких авторов как: А.Е. Войскунский [31], Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Моисеева М.В [32], Good B., Fang L. [27], Feldon D.F., Kafai Y.B. [28], Berne E. [29], Boyd D. [30] и др., можно сделать следующий вывод. Становление межличностных отношений у подростков с ограниченными возможностями здоровья отличается таким своеобразием, как неустойчивость и стихийность детских объединений, низкий уровень благополучия взаимоотношений в них. Почти все современные подростки с ОВЗ зарегистрированы хотя бы в одной из социальных сетей и являются активными пользователями. Виртуальная реальность стала заменять многие привычные для подростков вещи [19-24].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Нами было проведено опытно-практическое исследование процесса развития коммуникативных навыков общения в сети Internet у подростков с ОВЗ, апробированное на базе ГБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната» г. Моздок, в котором приняли участие 40 человек подросткового возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
В ходе проведения пилотажного исследования Internet-зависимости среди подростков с ЗПР, мы решали 2 задачи:
1) изучение особенностей виртуального общения подростков;
2) разделение испытуемых на 2 группы: экспериментальную (в которую входят подростки с выраженной Internet -зависимостью) и контрольную (с адекватным уровнем Internet-общения).
Для проведения исследования были выбраны следующие методики: методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот и тест Кимберли-Янга на Интернет-зависимость.
В ходе проведения пилотажного исследования коммуникативных навыков подростков с ОВЗ, мы решали задачу выявления и сравнения особенностей коммуникативных
навыков в экспериментальной и контрольной группах. Для изучения особенностей коммуникативных навыков подростков было проведено исследование по методикам:
1. Тест коммуникативных умений Михельсона
2. Методика коммуникативные организаторские склонности (Синявский и Федорошин).
По результатам методики «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот), можно констатировать следующее, что 20 % подростков с ОВЗ продемонстрировали выраженную Internet-зависимость, что проявляется в длительном проведении свободного времени, за исключением учебной необходимости, перед гаджетами, ноутбуками и компьютерами, играя в игры, смотря фильмы и передачи, находясь в чатах и социальных сетях. 40 % подростков с ОВЗ оказались на этапе повышенной заинтересованности сетью Internet. И 40 % испытуемых проводят минимальное количество перед компьютерами и ноутбуками, осуществляя только необходимые по учебе дела.
Далее, проанализировав данные по двум методикам, мы выделили 2 группы: экспериментальную, в которую вошли 20 подростков с ОВЗ с Internet-зависимостью (в данную группу вошли подростки, которые по двум методикам продемонстрировали склонность и зависимость от сети Internet) и контрольную, в которую вошли 20 подростков с ОВЗ, не склонные к Internet-зависимости.
Следующим этапом нашего экспериментального исследования явилось изучение коммуникативных умений подростков в двух группах.
В результате диагностики по тесту коммуникативных умений Л. Михельсона, нами было выявлено, что у подростков с Internet-зависимостью преобладает агрессивный тип коммуникативного поведения, который выражен у 10 человек (50 %), в то время как в контрольной группе подростков, только 4 человека (20 %) продемонстрировали агрессивный тип. Следует отметить, что в контрольной группе подавляющее большинство подростков (15 человек - 75 %) показали компетентный уровень коммуникативного поведения, в то время как в экспериментальной группе этот уровень выявлен только у 4-х человек (20 %). Зависимый тип коммуникативного поведения выявлен у 6 подростков (30 %) экспериментальной группы и только у одного подростка (5 %) контрольной группы.
Анализируя полученные результаты, можно предположить, что среда подростков с ОВЗ, зависимых от сети Internet, характеризуется достаточно низким уровнем культуры виртуального общения, влекущей за собой ряд психологических проблем. Такие подростки одинаково неадекватно реагируют как на провокации со стороны «виртуального» собеседника, так и на доброжелательное обращение собеседника; не способны воспринимать критику в свой адрес, стесняются обратиться к собеседнику за помощью и т.д.
Нами установлено с помощью методики КОС, что низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей имеют 50 % (10 человек) подростков с Internet-зависимостью. Такие обучающиеся не стремятся к установлению новых контактов ни с ровесниками, ни с людьми старше их, ни с незнакомыми людьми. В группе подростков с ОВЗ не зависимых от сети Internet мы обнаруживаем низкий уровень только у одного человека (5 %).
Уровень коммуникативных и организаторских способностей ниже среднего выявлен у 20 % (4 человека) подростков с Internet-зависимостью. Такие обучающиеся склонны к долгому проявлению обиды, не стремятся к общественной работе. В группе независимых подростков от сети Internet показатель ниже среднего выявлен у 15 %.
У 25 % подростков с ОВЗ и с Internet-зависимостью коммуникативные навыки и организаторские способности находятся на среднем уровне развития. Не смотря на тот факт, что у таких испытуемых обнаруживается много контактов со сверстниками, с которыми они не испытывают стеснительности в общении, в то же время, данные подростки испытывают чувство дискомфорта в многочис-
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
КУЗЬМИНА Анна Брониславовна и другие ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ...
ленной группе своих сверстников. Что касается результатов в контрольной группе, средний уровень развития коммуникативных и организаторский способностей выявлен у 15 %
Только у одного подростка с ОВЗ и Internet-зависимостью (5 %) уровень коммуникативных навыков и организаторских способностей выше среднего. Такой подросток любит проводить много времени в больших и шумных компаниях среди незнакомых ему людей, демонстрирует большой круг знакомых и друзей, встречи со сверстниками на первом месте по личной значимости. Данный показатель продемонстрировала большая часть подростков с ОВЗ контрольной группы (8 человек - 40 %).
Высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей не выявлен ни у одного подростка с Internet-зависимостью, в то время как у 2-х подростков с ОВЗ контрольной группы (10 %) обнаружен данный показатель. Такие обучающиеся с ОВЗ, не зависимые от сети Internet, не испытывают затруднений, неудобств или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком, всегда принимают инициативу на себя, легко осваиваются в новом коллективе.
ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам констатирующего этапа исследования определено, что развитие коммуникативных навыков у подростков с ОВЗ в экспериментальной и контрольной группах неоднородно.
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 70 % (14 человек) подростков с Internet-зависимостью и у 20 % (4 человека) подростков с ОВЗ не зависимых от сети Internet. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 30 % (6 человек) подростков с Internet-зависимостью и у 70 % (14 человек) подростков с ОВЗ не зависимых от сети Internet. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков не обнаружен ни у одного подростка с Internet-зависимостью и определен у 10 % (2 человека) подростков с ОВЗ не зависимых от сети Internet.
Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, позволяет сделать следующий вывод. Половина испытуемых подростков с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировали склонность к зависимости и непосредственно зависимость от сети Internet. Мы это объясняем тем, что дети, испытывая чувство собственной неполноценности, некритичности мышления, низкой самооценки, что неизбежно приводит к формированию зависимого поведения.
Internet-зависимость отрицательно влияет на процесс развития и формирования коммуникативных навыков, что, в свою очередь, приводит к искажению процесса виртуального общения. В целом, коммуникативные навыки виртуального общения, можно охарактеризовать, как «слабые».
Анализ полученных результатов продемонстрировал необходимость проведения программы психологического сопровождения, направленной на развитие коммуникативных умений виртуального общения у подростков с ОВЗ.
По решению проблемы развития коммуникативных навыков и умению самопрезентации нами была разработана психокоррекционная программа в помощь педагогам, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа-тренинг «Ты - не один» рассчитана на категорию детей подросткового возраста. Включает в себя практический блок, продолжительность каждого занятия - 40 минут. Данная программа включает в себя работу с подростками с ОВЗ с использованием мультфильмов. Также используются такие технологии как: игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия. Особенностью разработанной программы является то, что она одновременно носит как просветительский, так коррекционно-развивающий характер.
Цель программы состоит в том, чтобы развить навыки самопрезентации и научить подростков общению в соци-
альных сетях.
Задачами программы являются:
- формирование навыков сотрудничества;
- самораскрытие и самопрезентация себя;
- развитие творческой инициативы у подростков с ОВЗ;
- развитие эмоционально-волевой сферы.
Программа проводится в несколько этапов:
Первый этап - направлен на работу с самооценкой подростка, его уверенностью в своих возможностях, овладением навыками общения в группе. Занятия проводятся как на платформе Zoom, так и в формате реальных встреч.
На этом этапе педагог проводит мастер-класс, рассказывая о культуре общения в социальных сетях, о времени провождения в сети Internet, о плюсах и минусах социальных сетей.
Второй этап - направлен на моделирование как реального, так и фантастического мира. Подростки создают героев мультфильма. При создании своего героя, подросток наделяет его качествами, которые перекликаются с его личностью.
На этом этапе подростки учатся взаимодействовать друг с другом, развивают умения договариваться, высказывают свое мнение, научаются слушать других, задавать вопросы. Таким образом, они демонстрируют себя как личность, выступая на публику, рассказывая о своем герое.
Трений этап - этап реализации полученных знаний и возможность посмотреть на каждого героя уже в мультфильме. С педагогом группа может обсудить каждого героя и подчеркнуть его сильные стороны.
На этом этапе проводится рефлексия и итоги работы в команде.
Эффективность работы программы заключается в том, что, у подростков наблюдаются следующие изменения:
- подросток c ОВЗ становится более уверенным в своих способностях и в себе;
- у подростков с ОВЗ развивается мышление, воображение и фантазия;
- формируются навыки работы в команде сверстников;
- появляется умение построения речевого высказывания;
- формируется психологическая культура общения в устной и письменной форме;
- проявляется умение выстраивать понятные высказывания;
- умение контролировать действия другого человека.
Структура заданий и психологических упражнений
тренинговой программы представляет собой специфическую модель виртуального общения. Уникальность представленного нами тренинга в том, что, подростки, одновременно развивают как, навык общения в сети Internet, так и навык адекватной коммуникации со сверстниками в реальной жизни.
Реализация системы тренинговых заданий и упражнений включает разнообразные формы организации: работа в группе, индивидуальные задания, взаимодействие в паре, выполнение обязательных домашних заданий.
Для того, чтобы эффективно развивать навык виртуальной коммуникации, подростки сначала выполняли упражнения, которые опираются на текущий информационный материал, затем подростки включались в работу над заданиями, которые требуют длительного времени выполнения, далее мы подводили участников тренинга к рефлексии всего пройденного материала, включали в работу и дополнительный материал (например, «Разговор в чате», «Представление себя»).
Главной оценкой программы тренинговых упражнений стала «обратная связь» от участников группы, когда они делились впечатлениями и произошедшими положительными изменениями с ними.
В заключение нами были разработаны общие рекомендации, соблюдение которых позволит повысить качество реализации программы.
KUZMINA Anna Bronislavovna and others
FORMATION OF VIRTUAL COMMUNICATION SKILLS..
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
Для того, чтобы проверить эффективность разработанной нами программы психологического сопровождения, направленной на формирование коммуникативных навыков виртуального общения, мы провели контрольный этап эксперимента.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты доказали эффективность разработанной и апробированной нами программы формирования коммуникативных умений виртуального общения подростков с ОВЗ.
Подростки с ОВЗ с Шете^зависимостью перестали испытывать затруднения, неудобства или стеснения, если приходилось проявить инициативу в общении; чаще стали принимать инициативу на себя, стали легче осваиваться в новом коллективе; перестали испытывать затруднения, неудобства или стеснения, если приходилось проявить инициативу в общении; чаще стали принимать инициативу на себя, стали легче осваиваться в новом коллективе.
В целом, у подростков с ОВЗ с Шете^зависимостью повысились высокий и средний уровни сформированно-сти коммуникативных навыков, за счет чего, произошло снижение низкого уровня.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более подробном изучении коммуникации подростков с ограниченными возможностями здоровья в виртуальном общении. На наш взгляд было бы интересно выявить стереотипы, предрассудки и барьеры коммуникации в подростковой среде, а особенно, если в исследовании будет контраст культур.
Кроме того, было бы интересно рассмотреть в данной работе особенности коммуникативного поведения в подростковой среде детей с ОВЗ более подробно. А именно: изучение потребности в общении, изучение агрессивных форм поведения и трансформация агрессии в виртуальном мире подростков, ее причины и результаты.
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только особенностей коммуникативных навыков, но и разработка коммуникативных технологий в сфере монокультурного или межкультурного общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колосова Т.А., Ростомашвили И.Е. Своеобразие проведения тренинга партнерского общения с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья. //Инклюзии в образовании. Т.2, №2(6). 2017. С.99-104
2. Беломестных Л.В. Использование ресурсов личностного общения в оказании психологической помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья. // Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы М.В. Ломаева, Е.С. Зубарева. 2018. С.119-122
3. Самохвалова А.Г. Стратегии поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях затрудненного общения. // Социальный мир человека. Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация». Сер. «Язык социального» Под редакцией Н.И. Леонова. 2018. С. 384-387
4. Цветкова А.Н. Виртуальная образовательная среда как инструмент организации дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. // СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 309-314
5. Чикова Е.В. Использование «виртуальных миров» как платформы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и аби-литации инвалидов: психолого-педагогические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ответственные редакторы И. А. Ершова, М. Е. Пермякова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» Российское психологическое общество (Свердловское отделение) Российской академии образования. 2019. С. 147-149
6. Петренко С.В., Артеменко А.А., Нейман С.Ю. Социальные аспекты применения виртуальной реальности при реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (анализ зарубежного опыта). // Омские социально-гуманитарные чтения. Материалы X Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Л.А. Кудринская. 2017. С. 145-150
7. Бескровная Н.Г. Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями
здоровья. //Лаборатория культуры: молодежные практики и новации. Материалы XLVIII научно-творческой конференции студентов СГИК. Самара, 2020. С. 18-19
8. Кузьмина М.В. Трудности общения детей с ограниченными возможностями здоровья. // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы V Международной научной конференции. 2019. С. 163-168
9. Крыгина Е.В., Калыгин В.А., Носова Т.М., Колыванова Л.А. Педагогическое обеспечение профилактики социальных отклонений у подростков с ограниченными возможностями здоровья. // Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией П.В. Станкевича, Т.В. Вилейто, Э.М. Ребко. 2017. С. 94-99
10. Лобузова А.С. Негативные аспекты влияния чрезмерного виртуального общения на коммуникативные навыки молодежи. // Тенденции развития науки и образования. 2019. С. 50-53
11. Кононеко И.А. Специфика виртуального общения. // Вестник донецкого национального университета. Серия д: филология и психология. 2020. С. 143-148
12. Анискина Е.А. Виртуальное общение подростков. // Академическая публицистика. 2020. С. 202-208
13. Александрова Л. Д. Культура виртуального общения: монография. Челябинск: РБИУ, 2012. 119 с.
14. Асадуллин Э.Ф. Виртуальный подход к формированию у студентов исторического сознания / Э.Ф. Асадуллин // Alma Mater («Вестник высшей школы»), 2006, №6. С. 51-53.
15. Бард А. Ые^кратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма/А. Бард, Я. Зодерквист. -СПб., 2004. 252 с.
16. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. С. Н. Зенкина. М., 2000.
17. Борчиков С.А. Метафизика виртуальности. (Опыт единой теории виртуальной реальности) Текст. // Труды лаборатории виртуа-листики. Выпуск 8. М.: Институт человека РАН, 2000. С.37-41
18. Галкин Д.В. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. Новосибирск, 2000, № 1-2. С. 26-34
19. Гир Ч. Цифровая контркультура / пер. Д.В. Галкина // Гуманитарная информатика. Томск, Издательство ТГУ, 2004. Вып. 1. С.27-45
20. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства /А.И. Каптерев. М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). 506с.
21. Savci M., andAysan F. Social-emotional model of Internet addiction //Klinik Psikofarmakoloj i Bulteni. 2017. № 27 (4). P. 349-358. https://doi. org/10.1080/24750573.2017.1367552
22. Tao R., HuangX., Wang J., Zhang H., Zhang Y., & Li M. Proposed diagnostic criteria for Internet addiction //Addiction. 2010. № 105. P. 556564.
23. Weinstein A. Internet addiction: diagnosis, comorbidity and treatment [Elektron. resurs]//Medicalpsychology in Russia. 2015. № 4 (33). P. 1-24. Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2014.07.031
24. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. 2001. № 17. P. 187-195. https://doi. org/10.1016/S0747-5632(00)00041-8
25. Griffiths M. D., Kuss D. J. Adolescent social media addiction (revisited) //Education and Health. 2017. № 35 (3). P. 49-52.
26. Sinkkonen H. M., Puhakka H., Merilainen M. Internet use and addiction among Finnish Adolescents (15-19 years) // Journal of Adolescence. 2014. № 37 (2). P. 123-131. https://doi.org/https://doi. org/10.1016/j.adolescence.2013.11.008
27. Good B., Fang L. Promoting Smart and Safe Internet Use Among Children with Neurodevelopmental Disorders and Their Parents // Clinical Social Work Journal. 2015. № 43 (2). P. 179-188. https://doi.org/https://doi. org/10.1007/s10615-015-0519-4
28. Feldon D.F., Kafai Y.B. Mixed methods for mixed reality: understanding users' avatar activities in virtual worlds [Электронный ресурс] // Educational Technology Research and Development. 2008. Т. 56. № 5-6. С. 575-593. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s11423-007-9081-2 (дата обращения: 03.06.2016).
29. Berne E. Games people play: the psychology of human relationships. New York: Grove Press, 1964. 216 p. Publ. for the San Francisco Social Psychiatry Seminars.
30. Boyd D. It's complicated: The social lives of networked teens. Нью-Хейвен, CT, USA: Yale University Press, 2014. 296p.
31. Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета //Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110-118
32. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева //ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 14.
Статья поступила в редакцию 17.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021