Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1689
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / MENTAL DEVELOPMENT DELAY / COGNITIVE ACTIVITY / PERCEPTION / ATTENTION / MEMORY / THINKING / SPEECH / EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михаеш С.В.

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является изучение особенностей высших психических функций, их причины и механизмы формирования нарушений у детей с задержкой психического развития, которые позволяют найти наиболее успешные способы коррекции ребенка с задержанным психическим развитием. Акцент в исследовании авторами сделан на изучение особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отечественными и зарубежными авторами. Научная новизна состоит в том, что описаны познавательные процессы, их причины и механизмы отечественными и зарубежными исследователями. Практическая значимость исследования: проведен анализ отечественных и зарубежных исследований познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михаеш С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF COGNITIVE ACTIVITY IN CHILDREN WITH MENTAL DELAY IN RUSSIA AND ABROAD

One of the current problems of correctional pedagogy is the study of the features of higher mental functions, their causes and mechanisms of formation of disorders in children with mental retardation, which allow us to find the most successful ways to correct a child with delayed mental development. The authors ' research focuses on the study of the features of cognitive activity of preschool children with mental retardation by domestic and foreign authors. The scientific novelty consists in the description of cognitive processes, their causes and mechanisms by domestic and foreign researchers. Practical significance of the study: the analysis of domestic and foreign studies of cognitive activity in children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

Исследование познавательной деятельности у детей с задержкой психического

развития в России и за рубежом

Study of cognitive activity in children with mental delay in Russia and abroad

Михаеш С.В.

Студент 3 курса Факультет психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

РФ, г. Тюмень e-mail: stud0000193 709@study. utmn. ru

Mikhaesh S.

Student 3 term Faculty of psychology and pedagogy Tyumen State University Russia, Tyumen e-mail: stud0000193 709@study. utmn. ru

Научный руководитель Отева Н.И.

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования,

аспирант

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

г. Тюмень, Россия e-mail: n.i.oteva@utmn.ru

Scientific adviser Oteva N.

Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Graduate Student,

Tyumen State University Tyumen, Russia e-mail: n.i.oteva@utmn.ru

Аннотация.

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является изучение особенностей высших психических функций, их причины и механизмы формирования нарушений у детей с задержкой психического развития, которые позволяют найти наиболее успешные способы коррекции ребенка с задержанным психическим развитием. Акцент в исследовании авторами сделан на изучение особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отечественными и зарубежными авторами. Научная новизна состоит в том, что описаны познавательные процессы, их причины и механизмы отечественными и зарубежными исследователями. Практическая значимость исследования: проведен анализ отечественных и зарубежных исследований познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.

Annotation.

One of the current problems of correctional pedagogy is the study of the features of higher mental functions, their causes and mechanisms of formation of disorders in children with mental retardation, which allow us to find the most successful ways to correct a child with delayed mental development. The authors ' research focuses on the study of the features of cognitive activity of preschool children with mental retardation by domestic and foreign authors. The scientific novelty consists in the description of cognitive processes, their causes and mechanisms by domestic and foreign researchers. Practical significance of the study: the analysis of domestic and foreign studies of cognitive activity in children with mental retardation.

Ключевые слова: задержка психического развития, познавательные деятельность, восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера.

Key words: mental development delay, cognitive activity, perception, attention, memory, thinking, speech, emotional-volitional sphere.

Актуальность. По данным авторов, ЗПР (задержка психического развития) является наиболее часто встречаемым психо лого-педагогическим диагнозом в России, тем самым являясь одной из самых актуальных проблем коррекционной педагогики.

Изучение детей с ЗПР позволило установить их клинико-психолого-педагогическую характеристику, причины и механизмы нарушения. На основании этого были разработаны принципы коррекционной работы психического развития детей с ЗПР.

Цель исследования: изучение познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.

В советской дефектологии изучение ЗПР началось в 50-60-х гг., такими исследователями как М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, Т. А. Власова, К. С. Лебединская. Их изучение детей с ЗПР базировались на трудах Л. С Выготского и А. Р. Лурия, которые позволили выявить взаимосвязь между ЗПР и последствиями маловыраженных резидуальных органических повреждений центральной нервной системы в перинатальном или постнатальном периоде (первые три года ребенка), а также наследственной обусловленной недостаточности мозга.

По их мнению, данная группа детей многообразна по своим этиопатогенетическим признакам, которая отличается от умственной отсталости. На основе этого Г. Е. Сухарева выделила формы интеллектуальной недостаточности у детей с задержкой психического развития.

В 1966 г. М. С. Певзнер опубликовала работу «Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний», а также выявила и классифицировала черты психофизического инфантилизма, проявляющегося на основе задержки дифференциации созревания лобных структур головного мозга и эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР [2].

В 70-80-е гг. значительным этапом в изучении ЗПР стали исследования К. С. Лебединской, которая выделила четыре основных типа ЗПР [4]:

1.Задержку психического развития конституционального происхождения;

2. Задержку психического развития соматогенного происхождения;

3. Задержку психического развития психогенного происхождения;

4.Задержку психического развития церебрально-органического генеза.

Данные типы ЗПР отличаются друг от друга доминированием интеллектуальных нарушений либо нарушений эмоционально-волевой сферы. При интеллектуальной недостаточности замедлен темп формирования познавательной деятельности, при эмоционально-волевой - лабильность психических процессов.

В многих зарубежных исследованиях причинами ЗПР у детей выделили неблагополучные условия развития, педагогическая запущенность, социально-культурная депривация, которые расценивались как факторы, влияющие на нарушения познавательной деятельности ребенка. Такие дети описывались как дети с трудностями в обучении.

В 1947 г. была опубликована монография А. Штрауса и Л. Летинена, в которой описывались дети с трудностями в обучении и поведения с сохранными интеллектуальными возможностями. Причинами данной задержки психического развития связывали с минимальной мозговой дисфункцией, определяющей невыраженные церебрастенические нарушения у детей данной группы [7].

По данным исследованиям позволяют выделить, что у детей низкий уровень активности познавательной деятельности за счет остаточных повреждениях центральной нервной системы, что детерминирует нейродинамическую недостаточность, связанную с быстрой истощаемостью психических функций: восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Низкая познавательная активность, совместно с быстрой утомляемостью истощаемостью определяют трудности в обучении и усвоении нового материала.

Пассивность мыслительной деятельности проявляется в устойчивых ассоциациях, не поддающихся изменению. При усвоении новых знаний склонны к стереотипизации, применяют старые способы, никак не модифицируя их, свидетельствуя о трудности переключения с одного способа решения на другой. Это хорошо можно увидеть на примере, где при самостоятельном нахождении решении новой задачи используют старые привычные методы, тем самым упрощают и изменяют задачу на более легкую. Это указывает на то, что дети с ЗПР имеют низкую саморегуляцию своих действий, а также в незаинтересованности решении поставленных задач, пытаясь избежать трудностей и ошибок. Это прослеживается на всех этапах обучения, возникает проблема при решении задачи, т.к. не происходит ее анализ, не выстраиваются пути для решения, то есть не происходит мобилизация мыслительных операций. У детей с ЗПР снижена способность обобщения, классификации и сравнения материала, поскольку недостаточно сформированы основные мыслительные операции анализа и синтеза. Испытывают сложности в зрительном представлении ситуации и манипуляции с предметами без выполнения практических действий в реальности, так как недостаточно развита зрительно-аналитико-синтетическая деятельность.

Восприятие у детей имеет свою особенность, прослеживающаяся в ее ограниченности и фрагментарности. Вследствие медленно формирующихся межанализаторных связей, у детей присутствуют сенсомоторные нарушения, поэтому не в полной мере развиты пространственно-временные представления. Это проявляется в трудности узнавания недорисованных, перевернутых, наложенных друг на друга изображениях. При копировании геометрических фигур не могут передать их форму и пропорции. Также при рисовании частей тела наблюдается их несоразмерность либо некоторые из них отсутствуют.

Для детей с ЗПР характерно недостаточность произвольной памяти. Они с трудом воспринимают материал и неточно его воспроизводят, это связано с неумением применять приемы запоминания (смысловая группировка, классификация) и слабостью самоконтроля, саморегуляции своей произвольной деятельности. В некоторых случаях у детей развита непроизвольная память, но все же она ниже, чем у нормально развивающихся детей, объясняется это слабой познавательной активностью [3].

Особенностями внимания у детей с ЗПР являются: неустойчивость, слабая концентрация и снижение объема внимания, неспособность распределять свое внимания. При более усиливающемся выполнении задании, ребенок становится более рассеянным, что определяет высокий уровень психической истощаемости. Дети с ЗПР испытывают сложности сосредоточения на определенном объекте, поскольку часто отвлекаются.

Неустойчивость внимания служит источником неравномерной работоспособности и спаду продуктивности деятельности ребенка, которую он выполняет.

При ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения. Дети испытывают трудности в понимании лексико -грамматических связей, обладают ограниченными словарем и синтаксическими конструкциями. Также имеют негрубые дефекты звукопроизношения, недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие. Недоразвитие речевой деятельности оказывает значительное влияние на уровень познавательной деятельности.

Для детей с ЗПР характерно неустойчивость эмоционально-волевой сферы. Они испытывают затруднения в установлении контакта со сверстниками и взрослыми. Частое проявление таких эмоциональных расстройств, как страх, тревожность, склонность к аффективным действиям. Таким детям характерны различные формы инфантилизма. Им свойственны низкая критичность к своему поведению, не развито чувство долга и ответственности. Эмоции у них поверхностны, поэтому дети легко внушаемы и подвержены к подражанию.

Несформированность эмоционально-волевой сферы является значительным фактором, тормозящий познавательную деятельность ребенка из-за слабой мотивации и низкого самоконтроля. Проявляется особенно ярко у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, когда происходит переход на учебную деятельность [6].

Таким образом, анализируя отечественные и зарубежные исследования, можно проследить собственную специфику изучения ЗПР. Отечественные исследования акцентируют внимание на пограничном уровне нарушений и их обратимости. В зарубежной литературе проблема ЗПР рассматривается в большей степени с биосоциальной позиции, где дети обозначаются в основном как «дети с трудностями в обучении» и «педагогически запущенные дети».

Данная группа детей различна, форма и степень ЗПР зависит от множества этиопатогенетических причин. Незрелость эмоционально-волевой сферы, а также медленное и недостаточное развитие психических процессов, которые проявляются в низком уровне сформированности восприятия, памяти, внимания, мыслительной деятельности и всех сторон речи, что обуславливает особенности познавательной деятельности при ЗПР. В значительной степени оказались нарушены целенаправленность и самоконтроль собственной деятельности, которые безусловно снижают познавательную активность детей с ЗПР, тем самым затрудняя процесс обучения и усвоения новых знаний и навыков. Знание особенностей психических функций, в том числе специфичность эмоционально-волевой сферы данной группы детей, необходимы для разработки методов диагностики и создания наиболее эффективных коррекционных программ обучения и воспитания детей с ЗПР.

Список используемой литературы:

1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. высш. пед. учеб. заведений / Л.О. Бадалян. испр, - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 384 с.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 173 с.

3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М.: Педагогика, 1973. - 152 с.

4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1985. - 148 с.

5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. В 2 т. - М.: Академический проект, 2000. - 512 с.

6. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов.: «Николаев», 2004. - 68 с.

7. Cohen, LG., Celnik P., Cjrwell B. et al. Functional relevance of cross-modal plasticity in blind humans // Nature / 1997. Sept. 11. 389 (6647) / - P. 180-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.