Научная статья на тему 'Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте'

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4661
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВНИМАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / PRIMARY SCHOOL AGE / ATTENTION / COGNITIVE PROCESSES / PROPERTIES OF ATTENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорина Елена Валерьевна, Катушенко Ольга Александровна, Фалина Светлана Артемьевна

Современная психология обладает широким опытом изучения феномена внимания. Сегодня внимание рассматривается, как универсальный познавательный процесс, не обладающий собственным содержанием, но обеспечивающий функционирование всех остальных процессов, как особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредоточивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание совершенствуется на протяжении всей жизни человека, однако младший школьный возраст является периодом его приоритетного развития. В статье представлены результаты диагностики особенности развития внимания у учащихся начальных классов. Эмпирически установлено, что на протяжении обучения детей в начальной школе некоторые свойства внимания получают приоритетное развитие, а некоторые свойства, наоборот, могут подвергаться регрессу. Выявленные особенности динамики развития свойств внимания у младших школьников за период их обучения в начальной школе обусловливают необходимость проведения с детьми целенаправленной развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорина Елена Валерьевна, Катушенко Ольга Александровна, Фалина Светлана Артемьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF ATTENTION IN EARLY SCHOOL AGE

Modern psychology has extensive experience in studying the phenomenon of attention. Today attention is considered as a universal cognitive process, which does not have its own content, but provides the functioning of all other processes, as a special state of consciousness, through which the subject directs and focuses the cognitive processes for a more complete and clear reflection of reality. Attention has been improving throughout the life of the individual, but primary school age is a period of priority development. The article presents the results of diagnosis of the features of attention development in primary school students. It is empirically established that during the education of children in primary school, some properties of attention are given priority development, and some properties, on the contrary, may be subject to regression. The revealed features of the dynamics of development of the properties of attention in primary school students during their education in primary school necessitate targeted developmental work with children.

Текст научной работы на тему «Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте»

12. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; Н.А. Зимина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. - 42 с.

13. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: http: //www.kremlin.ru/acts/news/57425

14. ФГОС специальности 44.03.02 Психолого-педагогическое образование // URL:http://classinform.ru/fgos/44.03.02-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie.html

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/

Психология

УДК 159.9.07

старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования "Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина" (г. Нижний Новгород);

магистр Катушенко Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования "Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина" (г. Нижний Новгород);

магистр Фалина Светлана Артемьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования "Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина" (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Современная психология обладает широким опытом изучения феномена внимания. Сегодня внимание рассматривается, как универсальный познавательный процесс, не обладающий собственным содержанием, но обеспечивающий функционирование всех остальных процессов, как особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредоточивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание совершенствуется на протяжении всей жизни человека, однако младший школьный возраст является периодом его приоритетного развития. В статье представлены результаты диагностики особенности развития внимания у учащихся начальных классов. Эмпирически установлено, что на протяжении обучения детей в начальной школе некоторые свойства внимания получают приоритетное развитие, а некоторые свойства, наоборот, могут подвергаться регрессу. Выявленные особенности динамики развития свойств внимания у младших школьников за период их обучения в начальной школе обусловливают необходимость проведения с детьми целенаправленной развивающей работы.

Ключевые слова: младший школьный возраст, внимание, познавательные процессы, свойства внимания.

Annotation. Modern psychology has extensive experience in studying the phenomenon of attention. Today attention is considered as a universal cognitive process, which does not have its own content, but provides the functioning of all other processes, as a special state of consciousness, through which the subject directs and focuses the cognitive processes for a more complete and clear reflection of reality. Attention has been improving throughout the life of the individual, but primary school age is a period of priority development. The article presents the results of diagnosis of the features of attention development in primary school students. It is empirically established that during the education of children in primary school, some properties of attention are given priority development, and some properties, on the contrary, may be subject to regression. The revealed features of the dynamics of development of the properties of attention in primary school students during their education in primary school necessitate targeted developmental work with children.

Keywords: primary school age, attention, cognitive processes, properties of attention.

Введение. Проблема развития внимания всегда считалась одной из самых значимых проблем в психологии. Ее значимость обусловлена универсальностью внимания - процесса, определяющего особенности функционирования всех других познавательных процессов и поведения.

Современная психология располагает большим числом научных исследований проблемы развития внимания, его физиологических основ и механизмов функционирования. Это работы таких авторов, как Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.И.Гальперин, И.Гербарт, В.В.Давыдов, Н.Ф.Добрынин, В.С.Ильин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Дж.Миль, А.В.Петровский, Н.Н.Поддъяков, Т.Рибо, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Г.А.Урунтаева, Г.А.Цукерман, Л.М.Фридман, Г.М.Щукина, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и другие.

Познание законов и механизмов развития внимания, динамики его свойств и качеств в разных возрастных периодах, позволяет раскрыть механизмы совершенствования процессов познания, деятельности и поведения человека на протяжении всего периода его жизни.

В этом плане младший школьный возраст занимает особое место, в силу своей особой значимости в обеспечении психического развития во всех последующих периодах взросления.

Начало обучения в школе, включение ребенка в социально значимую активную познавательную деятельность существенным образом изменяет содержание психологической реальности детей. В условиях систематического обучения интенсивное развитие получают все познавательные процессы, и в первую очередь внимание.

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания у детей происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств, особенно увеличивается его объем, повышается устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения (Н.Ф.Добрынин, З.М.Истомина, Б.М.Теплов, Д.Н.Узнадзе).

Однако, как показывает опыт, психологам школ постоянно приходится слышать жалобы родителей и педагогов на невнимательность, расторможенность, отвлекаемость и несобранность детей младшего школьного возраста. Внимание младших школьников, особенно первоклассников, во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. Их внимание в основном слабо организовано, имеет небольшой объем, дети испытывают затруднения с его распределением и переключением. К примеру, первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя, следить за тем, что они пишут в тетради и за тем, как они сидят за партой.

Младшие школьники не умеют управлять своим вниманием, и сосредотачивать его на главном, и быстро соскальзывают на второстепенные детали, забывая о цели деятельности, чему также способствует повышенная эмоциональная возбудимость детей [1, 2].

Ценность младшего школьного возраста состоит в том, что внимание развиваясь постепенно, в определенный момент становится свойством личности, ее постоянной чертой, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это наблюдательный человек, полно и точно воспринимающий окружающий мир, в учении и деятельности он успешнее, чем человек, не обладающий этим свойством.

Именно поэтому, подчеркивая особую значимость развития внимания у детей младшего школьного возраста, Л.С.Выготский говорил: «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию и формированию личности и характера» [4].

Формулировка цели статьи. Изучение особенностей развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста отвечает актуальным потребностям современной педагогической и психологической практики, кающейся решения проблем повышения качества учения и образования детей в целом.

Поэтому вопросы активизации развития внимания у младших школьников сегодня относятся к числу наиболее актуальных.

Цель данной статьи - выявление особенностей развития внимания у современных младших школьников на протяжении периода их обучения в начальной школе.

Для диагностики особенностей развития внимания у современных младших школьников на протяжении периода их обучения в начальной школе были использованы следующие методики:

- Методика «Запомни и расставь точки» (изучение объема внимания) [5];

- Методика «Найди и вычеркни» (изучение продуктивности и устойчивости внимания[5];

- Тест Пьерона-Рузера (изучение распределения внимания)[5];

В исследовании принимали учащиеся 1-4-х классов общеобразовательной школы г. Бор.

Изложение основного материала статьи. Проведенный анализ полученных результатов по изучению уровня развития объема внимания у учащихся начальных классов показал следующее:

1. У учащихся 1го класса зарегистрированы средний и низкий уровни развития объема внимания - по 50% детей каждого уровня.

Дети со средним уровнем объема внимания безошибочно смогли выполнить те задания, в которых на карточках изображено 3- 4 точки и меньше, а дети с низким уровнем объема внимания безошибочно смогли выполнить лишь те задания, в которых на карточке изображено только 2-3 точки. Таким образом, мы можем сделать вывод, что у первоклассников уровень развития объема внимания недостаточен и соответствует уровню детей дошкольного возраста.

2. У учащихся 2го класса показатели объема внимания несколько иные. В данном классе выявлены следующие группы детей: 25% детей с высоким уровнем развития объема внимания, 45% детей со средним уровнем развития объема внимания 30% детей имеют низкий уровень объема внимания.

Несмотря на то, что среди учащихся второго класса, была выявлена группа детей с высоким уровнем объема внимания, преобладающей все же явилась группа детей со средним уровнем объема внимания - 45 % детей.

3. В третьем классе был зарегистрирован случай проявления ребенком очень высокого уровня развития объема внимания, довольно большая группа детей с высоким уровнем развития объема внимания - 40 % от числа учащихся в классе, такая же по количеству детей группа со средним уровнем развития объема внимания (40%) и совсем небольшая группа детей с низким уровнем объема внимания - 15% учащихся класса.

Дети с высоким уровнем развития объема внимания, как и дети во втором и первом классах с этим же уровнем объема внимания, хорошо выполнили задания с количеством 4-5 точек на карточках.

Увеличение количества детей с высоким и средним уровнем объема внимания в этом классе подтверждает данные литературы о том, что с возрастом у младших школьников объем внимания значительно возрастает.

4. У учащихся 4го класса тенденция к возрастанию показателей увеличения объема внимания у детей сохранилась и стала еще более выраженной. Здесь количество детей с очень высоким уровнем развития объема внимания составило уже 20 % детей, с высоким уровнем развития объема внимания - 40 % детей, а количество учащихся со средним и низким уровнем объема внимания сократилось - детей со средним уровнем объема внимания - 30 %, а с низким - 10 %.

Проверка достоверности различий в проявлениях уровня развития объема внимания у младших школьников позволила сделать вывод, что все произошедшие изменения являются достоверно значимыми.

Следовательно, мы можем говорить о том, что на протяжении обучения детей в начальной школе у них статистически достоверно увеличивается объем внимания.

Анализ полученных результатов изучения особенностей развития распределения внимания позволяет сделать следующие выводы:

1. У учащихся первого класса выявлено преобладание показателей среднего и низкого уровней развития распределения внимания - 35% детей на каждом уровне. Задание для детей оказалось не простым, необходимость выполнять правило и в разных фигурах писать разные знаки, да к тому же еще и работать быстро, привело к тому, что многие дети стали допускать ошибки, перестали обращать внимание на образец.

Также в первом классе 15 % учащихся с высоким уровнем распределения внимания и 15% детей с очень низким уровнем распределения внимания - они делали много ошибок, пытали их исправить и работать дальше, в результате совсем запутались и результат оказался низким.

2. Во втором классе ситуация оказалась аналогичной. Также преобладающими оказались средний и низкий уровень распределения внимания - по 30% детей на каждом из уровней. Уровень выполнения заданий у них таким же, как и у первоклассников, показавших эти же уровни.

Также была выявлена незначительная группа детей с высоким уровнем распределения внимания - 20% детей и с очень низким - тоже 20% детей. Уровень выполнения задания у них был таким же, как и у первоклассников с такими же показателями.

3. В третьем классе ситуация повторилась, равно как и в четвертом.

В третьем классе преобладают показатели среднего уровня развития распределения внимания - 35%, при том, что детей с высоким и низким уровнем распределения внимания по 20% и выявлена была группа детей с очень низким уровнем - 10 % детей.

4. В четвертом классе выявлена та же тенденция: показатели среднего уровня развития распределения внимания значительно преобладают - 40%, детей с высоким уровнем распределения внимания - 20%, с низким уровнем - 25 % и совсем малочисленная группа с очень низким уровнем распределения внимания -15% детей.

Уровень выполнения заданий у третьеклассников и у учащихся четвертого класса не отличался от уровня второклассников. Затруднение также составила необходимость соблюдать правило и контролировать свои действия.

5. Недостаточность развития распределения внимания у младших школьников в целом отражает тенденции возрастной нормы, о чем говорилось в литературе, однако, это может быть еще и проявлением недостаточности развивающей работы с детьми.

Проверка достоверности различий в проявлениях уровня развития распределения внимания у младших школьников позволила сделать вывод, что статистически достоверные различия выявлены только между показателями распределения внимания у второклассников и учащихся третьего класса.

Различия между показателями распределения внимания у первоклассников и второклассников, и третьеклассников и четвероклассников оказались случайными.

Следовательно, мы можем говорить о том, что на протяжении обучения детей в начальной школе также происходят определенные изменения в показателях сформированности распределения внимания, но эти улучшения не значительны и касаются в основном незначительного совершенствования качества внимания у младших школьников с низким уровнем развития распределения. В такой ситуации можно сказать лишь о том, что под воздействием систематического обучения некоторые дети, имеющие недостаточность развития внимания, просто «дозревают». Говорить именно так, нам позволяет тот факт, что качественного улучшения распределения внимания у младших школьников с более высокими показателями за время из обучения в начальной школе так и не происходит.

Анализ полученных результатов изучения особенностей развития продуктивности и устойчивости внимания у младших школьников позволяет сделать следующие выводы:

1. У первоклассников выявлена малочисленная группа детей с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания (15 %). Наиболее значительной является группа детей со средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания - 50 % учащихся класса. Эти дети при выполнении задания большинство ошибок, как и в предыдущих исследованиях, сделали уже ближе к завершению работы, сказалось утомление.

Также выявлены группы детей с уровнем ниже среднего и низким - 20 и 15 % детей соответственно.

Задание для этих детей, как и прошлые задания, оказалось трудным, делали много ошибок, забыли правило.

2. Во втором классе очень заметны различия в показателях высокого уровня развития продуктивности и устойчивости внимания. Группа детей с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания составила 45%.

Группа детей со средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания - 35%, что несколько ниже по значениям по сравнению с первым классом. Учащихся с уровнем ниже среднего столько же, сколько и во втором классе - 20%. Качество выполнения задания у этих детей почти такое же, как и у детей первого класса

- также много ошибок, также виды признаки истощаемости и утомления.

3. В третьем классе - также как и в предыдущем исследовании видна тенденция к снижению количества детей с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания (их здесь 25%) и сохраняется преобладание детей со средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания - 40% учащихся класса.

Следует отметить, что в третьем кассе произошли изменения в показателях низкого уровня и уровня ниже среднего. Здесь не зарегистрировано детей с низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания, в то время как количество детей с уровнем ниже среднего несколько больше, чем во втором классе

- их здесь 35%. В целом это можно считать благоприятным показателем, значит, все же, процесс развития внимания благоприятно разрешается для этой категории детей.

4. В четвертом классе выраженность тенденции в снижении показателей высокого уровня продуктивности и устойчивости внимания сохранилась - здесь школьников с высоким уровнем также как и в третьем классе 25%, незначительно возросло количество детей со средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания - здесь их 50%, но при этом также сократилось количество детей с уровнем ниже среднего - их здесь 25%.

Обобщая эти данные мы можем сделать вывод, что развитие продуктивности и устойчивости внимания за время обучения младших школьников в начальной школе, несмотря на колебания высокого уровня, все же происходит - улучшение качества внимания у детей с низким уровнем до уровня ниже среднего или даже среднего - это тоже положительная тенденция.

Статистически достоверные различия выявлены между показателями продуктивности и устойчивости внимания у первоклассников и второклассников.

Различия между показателями продуктивности и устойчивости внимания у второклассников и третьеклассников, а также между показателями у третьеклассников и четвероклассников оказались случайными.

Следовательно, мы можем говорить о том, что на протяжении обучения детей в начальной школе происходят определенные изменения в показателях сформированности у учащихся продуктивности и

устойчивости внимания - улучшение показателей у второклассников и последующее снижение высокого уровня выраженности этого качества на протяжении третьего класса и в четвертом.

Выводы Результаты нашего исследования позволяют констатировать следующее:

1. За период обучения детей в начальной школе у младших школьников достоверно улучшаются показатели объема внимания, причем это улучшение происходит на протяжении всего периода - с первого по четвертый класс. Поскольку объем внимания в большей степени отражает степень физиологической зрелости мозга детей, мы можем говорить о том, в условиях систематического обучения эти процессы неуклонно совершенствуются и дети физиологически «дозревают», что в целом благоприятно для общего психического развития и тем более для развития познавательных процессов и внимания, в частности.

2. За период перехода детей из первого класса во второй достоверные улучшения отмечаются в степени развития у детей продуктивности и устойчивости внимания, за последующие периоды обучения, сколько бы то ни было значимых изменений этого свойства внимания не отмечено.

3. Статистически значимые изменения происходят в степени сформированности качеств распределения у младших школьников при их переходе из второго в третий класс - качество распределения у детей в этот период снижается. Это может быть связано и как с проявлением каких-либо физиологических особенностей, накопившихся в этому периоду, утомляемости детей, а также с недостаточностью развивающей работы с детьми в условиях, когда уровень сложности учебного материла значительно возрастает.

Литература:

1. Афанасьев, В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Вологоград, - 2008 - 236 с.

2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Добрынин, Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников / Н.Ф. Добрынин. - М. -2003. - 125 с.

4. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьников? / С.С.Левитина /. - М. - 2010 - 96 с.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004 - 248с .

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель Смоловик Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного проблеме эмоционального самочувствия студентов при изучении иностранного языка в ВУЗе. Цель исследования заключается в выявлении особенностей эмоционального самочувствия студентов, как одного из основных компонентов учебной мотивации, в процессе изучения иностранного языка. Экспериментальное изучение проводилось на базе Нижегородского Государственного Педагогического Университета им. К. Минина среди студентов первого, второго и выпускного курсов при помощи методики САН (самочувствие, активность, настроение), авторами которой являются В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай. Диагностика выявила, что студенты второго курса имеют самые низкие показатели по всем критериям: самочувствие, активность, настроение. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям иностранного языка для оптимизации процесса обучения иностранному языку и повышения мотивации студентов.

Ключевые слова: мотивация, эмоциональное самочувствие, иностранный язык, студенты.

Annotation. The article presents the results of the experimental study devoted to the problem of students' emotional state while studying a foreign language at the University. The aim of the research is to identify the features of students' emotional state, as one of the main component of academic motivation, in the process of learning the foreign language. The empirical research was conducted among freshmen, sophomores and undergraduate students of Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University by means of WAM (well-being-activity-mood). The diagnosis revealed that the sophomores have the lowest rates for all criteria. The research materials can be useful for teachers to optimize the learning process and increase students' motivation.

Keywords: motivation, emotional state, foreign language, students.

Введение. На современном этапе социального, экономического и политического развития наше общество нуждается в высококвалифицированных кадрах, владеющих иностранным языком на уровне, необходимом для реализации профессиональных задач и самосовершенствования. Данные требования к выпускникам ВУЗов прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте 3++, методологическую основу которого составляет компетентностный подход и определяет направления пересмотра всех компонентов процесса обучения [3]. Таким образом формирование коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранным языкам в ВУЗе в том числе и на неязыковых профилях подготовки.По мнениюН.А.Бакшаевой, А.А.Вербицкого вопрос успешности протекания учебной деятельности студентов в высшей школе напрямую зависит от мотивации [2]. Проблема мотивации является актуальной и одной из основополагающих как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Она широко представлена в многочисленных исследованиях таких ученых, как И.Л.Бим (1989), А.А.Вербицкий (2006) [2], И.А.Зимняя (1997), Г.В.Рогова (1999), Дж. Аткинсон (1957), А. Маслоу (1957), Д. Макклелланд (1953), Р.Гарднер (2004)[8], Х. Хекхаузен (1967), Деси (2017) [9], Невид (2013) и других.В психологической литературе доказана зависимость мотивации студентов от эмоций, которые они испытывают в ходе учебной деятельности. Непосредственно эмоции имеют мотивирующее значение в процессе изучения иностранного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.