Научная статья на тему 'ДРУЖБА КАК ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ДРУЖБА КАК ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1855
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ / ПОДРОСТКИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куклина Татьяна Владимировна

Данное исследование выявляет отношение современных подростков к дружбе. В силу распространения социальных сетей подростки предпочитают виртуальное общение реальному. Мы предположили, что ценность дружбы у современных подростков утратила своё значение. Экспериментальным путём с помощью теста-опросника выявляются особенности представлений о дружбе у современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRIENDSHIP AS A FORM OF INTERPERSONAL RELATIONS AMONG MODERN ADOLESCENTS

This research reveals the attitude of modern teenagers to friendship. Due to the spread of social networks, teenagers prefer virtual communication to real communication. We assumed that the value of friendship in modern teenagers has lost its meaning. Experimentally, using a test-questionnaire, the features of ideas about friendship among modern teenagers are revealed.

Текст научной работы на тему «ДРУЖБА КАК ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Т.В. Куклина

ДРУЖБА КАК ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Данное исследование выявляет отношение современных подростков к дружбе. В силу распространения социальных сетей подростки предпочитают виртуальное общение реальному. Мы предположили, что ценность дружбы у современных подростков утратила своё значение. Экспериментальным путём с помощью теста-опросника выявляются особенности представлений о дружбе у современных подростков.

Ключевые слова: представление о дружбе, подростки, межличностное отношение, виртуальное общение, реальное общение.

T.V. Kuklina

FRIENDSHIP AS A FORM OF INTERPERSONAL RELATIONS AMONG MODERN ADOLESCENTS

Abstract. This research reveals the attitude of modem teenagers to friendship. Due to the spread of social networks, teenagers prefer virtual communication to real communication. We assumed that the value of friendship in modern teenagers has lost its meaning. Experimentally, using a test-questionnaire, the features of ideas about friendship among modern teenagers are revealed.

Key words: understanding of friendship, adolescents, interpersonal relationship, virtual communication, real communication.

Цель данного исследования - выявить особенности представлений о дружбе у современных подростков. Объектом исследования данной работы является дружба как форма межличностных отношений. Предмет исследования составляет отношение к дружбе современных подростков 9-го класса МОБУ СОШ № 35 г. Таганрога.

Коммуникативные особенности современных подростков широко освещаются в научных трудах В.А. Лабунской, А.Г. Самохваловой, В.Н. Куницыной и др. Исследователи отмечают, что в подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью, а одним из наиболее важных видов межличностного общения выступает дружба. В дружбе подросток находит поддержку, самовыражается [4, с.12-52; 8; 2, с. 234-242]. Однако в связи со всеобщей компьютеризацией и распространением социальных сетей изменяются ценности и форма общения у подростков. Подростки большую часть времени проводят в социальной сети Интернет, играя в игры и общаясь в чатах, предпочитая реальному общению виртуальное. А ведь влияние общения на становление будущей личности трудно переоценить [1]. Поэтому изучение проблемы общения среди подростков представляет собой исследовательский интерес.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: современные подростки, проводя в социальных сетях много времени, пренебрегают реальным общением, тем самым уделяя теме дружбы незначительное внимание, а следовательно, ценность дружбы для них утратила своё значение.

Проблема дружеских отношений рассматривается как форма межличностных отношений, которые основаны на понимании и симпатии. При этом дружеским отношениям свойственна добровольность, индивидуальная избирательность, внутренняя близость. Наличие дружеских отношений у подростков объясняется, как правило, принадлежностью к одной группе, частотами контактов, совместной деятельностью, а также общностью целей и интересов. Необходимо отметить, что содержание и функции дружбы существенно меняются с возрастом [2, с. 234-242; 3, с. 202-226; 5; 6; 11].

Поскольку предметом изучения данной работы является дружба в подростковый период, остановимся на рассмотрении дружеских отношений в обозначенный период.

Подростковый возраст - это период развития детей с 10 до 20 лет. Это возраст межличностных влечений и близкой дружбы. Выделяются два типа дружбы в подростковый период: дружба как функциональные отношения и как эмоциональные отношения [12].

Дружба как функциональные отношения означает, что подросток нуждается в этих отношениях для поддержки в решении конкретных проблем в трудных жизненных ситуациях. Кроме этого, наличие дружеских отношений в подростковый период свидетельствует о развитии коммуникативной компетенции. Другими словами, формируются качества, которые необходимы для построения эффективного общения с окружающими в старшем возрасте. Как правило, лучший друг происходит из той же социальной среды, имеет то же этническое происхождение, учится в том же классе и разделяет те же интересы.

Следующий тип дружбы - дружба как эмоциональные отношения. Под эмоциональной потребностью понимается духовная близость и эмоциональная потребность в другом человеке. Наличие поддержки в виде друга повышает самооценку, развивает уверенность в себе. Важно отметить, что поддержка друга избавляет от чувства тревожности и одиночества. С помощью друзей молодые люди приобретают важные социальные и

личностные навыки. Вследствие этого у подростков появляется эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми можно поделиться своими чувствами [12].

Однако подростки тратят слишком много времени в социальных сетях. Авторы, изучающие психологию затруднённого общения, утверждают, что виртуальное общение в настоящее время приобрело характер аддитивного, т.е. зависимого, поведения [7].

Предлагаемое научное исследование нацелено на изучение отношения современных подростков к дружбе. Для достижения данной цели был проведён эксперимент с использованием методики теста-опросника с закрытыми вопросами. Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из предложенных вариантов. Из числа этих ответов тестируемый выбирает тот, который соответствует его мироощущению. Тесты-опросники подвергаются качественному и количественному анализу [9, 10].

В нашем случае тест-опросник представляет собой лист с десятью закрытыми вопросами. Эти вопросы строились, исходя из основных ценностных ориентиров подростков в выборе дружеских отношений. Испытуемые должны были, указав свой возраст и пол, обвести кружочком или галочкой выбранный им ответ. Пример теста-опросника приведён ниже.

В данном эксперименте по выявлению отношения к дружбе современных подростков принимали участие учащиеся 9 класса МОБУ СОШ № 35 г. Таганрога Ростовской области. В тестировании были задействованы 22 учащихся - 13 девушек и 9 юношей.

Проведение эксперимента заключалось в том, что испытуемым предлагалось заполнить тест-опросник. Тест-опросник учащиеся заполнили быстро. Время заполнения ограничилось пятью минутами.

Количественный анализ эксперимента представлен в таблице ниже.

Таблица 1

Количественный анализ эксперимента по выявлению отношения к дружбе учеников 9-го класса МОБУ

СОШ № 35

Вопросы в тесте-опроснике Ответы учеников 9-го класса Ответы учениц 9-го класса

1.Что для Вас дружба? а) помощь друг другу 4 3

б) компания в кино 0 0

в) общность интересов 5 10

2.На что Вы готовы ради дружбы? а) потратить свободное время 6 8

б) отказаться от своих интересов 2 3

в) совершить плохой поступок 1 2

3) Что важнее в дружбе? а) общение 3 2

б) доверие 8 11

в) собственные интересы 0 0

4) Может ли дружба быть на всю жизнь? а)настоящая дружба проверяется временем и расстоянием 3 7

б)дружба должна пройти испытание 4 2

в) не задумывался об этом 2 4

5. Мнение друзей значит для вас больше, чем собственное? а) да 1 0

б) нет 6 10

в) не знаю 2 3

6)Дружба должна быть бескорыстной, вы согласны? а) да 8 11

б) нет 1 1

в) не знаю 0 1

7) У Вас есть старые друзья? а) да 7 13

б) нет 1 0

в) не знаю 1 0

8) Вы доверяете своим друзьям? а) да 8 12

б) нет 0 0

в) не знаю 1 1

9) Вы сразу чувствуете при первой встрече с человеком, что будете с ним дружить? а) да 2 2

б) нет 6 7

в) не знаю 1 4

10) Может ли существовать дружба по интернету? а) да 3 12

б) нет 4 1

в) не знаю 2 0

По результатам исследования можно заключить следующее:

1) У девушек 9-го класса ярко выражена эмоциональная составляющая дружбы по сравнению с данными у юношей. Общность интересов, доверие позволяет им иметь старых друзей даже по интернету.

2) Дружба для многих испытуемых означает общность интересов, доверие и помощь друг другу. Настоящая дружба может длиться всю жизнь, даже если она по интернету, поэтому существуют старые друзья. Она всегда бескорыстна и должна обязательно пройти испытание. Ради дружбы ученики готовы потратить своё свободное время. Ребятам важно мнение друзей, при этом они не забывают, что их мнение может не совпадать с мнением друга. И, несмотря на то, что подростки могут много времени проводить в социальных сетях, они не исключают существование дружбы по интернету.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что дружба сегодня приобрела новую форму выражения в виде социальной сети Интернет, она всё же имеет для современного подростка большое значение. Подростки нуждаются в друге для общения, для поддержки, для самооценки. А, следовательно, наша гипотеза не подтвердилась.

Итак, в центре внимания данной статьи находится рассмотрение отношения к дружбе современных подростков. Дружба как межличностные отношения рассматривается во многих научных работах, где учёные обосновывают природу дружеских отношений, основные компоненты и др. Однако в настоящее время подростки проводят много времени в сети Интернет. И поэтому авторы работы выдвинули гипотезу о том, что современные подростки уделяют теме дружбы незначительное внимание, пренебрегая общением.

Далее была рассмотрена экспериментальная часть работы. Здесь был описан эксперимент по выявлению значимости дружеских отношений в среде молодёжи. Эксперимент проводился на базе 9-го класса МОБУ СОШ № 35 г. Таганрога. Для проведения эксперимента учащимся были розданы тесты-опросники, включающие 10 вопросов.

Опытно-экспериментальная работа показала, что девушки данного класса вкладывают в понятие дружбы больше эмоциональную составляющую по сравнению с юношами. Кроме этого, согласно результатам эксперимента, теме дружбы современные подростки уделяют большое внимание. Им важно иметь друзей для общения, поддержки, даже если дружба по интернету.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иксанова, Г.Н. Трудности в общении подростков - виртуальный аспект // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/trudnosti-v-obschenii-podrostkov-virtualnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 15.03.2020).

2. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2001. - С. 234-242. -URL: http://do-portal.ksla.kg/wp-content/uploads/2018/10/Mezhlichnostnoe_obshenie_Kunicyna-VN.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

3. Лабунская, В.А., Дроздова, И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, сомооценки молодыми людьми внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. - Т. 14, N° 2. - С. 202-226. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-empiricheskiy-analiz-vliyaniya-sotsialno-psihologicheskih-faktorov-na-otsenki-samootsenki-molodymi-lyudmi-vneshnego-oblika/viewer (дата обращения: 27.03.2020).

4. Лабунская, В. А. Менджерицкая, Ю. А. Бреус, Е. Д. Психология затрудненного общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 12-52.

5. Мещеряков, Б., Зинченко, В. Дружба // Большой психологический словарь. - URL: -https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/05.php (дата обращения: 11.03.2020).

6. Никитина, Д.В. Дружба: парадигмы исследования // Вестник ЧитГУ N° 12 2011. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/druzhba-paradigmy-issledovaniya/viewer (дата обращения: 12.03.2020).

7. Подлевских, А.Н., Гусаков, С.В., Мацкевич, Е.С. Виртуальное общение подростков как педагогическая проблема. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-obschenie-podrostkov-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 25.03.2020).

8. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности подростка. Субкультурный аспект. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-trudnosti-podrostka-subkulturnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 27.04.2020).

9. Тесты-опросники. - URL: http://www.modernpsyhology.ru/mods-1016-1.html (дата обращения: 16.03.2020).

10. Тесты-опросники. - URL: - https://studwood.ru/672694/psihologiya/testy_oprosniki (дата обращения: 16.03.2020).

11. Царёва, Е.А., Кузнецова, О.Е. Особенности представлений о дружбе современных подростков. - URL: http:// www. cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predstavleniy-o-druzhbe-u-sovremennyh-podrostkov/viewer (дата обращения: 28.04.2020).

12. Юркова, Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: Автореф. ... дис. кандидата психологических наук: 19.00.05-Социальная психология. Санкт-Петербург. 2004. - URL: https://www.dissercat.com/content/proyavlenie-sotsialnykh-predstavlenii-o-druzhbe-v-mezhlichnostnykh-otnosheniyakh (дата обращения: 30.04.2020).

А.А. Лозовицкая

РАЗВИТИЕ IT- ПОТЕНЦИАЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты организации удалённой работы педагога -психолога в общеобразовательной школе, описан практический опыт внедрения и применения дистанционных технологий сопровождения образовательного процесса. Авторами выявлены и сформулированы основные психоэмоциональные проблемы субъектов образовательного процесса, возникшие в текущей ситуации обучения, определены направления для их коррекции. Предложены некоторые приоритетные задачи развития профессиональных компетенций специалистов психолого-педагогических служб, а также приведены практические рекомендации для оптимизации их практической деятельности.

Ключевые слова: педагог-психолог, сопровождение образовательного процесса, дистанционные технологии, трудовые функции, профессиональные компетенции, удаленное взаимодействие.

A.A. Lozovickaya

THE DEVELOPMENT OF IT POTENTIAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SERVICES IN A COMPREHENSIVE SCHOOL. PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL GUIDANCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF REMOTE

INTERACTION

Annotation: The article discusses some aspects of the organization of the remote work of an educational psychologist in a comprehensive school, describes the practical experience of introducing and applying distance technologies to guide the educational process. The authors identified and formulated the main psycho emotional problems of the subjects of the educational process that arose in the current situation of training, identified areas for their correction. Some priority tasks for the development of pro-fessional competencies of specialists in psychological and pedagogical services as well as practical recommendations for optimizing their practical activities are proposed.

Key words: educational psychologist, guidance of the educational process, distance learning technologies, labor functions, professional competencies, remote interaction.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции педагогическое сообщество оказалось в сложной ситуации, цифровая среда взаимодействия субъектов образовательного процесса стала единственной возможностью организации не только учебно-воспитательной, но и индивидуальной работы в большинстве образовательных учреждений. Поэтому качественный анализ образовательных результатов, включающий описание затруднений и проблем, возникших в условиях удаленного взаимодействия, чрезвычайно важен для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.