Особенности представлений о дружбе у современных подростков Features of the concept of friendship among modern adolescents
Царева Елена Андреевна.
Студент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
Россия, г.Архангельск.
H
Tsareva Elena AndreevrY
Student, Northern (Arctic) Federal University Russia, Arkhangelsk. elena-tsarewa. tsareva@yandex. ru
L
Кузнецова Ольга ЕвгеньевнаI
Кандидат психологических науК доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
Россия, г.Архангельск.
m
Kuznetsova Olga Evgenievnaa
PhD in Psychology Associate Professor, Northern (Arctic) Federal UniversityJ
Россия, г.Архангельскt o
Аннотация. e
Под влиянием выросшей мобильности общества понятие дружбы все чаще подменяется другими! понятиями, большое распространение получило виртуальное общение, также проявляется влияние социокультурной среды, в связи с этим изучение дружеских отношений современных подростков становится вса более актуальным. Мы предположили, что дружеские отношения подростков, проживающих в разной, социокультурной среде, имеют свои специфические особенности, поэтому целью данного исследования являлось изучить особенности представлений о дружбе у современных городских и сельских подростков. В качестве. методов применялись тестирование, анкетирование, эссе. В результате было выявлено, что представления ® дружбе у городских и сельских подростков во многом одинаковы. Для обеих групп респондентов важна эмоциональная составляющая отношений. Однако сельские подростки больше стремятся к диалогическому (равноправному) общению, в то время как городские подростки больше склонны к авторитарному стилю общения. w
а
Annotation. •
Under the influence of the increased mobility of society, the concept of friendship is increasingly being replaced. by other concepts, virtual communication has become widespread, the influence of the sociocultural environment is manifested, in this regard, the study of the friendships of modern adolescents is becoming increasingly relevant. Wa suggested that the friendships of adolescents living in different sociocultural environments have their own specific features, so the purpose of this study was to study the characteristics of friendship among modern urban and rurael adolescents. As methods used testing, questionnaire, essay. As a result, it was found that the idea of friendship among urban and rural adolescents is largely the same. For both groups of respondents, the emotional component of the1 relationship is important. However, rural adolescents are more likely to engage in dialogical (equitable) communication, while urban adolescents are more inclined toward an authoritarian style of communication. У
а
Ключевые слова: дружба, социальные представления, стили дружеских отношений, подростки, а социальная среда. d
Key words: friendship, social representations, styles of friendships, adolescents, social environment.
г
Проблема изучения феномена дружбы в науке является одной из тех, актуальность которой н£ утрачивается со временем. На современном этапе изучение дружеских отношений также связывают со значительными переменами в обществе, которые повлияли на ценностные ориентации в сфере межличностных отношений [2].
В современной психологии дружба рассматривается как особый вид межличностных отношений в сознании людей, а также проявление данных отношений в реальном поведении. Изучением дружбы как социально-психологического феномена занимались такие известные психологи как И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, В.А. Лосенков, А.М. Родина, Р. Харре, С.Н., Е.В. Юркова [3,6,7,5,8,10,11].
В представлениях людей дружба выступает как некоторые идеальные отношения с высокой степенью доверия, но следует отметить, что каждый человек понимает дружбу по-разному. Это зависит от множества факторов: возраста, пола, жизненных обстоятельств, социокультурных условий и других.
Поведение людей в дружеских отношениях задается не только эмоциональным отношением друг к другу, но и их социальными представлениями об этих отношениях, которые приобретаются в процессе познания окружающего мира [11], а также стилем дружеских отношений. Стиль межличностных отношений выступает как одна из форм проявления социальных представлений в межличностных отношениях [4].
На данный момент в науке исследованы социальные представления о многих явлениях, в том числе, и о
дружбе.
Например, изучением гендерной специфики социальных представлений о дружбе у младших школьников занимались такие ученые как И. С. Кон [3] и Р. А. Хайнд [12]. Изучением представлений о дружбе у лиц ранней и средней взрослости занималась Е.В. Юркова, которая выявила взаимосвязь между типами социальных представлений о дружбе и особенностями стилей дружеских отношений относительно гендерной специфики [11]. С. Ю. Ждановой были изучены и выявлены различия в представлениях о дружбе у пожилых и молодых людей. Также Д. Филд в своем исследовании частично затрагивал тему зависимости представлений о дружбе у людей поздней взрослости от пола [9].
Таким образом, в психологии частично исследованы гендерные и возрастные особенности социальных представлений о дружбе. В связи с этим, интересным представляется изучение особенностей социальных представлений у подростков, проживающих в разной социокультурной среде.
На наш взгляд, представляет исследовательский интерес подростковая дружба для изучения феномена дружбы. Дружеские отношения современных подростков под влиянием выросшей мобильности общества стали все чаще заменяться приятельскими компаниями, основанными на общности интересов, развлечений и т. д. Социальная среда также оказывает влияние на человека, предъявляя к нему свои требования, точно так же, как и человек в значительной степени влияет и преобразует ее. Социальная среда включает в себя не только такие компоненты, как школа, семья, сверстники, но и место проживания - город или сельская местность. Городские и сельские жители имеют существенные различия в образе жизни и ценностных ориентациях [1]. Поэтому, новизной исследования является изучение различий социальных представлений о дружбе у подростков, проживающих в разной социокультурной среде.
Мы предполагаем, что дружеские отношения подростков, проживающих в разной социокультурной среде, имеют свои специфические особенности. Главной психологической особенностью межличностных отношений городских подростков является высокая частота, и, как правило, поверхностность контактов, а также им свойственна повышенная избирательность в установлении эмоциональных контактов. Для подростков сельской местности характерна эмоциональность, открытость и искренность в общении [1]. Из-за малочисленности населения и отсутствия социальных и культурных контрастов степень близости межличностных отношений слабо дифференцируется.
Таким образом, целью нашего исследования было изучить особенности представлений о дружбе у современных городских и сельских подростков.
Гипотеза исследования: большинство сельских подростков относятся к типу социальных представлений «Дружба - как эмоциональные отношения», а городские - к типу «Дружба - как функциональные отношения». Также мы предполагаем, что подростки, проживающие в городе и подростки, проживающие в сельской местности, имеют существенные различия в проявлениях (стилях) дружеских отношений. Данные предположения обусловлены различиями в особенностях социальной среды по месту проживания.
Для достижения обозначенной цели нами были использованы следующие методики: методика «Направленность личности в общении» (НЛО) С.Л. Братченко; анкета «Представления о дружбе» (Е.В. Юркова) и эссе «Дружба. Мой друг» в интерпретации Е.В. Юрковой [11].
Математическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS STATISTICS (Лицензия обрабатывались с помощью качественного анализа и контент-анализа.
Выборку составили 41 обучающийся 9-х классов городской школы, из них 23 девушки и 18 юношей и 33 обучающихся 9-х классов сельской школы, из них 22 девушки и 11 юношей. Всего 74 человека.
Сравнительный анализ социальных представлений о дружбе городских и сельских подростков показал отсутствие по большей части вопросов статистически значимых различий. Преобладающим типом социальных представлений у подростков сельской и городской местности был выявлен тип «Дружба - как эмоциональные отношения». Подростки понимают под дружбой стабильные, откровенные и доверительные отношения, основой которых являются взаимная симпатия, духовная эмоциональная близость и поддержка.
Таким образом, нами было установлено, что в контексте содержательных характеристик социальных представлений о дружбе у сельских и городских подростков преобладает эмоциональная составляющая. Можно предположить, что это связано с особенностями подросткового возраста.
Далее был проведен сравнительный анализ стилей дружеских отношений у городских и сельских подростков. Мы выявили, что диалогическая коммуникативная направленность наиболее выражена у сельских подростков (35,7 баллов), а авторитарная проявляется, в большей степени, у городских подростков (18,4 баллов) (Рисунок 1). Статистические значимые различия обнаружены по критериям манипулятивной (на уровне р<0,0014) и альтероцентрической направленности (на уровне р<0,001). У сельских подростков почти не получили выражения конформный, манипулятивный и индифферентный стили.
Рисунок 1. Сравнительный анализ стилей дружеских отношений у городских и сельских подростков
У подростков сельской местности эмоциональная составляющая связана со стилем дружеских отношений, приближенному к партнерскому, то есть сельские подростки больше стремятся к равноправному
общению, основанному на взаимном уважении и доверии, также ориентируются на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремятся к взаимному самовыражению, развитию и сотворчеству.
У городских подростков было выявлено противопоставление эмоциональной составляющей - стилю дружеских отношений, приближенному к авторитарному и подавляющему. Можно предположить, что подростки, проживающие в городской среде считают, что дружба - это стабильные, откровенные и доверительные отношения, основой которых являются взаимная симпатия, духовная эмоциональная близость и поддержка, но при этом им свойственны стремление занимать доминирующую позицию, эгоистическая направленность и эмоциональная дистанцированность от партнера.
В итоге, анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы об особенностях представлений о дружбе у городских и сельских подростков:
2. Представления о дружбе у городских и сельских подростков во многом одинаковы. Для обеих групп респондентов важна эмоциональная составляющая отношений, поэтому и городские и сельские подростки относятся к типу «Дружба - как эмоциональные отношения»;
3. Сельские подростки больше стремятся к диалогическому (равноправному) общению, в то время как городские подростки больше склонны к авторитарному стилю общения.
Полученные результаты можно объяснить особенностями социокультурной среды, такими как: численность населения, и выходящие из этого открытость или закрытость в общении, а также отсутствие или наличие социальных и культурных контрастов, однако этот вопрос требует дальнейшего специального изучения.
Список используемой литературы:
1. Василькова, Ю. В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций [Электронный ресурс] : Учебник для ВУЗов. - Электрон. текстовые дан - М., 2001. - 440 с. - Режим доступа : https://ural-education.ru/ (дата обращения : 9.02.2018). - Загл. с экрана.
2. Жажина О.С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2012. №1.
3. Кон И.С. Проблемы исследования юношеской дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Советская Педагогика. - 1974. - № 10. - С. 35-45.
4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение [Электронный ресурс] : Учебник для вузов. - Электрон. текстовые дан - СПб.: Питер, 2001. - 544 с. - Режим доступа :
5. Лосенков В.А. О юношеской дружбе / Социальная психология личности / В.А. Лосенков. - Л.: Питер, 1974. - С. 114-124.
6. Мудрик А.В. К изучению устойчивости выбора друзей / Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / А.В. Мудрик. - Л.: Питер, 1973. - С. 110-117.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева / В.Н. Мясищев. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж,1995. - 356 с.
8. Родина A.M. Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека: Дис. ... к.психол.н., Санкт-Петербург, 2000. - 217 с.
9. Филд, Д. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Берлинского лонгитюдных исследований // Иностранная психология. - 1997. - №8. - С. 52-62.
10. Харре Р. Дружба как достижение: этогенетический подход к социальному взаимодействию / Межличностное общение: Хрестоматия. / Р. Харре. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
11. Юркова Е.В. Проявления социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: Дисс. ... к.психол.н., Санкт-Петербург, 2004. - 169 с.
12. Hinde, R.A. Individuals, Relationships & Cuiture. Links between ethology and the social sciences. -Cambridge University Press, 1987. - 213 p.