История педагогики и образования Андреева Людмила Александровна
Аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия УДК 374.72
ББК 74.200.58(2Р-4Ир)г ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ИРКУТСКЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье рассмотрены особенности становления внешкольного образования в Иркутске (исторический аспект). Автором обосновывается позиция необходимости развития внешкольного образования в начале XX века. На материале документов и фактов представлены различные виды и типы реализации внешкольного образования в Иркутске в начале XX века.
Ключевые слова: история образования, дополнительное образование, Иркутск, начало XX века.
NON-FORMAL EDUCATION DEVELOPMENT FEATURES IN IRKUTSK AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
The present article deals with the peculiarities of non-formal education in Irkutsk (historical aspect). The author substantiates the necessity of the non-formal education development at the beginning of the XX century. Different kinds and types of non-formal education implementation in Irkutsk at the beginning of the XX century are submitted on the basis of documents and facts.
Key words: history of education, non-formal education, Irkutsk, the beginning of the XX century.
В первые годы ХХ века в Иркутской губернии продолжался подъем основных отраслей промышленности. Наибольшим образом развитию экономики Иркутской губернии способствовало открытие Восточносибирской железной дороги в 1898 году. Для такого большого региона было очень важно, что сибирский железнодорожный путь, наконец, пришел и в Иркутск. В городе началось строительство станции, депо, вокзала. Одной из долей в экономике края составляла добыча угля. Черемховские копи обеспечивали топливом открывшуюся железную дорогу и близлежащие населенные пункты. Значительное место в экономике края занимали Ленские золотые прииски. Несомненно, что бурное развитие производства и железнодорожный путь, который напрямую соединил Европейскую Россию и Восточную Сибирь, привели к значительному увеличению численности населения, в том числе и притоку большого числа переселенцев. Например, численность населения в Иркутской губернии в 1909 году составляла 634270 человек, а в 1914 году -696200 человек, то есть за пять лет прирост составил 61930 человек [2, с. 29]. Сравнивая число жителей города Иркутска по проведенной переписи населе-
ния, имеем: в 1897 году - 51434 человека, в 1904 году - 75697 человек, в 1908 году 91117 человек [6, с.112-113]. Увеличение населения прямым образом отразилось на проблеме образования нашего края. Из года в год увеличивалось как число самих учебно-воспитательных учреждений, так и число учащихся в них. Например, в 1906 году число школ в г. Иркутске составляло 78 с количеством учащихся 7456 человек, в 1909 году - 87 школ и, соответственно, 9725 учащихся. Для многих детей школьного возраста обучение оказывалось недоступным из-за нехватки школ, условий крестьянского быта, когда дети с раннего возраста привлекались к домашнему и сельскохозяйственному труду. Ежегодный журнал «Обзор Иркутской губернии за 1912 год» писал: «Число учащихся, в общем, с каждым годом увеличивается, и наличное число низших и средних учебных заведений не вмещает всех желающих поступить в учебные заведения, несмотря на то, что почти во всех учебных заведениях, находящихся в г. Иркутске, образованы по одному и даже по два параллельных класса. В результате создались конкурсные испытания при вступительных экзаменах, и менее подготовленная и способная часть желающих учиться остаются непринятыми в учебные заведения» [3, с. 89]. Но еще большее количество нуждающихся в образовании составляло население старше 14 лет, не охваченное школьной сетью. Законодательство не предусматривало образование этих людей, отсюда передовая общественность Иркутска и органы местного самоуправления на местном уровне поставили вопрос о внешкольном образовании, который решали своими силами.
Экономическая необходимость, связанная с модернизацией производства, заставили российское общество обратить особое внимание на развитие общего образования взрослого населения, занятого в производстве, в основном, рабочих и крестьян. Распространять и поддерживать элементарные знания среди взрослого населения можно было посредством внешкольного образования. Постепенно сложилась сеть внешкольного образования, состоящая из воскресных школ, народных чтений, школьных, народных библиотек и библиотек-читален, вечерних и повторительных классов и курсов для взрослых, народных университетов, народных домов, книжной торговли через книжные склады. Основным принципом внешкольного образования была общедоступность (бесплатность и доступный образовательный уровень).
Внешкольное образование на рубеже веков стало частью образования, которое изучали такие видные ученые как В.П. Вахтеров («Внешкольное образование народа»), В.П. Чарнолусский («Основные вопросы организации внешкольного образования в России»).
Внешкольное образование — это совокупность форм культурнопросветительной, общеобразовательной и воспитательной работы среди взрослого населения [1]. Термин «внешкольное образование» появился во 2-й половине XIX века и получил распространение в России, когда в целях просвещения в ряде европейских стран стали создаваться народные библиотеки,
народные дома, народные университеты, воскресные школы, рабочие клубы и другие культурно-просветительные учреждения для взрослых.
Внешкольное образование в Иркутске было представлено как образовывающимися обществами продвижения просвещения в нашем крае, так и частными лицами, меценатами. Опыт открытия культурно-образовательных учреждений не был всегда положителен. В Иркутске в 1900 году созданное Общество распространения народного образования и народных развлечений внесло предложение об открытии и содержании вечерних классов для взрослых [5]. Вопрос о типе учебного заведения подробно обсуждался два раза в Совете. Было постановлено принять меры к открытию первого отделения вечерних классов применительно к программе городского училища; решение о втором отделении было предложено рассмотреть позже. Наибольшая трудность возникла в нахождении преподавателей, готовых взяться за это дело. Был выработан устав, намечены программы, но вечерние классы так и не были открыты.
Общество организовало публичные лекции для взрослого населения, с этого начались «Иркутские Общедоступные курсы» в 1907 году [4]. Целью Общества было распространение в массы знаний по всем отраслям науки, а также открытия в Иркутске общественного университета.
Из летописи Романова, мы можем узнать о становлении в Иркутске следующих внешкольных мероприятий [6]. В 1903 году в ремесленном клубе была открыта первая передвижная сибирская выставка картин, устраиваемая Обществом распространения народного образования и народных развлечений.
В 1904 году на детской площадке в г. Иркутске открылись игры для взрослых, главным образом это были шахматы. В 1905 году даже было открыто «Общество любителей шахматных игр».
Во время военных действий в 1904 году при мужской гимназии были открыты шестинедельные курсы Красного Креста по подготовке сестер милосердия для иркутских госпиталей. Также в этом году были открыты при телеграфной конторе четырехмесячные курсы на должность механиков.
В 1907 году на станции Иркутск была открыта железнодорожная бесплатная школа для обучения рабочих первоначальной грамоте.
Также в это время был открыт «Дом трудолюбия», где были представлены такие мастерские, как портняжная, сапожная, белошвейная, переплетная.
В сфере культурно-просветительской работы в г. Иркутске при музыкальном обществе был открыт класс хорового пения; в 1908 году при частной музыкальной школе свободных художников Е.Г. Городецкой, Р.А. Иванова и М.Н. Синицына были открыты драматические курсы. Специальное художественное образование желающие могли получить в созданной рисовальной школе. Школу могли посещать как дети, так и взрослые. Количество слушателей распределялось так: всех учащихся было 34 человека, из них старше 16 лет пятнадцать человек. По окончании действия школы специальная комиссия высказала положительные отзывы по поводу успешности этих классов.
В 1908 году для общего пользования открыт подвижной музей Общества «Просвещение». При музее организована элементарная лаборатория, где желающие могли производить опыты.
В целях повышения профессионального образования в 1908 году при «Обществе приказчиков» были открыты бухгалтерские курсы, в 1909 году открылись трехмесячные занятия на землемерных курсах.
Просвещению, безусловно, способствовали вновь открывающиеся, а также действующие библиотеки. Например, в библиотеке общественного собрания за первое полугодие 1908 года было 1853 посещения, в библиотеке-читальне за это же время 1066 человек, в городской библиотеке 6882 человека.
В 1914 году в г. Иркутске Воскресные школы были представлены Иркутской первой воскресной школой, Иркутской второй воскресной школой, Воскресной школой для взрослых обоего пола и Бесплатной мужской воскресной школой Общества «Просвещение», где велись занятия для начинающих, малограмотных и грамотных.
Физическому воспитанию также было отведено место в атлетской школе под фирмой «Геркулес», где преподавались для лиц, независимо от возраста легкая и тяжелая атлетика, шведская гимнастика с гантелями, борьба на поясах, бокс, японские упражнения «итсу-итсу».
Общественные деятели и меценаты Иркутска принимали активное участие в организации лекций, выставок, сбор денег от которых шел в различные общества распространения образования. Например, в 1904 году г-н Б. А. Сизых завещал бесплатной библиотеке читальне 2700 рублей на покупку книг.
Таким образом, внешкольное образование в Иркутске начала XX века можно определить как сферу народного образования, направленную на просвещение главным образом малограмотных слоёв взрослого населения на основе принципа общедоступности посредством ряда культурнопросветительных и образовательных мероприятий.
Библиографический список
1. Внешкольное образование: [сайт]. ЦКЬ:
http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00014/15600.htm ( дата обращения : 03.04.2010).
2. Календарь - справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1914 год [Текст] / Изд. В. Ф. Хардина, И. И. Серебренникова. - Иркутск : тип. И. П. Казанцева, 1914. - 132 с.
3. Обзор Иркутской губернии за 1912 год [Текст] / Изд. Иркут. Губ. Стат. Ком. - Иркутск : Губ. Тип., 1913, — 44 с. с прил.
4. Отчет о деятельности Общества «Иркутские общедоступные курсы» за 1907 - 1910 гг. [Текст] — Иркутск : Тип. И.П. Казанцева, 1911. - 113 с.
5. Отчет о деятельности Общества распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии за 1901 - 1902 гг. [Текст] - Иркутск : Тип. И.П. Казанцева, 1903. - 49 с.
6. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1902 - 1924 гг. [Текст] / Н. С. Романов.- Иркутск : Вост. - Сиб. кн. изд. - во, 1994. - 560 с., ил.
Волкова Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «АГАО им. В.М. Шукшина», г. Бийск, Россия
УДК 371.5 ББК 74.2(2Р-4Ле)г
СОБЫТИЙНЫЙ ХАРАКТЕР ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЕВ 19 ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ)
В статье представлен анализ организации жизнедеятельности воспитанников Царскосельского Лицея с точки зрения образовательной событийности. Проведён краткий сравнительный анализ характеристик жизнедеятельности Лицея 19 века и современных признаков образовательной событийности.
Ключевые слова: Царскосельский Лицей, жизнедеятельность, событие, образовательное событие.
EVENTUAL CHARACTER OF THE LIFE ACTIVITY IN THE 19th CENTURY LYCEUMS (FROM THE MODEL OF TSARSKOSELSKY
LYCEUM)
The article presents the analysis of pupils’ life activity in Tsarskoselsky Lyceum in terms of educational eventuality. The brief comparative analysis of the characteristics of the life activity in the 19th century Lyceum and modern signs of educational eventuality have been conducted.
Key words: Tsarkoselsky Lyceum, life activity, event, educational eventuality.
Интерес к событиям, событийности в современной жизни невероятно высок. Вопрос в том, что мы называем событием? По каким характеристикам мы его опознаём? Можем ли мы найти примеры событийности в образовании? На эти вопросы мы попытаемся ответить в статье.
Наш исследовательский интерес составляет изучение образовательной событийности. Категория события исследуется в разных научных направлениях (философия, языкознание, социология, психология). Однако при всей многогранности событийной практики в образовании, концептуальные основания образовательного события, образовательной событийности не разработаны. Учитывая отдельные педагогические работы, опираясь на результаты проведённого нами эмпирического исследования, мы определяем понятие образовательное событие как такую форму образования, организацию взаимодействия, коммуникацию субъектов в образовании, которая открывает и порождает личные смыслы и ценности образования, является условием становления нового опыта.