развитие коммуникативных компетенций и уверенности в себе детей и подростков с овз
Сорокоумова Галина Вениаминовна
Доктор психологических наук, профессор, международный инновационный университет (г. Н. Новгород), e-mail: [email protected] DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10072
Аннотация: в статье описываются психофизиологические изменения современных детей и подростков, психологические проблемы современных детей, доказывается актуальность психологического сопровождения процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с овз, обосновывается необходимость развития коммуникативных компетенций, уверенности в себе детей и подростков с овз.
изучение коммуникативных компетенций детей и подростков осуществлялось при помощи методики м.в. Гамезо, в.с. Герасимовой, Л.м. орловой «Диагностика особенностей общения и развития коммуникативных навыков и умений», уверенность в себе изучалась с помощью теста «Насколько ты уверен в себе», тревожность детей и подростков с ОВЗ - с помощью «Теста школьной тревожности» Р. Филлипса. Для развития коммуникативных компетенций и уверенности в себе у детей с овз мы разработали программу психологических тренингов.
результаты констатирующего исследования подтвердили необходимость специальной работы, направленной на развитие у детей и подростков с овз коммуникативных компетенций, психокоррекцию личностной тревожности и развитие уверенности в себе.
результаты исследования убедительно доказали принципиальную возможность целенаправленного развития коммуникативных компетенций, психокоррекции личностной тревожности и развития уверенности в себе детей и подростков с ОВЗ.
ключевые слова: концепция развития психологической службы в системе образования, дети и подростки с овз, коммуникативные компетенции, уверенность в себе, психокоррекция тревожности, психологический тренинг.
development of communicative competence AND self-confidence of cHILDREN and adolescents with disabilities
Sorokoumova Galina Veniaminovna
Doctor of Psychology, Professor, International Innovative University (N.Novgorod), e-mail: [email protected]
Abstract: The article describes the psychophysiological changes of modern children and adolescents, psychological problems of modern children, proves the relevance of psychological support of the processes of correctional and developmental training, education, social adaptation and socialization of students with disabilities, justifies the need for the development of communicative competencies, self-confidence of children and adolescents with disabilities.
The study of communicative competencies of children and adolescents was carried out using the methodology of M. V. Gamezo, V. S. Gerasimova, L. M. Orlova «Diagnosis of communication features and development of communicative skills and abilities», self-confidence was studied using the test «How confident are you», anxiety of children and adolescents with OVD - using» Test of school anxiety» by R. Phillips. To develop communicative competence and self-confidence in children with disabilities, we have developed a program of psychological trainings.
The results of the ascertaining study confirmed the need for special work aimed at the development of communicative competencies in children and adolescents with disabilities, psychocorrection of personal anxiety and the development of self-confidence.
The results of the study have convincingly proved the principal possibility of purposeful development of communicative competences, psychocorrection of personal anxiety and development of self-confidence in children and adolescents with disabilities.
Keywords: concept of development of psychological service in the education system, children and adolescents with disabilities, communicative competence, self-confidence, psychocorrection of anxiety, psychological training.
введение. в настоящее время фиксируются существенные психофизиологические изменения современных детей и подростков: процессы ретардации (замедленное или более позднее физиологическое развитие организма человека) и дицелерации (замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма), неравномерность развития, снижение показателей физического развития, ухудшение состояния здоровья детей и подростков, социальная и нравственная дезориентированность [9], время наступления возрастных кризисов и др.
обзор литературы. особую тревогу вызывают «неравномерность психического развития в детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения» [3]; снижение уровня социальной компетентности; обеднение общения детей и низкий уровень коммуникативной компетентности; изменения ценностных ориентаций молодёжи: Как считает Д.и. Фельдштейн, «эмоциональные и нравственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать, - занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентации школьников» [9].
в концепции развития психологической службы года в системе образования в рФ на период до 2025 среди наиболее актуальных проблем обозначена «неравномерность психического развития в детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения» [3].
в связи с этим, важнейшей задачей психологической службы образовательных учреждений является «психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с овз, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с овз образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям» [3].
Как отмечают C.B. Алехина, Л.А. Казакова, Н.В. Новикова, функциональные ограничения возможностей взаимодействия с окружающим миром, такие как: нарушение зрения, нарушение слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата и др. приводят к формированию личностных изменений, таких как неуверенность, заниженная или завышенная самооценка, обидчивость, конфликтность, стремление к ограничению социальных контактов и др. [1]. Поэтому для нас важным представляется развитие у детей и подростков с OB3 коммуникативных компетенций, психокоррекция личностной тревожности и развитие уверенности в себе.
Так же важным представляется развитие у детей с OB3 метанавыков. B книге «Знать или уметь» Р. Михник Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек называют 6 ключевых метанавыков, необходимых для современного ребенка. Тем более это касается детей и подростков с ОВЗ: сотрудничество, хорошие коммуникативные навыки, владение содержанием и способность быстро и стратегически использовать новую информацию (содержание и контент), критическое мышление, творчество, уверенность в себе [4].
материалы и методы. мы предположили, что наиболее эффективным методом развития коммуникативных компетенций и уверенности в себе у детей с ОВЗ является психологический тренинг. «Тренинги играют важную роль для развития коммуникативных умений и навыков: умение устанавливать контакт, умение слушать и слышать, умение понимать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние партнера по общению, умение аргументировать свою позицию и др.» [6].
Для доказательства эффективности психологического тренинга с целью развития коммуникативных компетенций и уверенности в себе у детей и подростков с ОВЗ, нами проведено исследование, посвященное изучению влияния психологического тренинга на развитие коммуникативных компетенций и уверенности в себе.
Исследование было проведено в 2019 году в Н. Новгороде на базе МКОУ «Санаторная школа-интернат № 5».
В исследовании приняли участие 200 человек младших школьников и младших подростков с ОВЗ в возрасте 9-11 лет: 100 человек составили экспериментальную группу (ЭГ), 100 человек - контрольную группу (КГ).
Для диагностики коммуникативных компетенций и уверенности в себе на констатирующем и контрольном этапах исследования мы использовали следующие методики.
изучение коммуникативных компетенций осуществлялось нами при помощи методики М.В. Гамезо, B.C. Герасимовой, Л.М. Орловой «Диагностика особенностей общения и развития коммуникативных навыков и умений» [2]. Данная методика исследует потребность в общении, контактность, способность понимать другого человека и умение пользоваться средствами общения.
Уверенность в себе изучалась нами с помощью теста «Насколько ты уверен в себе», который определяет 5 уровней уверенности в себе: сильную неуверен-
ность в себе, низкий, средний, высокий и очень высокий уровень уверенности в себе [7]. Общеизвестно, что важнейшей составляющей неуверенности в себе является тревожность.
Для изучения уровня тревожности детей и подростков с овз мы использовали «Тест школьной тревожности» Р. Филлипса [8].
Результаты исследования. Анализ результатов констатирующего исследования показал, что у детей с овз изучаемой выборки преобладают средний (у 50%) и низкий (у 40%) уровень общительности и коммуникабельности. высокий уровень общительности и коммуникабельности отмечается только у 10% испытуемых.
У младших школьников и младших подростков с Овз преобладает низкий уровень уверенности в себе: они сомневаются в своих способностях, в своих физических силах, в своей правоте; плохо знают свои положительные качества и сильные стороны, нуждаются в поддержке из вне; не умеют спокойно говорить о своих проблемах, недостатках, эмоциях и чувствах и др.
результаты теста школьной тревожности р. Филлипса показали, что 20% испытуемых имеют нормальный уровень тревожности, 50% - испытывают повышенный уровень тревожности, высокий уровень тревожности характерен для 30% испытуемых. Анализ полученных результатов по методике Р. Филлипса позволяет сделать вывод, что значительная часть детей и подростков с овз имеют повышенный и высокий уровень тревожности. Это значит, что многие дети волнуются, беспокоятся, ожидают плохое отношение к себе, отрицательные оценки педагогов, сверстников, чувствует свою неполноценность, проявляют неуверенность в себе.
Результаты диагностики подтвердили необходимость специальной работы, направленной на развитие у детей и подростков с овз коммуникативных компетенций, психокоррекцию личностной тревожности и развития уверенности в себе.
На формирующем этапе для детей и подростков экспериментальной группы мы провели психологические тренинги, направленные, в первую очередь, на развитие коммуникативных навыков и навыков уверенности в себе.
Нами разработана технологическая карта формирования коммуникативных компетенций, психокоррекции тревожности и развития уверенности у детей с Овз (таблица 1).
С целью изучения динамики развития коммуникативных компетенций и уверенности в себе у детей и подростков с Овз, нами была проведена контрольная диагностика в экспериментальной группе (ЭГ) под влиянием психологических тренингов и в контрольной группе (КГ).
Таблица 1
технологическая карта формирования коммуникативных компетенций и психокоррекции тревожности детей с овз
Цель и задачи Методическое обеспечение Ожидаемый результат
Цель: обучение детей с групповая дискуссия, устойчивая мотивация до-
15 <D ОВЗ приемам саморегуля- ролевая игра стижения,
И о ции, снижения тревожно- психогимнастические создание психологически
а S сти. упражнения, безопасной атмосферы
S Задачи: анализ ситуаций групповой работы,
- преодоление эмоцио- овладение приемами само-
I и нального напряжения, регуляции
о s Ü « -формирование психоло-
гически безопасной атмос-
S н о феры групповой работы,
s - овладение стратегиями управления стрессом
Цель: осознание детьми аутогенная тренировка, формирование навыков са-
личностных ресурсов. психогимнастические морегуляции,
н и Задачи: упражнения, базовых навыков эффек-
(D И о - формирование навыков ролевые игры, тивного общения: навыков
а S саморегуляции техники «Ключа» уверенно-достойного по-
S - формирование базовых анализ ситуаций ведения
« навыков эффективного об-
и и щения: установление кон-
о S такта, умение слушать, ар-
я гументировать свою точку
зрения и др.
<D рц - формирование навыков уверенности в себе
Цель: развитие навыков метод десенсибилизации, снижение личностной
Ё (D определять и корректиро- дыхательная гимнастика, тревожности,
И о вать свое эмоциональное методы арт-терапии, повышение стрессоустой-
с S состояние, техники «Ключа» чивости,
Ü « Задачи: ролевые игры развитие коммуникатив-
- снижение личностной ных компетенций
№ Л Ч тревожности
Л И - повышение
о S я стрессоустойчивости,
о S - развитие коммуникатив-
^ ных компетенций
в таблице 2 представлены результаты диагностики коммуникативных компетенций и уверенности в себе у детей с Овз в виде средних уровневых показателей (СУП) для ЭГ до и после формирующего эксперимента. Данные контрольной группы мы не приводим, т.к. никаких изменений в средних уровневых показателях мы не обнаружили.
таблица 2
Результаты диагностики коммуникативных компетенций и уверенности в себе у детей с овз (ЭГ) до и после формирующего эксперимента (№=100, СУП, р)
Показатели коммуникативных компетенций и уверенности в себе СУП
До После
Коммуникативные компетенции (методика М.в. Гамезо, в.С. Герасимовой, Л.М. Орловой) Потребность в общении 1,76 2,58*
Контактность 1,23 2,35*
Способность понимать другого человека 1,25 2,33*
Умение пользоваться средствами общения 1,21 2,57*
Уверенность в себе 1,43 2,68**
значимость различий по ф* критерию Фишера: * - р<0,05, ** - р<0,01
Анализ данных, приведенных в таблице 2, демонстрирует позитивные изменения коммуникативных компетенций и уверенности в себе детей и подростков с овз (ЭГ), участвующих в психологических тренингах.
Если до формирующего эксперимента у детей изучаемой выборки потребность в общении, контактность, способность понимать другого человека, умение пользоваться средствами общения находились на уровне ниже среднего (средние уровневые показатели колеблются от 1,20 до 1,76), то после прохождения психологических тренингов: тренинга эффективного общения, тренинга развития уверенности в себе, тренинга креативности, тренинга формирования команды и др.) средние уровневые показатели приблизились к среднему и выше среднего уровням.
После прохождения тренингов младшие школьники и младшие подростки с овз экспериментальной группы стали легче высказывать и отстаивать свою точку зрения, более открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах, признавать свою уникальность, легче устанавливать контакты, начинать и заканчивать беседу, легче принимать решения и др.
Приведём результаты влияния психологических тренингов на психокоррекцию тревожности детей и подростков с Овз. в таблице 3 представлены результаты диагностики тревожности у детей с овз (ЭГ) до и после формирующего эксперимента.
Таблица 3
Результаты диагностики тревожности у детей и младших подростков с ОВЗ (ЭГ) до и после формирующего эксперимента (№=100, СУП, р)
№ Показатели Констатирующий этап Контрольный этап т
1 Общая тревожность 55 46 37,5*
2 Социальный стресс 60 48 32*
3 Фрустрация в достижении успеха 57 50 22**
4 Страх самовыражения 52 44 28,5*
5 Страх ситуаций проверки знаний 46 42 42,5*
6 Страх несоответствия ожиданиям 48 36 19**
7 Низкая физиологическая сопротивляемость 52 40 21**
8 Проблемы и страхи в отношении с учителем 54 36 36,5*
Значимость различий по Т-критерию Вилкоксона: * - р<0,05, ** - р<0,01
Обсуждение и заключение. Как мы видим из результатов таблицы 3, проведенная формирующая работа с младшими школьниками и младшими подростками с овз оказала позитивное влияние на снижение общей школьной тревожности, снижение социального стресса, страха несоответствия ожиданиям, страхов в отношении с учителем. Эта работа требует дальнейшего продолжения и исследования.
Проведенные психологические тренинги показали высокую эффективность и подтвердили принципиальную возможность целенаправленного развития коммуникативных компетенций и уверенности в себе и психокоррекцию тревожности детей и подростков с овз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина/ под общ. ред. Н.В. Лалетина]. Красноярск, 2013. С.71 - 95
2. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития/ Режим доступа https://www.psyoffice.ru/page,28,3625-gamezo-m.-v.-gerasimova-v.-s.-orlova-l.-m.. html.
3. Концепция развития психологической службы года в системе образования в РФ на период до 2025 // Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/
4. Михник Голинкофф, Р., Хирщ-Павек, К. «Знать или уметь»//Режим доступа: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/znat-ili-umet
5. Сорокоумова Г.В. Концептуальные основы развития творческой личности педагога: монография - Нижний Новгород, 2007.-140.
6. Сорокоумова Г.В. Психологический тренинг как эффективный метод развития навыков, необходимых в 21 веке. Развитие науки и образования: коллективная монография - Чебоксары: ИД «Среда», 2018.115-122.
7. Тест для подростков «Насколько ты уверен в себе» // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/09/10/test-dlya-podrostkov-naskolko-ty-uveren-v-sebe/
8. Тест школьной тревожности Р. Филлипса // Режим доступа: https:// bushevka.schools.by/pages/test-shkolnaj-tryvozhnasts-flpsa
9. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал / Д.И. Фельдштейн. - 2010. №2(4). с.6-11
REFERENCES
1. Alekhina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Inclusive education for children with disabilities]. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v rabote s det'mi, imeyushchimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya: monografiya [Modern educational technologies in working with children with disabilities: monograph]. N.V. Novikova, L.A. Kazakova, S.V. Alekhina. Krasnoyarsk, 2013. Pp.71 - 95
2. Gamezo M. V., Gerasimova V. S., Orlova L. M. Starshii doshkol'nik i mladshii shkol'nik: psikhodiagnostika i korrektsiya razvitiya [Senior pre-school and junior school student: psychodiagnostics and development correction]. Available at: https:// www.psyoffice.ru/page,28,3625-gamezo-m.-v.-gerasimova-v.-s.-orlova-l.-m..html.
3. Kontseptsiya razvitiya psikhologicheskoi sluzhby goda v sisteme obrazovaniya v RF na period do 2025 [Concept of Development of Psychological Service of the Year in the Educational System in the Russian Federation for the Period up to 2025]. Available at: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/
4. Mikhnik Golinkoff, R., Khirshch-Pavek, K. «Znat' ili umet'» [«Know or be able»]. Available at: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/znat-ili-umet
5. Sorokoumova G.V. Kontseptual'nye osnovy razvitiya tvorcheskoi lichnosti pedagoga: monografiya [Conceptual foundations for the development of the creative personality of the teacher: monograph]. Nizhnii Novgorod, 2007. 140 p.
6. Corokoumova G.V. Psikhologicheskii trening kak effektivnyi metod razvitiya navykov, neobkhodimykh v 21 veke. Razvitie nauki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya [Psychological training as an effective method of developing the skills needed in the 21 century. Development of science and education: collective monograph]. Cheboksary: Publ. house «Wednesday», 2018. P. 115-122.
7. Test dlya podrostkov «Naskol'ko ty uveren v sebe» [Test for teenagers «How confident are you»]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/ library/2012/09/10/test-dlya-podrostkov-naskolko-ty-uveren-v-sebe/
8. Test shkol'noi trevozhnosti R. Fillipsa [R. Phillips school anxiety test]. Available at: https://bushevka.schools.by/pages/test-shkolnaj-tryvozhnasts-flpsa
9. Fel'dshtein D. I. Izmenyayushchiisya rebenok v izmenyayushchemsya mire: psikhologo-pedagogicheskie problemy novoi shkoly [Changing Child in a Changing World: Psycho-Pedagogical Problems of a New School]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal]. 2010. No 2(4). Pp.6-11.