ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Зотова О.В. (Москва, РГСУ) [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются особенности общения подростков во время дистанционной формы обучения. Информационные технологии внедряются во все сферы общества, затрагивают все формы общественных отношений, преобразовывают связи и отношения индивидов. С помощью средств связи формируются новые способы цифрового общения. Подростки демонстрируют уверенное владение навыками онлайн коммуникации для поддержания эффективных отношений. Общение подростков в сети измеряется и анализируется по оставленным цифровым следам. Они посещают сайты, ставят лайки, «постят» понравившуюся информацию, создают свой имидж, профиль, осуществляют интернет-серфинг. (Латынов, 2020, с.168) Коммуникативный образ подростков формируется с помощью «аватаров». (Томск, 2008, с.108) Аватар выступает гештальтом идентичности личности, помогает выстраивать коммуникацию. Цель статьи - проанализировать удовлетворенность подростков общением в виртуальном мире во время дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, подростки, общение.
COMMUNICATION FEATURES OF DISTANCE LEARNING:
PRO AND CONS Zotova O.V. (Moscow, RSSU) [email protected]
Annotation. This article looks at the nature of interaction amongst teenagers while distance learning. Information technologies are being implemented on all levels in society, they affect all forms of social interactions and transform relationships amongst individuals. With the rise of online communication, new ways of interaction are being created. Teenagers demonstrate strong skills and clear understanding of the workings of online communication to maintain relationships effectively. Online teenage interaction can be measured and analysed by studying their digital footprints. They visit websites, leave likes, "repost" interesting information, create their own "image", profile and surf the internet in general (Latynov, 2020, p.168). The interactive image of teenagers is formed with the help of "avatars" (Tomsk, 2018, p.108). An avatar acts as a gestalt for a person's identity and helps to structure communication. The aim of this article is to analyse the overall fulfilment of teenagers who interact in a virtual world in a distance learning.
Key words: distance learning, adolescents, communication.
В образовании на смену традиционному классическому приходит цифровое. Современная форма дистанционного образования (Зубов, 2004, с.142) с вынужденной изоляцией подростков во время пандемии 2020 года показала, что межличностное общение крайне необходимо и только тогда цифровое общение удовлетворяет потребность в общении, когда оно подкреплено межличностным взаимодействием, так как вобразовательном пространстве подростки имеют возможность общаться лично.
Поводом для проведения исследования были жалобы подростков, что им не хватает межличностного живого общения во время обучения при дистанционной форме обучения. Наше исследование, проведенное в январе 2021 года, показывает, что подростки предпочитают реальное общение с друзьями виртуальному.
Межличностная коммуникация в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. Задача возрастного периода - научиться взаимодействовать и получить навыки и опыт выстраивания эффективных взаимоотношений.
Дистанционная форма обучения была организована для детей с марта 2020 года, продолжилась с октября 2020 по январь 2021 года, проводилась для учащихся 6-11 классов. За время дистанционного образования и у педагогов, и учеников сложилось мнение о современном цифровом обучении и отношение к данному виду обучения.
Положительным является то, что в длительный период времени ученики смогли продолжить обучение и освоить программу. Отмечается, что оценки учащихся за триместр были выше, чем если бы они учились очно. У учащихся сформировались новообразования в личностной рефлексии и новые открытия в своем «Я» как положительные, так и негативные.
Объект исследования - подростки, обучающиеся на дистанционной форме, вынуждено изолированные. Изоляция отличает общение подростков от обычного взаимодействия в образовательном пространстве. Обучаясь на электронной платформе, подростки совместно рассматривают в электронном устройстве информацию, просматривают презентации, выполняют задания в учебных приложениях.
Предмет исследования - конструкт общения во время изоляции, в результате пандемии.
Гипотеза исследования: дистанционная форма обучения не удовлетворяет потребность в реализации ведущей деятельности в подростковом возрасте - межличностном общении.
Целью проведения данного исследования было выяснить какие особенности общения у подростков отмечаются в случае реализации дистанционных форм обучения и введения данной формы обучения в московских школах.
Для проведения исследования была разработана авторская анкета и использовалась методика ценностных ориентаций М. Рокича в модификации.
В исследовании, проведенном в январе 2021 года, приняли участие учащиеся 8-х классов, ГБОУ Школа № 1293. Выборка составила 94 человека (47 мальчиков, 47 девочек).
Для исследуемых подростков важно и значимо межличностное общение, а также они считают себя общительными.
Полученные письменные ответы подростков в анкете были проанализированы контент -анализом. Полученные результаты мы условно разделили на группы, участвующие в процессе межличностного общения: коммуникативный, перцептивный, познавательный, эмоциональный компоненты. Результаты мы отразили в Диаграмме №1.
Диаграмма №1 показывает неудовлетворенность подростков в реализации коммуникативного компонента во время дистанционной формы обучения больше у мальчиков, чем у девочек. Следующие высказывания демонстрируют невозможность удовлетворить потребность в реализации полноценного взаимодействия: «не чувствуешь поддержки», «трудно найти новых друзей», «мало тем для поддержания разговоров», «нет обратной связи», «нет возможности совместно выполнять работу», «нет личностного роста», «нет социализации». Перцептивный компонент, то есть возможность использовать сенсорные модальности в восприятии коммуникационных паттернов, как дополнительный ресурс отметили в недостаточности удовлетворения больше девочки, чем мальчики, представлен высказываниями: «не видишь человека», «не чувствуешь человека», «нет возможности обнять друга», «нет тепла, тактильного контакта», «нельзя отследить чувства человека». Познавательный компонент, который представлен трудностями понять собеседника, отследить ложь и усвоить новый материал распределился равномерно между подростками. Эмоциональный компонент и неудовлетворенность им, когда не видишь эмоции, чувства и выражения лица собеседника в дистанционной форме обучения, больше волнует девочек.
Диаграмма № 1
Распределение компонентов, которые подростки отметили как недостаточные для удовлетворения общения во время дистанционной формы обучения
'5 30
I 30
Щ
: I I I ■
I III III III I.
коммуникативный компонент перцептивный компонент познавательный компонент эмоциональный компонент новообразования
■ общее количество высказываний ■ мальчики ■ девочки
Следующие высказывания мы выделили как новообразования у подростков в личностной рефлексии, самопознании и открытии своего «Я»:
• Самостоятельно регулируешь график общения с людьми, с которыми выходишь на связь;
Общение с людьми в любое время; Можно вообще не общаться, если не хочется; Не заболеешь/безопасность; Не носить тяжелый портфель; Самостоятельность в принятии решений; Можно списать при выполнении заданий; Легче поддерживать режим питания, сна; Легче получить положительные оценки; Больше времени для саморазвития. Подростки обозначили ряд трудностей в физиологической и психологической сферах (Зотова, 2020, с.58). В проблемах, касающегося здоровья, отметили:
• Ухудшение зрения;
• Головные боли;
• Депрессии;
• Тревожность;
• Нервное состояние;
• Панику.
В психологической сфере подростки отметили индивидуальные трудности, с которыми они столкнулись:
Стеснительность; Лень;
Отвлеченность; Расслабленность; Смена настроения; Неуверенность; Чувство одиночества; Замкнутость;
Формирование зависимости от гаджета, интернета.
В своем ответе Д.В. написала: «Все за время «дистанта» стали дикими и гаджетоза-висимыми, только 5 человек из моего класса остались прежними». Отмечается, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья еще труднее перенесли дистанционную форму обучения. Они редко выходили на дистанционные формы работы. Обусловлены трудности тем, что учащиеся с ОВЗ не могли использовать свои компенсаторные механизмы в цифровом обучении и усвоение материала происходило труднее. В этом случае, общение со сверстниками у лиц с ОВЗ было резко ограничено.
Таким образом, наше исследование показало, что общение только в виртуальном мире не может удовлетворить потребность подростков в общении и реализовать ведущую деятельность возраста. Выявлены положительные факторы виртуального общения, такие как формирование новообразований в личностной сфере. Негативные проявления выражены трудностями в психологической и физиологической сферах подростков.
В заключение подведены итоги исследования: сделаны основные выводы и сформулированы рекомендации. Выводы:
1. Электронные технологии помогают в реализации программы обучения.
2. Подростки предпочитают находиться в школе, общаться и проходить классический этап социализации в коллективе.
3. Виртуальное общение дополняет и расширяет возможности подростков в реализации потребности. Только виртуальное общение не удовлетворяет потребность подростков в реализации ведущей деятельности - общении.
4. Длительное изолирование подростков, на дистанционной форме обучения, приводит к депривации личности, способствует возникновению нарушений в коммуникационной, физиологической и психологической сферах, социализации.
5. Общение у учащихся с ограниченными возможностями здоровья во время дистанционной формы обучения ограничено из-за особенностей в эмоциональной и интеллектуальной сферах личности.
Рекомендации:
1. Необходимо дозированно применять дистанционные формы обучения, с целью предотвращения психологических и физиологических трудностей у подростков.
Литература
1. Зотова О.В. Обзор исследований: цифровое воздействие на различные сферы подростков // Ученые записки. Т.19. 2020. №4. С. 54-60.
2. Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике:учеб. пособие для студ. лингв. фак-товвысш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. С. 208.
3. Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения: ресоциализация отношений и доместикация социальных медиа:сб. матер. исследования / науч. ред. А. П. Глухов; Нац. исслед. Том. гос. ун-т. Томск: Изд.домТомск.гос. ун-та. 2018. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000649965.
4. Латынов В.В. Прогнозирование психологических характеристик человека на основании его цифровых следов / В.В. Латынов, В.В. Овсянникова // Психология: журнал Высшей школы экономики.Т. 17. 2020. №1. С. 166-176.