Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT / PERCEPTION / VISUAL PERCEPTION / MENTAL DEVELOPMENT DELAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копылова И.А., Свириденко И.А.

В данной статье затронута проблематика зрительного восприятия у школьников с задержкой психического развития, охарактеризованы трудности обучающихся с задержкой психического развития, раскрыта специфика развития зрительного восприятия у школьников данной группы, обоснованы средства коррекции недостатков их зрительного восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF VISUAL PERCEPTION OF SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

In this article the problems of the affected visual perception in students with mental retardation, is characterized by difficulties of students with mental retardation, the specifics of development of visual perception in students of this group, proved the means of correcting their vision.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 372

Копылова И.А. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» научный руководитель: Свириденко И.А., к.ф.н.

доцент

кафедра «Специального (дефектологического) образования»

Россия, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: В данной статье затронута проблематика зрительного восприятия у школьников с задержкой психического развития, охарактеризованы трудности обучающихся с задержкой психического развития, раскрыта специфика развития зрительного восприятия у школьников данной группы, обоснованы средства коррекции недостатков их зрительного восприятия.

Ключевые слова: развитие, восприятие, зрительное восприятие, задержка психического развития.

Kopylova I.A. student

State educational INSTITUTION of the Republic of KAZAKHSTAN «Crimean engineering and pedagogical Institute

Fevzi Yakubov University» scientific supervisor: Sviridenko I.A., Ph.D.

associate professor department of "Special (defectological) education"

Russia, Simferopol

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF VISUAL PERCEPTION OF SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Annotation: In this article the problems of the affected visual perception in students with mental retardation, is characterized by difficulties of students with mental retardation, the specifics of development of visual perception in students of this group, proved the means of correcting their vision.

Key words: development, perception, visual perception, mental development

delay.

Восприятие - это познавательный психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических

раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Этот процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов [5].

Психолог Л. С. Выготский отмечал: «Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, что влияет на органы чувств. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез различных ощущений в сложные комплексные системы» [3, с. 43].

Зрительное восприятие - это комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия [2].

Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции.

Недостаточное развитие восприятия у детей с задержкой психического развития не позволяет им овладеть правильными представлениями об окружающем мире, ведь их восприятие является фрагментарным, нецеленаправленным, суженным, замедленным, результаты восприятия ими не осмысливаются [7].

Вопрос Изучение зрительного восприятия выступает является одной из актуальных проблем в современной психологической и педагогической науке. Восприятие считается довольно сложным, общим процессом, направленным на понимание окружающей реальности, которая влияет на индивида. Восприятие характеризуется предметностью, избирательностью, целостностью, апперцепцией. Одним из видов восприятия выступает зрительное восприятие, в качестве сложной системной работы, включающей обработку зрительных сведений, поступающих из мира, ее оценивание, толкование, отнесенность к определенному классу.

Многие дети с задержкой психического развития испытывают трудности в процессе восприятия. Об этом свидетельствуют, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире, что является следствием не только бедности опыта ребенка. При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность.

Страдает и целостность восприятия. Дети испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое, в построение целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне.

Зрительное восприятие оказывает существенное влияние на сенсомоторное воспитание, а значит, и на интеллектуальное развитие ребенка, его способности к обучению, овладению письмом и другими навыками работы руками, а также на психоэмоциональное здоровье [4].

В процессе зрительного восприятия осуществляется анализ большого количества раздражителей, которые влияют на глаза. Ощущения от явлений и предметов тем более выразительны, чем сильнее развит зрительный анализатор. Особые свойства предметов иногда невозможно изучить без движения глаз и рук, то есть детям надо обследовать предмет со всех сторон.

У детей с нарушением интеллекта формирование любого из них нарушено, зрительные образы часто обедненные, неустойчивые и деформированные. Нарушения зрительного восприятия у детей негативно сказываются на их способностях к письму, различию фигур, соотношения частей и другого. Но при постоянных упражнениях на развитие зрительного восприятия его недостаточность можно компенсировать.

Острота зрения детей с задержкой психического развития обычно несколько нарушена, что не дает им возможность обособленно видеть предметы, которые стоят рядом. Ученики часто воспринимают их как один большой объект. Из-за недостатка остроты зрения окружающий мир представляется единым, лишенным выразительных форм, образы предметов теряют свою специфичность [1].

Дети с задержкой психического развития не умеют приспосабливать свое восприятие к переменным условиям. Недифференцированность зрительного восприятия приводит к трудностям различения предметов по цвету, форме, величине. Обучающиеся с задержкой психического развития не всегда владеют обобщающими категориями «цвет», «форма», «ширина», «толщина», «высота» и тому подобное. У детей-олигофренов со значительным опозданием формируется умение выделять цвет как признак предмета, им трудно усвоить названия даже основных цветов [4].

Еще более сложной задачей для учащихся с задержкой психического развития является выделение формы предмета. Они не различают плоские и объемные фигуры, в частности, сферу и круг, квадрат и куб; не замечают разницы между квадратом, прямоугольником, трапецией; не могут соотнести форму конкретного предмета с соответствующим эталоном. Вообще обобщенные эталоны форм у них не возникают, из-за этого они легко определяют форму тетради как прямоугольную и не могут выполнить это же задание относительно линейки [2].

Дети с задержкой психического развития при возникновении трудностей перцептивного характера самостоятельно не прибегают к практическим действиям. Если их побуждают к этому взрослые, после выполнения действия не могут сделать соответствующие выводы о свойствах предмета.

Благодаря специальному коррекционно-направленному обучению, трудовой подготовке в специальной (коррекционной) школе недостатки перцептивной деятельности детей с задержкой психического развития преодолеваются. Учащиеся учатся различать предметы по цвету, форме, величине, овладевают необходимыми терминами для названия этих признаков предмета. У них увеличивается объем и острота зрения,

улучшается фонематический слух, совершенствуются все перцептивные функции, в частности осмысленность, системность, константа.

Следовательно, основным средством коррекции недостатков восприятия является организация практической деятельности, с помощью которой ребенок совершенствует перцептивные действия, а также выделяет определенные признаки окружающего мира. Условием коррекционного эффекта практических действий является использование словесного объяснения их результатов самим ребенком. Большое значение в этом процессе приобретает обогащение пассивного и активного словаря ребенка, которые обозначают воспринятые характеристики предметов [6].

У некоторых учеников специальной (коррекционной) школы наблюдаются более грубые, по сравнению с другими одноклассниками, нарушения тех или иных видов и свойств восприятия. Такие дети нуждаются в дополнительных коррекционных занятий с психологом [6].

Для дополнительной стимуляции зрительного анализа и синтеза важно регулярно предлагать ребенку задачи на определение изменений в ряду, нахождения сходств и различий, бессмысленных или нереальных предметов, запоминание последовательности предметов, фигур, цифр или букв, рассмотрение сюжетных картинок, узнавание предметов по контуру и др. Любая активизация зрительной работы должна учитывать правила гигиены зрения и профилактики его нарушения [7].

Работая с такими детьми, педагоги должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Предлагаемая детям инструкция может не вызывать никакого действия не из-за их негативной установки, а из-за того, что она не была по-настоящему воспринята и усвоена.

Таким образом, у школьников с задержкой психического развития отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности восприятия. Хоть первичного повреждения органов ощущений при олигофрении чаще всего нет, восприятие у детей с задержкой психического развития характеризуется бедностью и неточностью. Недостаточное развитие восприятия этих детей не позволяет им овладеть правильными представлениями об окружающем мире, ведь их восприятие является фрагментарным, не целенаправленным, суженным, замедленным, результаты восприятия ими не осмысливаются.

Использованные источники:

1. Аветисов, С.Э. Зрительные функции и их коррекция у детей: моногр / С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко. - М.: Медицина, 2016. - 872 с.

2. Билетина, Т.А. Зрительное восприятие в логопедической практике: пропедевтика и развитие / Т.А. Билетина, Н.А. Щеглова // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 307-310.

3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2015. - 654 с.

4. Григорьева, Л.П. Развитие зрительного восприятия / Л.П. Григорьева. -М.: «Школа-Пресс», 2017. - 160 с.

5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2011. - 224 с.

6. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Сфера, 2017. - 230 с.

7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М.: Академия, 2014. - 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.